К сожалению, о Хамиде Музафаровиче имеются только публикации официального характера с биографическими данными и краткое описание научного вклада в сборнике его избранных работ, а также газетные и журнальные статьи. В основном они принадлежат перу Валентины Гудковой (Валентина Гудкова-Ламберова в 1950–1981 годах работала литературным сотрудником, с 1961 года — заведующей отделом науки, вузов и школ газеты «Советская Татария» – прим. ред.). И еще, аспирант Х.М.Муштари, член-корреспондент РАН, академик АН Республики Башкортостан, Ильгамов Марат Аксанович, написал книгу «Профессор Х.М. Муштари» (М.: Наука. Физматлит, 2001. 192 с.). В ней он описал жизненный путь и научную деятельность своего учителя, профессора Х.М.Муштари (1900-1981). Также снят короткометражный документальный фильм на татарском языке "Хамид Муштари", выпущенный в 2022 году Институтом татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан. И.А. Гилязов - автор идеи, сценарист и ведущий. Больше никакого развернутого описания его жизни и научной деятельности Хамида Музафаровича нет.
XVIII ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДОСТИЖЕНИЙ
ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ
«НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ»
_______________________________________________________
Секция: Физика
Тема: «Хамид Муштари - педагог и наставник или ученый - физик?»
Авторы: Вафина Элина Руслановна, Калеева Карина Евгеньевна,
ученицы 9Э2 класса
Научный руководитель: Зиннурова Лилия Данировна, учитель математики высшей квалификационной категории, «Педагог – наставник»
Место выполнения работы: МБОУ «Лицей №83 - Центр образования»
Приволжского района г. Казани Республики Татарстан
2023-2024
Оглавление
Введение
«Х.М. Муштари был выдающимся специалистом в области теории оболочек.
Был главой крупной механической школы в Казани,
объединившей многих талантливых ученых,
которые имеют уже собственные научные школы.
Его ученики представляют собой редкостное объединение
ярких и взаимно связанных ученых...
В этом огромное счастье и неоценимая заслуга Х.М. Муштари».
Чл.-корр. РАН Э.И. Григолюк; 10.02.2001, Москва.
Цель исследования: популяризировать знания о жизни, общественной деятельности и научных открытиях выдающегося ученого Татарстана.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1.Собрать, изучить и систематизировать материал о Хамиде Музафаровиче Муштари, воспользовавшись различными источниками информации;
2. Провести исследование педагогической деятельности Муштари;
3. Провести исследование научной деятельности Хамида Муштари;
4. Провести опрос руководителей музеев высших учебных заведений, учителей и учащихся 9 классов Лицея 83 по вопросу: «Хамид Муштари - педагог и наставник или ученый - физик?»
5. Проанализировать результаты исследований.
Объект исследования: Хамид Музафарович Муштари
Предмет исследования: жизнь, общественная деятельность и научные открытия выдающегося ученого Татарстана.
Метод исследования: исследование по вторичным источникам – умозрительное заключение, обзор и глубокий анализ литературы; опрос.
Гипотеза: Хамид Муштари – и педагог-наставник и ученый-физик
Практическая значимость результатов: выпуск виртуального журнала для педагогов и учащихся школ.
Анализ и обзор существующей информации по исследуемому вопросу.
К сожалению, о Хамиде Музафаровиче имеются только публикации официального характера с биографическими данными и краткое описание научного вклада в сборнике его избранных работ, а также газетные и журнальные статьи. В основном они принадлежат перу Валентины Гудковой (Валентина Гудкова-Ламберова в 1950–1981 годах работала литературным сотрудником, с 1961 года — заведующей отделом науки, вузов и школ газеты «Советская Татария» – прим. ред.). И еще, аспирант Х.М.Муштари, член-корреспондент РАН, академик АН Республики Башкортостан, Ильгамов Марат Аксанович, написал книгу «Профессор Х.М. Муштари» (М.: Наука. Физматлит, 2001. 192 с.). В ней он описал жизненный путь и научную деятельность своего учителя, профессора Х.М.Муштари (1900-1981). Также снят короткометражный документальный фильм на татарском языке "Хамид Муштари", выпущенный в 2022 году Институтом татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан. И.А. Гилязов - автор идеи, сценарист и ведущий. Больше никакого развернутого описания его жизни и научной деятельности Хамида Музафаровича нет.
