Индивидуальный итоговый проект в 9 классе
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_temperamenta_na_vybor_professii_v_starshih_klassah.docx | 95.62 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 33»
Учебно-исследовательский проект
на тему: «Влияние темперамента на выбор профессии
в старших классах»
Автор проекта:
ученица 9 «Д» класса,
Непс Елизавета Владимировна
Руководитель проекта:
учитель биологии и химии,
Свиридова Анастасия Викторовна
Смоленск
2022 год
Оглавление
Введение3
1.Темперамент и выбор профессии5
1.1. Понятие темперамента.
История развития представлений о темпераменте5
1.2. Современные представления о типах нервной системы 7
1.3. Типы темперамента и их характеристика 8
1.4. Возрастные особенности проявления темперамента 10
1.5. Учёт темперамента при выборе профессии 12
2. Исследование взаимосвязи темперамента и профессионального выбора учащихся16
2.1. Организация и методы исследования16
2.2. Полученные результаты и их анализ 16
Заключение22
Список литературы23
Приложения24
Введение
Тема, о которой пойдёт речь, интересует человечество на протяжении многих лет. Для молодых людей большой проблемой является выбор будущей профессии, который зависит от многих факторов: интересы людей, их способности, востребованность профессии на рынке труда. Часто люди в подростковом возрасте опираются не на свои способности и возможности. Бывают случаи, когда ученик выбирает ВУЗ без желания заниматься деятельностью в данной сфере, а по другим причинам, например, большой шанс поступить на бюджет, авторитетное мнение родителей. Если же такое случается, то, завершив обучение по данной специальности, человек имеет мало шансов добиться успехов на выбранном пути. От выбора профессии зависит наше будущее. Человек, который занимается нелюбимым делом, рано или поздно начинает жаловаться на место работы и жалеть о сделанном выборе. Чтобы в будущем не попадать в подобные ситуации, следует выбирать работу по душе, которая будет приносить удовлетворение.
Поэтому я считаю, что тема моей исследовательской работы является актуальной для всех подростков, которые стоят перед выбором своего будущего. Ведь правильный выбор профессии – это залог успеха на всю оставшуюся жизнь. Возникает вопрос, а влияют ли биологические факторы на выбор профессии и успехов в ней. Фактор, который я выбрала для изучения – темперамент.
Цель работы – изучить проблему влияния темперамента на выбор профессии в старших классах.
Задачи исследования:
Предмет исследования – влияние темперамента на профессиональные склонности человека.
Объект исследования – темперамент учащихся 9-х классов.
Гипотеза: темперамент оказывает значительное влияние на выбор профессиональной деятельности.
Методы исследования:
История развития представлений о темпераменте
Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром. Одни, например, быстры, порывисты, открыты, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие – медлительны, спокойны, невозмутимы, замкнуты. Вопрос о том, каковы основания этих различий, издавна интересовал философов и врачей. Так возникла «наука о темпераментах», основоположником которой считается древнегреческий врач Гиппократ (VI-V век до н. э.).
В истории учения о темпераменте можно выделить несколько систем взглядов на факторы, обусловливающие проявления темперамента в поведении. О каждой подробнее.
Гуморальная теория темперамента, связана с именем Гиппократа, который считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, – кровью, желчью, чёрной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Преобладание какой-либо из жидкостей в организме и дало название основным типам темперамента (от лат. temperamentum – «надлежащее соотношение частей»), их четыре:
Конституциональная или морфологическая теория приобрела популярность в трудах немецкого психопатолога Э. Кречмера, который определял темперамент через основные конституциональные типы телосложения.
Например, астеническому типу конституции, отличающемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлинённым лицом, слабой мускулатурой, соответствует шизоидный темперамент, которому свойственны особенности: от чрезмерной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, «деревянного» равнодушия. Шизоидам присущи замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий.
Пикническому типу, характеризующемуся сильным развитием внутренних полостей (головы, груди, живота) и склонностью к ожирению, отвечает циклоидный (циклотимический) темперамент, индивидуальные особенности которого располагаются от постоянно повышенного, весёлого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов. Циклоидам свойственны соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и закруглённость движений. Иксотимический (icsos – тягучий) темперамент больше свойственен людям с атлетическим телосложением (с развитым скелетом и мускулатурой). Это спокойный, мало впечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный.
