Изучить визуальную среду обитания субъектов образовательного процесса МБОУ Мерлинская школа, выявить её воздействие на эмоциональное, психологическое, физическое состояние субъектов образовательного процесса.
Научиться работать с информацией
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ruslan.doc | 1021 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мерлинская школа
Краснинского района Смоленской области
Районная научно-практическая конференция «Старт в науку».
Направление: естественнонаучное направление.
Номинация: физика.
Тема: «Воздействие неблагоприятной визуальной среды на самочувствие и здоровье человека »
Работу выполнил
Рыженков Руслан Дмитриевич,
обучающийся 9 класса.
Руководитель: Новикова
Валентина Васильевна,
учитель математики и физики
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Глаз как оптическая система. 6
2.2.1. Близорукость и дальнозоркость 10
2.3. Видимая среда как экологический фактор. 11
2.3.1. Гомогенная видимая среда 12
2.3.2. Агрессивная видимая среда 13
2.3.3. Комфортная визуальная среда 14
III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 18
3.1. Анализ анкетирования субъектов образовательного процесса МБОУ Мерлинская школа 18
3.2. Рекомендации по устранению «агрессивных» визуальных полей школьных помещений: 22
Цели и задачи проекта
Цели
Изучить визуальную среду обитания субъектов образовательного процесса МБОУ Мерлинская школа, выявить её воздействие на эмоциональное, психологическое, физическое состояние субъектов образовательного процесса.
Научиться работать с информацией.
Задачи:
1) Исследовать литературу содержащую, необходимую информацию для проекта.
2) Изучить «агрессивность» визуальной среды школы.
3) Выявить воздействие визуальной среды школы на состояние субъектов образовательного процесса
4) Разработать рекомендации по устранению «агрессивных» визуальных полей школьных помещений.
Предмет исследования: визуальная среда МБОУ Мерлинская школа .
Объект исследования: эмоциональное, психологическое, физическое состояние субъектов образовательного процесса как результат воздействия визуальной среды школы.
Гипотеза: если выявить объекты «агрессивной» визуальной среды в школе, то можно разработать комплекс мероприятий, направленный на ее устранение.
I. Введение
Нередко считается, что достаточно иметь свежий воздух, чистую воду и тишину, а смотреть можно на что угодно. С учетом такого подхода довольно часто создаются рабочие места и оформляются интерьеры. А между тем данные науки свидетельствуют о том, что постоянная визуальная среда, ее насыщенность зрительными элементами оказывают сильное воздействие на состояние человека, в особенности на его орган зрения, то есть действует как любой другой экологический фактор, составляющий среду обитания человека.
Среда обитания, окружающая современного человека, включает в себя природную среду, искусственно преобразованную человеком "вторую природу", искусственную среду, созданную человеком (третью природу), социальную среду. Искусственная среда, созданная человеком, включает в себя среду вещей, в которой живет человек, в том числе и архитектурную среду.
Каждый день, живя в городе, прогуливаясь, работая, обучаясь, человек удовлетворяет широчайший круг потребностей. В системе потребностей человека (биологических, психологических, этнических, социальных, трудовых, экономических) можно выделить потребности связанные с экологией восприятия среды обитания. Среди них - комфорт природной среды, экологически комфортное жилище, этническая природная архитектурная среда, запечатленная с детства, обеспеченность источниками информации (произведениями искусства, привлекательными ландшафтами) и другие.
Издавна человек стремился окружать себя красивыми предметами, располагать свое жилище в красивых местах и при возможности всячески украшал его. На уровне инстинкта люди чувствовали положительное влияние этих воздействий.
По мере роста промышленного производства выпускалось все больше разнообразных изделий и товаров, и вместе с тем резко возрастали загрязнения среды. Окружающая человека городская среда не соответствовала нужным человеку исторически сложившимся сенсорным воздействиям: города без каких-либо признаков красоты, трущобы, грязь, стандартные серые дома, загрязненный воздух, резкий шум и т. д.
Таким образом, уделяя внимание проблемам окружающей среды, мы должны учитывать не только экономические и экологические, но и эстетические аспекты данной проблемы, включающие в себя формирование окружающей нас видимой среды.
Во время урока обучающимся приходится смотреть на доску, на голые парты; слушая учителя, мы невольно обращаем внимание на стены, двери, пол; бывает так, что глазу практически не за что уцепиться. Кроме того, затрагиваются интересы не только учеников, но и учителей, ведь они проводят в школе намного больше времени, (от 7 до 9 часов), и так же подвергаются воздействию агрессивных полей. Все это неблагоприятно влияет на психику человека, его зрение.
