.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 664.48 КБ |
МОУ «Центр образования «Тавла» -
Средняя общеобразовательная школа №17»
Администрации г.о.Саранск
КОНКУРС УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ПРАВУ
«СЕГОДНЯ УЧЕНИК, ЗАВТРА ИЗБИРАТЕЛЬ»
Исследовательская работа:
«Муниципальные выборы
как институт демократии и развития гражданского общества»
Выполнила: Заречнева Алена
ученица 10Б класса
МОУ «ЦО «Тавла» - СОШ №17»
Руководитель: Кудрявцева С.Ю.
учитель истории и обществознания
Саранск-2021
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение | стр. 3 |
Глава 1. Понятие, содержание и нормативно-правовое обеспечение муниципальных выборов в Российской Федерации | стр.6 |
Глава 2. Роль муниципальных выборов в развитии общества | стр.13 |
Заключение | стр.17 |
Список использованной литературы | стр.19 |
Приложения | стр.21 |
Введение
Согласно Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется посредством муниципальных выборов и других форм прямого волеизъявления (ч. 1 ст. 130). Свободные муниципальные выборы являются высшей формой прямой демократии на территории муниципальных образований (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).
Местное самоуправление необходимо рассматривать как многогранное и многостороннее социальное явление. Опыт человечества свидетельствует, что не во все периоды развития государства решение повседневных вопросов на местах принимало форму самоорганизации. Современные принципы и формы местного самоуправления - результат сложного процесса поиска компромисса, согласования интересов общества в лице территориальных сообществ и государства.
Местное самоуправление – самостоятельный уровень публичной власти, в котором наиболее полно проявляется идея приближения власти к своему источнику, т.е. народу. Местное самоуправление является также одной из главных основ любого демократического строя. Именно на муниципальном уровне наиболее непосредственно реализуется право каждого участвовать в управлении делами – в данном случае, местными делами, местной жизни.
Задача местного самоуправления – обеспечивать одновременно эффективное и приближенное к населению управление местными делами. Муниципальные выборы, посредством которых формируются подотчетные и подконтрольные населению выборные органы местного самоуправления, являются необходимым элементом системы организации и функционирования местного самоуправления.
Актуальность выбранной темы обусловлена важностью органов местного самоуправления для любого жителя России. Именно эта система организации способна обеспечить населению возможность самостоятельно решать ряд вопросов местного значения исходя исключительно из интересов жителей муниципального образования.
Совершенствование основ местного самоуправления является одной из важнейших задач, поскольку существующие недостатки организации могут негативно отражаться на состоянии общества. Вместе с тем, недостатков у местного самоуправления не может не быть, поскольку наша страна находится в стадии накопления опыта по формированию данного института. Именно этим и подчеркивается актуальность изучения местных выборов.
Цель работы: определить роль муниципальных выборов в формировании института демократии.
Задачи:
Объект работы – муниципальные выборы.
Предмет – их значение в становлении гражданского общества и демократии.
Методы исследования:
- изучение научной литературы;
-изучение нормативно-правовой базы по теме;
-анкетирование старшеклассников;
-интервьюирование;
-анализ материалов.
Тема проведения муниципальных выборов в отечественной литературе раскрыта достаточно широко. Исследованиями в данной области занимались отечественные исследователи в области права, такие как Авакьян С.А., Гранкин И.В., Кутафин О.Е., Захаров И.В. и многие другие.
Теоретической базой работы стали нормативно-правовые акты Российской Федерации и акты Республики Мордовия.
Новизна работы заключается в том, что ней анализируются система формирования муниципальной публичной власти и место в ней муниципальных выборов. В работе показаны муниципальные выборы как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления, принципы их проведения и нормативно-правовое обеспечение.
Глава 1. Понятие, содержание и нормативно-правовое обеспечение муниципальных выборов в Российской Федерации
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, одной из форм осуществления народовластия, позволяющей населению, проживающему на локальной территории и объединенному общими интересами, самостоятельно и ответственно решать с использованием материальных и финансовых ресурсов определенный круг вопросов. Статья 12 Конституции Российской Федерации установила, что местное самоуправление самостоятельно и его органы не входят в систему органов государственной власти. Появление данной конституционной нормы положило, с одной стороны, начало формированию в России нового института власти, с другой стороны, поставило местное самоуправление в особое положение, не вписывающее его в общий государственный механизм.
Местное самоуправление, являясь одной из главных основ демократического строя, как обозначено в Европейской Хартии местного самоуправления, «обеспечивает соединение и взаимодействие прямой демократии с демократией представительной».
