Лепкой из пластилина я увлекся примерно с пяти лет. Мне нравится сам процесс лепки и возможность реализовать свои фантазии, изображая своих героев так как я их представляю. В 2022 году я с разработал и защитил проект «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Мной были созданы персонажи народных сказок, в виде объёмных фигурок из пластилина, для использования на уроках чтения в начальной школе. Моё исследование показало, что использование таких фигурок на уроках повышают интерес к чтению народных сказок. Так как идея оказалась продуктивной, мне стало интересно: можно ли использовать другой материал, из которого тоже можно сделать такие фигурки. Возможно, из другого материала фигурки удастся делать быстрее, они будут менее затратны и прочнее для длительного использования. После пластилина остается картонная упаковка. Решил узнать, можно ли использовать ее для папье-маше. Это поможет сократить количество отходов с пользой и сэкономить средства на покупку материала.
Проблема: какой материал лучше использовать для изготовления фигурок сказочных персонажей.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_huzahmedova_alima_wecompress.com_.docx | 443.61 КБ |
Исследовательская работа
Какой материал лучше для лепки?
Выполнил:
учащийся 7в класса Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Салехард,
Хузахмедов Алим Ринадович
Руководитель:
Кузнецова Екатерина Алексеевна,
учитель начальных классов Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Салехард.
Содержание
Введение………… ……………………………………………………………..…… стр.3
1.Основная часть…………………………………………………………………..….стр.4
1.1 Что такое «папье-маше». …………………………..………………………….....стр.4
1.2 Технология изготовления папье-маше………………………………………..…стр.5
2.Практическая часть….………………………………………………………..…….стр.6
2.1 Характеристика используемых материалов. Критерии оценки для сравнения. ………………………………….…………………………….…...................................стр.6
2.2 Изготовление фигурок, сказочных персонажей…………..………………….…стр.8
Заключение………………………………………………………………..……….…стр.11
Список литературы……………………………………………………………….… стр.12
Приложение №1 …………………………………………………………….……… стр.13
Введение
Актуальность исследования
Лепкой из пластилина я увлекся примерно с пяти лет. Мне нравится сам процесс лепки и возможность реализовать свои фантазии, изображая своих героев так как я их представляю. В 2022 году я с разработал и защитил проект «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Мной были созданы персонажи народных сказок, в виде объёмных фигурок из пластилина, для использования на уроках чтения в начальной школе. Моё исследование показало, что использование таких фигурок на уроках повышают интерес к чтению народных сказок. Так как идея оказалась продуктивной, мне стало интересно: можно ли использовать другой материал, из которого тоже можно сделать такие фигурки. Возможно, из другого материала фигурки удастся делать быстрее, они будут менее затратны и прочнее для длительного использования. После пластилина остается картонная упаковка. Решил узнать, можно ли использовать ее для папье-маше. Это поможет сократить количество отходов с пользой и сэкономить средства на покупку материала.
Проблема: какой материал лучше использовать для изготовления фигурок сказочных персонажей.
Цель исследования: выяснить, какой материал более экологичнее и удобнее для использования при изготовлении фигурок сказочных персонажей.
Гипотеза: предположим, что папье-маше будет экологичнее и удобнее использовать при создании фигурок, так как выполняется из отходов.
Объект: материал для лепки.
Предмет: свойства исследуемых материалов.
Задачи:
Методы:
В толковом словаре С.И. Ожегова ПАПЬЕ́-МАШЕ́ – это «легко поддающаяся формовке масса из смеси бумаги (или картона), гипса, клея, крахмала, применяемая для изготовления различных предметов путем прессования». В словаре Д.Н. Ушакова – это «бумажная масса, смешанная с клеем, гипсом и мелом, из которой изготовляются путем прессования различные предметы».
С французского буквально переводится как «жеваная» или «рваная бумага». Исследователи полагают, что этот термин возник в Великобритании в XVIII веке. Считается, что тогда некий английский мастер, который занимался производством изделий из бумаги, нанял на свою мануфактуру француженок. Материал они изготавливали новым, необычным способом — жевали бумагу.
Придумали папье-маше на родине бумаги — в Китае. Первые предметы из этого материала там появились еще в III веке до нашей эры. Делали из него в основном посуду, доспехи и шлемы. Для прочности изделия покрывали лаком, поэтому шлемы из папье-маше выдерживали попадание стрел и были очень удобными и легкими.
Эта технология быстро стала популярной. Вскоре изделия из папье-маше появились в Японии, Индии и Персии. Там из этого материала в основном делали культовые предметы — саркофаги, ширмы, ритуальные маски.