У учеников много уроков, занятий, большая психологическая и физическая нагрузка. Это всё влияет на эмоциональное состояние в том числе и на настроение. Настроение играет большую роль в образовательном процессе.
Интерьер, цветовое оформление, наличие гомогенных и агрессивных видимых сред воздействуют на их психическое и общее физическое здоровье, на степень эффективности обучения и успеваемости в целом. Также неблагоприятная визуальная среда нередко является причиной глазных заболеваний, а также стрессов, депрессий и общего недомогания.
Выше сказанное показывает актуальность вопроса на современном этапе. Проблем в области изучения "агрессивной" среды накопилось ничуть не меньше, чем в других областях экологии, и многие из них требуют срочного решения. Однако, если состояние воды, воздуха и количества радиации изучают целые институты, то проблемой изучения "агрессивной" среды занимаются пока еще единицы, и поэтому о ней не знают не только горожане, но и специалисты – архитекторы, дизайнеры, художники, модельеры, врачи.
Исходя из актуальности вопроса, автор выбрал тему реферата «Воздействие неблагоприятной визуальной среды на самочувствие и здоровье человека»
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Глаз как оптическая система.
Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. К тому же они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор.
Человеческий глаз можно сравнить с фотоаппаратом. Передняя стенка глаза действует как линза объектива. Линза – это изогнутый фрагмент прозрачного материала, который преломляет проходящие через него лучи света.
Зрачок похож на расположенную позади объектива диафрагму. Расширяясь или сужаясь, он регулирует количество проникающего в глаз света. Внутренняя оболочка глаза, или сетчатка, – это «фотопленка» и «экран», на котором фокусируется «фотоснимок».
Как действуют глаза.
На самом деле глаз устроен гораздо сложнее. Если фотоаппараты просто запечатлевают изображение на пленке, то люди и животные способны распознать попавшую на сетчатку информацию и действовать на основании увиденного.
Дело в том, что глаз соединен с головным мозгом с помощью зрительного нерва. Этот нерв находится внутри особого отростка, прикрепленного к задней стенке глаза. Он и передает поступающие на сетчатку сигналы в форме импульсов, которые расшифровываются в мозгу.
Каждый глаз видит предметы под несколько иным углом, направляя в мозг свой сигнал. Наш мозг еще в самом раннем детстве «учится» сводить вместе оба изображения так, чтобы мы не видели двойных контуров. Наложенные друг на друга изображения позволяют увидеть объем предметов, и то, что один предмет находится впереди или позади другого. Это явление известно как трехмерность изображения, или «3-D».
Кроме того, мозг позволяет нам правильно различать верх и низ. Преломляясь при прохождении через хрусталик, свет оставляет на сетчатке перевернутое изображение. Наш мозг «считывает» его и тотчас переворачивает «с головы на ноги». Однако новорожденный поначалу видит все предметы перевернутыми.
2.1.1. Устройство глаза.
Человеческий глаз имеет форму шара. В центре его переднего отдела находится чуть выпуклый прозрачный слой, или роговица. Она соединена с белком, или склерой, охватывающей почти всю внешнюю поверхность глаза. Склера покрыта тонкими оболочками, пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами.
Роговица – первая линза, через которую проходит световой луч. У нее неподвижный фокус, и она никогда не меняет ни позиции, ни формы. Под роговицей находится радужная оболочка, или «»ирис». На греческом языке это слово означает «радуга». Чаще всего радужки бывают голубыми, зелеными ил карими. По сути, радужная оболочка представляет собой мышечный диск с отверстием в центре. Это отверстие и есть зрачок, через который свет попадает внутрь глаза.
Пространство между роговицей и радужкой заполнено прозрачным веществом, которое называется внутриглазной жидкостью. Она защищает роговицу от болезнетворных микробов
За радужной оболочкой находится второй объектив, или хрусталик. Он гораздо более подвижен и гибок, нежели роговица. На месте его удерживает целая сеть волокон, которые придаются подвешивающими связками. Со всех сторон хрусталик окружен цилиарными мышцами, которые придают ему различные формы. Скажем, когда вы смотрите на какой-нибудь отдаленный предмет, эти мышцы расслабляются, хрусталик увеличивается в диаметре и становится более плоским. При взгляде на более близкий предмет кривизна хрусталика увеличивается. Позади хрусталика находится внутренняя камера глаза, заполненная студенистым веществом, которое называют стекловидным телом. Свет должен сначала пройти через это вещество и только после этого попадает на сетчатку – слой, покрывающий заднюю и боковые стенки внутренней камеры глаза.
