Цель моего проекта: проанализировать языковые ошибки в СМИ наших дней, осветить состояние речевой культуры представителей СМИ.
Актуальность моего исследования в том, что массовая коммуникация стала транслятором всей информационной среды общества, а средства массовой информации - важнейшим общественным, в том числе политическим, инструментом.
Вложение | Размер |
---|---|
doktrina_fomenko-kupich.docx | 50.58 КБ |
ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«МОЙ ВКЛАД В ВЕЛИЧИЕ РОССИИ»
Направление работы: Лингвистика
Тема: «СМИ и культура речи в наше время»
Автор: Фоменко Александр Владимирович
Научный руководитель: Купич Анна Александровна
Место выполнения работы: ГКПОУ КК АИТ
2023
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть исследовательской работы ……………………………………………………5
1.1. Понятие о средствах массовой информации ……………………………………………………..5
1.2. Виды средств массовой информации .………………………………………………………………6
1.3 Роль СМИ в повседневной жизни.………………………………………………………………. ….6
1.4. Агент социализации подростка……………………………………………………………………...7
2. Практическая часть исследовательской работы ………………………………………………….10
2.1. Опрос студентов и преподавателей ……………………………………………………………...10
2.2. Вопросы для анкетирования……………………………………………………………………......11
2.3. Ошибки в правильности речи………………………………………………………………………11
2.4. Самые частые ошибки на телевидении ……………………………………………………………13
2.5. Орфоэпические ошибки……………………………………………………………………………..14
2.6. Самое большое количество орфоэпических ошибок на телевидении связано………………….14
2.7. В употреблении фразеологизмов на телевидении также нередки ошибки……………………...14
Заключение ………………………………………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………………………………………………………17
Введение
Язык – основное средство общения, получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Что такое СМИ?
Средства массовой информации – это совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств.
Современные СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ - это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.
Под массовой информацией принято понимать социальную информацию, которой оперирует масса или в силу того, что информация рождается в массовой аудитории, или в силу того, что информация распространяется по массовым каналам, или в силу того, что информация потребляется массовой аудиторией. Эта массовая информация распространяется при помощи определенных средств (СМИ) – системы распространения информации на численно большие аудитории. Система СМИ включает в себя периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы и иные формы периодического распространения массовой информации. Подобные традиционные средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио) и аудиовизуальные (телевидение, кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.
Актуальность моего исследования в том, что массовая коммуникация стала транслятором всей информационной среды общества, а средства массовой информации - важнейшим общественным, в том числе политическим, инструментом.
Цель работы: проанализировать языковые ошибки в СМИ наших дней, осветить состояние речевой культуры представителей СМИ;
Задачи работы:
Проанализировать литературные источники по теме исследования.
Раскрыть основные понятия темы.
Рассмотреть особенности языковых ошибок в современных СМИ.
Подвести итоги по проделанной работе.
Проблема
Является ли телевидение двигателем прогресса в речевой культуре и почему речь представителей СМИ в наше время не является образцом литературного языка?
1. Теоретическая часть исследовательской работы
1.1. Понятие о средствах массовой информации
Лингвисты отмечают, что последние десятилетия происходит заметное расшатывание литературной нормы на всех ее уровнях. Ошибки наблюдаются в устной и письменной речи носителей языка независимо от возраста, образования, социального положения, и т.д. Возможно, поэтому к вопросу изучения речевой ошибки обращались многие учёные.
Известно, что первые исследования речевых ошибок начинаются в 20-е гг. прошлого века, когда появляются работы А. Н. Гвоздева (1927), К. И. Чуковского (1928) и т.д. Лингвист А. Н. Гвоздев на протяжении семи лет вел наблюдения за речевым развитием своего сына. Эти наблюдения легли в основу его научной работы. Писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский собрал коллекцию интересных фактов из речи детей и высказал ряд серьезных лингвистических идей. Лингвист и педагог Л. В. Щерба составил подробную классификацию синтаксических ошибок и объяснил причины возникновения конкретных ошибок при написании сочинений.
Что же включает в себя понятие «речевая ошибка» в понимании современных учёных лингвистов и методистов? Мы проанализируем в своём исследовании точки зрения современных методистов А.В. Подольский (1967), Е.Н. Потапова (1974–1977), А.А. Зиненко (1989). Учёные в зависимости от отношения к двум основным формам речи – устной и письменной – выделяются ошибки: свойственные исключительно устной форме речи; свойственные исключительно письменной форме речи и не зависящие от формы речи. В своих научных работах В. И. Капинос, М. Р. Львов, А.А. Зиненко исследуют ошибки последнего типа.
