.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_aleshina_1.docx | 345.31 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17»
городского округа Саранск
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Преступность среди молодёжи или почему
подростки идут на правонарушения?»
Работу выполнила:
ученица 10А класса
Алёшина Софья
Руководитель:
Кудрявцева С.Ю.
Саранск - 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Подростковая преступность
среди несовершеннолетних…………………………………………………..10
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………..21
Список использованных литературы и источников…………………………...…….23
Введение
В последние годы проблема преступности несовершеннолетних стала особенно острой и неотложной. Эксперты из разных областей выражают свои опасения по поводу того, что происходит постепенная деградация молодого поколения, которое еще до того, как начало жить, уже лишило себя возможности занять достойное место в обществе.
Подростковый возраст считается переломным моментом в развитии каждого человека в целом. Желание доказать свою независимость и взрослость подталкивает на необдуманные, а иногда совершенно безрассудные поступки. Подростковая преступность с каждым годом становится все жестче.
Я выбрала именно эту тему для изучения, связанную с молодежной преступностью в нашей стране, так как считаю ее важной и интересной для рассмотрения. В настоящее время этой проблемой занимаются многие российские социологи, но, на мой взгляд, эта проблема никого не волнует так сильно, как нас – молодежь. Потому что подрастающее поколение - будущее нашей страны, и каким будет это будущее, зависит только от нас.
Актуальность данной темы заключается в том, что подростковая преступность характеризуется опасностью для общества.
Цель работы - определить причины преступности среди молодёжи и пути ее снижения.
Задачи:
- раскрыть сущность правонарушения;
- выявить причины подростковой преступности;
- рассмотреть ответственность подростков за совершенные правонарушения;
- изучить возможный комплекс мероприятий профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
Объектом исследования является подростковая преступность в современном обществе.
Предметом являются способы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Гипотеза: низкий уровень правовых знаний у подростков, ведет к росту совершаемых ими правонарушений.
Методы исследования:
- анализ учебной, научной литературы по теме;
- обобщение, систематизация знаний;
- социологический опрос.
Практическая значимость заключается в профилактике правонарушений среди совершеннолетних, углублении знаний по теории права для успешной сдачи ЕГЭ.
Глава 1. Подростковая преступность
1.1 Виды правонарушений и их признаки
Правонарушение — общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность.
Признаки правонарушения:
- Определенное поведение человека, характеризуемое действием (например, кража ювелирного украшения) или бездействием (врач не оказал помощи больному). Мысли, чувства, политические и религиозные взгляды, которые не выражаются в действиях, не могут рассматриваться как правонарушения.
- Виновное поведение, то есть человек знает, что его поведение является незаконным, виновным и своим поведением наносит вред общественным интересам.
- Действие является незаконным и нарушает требования правовых норм. Такими действиями будут такие как: невыполнение обязанностей, нарушение запретов. Любое правонарушение противоправно, однако, не всякое противоправное поведение - правонарушение.
- Волевое поведение человека. В данном случае действие зависит от воли и сознания участников и осуществляется ими добровольно. Нельзя назвать преступным деяние, которое не контролируется сознанием, или деяние, совершенное в ситуации, которая лишает человека другого выбора поведения, кроме незаконного.
- Общественно опасное деяние, потому что ставит под угрозу развитие и дальнейшее функционирование отношений в обществе. Общественная опасность – признак, отличающий законное поведение от противоправного.
- Всегда есть вредоносные последствия. Любое правонарушение несёт вред интересам граждан, общества, государства.
Все выше перечисленные признаки должны работать как одна полноценная система. Если хотя бы отсутствует один пункт, тогда поведение человека не будет рассматриваться как правонарушение.
В свою очередь правонарушение подразделяется по степени тяжести на преступление и проступок. Рассмотрим каждое понятие.
Согласно УК РФ, преступление - это виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания.
В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления подразделяются на следующие виды:
- преступления небольшой тяжести;
- преступления средней тяжести;
- тяжкие преступления;
- особо тяжкие преступления.
По умыслу преступления бывают:
- умышленное, когда человек знает о незаконности своих действий, но все равно идёт на преступление;
- по неосторожности, когда лицо предвидит возможность опасных последствий его действий, но беспечно думает, что все будет хорошо или не предвидел такой возможности развития событий и последствий.
Проступок - виновные противоправные деяния, имеющие меньшую степень опасности по сравнению с преступлением.
В свою очередь, проступки подразделяются на:
Дисциплинарные проступки - нарушения трудовой, служебной, воинской, учебной дисциплины, противоправное виновное неисполнение своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего распорядка.
Гражданские проступки - правонарушения, совершённые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека ценность, например, достоинство.
Административные проступки - деяния, наносящие ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления (нарушение правил уличного движения, санитарных правил).
