Имя Веры Тимановой столетие назад сверкало на российской и европейской сценах. Гениальной пианисткой, звездою первой величины называли ее Ференц Лист и Антон Рубинштейн; ее игрою, тонким пониманием музыки и умением передать все нюансы композиторского замысла восхищались Петр Чайковский и Александр Бородин, знаменитый польский пианист Карл Таузиг и известный оперный дирижер Эдуард Направник. Удивительно, но мало кто знает имя этой знаменитой женщины конца XIX – начала XX вв. А ведь она, уроженка нашего города Уфы, 450-летний юбилей которого, мы будем отмечать в этом году. Поэтому, актуальность нашего исследования заключается в том, что нашему поколению необходимо знать историю нашей столицы через биографию ее знаменитых людей, чтобы гордость за прошлое и пример служения Отечеству, стали основой для достижений в ХХI веке.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_fayzullinoy_m.r.docx | 32.15 КБ |
УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ АРХИВОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкирская республиканская гимназия-интернат №1 имени Рами Гарипова
Республиканский генеалогический конкурс научно – исследовательских работ «Моё шежере»
Номинация: «Уроженцы Уфы-выдающиеся личности России»
Т ЕМ А Р А Б О Т Ы
«Вера Викторовна Тиманова - великая русская пианистка»
Подготовила: Файзуллина Мадина Рафаэлевна учащаяся 8 «Г» класса ГБОУ БРГИ №1 им. Рами Гарипова РБ, г. Уфа, ул. Российская, д.88. | |
Руководитель: Хамидуллина Чулпан Рафимовна кандидат исторических наук, учитель высшей категории ГБОУ БРГИ №1 им. Рами Гарипова РБ, г. Уфа, ул. Российская, д.88 |
Уфа -2024
Оглавление
Введение................................................................................................................. 2
1. Уфимское детство Веры Тимановой ......................................................... 4
2. И.Ф. Базилевский в судьбе В.В. Тимановой............................................... 6
3. Последние годы жизни великой русской пианистки................................ 9
4. Заключение…………….................................................................................. 11
Список источников и литературы………………………………………….. 12
Введение
Имя Веры Тимановой столетие назад сверкало на российской и европейской сценах. Гениальной пианисткой, звездою первой величины называли ее Ференц Лист и Антон Рубинштейн; ее игрою, тонким пониманием музыки и умением передать все нюансы композиторского замысла восхищались Петр Чайковский и Александр Бородин, знаменитый польский пианист Карл Таузиг и известный оперный дирижер Эдуард Направник. Удивительно, но мало кто знает имя этой знаменитой женщины конца XIX – начала XX вв. А ведь она, уроженка нашего города Уфы, 450-летний юбилей которого, мы будем отмечать в этом году. Поэтому, актуальность нашего исследования заключается в том, что нашему поколению необходимо знать историю нашей столицы через биографию ее знаменитых людей, чтобы гордость за прошлое и пример служения Отечеству, стали основой для достижений в ХХI веке.
Цель исследования: рассмотреть историю уникальной судьбы великой русской пианистки - В. В. Тимановой.
При этом ставятся следующие задачи:
- изучить детский период В.В.Тимановой
- раскрыть роль мецената И. Ф. Базилевского в становлении карьеры В. В. Тимановой
- проанализировать причины забвения великого таланта.
Объектом исследования: является биография Веры Тимановой
Предметом исследования: основные этапы жизни знаменитой уфимки, а именно, детство, образование за границей, период славы и последние годы жизни.
В ходе исследования, нами были использованы в основном электронные источники: справочные статьи википедии, музыкальной энциклопедии, воспоминания великих композиторов в небольших научных статьях, а также специальная научная публикация посвященная В.В.Тимановой на сайте: архивы Санкт-Петербурга.[1-5] Некоторые интересные факты из истории города и ее жителей 19 века были взяты из краткой истории Уфы под названием: «Город над Белой рекой». [6] Опирались на принцип историзма и объективности.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы работы могут использоваться для выступления на классных часах и при составлении экскурсий по городу Уфа.