А.В. Подольский делит такие ошибки на грамматические и речевые.
Грамматическая ошибка – это отклонение от различных грамматических норм (словообразовательных, морфологических, синтаксических).
Речевая ошибка – это неправильное (ошибка) или неудачное (недочет) употребление языковых средств в речи (ошибки в словоупотреблении (семантические и стилистические) и в построении текста).
Е.Н. Потапова к числу речевых ошибок относит не только лексические (словарные), но и морфологические и синтаксические ошибки. К морфологическим ошибкам примыкают случаи ненормативного словотворчества (словообразовательные ошибки), к синтаксическим ошибкам – недочеты в структуре текста. Особую группу составляют стилистические ошибки (морфолого-стилистические, синтаксико-стилистические и лексико-стилистические).
1.2. Виды средств массовой информации
Печатные издания;
Радио;
Интернет;
Телевидение;
Рассмотрим их по отдельности.
Печатные издания - это массовые и периодические печатные издания- газеты, журналы.
Радио - это технология передачи по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и других звуковых эффектов или звуковой информации.
Интернет - это глобальная сеть, в которой локальные, региональные и корпоративные сети соединены между собой многочисленными каналами, для получения информации.
Телевидение - это способ передачи зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами.
1.3. Роль СМИ в повседневной жизни
Сегодня нельзя представить какую-либо сферу нашей жизни без информационных отношений, без возможности получать и использовать необходимую информацию. Такую информацию можно получить из разных источников: Интернета, радио, печатных СМИ – журналов и газет. Рассмотрим пример печатных средств массовой информации.
Печатные СМИ были и остаются одним из главных источников распространения информации независимо от того, что идёт быстрый рост компьютерных технологий. Информация не стоит на месте, а продолжает расширяться, увеличивать количество газет, журналов и т. д. по России в целом и на территории Дагестана в частности. За последние несколько лет в Дагестане зарегистрировано в среднем около 30 новых средств массовой информации.
По данным Управления Роскомнадзора по РД на 1 июля 2012 г., в республике зарегистрировано 479 печатных и электронных СМИ. Из них 291 печатное СМИ. А если посмотреть по всероссийским подсчётам, то в 1991 г. в России выходило свыше 8 тысяч газет и журналов. К 2002 году это количество возросло до 33318 печатных периодических изданий, причём 20132 из них – газеты, а остальные – журналы. А в начале 2003 г. общее число возросло до 37425.
Встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой риск. Подростки могут войти в такие не желательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы.
Вовлечение в азартные игры. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.
Уход детей в интернет может быть проблемой не столько технологической, сколько психолого-педагогической и социальной.
По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы, стимулируют людей изменять здесь свой стиль поведения, вести себя более раскованно и даже переходить некоторые нравственные границы.
Нередко виртуальная паутина настолько обволакивает, что вырваться из нее дети и подростки уже не в силах. Для них компьютерные игры или использование Интернета превращаются в реальную жизнь, заменяя активную социальную деятельность, хобби и творчество, общение со сверстниками и даже противоположным полом.
«Интернет-зависимость» - это термин, описывающий непреодолимое желание пользоваться Интернетом. В последнее время среди специалистов также стало популярным понятие «патологическое использование компьютера», которое описывает ситуации, когда компьютер служит источником для получения информации, далеко выходящей за пределы профессиональных или учебных интересов, а также для вовлечения во взаимодействие с людьми.
Невозможно запретить ребенку выходить в Интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно вести себя в сети.
Виртуальное пространство способно, как минимум, серьезно повлиять на развитие ребенка и формирование его мировоззрения. А как максимум - нести угрозу здоровью и даже жизни. Поэтому ценны любые усилия, направленные на то, чтобы сделать Интернет более безопасным для детей.
1.4. Агент социализации подростка
СМИ является агентом приобщения личности к обществу, поэтому деятельность масс-медиа в процессе социализации весьма значима.
Под постоянным воздействием получаемой информации, которая оказывает влияние на ценности ,установки и поведение молодежи происходит становление личности.
Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. Рассмотрим стадии социализации:
Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.
Одним из наиболее важных агентов социализации является СМИ. Средства массовой информации сопровождают человека практически с самого рождения - сначала это мультики и сказки по телевизору, далее книги, журналы и тд. Масс-медиа - это всевозможные материалы и предметы, устройства и программы , которые отображают информацию от отправителя к получателю в виде сообщений .Благодаря масс-медиа происходит социальное просвещение населения и формируется политика и экономика страны.