Сетчатка состоит из 130 млн. светочувствительных клеток, которые называют палочками и колбочками. Палочки чувствительны к свету, но не различают цветов, за исключением синего и зеленого. Колбочки улавливают все цвета и помогают нам четче видеть, но перестают работать при недостатке освещения. Вот почему при наступлении сумерек наше зрение ослабевает, мы хуже различаем цвета и все видим в синих и серо-зеленых тонах. Французы называют это время суток «часом синевы».
При очень ярком свете палочки закрываются, уступая всю работу колбочкам. По мере ослабления света палочки оживают, но это происходит не сразу: когда заходишь в темную комнату с залитой солнцем улицы, глаза лишь постепенно привыкают к темноте, а при выходе на солнечный свет вы на мгновение как бы слепнете.
Некоторые формы слепоты вызваны болезнями сетчатки, которые повреждают палочки и колбочки. Ученые разрабатывают методы их стимуляции путем вживления электродов. Еще один способ восстановления сетчатки – это пересадка настоящих палочек и колбочек, полученных из тканей человеческого плода.
Колбочки сосредоточены в ямке на задней стенке сетчатки, а большинство палочек расположено вокруг нее.
Ямка находится рядом с местом выхода зрительного нерва, где в сетчатке имеется небольшой разрыв. Световые лучи не воздействуют на этот участок, а это значит, что в задней стенке каждого глаза есть крохотное «слепое пятно».
Обычно лучше всего мы видим центральным участком сетчатки, поэтому, чтобы хорошенько разглядеть предмет, поворачиваем глазные яблоки, а то и всю голову. Глазное яблоко удерживается в глазнице шестью мышцами, обеспечивающими ему значительную свободу движения.
От повреждений наши глаза ограждены целым набором защитных средств. Они надежно упрятаны в костяные глазницы, выложенные мягкой жировой тканью. При падении или ударе будет скорее повреждена глазница, нежели сам глаз.
Спереди, в том числе под веками, глаз покрыт сплошной прозрачной оболочкой, ил конъюнктивной, которая защищает и омывает слезной жидкостью его поверхность. Слезы вырабатываются особыми железами, расположенными в наружных уголках глаз, а их избыток отводится через внутренние уголки.
Внутренняя оболочка век помогает очищать глаз при моргании. Мы смыкаем веки, когда хотим защитить глаза от яркого света или пылинок, царапающих роговину. Ресницы тоже в какой-то мере помогают защитить глаза от витающей в воздухе пыли. Даже у бровей есть свое назначение. Они отводят от глаз стекающие со лба капли пота. [3]
2.2. Дефекты глаза.
2.2.1. Близорукость и дальнозоркость
К наиболее частым нарушениям зрения относятся близорукость и дальнозоркость. Близорукие люди плохо видят отдаленные предметы, а дальнозоркие – то, что находится поблизости. Эти недостатки зрения почти всегда обусловлены формой глазного яблока. Чтобы зрение было безупречным, глазное яблоко тоже должно иметь идеальную форму шара. Однако, у близоруких людей переднезадний диаметр глазных яблок удлинен, а у дальнозорких - укорочен. Близорукость и дальнозоркость легко исправить, надев очки либо контактные линзы. Недавно ученые открыли новый способ коррекции близорукости путем хирургического уплощения роговицы. Если операция выполняется с помощью лазера, показатель близорукости вводится в компьютер, и тот сам вычисляет, что нужно сделать с роговицей, чтобы вернуть нормальное зрение. [5]
2.2.2. Астигматизм
Форма глазного яблока может и другим способом повлиять на зрение, вызывая астигматизм. Обычно он встречается вместе с близорукостью или дальнозоркостью. Кривизна стенок роговицы должна быть езде одинаковой, как у футбольного мяча. Но у некоторых людей роговица больше похожа на овальный мяч для регби, и их глаза е могут правильно сфокусировать световые лучи.
Мы говорим, то глаз косит, когда он направлен в сторону от другого глаза – часто к носу или виску, а иногда вверх или вниз. Причиной этого часто бывает «лень» одной из мышц, управляющих движением глазного яблока. Чтобы «подстегнуть» косящий газ к нормальной работе, здоровый глаз закрывают повязкой. Если не помогает, приходится носить очки или делать операцию.
2.3. Видимая среда как экологический фактор.