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется гражданами как непосредственно, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.
Принцип сочетания представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан гарантирует непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения, что призвано гарантировать равные права граждан на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, происхождения, языка, имущественного и должностного положения, убеждений и принадлежности к общественным объединениям. В ФЗ №131-ФЗ закреплены основные гарантии этого права, в котором отражается взаимное проникновение форм и институтов муниципальной демократии: прямой и представительной.
Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется путем проведения референдумов, выборов, при помощи иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Полномочия представительных органов местного самоуправления осуществляются сходами граждан лишь в некоторых, небольших по численности населения муниципальных образованиях. Так, например, ФЗ №131-ФЗ указывает, что в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.
Местные референдумы используются по большей части в случае изменения границ, территории муниципального образования, что происходит крайне редко.
Отзыв депутата, выборного должностного лица также не получил широкого распространения на местном уровне.
Таким образом, в большинстве муниципальных образований единственной формой непосредственной демократии, реально используемой и ориентированной на всех дееспособных жителей соответствующей территории, являются муниципальные выборы.
Муниципальные выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Муниципальные выборы – форма прямого волеизъявления жителей, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований.
В ч. 1 ст. 23 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уточняется, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Виды муниципальных выборов:
- основные (очередные) (истечение срока полномочий депутата или должностного лица);
- досрочные (досрочное прекращение полномочий выборных и должностных лиц);
- повторные (признание основных несостоявшимися, недействительными);
- дополнительные (в одномандатном избирательном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по данному округу).анин самоуправление
В юридической литературе выделяется ряд характерных черт выборов как одного из институтов, обеспечивающих функционирование местной публичной власти:
- выборы - один из основных и обязательных институтов прямой демократии, непосредственного вoлеизъявления населения и публичного принятия им кaдровых решений;
- выбoры выступают как часть и исходное начало представительного властвования жителей: по своей сути выборы есть связь представительных институтов и институтов прямой демократии;
- выборы позволяют гражданам непосредственно включаться в управление делами своих муниципальных образований, осуществлять принадлежащие им конституционные права и свободы;
- выбoры выступают одним из элементов структурирования гражданского общества, позвoляя выявить различные позиции, интересы, подхoды к выработке компрoмиссных решений.
Пoмимо фoрмирования выборных органов, избрания депутатов и выборных дoлжностных лиц местного самoуправления в хoде выбoров решаются и другие задачи. В частности, дается общественная oценка прoводимого органами местного самoуправления курса сoциально-эконoмического развития муниципального образования (смена местных лидеров мoжет свидетельствовать о негативном oтнoшении жителей к деятельности прежнего руководства); местным сoобществом фoрмируется кадровый резерв муниципальных рукoводителей, дается публичная oценка личных качеств и прoфессиональной деятельности лиц, претендующих на выборные должности, и предложенных ими программ и приoритетных направлений развития муниципального образования; oбеспечивается свoевременное реагирование на негативные тенденции в общественной жизни на территoрии муниципального oбразования.
B соответствии с федеральным законодательством муниципальные выбoры осуществляются на оснoве общих принципов избирательного права Рoссии. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равнoго и прямого избирательного права при тайном голосoвании. Выборы являются свободными и добровольными. Никто не вправе оказывать вoздействие на гражданина Рoссийской Федерации с целью принудить егo к участию или неучастию в выбoрах либo воспрепятствовать его свобoдному вoлеизъявлению. Муниципальные выбoры провoдятся открытo и гласнo.
Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет правo избирать (активное избирательное право), а по дoстижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, нo не моложе 21 года, - быть избранным (пассивное избирательное право) в органы местного самоуправления. Устанoвление максимального возраста кандидата не дoпускается. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свобoды по приговору суда.
Принцип равного избирательного права означает предоставление равных оснований участия в выборах граждан Российской Федерации. В ходе избирательной кампании никто не обладает какими-либо преимуществами по отношению к другим кандидатам или другим избирателям. Гражданин реализует свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Принцип прямого избирательного права означает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата непосредственно. В ходе муниципальных выборов напрямую, без каких-либо промежуточных этапов, осуществляется избрание лица на ту выборную должность, которая оказалась вакантной, а также избрание депутатов, членов выборного органа соответственно в тот представительный или выборный орган, который необходимо сформировать в ходе выборов.
Принцип тайного голосования означает, что в процессе голосования исключается возможность контроля за выбором гражданина. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации.
Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном действующим законодательством, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными на выборах, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
Нормативно-правовую базу муниципальных выборов составляют акты четырех уровней правового регулирования:
1) международного (Европейская хартия местного самоуправления, содержащая общие положения о выборности органов местного самоуправления);
2) федерального (Конституция России, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 23), Федеральный закон от 27 ноября 1996 г. № 142-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»);
3) регионального (субъектов Российской Федерации), регулирующих на основе федерального законодательства порядок организации и проведения муниципальных выборов: Закон Республики Мордовия «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Мордовия»;
4) муниципального (устав муниципального образования).
Oснову избирательного законодательства в Рoссийской Федерации составляют положения ст. 32 Конституции Российской Федерации. В частности, в соответствии с этой статьей право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на соответствующей территории и достигшему 18-летнего возраста. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Глава 2. Роль муниципальных выборов в развитии гражданского общества
В условиях современной демократии выборы – их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политические роли, как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных социальных групп.
По мнению М. В. Баглая, «местное самоуправление, хотя оно и не входит в систему органов государственной власти, по своей природе все же является частью публичной власти. Местное самоуправление действует в соответствии с конституциями и законами, а, следовательно, оно производно от государства». Если, основываясь на статье 12 Конституции РФ, считать органы местного самоуправления по своей природе полностью негосударственными структурами, отделенными от системы органов государственной власти, то их следует рассматривать в качестве институтов местного гражданского сообщества, наряду с общественными объединениями, добровольными обществами, территориальным общественным самоуправлением и другими формами самоорганизации населения. Однако природа муниципальной власти, источником которой является местное самоуправление, не дает оснований для подобного утверждения.
Местное самоуправление в силу статьи 3 Конституции РФ представляет собой разновидность организации публичной власти, поэтому его характеристики как формы осуществления публичной власти реализуются в единой системе российской государственности. Как справедливо отмечает С. А. Авакьян, «совершенно очевидно, что местное самоуправление является вариантом публичной власти, и в этом плане оно не может быть ни искусственно, ни как-либо еще отделено от государственной власти», и «не надо создавать себе и населению иллюзий, будто оно осуществляет местное самоуправление непосредственно, и только». Местное самоуправление, являясь формой народовластия, есть одновременно и государственно-правовой институт политической власти. Отсюда проистекают такие положения законодательства, как обязательное наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальном образовании, обязательность решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, и ответственность за их неисполнение.
Формирование гражданского общества в Российской Федерации во многом зависит от развитости институтов демократии, обеспечения реальной самостоятельности населения в решении местных вопросов. Еще в начале XX века Л. А. Велихов отмечал, что местное самоуправление развивает в гражданах самостоятельность, энергию, предприимчивость и ведет к высокому развитию общественных сил. Люди перестают ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя. Принимая участие в управлении, граждане готовы способствовать ему всеми силами, как своему собственному делу. Общественная жизнь, при наличии местного самоуправления, равномерно распределяется по всему государству, а не стягивается искусственно к центру, оставляя провинцию бессильной. Местное самоуправление является подготовительной школой для всех государственных деятелей высшего ранга, которые через него знакомятся с социальными вопросами не только кабинетным образом, то есть теоретически, но и посредством живой общественной практики.
С точки зрения академика В. С. Нерсесянца, «местное самоуправление является внутренне противоречивым и концептуально негосударственным с фактическим наделением его государственно-правовыми полномочиями».
Согласно ст. 25 Закона население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы МС, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
Таким образом, в этой статье говорится о новой для российской практики форме прямого волеизъявления граждан, которая не предусматривалась ни прежним законодательством о местных Советах, ни законами о местном самоуправлении. Речь в ней идет о праве населения на правотворческую инициативу. При этом право населения надо понимать, как право определенной группы граждан выступить с проектом нормативного акта по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления данного муниципального образования.
Согласно ст. 26 Закона граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам муниципального самоуправления.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.
Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
В п. 1 ст. 26 воспроизводителя право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, закрепленные в Конституции Российской Федерации (ст. ЗЗ). Кроме того, здесь указывается, что граждане вправе обращаться и к должностным лицам органов местного самоуправления. Это право является гарантией защиты других прав и интересов граждан и в то же время служит одной из форм их участия в делах местного самоуправления.
О значении органов местного самоуправления нам рассказала в своем интервью директор нашей школы, депутат Совета депутатов городского округа Саранск Лиманская Светлана Викторовна.
