Индивидуальный итоговый проект в 9 классе
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_naushnikov_na_sostoyanie_zdoovya_cheloveka.docx | 621.4 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 33»
Учебно-исследовательский проект
на тему: «Влияние наушников
на состояние здоровья человека»
Автор проекта:
ученик 9 «Д» класса,
Попков Иван Сергеевич
Руководитель проекта:
учитель биологии и химии,
Свиридова Анастасия Викторовна
Смоленск
2022 год
Оглавление
Введение3
1. Теоретическая часть 5
1.1. Особенности строения и функционирования органа слуха5
1.2. Наушники и история их создания 7
1.3. Устройство и принципы работы наушников9
1.4. Классификация наушников9
1.5. Влияние наушников на слух человека13
2. Практическая часть 17
2.1. Опрос школьников 17
2.2. Эксперимент 22
Заключение25
Список литературы26
Приложение 1 27
Приложение 2 28
Приложение 3 29
Приложение 4 30
Введение
Как вы все знаете, время не стоит на месте и с его течением появляется всё больше и больше новых технологий, облегчающих нашу жизнь. В современном мире, почти у каждого имеется устройство, будь то телефон, CD или MP3 – плеер, с помощью которого человек спокойно может в свободную минуту послушать музыку, аудиокнигу и т.д. В период с 90-ых по 2020-ые все эти устройства стали компактнее, мобильнее и вмещали уже более 100 часов разной аудиоинформации. Именно поэтому 90% людей очень часто пользуется тем или иным устройством. При таком частом использовании у слушателей возникает вопрос – а не вредно ли так часто использовать наушники? Насколько серьёзно это может отразиться на слуховом аппарате?
Объект исследования: наушники.
Предмет исследования: влияние наушников на состояние здоровья подростков.
Цель: изучить проблему влияния наушников на организм подростка.
Задачи:
Гипотеза: наушники оказывают негативное влияние на организм человека.
Методы исследования:
Этапы работы над проектом:
I. Подбор и изучение литературы по данной проблеме (сентябрь – ноябрь 2021 г.);
II. Подготовка и проведение исследования, обработка результатов (ноябрь –февраль 2021-2022 г.);
III. Оформление работы и подготовка учебно-исследовательского проекта к защите, подготовка презентации (февраль-март 2022 г.)
IV. Представление и защита учебно-исследовательского проекта (апрель 2022г.)
1. Теоретическая часть
1.1. Особенности строения и функционирования органа слуха
Ухо человека – орган, который помогает поддерживать связь с внешним миром и даёт человеку информацию о его расположении и перемещении в пространстве. Всего в ухе выделяется три отдела: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Уникальное строение органа слуха обеспечивает приём, передачу звука и преобразование энергии колебания в нервный импульс.
Наружное ухо – видимая часть органа, которая улавливает звуки и передает их среднему уху. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На её поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.
К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков». Кожный покров раковины имеет сальные и потовые железы [4].
Наружный слуховой проход – извилистый канал, длина которого составляет чуть больше 2 см, а диаметр – до 0,7 см. В нём звуковой сигнал продолжает усиливаться и передаётся в среднее ухо. Проход выстлан кожей, имеющей сальные и серные железы. Ушная сера – желтоватая субстанция, которая обеспечивает увлажнение канала и имеет защитное значение, так как препятствует попаданию в глубокие части наружного слухового прохода инородных тел. При скоплении и уплотнении она образует пробки, нарушающие движение барабанной перепонки. Это может привести к возникновению кондуктивной тугоухости [3], [4].
Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости [4].
Границей между наружным и средним ухом служит барабанная перепонка. Барабанная перепонка – это тонкая мембрана, покрытая снаружи кожей, изнутри – слизистой. У маленьких детей она имеет отверстие, из-за которого среднее ухо контактирует с внешней средой и более уязвимо для инфекции. Оно закрывается к 3 годам.
Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет до 2 см3. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку: молоточек, наковальня, стремечко. Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Молоточек вплетен рукояткой в барабанную перепонку, а другой стороной сочленяется с наковальней. Длинный отросток наковальни сочленяется с головкой стремечка. Слуховые косточки в 50 раз усиливают слабые колебания барабанной перепонки и передает их во внутренне ухо [3], [4].
Полость среднего уха (барабанная полость) заполнена воздухом и соединяется через евстахиеву (слуховую) трубу с глоткой. Это позволяет уравнивать давление в полости среднего уха с атмосферным, благодаря чему барабанная перепонка не искажает звуковые колебания [1], [2].
Внутреннее ухо включает костный лабиринт из сложно устроенных каналов. Внутри костного канала находится перепончатый лабиринт, повторяющий форму костного. Пространство между ними заполнено перилимфой. Внутри перепончатого лабиринта находится жидкость эндолимфа [1].
Костный лабиринт состоит из преддверия, улитки и полукружных каналов. Улитка похожа на речную улитку-прудовика, представляет собой спирально закрученный костный канал, образующий 2,5 завитка. В ней содержится лимфатическая жидкость, натянуты волокна (основная мембрана). Каждое из волокон похоже на маленькую струну и «откликается» (резонирует) на звук определённой частоты. Этих волокон около 24 тысяч. На стенке канала улитки находится рецепторное поле, которое состоит из нервных (волосковых) клеток – кортиев орган. В нём возникают электрические импульсы, которые далее по слуховому нерву достигают среднего и промежуточного мозга и далее попадают в височную долю коры, где находится слуховая зона. Эти импульсы несут информацию о громкости, продолжительности, высоте звука в мозг [1], [3], [4].
Другая часть внутреннего уха – вестибулярный аппарат. Он состоит из: преддверия, находящихся в нем трёх полукружных каналов, маточки и мешочка. Преддверие – полость округлой формы с диаметром около 5 мм. Оно находится между каналами и улиткой. Каналы взаимно перпендикулярны и в месте соединения с преддверием имеют расширения – ампулы. Каналы заполнены эндолимфатической жидкостью.
Маточка и мешочек – поля нервных клеток, которые воспринимают различные раздражения. Смена положения тела регистрируется рецепторами маточки и вызывает рефлекторную реакцию мышц, помогая человеку сохранять равновесие. Вибрация улавливается окончаниями мешочка. От органа в головной мозг идет преддверно-улитковый нерв [4].
1.2. Наушники и история их создания
Первые прототипы
1.3. Устройство и принцип работы наушников
Различают две основные разновидности конструкции наушников:
Кроме этого, аксессуар подразделяется по степени закрытости. Вне зависимости от вида наушники устроены практически одинаково и состоят из следующих компонентов:
Существуют и беспроводные модели. Сигнал на них подаётся посредством доступных радиочастот. Чем ближе источник сигнала, тем лучше его качество.
Специфика работы акустического устройства проста. Магнит, прикреплённый к корпусу создаёт магнитное статическое поле, в пределах действия которого размещается катушка. На неё подаётся переменный ток от воспроизводящего устройства. Разница между переменным и статическим напряжением способствует движению катушки, которое передаётся на мембрану. Последняя, в свою очередь, повторяет движения катушки. Эти колебания и воспринимаются как звук [6].
1.4. Классификация наушников
Наушники классифицируют по ряду признаков.
1. По типу конструкции. Среди всего обилия наушников один из главных критериев их деления является тип конструкции. Любой товар мы встречаем по одёжке, и именно тип конструкции сразу же бросается в глаза.
Динамические – самый распространённый тип наушников с хорошим качеством звука. В их основе используется электродинамический тип преобразования. В части, недоступной покупателю без сторонних инструментов, расположена мембрана, к которой подведена катушка с проводом. Под действием переменного тока установленный магнит создаёт магнитное поле, которое передаётся на мембрану.
Электростатические (электретные). Принцип работы электростатических наушников заключается в использовании тончайшей мембраны, расположенной между двумя электродами. Под действием высокого тока мембрана приходит в движение и создаёт звуковые колебания. Электростатические наушники обладают самым качественным звуком, практически лишённым искажений. Существенным недостатком таких наушников является обязательное наличие внушительного по размерам усилителя.