Жизнь современного человека невозможно представить без телевидения ,радио, печатной прессы и интернета. Деятельность масс-медиа в процессе социализации весьма значима , так как СМИ является агентом приобщения личности к обществу. В подростковом возрасте, когда ребенок начинает пользоваться материалами СМИ , на него производят особое воздействие материалы СМИ, которые предназначены не только для детей, но и для взрослой аудитории и тем самым привлекательные для подростка. По этой причине возрастает роль средств массовой информации в социализации личности.
Для подростка важна полная реализация самого себя, своих способностей и возможно более полное самораскрытие и самовыражение. Однако, без участия других людей, в изоляции и без противопоставления себя обществу эти качества невозможны. Также нельзя отрицать и безусловное влияние на развитие этих качеств со стороны средств массовой информации.
СМИ задают характерные для современной массовой культуры совершенные личностные нормы поведения, которые отражаются на молодежной субкультуре и тем самым присваиваются подростками, формируя их определенные ценности, установки и культурное поведение. Вообще средства массовой информации не навязывают к своему мнению, однако при психологической манипуляции пообуждает к тем или иным поступкам.
Влияние СМИ на социализацию молодежи значимо. Однако, следует подчеркнуть положительный характер влияния СМИ на молодежь и общество в целом. Именно СМИ накапливает в себя опыт и традиции различных видов искусств, радио и печати, также выражает различные стороны жизни современного общества (политической, культурной ,социальной и др.),оказывает достаточно активное влияние на учебные, воспитательные и социокультурные процессы.
Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.
2. Практическая часть исследовательской работы
2.1. Опрос студентов и преподавателей
Изучение литературных источников, интернет ресурсов, анкетирование, анализ современной речи телеведущих, классификация выявленных ошибок.
В начале работы мною было проведено анкетирование для обучающихся и преподавателей с целью составить рейтинг популярности телевизионных каналов. Было опрошено 255 человек: 15 преподавателей и 240 студентов.
Каналы | Обучающиеся | Преподаватели |
ТВ-3 | 25 | 0 |
Пятница | 13 | 0 |
Мир | 0 | 14 |
ТНТ | 98 | 0 |
СТС | 175 | 0 |
Муз ТВ | 238 | 1 |
Первый | 0 | 14 |
Кубань 24 | 0 | 11 |
НТВ | 0 | 9 |
Домашний | 9 | 12 |
Пятый | 43 | 4 |
Культура | 1 | 5 |
Карусель | 56 | 0 |
Как я и предполагал, телеканалы «МУЗ ТВ» и «СТС» пользуются большой популярностью у юных зрителей, а «Культура» и «Мир» у старшего поколения. Чем старше зритель, тем реже смотрит «МУЗ ТВ» и «СТС». Самыми непопулярными каналами оказались «Культура» и «Кубань 24».
Именно на телепередачи популярных каналов я обратил особое внимание при изучении вопроса лингвистических ошибок.
Кроме того, я провел опрос студентов 1-3 курсов (240 человек). Были предложены 6 вопросов, проанализировав ответы на которые, я пришёл к следующим результатам.
2.2. Вопросы для анкетирования
1.Смотрите ли вы телевизионные передачи? (Да – 204, нет – 25 , иногда – 11).
2.Обращаете ли вы внимание на речь телеведущих? (Да-2, нет-237, иногда-1).
3.Уместны ли просторечия, жаргонизмы в речи телеведущих, политиков? (Да-176, нет-54, все равно - 10).
4.Влияют ли на вашу речь ошибки в выступлениях телеведущих, политиков? (Да -3 , нет – 197, не знаю - 40).
5.Читаете ли вы программные произведения? (Да – 140, в сокращении – 33, нет времени - 67).
6.Пользуетесь ли вы лингвистическими словарями? (Да – 7, время от времени – 2, нет - 231).
В результате анкетирования я получил следующие данные: большинство студентов смотрит телевизор. При этом студенты не обращают внимание на телевизионную речь и не понимают, что ошибки здесь неуместны.
2.3. Ошибки в правильности речи
Правильность речи – это соблюдение действующих норм русского литературного языка.
Прежде всего, говорящий должен владеть произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Изучая материалы исследования, я пришёл к выводу, что на первом месте по частотности ошибки в звукоупотреблении и ударении (речь дикторов телевидения, обучающихся).
Так же, из источников СМИ я нашёл ошибки дикторов в разных каналов, такие как: «Первый канал», «Пятница»,
Цитата из СМИ: Ребенок передается под о[п,о]ку соответствующих органов…
Источник: «Первый канал», «Местное время» 21.03.2017г.
