Исследовательская работа была выполнена в рамках школьного предмета индивидуальный проект.
Вложение | Размер |
---|---|
Математика: так зачем же она нужна? | 272.66 КБ |
Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
«Математика: так зачем же она нужна?»
Выполнила:
ученица 10 класса
МКОУ СОШ №2
Вершкова Марина Валерьевна
Руководитель проекта:
учитель математики
Долотина Динара Гаясовна
с. Князе-Волконское-1
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения математики 5
1.1 Понятие математики 5
1.2 История и причины возникновения математики 5
1.3 Основные направления … …………...........................................................8
Глава 2. Математика в других сферах деятельности...........................................12
2.1 Математика в профессиях.…….……........................................................12
2.2 Математика в нашей повседневной жизни..…………………………….18
Глава 3. Как заново полюбить математику……………………………..............21
3.1 5 способов проявить интерес к науке….....……....................................... 22
3.2 Интересные факты………………………...…….......................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА......................................................................................25
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................26
Человек привык развиваться с каждым днем все больше и больше. На протяжении всей своей жизни он непрерывно получает бесценный опыт и полезные знания. С самого детства люди проходят социализацию в различных учреждениях таких, как: детский сад, школа, ВУЗ; и вместе с этим они, конечно, получают образование.
Сам процесс обучения действительно интересный, ведь мы узнаем очень много нового и интересного. Однако далеко не все осознают важность некоторых предметов. Кто-то, например, считает географию бесполезной, так как мы живем в век передовых технологий, и нам не понадобится способность определять сторону света по расположению мха на дереве, ведь существуют навигаторы. Кто-то согласен с мнением о том, что физика никак не поможет в жизни, потому что знания, получаемые на уроках, невозможно применить на практике. А кто-то даже утверждает, что математика не нужна. Вероятнее всего, эти люди просто не пытались ее понять или переосмыслить. В некоторых школах учителя не придают большое значение способу своего преподавания, но это очень влияет на восприятие учеником предмета в целом.
И все-таки, математика: так зачем же она нужна? Стоит ли заострять свое внимание на этом? И почему?
Актуальность. Сейчас огромное количество учеников не справляется со школьной программой, связанной с математикой. Школьники не учат правила, определения, теоремы и в целом, это - большая проблема, ведь нынешнее поколение может выйти неграмотным в этом плане. В обществе будет не хватать квалифицированных специалистов, экономика страны снизится, что приведет к упадку авторитета государства на международной арене.
Цель проекта:
Изучить роль математики в современном обществе и проявить интерес у людей к этой науке.
Задачи проекта:
1) Описать понятие и принципы математики
2) Рассмотреть историю и поводы возникновения математики
3) Ознакомиться с основными направлениями математики, сравнить их сходства и различия
4) Понять, какое влияние оказывает математика на другие области деятельности человека.
Глава I. Теоретические аспекты изучения математики
Как бы это ни было странно, но люди до сих пор не пришли к одному мнению о том, что же такое математика. На данный момент существует более тысячи официальных определений этой науки, и еще больше субъективных понятий.
По определению из толкового словаря Владимира Ивановича Даля, математика - научная дисциплина о пространственных формах и количественных отношениях действительного мира.
Наука строит модели для описания и изучения нашего мира, как дети строят модели из кирпичиков лего. А математика изучает связи между этими кирпичиками науки и постоянно создаёт новые.
Самые древние модели – числа и фигуры. Числа описывают каждого из нас: сколько мы весим, какой имеем рост, на протяжении скольких лет живем на свете. Например, зная, что у Сони рост 170 сантиметров, а у Саши 150, можно догадаться, кто выше, даже если мы никогда не видели этих девочек, ведь знание об их росте заключено в числах.
Также, когда школьник решает задачу на уроке математики, он тоже разбирает условие на кирпичики и выясняет связи между ними: что в задаче дано и как связаны между собой эти данные. Законы и теоремы математики потом позволяют найти ответ к задаче.