Проводной – это классический вариант. Здесь провод может выходить либо из обоих наушников, либо из одного (в этом случае второй провод обычно проходит через всё оголовье и на выходе примыкает к первому). Выбрать проводные наушники не составляет никакого труда, их ассортимент огромен.
В беспроводных наушниках передача сигнала осуществляется посредством инфракрасного канала, радиоканала или цифрового канала. В них качество звука значительно хуже, чем в проводных. В беспроводных наушниках больше звуковых искажений и шумов. К тому же они заметно тяжелее, так как в беспроводных моделях имеется встроенный аккумулятор для питания приёмника звука. Поэтому беспроводные наушники оправданы лишь в том случае, если использование проводных наушников невозможно [7].
4. По акустическому типу
Закрытые наушники полностью способны изолировать уши от внешних шумов. Конструкция наушников этого типа такова, что динамик полностью закрыт. Закрытыми наушниками удобно пользоваться в шумных помещениях, в транспорте. Они защищают уши от посторонних звуков, в то же время, музыка, льющаяся из наушников, не будет мешать людям, которые вас окружают. Недостатком закрытых наушников является искажение звука из-за резонанса звуковых волн с задней стенкой корпуса наушников. К тому же, абсолютная изоляция от звуков внешнего мира опасна на улицах городов, заполненных транспортом.
Если же в корпусах наушников имеются прорези и всевозможные щели, за счёт чего отсутствует полная звукоизоляция, то такое аудио-оборудование относят к наушникам открытого типа. За счёт наличия отверстий в задних стенках, открытые наушники воспроизводят меньшее количество паразитных волн, поэтому звук в них более мягок и естественен [9].
1.5. Влияние наушников на слух человека
Постоянное прослушивание громкой музыки через наушники на улице, в спортзале, в транспорте неизбежно ведёт к снижению слуха. Впрочем, в Европейском сообществе был принят закон, ограничивающий максимальное звуковое давление, производимое наушниками портативных плееров 100 децибелами, а та же компания Sony, опомнившись, стала применять в своих плеерах систему принудительного ограничения громкости. Тем не менее, владельцы таких плееров, практически не пользуются такой системой.
Научный сотрудник университета Пердью Роберт Новак заявляет, что американские врачи начали диагностировать у молодых людей стремительное снижение слуха со скоростью, обычно присущей лишь пожилым пациентам. В ряде случаев это снижение слуха оказывается необратимым и приводит к полной глухоте. Новак напрямую связывает эту тенденцию с постоянным использованием наушников, воспроизводящих музыку с опасной для здоровья громкостью.
Люди в силу своих профессиональных обязанностей пользуются наушниками не одно десятилетие: это и радисты, и звукорежиссёры, и диспетчеры. Однако, несмотря на то, что они проводят в наушниках много часов подряд, слух у них ухудшается не так радикально, как у поклонников плееров. Почему?
Всё дело в том, что большие наушники самые безопасные они концентрируют звук и не приводят его к усилению. Портативные звуковоспроизводящие устройства породили целый новый класс головных телефонов – так называемые «затычки», вставляющиеся внутрь ушной раковины. Принципиальное же отличие вкладышей от других типов наушников заключается в том, что они максимально приближают источник звука к внутреннему уху. Звуковые волны, попадающие в ухо через слуховой канал, при помощи барабанной перепонки преобразуются в колебания и передаются на улитку, находящуюся во внутреннем ухе, где эти колебания, в свою очередь, трансформируются в нервные импульсы, воспринимаемые мозгом. Природа предусмотрела механизм, защищающий от повреждения внутреннее ухо: при воздействии громких низких и высокочастотных звуков две мышцы, стременная и напрягающая барабанную перепонку сокращаются и, при помощи слуховых косточек, перекрывают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо. Если же громкие звуки длительное время не прекращаются, мышцы просто утомляются, и они перестают защищать внутреннее ухо, приводя к повреждениям нервных волосковых клеток улитки (точнее, т.н. органа Корти), ответственных за передачу импульсов в мозг. При повреждении чувствительных волосков, ответственных за тот или иной сегмент частотного диапазона, человек больше не может слышать звуки соответствующей частоты. Находясь на переднем фронте сенсорной зоны внутреннего уха, чувствительные элементы, ответственные за высокие частоты, страдают в первую очередь, поэтому неудивительно, что проблемы со слухом обычно начинают проявляться на высоких частотах (3-6 кГц). Надеюсь, это небольшое отступление дало представление о том, почему длительное воздействие громкого звука вызывает повреждения слуха.
