Индивидуальный итоговый проект в 9 классе
Вложение | Размер |
---|---|
predekzamenatsionnyy_stress_i_sposoby_ego_preodoleniya.docx | 462.58 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 33»
Учебно-исследовательский проект
на тему: «Предэкзаменационный стресс
и способы его преодоления»
Автор проекта:
ученик 9 «Е» класса,
Петров Арсений Романович
Руководитель проекта:
учитель биологии и химии,
Свиридова Анастасия Викторовна
Смоленск
2022 год
Оглавление
Введение3
I. Стресс и его влияние на школьников5
1.1. Понятие стресса. Виды стресса 5
1.2. Симптомы стресса 7
1.3. Причины стресса у учащихся 8
1.4. Влияние стресса на состояние организма 9
II. Изучение стресса среди школьников11
2.1. Организация исследования 11
2.2. Анализ и интерпретация результатов11
III. Избавление от стресса13
Заключение15
Список литературы16
Приложение 1 17
Приложение 2 18
Введение
Жизнь людей редко протекает спокойно и монотонно. Во многих жизненных ситуациях приходится нервничать, раздражаться, решать проблемы в семье и на работе. Стресс является неотъемлемой частью жизни современного человека. Состояние стресса, как ни странно, не всегда негативно воздействует на организм. Он заставляет человека концентрироваться в решении трудных вопросов, мобилизовать силы. Важно не допустить, чтобы стрессовая нагрузка стала чрезмерной, и нанесла здоровью серьезный вред. А стресса в жизни современного человека много, причем неблагоприятные обстоятельства могут складываться уже в начальной школе. А что же говорить о выпускниках, над которыми довлеет тяжкий груз выпускных экзаменов.
Я являюсь учеником 9 класса, поэтому тема стресса актуальна для меня и моих одноклассников.
Цель работы – изучение проблемы предэкзаменационного стресса у учащихся 9 классов и методов его контроля.
Задачи исследования:
Объект исследования – учащиеся выпускных классов (9 классы).
Предмет исследования – психоэмоциональное состояние выпускников.
Гипотеза – экзамены являются одной из причин повышенной тревожности подростков.
Методы исследования:
I. Стресс и его влияние на школьников
1.1. Понятие стресса. Виды стресса
Почти все люди сталкивались в своей жизни со стрессом. Значительная часть регулярно испытывает соматические симптомы, связанные со стрессом, даже не догадываясь об этом. А что же такое стресс?
Стресс (от англ. stress – давление, нажим, напор; напряжение) – неспецифическое состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на воздействие неблагоприятных факторов (физических и психосоциальных). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический (психологический) и физический стрессы (тепловой, световой, звуковой и др.).
Основоположником понятия «стресс» стал Ганс Селье, канадский эндокринолог. В начале ХХ века он создал целую теорию, посвященную этой реакции организма. Селье обнаружил неспецифическую, не связанную с конкретной причиной универсальную реакцию организма на внешние воздействия. Её-то он и назвал сначала «общим адаптационным синдромом», а уже затем переименовал её в «стресс». Также разделил стресс на «хороший» и «плохой».
Г. Селье обозначил полезный стресс понятием эустресс. Он может быть вызван позитивными эмоциями и является стрессом слабой силы, мобилизующей человека. Эустресс, вызванный позитивными эмоциями, предполагает эмоциональное состояние, при котором человек осознаёт все предстоящие проблемы или задачи и знает, как их решить, предвкушая положительный результат. Эустресс мобилизует человека – это движущая сила в решении каждодневных задач, их планирования, и необходим при полноценной жизни здорового организма.
Однако при низком индивидуальном сопротивлении организма эустресс способен привести к прямо противоположному результату, превратившись в деструктивный стресс – дистресс, превышающий по силе адаптационные возможности организма. Дистресс приводит к срыву защитных механизмов и возникновению физических заболеваний. Приступ данного вида стресса возникает, чаще всего, неожиданно, спонтанно, при состоянии напряжения, достигшем критического значения. При этом он может также являться и результатом «накопленного» стресса, при котором медленно происходит снижение сопротивляемости организма с последующим угасанием. Такое состояние может приобрести хронический характер [3].
Обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать существование трех стадий стресса:
1. Стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессов разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.