На основании последних исследований считается, что Кречмер преувеличивал роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности. Таким образом, основным недостатком этих теорий является то, что они принимают в качестве первопричины проявлений темперамента в поведении такие системы организма, которые не обладают необходимыми для этого свойствами [2], [3].
1.2. Современные представления о типах нервной системы
Современные представления о типах нервной системы базируются на трудах великого русского учёного И.П. Павлова, который впервые дал теоретическое и экспериментальное обоснование ведущей роли центров нервной системы в динамических особенностях поведения. Он выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре комбинации в виде четырёх типов высшей нервной деятельности.
Проявления их в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента:
При оценке этой типологии надо иметь в виду, что она была построена применительно к высшей нервной деятельности животных и непосредственно к человеку неприложима без существенных оговорок [3].
Многие психологи (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин и др.) отмечают, что на современном этапе развития науки сделать окончательные выводы относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, ещё не представляется возможным. Как показывают исследования, сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента намного сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств, видимо, гораздо больше, чем предполагалось Павловым.
Говоря о темпераменте, необходимо иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, «чистые» темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Во-вторых, нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты характера. Нельзя выделить «хорошие» и «плохие» темпераменты, речь идет лишь о существовании разных способов поведения [1].
1.3. Типы темперамента и их характеристика
Согласно классификации Гиппократа, существует четыре типа темперамента человека: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Все они существенно отличаются друг от друга, имеют свои преимущества и недостатки. Виды темперамента можно охарактеризовать по особой реакции человека на случайно возникшее на его пути препятствие.
1. Флегматик
Такие люди неспешны, свои действия тщательно продумывают, всё делают медленно и терпеть не могут суеты и спешки. Флегматики ответственны, старательны, вдумчивы, прилежны, настойчивы, миролюбивы, медлительны, прагматичны. В своей деятельности они всегда склонны к порядку и любят привычную для них обстановку. При этом флегматики с трудом воспринимают любые перемены. В своей деятельности они всегда доводят начатое ими дело до конца. Флегматики в меру общительны и отличаются устойчивым настроением. Спокойствие таких людей поражает. Их сложно вывести из себя или задеть эмоционально. Они умело уклоняются от ссор, не теряют чувства самообладания даже в критических стрессовых ситуациях.
Позитивные стороны: уравновешенность, спокойствие, трудолюбие, верность, целеустремлённость, рассудительность, рациональность, последовательность, постоянность в интересах и отношениях, надёжность.
Негативные стороны: малоэмоциональность, неразговорчивость, цинизм, безынициативность, слабая реакция на внешние раздражители, безразличие, длительная адаптация к новым условиям существования.
2. Сангвиник
Это крайне непоседливые, энергичные, лёгкие на подъём люди, которые очень любят движение. Сангвиникам присущи быстрая реакция, выразительная жестикуляция и мимика. Они очень похожи на холериков, но более уравновешены, готовы взяться за любую работу, но максимальный эффект будет лишь в том случае, когда она вызовет у них настоящий интерес. Люди с сангвиническим типом темперамента очень общительны, жизнерадостны, легко приспосабливаются к любой жизненной ситуации.
Позитивные стороны: выносливость, оптимизм, креативность, артистичность, высокая работоспособность, быстрая адаптация к среде, общительность, весёлость, превосходное чувство самообладания, красивая речь.
Негативные стороны: неусидчивость, инфантильность, легкомыслие, безответственность, нетерпеливость, непостоянство в интересах и отношениях, частые перемены настроения, невнимательность.
3. Холерик
Холерики, по сравнению с сангвиниками, вспыльчивы, непостоянны, агрессивны и импульсивны. Несмотря на всё вышесказанное, холерики, как правило, незлопамятны и очень отходчивы. Они способны выполнять любую работу, однако монотонность им быстро надоедает. Такие люди не всегда доводят до логичного завершения начатую работу.
Позитивные стороны: целеустремлённость, инициативность, активность, решительность, выносливость, энергичность, сила воли, инициативность, прямолинейность, выразительность мимики и сильная жестикуляция.
Негативные стороны: торопливость, несдержанность, порывистость, конфликтность, неуравновешенность, несдержанность, бесконтрольность, раздражительность, частые перепады настроения.
4. Меланхолик
Достаточно ранимые, обидчивые и скрытые личности. Они склонны к глубоким переживаниям и грустным мыслям. Меланхоликам свойственны сдержанность, замедленная речь, движения, нерешительность, робость и смущение.
Позитивные стороны: тактичность, сдержанность, скромность, осторожность, повышенная наблюдательность, высокоразвитая интуиция, преданность семье, надёжность, чувствительность, сострадательность.
Негативные стороны: злопамятность, низкая стрессоустойчивость, повышенная самокритичность, скрытность, ранимость, быстрая, утомляемость, тревожность, боязливость, высокая степень подозрительности ко всем окружающим людям, обидчивость [6], [8].
1.4. Возрастные особенности проявления темперамента
Свойства темперамента – врождённые, наследственно обусловленные, как и те свойства нервной системы, которые составляют их ближайшую физиологическую основу.
Наследственная обусловленность ряда свойств нервной системы была установлена с помощью так называемого «близнецового метода». Само по себе сходство психофизиологических свойств у близнецов не может считаться доказательством наследственного происхождения этих свойств – ведь сходство между близнецами может объясняться одинаковостью условий развития. Но существует два типа близнецов: однояйцовые (с совершенно одинаковой наследственностью) и разнояйцевые (наследственность которых различается, как у обычных братьев и сестёр). Понятно, что по тем признакам, которые именно наследственно обусловлены, будет обнаруживаться большее сходство у однояйцовых близнецов, чем у разнояйцовых. Специальное сопоставление сходства свойств типа нервной системы (внутри пар) у однояйцовых и разнояйцовых близнецов и позволило доказать существенную роль наследственности (данные И.В. Равич-Щербо).
Возрастные изменения темперамента, несомненно, находятся в прямой зависимости от хода созревания и развития организма ребенка, прежде всего мозговых основ психики, свойств нервной системы.
Детей отличают (и чем младше ребёнок, тем в большей степени) некоторые признаки слабости типа нервной системы, что означает, как уже отмечалось, не только малую выносливость, но и более высокую чувствительность. Именно возрастная слабость нервной системы может обусловливать в ранние годы особую яркость восприятия, детскую впечатлительность и такие черты, как лёгкость перехода к возбуждению, импульсивность.
Характерны для детских возрастов также интенсивность эмоциональных переживаний и их неустойчивость. Весьма обычны, например, стремительные переходы от горестных слёз к улыбке, веселью. Слабость нервной системы удивительным образом сочетается в годы детства с быстрым возобновлением энергии. Нельзя не учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: в каждом детском возрасте – своя специфика активности, эмоциональности и моторики. Так, в младшем школьном возрасте характерные черты активности – это лёгкость пробуждения интереса и недостаточная длительность состояния сосредоточенности, связанные с той же слабостью нервной системы. И эмоциональность в эту пору жизни, и моторика, конечно же, иные, чем в последующих школьных возрастах. С годами происходит как увеличение возможностей нервной системы, так и ограничение, утрата её ценных детских свойств.
На фоне возрастных особенностей уже с первых лет жизни обнаруживаются у ребёнка и такие динамические черты, которые указывают на принадлежность его к тому или иному типу темперамента. Различия в этом отношении вполне определённо выступают, например, когда дети уже овладели устной речью. Так, если у ребёнка громкая, быстрая, отчётливая речь, с правильными интонациями, сопровождаемыми живыми жестами, выразительной мимикой, это может означать признаки сангвинического темперамента. Когда речь медленнее, чем у других, спокойная, равномерная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать о проявлении особенностей флегматического темперамента. На признаки холерического темперамента указывает речь торопливо-напряжённая, порывистая, как бы захлёбывающаяся. Наконец, к признакам меланхолического темперамента может быть отнесена речь приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шёпота. Разумеется, более уверенно о типе темперамента можно судить, если будут также достаточно учитываться особенности двигательной и общей активности ребёнка.
В годы детства далеко не просто отличить, что в наблюдаемых у ребёнка динамических чертах идет от своеобразия его нервной системы и что от возрастного этапа созревания. Нужно иметь в виду, что в динамических свойствах детской психики одновременно проявляются как признаки уже того или иного типа темперамента, так и возрастные особенности темперамента [7].
1.5. Учёт темперамента при выборе профессии
Каждая профессия требует от человека определенных психофизических данных – склада ума, особенностей поведения и характера, скорости реагирования, склонностей, привычек. Где-то требуется умение быстро переключаться с одной задачи на другую или вообще работать в режиме многозадачности. В другом месте необходимо тщательное и кропотливое исполнение одних и тех же действий. Один вид деятельности требует моментального принятия решений (например, работа авиационным диспетчером или водителем), а другой – тщательного обдумывания, анализа исходных данных и выбора оптимального варианта из всех возможных.
Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высоких результатов в деятельности, поскольку темперамент характеризует динамичность личности, а не убеждения, взгляды и интересы. Но идут к достижению успеха представители того или иного темперамента разными путями, используя при этом свои сильные стороны. Темперамент проявляется уже в раннем детстве, он относительно устойчив и слабо поддаётся воспитанию. Скорректировать его сложно, а порой и невозможно. Логичнее будет использовать в работе сильные стороны своего темперамента. А игнорирование особенностей темперамента при выборе профессии может привести к потере интереса в работе, к сильным перегрузкам и переутомлениям, и даже к ослаблению здоровья.
Каким же образом темперамент влияет на успешность профессиональной деятельности?
Известные личности: Пётр I, Наполеон Бонапарт, М.И. Кутузов, А.В. Суворов – все они выдающиеся полководцы и государственные деятели, имели различные типы темпераментов. Однако каждый из них действовал в определённых исторических условиях и обстоятельствах. Но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности.
Холерики – прирождённые лидеры, способные работать быстро, энергично; они решительны и находчивы, устойчивы к стрессам. Тяжело для холерика выполнять монотонную и однообразную работу. Хроническая усталость наступит не из-за объёма работ, а из-за постоянной необходимости сдерживать свою кипучую энергию. Холерику противопоказаны такие профессии, как цветоводство, библиотекарское дело и бухгалтерский учёт. Рекомендуемые профессии: телерепортёр, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, лётчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссёр, повар, следователь, геолог, электрик и т.д. Среди знаменитых холериков следует отметить Петра I, А.В. Суворова, А.С. Пушкина, Д.И. Менделеева.
Сангвиник – сильный темперамент, представители которого могут отдать предпочтение практически любой профессии. Их сильные черты – умение уговаривать и располагать к себе, расчётливость, инициативность. Однако монотонная, конвейерная, требующая постоянного внимания работа не желательна. Поэтому профессии ткача, делопроизводителя, мастера-часовщика, радиомонтажника, библиографа, архивиста, ювелира не следует отдавать предпочтение. Рекомендуемые профессии: менеджер, лаборант, учитель, переводчик, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и т.д. Н. Бонапарт, П. Бомарше, А.И. Герцен — известные истории сангвиники.
Флегматики способны к выполнению длительной, кропотливой и монотонной работы; они надёжны, внимательны и ответственны. Поэтому из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители, а вот активная, яркая публичная жизнь актёра, дирижёра, телерепортёра, коммерсанта будет им, вероятно, в тягость. Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик. Среди великих умов этой категории И.А. Крылов, М.И. Кутузов, И. Ньютон.
Меланхоликам не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми. Опасен такой тип темперамента и в роли водителя общественного транспорта или монтажника-верхолаза. Характерное им торможение нервной системы может привести к потере концентрации внимания и, как следствие, чрезвычайным ситуациям. Напряжённая работа врача, особенно хирурга, спасателя, лётчика, диспетчера может привести меланхолика к истощению нервной системы и ухудшению здоровья. А чувствительность, наблюдательность, сдержанность и осторожность, рассудительность могут быть полезны в деятельности художника, модельера, маляра, композитора, писателя, ветеринара, геолога, агронома, зоотехника, бухгалтера, слесаря, радиомеханика и т.д. Известные меланхолики: А.А. Блок, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, П.И. Чайковский.
Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше для других. При неправильном выборе профессии, когда она противоречит врожденным особенностям человека, страдать будет и он сам, и качество выполняемой работы. Человек, который привык к постоянной смене впечатлений, к активности, не сможет скрупулёзно выполнять однообразную, рутинную работу. А тот, кто привык погружаться в работу с головой, не сможет качественно выполнять обязанности, требующие постоянной смены деятельности.
Поэтому при выборе специальности очень важно понять, какому темпераменту наиболее соответствует психотип личности человека. И, исходя из этого, делать осознанный выбор. Лучше всего, если это произойдёт ещё до поступления в учебное заведение, чтобы годы, затраченные на обучение, не пропали даром [4], [5].
2. Исследование взаимосвязи темперамента
и профессионального выбора учащихся
2.1. Организация и методы исследования
В гипотезе работы было выдвинуто предположение о том, что темперамент личности влияет на выбор профессиональной деятельности. С целью подтверждения гипотезы в практической части было проведено исследование – определение типов темперамента и профессиональных склонностей по разным диагностическим материалам.
Исследование проводилось на базе МБОУ «СШ №33» г. Смоленска.
В исследовании приняло участие 38 учащихся 9 классов.
При выполнении работы использовались следующие методики:
Опросник Е.А. Климова предназначен для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий:
Полученные результаты сопоставляли с типом темперамента.
2.2. Полученные результаты и их анализы
В рамках работы над практической частью мы определили тип темперамента и профессиональные наклонности у 38 человек из 9 классов. В ходе исследования были получены следующие результаты:
Сангвиники составили 9 человек от общего числа опрошенных. Из них 4 человека выбрали профессии типа «человек – знаковая система», 3 человека – «человек – техника», 2 человека – «человек – художественный образ».
Диаграмма 1. Профессиональные наклонности сангвиников
Сангвиники могут отдавать предпочтение практически любой профессии. По данным диаграммы 1 видно, что у большинства обладателей темперамента сангвиник выражена склонность к профессиям типа «человек – техника» и «человек – знаковая система». Первый тип объединяет профессии, связанные с техническим оборудованием и его обслуживанием. Подобную работу сангвиники выполняют не очень охотно, но качественно. Нередко из них выходят первоклассные ювелиры и токаря.
Второй тип профессий связан с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами. С одной стороны, сангвиникам подходят эти профессии, учитывая их высокий уровень работоспособности, стрессоустойчивости, способности сосредоточиться, возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. С другой стороны, сангвиникам стоит избегать рутинной и монотонной работы (например, в работе бухгалтера, архивариуса). Поэтому профессии типа «человек – знаковая система» подходят на 50%.
Однако идеально сопоставимы с коммуникативными, умеющими находить подход к человеку, энергичными сангвиниками профессии типа «человек – человек», связанные с общением, но в данной группе испытуемых они не выражены.
По результатам исследования сангвиникам данной группы испытуемых больше подходят такие профессии как: переводчик, программист, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, налоговый инспектор, чертёжник, артист.
Флегматиков среди опрошенных оказалось 8 человек. Из них 6 человек предпочли профессии из типа «человек – знаковая система», а 2 человека – «человек – художественный образ».
Диаграмма 2. Профессиональные наклонности флегматиков
Анализируя данные диаграммы 2, делаем вывод, что подавляющее большинство флегматиков склонно к профессиям типа «человек – знаковая система». И это вполне оправданно. Флегматики медлительны и уравновешенны, они, как правило, доводят начатое дело до конца, способны к систематической работе и длительной концентрации на поставленной задаче, а это именно те профессиональные качества, которые так необходимы при выборе таких профессий, как столяр, токарь, электросварщик, программист, инженер, чертёжник, бухгалтер, математик, физик т.д.
25% опрошенных склонны к направлению «человек – художественный образ», что на 50% соответствует их темпераменту. Для таких профессий, как актёр, дизайнер, музыкант, писатель, флегматикам следует развивать общительность, креативность и активность.
Среди 38 опрошенных 10 человек – обладатели темперамента меланхолик. 5 из них склонны к профессиям «человек – техника», 2 – «человек – художественный образ», 2 – «человек – знаковая система», 1 – «человек – природа».
Диаграмма 3. Профессиональные наклонности меланхоликов
Для меланхоликов особенно подходят профессии «человек – техника», «человек – знаковая система», поскольку они осторожны, наблюдательны, сосредоточены, ответственны и любят работать в тишине и одиночестве, а так же и «человек – художественный образ», где окажутся полезными чувствительность, склонность к раздумьям и творчеству. 90% опрошенных меланхоликов склоны к этим профессиям (см. диаграмму 3).
Меланхоликам следует обратить внимание на такие профессии, как художник, модельер, писатель, композитор, токарь, слесарь, авто- и радиомеханик, инженер, бухгалтер, программист, финансист, редактор. На 50% могут подойти профессии из области «человек – природа»: зоотехник, агроном, геолог, флорист. В работе ветеринара может стать минусом высокая степень чувствительности, ранимости и эмпатии меланхолика.
Меланхоликам категорически не следует выбирать профессии, связанные с общением, из типа «человек – человек» (об этом сказано выше), но из опрошенных учащихся таких не встретилось.