Медики считают, что самыми тихими звуками, которые способно уловить здоровое ухо, это 10-15 дБ. Шёпот оценивается уже в 20 дБ, обычный разговор – в 30-35 дБ. Крик с уровнем звукового давления в 60 дБ уже приводит к дискомфорту, а по-настоящему опасны для слуха звуки силой от 90 дБ. Иными словами, любой поп- или рок-концерт с уровнем 100-120 дБ – это серьёзное испытание для ушей. Такого же звукового давления с лёгкостью можно достичь в любых современных наушниках. В человеческом ухе природой предусмотрена защита только от кратковременных громких звуков, длительное же воздействие неизбежно приводит к снижению слуха.
Как отмечают специалисты компании Siemens, которая, помимо прочего, занимается выпуском слуховых аппаратов, после кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки внутреннего уха регенерируются, а острота слуха снижается лишь временно и незначительно. При повторном и длительном воздействии шума эти слуховые сенсорные клетки повреждаются более серьёзно, и восстановление их становится невозможным.
Доктор Брайан Флайгор из Гарвардской медицинской школы провёл исследование влияния различных типов наушников на здоровье потребителей. Ученый пришёл к выводу, что, как правило, чем меньше головные телефоны, тем выше уровень звукового давления вне зависимости от заданных значений громкости. Наушники-вкладыши (earphones) многократно усиливают отрицательный эффект, т.к. при их использовании звук излучается в замкнутый объём слухового канала, который на низких частотах работает как пневматический поршень, усиливая звук почти на 50дБ. Это приводит к перегрузке барабанной перепонки (величина её смещения возрастает в тысячу раз) и срабатыванию акустического рефлекса в среднем ухе, что ослабляет слух. Специалисты предлагают надевать на ушной вкладыш дополнительную трубку со специальной мембраной, которая позволит уменьшить уровень звукового давления в канале на низких частотах почти на 20 дБ.
В ходе другого исследования, проведённого австралийской Национальной акустической лабораторией из Сиднея, выяснилось, что из-за открытого типа массовых наушников-вкладышей, они позволяют слышать то, что происходит вокруг, а это служит стимулом повышения громкости на шумных городских улицах или в транспорте. Результаты исследования, в котором принимали участие австралийские владельцы плееров iPod в возрасте от 18 до 54 лет, показали, что около четверти из них выставляют такой уровень громкости, который способен вызвать долговременные повреждения слуха. Как говорится в пресс-релизе Национальной акустической лаборатории, у некоторых поклонников iPod были зафиксированы такие превышения допустимого уровня громкости, которые уже должны были вызвать повреждения слуха.
Александр Евтушенко (журнал Stereo&Video, #6, 1997) приводит интересные результаты исследований, в ходе которых установлено, что уровень звукового давления, создаваемый портативной аппаратурой, в области, непосредственно примыкающей к барабанной перепонке, составляет от 70 до 128 дБ. При этом, как показали исследования, любителям рок-музыки свойственно увеличивать необходимый для комфортного прослушивания уровень сигнала на 35-45 дБ (в сто раз!). После плееров с таким уровнем громкости у большинства наблюдалось временное снижение слуха на 5-10 дБ (в 2-3 раза) на одной или нескольких частотах, причём после 24 часов отдыха показатели слуха пришли в норму. В другой группе после часового прослушивания музыки с уровнем звука от 90 до 106 дБ снижение слуха достигало 30 дБ!
Важно помнить, что понижение слуха под влиянием шума, как правило, необратимо, так как в основе этого явления лежит атрофия нервных элементов. Современная медицина не располагает лечебными средствами, способными восстановить погибшие или даже гибнущие нервные клетки [8].
2. Практическая часть
2.1. Опрос школьников
В рамках исследования мы провели опрос среди учащихся 9 классов МБОУ «СШ №33» по проблеме влияния наушников на состояние здоровья человека.
Цели опроса:
В ходе опроса мы получили результаты (всего было опрошено 30 человек), представленные ниже в виде диаграмм.
1. Нравится ли Вам слушать музыку?
Вывод: по результатам этого вопроса, мы можем сделать вывод, что все подростки в возрасте с 14 до 16 лет слушают музыку на постоянной основе.
2. Какую музыку Вы предпочитаете?
Вывод: по данным диаграммы мы можем понять, что большая часть учащихся 9 классов практически не слушает поп и классическую музыку, отдавая предпочтение разным музыкальным жанрам.
3. Улучшается ли Ваше настроение при прослушивании музыки?
Вывод: большинство опрошенных получает удовольствие при прослушивании музыкальных композиций.
4. Пользуетесь ли Вы наушниками?
Вывод: на диаграмме показано, что только 1 из 30 школьников не пользуется наушниками.
5. Какие наушники используете?
Вывод: мы можем увидеть, что пользователи наушников отдают свои предпочтения вставным наушникам.
6. Как часто Вы слушаете музыку в наушниках?
Вывод: мы видим, что большинство школьников пользуется наушниками ежедневно.
7. Сколько времени в течение суток Вы используете наушники
Вывод: почти половина школьников пользуется наушниками больше двух часов в день.
8. На какой громкости Вы предпочитаете слушать музыку?
Вывод: лишь 4 человека из 30 слушает музыку на 40% и меньше.
9. Какие ощущения у Вас возникают
после прослушивания музыки в наушниках?
Вывод: лишь 1/3 опрошенных испытывает приятные ощущения при прослушивании музыки.
10. Могут ли наушники, по Вашему мнению, принести вред здоровью?
Вывод: 19 человек из 30 осведомлены о вреде наушников на слух человека.
Общий вывод: в ходе социологического опроса мы выяснили мнение сверстников по проблеме: «Влияние наушников на организм человека». Мы узнали, что 87% опрошенных школьников пользуются наушниками на постоянной основе и на достаточно высокой громкости (40-100%), даже не задумываясь об их вреде здоровью. Обуславливается частое использование наушников тем, что подростки получают удовольствие и наслаждение от прослушивания музыки. Зачастую у школьников в возрасте 14-16 лет, пока нет своего любимого музыкального жанра.
2.2. Эксперимент
Чтобы выяснить, как прослушивание музыки через наушники влияет на слух и концентрацию внимания школьников, мы провели два эксперимента. В первом эксперименте мы определи, на каком расстоянии от секундомера испытуемый будет слышать звук секундной стрелки (в норме на расстоянии 10-20 см от уха испытуемого). Далее испытуемые в течение 5-10 минут слушали музыку через наушники (тип наушников, музыкальный жанр и громкость музыки по выбору испытуемых). Измерения повторили. Результаты эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Измерение остроты слуха
Испытуемый | До прослушивания музыки с помощью наушников | После прослушивания музыки с использованием наушников | Громкость музыки |
1 | 19 см | 16 см | 70 – 100% |
2 | 20 см | 20 см | 40% ≤ |
3 | 18 см | 15 см | 70 – 100% |
4 | 19 см | 14 см | 100% |
5 | 18 см | 15 см | 70 – 100% |
6 | 20 см | 17 см | 70 – 100% |
7 | 20 см | 20 см | 40% ≤ |
8 | 17 см | 13 см | 70 –100% |
Вывод: у 75% школьников после прослушивания музыки через наушники уменьшается расстояние, на котором они слышат звук секундной стрелки. Данный факт свидетельствует о том, что у испытуемых заметно притупляется слух при 70 – 100% громкости, самое сильное притупление слуха наблюдалось у испытуемого под №4, слушавшего рок на 100% громкости. Испытуемые, слушающие музыку через наушники на 40% громкости и меньше, никакого притупления слуха не получили.