_____________________________
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Тиманова Вера Викторовна
2.https://dzen.ru/a/X3HTGzf25j9WltWt - Пианистка, которой восхищался Чайковский
3. https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/zabytaya-pianistka- Забытая пианистка
4. pochemu-vera-timanova-umerla-v-nishchete/-
5. https://spbarchives.ru/conferences1/-/asset_publisher/5ZJo/content/id/12288 - Великая русская пианистка Вера Викторовна Тиманова
6. Синенко С.Г. Город над Белой рекой: Крат. история Уфы в очерках и зарисовках, 1574-2000 / Сергей Синенко. - Уфа : Башкортостан, 2002
Вера Викторовна родилась в Уфе в семье коллежского асессора, вице-губернатора Оренбургской губернии 18 февраля 1855 г. Отец будущей знаменитости умер рано – от чахотки, оставив пятилетнюю дочь и трех ее младших сестер на попечении матери. Жизнь небогатой дворянской семьи в родовом поместье в деревне Подымалово, в 20 верстах от Уфы, не предвещала больших перспектив. Путь в искусство для Веры начался с получения домашнего музыкального образования, ее первым учителем стала пианистка А.Игнатович. Педагог сумел направить замеченный матерью талант девочки в нужное русло. Очень скоро Вере, по всеобщему признанию, был нужен уже более опытный учитель. Им стал композитор и дирижер Людвиг Новицкий, автор известного в то время учебного пособия «Полная теоретико-практическая школа или руководство к достижению правильной и основательной игры на фортепиано, почерпнутая из многих известных сочинений, в 100 уроках». Обучение Веры под руководством сосланного за политическое вольнодумство в Уфу поляка продолжалось три года. [7]
Первый концерт Веры прошел в Уфе 21 января 1865 года, когда ей было 10 лет. В своей автобиографической записке Вера Викторовна пишет: «В Уфе был очень хороший преподаватель, у которого я занималась три года… Десяти лет состоялся мой первый концерт, объявление о нем произвело в городе целую сенсацию. Билеты раскупались нарасхват, и я заработала мою первую тысячу рублей. Играла концерт Моцарта с оркестром и несколько пьес одна. Успех был полный». Затем были концерты в Казане и Симбирске. Новицкий настоял, чтобы девочку показали более опытному педагогу. В сентябре этого же года Вера выступила в Петербургской консерватории в присутствии директора г-на Рубинштейна, который письменно заявил, что метода игры девицы Тимановой чрезвычайно хороша и что она подает большие надежды на будущее. В январе 1866 года Вера поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию, но проучилась она там только полгода. По семейным обстоятельствам она вернулась в Уфу. В 1867 году Новицкий настоял на том, что бы она вернулась в Санкт- Петербург. Рубинштейн принял горячее участие в судьбе одаренной девочки. По его рекомендации 13-летнию Веру принял в число своих учеников выдающийся польский пианист Карл Таузинг. В его Высшей музыкальной школе в Берлине Вера занималась около трех лет. Уфимский меценат Федор Базилевский стал вторым человеком, сыгравшим заметную роль в судьбе Веры Тимановой. Потомственный золотопромышленник обратил внимание на положительный отзыв Антона Рубенштейна. В одном из писем Тиманова пишет: (около 80 писем Тимановой, написанных в 1885-1925 годах хранятся в Москве в Государственном музее музыкальной культуры им. М. Глинки в фонде А.В. Жиркевича) ... «Если бы блестящая аттестация моих способностей, данная Рубинштейном не заинтересовала Базилевского, я, может быть, пропала для искусства: Рубинштейн направил мои первые музыкальные шаги и я боготворю его память…». [8]
__________________________
7.https://ru.wikipedia.org/wiki/Тиманова Вера Викторовна
8.https://spbarchives.ru/conferences1/-/asset_publisher/5ZJo/content/id/12288 - Великая русская пианистка Вера Тиманова
В зените своей славы Вера Тиманова снова вспоминает о земляке - Уфимском меценате Иване Федоровиче Базилевском, которому как и Рубинштейну, была признательна за участие в ее судьбе: «Еще пяти лет от роду я потеряла отца, вице-губернатора в Уфе. Мать осталась вдовой, имея на руках четырех малышей и почти без средств. Если бы не случайная поддержка богача И.Ф. Базилевского, я не видела бы ни консерватории, ни заграницы». В начале своего сообщения я говорила о списке уфимцев, прославившихся на всю Россию. В этот список вошел и меценат Иван Федорович Базилевский. Как отмечал Новиков в «Сборнике материалов для истории Уфимского дворянства»: «Известный своей благотворительностью действительный статский советник Иван Федорович Базилевский принадлежал тоже к дворянам Уфимской губернии. В городе Уфе нет ни одного благотворительного учреждения, в котором бы г. Базилевский не принимал участия, содействуя своими щедрыми вкладами упрочению и увеличению средств заведения или благотворительного общества». Иван Федорович Базилевский (1791-1876) пожертвовал на постройку первого театра в Уфе 12 тыс. рублей. Первый театр в Уфе был построен не казною, а усердием Софьи Александровны Аксаковой на пожертвования частных лиц. (Волков- Кривуша). Он вносил пожертвования для Уфимской Мариинской женской гимназии, для пансиона при этой гимназии, построил ряд сельских школ, церквей, построил детский приют в Уфе и многое другое. В Российском государственном историческом архиве (С.П.) хранится личный фонд (Ф.891) «Базилевские, золотопромышленники Восточной Сибири», куда вошли документы младшего брата Ивана Федоровича, Виктора Федоровича Базилевского (1801-1879), и его сына Ивана Викторовича (1848-1909). Виктор Федорович являлся главным пайщиком золотопромышленных компаний Базилевского, Малевинского и К. в Восточной Сибири, в Енисейской губернии. Происхождение богатства уфимского мецената Ивана Федоровича тоже связано с золотом в Тобольской губернии. Разбогатев он переехал из Уфы в Санкт-Петербург.[9]
На средства мецената Вера едет обучаться в северную столицу, где занимается у П. Петерсона в Петербургской консерватории. Далее Тиманова учится в Школе высшей фортепианной игры выдающегося пианиста своего времени Карла Таузига в Берлине. При этом является единственной из всей школы, кому этот строгий учитель позволял выступать с концертами. В 1870 году Вера закончила занятия у Таузинга, вернулась в Санкт-Петербург и продолжала заниматься, теперь у Антона Рубинштейна, они подготовили несколько концертных программ. Закончив занятия, Антон Григорьевич вручил Тимановой письмо - рекомендацию к известному французскому дирижеру и организатору популярных концертов в Париже Жану Этьену Паделу: «Посылаю Вам блестящую (бриллиантисимус) пианистку»,- говорилось в той рекомендации. И начинается концертная деятельность Веры Тимановой. Она покорила Берлин, Лондон, Париж, всегда ее концерты заканчивались шумными овациями. В 1873 году завоевав славу и признание за рубежом, 18-летняя Вера приехала в Россию. Ее дарование с первых же концертов было отмечено русскими музыкантами. Одним из первых откликнулся на выступления юной пианистки Петр Ильич Чайковский – с 1872 по 1875 год он был музыкальным обозревателем московской газеты «Русские ведомости». В одной из статей он пишет «Или я сильно ошибаюсь, или г-же Тимановой предстоит завидная будущность… эта юная пианистка делает успехи не по дням, а по часам; она поразила меня так же, как и всю публику, ловким, пылким, блестящим исполнением».[10]
В 1884 году Тиманова едет в Веймаер, где жил великий венгерский композитор и король пианистов Ференц Лист. Дом Листа был своего рода международной консерваторией, куда стремились пианисты всех стран. Лист сразу оценил блестящее дарование юной пианистки из России. Лист писал про нее: «Вам везде рады, милая Вера, а в особенности в Веймаре, который ваше присутствие украшает и восхищает».
Прослушав, как молодая пианистка исполняет одну из его рапсодий, Лист произнес: «Если вы так сыграете на концерте, то какие бы овации вам ни делали, все это будет меньше, чем вы заслуживаете». Вскоре Вера стала его любимой ученицей. Занятия у Листа продолжались по 1886 год. Затем началась интенсивная концертная деятельность. Она играла с шумным успехом во всех странах Европы. Совершила турне по Турции, трижды была в Америке. На отдых Тиманова всегда возвращалась в Россию. 21 февраля 1895 года в Петербурге состоялся концерт В. В.Тимановой, в которым участвовал Ф.И.Шаляпин. В 1890 году Шаляпин работал в Уфимской губернской земской управе и в Уфе состоялся его сольный дебют в опере С.Манюшко «Галька» Не забывала Вера и город своего детства, приезжала с концертами. Последний ее концерт в Уфе состоялся в 1896 году. После очередного концерта в Уфе газета «Уфимские губернские новости» писала: «Шумные, продолжительные и задушевные вызовы и аплодисменты были наградой нашей дорогой гостье, уфимской уроженке, которая оставила в сердцах уфимцев, любящих и ценящих высокую музыку, светлую, отрадную и благодарную память».[11]
______________________
9.http://mirpeterburga.ru/news/Zabytayapianistka/- Забытая пианистка
10.https://vechufa.ru/culture/28878-ona-s-lista-igrala-lista.html- Она с листа играла Листа
11.https://rampa-rb.com/articles/zvuki-muzyki/2023-09-02/velikaya-timanova-vozvraschenie-3416575- Великая Тиманова
В 1907 году Вера Викторовна Тиманова в возрасте 52 лет прекратила концертную деятельность за рубежом и окончательно вернулась в Россию. Она поселилась с младшей сестрой Марией Викторовной в Санкт - Петербурге и стала заниматься педагогической деятельностью, изредка выступая в концертах.