Человечество всегда стремилось понять, как устроен материальный мир. Люди старались найти правила и модели, определяющие качества окружающих нас объектов и их сложные отношения друг с другом и с нами.
За тысячи лет все народы мира пришли к тому, что одна дисциплина содержит в себе больше всего знаний об основополагающих качествах физического мира. Эта дисциплина - математика!
Наш мир состоит из схем и последовательностей, они повсюду: день сменяется ночью, животные мигрируют по земле в вечно новом порядке, ландшафты постоянно меняются. Математика возникла в том числе и потому что нам нужно было разобраться в этих естественных моделях.
Главная концепция математики, пространство и количество, встроены в наш мозг. Даже у животных есть чувство расстояния и количества. Они видят, что противник превосходит числом их стаю и решают драться или бежать, оценивают расстояние до потенциальной добычи. Знание математики, это вопрос жизни или смерти.
Но только человек приняв базовые концепции, стал строить что-то на их основе. В какой-то момент люди стали замечать закономерности, видеть связи, считать и упорядочивать окружающий мир. Так зародилась новая математическая вселенная.
История развития математического знания распадается на четыре этапа:
Уже на самых ранних ступенях развития цивилизации необходимость счета предметов быта привела к созданию простейших понятий арифметики натуральных чисел. Затем постепенно вырабатывались приемы выполнения простейших арифметических действий над натуральными числами, возникли системы счисления. Потребности измерения количества зерна, длины дороги и так далее приводят к появлению названий и обозначений простейших дробных чисел и к разработке приемов выполнения вычислительных действий над дробями. Таким образом, накапливается материал, складывающийся постепенно в древнейшую математическую науку - арифметику. Измерение площадей и объемов, потребности строительной техники, а чуть позже - астрономии, вызывают развитие начал геометрии. Зачатки математических знаний обнаруживаются уже примерно за 4 тыс. лет до н.э. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас египетские папирусы, клинописные вавилонские таблички, где встречаются решения различных арифметических, алгебраических и геометрических задач. Геометрия сводилась к правилам вычисления площадей и объёмов. Правильно вычислялись площади треугольника и трапеции, объёмы параллелепипеда и пирамиды с квадратным основанием. Наивысшим известным нам достижением египтян в этом направлении явилось открытие способа вычисления объёма усечённой пирамиды с квадратным основанием.
2. Период элементарной математики. Появляются первые попытки анализа роли и значения математики в научном познании. Так, например, пифагорейцы считали число основой и началом всего существующего. Они полагали, что задача научного познания состоит в нахождении в вещах внешнего мира закономерностей, присущих числам. На позициях математизации действительности стоял также греческий философ Платон. По его мнению, математические формы являются строительными кирпичиками Вселенной.
3. Период создания математики переменных величин. С XVII в. начинается существенно новый период развития математики, обусловленный явным введением в математику идей движения и изменения. Зависимости между величинами становятся самостоятельным объектом изучения. На первый план выдвигается понятие функции. Крупным шагом в создании математики переменных величин был выход в свет книги Р. Декарта «Геометрия». Во второй половине XVII в. Ньютоном и Лейбницем создается анализ бесконечно малых в виде дифференциального и интегрального исчислений, позволяющий связывать конечные изменения переменных величин с их поведением в непосредственной близости отдельных принимаемых ими значений.
4. Современная математика. Период математических структур, характеризуется глубоким развитием математической логики. В центре находятся:
1.Алгебраические структуры (кольцо, поле, векторное пространство, группа). 2.Структуры порядка (предполагают аксиоматизацию интуитивного понятия сравнения по величине)
3.Топологические структуры (аксиоматизация интуитивного понятия (окрестность, предел, непрерывность)
С течением времени математика постоянно развивается, в ней появляются новые разделы, а прежние дополняются ранее неизвестными знаниями.
Её базовые разделы присутствуют в школьной программе. А для расширения кругозора мы рассмотрим дополнительные области, которые встречаются в программе ВУЗов и далее познакомимся с и их основным содержанием.