Под видимой средой следует понимать окружающую среду, которую человек воспринимает через орган зрения во всем ее многообразии – это лес, горы, здания, сооружения, интерьер помещений, автомашины, корабли и т.д. всю видимую среду можно условно разделить на две части: естественную и искусственную. Естественная видимая среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения, так как природа «лепила» глаз «под себя». Совсем другое дело - искусственная среда. Она все больше отличается от природной и во многих случаях находится в противоречии с законами зрительного восприятия человека. Такая среда породила еще одну проблему экологии человека - проблему видеоэкологии.
Говоря о видимой среде как об экологическом факторе, следует обратить внимание на то, что человек как биологический вид сформировался в определенных естественных природных условиях, в которых преобладала и определенная цветовая гамма. Для средней географической зоны в постоянно видимом поле человека преобладал зеленый цвет. Однако в процессе урбанизации произошло резкое изменение видимой среды; в большинстве городов господствует темно-серый цвет. При этом изменилась и структура самих цветовых элементов, в ней преобладают прямые линии, прямые углы, огромное количество больших плоскостей, имеющих однородную окраску.
Наступила такая пора, когда мы должны осознанно вмешаться в содержание окружающей нас визуальной среды, которая превращается в экологически опасный фактор. Все возрастающая нагрузка на зрение вступает в противоречие с физиологическими возможностями движений глаз, в частности с явлением автоматии саккад. Как показали исследования, число этих саккад при весьма различной зрительной деятельности остается практически на одном уровне - примерно одна саккада в секунду.
По данным Всемирной организации здравоохранения процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний. Все это говорит о том, что постоянная видимая среда действует так же, как и другой экологический фактор. При этом особо сильное эмоциональное воздействие на человека оказывает колористическая насыщенность городской среды. Урбанизация внесла существенные изменения в жизнь человека, и это касается не только плохого воздуха, загрязненной воды и повышенной радиации, о которых часто и много говорится в связи с экологическими проблемами. Резко изменена постоянная видимая среда, ее цветовая гамма и структура цветовых элементов.
2.3.1. Гомогенная видимая среда
Гомогенной видимой средой - называется такая среда, в которой совсем отсутствуют видимые элементы, или число их резко снижено. Причины возникновения ее различны. Например, у людей с ослабленным зрением число видимых деталей в окружающей среде уменьшается в результате снижения различительной способности глаз. Гомогенная видимая среда может возникнуть в шахте в силу специфического места работы - вокруг черный уголь. В природе гомогенная видимая среда представлена огромными снежными просторами Арктики или Антарктики. В современных условиях человек часто сталкивается с гомогенной средой в городе, дома, на производстве и в транспорте.
Крупнопанельное домостроение в России составляет около 60 % объема строительства, оно стало массовым и в настоящее время является определяющим фактором в создании облика наших городов. Повсеместное применение этого способа возведения зданий существенно меняет облик наших городов, и проблема визуальной среды становится все более острой. В городской среде возникает много гомогенных видимых полей, которые, в частности, создают торцы зданий. При взгляде на такую голую стену глазу совершенно не за что «зацепиться» после очередной саккады. Если человек окажется у такой стены на расстоянии 40 метров, то она застилает его взор со всех сторон. Это значит, что, если человек смотрит на такую поверхность всего лишь 3 секунды, то за это время возникает 6 - 9 саккад и все они приходятся на голую стенку, где нет элементов для фиксации взгляда. Подобную ситуацию можно сравнить с ощущением, когда человек делает очередной шаг и не чувствует под ногой твердую почву. Так и глаз за 3 секунды около десяти раз «проваливается в бездну». Легко себе представить, насколько неприятна эта ситуация, которая неизбежно ведет к ощущению дискомфорта.
В градостроительной практике есть примеры настенной живописи, с помощью которой удается избавиться от гомогенных полей, но она еще не получила широкого распространения. Итак, торцы зданий создают гомогенные поля в городских условиях при применении в строительстве панелей большого размера. Не меньшим бедствием, однако, является применение стекол больших размеров. Фасад здания из стекла и асфальтовое покрытие - это безориентирное пространство, созданное руками человека. В такой среде, как мы знаем, амплитуда саккад увеличивается в 3 - 5 раз, то есть автоматия саккад переходит на поисковый режим. Режим поиска, между тем, тоже не приводит к желаемому результату, так как здание с расстояния 30 метров перекрывает поле зрения на 80°. Необходимость в фиксации взгляда крайне острая, так как велико число саккад.