Актуальность.
В 2025 году исполняется 125 лет со дня рождения выдающемуся доктору физико–математических наук, заслуженному деятелю науки и техники РСФСР и ТАССР, профессору Хамиду Музафаровичу Муштари. Заслуги Х.М.Муштари отмечены орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", медалями. В 1990 году, Решением бюро Федерации космонавтики СССР, за вклад в создание ракетно-космической техники, Муштари Хамид Музафарович был посмертно награждён Медалью имени С.П. Королёва.
В 1993 г. Академия наук РТ учредила премию им. Х.М.Муштари, которая присуждается раз в три года за выдающийся вклад в области математики, механики и машиностроения. Именем Хамида Муштари названа улица Казани. В фойе здания Физико-технического института Казанского научного центра РАН установлена мемориальная доска.
2023 год Указом Президента России Владимира Путина был объявлен Годом педагога и наставника. Миссией было признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога», — говорил президент.
14 сентября 2023 года Раис РТ Рустам Минниханов в своем послании Госсовету республики объявил 2024 год в Татарстане Годом научно-технологического развития. «Понимая важность роли науки и инноваций в реализации стоящих перед нами задач, в рамках Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации, 300-летия российской науки, следующий год в Республике Татарстан объявляю Годом научно-технологического развития», – сказал глава региона.
Имя Хамида Музаффаровича Муштари известно не только научной интеллигенции, но и широкой общественности. Но не каждый знаком с личностью татарского учёного Хамида Муштари. Все меньше остается людей, которые работали и общались с ним. Мы попытаемся рассказать подробнее об этом большом ученом и прекрасном человеке. Давайте поподробнее остановимся на биографии, педагогической и научной деятельности этого выдающегося человека.
Основная часть.
Биография.
Хамид Музафарович Муштари родился 22 июля 1900 года в Оренбурге.
О семье Х.М. Муштари:
Отец - Муштари Музафар Тазетдинович, учитель русского языка и литературы родился в семье указного муллы, служившего в деревне Болын-Балыкчы Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне - Тетюшский район Республики Татарстан). До 1917 года Музафар Тазетдинович работал в Оренбурге, Сызрани, Астрахани, в деревнях, был организатором более 30-ти школ в местах проживания татар, во многих из них был директором. Некоторое время жил в Турции, где преподавал русский язык. В 1928 году, Президиумом Всесоюзного Центрального исполнительного комитета СССР, Муштари Музафару Тазетдиновичу было присвоено звание Героя Труда.
Мать - Хасеева Гирфатжан Биктемировна оказывала большую помощь мужу в работе, преподавала грамоту девочкам.
В семье было четыре дочери, Хамид был пятым ребёнком, его имя в переводе означает «славный». Редкая фамилия Муштари, также арабского происхождения, означает «посредник», «компаньон». Ее связывают также с названием планеты Юпитер. Имена и фамилия пришли в наши края вместе с исламом.
Фото из книги Марата Ильгамова «Профессор Х.М. Муштари».
Из-за частых переездов семьи Муштариевых Хамид учился в разных учебных заведениях, но основным местом его учебы была Казань. В 1918 году он окончил Казанскую мужскую вторую гимназию с золотой медалью, где всегда отмечали успехи Муштари и его блестящие способности к точным наукам. После чего Хамид поступил на Физико-математический факультет Казанского университета (ныне - Казанского (Приволжского) Федерального университета), а в 1920 году в связи с болезнью перевёлся в Среднеазиатский университет (ныне – Национальный университет Узбекистана) в городе Ташкенте, по окончании которого, в 1923 году, получил специальность математика. Впоследствии профессор Романовский предложил выпускнику остаться на его кафедре. Муштари ценил наставника, но твердо отказался, как и от перспективы 3-летней командировки в Германию.