1. Алгебра
Алгебра — это раздел математики, наука, в которой изучаются алгебраические выражения, уравнения и ряд вопросов, которые развились из теории уравнений. Алгебру можно нестрого охарактеризовать как расширение арифметики. Но мы называют алгеброй также учебный предмет в школе, в котором рассматриваются и такие вопросы, которые к учению об уравнениях имеют лишь весьма отдалённое отношение.
2. Геометрия
Геометрия - раздел математики, занимающийся изучением свойств различных фигур (точек, линий, углов, двумерных и трехмерных объектов), их размеров и взаимного расположения. Для удобства преподавания геометрию подразделяют на планиметрию и стереометрию. В планиметрии рассматриваются фигуры на плоскости; в стереометрии изучаются пространственные фигуры.
3. Вероятность и статистика
Вероятность и статистика - это раздел математики, который изучает случайные явления. Другими словами, именно математическая дисциплина делает возможным анализ тенденций на основе выборки из численных исследований паттернов, на которых мы фокусируемся. Он проявляет большой интерес к общественным наукам.
4. Арифметика
Арифметика - это раздел математики, который фокусируется исключительно на изучении чисел и операции, которые можно выполнять с ними. В этом смысле арифметика - это математическая дисциплина, которая имеет дело с элементарными операциями сложения, вычитания, деления и умножения. Таким образом, это основа, на которой покоятся другие ветви.
5. Топология
Топология - это раздел математики, который, будучи дисциплиной внутри геометрии, отвечает за изучение этих свойства фигур, которые остаются неизменными несмотря на деформации, которые эта фигура может испытать.
6. Анализ
Анализ - это отрасль математики, которая, в общем, изучает изменения. Анализ - это математическая дисциплина, которая проверяет наборы номеров и изменения, которым они подвергаются как с алгебраической, так и с топологической точки зрения. Она похожа на алгебру, но в отличие от нее использует бесконечные числовые последовательности.
7. Комбинаторика.
Комбинаторика - это раздел математики, изучающий построение и перечисление конфигураций, которые делают возможным существование других установленных условий. Другими словами, именно математическая дисциплина проверяет, сколько возможных способов группировки элементов чтобы получить ожидаемый результат.
8. Вычислительная математика.
Вычислительная математика - это математическая отрасль, которая фокусируется на исследованиях в областях формальных наук, где вычисления играют ведущую роль. Это раздел прикладной математики, необходимый для функционирования компьютерных программ, определяющих нашу жизнь, поскольку все они работают с алгоритмы, понимающие только математический язык.
9. Математическая оптимизация.
Оптимизация - это раздел математики, который позволяет с помощью алгебраического анализа: определить лучший элемент в наборе из всех доступных элементов. В отличие от предыдущей, эта ветка более конкретно ориентирована на мир вычислений.
10. Теория чисел
Теория чисел - это раздел математики, изучать свойства целых чисел (натуральные, включая 0). Это один из столпов чистой математики. Фактически, немецкий математик Карл Фридрих Гаусс сказал: «Если математика - королева науки; теория чисел - королева математики».
11. Тригонометрия.
Тригонометрия - это раздел математики, который, в общем, фокусируется на изучении треугольников. В частности, в отношениях между так называемыми тригонометрическими отношениями: синус, косинус, тангенс, секанс, косеканс и котангенс. Это дисциплина в геометрии с важными приложениями, особенно в астрономии и системах спутниковой навигации.
12. Номография
Номография - это раздел математики, который фокусируется на графическом представлении значений функции с определенным числом переменных, что позволяет получать цифры, известные как номограммы, которые представляют эти значения в масштабе. Следовательно, именно дисциплина изучает как теорию, так и применение номограмм.
Глава II. Математика в других сферах деятельности
Математика — «наука всех наук» и «искусство всех искусств». Понимая основную концепцию математики, необходимо соотносить важность и концепцию этой науки с другими предметами, чтобы легко их понять и установить отношения. Математические знания играют решающую роль в понимании содержания других предметов.
Наука без математики совершенно бессмысленна, потому что химические реакции, научные теории и детали элементов генерируются, подсчитываются только с помощью математики. Математика используется в большинстве приложений, таких как работа, энергия, электричество, движение, гравитация, магнетизм и т. д.