Результат воздействия на речь учащихся: Я мечтаю выйти из-под о[п,о]ки родителей.
Правильный вариант: О[п,э]ка
Проанализировав вышеизложенный материал, мы пришли к выводу, что данная звукозамена производится вследствие абсолютной частотности ударной Ё перед ударной Е в русском языке.
В связи с тем, что в русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с «е» после твердого согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся теперь с мягким согласным перед «е». Другие сохраняют твердый согласный. Нами обнаружен ряд нарушений этой нормы:
Цитата из СМИ: Ге[н,]етика наука-непростая…
Источник: «Пятница», «Мир наизнанку» 10.09.2019г.
Результат воздействия на речь учащихся: Ге[н,]етический код человека.
Правильный вариант: Ге[н]етика, ге[н]етический.
Цитата из СМИ: Ст[р,]есс не должен стать нормой…
Источник: «Культура», «Всё может быть» 05.02.2018г.
Цитата из СМИ: Есть плюсА и минусА… Источник: Муз ТВ, «Шоу маска» 09.07.2021г. Результат воздействия на речь учащихся: ПлюсАми его положения можно считать, то, что… Правильный вариант: ПлЮсы, мИнусы.
Цитата из СМИ: УкрАинская сторона согласилась…
Источник: НТВ, «Сегодня» 04.01.11г.
Результат воздействия на речь учащихся: УкрАинская сечь существовала не один год.
Правильный вариант: УкраИнская.
Морфологические требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное построение словосочетаний и предложений. Мы рассмотрели ряд сложных случаев:
А) Очень часты в СМИ и речи людей ошибки в образовании родительного падежа существительных и местоимений множественного числа.
Цитата из СМИ: Ирина Понаровская займется рекламой чулков…
Источник: МК, «Заголовок» 14.03.10г.
Результат воздействия на речь учащихся: В доме не было целых чулков.
Правильный вариант: Чулок.
Цитата из СМИ: Я извиняюсь перед ихними мамами…
Источник: КП, «Игра в крысу» 15.11.10г.
Результат воздействия на речь учащихся: Я был в ихней квартире.
Правильный вариант: Их.
Б) Нами установлено, что самое большое количество речевых погрешностей встречается при употреблении имени числительного. В приведенных далее примерах ошибки объясняются именно незнанием особенности склонения слов этой части речи (материал получен из телепрограмм): «Вчера еще здесь (в Североморске) было около четыреста камер» (правильно: «около четырехсот»). «Операции будут проводиться пятидесятью процента акций холдинга» (правильно: «с пятьюдесятью процентами»). «Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно» (правильно: «более восьмисот тысяч пенсионеров»).
Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы. Нами замечено, что в спонтанной речи редко правильно склоняется числительное «полтора»: «В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»).
Мы обнаружили ошибки и в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного, например: «Всего за этот месяц доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»)
На наш взгляд не соответствует литературной норме и такое предложение: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году» (правильно: «…к две тысячи третьему году», так как в составном порядковом числительном склоняется только последнее слово).
Встречаются ошибки и такого рода: «Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрю» (правильно: «…к десятому сентября»).
Нередки погрешности и при употреблении собирательных числительных. Их использование в сочетании с существительными, относящимися к официально-деловой лексике, в литературном языке не рекомендуется (тем более в информационных программах). Например: «Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов.» (правильно: «два сенатора»).
Не всегда верно употребляются СМИ и числительные «оба» (муж.р) и «обе» (жен.р), например: «Введение другой валюты (кроме рубля) пагубно для обоих стран» (правильно: «…для обеих стран»
2.4. Самые частые ошибки на телевидении
1. Неверное образование и употребление форм рода имен существительных и форм степеней сравнения прилагательных.
«Пятьдесят грамм нужно для приготовления…»
2. Ошибки в склонении числительных и использование составных числительных.
«Более восьмиста авиакомпаний…»
3. Неверное грамматическое согласование и управление.
«обоснованный на фактах инцидент…»
4. Неправильный порядок слов в предложении.
«Главное — подаренные цветы с любовью…»
2.5. Орфоэпические ошибки
Произносительные особенности русского литературного языка в основном сложились к середине XVII в. на базе разговорного языка города Москвы. Конечно, с тех пор произошли определённые изменения, но основные черты сохранились до наших дней в качестве орфоэпической нормы. Рассмотрим некоторые из них.