Здесь же судьба свела его с молодым поэтом Хади Такташем, будущим «татарским Есениным». В то время Такташ был секретарем журнала «Дом культуры» и преподавателем литературы в том же Коммунистическом университете, где раньше работал отец Хамида Муштари. Молодые люди мечтали о возвращении в Казань, что и произошло в 1923 году.
Исследование педагогической деятельности Муштари.
О времени начала трудовой деятельности Муштари можно говорить лишь условно, так как, учась в гимназии и университете, он всегда занимался преподавательской работой. Но это была работа по совместительству с учебой.
В 1917–1918 годах, как лучший учащийся старших классов Казанской гимназии, он работал учителем в деревне Клянчиево Тетюшского уезда Казанской губернии, в Мусульманском училище, организатором и Директором которого был его отец, а в 1918-1920 годах, будучи студентом университета преподавал математику и физику в 1-й Мусульманской Советской школе II ступени в городе Казани и работал лектором на 6-месячных подготовительных курсах в городе Мамадыше, что в 167-ти километрах от Казани. Одновременно учился на физико-математическом факультете Казанского университета. В первый послереволюционный набор в университет принимали всех желающих, кому исполнилось 16 лет. Муштари было 18. Из свидетельства самого Муштари, записанного журналисткой Валентиной Гудковой: «На первую лекцию невозможно было попасть. В аудитории не только длинные столы, но и проходы были заняты. Сидели даже на полу. Кое-как пробились к дверям, увидели, как профессор быстро писал на доске и тут же поспешно стирал формулы. Как многие студенты, я работал: могли учиться только те, кто еще и трудился».
После возвращения в Казань в 1923 году, Хамид Муштари был направлен в Народный комиссариат просвещения Татреспублики, где его назначают ученым секретарем Академического центра. Это учреждение занималось организацией работы в области культуры, литературы, искусства, подготовки учебников. Председателем Академцентра сначала был Гаяз Максудов, а затем выдающийся ученый и литератор, крупный общественный и государственный деятель Галимджан Ибрагимов. Муштари стал также ответственным секретарем журнала «Магариф».
В 1924–1925 был методистом татарско-башкирского бюро совета национальных меньшинств Наркомпроса РСФСР и представитель совета национальных меньшинств в комиссии по педагогическому образованию, член научно-методической комиссии ГУС НКП РСФСР (Москва).
В 1925–1929 — штатный аспирант НИИ математики и механики Московского государственного университета. Хамид Музафарович ведет работу в опытно-педагогическом и индустриальном техникумах.
С 1 сентября 1929 года Хамид Музафарович был принят на должность доцента в Казанский государственный педагогический институт. Менее чем через год он возглавил кафедру теоретической механики в Городском институте инженеров-строителей (впоследствии Казанский технологический и строительный институт), с сентября 1934-го перешел в Казанский авиационный институт. Где Муштари является заведующим кафедрой теоретической механики, его деятельность была особо плодотворной.
Также в 1934–1937 годах Хамид Музафарович занимает должность заместителя директора КАИ по научной работе.
С 1934-го он по совместительству работал также в Институте математики и механики при КГУ, где сотрудничали лучшие ученые того времени в этой области, среди которых были, к примеру, Николай Чеботарев и Николай Четаев. Общение с этими учеными, безусловно, имело большое значение для научной работы Муштари.
В предвоенные годы он много сил отдает преподавательской деятельности в Казанском химико-технологическом институте, где был деканом механического факультета. Кроме того, большое внимание уделял созданию терминологических словарей.