Чтобы оценить влияние музыки на концентрацию внимания, мы провели второй эксперимент, суть которого заключалась в следующем: испытуемые решали простейшие математические примеры в спокойной обстановке, а мы фиксировали время, затраченное на их решение; после чего учащимся предложили решить аналогичные примеры, но во время прослушивания музыки через наушники. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Влияние музыки на концентрацию внимания школьников
Испытуемый | Время решения примеров в спокойной обстановке, секунды | Время решения примеров во время прослушивания музыки, секунды |
1 | 46 с | 65 с |
2 | 42 с | 46 с |
3 | 45 с | 49 с |
4 | 48 с | 50 с |
5 | 58 с | 50 с |
6 | 53 с | 63 с |
7 | 48 с | 62 с |
8 | 62 с | 67 с |
Вывод: по данным таблицы 2 мы видим, что на решение примеров во время прослушивания музыки тратится больше времени, следовательно, прослушивание музыки через наушники негативно влияет на концентрацию внимания, мешает сосредоточиться.
Общий вывод: с помощью эксперимента № 1 мы установили, что частое прослушивание громкой музыки на постоянной основе, может негативно повлиять на орган слуха человека. Благодаря эксперименту № 2 мы узнали, что прослушивание музыки негативно влияет на концентрацию внимания.
Заключение
В процессе работы над исследовательским проектом по теме «Влияние наушников на состояние здоровья человека» мы изучили различные источники информации, с помощью которых познакомились со строением слухового аппарата у человека, познакомились с типами наушников и их характеристиками; выяснили, каким образом наушники влияют на организм человека.
Практическая значимость работы заключается в том, что выдвинутая нами гипотеза нашла экспериментальное подтверждение. Действительно, наушники оказывают негативное влияние на организм человека.
Продукты учебно-исследовательского проекта мы представили в виде реферата, в котором обосновали актуальность данной темы, обозначили цель, задачи, выдвинули гипотезу, раскрыли теоретическую часть проблемы, проанализировали полученные результаты исследования, тем самым подтвердив выдвинутую гипотезу; мультимедийной презентации и буклета с рекомендациями по безопасному использованию наушников.
В заключении стоит отметить, что большинство людей в современном обществе, пользуясь вещами, удовлетворяющими их потребности, не задумываются об их вреде. Используя современные технологии, делающие нашу жизнь проще, не стоит злоупотреблять ими, чтобы это не привело к негативным последствиям. Ведь как сказал Томас Мор: «Мудрец будет скорее избегать болезней, чем выбирать средства против них».
Список литературы:
Приложение 1
Строение органа слуха
Приложение 2
Анкета-опросник
| ||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
|
|
Приложение 3
Приложение 4
Паспорт учебно-исследовательского проекта
| Влияние наушников на состояние здоровье человека |
| Попков Иван Сергеевич |
| Свиридова Анастасия Викторовна |
| Биология |
| Исследовательский |
| Нередко можно увидеть предупреждения о влиянии наушников на слух. Так ли это на самом деле? Рассмотрим опасности, которые несёт собой гарнитура. На что именно может повлиять устройство, и как предотвратить вредное воздействие? |
| Изучить проблему влияния наушников на организм подростка |
|
|
|
|
|
|
| Реферат, презентация, буклет на тему «Безопасное использование наушников» |
| Инернет-ресурсы, литература по проблеме, наушники, секундомер, линейка, компьютер, принтер |
10 осенних мастер-классов для детей
Как нарисовать ветку ели?
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Н. Гумилёв. Жираф
Есть в осени первоначальной...