В Петрограде Тиманова встретила Октябрьскую революцию 1917 года. Все было перечеркнуто – однажды и навсегда. Величайшая слава сменилась почти полным забвением. Ее имя знали разве что узкие специалисты.
Новая власть отобрала все накопления, отказалась вернуть даже подарки от частных лиц, хранившиеся в банке. Выдающаяся пианистка, которой рукоплескала вся Европа, столкнулась с бедностью и нуждой. Чтобы выжить, пришлось продать вещи, ноты и даже рояль. Но самое главное – разрушились вековые ценности культурной столицы страны, Тиманова впервые стала чувствовать свою ненужность. 9 ноября 1917 года в письме литератору А.В.Жиркевичу она пишет: «… часто завидовала Вам, что вы далеко от нашего предательского Петрограда и не переживаете всего, что переживаем мы. Кажется беспорядки и у Вас были, но вряд ли есть такой произвол, как здесь… Все петроградцы стали ужасно худые, на мне все висит, как на гвозде, и я так от всего устала.». В 13 октября 1924 года она пишет: «… уезжать куда-нибудь в бывшей России и дорого и в дороге обворуют; смотреть на разрушение всего. Что создано Богом и человеческим знанием и талантом, душа болит…».
В 1926 году по ходатайству Ленинградской консерватории Тимановой была назначена персональная пенсия в 50 рублей, но денег не хватало, подводило здоровье, отказала правая нога, она могла с трудом передвигаться только по квартире. Но в 1937 году она последней раз выступила на музыкальном вечере, посвященном памяти ее учителя - гениального русского пианиста Антона Григорьевича Рубинштейна. Вере Викторовне было 82 года.
Когда началась Великая Отечественная война и Ленинград оказался в блокаде, Вера Викторовна отказалась эвакуироваться. «Я фаталистка, верю, что свыше нам назначено», писала она 13 декабря 1941 года известному музыкальному деятелю А.В. Оссовскому. Вера Викторовна не смогла пережить блокаду. 20 февраля 1942 года она умерла в своей квартире на Некрасова,38, в возрасте 87 лет. Похоронена она на Пискаревском кладбище в братской могиле №23. [12]
_____________________
12.https://m.ok.ru/proslushiv/topic/151181348215595- Русская пианистка Вера Викторовна Тиманова
Заключение.
Имя великой русской пианистки Веры Викторовны Тимановой стоит в одном ряду великих уроженцев столицы Башкортостана прославившихся на весь мир, таких как классик русской литературы С.Т.Аксаков, русский историк П.П.Пекарский, министр внутренних дел России (1868-1897 гг) А.Е.Тимашев, художник М.И.Нестерев, композитор А.Верстовский.
Любовь к музыке, дар от природы, ценящее искусство окружение и меценаты, стремление к совершенству и трудолюбие сделали из маленькой провинциальной девочки Звезду мирового масштаба! Её гастроли проходили с успехом во многих странах мира – в Англии, в Австрии, в Германии, в Турции и во Франции. В её жизни было всё! И в самые трудные годы для страны, Вера Викторовна проявила стойкость характера и до последнего дня своей жизни оставалась в суровом блокадном Ленинграде. История Веры Тимановой вдохновляет и мотивирует на саморазвитие. Вызывает чувство гордости за историю нашего города, за людей, которые друг другу помогали! Только, знающие свою историю люди, будут развивать и улучшать наш мир!
Список источников и литературы
Литература:
1. Сергей Синенко Германович. Город над Белой рекой: Крат. история Уфы в очерках и зарисовках, 1574-2000 / Сергей Синенко. - Уфа : Башкортостан, 2002 (Тип. Гос. респ. изд-во Башкортостан). - 183 с.
Электронные ресурсы:
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Тиманова Вера Викторовна
2.https://dzen.ru/a/X3HTGzf25j9WltWt - Пианистка, которой восхищался Чайковский
3. https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/zabytaya-pianistka- Забытая пианистка
4. pochemu-vera-timanova-umerla-v-nishchete/- Вера Тиманова
5. https://spbarchives.ru/conferences1/-/asset_publisher/5ZJo/content/id/12288 - Великая русская пианистка Вера Викторовна Тиманова
8.http://mirpeterburga.ru/news/Zabytayapianistka/- Забытая пианистка
9.https://vechufa.ru/culture/28878-ona-s-lista-igrala-lista.html- Она с листа играла Листа
10.https://rampa-rb.com/articles/zvuki-muzyki/2023-09-02/velikaya-timanova-vozvraschenie-3416575- Великая Тиманова
11.https://m.ok.ru/proslushiv/topic/151181348215595- Русская пианистка Вера Викторовна Тиманова.
Лавовая лампа
Серебряное копытце
Рисуем тыкву
О путнике
Заяц-хваста