Данная работа рассматривает проблему правильного выбора профессионального будущего старшеклассника, взаимосвязь темперамента и будущей профессии. Ведь правильно выбранная профессия – это залог успеха на всю жизнь.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_temperamenta.docx | 60.78 КБ |
XIV муниципальная научно-практическая конференция школьников
«Я познаю мир наук»
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ
В СТАРШИХ КЛАССАХ
Работу выполнил (а):
Языкова Ангелина Романовна,
ученик(ца) 10 класса
МБОУ Стаевской СОШ.
Научный руководитель:
Пичугина Елена Сергеевна,
педагог-психолог
МБОУ Стаевской СОШ
Стаево
2024 г.
Актуальность исследования:
Тема моего проекта – «Влияние темперамента на выбор профессии в старших классах» тесно связана со мной, так как я являюсь старшеклассницей и передо мной стоит выбор профессии. Проблема профориентации в современных условиях играет важную роль для каждого выпускника. При выборе профессии некоторые выпускники школ руководствуются престижностью и последующей доходностью, но есть и другой путь, который определен индивидуальными особенностями человека. Они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям относится темперамент. Данная работа рассматривает проблему правильного выбора профессионального будущего старшеклассника, взаимосвязь темперамента и будущей профессии. Ведь правильно выбранная профессия – это залог успеха на всю жизнь.
Цель : установить взаимосвязи между типами темперамента и склонностями к профессии выпускников.
Задачи:
а) изучить и проанализировать информацию о темпераменте и его типах;
б) провести тестирование среди учащихся 11 класса на определение типа темперамента, на определение профессиональных склонностей;
в) проанализировать и выявить взаимосвязь между типом темперамента и склонностями профессии на основе проведённых тестирований;
г) подготовить буклет для выпускников на тему: «Темперамент и выбор профессии».
Гипотеза: тип темперамента значительно влияет на выбор профессиональной деятельности.
Методы исследования: анализ литературы и других источников информации, тестирование, проведенное в 11 классе.
Основные результаты: проведенное исследование позволило расширить знания об особенностях темперамента и его значении в профессиональной деятельности человека. Полученные данные могут быть использованы педагогами и психологом нашей школы при работе с детьми старшего школьного возраста по профориентации.
Вывод: установили взаимосвязи между типами темперамента и склонностями к профессии выпускников.
Оглавление
Введение
Глава I. Темперамент и свойства нервной системы.
Глава II. Темперамент и профессиональная деятельность.
2.1. Учёт темперамента в деятельности и при выборе профессии.
Глава III. Исследование взаимосвязи темперамента и профессионального выбора учащихся
3.1. Исследование влияния темперамента на успешность в профессиональной деятельности.
3.2 Анализ данных исследования влияния темперамента на успешность в профессиональной деятельности.
Заключение.
Список литературы.
Введение
От выбора профессии зависит многое. Удовлетворенность работой, уровень дохода, здоровье, жизненное благополучие. Человек, который занимается нелюбимым делом, рано или поздно начинает жаловаться, что «работа, стала неинтересной» или к ней душа не лежит. Чтобы не попасть в такую ситуацию, стоит выбрать профессию по душе, которая будет приносить удовлетворение. Работа забирает у нас треть жизни. Успех или неудача в выборе профессии влияет на самостоятельность и уверенность в себе.
Именно поэтому я считаю, что тема моей исследовательской работы является актуальной для всех тех подростков, которые стоят перед выбором своей будущей профессии, ведь самый важный этап в выборе профессии- максимально объективно изучить себя, определить свой темперамент, свои склонности и способности. Правильно выбранная профессия – это залог успеха на всю жизнь.
1. Темперамент и свойства нервной системы.
1.1 Определение темперамента.
Основателем учения о типах темперамента считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» - крови, флегмы (мокроты), желтой желчи и черной желчи, которые входят в его состав. Каждая жидкость имеет особые свойства и особое назначение. Если эти жидкости в организме человека смешаны непропорционально, то развиваются различные заболевания.
