В статье рассмотрены актуальные проблемы географического образования: содержание, изучение теорий, развитие понятий. Важные направления современного географического образования, как экологизация, туристско-образовательная деятельность, формирование страноведческих компетенций. Дан конструктивный анализ опыта развития географического образования в зарубежных странах. Предпринята попытка обосновать концепцию географического образования на основе модели «наука в системе культуры».
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_problemy_geograficheskogo_obrazovaniya_na_sovremennom_etape.docx | 26.12 КБ |
Хамматов И.Ш., студент 1 курса
руководитель Головина А.В., методист
ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
г. Магнитогорск, Челябинская область
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные проблемы географического образования: содержание, изучение теорий, развитие понятий. Рассмотрены такие важные направления современного географического образования, как экологизация, туристско-образовательная деятельность, формирование страноведческих компетенций. Дан конструктивный анализ опыта развития географического образования в зарубежных странах. Предпринята попытка обосновать концепцию географического образования на основе модели «наука в системе культуры».
Annotation
The article discusses the current problems of geographical education: content, study of theories, development of concepts. Such important directions of modern geographical education as ecologization, tourism and educational activities, and the formation of regional competencies are considered. A constructive analysis of the experience of the development of geographical education in foreign countries is given. An attempt has been made to substantiate the concept of geographical education based on the model "science in the cultural system".
Ключевые слова: географическое образование; содержание и структура географического образования; географические компетенции; географическое образование за рубежом.
Keywords: geographical education; content and structure of geographical education; geographical competencies; geographical education abroad.
География является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека. Для решения проблем, которые возникают в процессе взаимодействия природы и человека, географические знания и информация являются важнейшей базой, в результате которой выявляются глобальные проблемы человечества. Географическое образование, выступает как совокупность научных знаний, умений, навыков, мировоззренческих идей, интеллектуальной, практической и творческой деятельности, подлежащих усвоению в процессе обучения географии. Исследуя географическое образование, нужно четко сформулировать его основные задачи, которые в общем виде можно представить так:
– Нравственное воспитание учащихся, воспитание географической и экологической культуры;
– Формирование любви к своему краю и своему Отечеству, уважения к своему народу, его культуре и духовным традициям;
– Формирование знаний основ географических наук, рационального природопользования;
– Развитие пространственного и критического мышления, владения основами научных методов познания окружающего мира;
– Воспитание интереса у обучающихся к выбору географической науки, как профессии, интереса в сферах территориального планирования, экологического мониторинга, экологического менеджмента, наук о Земле, рационального природопользования, государственного, регионального и муниципального управления, обороны и безопасности,
экономики, международных отношений и туризма;
– Применение в обучении новых информационно-коммуникационных технологий, которые будут полезны в дальнейшей жизни школьников. Как и любая отрасль, географическое образование имеет ряд проблем, решение которых является первостепенным для системы географического образования [1].
Содержание географического образования в первую очередь строиться на современных достижениях науки, глобального социально-экономического развития страны в контексте мирового сообщества, а также на психолого-возрастных и познавательных особенностях учащихся. Вследствие этого, в содержание географического образования входят как интеллектуальные, практические, творческие умения и навыки, так и совокупность научных и мировоззренческих знаний и идей.
В современной экономической и социальной географии активно используется метод обобщения и типологии при изучении социально-экономических объектов, явлений и процессов. В связи с этим, в учебной социально-экономической географии, как в вузе, так и в школе, актуализируются именно те разделы и темы, которые определяют научный уровень дисциплины или курса и закладывают основы формирования важнейших общих понятий [3].
Эколого-географического образование достаточно недавнее направление, и имеет ряд прогрессивных методик и подходов, его современное состояние характеризуется комплексом
проблем. Одной из причин этих проблем является недостаточная разработка, отсутствие системы непрерывного экологического просвещения в процессе географического образования и его единой концепции, отражающей идеи, структуру, содержание и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, начиная с дошкольных учреждений вплоть до системы послевузовского образования и открытого эколого-географического образования населения. Принципы преемственности и непрерывности экологического просвещения в процессе географического образования определенным образом используются только в звеньях школьного и отчасти вузовского обучения. Послевузовское обучение включается в эту систему чаще всего в связи с повышением квалификации учителей биологии и географии, что недостаточно для реализации указанных принципов [7].
Дошкольные образовательные учреждения также практически не имеют четкой системы экологического просвещения и не могут рассматриваться как элемент системного, непрерывного эколого-географического образования. Очевидно, что система всеобщего непрерывного экологического просвещения в процессе географического образования населения находится на начальном этапе становления, что имеет и определенный положительный эффект так как идет накопление ценной практики в этой области, особенно в обучении школьников, студентов и учителей. Разработан ряд элективных дисциплин: «Современные технологии экологического образования», «Урбоэкология», «Природные особо охраняемые территории», «Организация работы школьников на экологической тропе» и другие. В школах существуют факультативные курсы: «Экология человека», «Геоэкология», «Глобальная экология». Для учителей изданы методические рекомендации, рассматривающие частные вопросы курса «Экология». Проводится практическая работа по созданию экологических троп, разработке и проведению экскурсий, экологических олимпиад разного уровня.
Основные признаки эколого-географического образования, отвечающего требованиям сегодняшнего дня – междисциплинарность и комплексность. Гуманистический и культурологический подходы являются приоритетными в осуществлении эколого-географического образования, и они могут реализовываться различными учебными дисциплинами в меру их конкретного содержания о природе. Для реализации содержания экологического образования в школьной географии сложились более благоприятные условия, чем в других предметных курсах. Это объясняется тем, что цели и задачи экологического и географического образования тесно связаны и дополняют друг друга [7].
Профессиональная деятельность обучающихся должна быть направлена на реализацию природоохранных задач в рамках конкретных территорий, поэтому существенное значение в их подготовке приобретают знания прикладного характера. Получение обучающимся географического образования подразумевает умение оценить немедленные и отдаленные последствия антропогенного воздействия на среду и население. Выполнение предусмотренной программой самостоятельной работы даст возможность обучающимся приобрести специальные навыки: чтения карт различного содержания, построения диаграмм и графиков, наблюдения за эколого-экономическими процессами в своем регионе.
Современная ситуация в системе географического образования такова, что максимальные усилия специалистов по теории и методике экологического просвещения и воспитания направлены на дошкольный и школьный уровень. Существует ряд школьных курсов по экологии, несколько вариантов авторских методических комплексов, методистами разрабатывается содержательная часть эколого-географического образования, входящего в региональный и школьный компонент. Эта многолетняя работа реализуется на фоне проблемы эколого-географического образования студентов неэкологических направлений подготовки, которая частично решается за счет реализации в высшей школе дисциплин по выбору экологического содержания. В настоящее время важнейшую функцию эколого-географического образования и воспитания населения, в первую очередь подрастающего поколения, участвующего в экологических турах и маршрутах, могут взять на себя студенты, обучающиеся на направлении подготовки Туризм, посредством организации деятельности в рамках экологического туризма. В данной области знаний очень быстро меняется не только содержание отдельных эколого-географических учебных дисциплин, но изменяются даже основные концепции. Она включает в свою сферу многие современные естественные и гуманитарные науки, имеет обширную область интересов, которая требует разработки специальных образовательных программ [9].
В процессе реализации географического образования необходимо развивать туристско-образовательную деятельность. Туристский образовательный центр на базе крупного образовательного учреждения может стать инструментом образования, воспитания, просвещения, самореализации и досуга молодежи в регионе. Туристский образовательный центр должен выполнять следующие задачи:
- разработка концепции и структурной модели (целесообразно на базе крупного образовательного учреждения), интеграция обучения и туризма через организацию образовательной деятельности;
– разработка и реализация инновационных разноуровневых образовательных программ, для реализации, проектирование и осуществление учебно-воспитательной работы, объединяющей деятельность по получению и расширению обучающимися практико-ориентированных знаний, профессиональной ориентации, опыта профессиональных ролей, психологии общения, повышение у обучающихся уровня межпредметных знаний о природе, истории и культуре региона, углубление знаний иностранных языков;
– обучение школьников основам туризма и экскурсионного дела, возможность организации непрерывного образовательного процесса;
– разработка и реализация экскурсионных программ для различной целевой аудитории, разработка и применение интерактивных и межмузейных путеводителей, в том числе с использованием технологий виртуальной и дополненной реальностей;
– организация ознакомительных путешествий с учебно-познавательными целями для иностранных студентов региона, комбинирование обучения по образовательной программе с культурно-экскурсионной программой, знакомство с природой, историей и культурой региона обучения, совершенствование языковых навыков в процессе межкультурных коммуникаций;
– организация профильной целевой подготовки кадров в цепочке «школа – колледж - университет – туристское предприятие», подготовка школьников к будущей профессиональной деятельности в туризме, профессиональная проба в туристской, в том числе, экскурсионной деятельности;
– организация связей школ с колледжами, университетом и турфирмами региона адаптация школьников к возможной будущей образовательной и профессиональной деятельности. Образовательный туризм может сыграть важную роль как эффективный инструмент обучения, просвещения и воспитания молодежи и иностранных студентов, получающих образование в вузах региона[9].
В настоящее время внедрение элемента культуры в географическое образование повышает его значимость, позволяет рассматривать географическое пространство как продолжение культуры, глубину духовности, уровень гуманистических качеств личности. Культурная составляющая в обучении географии носит преимущественно междисциплинарный характер и позволяет учитывать не только знания о природе, но также законы общественного развития, в том числе культурно-исторические, этнографические знания.