2.1 Математика в профессиях
Бухгалтер
Немаловажную роль математика играет в бухгалтерии. Она вообще не мыслима без основ математики. Так как необходимо производить оплату услуг партнеров, поставок различных материалов, делать начисления заработной платы и тут уж точно без математики никуда, ведь надо произвести сотни тысяч арифметических действий.
Вся эта забота отнимала бы огромное количество времени, если бы проводилась без помощи вычислительной техники.
Например, необходимо сложить множество больших чисел. Если вести подсчеты в столбик на бумаге. То на это, скорее всего, уйдет уйма времени. Опытный бухгалтер справится с этим заданием с применение счет за более короткий промежуток времени.
А электронно-вычислительной машине необходимо для такой работы всего лишь доли секунды. Более того, она проверяет вычисления несколько раз. Современные компьютеры в сотни тысяч раз быстрее работают, чем человек.
А вот создание и управление такими машинами было бы невозможно без математики.
Экономист
Экономист – специалист по сбору, обработке, упорядочении информации об экономических явлениях и процессах, анализу хода и результатов экономической деятельности, оценке её успешности и возможностей её совершенствования, прогнозированию, перспективному и текущему планированию.
Экономист осуществляет оперативный учет выполнения работ и контроль расчетов с заказчиками, составляет документы периодической отчетности. Анализирует действующие формы первичных документов и отчетности, разрабатывает предложения по их совершенствованию. В вычислительных центрах участвует в составлении проектов механизации счетной обработки задач различных типов, в разработке нормативов материальных и трудовых затрат, в определении стоимости работ и цен на услуги.
Формулирует экономическую постановку задач, исследует возможность использования готовых проектов, алгоритмов и программ аналогичных задач. В научно - исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях собирает научно-техническую информацию, систематизирует и обобщает статистическую информацию. Рассчитывает материальные и трудовые затраты проводимых исследований, определяет их экономическую эффективность.
Таким образом, математика в профессии экономиста очень важна, ведь она является основой этой профессии и учит всем действиям, без которых нельзя было бы работать в этой сфере.
Токарь
Токарь выполняет на токарном станке операции по обработке и расточке разнообразных поверхностей, торцевых плоскостей, а также нарезание резьбы, сверление, зенкерование, калибровку, используя в качестве заготовок металл и другие материалы.
Обеспечивает соответствие детали размерам, указанным на чертеже, заданную чистоту и точность. Применяет оснастку, измерительный инструмент, в том числе сложные приборы (индикаторы, микрометры). Поэтому токарю необходима хорошая подготовка по арифметике и геометрии, в области физики (механика, электротехника).
Водитель грузовых машин
Во время рейсов наблюдает за показаниями приборов, следит за работой всех агрегатов. Должен иметь хорошую подготовку по математике, физике, черчению и географии в пределах школьной программы, а также знать правила дорожного движения, устройство автомобиля, порядок и периодичность выполнения работ по техобслуживанию.
Автомеханик
Должен обладать достаточно высокой техникой вождения автомобиля, уметь проводить работу по техническому обслуживанию и ремонту. Необходимо уметь рассчитывать количество топлива, знать решение задачи на движение, проценты, площади и объемы, составление уравнений и систем уравнений.
Продавец
Рекламирует имеющийся товар, предлагает взаимозаменяемый товар, подсчитывает его стоимость, проверяет реквизиты чека, упаковывает товар, выдает покупку. Подсчитывает чеки (деньги), сдает их в установленном порядке и т.п. Может работать за кассовым аппаратом. Должен иметь хорошие навыки устного счета, а также в зависимости от специализации знания по физике (радиомагазины), химии (хозяйственные магазины) и т.п., знания в области товароведения.