В Европе собственные изделия из папье-маше обрели популярность только во Франции в середине XVII века. Из него изготавливали детские игрушки и куклы. А еще с помощью папье-маше научились имитировать дорогостоящую резьбу по дереву, лепнину.
В XIX веке из этого материала даже начали делать мебель. Папье-маше покрывали металлические или деревянные каркасы, а затем украшали перламутром, росписью, инкрустацией.
У каждой европейской мануфактуры были свои секреты изготовления папье-маше. Например, некоторые мастера специально добавляли в бумажную массу чеснок. Так они хотели предотвратить разрушение предметов насекомыми. А чтобы отбить резкий чесночный запах, придумали добавлять в массу еще и гвоздику с корицей.
В России первые изделия из папье-маше появились при Петре I. Однако их массовое производство началось только в XIX веке. В это время в стране начали выпускать лаковые миниатюры. И сегодня продолжают делать предметы из папье-маше — шкатулки, декоративные панно, пасхальные яйца.
1.2 Технология изготовления папье-маше.
Существует три основных направления, в каждом из которых используются различные виды бумаги и клей.
Послойное наклеивание на форму
Это самая простая разновидность папье-маше. Для этого понадобится предмет, форма которого может послужить основой изделия. Если оставить предмет внутри, то необходимо намазать его клеем, если же надо извлечь его, надо нанести на форму вазелин или оберните пищевой пленкой, чтобы бумага не приклеилась к нему.
Дальше необходимо разорвать старые газеты, журналы или другую тонкую бумагу на мелкие кусочки и оклеить ими всю форму. Аналогично поступить со вторым слоем бумаги. Повторять этот процесс до тех пор, пока не достигните нужной толщины бумаги, обычно наносится не менее 7 слоев. Подождать пока изделие полностью высохнет. Можно ускорить процесс, используя крупные обрывки бумаги. В этом случае не намазывать форму клеем, а полностью погружать обрывки бумаги в клей на несколько секунд, чтобы они намокли и стали более эластичными. Также нужно следить, чтобы при нанесении бумаги на форму не образовывались грубые складки.
Лепка из бумажной массы
С помощью этого метода можно получить изделия любой формы. Нужно взять туалетную бумагу, салфетки, лотки от яиц или бумажные полотенца. Порвите их на кусочки, залейте водой и оставьте размокать на 12 - 24 часа. Полученную кашицу вскипятите, остудите и слейте излишек воды. Можно лепить. Не рекомендуется использовать плотную глянцевую бумагу - она плохо раскисает, и масса может получиться недостаточно однородной.
Склеивание картонных листов под прессом
Этот способ используется для создания поделок геометрической формы. Полученное изделие по свойствам будет напоминать фанеру. Вырезаем из картона по шаблону несколько одинаковых форм, мажем их поверхности клеем и соединяем между собой. После этого необходимо положить заготовку под пресс до полного высыхания. В домашних условиях для создания давления можно использовать книги, баллоны с водой, гантели, либо поместить изделие между двумя слоями фанеры и сильно стянуть веревкой. Изделие, изготовленное любым способом, после высыхания нужно прогрунтовать (выровнить поверхность), повторно высушить и ошкурить наждачной бумагой для придания гладкости. После этого его можно окрасить.
Я давно увлекаюсь лепкой и поэтому хорошо знаком с такими материалами, как полимерная глина, скульптурный пластилин. При работе с такими материалами я выделил ярко выраженные их свойства, которые описываю ниже.
Запекаемая полимерная глина
Глина для запекания (или «запекаемая») похожа на пластилин: тягучая, пластичная, лучше держит форму, но крошится при лепке. Твердеет только после запекания, сохраняя свою форму и цвет. После запекания некоторые цвета могут изменить свой оттенок, особенно если передержать. При этом, сложнее поддается обработке из-за своей плотности, твердости и веса. Процесс запекания чаще всего является итоговым в работе с такой пластикой.
Скульптурный пластилин
Скульптурный пластилин тяжело размягчить руками. Лучше использовать микроволновку от 2 до 4 минут. Он пластичнее, чем обычный пластилин. После разогревания становится податливым, мягким, что позволяет прорабатывать даже самые мелкие детали. Минус в том, что всего 2 цвета: терракотовый и серый. Он не липнет к инструментам, рукам. Хорошо держит форму, нет необходимости использовать каркас. Структуру скульптурного пластилина составляют пчелиный воск с разными наполнителями.
