Исследовательская работа обучающегося объединения "Юный водитель" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района на тему «Шумо- и виброизоляция автомобиля».
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества Московского района
Санкт-Петербурга
ИУЦ «Автоград»
Исследовательская работа
«Шумо- и виброизоляция автомобиля»
Автор: Соловьев Денис
Руководитель: Славная А.Я.
Санкт-Петербург
2024
Оглавление
1. Шум от колебаний на подвеске 4
2. Шум топливоподающей аппаратуры. 5
4. Пассивные способы снижения шума 6
5. Примеры обработки автомобилей вибро и шумо-изоляционными материалами. 8
Актуальность
С тех пор как появился автомобиль, люди ищут способ избавиться от присущего ему шума, ставшего неотъемлемой чертой нашего времени. Вот и мы с братом подумали, а что есть автомобиль без шума.
Цель:
Найти наиболее эффективные и доступные способы снижения шума, без серьезных инженерных вмешательств, требующих полного переоборудования автомобиля.
Задачи:
Этапы проектно-исследовательской деятельности:
Что такое шум?
Несомненно, приятно, что на рёв вашего двигателя обращают внимание те, кто не едет, но гораздо приятнее, когда в салоне можно, негромко разговаривая с пассажиром, наслаждаться хорошей музыкой. Когда в машине ничего не скрипит и не действует на нервы, поездка превращается в приятное, успокаивающее душу времяпрепровождение.
Шум — беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. Первоначально слово шум относилось исключительно к звуковым колебаниям, однако в современной науке оно было распространено и на другие виды колебаний (радио-, электричество).
А что если устранить, ну или хотя бы снизить показатели шума. Попробуем взглянуть на решение этой проблемы с разных сторон и предложим своё решение.
Источниками колебаний на подвеске являются:
Шум, вызываемый колебаниями на подвеске, наиболее интенсивно проявляется на низких частотах.
Мероприятия по сдерживанию роста интенсивности шума от колебаний ДВС на подвеске сопряжены со значительными трудностями по следующим причинам:
колебаний самого двигателя снижается, но при этом общий шум всего транспортного средства может возрасти за счёт увеличения передачи на него вибраций от ДВС.
Основные источники шума топливной аппаратуры проявляются:
Источниками шума при завершении впрыскивания являются:
Практика совершенствования двигателей автомобилей с целью соответствия их требованиям, ограничивающим их акустическое излучение, предполагает работу по двум принципиально разных направлениям:
рационализацией ДВС;
Первое направление реализуется в основном:
Капсулирование двигателя даѐт наибольший акустический эффект. Лучшие конструкции звукоизолирующих капсул ДВС позволяют снизить уровни звука на 8…10 дБ А.
Моторные капсулы – достаточно сложные инженерные сооружения. Они помимо основной функции – звукоизоляции ДВС – должны обеспечивать:
Отрицательные проблемы при применении капсул в ДВС:
В конструкции капсул используются специальные материалы с высокими звукоизолирующими и звукопоглощающими свойствами. В настоящее время конструкции капсул изготавливают из полимерных материалов, имеющих:
Они увеличивают стоимость автомобиля среднего класса на 5…8%.
Как работает активная система подавления шума в автомобиле?
Принцип работы системы был изобретён давно, но технологически изготовить достойное и доступное устройство для автомобиля долгие годы не удавалось. Лучшие результаты достигаются комплексным подходом к решению задачи.
Часть шумового давления устраняется пассивной защитой. Корпус автомобиля обрабатывается эластичным составом, который напыляется специальным оборудованием и кроме снижения уровня шума средство обладает и антикоррозийными свойствами.
Но звук двигателя, вибрацию шин от соприкосновения с дорогой такие методы не устраняют. Вот тогда конструктора и обратили внимание на способы борьбы с шумом в авиации, мореплавании и даже в космонавтике. Как это ни парадоксально звучит, но шум подавляется звуком динамиков. Дело в том, что встроенные микрофоны передают сигнал электронному устройству, которое генерирует ответный сигнал. С той лишь разницей, что частота звуков обратная. Наложение сигнала в противофазе гасит основной источник шума. Правда, динамики в системе специальные. Аудиоустройства самого автомобиля не используются. Технология, разработанная для автомобилей, получила название ANC (Active Noise Control).
Шумоизоляция дверей:
Шумоизоляция салона:
Шумоизоляция колесных арок:
Вывод
На данный момент все способы снижения шума, либо дорогостоящие, либо требуют профессиональной инженерской доработке, а также увеличивают потребление топлива.
Разработки
Составляющие нашего изобретения ранее встречались, но лишь по отдельности. Попробуем соединить их вместе.
Первый этап требует небольшой инженерной доработки и владение авто-слесарными навыками.
Прежде чем предпринимать какие-либо другие меры, необходимо спроектировать антивибрационный фундамент. Это значит, что двигатель и генератор нам нужно установить на общей вспомогательной раме так, чтобы они не могли смещаться один относительно другого в результате действующих между ними моментов. Затем следует установить раму на шести или восьми упругих амортизаторах, выполненных в виде пружин, либо резиновых прокладок или элементов с резиновыми прокладками, работающими на сдвиг. Эти амортизаторы должны обладать податливостью в вертикальном и горизонтальном направлениях, достаточной для подавления самых низких вынуждающих частот, причем некоторые из шести типов колебаний генератора могут оказаться связанными.
Затем провести частичное капсулирование двигателя (капот и колёсных арок). Шумоизоляция салона так же снизит уровень шума, и сделает поездку гораздо горазда приятнее, а еще и защитит вас от утомления и головной боли.(вождение в утомлённом состоянии запрещено!)
1. Алексеев, И.В. Основы теории поршневых двигателей внут-
реннего сгорания с пониженными уровнями акустического излучения:
дис. … д-ра техн. наук / И.В. Алексеев. – М.: МАДИ (ГТУ). – М., 1986.
2. Алексеев, И.В. Акустически идеальные циклы поршневых
ДВС/ И.В. Алексеев // Двигателестроение. – М.: Машиностроение,
1983.
3. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих
процессов: учебник / В.Н. Луканин, К.А. Морозов, А.С. Хачиян [и др.];
под ред. В.Н. Луканина и М.Г. Шатрова. – 4-е изд.
4. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 2. Динамика и
конструирование: учебник / В.Н. Луканин, И.В. Алексеев, М.Г. Шатров
[и др.]; под ред. В.Н. Луканина и М.Г. Шатрова. – 4-е изд., испр.
Интернет источники:
Слайд 1
Шумо - и виброизоляция автомобиля Автор: Соловьев Денис Руководитель : Славная А.Я.Слайд 2
Актуальность
Слайд 3
Цель: Найти наиболее эффективные и доступные способы снижения шума, без серьезных инженерных вмешательств, требующих полного переоборудования автомобиля. Задачи: Рассмотреть наиболее шумные места в автомобиле и способы их снижения Рассмотреть примеры шумоизоляции Представить свои разработки
Слайд 4
Шум от колебаний на подвеске
Слайд 5
Шум топливоподающей аппаратуры
Слайд 6
Пассивные способы снижения шума
Слайд 7
Активные способы снижения шума
Слайд 8
Разработки
Слайд 10
Пример антивибрационной прокладки
Слайд 11
Вывод На данный момент все способы снижения шума, либо дорогостоящие, либо требуют профессиональной инженерской доработке, а также увеличивают потребление топлива.
Твёрдое - мягкое
Развешиваем детские рисунки дома
Сказка "Колосок"
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Хитрый коврик