Инженер
Инженер- специалист с техническим образованием. Ему нужна математика, потому, что надо делать расчёты. Название профессии имеет древние корни. Произошло оно от латинского слова. В переводе звучит как «изобретательность». Профессия инженер представлена во всех отраслях народного хозяйства, военного дела, транспорта и многих других направлениях производства. Инженеры трудятся в научно-технических институтах. Кроме того, инженеры знают, как воплотить свои проекты и разработки в реальность. Профессия инженер не видится без математики.
Таким образом, можно сделать вывод, что существует ряд профессий, которым математика нужна в «чистом» виде. Это: бухгалтер, архитектор, водитель, экономист, тракторист, продавец, токарь и многие другие профессии. Им необходимо умение вычислять, пользоваться различными формулами и т.д.
А есть ряд профессий, которым, на первый взгляд, математика совсем не нужна, например: милиционерам, врачам, художнику, повару, спортсмену и т. д. Но, если более внимательно изучить эти профессии, то окажется, что математика необходима людям любой профессии.
Повар
Математика повару нужна для калькуляции блюда, расчета калорийности порции, времени приготовления блюда, расчета дневной нормы питания в процентах, объёма посуды. Надо уметь решать задачи для нахождения площадей и объёмов. Для этой профессии важны задачи на проценты,
Врач— лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Врачу конечно нужна математика, как он без нее будет просчитывать, сколько нужно лекарства, когда лучше сделать операцию, и т.д. Кроме того, высококвалифицированный врач, например хирург, работает со сложной медицинской техникой, читает различные графики состояния больного (ЭКГ).
Математика и медицина часто требуют одних и тех же приемов: прежде всего - это наблюдения, анализ, диагностика, неоднократная проверка полученных результатов. Внимание, терпение и настойчивость, - вот качества, необходимые врачу и математику.
Парикмахер, парикмахер-стилист — специалист в области создания стиля человека с помощью причёски.
Геометрия стрижки. Это понятие включает стрижку контрольной полосы с параметрами, основные из которых — это угол оттяжки пряди волос, длина прядей и угол среза. Также надо правильно развести краску для волос, соблюдая указания инструкции.
Художник.
Художнику необходимы основы стереометрии, хорошо развитое пространственное воображение, которое развивается на уроках геометрии.
Тренер
Хороший спортсмен, как правило, становится тренером, и в его работе, на первый взгляд, нет места математике. Однако, каждый тренер задается вопросом: как выбрать оптимальную тактику на игру в зависимости от предматчевого расклада шансов? Укрепить ли оборону за счет ослабления атаки, или, наоборот? Ведь все это «чисто» математические задачи. И если бы тренер знал вероятности успеха, при том или ином способе действий, он бы, как мне кажется, более осознанно принимал свои решения, и сбросив с себя груз размышлений о том, что делать, смог бы более качественно продумать как делать!
Массажист так называется специалист, владеющий искусством профессионально массажа. Приблизительно около 450 мышц, прикрепленных симметрично к костям, сокращаясь, способствуют движению нашего тела. «Массаж - не гадание на кофейной гуще. Массаж - это точная наука, это математика тела». И.Нусинович.
Например: точечный массаж, нужно знать конкретно, сколько и где расположены те или иные точки, сколько по времени на них можно воздействовать. Рассчитать курс массажа.
Таким образом, математика всегда будет неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. На данный момент профессии, связанные с математикой, широко распространены. Недаром Ломоносов говорил, что именно этот предмет приводит голову в порядок, как нельзя лучше. Большинство современных востребованных профессий просто не могут обойтись без этой науки.
2.4 Математика в нашей повседневной жизни
Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная. На следующих примерах я хочу показать, как часто встречается математика в повседневной жизни и доказать необходимость ее постоянного присутствия в жизни человека.
Покупка продуктов: в магазине нам постоянно приходится производить математические расчёты. Например, нам нужно сходить в магазин и купить продукты по списку: колбаса – 0,5 кг, хлеб -1 булка, молоко – 1 л, яйца - один десяток, яблоки – 1,5 кг, мандарины 2 кг. Дома нам надо рассчитать, сколько денег примерно нужно взять с собой, чтобы чувствовать себя спокойно, не переживать хватит ли нам денег, не придётся ли что-то оставить, а потом ещё раз приходить.