При сопоставлении двух зданий из разных эпох легко увидеть, как сильно они отличаются. Эта разница заключается в следующем:
1) в насыщенности элементами - малое их число в современном здании и большое в старинном;
2) в структуре элементов - множество прямых линий и прямых углов в современном здании, и много острых углов и кривых линий в старинном здании;
3) в размерах плоскостей - одна большая плоскость в современном и много малых плоскостей в старинном здании;
4) в силуэте зданий - упрощенный силуэт в современном здании, вместо которого просто прямая линия без единого элемента, и сложный и разнообразный силуэт в старинном.
Создается впечатление, что архитекторы старой формации знали хорошо и про автоматию саккад, и про бинокулярное зрение и делали все для того, чтобы их архитектура, по меньшей мере, соответствовала физиологическим требованиям зрения.
Как видим, декорирование архитектурных сооружений имеет функциональное свойство, и тот, кто первый сказал об «архитектурных излишествах», нанес всем нам большой вред. Пострадала не только эстетическая сторона - нависла угроза над физиологическими механизмами зрения.
2.3.2. Агрессивная видимая среда
Видимая среда, в которой рассредоточено большое количество одинаковых элементов, называется агрессивной средой.
Многоэтажные здания, где на огромной стене рассредоточено большое число окон. Смотреть на такую поверхность крайне неприятно. Это происходит по той причине, что изображения, полученные правым и левым глазами, трудно слить в единый зрительный образ. Задача усугубляется еще и тем, что на область ясного видения сетчатки приходится одновременно больше одного окна. В таких условиях не может полноценно работать бинокулярный аппарат глаз. С другой стороны, и автоматия саккад не может полноценно работать при встрече человека с таким агрессивным полем. Глаза не могут «зацепиться» за одно окно и минимизировать амплитуду своих саккад. В то же время человек не может определить, какое окно он фиксировал до саккады и какое окно фиксирует после ее завершения. Окон так много и они настолько одинаковы, что, по существу, нарушается основная функция зрения - определение, куда смотрят глаза и что они видят. Благодаря автоматии саккад взор наших глаз переносится с одного окна на другое через 0,5 - 1,0 секунд. При этом после каждой саккады в мозг идет одна и также информация: «окно», «окно», «окно». Такая повторяемость ведет к перегрузке мозга одной и той же информацией. При рассматривании же старинного здания с богатой архитектурой, нет такого назойливого повтора, так как после каждой саккады в мозг идет новая «картинка».
Таким образом, горожанину довольно часто приходится встречаться с агрессивной видимой средой. Такую среду создают многоэтажные здания с большим числом окон на стене, навесные вертикальные русты, панели домов, стены, облицованные кафельной плиткой, кирпичная кладка с потайным швом или из силикатного кирпича с широким темным швом, а также всевозможные решетки, сетки, перегородки, гофрированный алюминий, шифер и т.п.
Орган зрения в агрессивной среде практически перестает работать. Это происходит из-за того, что человек, окруженный множеством одинаковых видимых объектов (например, окон на стене многоэтажного здания), не может четко выделить тот объект, на который он смотрит, тогда как идентификация объекта, фиксируемого глазом в настоящий момент, и является основной функцией зрения. Образно говоря, зрение на время как бы "отключается".
2.3.3. Комфортная визуальная среда
Среду с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве называют комфортной визуальной средой. Наличие кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов в виде вершин и заострений, образующих силуэт, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность – являются характерными ее чертами. Лес, горы, моря, реки, облака можно с полной уверенностью отнести к комфортной среде. В ней все механизмы зрения работают в оптимальном режиме. Рассмотрим на примере работы автоматии саккад. Когда человек находится в лесу, то при любой амплитуде саккад, при любой их ориентации и любом интервале всегда найдется достаточное число элементов для фиксации. Когда взгляд останавливается на каком-то элементе, амплитуда саккад уменьшается до минимума. Так, чередой идут фиксации глаз на новых и новых элементах: сучья, их перекрестия, листья, ветки, верхушки деревьев, кустарник, трава, упавшая ветка, пенек и т.п. И всюду глаз находит "свой покой". Человек в это время отдыхает, ничего не разглядывая пристально, а это значит, что и автоматия саккад работает в собственном режиме с предпочтительной ориентацией и присущим им интервалом.
В комфортной среде в таком же истинном режиме работают и фоторецепторы сетчатки глаза. Видимая среда в лесу является наиболее комфортной для работы бинокулярного аппарата, т.к. здесь имеется достаточное число выраженных контуров, и изображения, поступающие от правого и левого глаз, легко сливаются в единый образ в коре мозга.
