Фармацевтический вклад ученых в ВОВ
Вложение | Размер |
---|---|
farmats_vklad_uchenyh-himikov_v_pobede_na_vov_sobol.docx | 68.37 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №17
с углубленным изучением отдельных предметов"
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Фармацевтический вклад ученых – химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне
Направление проекта: гуманитарное
Исполнитель:
Соболь Елизавета Эдуардовна,
учащаяся 10 «а» класса
Руководитель:
Чернышева Екатерина Александровна,
учитель химии, 1 КК.
Каменск-Уральский
2022
Содержание
1. Фармацевтический вклад ученых-химиков 5
1.2 Влияние фармацевтики на жизни людей в годы войны 6
1.3 Важность знаний о фармацевтическом вкладе в современности 7
2. Исследовательская часть работы 8
3. Практическая часть исследовательской работы 13
3.2. Повторное анкетирование обучающихся 14
Великая Отечественная война была смертельным противоборством оружия, упорства, идей и стратегий. В научно-техническом прогрессе XX века это было битва производств, экономик и наук. Вместе с нашими воинами победили рабочие, мастера, доктора наук, военные медики и гражданские химики. В Великой Отечественной войне на защиту Родины встал весь народ, а свою работу в лабораториях учёные рассматривали как боевое задание фронта [3].
Война требовала скорейшего внедрения новых технологий. Огромную роль в формировании фармацевтики тех времен сыграло использование лекарственных средств, созданных на основе растительного сырья.
Несмотря на все трудности советские химики, ученые и работники промышленности, справились со стоящими перед ними задачами и внесли свой достойный вклад в победу над фашистской Германией.
Но со Дня Победы прошло уже более 75-ти лет. За такой срок, знания сократились, ветеранов войны остается все меньше и меньше. А людям в современном мире эта информация мало интересна.
Актуальность исследования заключается в постепенном истощении знаний, как о войне, так и об ее участниках и вкладе каждого из них. О фармацевтическом вкладе ученых люди вообще не знают.
Цель проекта: донести до подростков информацию о фармацевтическом вкладе ученых-химиков в победу в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
Объект исследования: фармацевтический вклад ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне.
Предмет исследования: осведомленность современным поколением о вкладе ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне.
Гипотеза исследования: интересные факты из истории помогут подрастающему поколению формировать правильные жизненные принципы, гражданскую позицию, направленную на социально значимое поведение.
Методы исследования:
Методы теоретического уровня:
Методы эмпирического уровня:
Методы математического уровня:
В различной литературе можно встретить разные вариации определения такого понятия как «фармацевтика». Например, в словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова понятие фармацевтика трактуется так – часть науки о лекарствах, занимающаяся изысканием, изготовлением, хранением и отпуском лекарственных средств[1].
В энциклопедическом словаре понятие более сложное. Фармацевтика-раздел фармакологии, занимающийся изысканием, исследованием, изготовлением, стандартизацией, хранением и отпуском лекарственных средств[2].
Наиболее распространенным понятием является «фармацевтика - это область знания и практической деятельности в интересах промышленного, массового и экономически совершенного производства лекарственных средств и субстанций»[4] .
Фармакологические исследования позволили уточнить и расширить показания к применению различных фармацевтических средств. Это стало возможным благодаря углублению понимания механизмов их действия.
Как известно, еще несколько десятков лет назад, специалисты не могли найти лекарств от многих заболеваний. На данный момент фармацевтика в значительной степени продвинулась вперед. В результате нам представилась возможность вылечить самые разные заболевания, которые ранее считались неизлечимыми. Несмотря на то, что стоимость некоторых лекарств достаточно велика, все они пользуются большим спросом, что свидетельствует о том, что человек не может представить свою жизнь без фармацевтической продукции [5] .
В годы Великой Отечественной войны фармацевтика сыграла важную роль, как и героизм, и мужество советских солдат, сплоченность фронта и тружеников тыла, наличие грамотного командования. Благодаря советским фармацевтам было:
За выдающиеся научные работы и изобретения, выполненные в суровые и сложные годы войны, многие химики были удостоены звания лауреатов государственных премий. Например, Алексей Евграфович Фаворский. Он изучил химические свойства и превращения – ацетилена. Совместно со своими учениками создал новый метод получения виниловых эфиров, необходимых для производства целого ряда продуктов. Новые соединения на основе ацетилена нашли применение в оборонной отрасли промышленности. Ученый предложил оригинальные способы получения изопренового синтетического каучука на основе угля и воды.
Александр Евгеньевич Ферсман, в свою очередь, организовал поиски минерального сырья, придумывая методы его скорейшей переработки для нужд страны. В 1944 г. Ферсман в составе группы ученых участвовал в разработке мероприятий по обеспечению развития добычи. Академик создал из сотрудников руководимого им института небольшие отряды и разослал их в разные районы страны для поисков минерального сырья, необходимого для выполнения военных заказов[6].
Фармацевтический рынок по праву можно назвать стратегическим сектором для социально-экономического развития всех без исключения стран мира. Значимость отрасли повышается в связи с тем, что она является залогом оптимального функционирования здравоохранения в стране, что обеспечивает рост качества жизни и сохранение трудоспособности населения. Уникальность мирового фармацевтического рынка заключается в удовлетворении потребностей населения в сохранении здоровья, его улучшении, профилактике, что определяет его социально-экономическую значимость[7].
Главной причиной, почему необходимо на уроках истории и химии затрагивать тему фармацевтического вклада в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне это осведомленность современного поколения. Со времен войны прошло уже достаточное количество времени и знания постепенно истощаются. Людей, которые жили в те времена и которые все тяготы испытали на себе, остается все меньше. В скором времени их, к сожалению, и вовсе не станет, но нам необходимо сохранить память, не исковеркать историю, все оставить как есть и не повторять прошлых ошибок. Если не упоминать роль фармацевтики, и не только ее, в победу эта информация забудется. Все, что пережили наши прадеды, и прабабушки будет забыто и обесценено.
Зинаида Виссарионовна Ермольева со своими учениками в 1942 году впервые в СССР изобрела отечественный пенициллин. Работая в тяжелых условиях военных лет, она получала, испытывала и отправляла в больницы препарат, необходимый для лечения раненых. Также, были созданы и внедрены в производство многие новые антибиотики и их лекарственные формы, в том числе стрептомицин, тетрациклин и т.д.
В 1960 году она же со своими коллегами получила противовирусный препарат — интерферон. Лекарство для лечения тяжелой формы гриппа. Препарат до сих пор не теряет своей актуальности и эффективности.
В рамках исследовательской работы, для подтверждения или опровержения выдвинутой мною гипотезы, было проведено анкетирование среди подростков - учеников 7-11 классов МАОУ СОШ №17, для получения информации по исследуемой теме.
Для входного анкетирования были предоставлены следующие вопросы:
Уважаемые ученики, прошу Вас ответить на вопросы анкеты!
А) Мужество и героизм солдат Б) Фармацевтические открытия ученых В) Разъединенность фронта, тружеников тыла и народа Г) Наличие неграмотного командования Д) Не знаю
А) разработал устройство, способное получать жидкий кислород из воздуха в неограниченном количестве; Б) разработал компактный метод получения виниловых эфиров; В) создал из своих сотрудников отряды и разослал их по всей стране для поиска минерального сырья.
А) Да Б) Нет В) Мне сложно ответить
А) Да Б) Нет В) Не определился
Спасибо Вам за ответы. |
В результаты проведенного анкетирования среди 68 человек были получены следующие результаты:
На вопрос «Как Вы думаете, какие из нижеперечисленных факторов способствовали победе в Великой Отечественной войне?» мы получили следующие результаты:
Диаграмма 1. «Как Вы думаете, какие из нижеперечисленных факторов способствовали победе в Великой Отечественной войне?»
По данной диаграмме можно сделать вывод, что большинство опрашиваемых (40%) в первую очередь считают мужество и героизм солдат главной причиной победы в Великой отечественной войне. На втором месте стоит вариант ответа про фармацевтику (22%).
Можно сделать вывод - в первую очередь при подобных вопросах ребята отвечают, пользуясь знаниями из истории, тем, о чем говорят ежегодно на классных часах. Тема вклада фармацевтики и ученых-химиков затрагивается крайне редко. Интересно, знают ли ученики о каких-либо вкладах известных ученых-химиков?
Следующим вопросом был: «Какое открытие совершил ученый - химик Александр Евгеньевич Ферсман в 1940-е года?» и ученики на него ответили так:
Диаграмма 2. «Какое открытие совершил ученый - химик Александр Евгеньевич Ферсман в 1940-е года?»
Из данной диаграммы видно, что большинство учащихся (90%) не знает какое открытие совершил ученый А.Е. Ферсман в 1940-е года. Скорее всего, причина этому та же, что и в предыдущем вопросе. Тема ученых-химиков и их вклад в победу не затрагивается на уроках химии и истории. Ученики в подавляющем большинстве этой информации не знают, хотя данный факт сыграл немаловажную роль и эта информация нужна не только для расширения кругозора, но и для знаний истории своей Родины, вклада в Победу.
На вопрос анкеты «Много ли Вы знаете об открытиях ученых-химиков?» были получены такие результаты:
Диаграмма 3. «Много ли Вы знаете об открытиях ученых-химиков?»
По данным диаграммы понятно, что больше половины опрошенных (56%) довольно мало знает об открытиях ученых – химиков, что мы уже видели в ответах на предыдущие вопросы и подтверждает актуальность исследования. Данная тема, если и разбирается на уроках, то мимолетно.
А интересна ли вообще ученикам химия как предмет? На вопрос «Интересна ли Вам химия?» были получены такие результаты:
Диаграмма 4. «Интересна ли Вам химия?»
По диаграмме видно, что многим учащимся (41%) интересна химия, малая часть еще не определилась и 34% ответили отрицательно. Возможно, отрицательные ответы связаны с непониманием учеников различных тем по химии. Если бы темы по химии содержали интересные факты из истории, то многие дети, возможно, проявили более активный интерес к изучаемому предмету. А хочется ли учащимся больше узнать информации по этой теме?
На вопрос «Хотелось бы Вам узнать больше информации о вкладе ученых-химиков в победу в Великой Отечественной войне?» ответы были получены следующие ответы:
Диаграмма 5. «Хотелось бы Вам узнать больше информации о вкладе ученых-химиков в победу в Великой Отечественной войне?»
Из данной диаграммы можно заметить, что больше половины учащихся (53%) хотят узнать больше информации о вкладе ученых-химиков. Опять же, как мне кажется, ученики отвечали отрицательно на данный вопрос по причине того, что им эта тема кажется неинтересной. Но стоит заметить, если рассказать о вкладе ученых-фармацевтов в интересной, интерактивной форме, то мнение учеников, с большой вероятностью, изменится.
Подводя итог, можно сказать, что знания и интерес к аспектам химии в общем, вкладу химиков в контексте истории в частности, зачастую зависит от формы подачи материала детям и алгоритму организации самих уроков, посвященных этим темам. Мне кажется, что в рабочую программу по таким предметам, как химия, история и обществознание следует включить изучение разделов, посвященных победе нашего народа в Великой Отечественной войне именно под углом химического вклада учёных.
Проблема, поставленная мною в начале исследовательской работы, нашла свое подтверждение. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования, мною был разработан классный час на тему «Вклад ученых химиков в победу в Великой отечественной войне» с целью его проведения среди учеников МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 17» города Каменска-Уральского.
Основываясь на полученные данные в результате входного анкетирования, мною был разработан материал для проведения классного часа среди учеников МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 17» города Каменска-Уральского.
На основе моей исследовательской работы, была создана презентация. В ней содержалась такая информация как:
Презентация была представлена ученикам в формате классного часа. Нами были найдены материалы и исторические факты, которые бы наиболее заинтересовали аудиторию.
Формат классного часа нами был выбран не случайно, а потому что именно в такой форме можно преподнести учащимся всю необходимую для понимая информацию, и при этом провести время интересно, чтобы ученикам в дальнейшем хотелось узнать еще больше фактов из истории, фармацевтики и вклада ученых – химиков.
По окончанию классного часа, ученикам была представлена анкета.
Уважаемые ученики, прошу Вас ответить на вопросы анкеты!
А) Мужество и героизм солдат Б) Фармацевтические открытия ученых В) Разъединенность фронта, тружеников тыла и народа Г) Наличие неграмотного командования Д) Не знаю
А) разработал устройство, способное получать жидкий кислород из воздуха в неограниченном количестве; Б) разработал компактный метод получения виниловых эфиров; В) создал из своих сотрудников отряды и разослал их по всей стране для поиска минерального сырья.
А) Да Б) Нет В) Мне сложно ответить
А) Да Б) Нет В) Не определился Спасибо Вам за ответы. |
Сравним результаты первого и последнего анкетирования. На вопрос «Как Вы думаете, какие из нижеперечисленных факторов способствовали победе в Великой Отечественной войне?» получены такие результаты:
Диаграмма 6. «Как Вы думаете, какие из нижеперечисленных факторов способствовали победе в Великой Отечественной войне?»
Таким образом, мнение учеников после классного часа изменилось. В первом анкетировании большинство проголосовало за: мужество и героизм солдат. Но уже во втором анкетировании подавляющее большинство ответило за фармацевтический вклад. Можно сделать вывод, что ученики кроме всем известных фактов вспомнили и о фармацевтике.
Сравним вопрос «Какое открытие совершил ученый - химик Александр Евгеньевич Ферсман в 1940-е года?».
Диаграмма 7. «Какое открытие совершил ученый - химик Александр Евгеньевич Ферсман в 1940-е года?»
В первом анкетировании процент правильных ответов составлял всего 10%, но после классного часа, правильно ответили уже 78% опрошенных учеников. Такой рост правильных ответов связан с хорошо усвоенной учениками информацией из проведенного классного часа.
Дальше, ученикам в анкете был задан повторно вопрос «Много ли Вы знаете об открытиях ученых-химиков?»
Диаграмма 8. «Много ли Вы знаете об открытиях ученых-химиков?»
В первом анкетировании, большинство учеников ответило на этот вопрос отрицательно. Во втором анкетировании ответы изменились, так, половина учеников не могут однозначно на него ответить. Могу предположить, что это связано с недостаточным количеством информации, и тем, что классный час был проведен единожды.
Завершающим вопросом в обеих анкетах был: «Хотели бы Вы узнать еще больше информации о вкладе ученых-химиков в победу в Великой Отечественной войне?». Во втором анкетировании были получены следующие результаты:
Диаграмма 9. «Хотели бы Вы узнать еще больше информации о вкладе ученых-химиков в победу в Великой Отечественной войне?»
В обоих анкетированиях большинство учеников ответили положительно. Это означает, что учащихся интересует данная тема и о ней стоит говорить на уроках истории и затрагивать на уроках химии.
Подводя итог, можно заметить, что после классного часа количество правильных ответов увеличилось, изменились и ответы на вопросы об их отношение к химии и знаниям о фармацевтическом вкладе. Это еще раз подтверждает факт того, что чем интереснее преподать новую информацию и исторические факты, тем более заинтересуются учащиеся, они захотят узнать еще больше.
Необходимо найти правильный подход к каждому ученику. В данном возрасте учащихся все еще привлекают различные интерактивные уроки, либо уроки с подачей информации в развлекательной форме.
Фармацевтический вклад ученых – химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне тема достаточно интересная и занимательная как для русского народа, так и для других этносов. Интересно знать, как именно советский народ одержал победу в те нелегкие времена. Но все-таки она редко затрагивается. Чаще всего рассматривают факт мужества солдат, их отчаянные поступки. Да, это тоже играло немаловажную роль, но и про остальные вклады забывать не стоит. А сейчас, так тем более необходимо чаще упоминать об этом. Чтобы современное поколение знало свою историю и в дальнейшем не позволило ее менять другим людям.
Поэтому нами была выбрана эта тема. Мне самой было интересно узнать как можно больше информации об этом. Какие фамилии наиболее известны, какие вклады совершили ученые, что они смогли разработать и открыть.
В ходе исследовательской работы, нами была изучена тема фармацевтики, ее роли в годы Великой Отечественной и ее роль в современности; проведено анкетирование среди учащихся старших классов, где я выяснила, что большинство учащихся как раз не знает какие открытия совершили наши ученые – химики в годы войны.
Основываясь на результатах анкеты, мною был разработан материал для классного часа. В нем было кратко рассказано, чем же химики поспособствовали победе, какие фамилии ученых наиболее известны.
После классного часа было проведено повторное анкетирование. В результате, которого я поняла, насколько ученики усвоили информацию, поменяли ли они свое мнение об этой теме.
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза в начале создания проекта нашла свое подтверждение, интересные факты из истории помогут подрастающему поколению формировать правильные жизненные принципы, гражданскую позицию, направленную на социально значимое поведение.
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Как готовятся к полетам на Луну
Щелкунчик
Лиса и волк
А теперь — мультфильм