Приобретение одежды: тут нам снова придётся обратиться к математике и вспомнить свой рост – он нам нужен для того, чтобы вещь не оказалась слишком длинной или слишком короткой.
Ремонт дома: если мы собираемся делать дома ремонт, то тут нам точно не обойтись без математики. Нам потребуется сделать много расчетов. От их точности будет зависеть, ровные ли у нас будут стены и потолки, хватит ли нам обоев, чтобы оклеить комнату и т.д.
Семейный бюджет: многие семьи ведут тетрадку, в которой планируют семейный бюджет. В этой тетрадке делают таблицу, состоящую из двух столбцов: в первом – прибыль (сколько денег приходит в семейный бюджет), во втором – расходы (сколько денег можно потратить). В начале каждого месяца планируются расходы:
Режим дня: это определение времени и его планирование в течение дня при помощи несложных математических вычислений. Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
-Регулярный прием пищи.
-Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
-Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
-Определенное время для приготовления домашних заданий.
-Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Уроки в школе – это тоже распределение времени между изучением разных предметов и отдыхом на переменах. После школы нам нужно успеть пообедать, сделать уроки, поужинать, отдохнуть и лечь спать, чтобы хорошенько выспаться и с новыми силами и в хорошем настроении начать новый день. И вот так мы весь день следим за временем по часам и учимся правильно его распределять, чтобы не опаздывать и не прибегать раньше, чем нужно.
В повседневной жизни любой человек, любой профессии решает математические задачи. Он ходит в магазин, рассчитывает свой бюджет, оплачивает счета, выбирает тариф интернета, телефонной сети, рассчитывает выгодные покупки, планирует, участвует в ремонте, строительстве, берет кредит и т.д., и т.п
Глава 3. Как заново полюбить математику
Общественные стереотипы делят людей на технарей и гуманитариев. Принято считать, что первые воспринимают информацию через цифры и алгоритмы, у них лучше развито логическое мышление, а вторые — познают мир при помощи чувств и образов, умеют творить и генерировать идеи.
Впервые такое разделение происходит в школе. Если трудно с точными науками — ты гуманитарий, сколько ни старайся, всё равно ничего с математикой не выйдет.
Раньше считалось, что человек с рождения имеет талант в определённой области, а изменить это можно, только если усиленно развивать другое направление с раннего детства.
Такой подход уже давно неактуален. Учёные доказали: когда у человека появляется проблема, с которой раньше он не сталкивался, мозг выделяет на её решение группу нейронов. Их формирование индивидуально для каждой задачи, поэтому нельзя говорить о врождённой предрасположенности к каким-либо навыкам: при должном старании любой человек способен научиться чему угодно. Даже если ребёнку тяжело даётся устный счёт — в будущем он сможет стать великим математиком, стоит только захотеть.
В современном мире нет разделения на гуманитариев и технарей. Человек может заниматься чем хочет, а не ориентироваться на «врождённые» способности.
Успех в том или ином предмете во многом зависит от харизмы и манеры преподавания педагога. Сплошная зубрёжка способна отбить интерес к изучению математики у школьника, даже если у ребёнка есть предрасположенность.
В современном мире ценятся универсальные специалисты, которые умеют работать с цифрами, алгоритмами и текстами, применяют творческий подход, опираются на разнообразные умения и навыки. Например, хороший программист знает иностранные языки, а геймдизайнер должен уметь отредактировать сценарий игры и творчески проработать персонажей.
3.1 5 способов проявить интерес к науке
Главное — сделать занятия интересными. Вот несколько советов, которые помогут всей семье весело и с пользой провести время, изучая точные науки, и полюбить математику.
Точные науки окружают нас повсюду, и если показать это ребёнку, то у него никогда не возникнет вопроса: «Где мне пригодятся алгебра и геометрия?».
Начинать можно с чего-то простого: посчитать сдачу в магазине или назвать, из каких фигур состоят обычные предметы (стакан — цилиндр, кровать — прямоугольник и так далее).