Таким образом, комфортная визуальная среда создает благоприятные условия для проявления физиологических механизмов зрения. Совершенно очевидно, что грамотно организованная искусственная среда должна приближаться к естественной.
2.3.4. Колористика
Цвет является одним из мощных факторов, формирующих комфортную визуальную среду. За счет использования широкой цветовой гаммы можно обогатить визуальную среду и насытить её зрительными элементами. Общая идея колористики заключается в том, что информационная макросреда участвует в формировании регионального (национального) характера; структура характера человека диагностируется по предпочтению и служит основанием для цветотерапии; цветотерапевтическое воздействие оказывает микросреда, влияя на деятельность и производительность труда; в свою очередь, деятельность вырабатывает язык цветов и цветовые каноны искусства. Цветоэкология, как составная часть информационной экологии, обеспечивает взаимосвязь и гармонию естественной и искусственной макросреды, а также макросреды с микросредой, чтобы цвет служил всем людям и каждому человеку, обеспечивая необходимое информационное питание, комфорт и красоту. Чтобы интересно, полезно и приятно было смотреть вокруг, чтобы ничего не кричало, не отвлекало, не навязывало себя, не пряталось, не вызывало отрицательных эмоций. Таким образом, ставится задача регулирования цветового равновесия между природой и обществом, чтобы не причинять вреда и первой и второму. [1]
В последнее время в колористике усилился социально-психологический аспект цветовосприятия, выражаемый в языке цветов. В нашей многонациональной стране, обладающей широчайшим диапазоном географических условий, осознание региональной специфики и внедрение методов ее учета в архитектурное проектирование особенно необходимо. В таком подходе к обоснованию цветовой стратегии остро нуждается градостроительство в экстремальных климатических условиях – на крайнем Севере, в Сибири и Средней Азии.
В ряду региональных факторов можно выделить две основные их группы – природные и социально-культурные. Для колористики наиболее существенными характеристиками природных условий являются: световой климат, состояние атмосферы, температурно-влажностный режим, многоцветие природного окружения, а также естественные строительные материалы. Под социально-культурными предпосылками подразумеваются: социально-экономические особенности местного населения, традиции и современные тенденции цветовой культуры региона. Например, скупые краски монгольского пейзажа заставляют жителей этой страны создавать свой искусственный цветовой мир: замысловатый полный глубокого смысла орнамент и яркие цвета в архитектуре храмов. Северные народы, живущие в богатой гамме серо-голубых тонов хроматизируют ее.
Грамотно подобранный цвет способен снять зрительное напряжение, облегчить процесс различения цветов, оптимизировать условия для зрительной работы, в частности, обеспечить надежную фиксацию после саккады.
Предлагаем классификацию цвета
Эту классификацию можно использовать при создании стендов или презентаций на урок, ведь это тоже цветовое оформление функциональной зоны в кабинете во время урока.
Эти цветами можно пользоваться в зависимости от задачи этого урока.
Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека
1. Стимулирующие (теплые) цвета
красный — волевой, жизнеутверждающий способен побуждать к действию
оранжевый — теплый, уютный располагает к задушевной беседе
желтый — способствует к лучшему установлению контакта
2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета
фиолетовый — стимулирует погружение в себя
синий — отстраняет, создает дистанцию
3.Успокаивающие и уравновешивающие цвета
зеленый — освежает
оливковый — успокаивает, смягчает
желто-зеленый — раскрепощает
4.Приглушающие и подавляющие раздражение
охра - смягчает рост раздражения
коричневый, землистый - стабилизирует
темно-коричневый – смягчает возбудимость
белый, серый – гасят раздражение
темно-серые, черно-синие, зелено-синие - изолируют и подавляют раздражение
5. Пастельные цвета
розовый – вызывает чувство нежности
лиловый – усиливает замкнутость и изолированность
пастельно-зеленый - смягчает
серовато-голубоватый — вызывает сдержанность
Эти эффекты влияния цвета на состояние психики следует использовать при планировке функциональных зон кабинета в зависимости от задач работы
Воздействие цвета на человека проявляется при уровнях: психофизиологическом, психологическом, социальном. Цвет может изменить физическое самочувствие, настроение, повлиять на субъективную эстетическую сферу личности.