В Скандинавской системе этап базового образования состоит из начального и неполного среднего образования, как правило это возрастная группа от 7 до 17 лет. На этой ступени образования изучается ряд основных предметов, куда входит цикл основ естествознания. Особенность старшей школы заключается в том, что классы формируются по «линиям» - направлениям обучения. Выделяют 3 линии –академическую, профессионального мастерства и коррекционные группы[8].
Из 400 народных школ Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции – 68 приходится на профили естественнонаучной и географической специализации, что свидетельствует о важности этих дисциплин. Своей целью народные школы считают не столько обучение, сколько формирование личности и помощь с дальнейшим выбором профессии и жизненного пути человека. Основные методы работы учеников здесь направлены на социализацию, посредством работы в командах над проектами, походами и экскурсиями, в которых вместе участвуют и ученики, и преподаватели. Основой для реализации географического образования выступают такие методы обучения, которые способствуют развитию у ученика качеств самостоятельности, уверенности, ответственности в принятии решений. Высшие учебные заведения раскрывают потенциал к изучению естественных наук, помогают студентам развивать профессиональные качества и умения, а также критическое мышление и качества лидерства.
Во Франции и Германии география тесно связана с историей и в большинстве случаев в школах и университетах этот предмет ведет один педагог. Нидерланды и Великобритания являются мировыми центрами современной географии. В законе об образовании в этих странах география относиться к фундаментальным предметам, обязательным для изучения в школе с первого по одиннадцатый класс. Специфика предмета «География» выражается в пространственной, страноведческой и регионоведческой направленности. Изучению родной страны отводиться большое внимание. Дидактической основой при обучении географии во Франции и Германии служит правило «От известного к неизвестному, от близкого к далекому» [5].
Из 100 лучших вузов мира по уровню географического образования, 1\3 находиться в странах Западной Европы. Такое количество университетов говорит о том, что в Западной Европе географическое образование развивается значительно лучше, чем в других странах. Лидирующие позиции по уровню географического образования занимает Великобритания.
В старых университетах (Кембридж, Дарэм, Оксфорд) существует система колледжей. Особенностью преподавания является система supervisions – когда занятия проходят с преподавателем в малых группах, где основными методами выступают семинары – обсуждения с преподавателем наиболее острых и важных тем, а также написание статей
и эссе. Письменные работы занимают важное место в университетах Великобритании. Например, в Оксфорде студенты пишут по 3 эссе в неделю (от 3 до 5 тыс. слов).
В России стоит вопрос реформирования системы высшего географического образования, поэтому важно обращение к мировому опыту развития университетской географии.
Проанализировав систему высшего географического и эколого-географического образования в странах Западной Европы, к ее сильным сторонам можно отнести:
- большую гибкость программ преподавания и развитие новых научных направлений, нацеленных на требование рынка;
- сохранение традиционных методов преподавания с внедрением новых технологий;
- рост внимания к исследованию актуальных проблем и включению студентов в научную работу преподавателей.
При анализе структуры и содержания высшего географического образования в развитых странах и России, прослеживаются ее общие черты и различия:
- в России большое значение отводят практикам, а в развитых странах полевым исследованиям и проектным работам;
- все чаще в зарубежных вузах появляются смешанные (естественно-научные, социальные и гуманитарные) и интегральные программы;
- за рубежом большое значение придается самостоятельной работе студентов: написанию эссе, работе в лабораториях;
-значительное отличие-это программы обменов. В зарубежных странах они являются регулярными и частыми, а в Российских вузах редки и вызывают проблемы с оформлением[6].
Таким образом, Россия, как и ведущие европейские страны, имеет сложившуюся систему высшего географического и экологического образования, выстроенную на классических традициях и подкрепляемую фундаментом школьного географического образования. Но определенными проблемами географического образования в российских университетах являются консерватизм форм преподавания и слабая восприимчивость к запросам современного общества [2].
Проанализировав школьное географическое образование в развитых странах, можно рекомендовать принять во внимание в практике российской школы ряд главных их достижений:
-реализация компетентностного подхода в обучении географии;
- использование внеурочных форм организации обучения - учебных экскурсий и путешествий с акцентом на самостоятельную работу учеников;
- использовать практические работы по географии как способ решения вопросов социализации школьников посредством проектных работ и волонтерской деятельности;
-акцентировать внимание на экологической составляющей школьного обучения географии [10].
Заимствование опыта преподавания географии в развитых странах, с учетом традиций и особенностей нашей страны и школьной системы, помогут улучшить, углубить и интегрировать географические знания в реальной жизни учащихся.
Библиографический список
Мост Леонардо
Прощание с летом
Ах эта снежная зима
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?