1.2 Причины совершения правонарушений подростками и их особенности
Преступность несовершеннолетних охватывает определённый возраст (14-18 лет), конкретную область и период времени. Именно это отличает преступность несовершеннолетних от преступности взрослых.
Среди исследователей отсутствует единое мнение по поводу причин правонарушений несовершеннолетних, но все же можно выделить самые основные:
Проблемы в семье:
Одной из самых главных причин правонарушений среди несовершеннолетних является семья, а точнее ее неблагополучие. Как правило, родители из этих семей не работают, употребляют алкоголь, наркотики и имеют судимости. Многие дети из этих семей впоследствии копировали поведение своих родителей, которые подавали детям плохой пример.
Подростки из социально-благополучных семей также могут стать преступниками, когда их родители чрезмерно заняты, им не хватает должного внимания в семье. В этом случае подростки часто находят взаимопонимание в неформальных группах.
Чрезмерно заботливая семья. Несовершеннолетние часто подвергаются необоснованной опеке и не имеют возможности принимать самостоятельные решения. Поэтому несовершеннолетние совершают правонарушения «назло».
Чувство безнаказанности:
Это касается для людей в возрасте до четырнадцати лет, так как большинство из них понимают, что они не будут наказаны за свои действия. Это свидетельствует о слабости уголовно-правовых мер, затрагивающих несовершеннолетних, и приводит к необходимости снижения возраста уголовной ответственности.
Повышенная внушаемость:
Это тесно связано с групповым характером большинства преступлений, совершаемых несовершеннолетними, поскольку многие из этих групп находятся под влиянием более взрослых представителей преступного мира. Они часто являются зачинщиками преступлений, но обычно уклоняются, принимая во внимание тот факт, что не все преступные группы несовершеннолетних были направлены на совершение противоправных действий при их создании.
Психологическое унижение
В данном случае несовершеннолетний может подвергаться насмешкам со стороны сверстников. Преступником может также стать ребенок, не имеющий тех материальных возможностей, которые доступны другим детям.
Из этого факта можно сделать вывод, что именно внешнее вмешательство, скорее всего, поставит их на путь преступления.
Особенностями молодежной преступности являются:
Во-первых, ее характер. Молодежная преступность имеет групповой характер. Подавляющее большинство правонарушений среди молодежи совершается вместе со сверстниками, а нередко – со взрослыми. Именно групповые преступления отличаются наибольшей жестокостью. Доля групповых преступлений в молодежной преступности в 2-5 раз выше, чем аналогичный показатель преступности взрослых, и составляет примерно 70%.
Более половины молодежных преступных групп характеризуются как временные и неустойчивые социальные образования. В то же время прослеживается тенденция к тому, что значительная часть групп преступников ориентирована на длительную преступную деятельность, включая ее организованные формы. Эти группы отличаются высоким уровнем подготовки, хорошей технической оснащенностью. В них четко просматривается организованная структура, в целом повторяющая структуру аналогичных групп взрослых.
Во-вторых, ее открытость. В современных условиях наблюдается рост публично совершаемых молодежью правонарушений. Поэтому не общежитие или общественный транспорт, а улицы, клубы, магазины, сегодня основные места правонарушений со стороны молодежи. При этом они совершаются открыто, а нередко с откровенным вызовом окружающим, поскольку, как правило, никакого отпора не получают и никем, кроме полиции, не пресекаются.
В-третьих, вандализм. Некоторые насильственные преступления подростков носят характер вандализма, слепой ярости и необузданного протеста. Они уничтожают людей или вещи, не понимая, против кого или чего направлена агрессия.
1.3 Ответственность подростков за совершенное правонарушение
Для начала, что же такое ответственность?
Ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои проступки, быть ответственным за них.
Человек, достигший возраста 14 лет, начинает нести за собой уголовную ответственность за такие преступления как: убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; кража; грабеж; разбой; вымогательство; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; террористический акт; захват заложника; хулиганство при отягчающих обстоятельствах; вандализм; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Какие наказания будет нести несовершеннолетний за совершенное преступление? Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, могут быть: штраф; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.
Согласно Уголовному кодексу РФ:
Если осужденный несовершеннолетний имеет самостоятельный доход или имущество, так и при отсутствии. Штрафы, наложенные на несовершеннолетних осужденных по решению суда, могут быть взысканы с родителей (или других законных представителей) с их согласия. Размер штрафа от 1000 до 50 000 рублей или заработной платы, а также иного другого источника дохода несовершеннолетнего осужденного за период от 2 недель до 6 месяцев.
Отведенное время для обязательных работ составляет от 40 до 160 часов, включая выполнение работы, которая посильна для несовершеннолетних и выполнена им в свободное от учебы или основной работы время. Лица в возрасте до пятнадцати лет не должны выполнять это наказание более двух часов в день, а лица в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет не должны превышать трех часов в день.
Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.
Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
Несовершеннолетние, осужденные за преступления в возрасте до 16 лет, приговариваются к лишению свободы на срок не более 6 лет. Несовершеннолетние той же категории, совершившие особо тяжкие преступления, а также остальные несовершеннолетние, которые были осуждены, приговариваются к сроку не более 10 лет и отбывают наказание в воспитательной колонии.
Помимо уголовной ответственности, предусмотрена административная ответственность за преступления несовершеннолетних. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность. Несовершеннолетние старше 16 лет, совершившие такие преступления, как хулиганство, распитие алкогольных напитков и появление в общественных местах в состоянии опьянения, несут административную ответственность.
Если характер совершенного преступления не влечет за собой уголовной ответственности, то наступает административная ответственность.
В случае совершения административного нарушения на несовершеннолетних налагаются административные взыскания, такие как предупреждения, административные штрафы и т.д.
Предупреждение - это официальное осуждение преступника, впервые совершившего административное преступление. Предупреждение выдается в письменной форме, а также может быть наложен административный штраф в размере до 5000 рублей.
1.4 Меры профилактики по устранению правонарушений среди несовершеннолетних
Профилактическая работа со школьниками - это сложный, многогранный процесс. Особая задача школы в предотвращении нарушений заключается в проведении ранней профилактики, потому что нет другой государственной системы, которая могла бы решить эту проблему. Однако семья является исключением, и она сама играет роль объекта в области профилактики.
Профилактика преступности среди несовершеннолетних проводится особыми органами, в них входят:
- Комиссия по делам несовершеннолетних;
- органы попечительства;
- подразделения органов внутренних дел;
- организации здравоохранения;
- организации социальной защиты;
- службы занятости и т.д.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних как непрерывно действующая система имеет следующие основные этапы:
- ранняя профилактика: оздоровляет среду и помогает несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, еще до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на поведении таких лиц;
- непосредственная профилактика: не допускает переход подростков на преступный путь и обеспечивает исправление лиц со значительной степенью дезадаптации;
- профилактика предпреступного поведения: не допускает переход подростков на преступный путь и создает условие для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем;
- профилактика рецидива: предупреждает рецидив подростков, ранее совершивших преступления.
Меры предупреждения рецидива включают:
- деятельность специализированных подразделений по делам несовершеннолетних, следователей, прокуроров, судей по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними;
- своевременное изъятие оружия и орудий преступлений у ранее судимых подростков;
- правовую и моральную подготовку к жизни на свободе осужденных, подлежащих освобождению; трудовое и бытовое устройство несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы либо осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, и контроль за их поведением.
Профилактика молодежной преступности несовершеннолетних имеет следующие основные этапы:
- ранняя профилактика, которая помогает оздоровить среду и помогает подросткам, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, еще до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на поведении таких лиц;
- непосредственная профилактика не допускает переход на преступный путь и обеспечивает исправление лиц со значительной уже степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера;
- профилактика предпреступного поведения не допускает переход на преступный путь и создает условие для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем;
- профилактика рецидива предупреждает рецидив подростков, ранее совершивших преступления.
Эффективность профилактической работы связана с рядом необходимых факторов.
Необходимо обеспечить активное участие семьи в профилактике правонарушений. Это связано с целенаправленной помощью семьям, воспитывающим детей в условиях ниже прожиточного минимума, при отсутствии одного из родителей, болезни или продолжительного отсутствия родителей по характеру работы; защитой семей от материальных и моральных последствий безработицы родителей или вынужденной смены места работы.
В условиях, когда многие семьи потеряли четкие представления о месте и задачах семьи в воспитании детей, необходимо помочь взрослым получить знания о правах и обязанностях в этой сфере, о способах их реализации. Семья должна получать помощь от государственных органов, органов местного самоуправления и общественности в случаях, когда надо защитить права детей или пресечь негативное на них влияние.
Семья должна осознавать себя (и это одна из главных задач педагогического и правового всеобуча) полноправным субъектом взаимодействия с государственными и общественными институтами социального воспитания, субъектом контроля за их деятельностью.
Очень важными направлениями профилактической деятельности должна быть работа образовательных организаций, которая должна включать комплексные меры, предупреждающие развитие жестокости у детей и подростков или устранение ее начальных проявлений; аналогичные меры профилактики развития корысти, эгоцентризма, вызывающего пренебрежительное отношение к общественным нормам поведения.
Деятельность органов, способствующих трудоустройству подростков, не продолжающих учебы, и их трудовой адаптации также имеет профилактическое значение. В современных условиях особенно важно обеспечить сохранение приоритета в приеме на работу подростков, особого порядка их увольнения (исключения из образовательных учреждений); сохранение специальных должностных лиц по работе с подростками на предприятии, а также материального и морального поощрения наставничества.