В зависимости от избирательной установки личности или от перцептивной задачи, восприятие может быть:
- ориентировочным. Цветоформа выделяется из окружения. Происходит распознавание с помощью цвета. В этом случае он рассматривается как естественная окраска предмета;
- регламентирующим. Цвет может накладывать определенные ограничения на поведение, диктовать предпочтения. Тогда он является носителем определенной социальной функции;
- художественным. Дает эмоционально-духовную оценку объекта, позволяет осмыслить его как символ, метафору. Здесь можно говорить о знаково-символической функции света. Так, например, в древнерусской традиции белый цвет считался символом чистоты и веры, красный — красоты и радости, черный означал траур.
В современном урбанизированном обществе нарушены многие тонкие связи. Среда потеряла разноцветие – важнейший элемент полноценной работы глаз и эмоциональных переживаний человека. Тем не менее, система символов, предметов культуры, язык, природные условия мощно, хотя и не всегда осознанно, воздействует на человека. [1]
III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1. Анализ анкетирования субъектов образовательного процесса МБОУ Мерлинская школа
С целью выявления воздействия визуальной среды школы на состояние субъектов образовательного процесса, автор работы провел анкетирование среди обучающихся пятых-одиннадцатых классов и учителей, работающих в этих классах .
Анализ анкет показал, что из 33 участников опроса: 23 обучающихся и 11 учителей
На вопрос анкеты о том, что можно отнести к «загрязнителям» визуальной среды поступили следующие ответы:
На вопрос «Влияет ли, по Вашему мнению, неблагоприятная визуальная среда на самочувствие и здоровье человека?» 33 участника опроса ответили положительно, что составляет 98% опрошенных (таблица 1).
Таблица 1
Воздействие неблагоприятной визуальной среды на самочувствие и здоровье человека
Оценка самочувствия | Процент от количества опрошенных |
Ухудшению настроения | 74 % |
Психическому расстройству | 61 % |
Депрессии | 42 % |
Ухудшению зрения | 24 % |
Ухудшению нравственности | 11 % |
По мнению 10 участников опроса, что составляет 29% опрошенных, архитектурный облик нашей школы радует глаз. 47% опрошенных считают, что архитектурный облик нашей школы является внешним раздражителем, а 8 участников анкеты считают, что архитектурный облик нашей школы не влияет на состояние и самочувствие. На диаграмме это выглядит так:
В следующем вопросе анкеты мы выяснили отношение субъектов образовательного процесса к интерьеру нашей школы. Получились следующие результаты:
2 участников опроса считают, что интерьер нашей школы удовлетворяет полностью;
Интерьер нашей школы требует частичных изменений, так ответили 21 опрошенных;
И, наконец, интерьер нашей школы раздражает 11 участника образовательного процесса.
По мнению участников опроса, «колористика» некоторых школьных помещений оказывает благоприятное воздействие на самочувствие, здоровье субъектов образовательного процесса. Графически это выглядит так:
Таблица 2
Школьные кабинеты, в которых визуальная среда оказывает на учащихся благоприятное/неблагоприятное воздействие
Благоприятное | Кабинет | Биологии | Русского языка №2 | Физики | Математики |
Причина | Уютный, чистый, цветы | Светлый, приятные цвета | Приятные цвета, много места, растения | Приятные цвета | |
Неблагоприятное | Кабинет | Истории | Немецкого языка | Русского языка №1 | |
Причина | Плохо освещен, малое пространство,пустой | Пустой | Очень много цветов, плохо освещен |
На вопрос «Где в школьном помещении визуальная среда помогает Вам на перемене расслабиться и отдохнуть и почему именно там?» получились такие результаты:
Ученики указали такие места для отдыха: рекреация, нигде, другое
А причинами называют
Учителя же отдыхают либо в учительской, либо не отдыхают вообще.
Так как в учительской уютно, хорошо подобраны цвета, комфортная мебель и др.
На вопрос «Что вы можете предложить по улучшению визуальной среды нашей школы?» поступили следующие предложения:
3.2. Рекомендации по устранению «агрессивных» визуальных полей школьных помещений:
Озеленение
Наличие растений в кабинетах не только способствует обогащению воздуха кислородом, но и благоприятно действует на эмоциональное состояние обучающихся. К тому же озеленение - самый экономичный способ улучшения визуальной среды.
Освещенность кабинетов
Занятия в кабинетах с достаточным освещением не утомляют зрение обучающихся.
Чистота
Поддержание чистоты. Чистота кабинета является необходимым фактором для образования комфортной видимой среды.