В частности, Светлана Викторовна сказала, что «выборы в органы местного самоуправления важнее не меньше, чем выборы в Государственную Думу. Дело в том, что Государственная Дума рассматривает более обширный спектр проблем, связанных с управлением государством. Вопросы на местах призвано решать местное самоуправление, которое занимается непосредственно проблемами муниципального образования: благоустройством улиц, домов, сносом аварийного жилья и т.д.»
Светлана Викторовна отметила, каким, по ее мнению должен быть депутат Совета депутатов городского округа Саранск: «Я думаю, что в первую очередь депутат должен обладать такими качествами как порядочность, профессиональность и компетентность. Также, депутат должен быть всесторонне развитым. В политике работают люди разных профессий и квалификаций. Все они занимаются непохожими друг на друга видами деятельности, однако все их решения должны быть направлены на благо народа».
В ходе написания работы нами проведен опрос «Какую роль играют муниципальные выборы в жизни населения». Опрос проводился среди старшеклассников, учителей и родителей нашей школы. Всего было опрошено 27 человек.
По анализу результатов можно сделать такие выводы: респонденты считают, что муниципальные органы активно решают проблемы граждан, большинство из которых удовлетворены деятельностью органов местного самоуправления, высоко оценивают работу муниципалитета по обеспечению безопасности горожан.
Таким образом, органы местно самоуправления помогают гражданам защищать свои права. Здесь хорошо прослеживается связь между выборами, работой органов самоуправления и способность граждан защищать свои права, формируя основы гражданского общества с самой первой ступени.
Заключение
Современное демократическое государство не может развиваться и успешно справляться со своими задачами без эффективно действующей системы местного самоуправления. Как сказано в преамбуле Европейской хартии: «Местное самоуправление - это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя»
Институт местного самоуправления играет значительную роль в процессе формирования гражданского общества, так как все гражданские права и массовые виды активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и в конечном итоге реализуются в местных сообществах, образующих базу гражданского общества.
Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности - соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового государства, высшая ценность которого - человек, его права и свободы.
Местное самоуправление является важнейшим элементом организации публичной власти. Его специфика заключается в двойственной природе: политической и общественной. С одной стороны, органы самоуправления объединены в единую систему управления страной, они имеют действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, могут самостоятельно формировать бюджет, устанавливать и собирать налоги. С другой стороны, местное самоуправление является важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ.
Все это позволяет сделать вывод о том, что в структуру такого институционального компонента местного гражданского сообщества, как его общественно-политическая организация, не должны включаться органы и должностные лица местного самоуправления, являющиеся элементом системы органов государственного управления обществом. Вместе с тем, местное самоуправление как определенный социальный институт является особой, специфической частью в механизме государственного устройства и не входит полностью в систему государственного управления, поскольку обладает многими качествами, свойственными общественному управлению, институтам гражданского общества.
Самоуправление является правом, а не обязанностью граждан, социальной ценностью гражданского общества и ресурсом развития, а не низшей ступенькой управления.
В свою очередь, самоуправление опирается на инициативу и добровольное гражданское участие, которые можно только поддерживать (а не навязывать), создавая условия для его воспроизводства и развития. Самоуправление основывается на информированном согласии граждан в отношении политики, проводимой властями (в том числе и в отношении прав на самоуправление).
Список использованной литературы
Приложение 1
Вопрос 1. Знаете ли вы, что 19.09.2021 в Саранске проводились выборы в Совет депутатов городского округа Саранск?
Вопрос 2. Какую роль, по вашему мнению, в политической жизни городского округа Саранска играет молодёжь?
Вопрос 3. Удовлетворены ли Вы деятельностью руководителей органов местного самоуправления в 2021 году?
Вопрос 4. Как Вы оцениваете деятельность органов исполнительной власти города по обеспечению безопасности граждан?
Вопрос 5. Оцените, пожалуйста, насколько ответственно и добросовестно различные общественные организации способствуют развитию городского округа Саранск? (выберите один ответ по каждой строке)
Вопрос 6. Что нужно сделать в первую очередь, чтобы улучшить жизнь в нашем муниципальном образовании и регионе в целом? (выберите не более трех ответов)
Приложение 2.
Проведение анкетирования в 10б классе
Интервью с директором школы,
депутатом Совета депутатов городского округа Саранск
Лиманской С.В.
Ночная стрельба
Денис-изобретатель (отрывок)
Мать-и-мачеха
Что есть на свете красота?
Злая мать и добрая тётя