Предметная область | Математика и краеведение |
Участники проекта |
|
Цель | Составить задачи на основе краеведческого материала о родном крае и лицее для повышения интереса к изучению математики и истории малой родины. |
Задачи |
|
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект (текст работы) | 676.13 КБ |
презентация к работе | 1.14 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей города Шатуры Городского округа Шатура»
Региональная научно – исследовательская Конференция
«Математический форум школьников Московской области»
Тема: «История Шатурского края в математических задачах»
Авторы работы: Евстигнеева Ольга, 12 лет
Палицына Алиса, 13 лет
Смирнова Анастасия,13 лет
Научный руководитель:
Васильева Светлана Владимировна,
учитель математики
МБОУ «Лицей города Шатуры»
Шатура, 2022 г.
Оглавление
I. Введение………………………………….……………...........................3
II. Теоретическая часть.
2.1. Общая структура процесса решения текстовых задач ………….6
2.2. Алгоритм составления задач на историческом материале……...9
III. Исследовательская (практическая) часть
3.1. История Шатурского края и лицея в математических задачах..9
IV. Заключение……………………………………………....…………....11
V. Литература..............................................................................................13
VI. Приложения …………………………..…………………………...….14
Шатура – города наш любимый,
Стоишь ты посреди пяти озер.
И над тобой совсем незримый
Твой ангел крылья распростер.
В жизни каждого человека на Земле есть уголок, который остается дорогим для тебя на всю жизнь, даже, если ты уезжаешь. Это место, где ты родился, чаще всего и вырос. А зовется оно малой родиной. Малая родина – это не только место, где ты родился, там находится твой дом, живут твои близкие люди. Это школьные годы. Воспоминания о них неразрывны с мыслями о школьных друзьях, первой учительнице, о любимых учителях и, конечно же, о школе. Ведь именно школа является тем островком, где ребята приобретают свои первые научные знания, откуда мы начинаем свой путь во взрослую жизнь, начинаем ощущать свою значимость для своей малой родины и страны. Для нас таким место является город Шатура и наш лицей.
Проблема. В 5 – 7 классах на уроках математики мы часто составляем задачи на основе краеведческого материала. При выполнении этих творческих заданий мы столкнулись с двумя проблемами:
Как можно научиться решать задачи? Вы скажете, что, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Согласны. Но гораздо интереснее решать задачи, которые составлены такими же учениками, и в ходе решения которых ты приобретаешь новые полезные знания. При решении таких задач мы получаем дополнительные сведения об истории родного края. Нам очень важно было быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой мы искали сюжет и содержание.
Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял познавать историю своего города средствами математики, нет. И мы решили сами создать такие задачи.
Нам понравилось высказывание о значении математики американского философа и писателя испанского происхождения Джорджа Сантаяна: «Все искусства тяготеют к музыке; все науки – к математике». И, как известно, история тесно связана с цифрами, числами, т.е. с математикой. Вот, и мы поставили перед собой цель:
с помощью математических задач рассказать ребятам об интересных фактах из истории нашего города и лицея, показать им, что математика – это очень интересная наука.
Свой проект мы решили назвать «История Шатурского края в математических задачах» и результатом нашей работы над ним должен стать сборник задач для 5-6 классов о нашем городе, который будет готов к концу учебного года.
Нам также захотелось узнать историю лицея и рассказать ребятам, так как по результатам проведенного нами опроса (см. Приложения №1) меньше половины опрошенных ребят 5-7 классов имеют хоть какие-то сведения из истории города или лицея (см. приложение №2).
Выбранную нами тему для исследования считаем актуальной и нужной. В настоящее время остро стоит вопрос воспитания чувства патриотизма. Задачи с историческими данными помогают почувствовать себя сопричастным к истории своей страны. Сегодня, к сожалению, редкий школьник может похвастаться знанием истории своей малой родины, а особенно, школы. Изучать историю по книгам и летописям – это занятие кажется для многих ребят скучным. Сделать это не навязчиво, а интересно, помогут задачи, составленные на основе реальных данных истории лицея. Ведь решить математическую задачу и получить ответ на вопрос самому интереснее, чем просто прочитать какой – то факт.
Объектом нашего исследования стала многолетняя история города Шатуры и нашего лицея.
Предметом – составленные нами математические задачи.
Не зря говорил великий французский ученый и литератор Б. Паскаль: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».