Отсутствие агрессивных зон
Отсутствие агрессивных и гомогенных видимых сред
Цветовое оформление
Изменение цветового оформления. Рекомендуется использование фотообоев и декоративных элементов. Не стоит забывать о том, что цвета влияют на психическое и физическое здоровье человека.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье детей в настоящее время является областью особого внимания ученых, общественности, но между тем ничтожно мало уделяется внимание интерьеру школы и оценке влияния внутренней визуальной среды учебных помещений на самочувствие школьников. Кроме того, актуальными данные вопросы делает то, что все условия обучения относятся к факторам, формирующим здоровье детского населения.
Визуальная среда - один из главных компонентов жизнеобеспечения человека. Но процессы урбанизации внесли существенные изменения в жизнь человека. И касается это не только плохого воздуха, загрязненной воды и повышенной радиации, о которых много и часто говорят в связи с экологическими проблемами. Резко изменилась видимая среда человека, ее цветовая гамма, структура окружающего пространства. Господство темно-серого цвета, огромное количество больших плоских поверхностей, преобладание прямых линий и прямых углов, статичность большей части объектов - все это имеет очень важное значение для жизнедеятельности человека, в частности для его зрения.
В данном проекте мною была рассмотрена очень интересная тема. Конечно, мы изучили ее не полностью, но наши исследования заинтересовали не только меня, но и участников опроса, одноклассников, учителей. А это значит, что люди узнали о том, что такое визуальная среда, как она может влиять на здоровье человека, на его эмоциональное состояние, как ее можно сделать максимально комфортной. Проведённое нами исследование показало зависимость эмоционального состояния школьников от визуальной среды кабинетов школ. Мне хотелось бы продолжить работу по данной теме и проанализировать школьные кабинеты с точки зрения удобства, освещённости, а также разработать свой дизайн школьных кабинетов и окончательно подтвердить свою гипотезу.
V. Литература
Паспорт проектной работы
Тема проекта | «Воздействие неблагоприятной визуальной среды на самочувствие и здоровье человека »
|
Руководитель проекта | Новикова В.В. |
Образовательная область | физика |
Автор проекта / Состав проектной группы | Рыженков Руслан |
Класс | 9 |
Учреждение, на базе которого выполнялся проект | МБОУ Мерлинская школа |
Тип проекта | Исследовательский |
Цель проекта | Изучение визуальной среду обитания школы, выявление её воздействие на эмоциональное, психологическое, физическое состояние субъектов образовательного процесса. Научиться работать с информацией. |
Задачи проекта | 1)Исследовать литературу содержащую, необходимую информацию для проекта 2) Изучить «агрессивность» визуальной среды школы 3) Выявить воздействие визуальной среды школы на состояние субъектов образовательного процесса 4) Разработать рекомендации по устранению «агрессивных» визуальных полей школьных помещений |
Предполагаемый продукт(ы) проекта | Реферат |
Этапы работы над проектом | 1 этап: ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. « Погружение в проект» Предлагаю проблему проекта Присваивают проблему проекта, наделяют ее личным смыслом Описываю проблемную ситуацию 2 этап: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ « Погружение в проект» Намечаем цели и задачи. Уточняют и конкретизируют цели и задачи. 3 этап: ПЛАНИРОВАНИЕ «Организация деятельности» Предлагаю разработать планы работы Предлагаю обдумать формы презентации результатов Планируют работу, намечают сроки исполнения пунктов плана Выбирают форму презентации результатов работы 4 этап: РЕАЛИЗАЦИЯ «Осуществление деятельности» Консультирую обучающегося по его запросу - консультирование по отбору материала Контролирую и стимулирую при необходимости - какие пункты плана у вас выполнены? - успеваете делать в срок запланированное? - не изменился ваш план? Предоставляю необходимую информацию по запросу учащихся: - вот для вас необходимая литература, здесь вы найдете дополнительный материал для реферата Оказываю помощь (в виде обратной связи) при подготовке презентации результатов - Вам нужно кратко и убедительно рассказать о результатах своей работы, выбрать тех, кто будет выступать при защите презентации. Вызвать интерес у слушателей (рассказывать, а не читать; использовать средства наглядности). Не нарушать регламент. Продумать свой внешний вид. Думать об успехе. Самостоятельно реализуют собственный план работы Обращаются за консультацией Ищут необходимые знания и применяют их при реализации проекта При необходимости обращаются к учителю за информацией Готовят и репетируют презентацию Готовят отчет о работе 5 этап: РЕФЛЕКСИЯ «Презентация результатов работы» Обобщаю и резюмирую результаты. Подвожу итоги |
Крутильный маятник своими руками
Рисуем акварельное мороженое
Два плуга
Барсучья кладовая. Александр Барков
Л. Нечаев. Яма