Чем старше человек, тем интереснее становится математика вокруг него. Старшекласснику можно доверить ведение семейного бюджета или планирование финансов на отпуск. Всё это станет ежедневной тренировкой математического мышления.
Компьютерные и настольные игры отлично способствуют развитию интереса к математике. Преимущество настолок в том, что это увлечение для всей семьи. Интересная математическая игра «7 на 9» понравится и детям, и взрослым. В ней каждая карта закрывается той, на которой сумма изображённых цифр выше. Это отличный способ тренировки устного счёта и быстроты реакции: кто раньше избавится от карт, тот и выиграл.
В интернете можно найти много бесплатных интерактивных головоломок. Например, в приложении «Math. Пазлы и математическая игра» сто уровней сложности, в каждом из которых оригинальная задача — удобная и быстрая тренировка, которая поможет увлечься математикой.
Примеры в учебниках порой скучные, а тем, кто уже понял пройденную тему, могут показаться слишком лёгкими. Чтобы ребёнок не разлюбил математику, подогревайте интерес трудными, но посильными головоломками. Многие такие задачи пишутся специально для олимпиад.
Парадоксально, но литература способна повысить интерес к математике и вдохновить на собственные исследования. Младшим школьникам и подросткам подойдут художественные рассказы о математике и необычные сборники и задачники. Советуем обратить внимания на эти книги: Лев Генденштейн «Алиса в Стране математики», Владимир Левшин «Магистр Рассеянных Наук: математическая трилогия», Игорь Шарыгин «Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы». В каждой из них яркий герой постигает премудрости математики, и без помощи читателя ему никак не справиться.
Для более старшего возраста подойдут биографии известных исследователей и научно-популярные книги. Предложите своему ребёнку прочитать «Удовольствие от X» Стивена Строгаца или «Магию математики» Артура Бенджамина.
Короткие видеолекции — удобный формат для того, чтобы полюбить математику. Советуем популярный канал на YouTube для тех, кто интересуется точными науками и готов пойти дальше школьной программы — Sibscience, его ведут настоящие учёные. Они рассказывают обо всём: от основ геометрии до теории игр и экономики.
3.2 Интересные факты
Если Вы до сих пор думаете, что математика – действительно скучная дисциплина, то я предлагаю ознакомиться с интересными фактами об этой науке. Возможно, это покажет другую ее, не всем известную сторону, которая сумеет заинтересовать и взрослых, и детей.
1) В Тайбэе, что на Тайване, жителям официально разрешается не использовать четверку, поскольку в переводе эта цифра означает слово «смерть». Более того, там во многих сооружениях отсутствует 4 этаж, и после третьего сразу идет 5 этаж.
2) Миг — это количество времени равное 0,01 секунды.
3) Софье Ковалевской Кюри пришлось официально вступить в фиктивный брак во имя науки. Это было связано с тем, что в Российской империи женщинам запрещалось вести научную деятельность. В результате единственным законным способом заниматься наукой стало ее замужество.
4) Несмотря на то, что в Римской империи жили очень образованные люди, в их математике не существовало числа 0. Как они без него обходились – сложно представить.
5) Джордж Данциг, когда он еще учился в университете, однажды опоздал на лекцию. Увидев на доске какие-то уравнения, он по ошибке принял их за домашнее задание. Придя домой, он решил их, хотя нашел задание довольно сложным. Принеся их на следующее занятие он узнал, что это были 2 задачи, которые до того момента считались нерешаемыми несмотря на то, что над ними бились лучшие умы планеты много лет.
6) В 1900 г. абсолютно все математические подсчеты могли разместиться в 80 книгах. На сегодняшний день математика настолько развита, что едва ли вместится в книгах, превышающих указанную цифру в 100 раз.
7) Отрицательные числа появились только в 19 веке.
8) Один из самых загадочных математиков — Евклид. Дело в том, что много известно о его трудах, но практически ничего не известно о нем самом: ни точная дата рождения, ни дата смерти, ни другие подробности биографии. Только то, что жил он в Александрии примерно в 3 веке до нашей эры.
9)Математики подсчитали, что существует целых 177147 способов завязать галстук. Остается только догадываться, проверяли они это опытным путем или с помощью вычислений.
10) Бытует мнение, что Альфред Нобель не включил математику в список дисциплин своей премии из-за того, что его жена изменила ему с математиком. На самом деле Нобель никогда не был женат.
Настоящая причина игнорирования математики Нобелем неизвестна, но есть несколько предположений. Например, на тот момент уже существовала премия по математике от шведского короля. Другое — математики не делают важных изобретений для человечества, так как эта наука имеет чисто теоретический характер.
11) Интересен факт, что великий император Наполеон Бонапарт оставил после своей смерти некоторые математические труды.
12)Самое большое число в мире — это центиллион - 10⁶⁰⁰
13) Английский математик Абрахам де Муавр в престарелом возрасте однажды обнаружил, что продолжительность его сна растёт на 15 минут в день. Составив арифметическую прогрессию, он определил дату, когда она достигла бы 24 часов — 27 ноября 1754 года. В этот день он и умер.
14) Софья Ковалевская познакомилась с математикой в раннем детстве, когда на её комнату не хватило обоев, вместо которых были наклеены листы с лекциями Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении.
15) 666 — самое мистическое и окутанное легендами число. Сумма всех чисел игровой рулетки равна 666, а в Европарламенте есть кресло с этим номером, но по давней традиции на него никто не садится.
Заключение.
В данном проекте нам удалось доказать, что математика – не просто школьная дисциплина, которую заставляют учить с самого детства, а, действительно, очень важная наука, без которой невозможно обойтись в современном мире. Высокий уровень развития математики необходим для прогресса многих наук. Трудно найти такую область знания, где математика не играла бы никакой роли. Хорошо известно, что развитие наук в последнее время характеризуется проникновением в них математических методов и математического стиля мышления. Это касается не только физики, техники и астрономии, но и таких, казалось бы, весьма далеких от математики наук, как современная химия, биология, геология, археология, медицина, метеорология, экономика и др. Математика необходима в практической деятельности инженеров и техников, нужна для многих видов квалифицированных рабочих профессий.
Недаром говорят: «Математика – царица всех наук». Человек, знающий и любящий математику,- счастливый человек. И у него всегда порядок в мыслях, гармония в чувствах, точность и правильность в речи. И очень правильно подмечено: «Математику следует любить уже только за то, что она уже в порядок приводит!»
Да здравствует математика, лучшая из наук!
Список используемой литературы
1) «Кому нужна математика?», Нелли Литвак и Андрей Райгородский
2) «Все формулы мира. Как математика объясняет законы природы?», Сергей Попов 3) «50 интересных фактов о математике»-https://dzen.ru/a/Xfnaw4bEqQCxrVcd
4) «История развития математики» - https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2015/06/24/istoriya-razvitiya-matematiki
5) «Разделы математики» - https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/278106
6) «Математика в профессиях» - https://school-science.ru/8/7/42682
7) «BBC. История математики. Язык Вселенной» - https://dzen.ru/video/watch/61dd5e6d75a7346b243ae591?f=
Приложения.
Для того, чтобы получить достоверные сведения об интересующей меня проблеме, я провела анкетирование среди подростков и взрослых. В опросе участвовало 35 человек.
Участникам анкетирования предлагалось ответить на следующие вопросы.
Приложение №1
Ваш возраст
Приложение №2
Ваш пол
Приложение №3
Ваша успеваемость в школе (сейчас/раньше – для тех, кто не учится)
Приложение №4
Ваш(-и) любимый(-ые) предмет(-ы) в школе
Приложение №5
Помогает ли Вам математика в повседневной жизни?
Приложение №6
Встречается ли математика в Вашей профессии?
Приложение №7
Как думаете, знания, полученные в школе на уроках математики, сильно помогают Вам во время работы?
Приложение №8
Укажите Ваш род деятельности.
Сторож
Лиса-охотница
Дымковский петушок
Юрий Алексеевич Гагарин
Рисуем крокусы акварелью