2. Стадия резистентности (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем. В этот период продолжается усиленная выработка адаптивных гормонов – катехоламинов, глюкокортикоидов, катехоламины усиливают секрецию глюкагона и тормозят продукцию инсулина, в результате чего значительно снижается уровень инсулина в крови.
3. Стадия истощения отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. При этом надпочечники перестают продуцировать достаточное количество гормонов (глюкокортикоидов). Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме.
Таким образом, на первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему. На второй стадии происходит адаптация к новым условиям, но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида [1].
1.2. Симптомы стресса
Ученые, психологи выделяют следующие признаки стресса:
Стресс многолик в своих проявлениях. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание.
А теперь рассмотрим типичные симптомы предэкзаменационного стресса, которые могут быть отнесены к одной из четырех групп:
1.3. Причины стресса у учащихся
Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являются следующие:
Среди причин, вызывающих стресс у выпускника, особенно следует выделить эмоциональные нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения, ситуации конкурса или испытания, то есть ситуацию экзамена [4].
1.4. Влияние стресса на состояние организма
Эмоциональное перенапряжение может буквально ударить практически по всем органам и системам. Рассмотрим подробнее, как стресс влияет на наш организм.
Совершенно нормально испытывать ежедневные смены настроения, взлеты и падения. Но в условиях хронического стресса человеческий разум склонен к депрессии. Это происходит, когда побочный продукт гормонов стресса заставляет нас чувствовать усталость или истощение.
Это ощущение упадка энергии может сохраняться и отрицательно влиять на желание и способность выполнять повседневные дела. Это состояние известно как «большая депрессия».
Симптомы большой депрессии:
У тех, кто страдает большой депрессией, могут развиться и другие психические расстройства.
II. Изучение стресса среди школьников
2.1. Организация исследования
В ходе работы над практической частью мы поставили цель – выявить степень выраженности экзаменационного стресса среди учащихся выпускных классов. Для этого на базе МБОУ «СШ №33» нами было проведено исследование с участием обучающихся 9 классов, включающее в себя опрос и анализ полученных данных.
Первый опрос был проведен в ноябре 2021 года, задолго до начала экзаменов, а второй – в феврале 2022, перед проведением итогового собеседования по русскому языку.
Учащимся были предложены анкеты с рядом вопросов (приложение 1), на которые требовалось дать ответ «да» или «нет». Далее путём суммирования баллов за каждый утвердительный ответ определялся уровень стресса по шкале: отсутствие стресса, низкий уровень стресса, средний уровень стресса и высокий уровень стресса.
2.2. Анализ и интерпретация результатов
В ходе опроса были получены результаты, представленные ниже в виде диаграмм.
Рис. 1. Степень выраженности экзаменационного стресса по результатам первого опроса
Рис. 2. Степень выраженности экзаменационного стресса по результатам второго опроса
Сравнивая полученные данные, мы приходим к выводу, что перед экзаменами уровень стресса усиливается: высокий уровень стресса в ходе первого опроса был выявлен только у 15% подростков, а в ходе второго опроса – у 20%, также на 6% увеличилась доля подростков со средним уровнем стресса и уменьшилось количество тех, кто не испытывает состояние стресса. Причиной тому становится волнение, неуверенность в собственных силах и возможностях, высокая нагрузка, обусловленная подготовкой к экзаменам.
Таким образом, экзамены можно считать одним из факторов повышенной тревожности подростков и причиной стрессового состояния у подростков.
III. Избавление от стресса
По данным Американской психологической ассоциации, существуют разные типы стресса, и не существует единой методики борьбы с ними. Поэтому каждый должен найти свой собственный путь. И, все же, существует несколько общих рекомендаций, которые могут помочь выйти из стресса:
1. Записывайте всё, что приходит Вам в голову.
Чем это полезно? Когда Вы записываете свои мысли, различные ситуации, а возможно даже идеи будущего происходит структуризация мыслей, наведение порядка в голове. Этот творческий процесс очень эффективен, отвлекает Вас от текущих проблем, голова очищается и спадает напряжение. В дальнейшем вы сможете рассмотреть некоторые ситуации под другим углом.
2. Релаксация и дыхание
На сегодняшний день очень актуальным и эффективным способом борьбы с различными стрессовыми и тревожными состояниями является методы дыхательной гимнастики и прогрессивной мышечной релаксации, разработанной еще в 1920 году. Принцип прост: после любого сильного напряжения наступает сильное расслабление. Поэтому предлагаем Вам воспользоваться и овладеть простым и очень доступным методом: напрягайте мышцы в течение 10 минут, а затем расслабьте их, стараясь сконцентрироваться на моменте расслабления.
3. Реагируйте правильно или не реагируйте вообще.
Постарайтесь увидеть позитив в любой стрессовой ситуации, пробуйте изменить свое отношение к ней: «Я не могу изменить ситуацию, но могу изменить свою реакцию на нее». Позитивная реакция на негативное событие помогает не только избежать стресса, но и получить некий опыт, если смотреть на это, как на испытание, и учиться на ошибках.
4. Остановите поток мыслей
Когда вы чувствуете наплыв мыслей, с которым сложно справиться щелкните пальцами и скажите: «Стоп! Я подумаю об этом позже!». Можно использовать резинку на запястье или же просто себя ущипнуть. Подобный метод позволяет остановить круговорот мыслей и отложить проблему на потом. Остановив свои мысли, постарайтесь переключить внимание на что-то другое – смените вид деятельности.
5. Побалуйте себя
Советуем каждому находить промежуток время, в течение которого Вы можете делать только то, что захотите. Вы можете рисовать, читать, есть вкусные блюда, говорить по телефону с друзьями и близкими, слушать любимую музыку, смотреть кино и т.д. Это время, когда Вы честно можете отложить все обязанности, негативные мысли, работу и любые текущие дела и доставить себе удовольствие [2].
Заключение
Классический пример «экзаменационного стресса» можно обнаружить в периоды экзаменов в любом учебном заведении. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и эндокринную.
Проводя исследование, мы выяснили, что многие учащиеся 9 классов школы №33 перед экзаменами подвержены неблагоприятным эмоциональным состояниям: волнению, тревоге, сомнениям в своей успешности при подготовке и сдаче экзаменов. Это позволяет сделать вывод о том, что достаточно высокий процент учащихся подвержен экзаменационному стрессу. Наша гипотеза подтвердилась.
В III главе нашей работы «Избавление от стресса» предложено несколько способов, которые помогут не попасть под воздействие предэкзаменационного стресса: релаксация, дыхательные техники, остановка мыслей и их записи. В приложении представлены памятки, которые помогут школьникам не стессовать и быть более активными. Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех!
Список литературы
Приложение 1
Опросник подверженности экзаменационному стрессу
Цель: диагностика степени выраженности экзаменационного стресса и подверженности ему.
Инструкция: внимательно прочитайте предложенные вопросы, примерьте их к себе и укажите степень вашего согласия или несогласия: да или нет.
Обработка. За каждый утвердительный ответ начисляется 1 балл. Сложите набранные баллы.
0 - 4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.
5 - 8: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс.
9 - 12: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.
Уровни
0-1: полное отсутствие стресса
2-4: низкий уровень стресса
5-8: средний уровень стресса
9-12: высокий уровень стресса
Приложение 2
Паспорт учебно-исследовательского проекта
| Предэкзаменационный стресс и способы его преодоления |
| Петров Арсений Романович |
| Свиридова Анастасия Викторовна |
| Биология |
| Исследовательский |
| Жизнь людей редко протекает спокойно и монотонно. Во многих жизненных ситуациях приходится нервничать, раздражаться, решать проблемы в семье и на работе. Стресс является неотъемлемой частью жизни современного человека. Состояние стресса, как ни странно, не всегда негативно воздействует на организм. Он заставляет человека концентрироваться в решении трудных вопросов, мобилизовать силы. А что же говорить о выпускниках, над которыми довлеет тяжкий груз выпускных экзаменов. |
| Изучение проблемы предэкзаменационного стресса у учащихся 9 классов и методов его контроля |
|
|
|
|
|
|
| Реферат, презентация, буклет на тему «Избавление от стресса» |
| Инернет-ресурсы, литература по проблеме, компьютер, принтер |
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Ласточка
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Крутильный маятник своими руками
Мороз Иванович