Таким образом, меланхолики выбрали профессии в соответствии со своими психофизиологическими особенностями.
Из числа опрошенных насчитывается 11 холериков. Из них 5 человек выбрали профессии типа «человек – художественный образ», 4 человека – «человек – человек», 2 человека – «человек – природа».
Диаграмма 4. Профессиональные наклонности сангвиников
По данным диаграммы 4 около половины холериков выбрали профессии «человек – художественный образ», что вполне соответствует их психотипу. Данной группе можно порекомендовать рассмотреть сферы деятельности, связанные с творчеством и общением: режиссура, театр, журналистика.
36% холериков склонны к профессиям «человек – человек», что полностью соответствует их психотипу, поскольку холерики очень активны и энергичны, целеустремлённы, стремятся к общению. Им подойдут профессии из области юриспруденции и политики (адвокат, следователь, дипломат), экономики (предприниматель, снабженец, маркетолог), а так же тренер, водитель и т.д.
Профессии типа «человек – природа», в частности ветеринар и флорист, не желательны для холериков, поскольку они часто бывают несдержанны, вспыльчивы и не переносят монотонности в работе.
Профессии из типа «человек – знаковая система», которые не совместимы с психофизиологическими особенностями холерика, не были выбраны.
Таким образом, у 76% опрошенных наблюдается полное соответствие типа темперамента и профессиональных склонностей. Примерно у 19% опрошенных отмечено частичное совпадение психофизиологических особенностей и направлений профессиональной деятельности. Нежелательное совпадение профессиональных наклонностей и темперамента отмечено у 5%. Абсолютного несоответствия типа темперамента и профессиональных наклонностей в данной группе опрошенных не установлено. Исходя из этого, можно сделать вывод о влиянии темперамента на выбор профессии.
Заключение
В процессе работы над учебно-исследовательским проектом мы выяснили, что такое темперамент, какие типы темперамента существуют; узнали об истории развития представлений о темпераменте.
Нами была выдвинута гипотеза, согласно которой темперамент оказывает влияние на выбор профессии. Для того чтобы узнать влияние темперамента на выбор профессии, мы провели опрос среди учеников 9 классов. По результатам опроса были составлены и проанализированы диаграммы. У некоторых учащихся с одним типом темперамента отмечаются различные профессиональные склонности. В большинстве случаев они полностью соответствуют типу темперамента. Полного несоответствия не выявлено.
Наличие частичных совпадений и незначительных несоответствий можно объяснить следующими факторами. Во-первых, нет людей с признаками только одного темперамента. Обычно людям свойственны признаки нескольких темпераментов, но с преобладанием какого-то одного. Во-вторых, на результат теста о профессиональной предрасположенности могут повлиять личные предпочтения и окружение. Под влиянием окружения человек может меняться, например, холерик может воспитать в себе усидчивость и тренировать внимание. В-третьих, никто не отменял человеческой уникальности и характера, способного сглаживать ярко-выраженные черты темперамента. Например, талантливый на сцене актёр в обычной жизни может быть флегматичным и замкнутым.
Таким образом, мы можем сделать вывод о справедливости выдвинутой гипотезы, достижении поставленных целей и задач.
Материалы проекта могут быть использованы учащимися выпускных классов, стоящими перед выбором своей будущей профессии. Специально для них мы составили перечень рекомендаций по выбору профессии с учётом темперамента.
Список литературы
Паспорт учебно-исследовательского проекта
| Влияние темперамента на выбор профессии в старших классах |
| Непс Елизавета Владимировна |
| Свиридова Анастасия Викторовна |
| Биология |
| Исследовательский |
| Проблема выбора будущей профессии рано или поздно касается каждого. Существует множество факторов влияющих на тот или иной выбор: интересы, способности, востребованности профессии на рынке труда. Но каждая профессия предъявляет свои требования к специалисту. Совокупность капитальных черт или устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности - есть темперамент. |
| Изучить проблему влияния темперамента на выбор профессии в старших классах |
|
|
|
|
|
|
| Реферат, презентация, буклет на тему «Рекомендации по выбору профессии с учётом темперамента» |
| Инернет-ресурсы, литература по проблеме, компьютер, принтер |
Притча о гвоздях
Волшебная фортепианная музыка
Ласточка. Корейская народная сказка
Пейзаж
Будьте как солнце!