Цель проекта: составить задачи на основе краеведческого материала о родном городе и лицее для повышения интереса к изучению математики и истории малой родины.
Гипотеза: мы предположили, что знания об истории родного края и лицея могут помочь нам научиться составлять и решать текстовые задачи и повысить интерес ребят к изучению математики.
Ход исследования (задачи и методы):
В 2022 году лицею города Шатуры исполнилось 30 лет. Мы решили изучить основные этапы лицейской истории и на основе полученного материала составить задачи, которые можно использовать на уроках математики.
В самом начале своего исследования мы провели опрос среди ребят 5-7 -х классов по двум направлениям (Приложение№1,2) и выяснили, что из 70 человек опрошенных нами лишь 32% знают хоть какую – то информацию по истории родного города, а историю лицея знают только 20% опрошенных, 52% положительно относятся к решению математических задач, составленных самостоятельно на основе краеведческого материала.
При выполнении работы мы использовали такие методы как:
За достоверной информацией мы обращались в краеведческий музей, в лицейскую библиотеку, к архиву лицея. Из найденных исторических справок выбирали математическое содержание и составляли задачи.
В ходе своей исследовательской деятельности мы получили много новых знаний не только по истории лицея, города Шатуры, но и приобрели математические навыки при составлении задач, диаграмм, вычислении среднего значения величины. Полученные данные легли в основу составленных нами задач. Мы никогда не задумываемся о сложностях при их составлении, решая готовые задачи из учебника. Составляя же свои задачи на уроках математики и при работе над проектом, поняли, что составлять задачи очень сложно. Знания и умения, приобретенные в ходе выполнения исследовательской работы, пригодятся нам в дальнейшем, а составленные задачи, мы надеемся, заинтересуют учеников нашего лицея, учителей, выпускников. Наш проект можно применять на уроках математики в 4 - 6 – х классах и во внеурочной деятельности.
2.1. Общая структура решения текстовых задач.
В ходе работы над проектом мы обращались за помощью к нашему руководителю, учителю математики Васильевой Светлане Владимировне. Вместе с ней мы изучили основные этапы выполнения процесса решения текстовых задач.
Анализ текста задачи.
Решение любой задачи начинается с её анализа. Очень важно понять смысл задачи. Анализ включает в себя следующие умения (элементарные действия), которыми необходимо овладеть:
Процесс анализа задачи завершается тем, что необходимо составить схематическую запись.
Схематическая запись задачи.
При схематизации задачи краткие записи условия в виде таблиц, рисунков, графиков, диаграмм выполняют ориентировочную роль, поскольку дают возможность одновременно видеть все связи между данными. Схему к задаче можно изображать различными способами:
Поиск плана решения задачи.
Переход от анализа текста задачи к поиску плана решения состоит в составлении элементарных задач, в переводе естественных отношений зависимостей между величинами на формальный математический язык
Этап осуществления решения задачи.
После того, как был найден план решения задачи, необходимо выполнить следующий этап: осуществление решения.
Этап проверки полученного ответа и его формулировка.
После получения значения искомой величины необходимо проверить правильность решения задачи, т. е. осуществляется – проверка решения.
В завершении процесса решения задачи, убедившись в правильности решения и, если нужно, произведя исследование задачи, необходимо чётко сформулировать ответ задачи, - это будет очередной этап.
Этап анализа выполненного решения
Полезно также произвести анализ выполненного решения, в частности установить, нет ли другого, более рационального способа решения, нельзя ли обобщить задачу, какие выводы можно сделать из этого решения и т. д.
Таким образом, при решении текстовых задач необходимо уметь:
Приведённая схема процесса решения задачи является примерной. При фактическом решении указанные в ней этапы обычно не отделены друг от друга, а переплетаются между собой.
Указанные пять являются обязательными, и они имеются в процессе решения любой задачи.
Этапы:
Для того чтобы составить задачу на историческом материале, необходимо изучить те исторические факты, которые будут использоваться при её составлении. Далее нужно выделить в этих фактах математическое содержание и определить, какого типа задача будет составляться. После этого устанавливается зависимость между числами. Задача должна содержать в себе условие и вопрос. При этом нужно помнить, что в задаче должно находиться необходимое количество данных, чтобы можно было ответь на вопрос, поставленный в задаче.
Алгоритм составления задачи на историческом материале.
3.1. Задачи на арифметические действия с многозначными числами.
Давайте попробуем приоткрыть дверь минувшего и заглянуть в
прошлое. Городской округ Шатура – расположен на восточной окраине Подмосковья, граничит с Орехово-Зуевским, Егорьевским районами Московской области, а также с Владимирской и Рязанской областями.
№1: Название города Шатуры происходит от древнего села Шатур (с конца XV в. Шатурская волость), письменное упоминание о котором впервые появилось в 1423 г. в духовной грамоте великого князя московского Василия I Дмитриевича. Вопрос: сколько лет исполняется в 2022 году (можно менять год) со дня первого письменного упоминания о Шатуре?
Решение: 2022 – 1423 = 599 (лет)
Ответ: 599 лет.
№2: В 1936 Шатура получила статус города. Сколько лет с её основания исполняется в текущем году?
Заполни пропуски, выполнив задания:
№1. Реши примеры и заполни пропуски: В … году на местных болотах поселка Шатура была начата добыча торфа, … мая … года Винтером А.В. было определенно место строительства электростанции у деревни Торбеихи (Тарбеева) (в настоящее время на её месте проходит проспект Ильича в городе Шатура), решив примеры:
в) 213 9 = 1917
б) 5032 : 2516 = 2
в) 213 9 + 1 = 1918
Правильный ответ:
Возникновение города Шатуры обусловлено строительством ГОЭРЛО электростанции, использующие большие запасы торфа на огромном пространстве. В 1917 году на местных болотах была начата добыча торфа, 2 мая 1918 года А.В.Винтером было определенно место строительства электростанции у д. Торбеихи (Тарбеева) (в настоящее время на её месте проходит проспект Ильича), на берегу Чёрного озера, где была построена контора и несколько бараков.
№2. В … году было решено сначала построить временную электростанцию.
101 1919
Ответ: В 1919 году было решено сначала построить временную электростанцию, так, при строительстве ГРЭС был основан Рабочий посёлок Шатурстрой «Учебный Городок».
№3. Узнать, в каком … году образован посёлок Чёрное Озеро, можно, решив уравнение: х : 384 = 5.
Ответ: В 1920 году образован посёлок Чёрное Озеро.
Другие задачи см. в приложении №4
История МБОУ «Лицей города Шатуры» в цифрах. (Приложение №3)
На основе архивных данных по количественному составу выпускников можно составить различные таблицы и диаграммы. Это называется графическим представлением информации, а также задачи на проценты (см. Приложение 3,4).
Любовь к Родине начинается с любви к тому уголку, где ты родился, вырос. Наша малая родина – это Шатурский край, город Шатура. Мы должны знать и сохранять ее историю для будущих поколений. Ведь страницы летописи Шатуры, нашего лицея неразрывно связаны с жизнью наших земляков, одноклассников, с историей нашего города. Знакомясь с ней, мы узнаем историю своего края. Использование краеведческого материала при составлении математических задач делает изучение математики и истории малой родины интереснее и увлекательнее, позволяет воспитывать в нас чувство гордости за нашу малую родину, за России в целом, осознавать свою значимость, свой вклад в ее развитие в будущем.
«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе», - говорил М.И. Калинин.
Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления, эрудиции, умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. Тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но открытия. Ведь, как писал Д. Пойа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».
Рассказав о своей работе ребятам, мы убедились, что наша гипотеза подтвердилась. Знания о истории родного края помогают научиться составлять и решать текстовые задачи. Наши одноклассники с удовольствием придумывают такие задачи на уроках математики. Шатурский лицей продолжает жить, каждый год отправляя в далекое плавание своих питомцев – выпускников. А наша с вами задача – изучать историю своей школы, семьи, страны. Значит можно и нужно составлять новые и новые задачи. Ведь вокруг столько информации! Нужно только найти ее и правильно использовать.
Например, сейчас очень легко можно использовать информацию о количестве учеников, уроков, педагогов в школе и т.д. из информационной системы «Школьный портал» и не только. В приложении №4 мы собрали составленные нами задачи и примерные вопросы, которые помогут ребятам и учителям составить задачи о лицее. В приложении №5 представлена памятка по составлению задач на основе краеведческого материала. Мы планируем с ребятами продолжить работу и создать небольшой цикл задач на основе краеведческого материала для уроков математики в 4-7 классах.
И закончить свою работу мы хотели бы опять словами Д. Пойа: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».
Анкета №1
Как давно Вы работаете в лицее?__________
Анкета №2
Анкета №1
Вопросы | Знают | % | Не знают | % |
Знаете ли вы с какой даты ведется летопись истории Нашего лицея? | 30 | 42,9 | 40 | 27,1 |
Сколько лет исполняется нашему лицею в 2022 году? | 30 | 42,9 | 40 | 27,1 |
Знаете ли вы Главу нашего округа? | 58 | 82,9 | 12 | 17,1 |
Знаете ли вы в каком году образован наш город? | 15 | 21,4 | 55 | 78,6 |
Знаете ли вы всех директоров лицея? | 5 | 7,1 | 65 | 92,9 |
Всегда ли наш лицей находился на этом месте? | 10 | 14,2 | 60 | 85,8 |
Есть ли сегодня среди наших учителей выпускники лицея? | 12 | 17,1 | 58 | 82,9 |
Всего: 70 человек (65 уч. + 5 педагогов) | 32,64 | 58,79 |
Вывод: больше 50% опрошенных учащихся не владеют информацией об истории школы.
Анкета №2
№ | Вопросы | Да | % | Нет | % |
1 | Любите ли вы решать математические задачи? | 25 | 38,46 | 40 | 61,54 |
2 | Нравится ли вам составлять самим математические задачи? | 28 | 43,08 | 37 | 56,92 |
3 | Нравиться ли вам решать задачи краеведческого характера? | 45 | 69,23 | 20 | 30,77 |
4 | Хотели бы вы узнать об истории города и лицея на уроках математики? | 40 | 61,54 | 25 | 38,46 |
5 | Что вам интереснее: решать готовые задачи или составлять свои? | Свои 45 | 69,23 | Готовые 20 | 30,77 |
Всего: 65 учащихся |
Приложение №3
Информация по выпускникам МБОУ «Лицей города Шатуры»
Количество выпускников МБОУ «Лицей города Шатуры»
за период с 1992 по 2022 г.г. (по годам)
Учебный год | Количество выпускников основная школа | Количество выпускников средней школы |
1992-1993 | Только открылся | Только открылся |
1993-1994 | 41 | 83 |
1994-1995 | 38 | 35 |
1995-1996 | 40 | 37 |
1996-1997 | 45 | 39 |
1997-1998 | 43 | 39 |
1998-1999 | 48 | 57 |
1999-2000 | 48 | 42 |
2000-2001 | 75 | 46 |
2001-2002 | 47 | 34 |
2002-2003 | 63 | 61 |
2003-2004 | 52 | 42 |
2004-2005 | 50 | 59 |
2005-2006 | 51 | 60 |
2006-2007 | 43 | 51 |
2007-2008 | 48 | 49 |
2008-2009 | 46 | 47 |
2009-2010 | 79 | 46 |
2010-2011 | 51 | 48 |
2011-2012 | 62 | 74 |
2012-2013 | 68 | 65 |
2013-2014 | 57 | 46 |
2014-2015 | 53 | 49 |
2015-2016 | 79 | 47 |
2016-2017 | 54 | 45 |
2017-2018 | 55 | 47 |
2018-2019 | 56 | 33 |
2019-2020 | 83 | 26 |
2020-2021 | 57 | 44 |
2021-2022 | 59 | 44 |
Итого | 1591 | 1395 |
Сводная таблица количество выпускников
МБОУ «Лицей города Шатуры»
за период с 1992 по 2022 г.г.
Основная школа | Средняя школа |
1591 | 1395 |
Учителя – выпускники лицея
Задачи.
I . Задачи на арифметические действия с числами:
Задача 1. По данным о количестве выпускников школы за 29 лет среднюю школу окончили 1395 выпускников. Найти среднее значение выпуска средней школы. Ответ округлить до единиц.
Решение: 1395 : 29 = 48,1034.., что приблизительно равно 48 чел.
Задача 2.
С момента открытия и по 2022 год наш лицей окончили 1591 девятиклассников и 1395 одиннадцатиклассников. Какой процент выпускников основной школы, в среднем, не продолжили обучение в лицее?
Ответ округлить до сотых.
Решение:
Ответ: около 12, 32% выпускников основной школы не продолжили обучение в лицее.
II. Задачи на проценты.
Задача 3. На сегодняшний день всего педагогических работников в лицее – 65, из них выпускников нашего лицея – 8
Вопрос: сколько процентов составляют педагоги - выпускники лицея от числа работающих педагогов в настоящее время? Ответ округлить до десятых.
Решение: 65 – 100%
8 - х %
8 * 100/65 = 12,3%
Ответ: 12,3 %
ПАМЯТКА
«Как составить задачи на основе краеведческого материала?»
1. Действия с натуральными числами.
2. Нахождение процента и дроби от числа.
3. Объем.
4. Единицы измерения длины, площади, объема.
5. Действия с десятичными и обыкновенными дробями.
6. Нахождение числа по его части и по его проценту.
7. Диаграммы, таблицы.
8. Задачи смешанного типа на дроби и проценты.
9. Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений.
1. Установите зависимости между числами в процентном соотношении или во сколько раз (на сколько) одно число больше или меньше другого.
2. Возьмите одну или несколько величин как неизвестные, выразите через них остальные.
3. Составьте условие задачи в виде схемы.
4. Сформулируйте условие и вопрос задачи. При этом важно, чтобы задача была интересна, понятна и звучала корректно с точки зрения, как математики, так и истории.
5. Проследите за тем, чтобы полученный результат согласовывался со смыслом. (Например, задача, связанная с количеством людей, должна решаться на множестве натуральных чисел, чтобы результат получался натуральным числом, а если в задаче речь идет о возрасте человека, то он, вероятно, не должен превосходить 120 лет).
!!! Необходимо правильно оформить задачу, которая в дальнейшем будет использоваться для обучения других учащихся.
Фотографии.
[1] https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2013/03/16/istoriya-rodnogo-kraya-v-matematicheskikh
Слайд 1
Тема работы: « История Шатурского края в математических задачах » Авторы работы: Евстигнеева Ольга (6Б), Палицына Алиса(7Б),Смирнова Анастасия (7А) Образовательная организация команды: МБОУ «Лицей города Шатуры Городского округа Шатура» Руководитель проекта: Васильева Светлана Владимировна,учитель математики Региональная научно-исследовательская Конференция «Математический форум школьников Московской области»Слайд 2
Проблема: составление и решение текстовых задач вызывает у большинства учащихся затруднения, а также многие ребята мало знают историю Шатуры. Цель: составить задачи на основе краеведческого материала о родном городе, лицее для повышения интереса к изучению математики и истории малой родины. Объект исследования: многолетняя история города Шатуры и нашего лицея. Предмет: составленные нами математические задачи. Введение 2
Слайд 3
Гипотеза: факты из истории родного края могут помочь нам научиться составлять и решать текстовые задачи, и повысят интерес ребят к изучению математики. Актуальность: в настоящее время остро стоит вопрос патриотического воспитания в школах, а задачи с историческими данными помогают почувствовать ребятам себя сопричастными к истории своей страны . Введение 3
Слайд 4
Ход исследования (задачи и методы): провести опрос среди лицеистов и педагогов по исследуемой проблеме; изучить имеющуюся литературу по истории нашего края, архивные документы лицея; побеседовать с учителями – выпускниками лицея, педагогами - ветеранами; рассмотреть особенности построения математических задач на основе краеведческого материала на примере готовых математических сборников и примеров; применить полученный материал для составления и решения своих задач; сделать выводы; оформить свои исследования в электронном виде (презентация и текстовый документ), а по - возможности, печатный сборник. Введение 4
Слайд 5
Пути решения: 1. Определение темы, анкетирование Основная часть Вывод: более половины опрошенных очень плохо знают историю Шатуры и лицея. 5
Слайд 6
Результаты анкеты №2 Основная часть 6
Слайд 7
Пути решения:2.Сбор и анализ информации. Посещение краеведчесского музея,лицейской библиотеки с целью изучение документов и литературы. Изучение лицейского архива. Основная часть 7
Слайд 8
Пути решения: 3 .Изучение теории по составлению и решению текстовых задач. Основная часть 2.2. Общая структура решения текстовых задач Этапы р ешения задачи Анализ условия задачи Составление схематической записи Процесс р ешения задачи Проверка результата решения Поиск плана р ешения задачи 8
Слайд 9
Пути решения: 4 . Изучение теории по составлению и решению текстовых задач. 2.1.Схема составления краеведческой задачи Основная часть 9
Слайд 10
Пути решения: 5 .Составление задач, их решение и оформление. Основная часть №1: Название города Шатуры происходит от древнего села Шатур (с конца XV в. Шатурская волость), письменное упоминание о котором впервые появилось в 1423 г. в духовной грамоте великого князя московского Василия I Дмитриевича. Вопрос: сколько лет исполняется в 2022 году (можно менять год) со дня первого письменного упоминания о Шатуре? Решение: 2022 – 1423 = 599 (лет) Ответ: 599 лет. №2: В 1936 Шатура получила статус города. Сколько лет с её основания исполняется в текущем году? 10
Слайд 11
Основная часть Заполни пропуски, выполнив задания: №1 . Реши примеры и заполни пропуски: В … году на местных болотах поселка Шатура была начата добыча торфа, … мая … года Винтером А.В. было определенно место строительства электростанции у деревни Торбеихи ( Тарбеева ) (в настоящее время на её месте проходит проспект Ильича в городе Шатура), решив примеры: в) 213 9 = 1917 б) 5032 : 2516 = 2 в) 213 9 + 1 = 1918 Правильный ответ: Возникновение города Шатуры обусловлено строительством ГОЭРЛО электростанции, использующие большие запасы торфа на огромном пространстве. В 1917 году на местных болотах была начата добыча торфа, 2 мая 1918 года А.В.Винтером было определенно место строительства электростанции у д. Торбеихи ( Тарбеева ) ( в настоящее время на её месте проходит проспект Ильича), на берегу Чёрного озера, где была построена контора и несколько бараков. 11
Слайд 12
Основная часть №2. В … году было решено сначала построить временную электростанцию. 101 19 Ответ: В 1919 году было решено сначала построить временную электростанцию, так, при строительстве ГРЭС был основан Рабочий посёлок Шатурстрой «Учебный Городок». №3. Узнать, в каком … году образован посёлок Чёрное Озеро, можно, решив уравнение: х : 384 = 5. Ответ: В 1920 году образован посёлок Чёрное Озеро. 12
Слайд 13
Основная часть Задача 1. По данным о количестве выпускников школы за 29 лет среднюю школу окончили 1395 выпускников. Найти среднее значение выпуска средней школы. Ответ округлить до единиц. Решение: 1395 : 29 = 48,1034.., что приблизительно равно 48 чел. Задача 2. С момента открытия и по 2022 год наш лицей окончили 1591 девятиклассников и 1395 одиннадцатиклассников. Какой процент выпускников основной школы, в среднем, не продолжили обучение в лицее? Ответ округлить до сотых. Решение: 1591 – 1395 = 196 (чел.) 196 : 1591х 100 = 12,32 % Ответ: около 12, 32% выпускников основной школы не продолжили обучение в лицее. 13 История МБОУ «Лицей города Шатуры» в цифрах.
Слайд 14
Основная часть История МБОУ «Лицей города Шатуры» в цифрах. 3.2. Таблицы и диаграммы. На основе архивных данных по количественному составу выпускников можно составить различные таблицы и диаграммы. Это называется графическим представлением информации, а также задачи на проценты 14
Слайд 15
Пути решения: Основная часть Информация по выпускникам МБОУ «Лицей города Шатуры» Количество выпускников МБОУ «Лицей города Шатуры» за период с 1992 по 2022 г.г . (по годам) Основная школа Средняя школа 1591 1395 15
Слайд 16
Выводы: Знания истории родного края помогают научиться составлять и решать текстовые задачи. Наши одноклассники с удовольствием делают это на уроках математики. Решение задач на основе краеведческого материала способствует развитию творческого,логического мышления, эрудиции, умения классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. Тот, кто хоть раз испытал радостное чувство победы от решения трудной задачи, познал радость, пусть маленького, но открытия. Значит, можно и нужно составлять новые и новые задачи. Ведь вокруг столько информации! Нужно только найти ее и правильно использовать. Ведь, как писал Д. Пойа: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». Заключение 16
Слайд 17
Контакты: Евстигнеева Ольга, 6Б класс МБОУ «Лицей города Шатуры» Палицына Алиса,7Б класс МБОУ «Лицей города Шатуры» Смирнова Анастасия,7А класс МБОУ «Лицей города Шатуры» Руководитель: Васильева Светлана Владимировна, учитель математики МБОУ «Лицей города Шатуры» Email : sve847233892008@yandex.ru Благодарим за внимание! 17
Развешиваем детские рисунки дома
Неньютоновская жидкость
Алые паруса
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Стеклянный Человечек