В апреле 1945 года Советом народных комиссаров СССР было принято постановление об открытии казанского филиала АН СССР. В его составе организовали институты: физико-технический, химический, геологический, биологии, языка, литературы и истории и отдел водохозяйственных проблем и энергетики. Филиал начал работу в 1946-м. Первые 17 лет (1946–1962 годы) были отмечены плодотворной слаженной работой сравнительно небольшого научного коллектива филиала под руководством его председателя академика Александра Арбузова.
«Муштари вел семинары ровно, не перебивая и не задавая вопросы по ходу изложения (как это было принято на некоторых семинарах других известных ученых). Время доклада не ограничивалось. Все происходило демократично».
Фото из книги Марата Ильгамова «Профессор Х.М. Муштари».
Первым директором физико-технического института в январе 1946-го был назначен Муштари, а в апреле того же года утвержден президиумом АН СССР. Институт состоял из секторов математики, механики, физики, а также сектора астрономии и геофизики. Институт начинался с двух комнат в геометрическом корпусе Казанского университета с несколькими столами и стульями. Пока не было достаточных помещений, многие сотрудники работали дома. Позже для казанского филиала АН СССР было предоставлено одно из лучших зданий города — бывшей женской гимназии по адресу ул. Лобачевского, 2/31.
Х. М. Муштари возглавлял Казанский физико-технический институт (КФТИ) 26 лет. После этого он оставался заведующим отделом теории оболочек до марта 1976-го, затем работал на должности старшего научного сотрудника, а с мая 1977 года перешел на полставки старшего научного сотрудника. Муштари был большим мастером качественного анализа уравнений и сложных математических соотношений. Безусловно, он являлся выдающимся специалистом в области теории оболочек, оставившим в ней существенный след. Более того, он был главой крупной механической школы в Казани, объединившей многих талантливых ученых, которые в настоящее время имеют уже собственные научные школы.
Муштари Х.М. с группой учеников и сотрудников. Сидят (слева направо): Зуев Б.М., Суркин Р.Г., Ганеева М.С., Корнишин М.С., Муштари Х.М., Исанбаева Ф., Даутов И.В. Стоят: Сулейманова М.М., Ильгамов М.А., Кузнецова Л.П., Терегулов И.Г., Степанов И.П., Свирский И.В., Бакирова А.З., Коргов А., Иванова А.Н. 1970-е годы.
Фото из книги Марата Ильгамова «Профессор Х.М. Муштари».
Каждая творческая личность живет в своих учениках и последователях. Они у Х. М. Муштари есть. Вот только некоторые из них: Курбан Галимов - профессор Казанского (Приволжского) федерального университета; Марат Ильгамов - профессор, член-корреспондент Российской Академии наук, многие годы возглавлял Академию наук Республики Башкортостан; Михаил Корнишин - доктор физико-математических наук; Сергей Прохоров - профессор Марийского государственного политехнического института им. А. М. Горького (Йошкар-Ола), Александр Саченков - профессор Казанского (Приволжского) федерального университета; Ильгизар Терегулов - профессор Казанского государственного архитектурно-строительного университета, действительный член Академии наук Республики Татарстан и др. Муштари подготовил 30 кандидатов наук, из них 7 защитили докторские диссертации.
В первые годы своей научно-педагогической деятельности Х.М. Муштари уделял большое внимание написанию учебников по физике и математике на татарском языке для средних и высших учебных заведений. Им написаны учебники алгебры и физики для средних школ, учебник физики для школ колхозной молодёжи, курс физики для высших и высших технических учебных
заведений. Позднее, им были составлены сборники татарских терминов по физике и метеорологии.
Главным наставником Хамид Муштари был и для своих детей и внуков.
Сын - Муштари Данияр Хамидович (10.04. 1945 - 15.10. 2013), Заслуженный деятель науки Республики Татарстан, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, Доктор физико-математических наук, Профессор Кафедры математического анализа Казанского Государственного университета; Заведующий отделом теории вероятностей и математической статистики Научно-исследовательского института математики и механики при Казанском Государственном университете.
Дочь - Муштари Земфира Хамидовна (родилась 12 марта 1943 года), композитор, пианист, педагог, доцент Кафедры фортепиано Казанской Государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова.
Внуки Муштари Хамида Музафаровича:
Муштари Айрат Ильдарович. Кандидат физико-математических наук. В 1992 году закончил с отличием мехмат Казанский Государственный университет по специальности "математика". С 1997 году работает в Казанском Национальном исследовательском технологическом университете: в 1997-2000 годах - ассистентом, Старшим преподавателем, с 2000 года – доцентом Кафедры теоретической механики и сопротивления материалов.
Романова Марина, астроном, Кандидат физико-математических наук.
Исследование научной деятельности.
Однажды Хамид Муштари рассказал Надежде Константиновне Крупской о своих мечтах и неудачной попытке поступить в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Она ответила: "В Московском государственном университете открыли аспирантуру. Я Вас рекомендую". Так, по рекомендации Н.К.Крупской, он поступил в аспирантуру МГУ.
Журналист Валентина Гудкова записала слова Х.М.Муштари. "Когда я рассказал заведующему Институтом математики и механики МГУ Д.Ф.Егорову о своем желании учиться в аспирантуре, он рассмеялся:
-"Ты мечтаешь о науке?"
Для него, получившего образование в Сорбонне, намерения нерусского молодого человека казались непочтительными.
-"В моем представлении каждый татарин - это уборщик или торговец барахлом. Где вы учились? В Казани или Ташкенте? Нет, Вы нам не подходите!"
"Я буду учиться в аспирантуре! У доктора Чаплыгина".
Молодому Муштари хватило настойчивости, чтобы попасть на прием к известному ученому С.А.Чаплыгину, в результате чего он был допущен к вступительным экзаменам и блестяще их сдал.
После окончания аспирантуры 16 июня 1929 года академик С.А.Чаплыгин сделал следующие выводы о пройденном Хамидом Музафаровичем курсе:
В том же году Х. М. Муштари представил кандидатскую диссертацию на тему "О катании вращающегося тяжелого твердого тела по неподвижной горизонтальной плоскости". Распределительная комиссия предложила молодому кандидату физико-математических наук остаться в Москве. Однако он решил вернуться в Казань.
"Первой научной работой Муштари был учебник по татарской алгебре", -пишет Ж.Тарджеманов. Х.М.Муштари также опубликовал работы по теории упругости и теории прочности фюзеляжей и крыльев самолетов в журнале "Новая школа".
В 1930-х годах Хамид Музафарович занимался теорией упругости. Его работы по этой теме привели к изучению кручения тонкостенных цилиндрических оболочек.
В 1933-1934 годах он и его американский коллега Л. Доннелл независимо друг от друга пришли к экспериментальному значению критической нагрузки, основываясь на числе образующихся волн при потере устойчивости. Полученная формула приближения "Муштари-Доннелл" имеет большое фундаментальное и практическое значение в теории упругих оболочек и до сих пор остается актуальной. В книге М. Ильгамова указывается, что как внутренняя логика развития науки, так и экспериментальное исследование вопроса привели к этому результату. На юбилейной сессии Центрального аэрогидродинамического института в Москве в середине 1930-х годов Хамид Муштари представил свой доклад о разработанной им формуле для решения данного вопроса. Два года спустя, он успешно защитил свою докторскую диссертацию "Некоторые обобщения теории тонких оболочек и их применение в задачах устойчивости". «Удивительно, как простые математические методы могут решать самые сложные технические задачи», восхищался академик Чаплыгин.
После окончания Великой Отечественной войны Х. М. Муштари начал свою научную деятельность в Казанском физико-техническом институте (КФТИ). Результатом его долгих исследований стала монография «Нелинейная теория упругих оболочек», написанная в Казани в 1957 совместно с К. 3. Галимовым, сейчас переведенная на другие языки мира.
В 1950–1953 годах в казанском Физико-техническом институте АН СССР были выполнены исследования по техническому заданию фирмы Сергея Павловича Королева. Результаты издали в виде закрытых «Трудов Физико-технического института КФ АН СССР» в 1954-м. В конце 1950-х годов эти «Труды…» были рассекречены и стали доступны специалистам. Статьи, помещенные в них, являлись во многом пионерскими как по постановке, так и по полученным результатам. В нашей лаборатории часто вспоминали, что Королев когда-то предложил Муштари переехать в подмосковный Калининград и работать в его фирме. Но он от этого предложения отказался.
Хамид Музафарович Муштари, возглавляющий институт, активно участвовал в создании самого крупного в то время космического телескопа для известной Пулковской обсерватории в Санкт-Петербурге. Под его руководством и непосредственным участием проводились все расчетные работы, связанные с прочностью. Кроме того, его экспертное мнение было востребовано при проектировании сферического здания Казанского цирка, а также он консультировал ведущих сотрудников отдела конструкторского бюро, которое возглавлял генеральный академик В.П. Макеев.
В течение 1970-х годов в КФТИ функционировало больше 300 научных сотрудников, работавших в самом современном научном оборудовании. Каждый отдел института был практически автономным научным центром. В составе института присутствовала криогенная лаборатория, специализирующаяся на сверхнизких температурах. Благодаря усилиям Х. М. Муштари был создан электронно-вычислительный центр, а также открыта лаборатория квантовой акустики.
Научные исследования Х. М. Муштари были высоко оценены как в России, так и за рубежом. Выдающийся китайский ученый Цянь Сюе Сень в 1957 году пригласил Хамида Музафаровича посетить Пекин. В своих мемуарах М. Ильгамов писал, что Цянь Сюе Сень был для Китая таким же великим ученым, какими для нас были Курчатов, Королев и Келдыш. Именно при его руководстве в 1950-е годы проводились исследования по созданию ядерного и ракетного оружия народной республики Китай. Несмотря на это, он нашел время, чтобы написать положительный отзыв о книге "Нелинейная теория упругости тонких оболочек", написанной Х. М. Муштари и К. 3. Галимовым.
Будучи уже известным ученым, педагогом и организатором науки, Х. М. Муштари многие годы возглавлял секцию теории оболочек Научного совета АН СССР по проблеме «Научные основы прочности и пластичности» и был членом Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике.
Опрос руководителей музеев высших учебных заведений по вопросу:
«Хамид Муштари - педагог и наставник или ученый - физик?»
1.Сахарных Денис Михайлович, куратор историко-мемориальных экспозиций КНИТУ (руководитель Музея истории КНИТУ): «Муштари и педагог-наставник и ученый. Он работал в нескольких ВУЗах. Сделал много фундаментальных научных работ»
2. Гильмутдинова Эльвира Зиннуровна, директор музея истории КГАСУ:
«Муштари больше педагог-наставник».
3.Фролова Светлана Анатольевна, руководитель музея истории КФУ. Отказалась отвечать на этот вопрос.
Всем принявшим участие в опросе мы выражаем огромную благодарность и глубокую признательность за оказанную помощь при проведении данного исследования; написании исследовательской работы и предоставлении важных фактов из жизни и деятельности Хамида Муштари.
Опрос учителей МБОУ «Лицей № 83 - Центр образования» по вопросу:
«Хамид Муштари - педагог и наставник или ученый - физик?»
В Лицее работают 1 кандидат наук, 5 магистрантов, 38 учителей высшей квалификационной категорией, 63 учителя первой квалификационной категорией, 10 молодых специалистов. Всего 117 учителей. Большая часть учителей ответила, что Муштари и педагог-наставник и ученый-физик. Итоги отразили в диаграмме.
Опрос учащихся 9 классов МБОУ «Лицей № 83 - Центр образования», корпус Б
по вопросу: «Хамид Муштари - педагог и наставник или ученый - физик?»
В 9 классах Лицея, корпуса Б, обучается 92 ученика. Перед проведением опроса в этих классах были проведены классные часы по теме: «Хамид Музафарович Муштари». Большая часть учеников ответила, что Муштари и педагог-наставник и ученый-физик. Итоги отразили в диаграмме.
Заключение.
В результате проделанной исследовательской работы были достигнуты все поставленные задачи:
1. Собрали, изучили и систематизировали материал о Хамиде Музафаровиче Муштари, воспользовавшись различными источниками информации;
2. Провели исследование педагогической деятельности Муштари;
3. Провели исследование научной деятельности Хамида Муштари;
4. Провели опрос среди руководителей музеев высших учебных заведений по вопросу: «Хамид Муштари - педагог и наставник или ученый - физик?»;
5. Проанализировали результаты исследований
6. Выпустили виртуальный журнал.
Выводы.
Хамид Музафарович Муштари оказал огромное влияние на научное сообщество, оставив свой след в различных областях науки. Его научные работы исследовали множество вопросов, связанных с прочностью и пластичностью материалов, теорией оболочек, теорией упругости и деформаций, а также различными вопросами механики.
Член-корреспондент РАН Эдуард Григолюк отмечал, что «это был стройный, подтянутый, уверенный в себе человек с симпатичной манерой поведения. Для уверенности у него имелись все основания. Он был известен в стране и за ее пределами своими выдающимися работами».
Многие идеи и методы Муштари были востребованы и применены как в научном исследовании, так и в инженерной практике. Однако важнейшей сферой деятельности Х. М. Муштари была его педагогическая работа. Он был известным и уважаемым преподавателем, который обладал уникальной способностью объяснить сложные научные понятия и методы простым и понятным языком.
Многие его ученики и коллеги отмечали его талант преподавателя и его способность вдохновлять и мотивировать своих учеников на саморазвитие и научные исследования. Через своих учеников и последователей Х. М. Муштари продолжает жить и вносить вклад в развитие науки. Они не только продолжают его научные исследования и разработки, но и передают его опыт и знания новым поколениям ученых и инженеров. Благодаря этому, его наследия остаются актуальными и в наши дни. По мнению Раиса РТ, Рустама Нургалиевича Минниханова, разработки наших ученых не должны оставаться в лабораториях.
Заслуги Х. М. Муштари в научной, научно-организационной и педагогической деятельности были отмечены орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета»; почетными грамотами Президиума АН СССР и Президиума Верховного Совета ТАССР. Х. М. Муштари неоднократно избирался народным депутатом Казанского городского Совета. Близкие Хамида Музафаровича и его ученики отмечали главную свойственную ему черту - большую ответственность перед самим собой. Он никогда не думал, что может дать ему наука, а думал только о том, что сможет он сам дать науке. В науке он выбирал то направление, которое необходимо в данный момент для экономики страны, интуитивно определяя его перспективную и практическую значимость.
Практическая значимость результатов.
Данная научно-исследовательская работа может быть полезна педагогам, студентам, школьникам. Во время работы над исследованием, мы пришли к выводу, что многие не знают кто такой Хамид Муштари, почему его именем названа улица в городе Казани Республики Татарстан. С этой целью нашими силами был издан виртуальный журнал «Хамид Музафарович Муштари», который все время можно пополнять с появлением новых фактов жизни и деятельности Муштари.
И хотелось бы закончить нашу исследовательскую работу словами великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина - "Следовать за мнениями великого человека есть наука самая занимательная".
Список использованной литературы:
Ссылки на электронные ресурсы:
http://sm.evg-rumjantsev.ru/des3/mushtari-khamid-muzafarovich.html
Кто чем богат, тот тем и делится!
Горячо - холодно
Будьте как солнце!
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой