Исследовательская работа ученицы 2 класса "Вредная привычка школьников"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_oleynik_kiry.doc | 94.5 КБ |
Межрегиональный конкурс исследовательских
работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников
«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Исследовательская работа
ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА ШКОЛЬНИКОВ
Выполнил: ученица 1 «А» класса школы-интерната №22 ОАО «РЖД»
Олейник Кира
Руководитель: Ушакова Е.Н., учитель начальных классов школы-интерната №22 ОАО «РЖД»
2023 г.
Оглавление
Введение 3
Основная часть:
Понятие «вредная привычка» и причины её появления 4
Влияние вредной привычки на развитие школьника 6
Способы борьбы с вредной привычкой 7
Заключение 8
Литература 9
Приложение 10
Введение
Выбор темы моей исследовательской работы не случаен. Многие ребята из нашего класса привыкли сосать, грызть ручку, карандаш. От этого она быстро приходит в негодность, ученику становится нечем писать, а выручать своей ручкой не очень хочется, так как с ней он поступит так же. На одном из уроков наша учительница показала карандаш, который был обгрызен учеником почти наполовину. Я решила выяснить причины возникновения этой вредной привычки и способы борьбы с нею.
Я считаю, что данная тема актуальна, так как человеку всегда были присущи те или иные вредные привычки, от которых, несмотря на возникновение множества новейших технологий люди так и не смогли избавиться. Говоря о вредных привычках, в первую очередь имеют в виду курение, алкоголь. Однако и у моих ровесников есть самые разные вредные привычки. Например, привычка теребить волосы или мочку уха, сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, слишком жестикулировать, хватать собеседника за рукав или за пуговицу, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты и т.п.
Я рассмотрю лишь такую привычку как сосание предметов школьниками.
Гипотеза: Сосание предметов младшими школьниками является вредной привычкой и от неё необходимо избавляться.
Цель: Исследовать проблему сосания предметов и возможные способы избавления от этой вредной привычки.
Задачи:
Методы исследования:
Объект исследования: совокупность социальных отношений, являющихся средой возникновения и существования вредных привычек.
Предмет исследования – сосание предметов младшими школьниками.
Основная часть
Привычка – это поведение, образ действий, склонность, ставшие для человека обычным, постоянным в жизни.
Условно привычки можно разделить на хорошие и плохие (вредные). К вредным привычкам относят те, что с одной стороны, наносят вред здоровью самого человека (курение, пьянство, употребление наркотиков и т.п.), с другой – вызывают брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям.
Две трети россиян признают, что у них имеется одна-две, а то и больше вредных привычек. Как показал всероссийский опрос, вредные привычки есть у 78% россиян. Самая распространенная вредная привычка – курение (72%). Грызть ногти, карандаш или ручку 79% россиян считают вредной привычкой, её имеют 18-20% жителей страны. Между тем, по мнению 63% россиян, если вредная привычка безобидна и не мешает окружающим, то от нее необязательно избавляться.
Вредные привычки детей – навязчивые действия, которые отрицательно сказываются на поведении ребенка, его психическом и физическом развитии.
Наиболее распространенные вредные привычки детей такие:
В проводимом мною анкетировании принимали участие 30 учащихся. Я выяснила, что младшие школьники знают почти все вредные привычки. Наличие привычки грызть и сосать ручки (карандаши) отмечают у себя 18 учеников. Даже взрослые признаются, что в детстве тоже имели такую привычку, а некоторые из них продолжают до сих пор грызть ручки и карандаши. Большинство из них подтверждает, что и у их детей эта привычка есть. Больше половины опрошенных родителей сказали, что их дети периодически «тащат» карандаши и ручки в рот. Но в тоже время треть мам и пап считают эту привычку неопасной.
Но мы видим, что детей постарше грызущих карандаши меньше. Это позволяет говорить о том, что, взрослея, дети могут избавиться от этой привычки. Возникнув в детстве, эта вредная страсть у кого-то исчезает, а у кого-то нет. Также можно отметить неодинаковое отношение взрослых к этой проблеме.
Психологи считают, привычка может складываться стихийно, быть результатом воспитания и перерастать в устойчивые черты характера.
Одной из главной причин появления вредных привычек у детей является недостаток внимания к ребенку со стороны родителей, прежде всего, матери, родных и близких.
Другими причинами могут быть:
Большинство школьников затрудняются сказать, почему им свойственно грызть карандаши и ручки. А родители основными причинами существования этой вредной привычки считают беспокойство ребенка, его нервное напряжение. Волнение или дискомфорт ученик пытается снять тем, что тянет что-нибудь в рот. Некоторые опрошенные взрослые объясняют сосание ручки попыткой ребёнка сосредоточиться на решении учебной задачи.
Убедиться в правильности выводов родителей о вреде сосания школьных принадлежностей мне помогли беседы с медработником нашей школы и школьным психологом.
Врач и психолог однозначно заявляют, что это очень вредная привычка. Школьный психолог Надежда Аюшеевна отметила, что многие ее обладатели даже не сразу понимают, что у них есть такая проблема. Врачи называют данную вредную привычку болезнью школьника.
С медицинской точки зрения мы должны указать на следующие негативные моменты:
Психологи прежде всего обращают внимание на то, что такое неполезное действие нельзя рассматривать как болезнь, оно возникает из-за неуравновешенности нервной системы. Чаще всего данную привычку можно наблюдать у тех детей, которых с младенчества воспитывали жестко или уделяли мало внимания. Ребенок, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях. Многие дети начинают грызть карандаши и другие предметы тогда, когда приходят в школу. Для большинства детей школа – это стресс, смена обстановки и нагрузки.
Итак, большинство сходятся во мнении, что грызть письменные принадлежности – это вредно, а иногда опасно. Значит, что с этим надо бороться. Но что делать и как избавиться от этой вредной привычки? Школьный психолог отмечает, что взрослым это сделать проще, так как они обладают развитой силой воли. У детей с этим проблема.
Как показало анкетирование, основная масса младших школьников (44%) честно признались в том, что не знают, как можно избавиться от привычки «тащить» предметы в рот. При этом достаточно велико число детей (20 %), которые считают, что надо себя контролировать.
Около половины опрошенных взрослых ругают детей, пытаясь отучить от привычки. По мнению школьного психолога, папы и мамы таким методом наносят ещё больший вред психике ребёнка. Причины привычки у ребёнка трудно находятся, поэтому работа должна вестись комплексно: психологом, родителями, врачами и педагогом.
Рассмотрев анкеты, учебную литературу, побеседовав со специалистом, я выделил следующие возможные способы избавления от данной привычки:
Заключение
В результате своего исследования я выяснила, что проблема грызения и сосания школьных канцелярских принадлежностей была и остается актуальной в наше время, и борьба с ней – это задача и каждого отдельного человека, и государства в целом.
Причины возникновения этого навязчивого действия в основном это психологические. Привыкание к вредному происходит незаметно, постепенно, раз от разу, когда человек в течение продолжительного времени совершает одни и те же действия. При этом формируется тяга к необдуманному действию. Если вредная привычка уже сформировалась и приняла устойчивый характер, и человек уже не может отказаться от того, чтобы не тянуть письменные принадлежности в рот, то необходимо четко усвоить, что бороться надо не с ребенком, а преодолевать именно эту привычку. И победа над ней возможна только в том случае, если в усилиях принимают участие две стороны – родители и сам ребенок, который должен захотеть избавиться от этого недостатка.
Моя работа может помочь и младшим школьникам, и их родителям понять, что брать в рот, грызть и сосать письменные принадлежности так же вредно, как и другие неправильные действия. Ею можно пользоваться на классных часах, родительских собраниях, проводить профилактические беседы, углублять знания младших школьников о привычках, вредных для здоровья, использовать на уроках по окружающему миру для формирования серьезного отношения детей к своему здоровью.
Литература
Приложение 1
Анкета для учащихся 1 – 2 классов
1.Какие вредные привычки ты знаешь?
__________________________________________________________________________
2.Имеешь ли ты вредную привычку грызть (тащить в рот) посторонние предметы (карандаш, ручку)?
А) да Б) нет
3.Как реагируют на эту привычку взрослые (родители, учителя):
А) никак Б) ругают словесно В) наказывают Д) другой вариант
4.Назовите причины, почему вы сосете ручку, карандаш, другие предметы?
__________________________________________________________________________
5.Что необходимо, по-вашему, сделать, чтобы эта привычка у Вас исчезла?
__________________________________________________________________________
6.Как Вы думаете, влияет ли эта привычка на здоровье человека?
А) Да Б) Нет
7. Знаете ли Вы, как избавиться от этой вредной привычки?
А) Да Б) Нет
Результаты анкетирования детей
№ ВОПРОСА | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ | КОЛИЧЕСТВО чел. |
1 | курение алкоголизм наркомания не мыть руки грызть ногти ковырять в носу чавкать за столом завивать волосы брать пальцы в рот плеваться щелкать пальцами | 10 8 3 7 15 7 6 1 2 2 2 |
2 | Да Нет | 18 12 |
3 | никак ругают словесно наказывают другой вариант | 5 23 1 1 |
4 | я не сосу ручку, карандаш потому, что хочется пожевать потому что вкусно не могу назвать причину, не знаю привычка нечего делать просто так я в этот момент думаю, сосредотачиваюсь | 4 2 3 10 3 6 4 7 |
5 | контролировать себя меньше думать не тащить в рот применить силу воли придерживаться правил поведения наказать отвлечься на что-то другое не брать предметы в руки, пока они не нужны сразу после работы класть предметы на место | 10 1 5 3 4 2 3 1 1 |
6 | Да Нет | 12 18 |
7 | Да Нет | 19 11 |
Северное сияние
Шум и человек
Три коробки с орехами
Ветер и Солнце
Ночная стрельба