Особое значение в современных условиях придается работе службы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним. Служба строится как комплексная, охватывающая социальные, психологические, педагогические, медицинские и правовые аспекты. Она должна охранять и защищать права семьи и несовершеннолетних; оказывать содействие семьям, имеющим трудности в содержании и воспитании несовершеннолетних; помогать семьям и несовершеннолетним из групп риска, а равно детям и подросткам, оставшимся без родителей или ставшим жертвами преступлений; проводить реадаптацию несовершеннолетних, утративших нормальный социальный статус или нуждающихся в помощи в связи с применением к ним мер правового воздействия.
В структуру службы включаются подразделения по оказанию неотложной помощи (телефоны доверия, кабинеты анонимного приема, службы медиации и т. д.); диагностики и оказания длительной социальной, психологической, медицинской поддержки и помощи; правовой защиты семьи и несовершеннолетних.
В заключение отметим, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению.
Глава 2. Практическая часть
Преступность молодежи – это симптом болезненного состояния общественного организма: экономики, политических структур, социальных механизмов, культуры, правовой системы и т.д. Она всегда вызывает повышенный интерес и тревогу. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушение уголовного законодательства свидетельствует о существенных недостатках условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества.
Что касается, видов правонарушений для молодежи, то наиболее типичны (в %):
1. Драка – 66 %
2. Хулиганство – 50 %
3. Воровство – 45 %
4. Вымогательство денег – 35 %
5. Разбой – 15 %
6. Мошенничество – 14 %
7. Нападение на девушку с целью насилия – 13 %
8. Убийство – 8 %
9. Шантаж с целью наживы – 7 %
10. Другие правонарушения – 3 %
Из беседы с социальным педагогом школы - Игонькиной Ириной Николаевной мы узнали, что за время работы нашей школы, то есть за пять лет уголовные преступления наши ученики не совершали, а административные проступки в 2022 году допустили 9 учащихся 8-11 классов. В основном это нарушение поведения в общественных местах и употребление алкогольной продукции. С целью профилактики правонарушений в этом году в школе организован и активно работает Правовой патруль.
С целью коррекции поведения детей, склонных к совершению правонарушений, в школе разработан план мероприятий по профилактике преступности, правонарушений и безнадзорности согласно Федерального Закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
С целью повышения уровня правовой грамотности среди учащихся в школе проводятся беседы по классам: «Твои права и твои обязанности», «Агрессивные формы поведения. Виды. Ответственность», «Твои права и твои обязанности», «Насилие. Не допустить беды», «Что значит быть ответственным за свои поступки», «Охрана прав несовершеннолетних», неделя правовых знаний.
Также я провела анкетирование в 10 классе, с целью получить объективное мнение о правонарушениях среди несовершеннолетних.
Заключение
Современное общество оказалось перед фактом катастрофически быстрого роста и коренных изменений структуры и характера преступности среди несовершеннолетних. Готово ли общество к таким переменам? Этот вопрос очень актуален так как данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Правонарушения несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению.
Подростковая преступность – «больная мозоль» современности. О ней много говорят, о ней много пишут, о ней много снимают телепередач, но большинство людей до сих пор не восприняли эту проблему всерьез. Конечно, тут можно много привести оправданий и они все по - своему будут правильными, но за это зло отвечаем все мы. Кто напрямую, а кто косвенно.
Конечно, говорить об искоренении преступности не приходится. Надо помнить одно: «Преступность победить невозможно, но не бороться с ней тоже нельзя!»
На примере нашей школы выявлена правовая неграмотность среди некоторых подростков, а значит, проблема подростковой преступности может проявиться в будущем. Чтобы уменьшить риск проявления проблемы были изучены причины подростковых правонарушений и предложены мероприятия, направленные на их профилактику.
В профилактике правонарушений большое место занимают правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов и потребностей, специфики различных подростковых и юношеских групп, повышение правовой грамотности населения. Так же следует принимать меры, направленные на сближение детей и их родителей, на повышение семейных ценностей, так как именно взрослые подают пример своим детям.
Таким образом, задачи, поставленные, в начале проекта выполнены, цель достигнута. Гипотеза доказана.
Мое исследование имеет практическую значимость. Материалы будут полезны для проведения уроков обществознания, классных часов и родительских собраний.
В заключении хотелось бы обратиться к словам философа, Станислава Ежи Лец, которая остается неизменной истиной по сей день: «Малолетние преступники не имеют гарантированного будущего, из них еще могут вырасти порядочные люди».
Список литературы и источников
https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/pravonarushenie-i-ego-vidy
https://determiner.ru/termin/prestuplenie.html
Финист - Ясный сокол
Что есть на свете красота?
Любили тебя без особых причин...
Осенняя паутина
Привередница