Исходя из этой теории, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов. Согласно учению Галена тип темперамента зависит от того, какой из «соков» преобладает в организме человека.
И так… темперамент — это особенности поведения человека, совокупность психических особенностей, характеризующих поведение человека: его манеру реагировать на события, взаимодействовать с окружающим миром. Эти особенности связаны с преобладанием в его организме той или иной основной жидкости или жизненного сока. Так, преобладание жёлтой желчи делает человека импульсивным (холериком), лимфы – спокойным (флегматиком), крови – подвижным (сангвиником), а чёрной желчи – грустным (меланхоликом).
Научное учение о темпераментах было создано Иваном Петровичем Павловым. Он связывал темперамент с функционированием центральной нервной системы. При изучении высшей нервной деятельности он обнаружил следующие её свойства:
1. Сила - способность выдерживать интенсивные нагрузки: длительную работу, стресс и т. д. В зависимости от этого было выделено два ее типа: сильный и слабый.
Люди, имеющие высокие показатели силы возбуждения, отличаются высокой работоспособностью, смелостью, склонностью к риску, умением преодолевать трудности и неудачи в работе; настойчивы и упорны в достижении своих целей, стремятся к самостоятельности, легко переживают неудачи.
2. Уравновешенность. Люди, имеющие низкие показатели процессов возбуждения и торможения. В зависимости от этого выделяют два типа нервной системы и соответствующих типа темперамента: уравновешенный и неуравновешенный. Уравновешенный человек ведет себя собранно в самой напряженной обстановке. Без труда он подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлетов и падений.
3. Подвижность - проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. В соответствии с этим было выделено два типа нервной системы: подвижный и инертный. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому. Например, ученик с подвижной нервной системой при прочих равных условиях быстрее решит задачу, чем ребенок с инертной нервной системой.
В зависимости от соотношения этих процессов были выделены четыре типа высшей нервной деятельности и соответствующие темпераменты:
сангвинический - сильный уравновешенный подвижный;
флегматический - сильный уравновешенный инертный;
холерический – сильный неуравновешенный;
меланхолический - слабый тип.
1.2 Типы темперамента.
Из наиболее распространенных классификаций выделяют следующие типы темперамента:
Холерик — быстрый, порывистый, но совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, быстро истощается.
Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями.
Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним.
Глава II. Темперамент и профессиональная деятельность.
2.1. Учёт темперамента в деятельности и при выборе профессии
Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где требуется повышенная концентрация, внимание и энергичность. Они – лидеры. Холерику противопоказаны такие профессии, как цветоводство, библиотекарское дело и бухгалтерский учет.
Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссер, повар, следователь, геолог, электрик и т.д.
Сангвиник – прирожденный руководитель. С точки зрения подчиненных этот тип является, пожалуй, самым приятным и душевным начальником. Его сильная черта – умение уговаривать и располагать к себе. Однако технические моменты в работе часто вызывают у сангвиников затруднения. Монотонная, конвейерная, требующая постоянного внимания работа не для них. Поэтому профессию ткача, делопроизводителя, бухгалтера, мастера-часовщика, радиомонтажника, библиографа, архивиста, реставратора можно смело исключить.
Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и т.д.
Флегматик. На первый взгляд отрицательная их черта – медлительность – делает их очень сильными. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение незаменима в стрессовых ситуациях. Поэтому из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители.
Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.
Меланхоликам не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, так как «общение» с компьютерами у них выходит намного лучше. Напряженная работа врача, особенно хирурга, спасателя, летчика, диспетчера приведут меланхолика к истощению нервной системы и ухудшению здоровья.
Рекомендуемые профессии: деятель искусств, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, специалист по машинописи, слесарь, токарь, радиомеханик и т.д.
Не трудно догадаться, что среди меланхоликов много писателей, композиторов.
Вывод:
Изучив необходимую литературу, можно утверждать, что психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма. Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше - для других. На успешность овладения профессией влияют особенности темперамента, его соответствие требованиям профессиональной деятельности.
Глава III. Исследование взаимосвязи темперамента и профессионального выбора учащихся
В гипотезе работы было выдвинуто предположение о том, что темперамент личности влияет на выбор профессиональной деятельности.
С целью подтверждения этой гипотезы в практической части мной при помощи психолога Елены Сергеевны было проведено исследование: определение типов темперамента по разным диагностическим материалам.
Исследование проводилось на базе МБОУ Стаевской СОШ, в нём приняли участие учащиеся 11 класса.
Диагностика типов темперамента по методике Александра Белова (приложение 1)
Обучающимся была предложена диагностика А.Белова с целью определения типа темперамента. Результаты занесены в таблицу.
№ | код обучающегося | Доминирующий темперамент | |||
1. | 01 | 29%М 27%С | 20%Х | 24%Ф | |
2. | 02 | 35%С | 28%Х | 23%Ф | 15%М |
3. | 03 | 32%Х 29%М | 22%С | 17%Ф | |
4. | 04 | 37%М | 30%Ф | 18%С | 15%Х |
5. | 05 | 33%М 30%С | 27%Ф | 10%Х | |
6. | 06 | 31%Х 31%С | 14%Ф | 25%М | |
7. | 07 | 31%Х | 27%С | 25%Ф | 17%М |
8. | 08 | 36%Х 31%Ф | 28%С | 8%М |
Условные обозначения:
С – сангвиник, Ф - флегматик, Х - холерик, М – меланхолик.
Вывод: в ходе проведенной диагностики было установлено, что чистый тип темперамента не имеет ни один обучающийся (мы взяли наибольшее процентное значение).
Диагностика эмоциональной стабильности, экстраверсии - интроверсии по методике Г. Айзенка (приложение 2).
№ | код обучающегося | Показатель интроверсии-экстраверсии | Показатель эмоциональной стабильности (нестабильности) | Тип темперамента (по А. Белову) |
1. | 01 | Умеренный интроверт | Нейротизм (эмоциональная нестабильность) умеренный | Меланхолик |
2. | 02 | Умеренный экстраверт | Эмоциональная стабильность умеренная | Сангвиник |
3. | 03 | Умеренный экстраверт | Нейротизм (эмоциональная нестабильность) сильный | Холерик |
4. | 04 | Очень сильный интроверт | Эмоциональная стабильность умеренная | Меланхолик |
5. | 05 | Умеренный интроверт | Нейротизм (эмоциональная нестабильность) умеренный | Меланхолик |
6. | 06 | Умеренный интроверт | Нейротизм (эмоциональная нестабильность) умеренный | Холерик |
7. | 07 | Умеренный экстраверт | Эмоциональная стабильность умеренная | Холерик |
8. | 08 | Умеренный экстраверт | Эмоциональная стабильность высокая | Холерик |
Холерики, согласно модели Г. Айзенка, экстраверты, и они эмоционально неустойчивы. Сангвиники - экстраверты, эмоциональны устойчивы. Меланхолики – интроверты и эмоциональны неустойчивы. Флегматики - интроверты и эмоциональны устойчивы.
Вывод: в нашем случае показатели экстраверсии – интроверсии составляет совпадение на 81%, по эмоциональной стабильности – на 67%. В ходе экспериментального изучения типов темпераментов по разным тестам они совпадают на 50% и более.
Диагностика по дифференциально-диагностическому тесту Е. А. Климова (приложение 3).
Для определения склонностей и интересов обучающимся была предложена диагностика Е. А. Климова. Результаты занесены в таблицу.
№ | код обучающегося | Профессиональные предпочтения |
1. | 01 | Человек-природа. |
2. | 02 | Человек-знаковая система или Человек- человек. |
3. | 03 | Человек- человек. |
4. | 04 | Человек-знаковая система. |
5. | 05 | Человек- художественный образ. |
6. | 06 | Человек-знаковая система. |
7. | 07 | Человек-человек. |
8. | 08 | Человек-техника. |
Получены следующие результаты: профессии типа «Человек – техника», «Человек – художественный образ», «Человек-человек», «Человек – знаковая система», «Человек - природа». Вспоминая данные теоретической части нашей работы, где мы рассматривали виды темперамента в деятельности и при выборе профессии и, анализируя результаты теста Е.А.Климова, можем утверждать, что профессии типа «человек – художественный образ» выбирают часто меланхолики и флегматики, они же выбирают профессии типа «человек-знаковая система». А сангвиники и холерики – профессии типа «человек-человек», «человек-техника». Совпадение типов темперамента с выбором типа профессии составило 91%.
• «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
• «человек–техника» –все технические профессии;
• «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
• «человек–знак» -все профессии, связанные с цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
• «человек–художественный образ» –все творческие специальности.
Выводы. Обобщив теоретический и диагностический материал, мы пришли к следующим выводам:
1. Теоретический материал помог узнать, что темперамент значительно влияет на выбор будущей профессии. Чтобы не сделать ошибку в выборе, а получить удовлетворение от профессии, необходимо учитывать и тип нервной системы, и профессиональные и лидерские качества, что влияет на работоспособность, мыслительные процессы, разнообразие видов деятельности. 2. Диагностические материалы позволяют определить тип темперамента, тип профессии, выявить склонности и интересы и развить их при углубленном изучении предметов.
Список используемой литературы:
1. https://proforientatsia.ru/career-guidance/seniors-career-guidance/problemy-proforientatsii-shkolnikov/
2. https://vplate.ru/temperament/vliyanie-na-vybor-professii/
3. https://megaobuchalka.ru
4. Преображенская Н.А. Потенциал вашей личности. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
5. Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ М.С.Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
Приложение 1
Диагностика типов темперамента по методике Александра Белова
Учащимся мы раздали бланки с напечатанным на них перечнем «жизненных показателей» каждого из четырех типов темперамента и предлагается отметить знаком «+» те качества личности (показатели), которыми они обладают.
Образец бланка
Если Вы:
1. неустойчивы, суетливы
2. не выдержанны, вспыльчивы
3. нетерпеливы
4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми
5. решительны и инициативны
6. упрямы
7. находчивы в споре
8. работаете рывками
9. склонны к риску
10. незлопамятны и необидчивы
11. обладаете быстрой речью
12. неуравновешенны, склонны к горячности
13. агрессивный забияка
14. нетерпеливы к недостаткам
15. обладаете выразительной речью
16. способны быстро действовать и решать
17. неустанно стремитесь к новому
18. обладаете резкими, порывистыми движениями
19. настойчивы в достижении поставленной цели
20. склонны к резким сменам настроения – то вы холерик.
Если Вы:
1. веселы и жизнерадостны
2. энергичны и деловиты
3. часто не доводите начатое дело до конца
4. склонны переоценивать себя
5. способны быстро схватить новое
6. неустойчивы в интересах и склонностях
7. легко переживаете неудачи и неприятности
8. легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам
9. с увлечением беретесь за любое дело
10. быстро остываете, если дело перестает Вас интересовать
11. быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую
12. тяготитесь однообразной, будничной, кропотливой работой
13. общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для Вас людьми
14. выносливы и работоспособны
15. быстро засыпаете и пробуждаетесь
16. обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой
17. сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке
18. обладаете всегда бодрым настроением
19. часто несобранны, проявляете поспешность в решениях
20. склонны иногда скользить на поверхности, отвлекаться, – то вы сангвиник.
Если Вы:
1. спокойны и хладнокровны
2. последовательны, обстоятельны в делах
3. осторожны и рассудительны
4. умеете ждать
5. молчаливы и не любите попусту болтать
6. сдержанны и терпеливы
7. обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без выраженных эмоций
8. доводите начатое дело до конца
9. не растрачиваете попусту сил
10. строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе
11. легко сдерживаете порывы
12. маловосприимчивы к одобрению и порицанию
13. не злобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес
14. постоянны в своих интересах
15. ровны в отношениях со всеми
16. инертны, малоподвижны, вялы
17. любите аккуратность во всем, порядок во всем
18. с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке
19. обладаете выдержкой,
20. постоянно сходитесь с новыми людьми – то вы флегматик.
Если Вы:
1. стеснительны, застенчивы
2. теряетесь в новой обстановке
3. не верите в свои силы
4. затрудняетесь установить контакт с чужими людьми
5. легко переносите одиночество
6. чувствуете подавленность и растерянность при неудачах
7. склонны уходить в себя
8. быстро утомляетесь
9. обладаете слабой тихой речью, иногда снижающейся до шепота
10. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника
11. впечатлительны до слезливости
12. чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию
13. предъявляете высокие требования к себе и к окружающим
14. склонны к подозрительности, мнительности
15. болезненно чувствительны и легко ранимы
16. чрезмерно обидчивы
17. скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями
18. малоактивны и робки
19. безропотно покорны
20. стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, – то вы меланхолик.
Обработка полученных данных заключается в подсчете положительных ответов (плюсов) по каждому типу темперамента отдельно. Если количество положительных ответов составит 16–20, это значит, что у школьника ярко выражены черты данного типа темперамента. Если положительных ответов насчитывается 11–15, значит, качества данного темперамента присущи ему в значительной степени. Если положительных ответов 6–10, то качества данного типа присущи ему в небольшой степени.
Поскольку нередки случаи, когда у школьника черты одного темперамента могут быть «перемешаны» с чертами другого (смешанный тип темперамента), при обработке данных полезно использовать следующую формулу:
Фт =,
где Фт – формула темперамента
X – холерический темперамент
С – сангвинический темперамент
Ф – флегматический темперамент
М – меланхолический темперамент
А – общее число плюсов по всем типам
Ах – число плюсов в перечне холерика
Ас – число плюсов в перечне сангвиника
Аф – число плюсов в перечне флегматика
Ам – число плюсов в перечне меланхолика.
Приложение 2
Диагностика эмоциональной стабильности, экстраверсии – интроверсии по методике Г.Айзенка
Варианты ответов на вопросы: "да", "нет". Первый ответ, пришедший Вам в голову, является правильным. Ваши ответы - "да" - плюс, "нет" - минус - фиксируйте на листке бумаги.
Обработка теста ("ключ").
Если ответ "ключа" совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, - ноль баллов.
Шкала лжи.
Ответ "да" на вопросы: 6, 24, 36.
Ответ "нет" на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Сосчитайте сумму. Если результат от 4 и больше баллов, это значит, что у Вас появилась так называемая социальная желательность: Вы отвечали не так, как есть на самом деле, а так как Вам хотелось бы или так, как принято в обществе. Другими словами, Ваши ответы не достоверны. Если результат меньше 4 баллов, Ваши ответы искренни. Пожалуйста, продолжайте.
Если ответ "ключа" совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, - ноль баллов.
Шкала экстраверсии.
Ответ "да" на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
Ответ "нет" на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.
Сосчитайте сумму.
Шкала эмоциональной устойчивости.
Ответ "да" на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Сосчитаем сумму.
Далее мы чертим оси координат: горизонтальная ось - "шкала экстраверсии", вертикальная ось - "шкала эмоциональной устойчивости". Каждая шкала от 1 до 24, пересекаются в точке 12. Отмечаем свои показатели на осях. Находим точку пересечения. Точка может лежать на оси, если одна из шкал равна 12.
Результат, который мы получили, - наш преобладающий тип темперамента. По шкале экстраверсии мы можете посмотреть тип направленности личности: экстраверт или интроверт.
Экстраверсия — интроверсия
Экстраверт – общителен, имеет широкий круг знакомств, имеет необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
Интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Приложение 3
Диагностика по дифференциально-диагностическому тесту Е. А. Климова
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
|
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
| 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
| 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
Типы профессий Номера вопросов
Человек-природа 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
Человек-техника 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
Человек-человек 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
Человек-знаковая система 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б
Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Интерпретация результатов теста
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
• «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
• «человек–техника» –все технические профессии;
• «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
• «человек–знак» -все профессии, связанные с цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
• «человек–художественный образ» –все творческие специальности.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Сторож
Как нарисовать черёмуху
Пичугин мост
Круговорот воды в пакете