Обычный пластилин
Мягкий, пластичный, быстро согревается в руках. Не крошится и не размазывается, но после использования ярких цветов на руках остаются следы. К сожалению, в упаковке мало основных цветов (красный, жёлтый, синий, белый, черный) и приходится покупать большое количество упаковок чтобы получить больше пластилина одного цвета.
Критерии оценки материала
Цель моего исследования: выяснить, какой материал более экологичнее и удобнее для использования при изготовлении фигурок сказочных персонажей. Так как я знаком со свойствами используемых материалов, кроме папье-маше, я составил критерии оценивания:
3 балла – высокая оценка («отлично»)
2 балла – средняя оценка («нормально, хорошо»)
1 балл – низкая оценка («плохо», проигрывает в этой категории)
2.2 Изготовление фигурок, сказочных персонажей.
После того, как изучил более подробно технологию изготовления папье-маше, я пришёл к выводу, что второй способ, лепка из бумажной массы, является наиболее удобным для меня. Но для сравнения я решил попробовать и первый способ: послойное наклеивание на форму.
Вывод о проделанной работе: в итоге при изготовлении было много проблем. На замешивание бумажной массы я потратил более 2 часов. Долго размачивался картон из упаковок. Я думаю, с тонкой бумагой было бы легче. После размачивания я смешал массу с клеем. После я стал формировать форму Колобка. Выделить вмятины не удалось (для лица), поверхность получалась неровной, как я не старался. После высыхания Колобок развалился.
Затем я опробовал первый способ изготовления папье-маше. Около 2 часов я наклеивал первый слой, затем 6 часов ожидал высыхания, прежде чем нанести второй слой. В общей сложности я потратил 2 дня для изготовления Колобка в этой технике. При наклеивании было трудно придать округлую форму. Такая техника не позволит выполнить мелкие детали для фигурки.
Далее я приступил к изготовлению из запекаемой полимерной глины и скульптурного пластилина.
Вывод о проделанной работе: при работе с глиной я испытывал следующие трудности: глина крошиться, очень долго замешивать нужные цвета (ушло 1,5 часа). Для размягчения в процессе лепки мне необходимо добавлять специальную жидкость. Сложно делать мелкие детали на фигурке: глина начинает менять форму при присоединении какой-либо части. После лепки фигурку необходимо запечь для того, чтобы она стала твердой. По времени это занимает меньше, чем при работе с папье-маше.
Работать с профессиональным пластилином на много удобнее: легко делать мелкие детали, не крошиться, быстро размягчается, не имеет цвета, т.е. не требует времени в подборе цветов. Минус в том, что фигурка выглядит блекло. Такой пластилин 1 упаковка стоит 2000 руб. Это довольно дорого.
Из обычного пластилина у меня уже получилась целая коллекция фигурок. Некоторые фигурки я покрыл лаком для прочности, так они предназначаются для игры.
Вывод о проделанной работе:
По итогам моих наблюдений при изготовлении фигурок из различного материала, я составил таблицу сравнения. Где использовал бальную систему оценивания:
Название материала | Экологичность | Стоимость | Сложность выполнения | Время | Доп. расходы | Итого |
Глина запекаемая | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7 |
Пластилин | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 10 |
Папье-маше | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 11 |
Скульптурный пластилин | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 12 |
Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что скульптурный пластилин очень удобный для изготовления фигурок, но в сравнении с другими материалами, он дороже остальных, еще и лишён разнообразия цвета. Папье-маше экологичный материал, дешевый, требующий минимальное количество дополнительных расходов, но проигрывает тем, что мелкие детали из него не выполнишь и уходит очень много времени на изготовление. Самый оптимальный вариант – это все таки обычный пластилин.
Заключение.
Сейчас экологическая проблема нашего мира в том, что люди выбрасывают много мусора, который можно использовать вторично с пользой. Целью исследования было выяснить, какой материал более экологичнее и удобнее для использования при изготовлении фигурок сказочных персонажей. Я предположил, что папье-маше будет экологичнее и удобнее использовать при создании фигурок, так как выполняется из отходов. Я узнал, что для папье-маше нельзя использовать картонную упаковку, так как долго размачивается и плохо формируется масса для лепки. При послойном склеивании не получатся мелкие детали на фигурке. Такой материал не предназначен для лепки небольших фигур. Также уходит много времени при изготовлении. Фигурка получилась неровная и некрасивая. Для изготовления персонажей народных сказок, в виде небольших объёмных фигурок, оптимальнее использовать обычный пластилин. Картонную упаковку буду использовать для изготовления основания фигурки.
Список литературы
Приложение 1.
Стоимость материала
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Всему свой срок
Девочка-Снегурочка
Загадочная система из шести экзопланет
Большое - маленькое