2.6. Самое большое количество орфоэпических ошибок на телевидении связано
1. с постановкой ударения:
«Это решение позволило нам облЕгчить…»
2. с произношением е или ё после согласных под ударением:
«Господин ЗелЕнский высказался…»
3. с использованием лишних гласных и согласных при произношении:
«Это беспрецеНдентный случай…»
Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологического оборота
Как известно, фразеологизмы – это лексически нечленимые, устойчивые в своём составе и структуре, целостные по значению словосочетания, которые не создаются в речи, а воспроизводятся в готовом виде.
При использовании фразеологизмов наиболее частотными являются следующие типы речевых ошибок.
2.7. В употреблении фразеологизмов на телевидении также нередки ошибки.
1. Неоправданная замена компонента фразеологизма:
«Адов труд и адские муки…» (Фразеологизмы: «адов пламень», «адский труд»).
«Этот вопрос всегда был местом раздора для политических партий…» (Нужно: «яблоком раздора»).
«Не мудрствуя долго, приведу лишь один пример…» (Нужно: «не мудрствуя лукаво»).
2. Изменение грамматической формы слова во фразеологизме:
«Вольно-невольно, а кредиты придется возвращать». (Нужно: «волей-неволей»).
3. Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении:
«За давностью лет у нас сложился дружный коллектив единомышленников». («Коллектив» не может сложиться «за давностью лет»).
Заключение
Лингвистические ошибки появляются в эфире, СМИ, речи политиков из-за небрежного отношения к языку, невысокой культуры говорящих, из-за желания говорящих привлечь внимание слушателей, зрителей. Правильность речи – фундамент языковой культуры: без нее нет и не может быть ни литературного, ни художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова. Под литературным языком необходимо понимать тот, который имеет четко отработанные нормы.
СМИ - мощнейший инструмент воздействия на массовое сознание. При отсутствии СМИ исключается возможность абсолютного удовлетворения духовных потребностей, а, значит, и возможность жить полноценной жизнью-таким образом подтверждается моя гипотеза. И все мы в большей или меньшей степени подвержены его влиянию. Конечно, можно ограничить себя в общении со СМИ, но совсем избавиться от потока информации цивилизованному человеку не удастся. Это необходимо понять всем: и взрослым людям, и подрастающему поколению в первую очередь. Мы должны быть разборчивы в связях, в том числе и в связях с прессой. Не стоит безоговорочно доверять всему, что тебе говорят. Человек - существо разумное, поэтому мы должны почаще использовать свои мозги, а не идти на поводу чьих-либо интересов. Именно здесь стоит задуматься о культуре, об индивидуальности и об элементарной порядочности.
Недаром СМИ называют «четвертой властью», СМИ – это инструмент колоссальной силы, инструмент, с помощью которого стало возможным изменять старые мыслительные структуры, ценности целых народов, стало возможным формирование легко манипулируемого общества, общества потребителей сообщений.
Моя работа будет полезна людям, интересующимся средствами массовой информации. Во время работы над проектом я пользовался источниками сети Интернет и столкнулся с множеством противоречивой информации по данной теме. Постаралась показать положительное и отрицательное влияние СМИ на жизнь современного человека. Также пришел к выводу, что на сегодняшний день средства массовой информации и общество оказывают влияние друг на друга. В заключении хочу добавить, что моя цель была достигнута и проблема подтвердилась.
СМИ в настоящее время оказывает большое влияние на культуру. У этого влияния есть свои положительные и отрицательные стороны. Например, повышение уровня образования все более широких слоев населения тесно связанно с зарождением СМИ, т.е. с ростом тиражей печатного слова - книг, а затем журналов и газет. Но, в то же время, расширение сферы контакта населения с искусством и наукой посредством СМИ вызвало целый комплекс последствий и для всех социальных слоев и для самой культуры.
Средства массовой информации - мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию. В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы СМИ, их включающих.
Список используемых источников и литературы
1) Горбачевич К. С. Нормы современного русского языка / К. С. Горбачевич. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – С. 31.
2) Журналистика — реклама — паблик рилейшнз // Журналистика в 1994 году. Ч. 1.М., 2005, с. 42-45.
3) Из истории связей с общественностью // Журналистика конца XX-го столетия: уроки и перспективы. Воронеж, 1998, с. 142-143.
4) Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. – Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. С. 30
5) Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник / Л. И. Скворцов. – М.: Знание, 1995.
6) В.П. Пугачев, А.И. Соловьев "Введение в политологию". М. 2006 г.
7) Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – 14-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1983. – С. 378.
8) Корконосенко С. Г. "Основы теории журналистики". СПб. 2002
Твёрдое - мягкое
Акварель + трафарет = ?
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Прощание с летом
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое