Презентация к устному туру регионального этапа Российской психолого-педагогической олимпиады школьников им. К.Д. Ушинского в 2023/2024 учебном году
Вложение | Размер |
---|---|
Ксения Князькина, 11А класс, "Педагогическая находка моего учителя" | 1.21 МБ |
Слайд 1
Педагогическая находка моего учителя Мой педагог-наставник — Козлова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы. Ежегодно её учащиеся сдают ЕГЭ и всегда — с высокими результатами, в прошлом году, например, был 100балльник по литературе. И это не случайность. Хочется рассказать о её методе анализа литературного произведения.Слайд 2
Дома прочли «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина. На уроке начинаем беседу. Кто-то делает сообщение об истории создания произведения. Определяем направление – реализм, жанр — повесть, притча. Проводим словарную работу : Прощание — расставание. Проститься — 1)с кем-либо обменяться приветствиями при расставании; 2) покинуть что-нибудь, расстаться Матёра - матерый; мать; материк. Матёрый - 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости; 2) опытный, знающий; 3) неисправимый, отъявленный.
Слайд 3
Как писатель выявляет, кто есть кто? Давайте рассмотрим сцену на кладбище. ( Работа с текстом, чтение по ролям ) Инсценирование беседы Егора и Воронцова. Кто им противопоставлен? Нравственный идеал человека в образе Дарьи В чём смысл конфликта повести? Какие символы позволяют понять авторский замысел? Сформулируйте позицию автора. ( сообщения ) Какие же проблемы ставит Валентин Распутин? (влияние научно-технического прогресса на экологию, проблемы отцов и детей, нравственные проблемы воспитания, проблемы исторической памяти и любви к родной земле, цель пребывания людей в этом мире) Обычно мы работаем в группах . Учитель ставит ряд вопросов : Какой вы видите Матёру? Необходимо ли затопление Матёры? Зачем рассказывать читателю, откуда „есть и пошла» Матёра? ( Выступление представителей от групп )
Слайд 4
Такой метод Ирина Юрьевна называет "ТОТАЛИТАРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ" . И он очень помогает, например, при подготовке к декабрьскому итоговому сочинению по литературе. А мы научились уже САМОСТОЯТЕЛЬНО видеть темы и проблемы в текстах. Так в рассказе Александра Грина "Зеленая лампа" находим аргументы для следующих тем сочинений: В чем проявляется жестокость человека? Нужно ли и можно ли всегда оставаться человеком? Роль чтения в жизни человека Помогает ли человеку высокая цель в жизни? Влияет ли одиночество на человека? О ком Вы можете сказать: «Мне с ним не по дороге»? и для других.
Слайд 5
Целесообразны и эффективны и другие Приемы работы с текстом , используемые Ириной Юрьевной: Прием «чистый лист» и «Бенефис книги» Создание рассказа по ключевым словам (взятым из произведения) Слова-незнакомцы Ромашка (Блума) из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый вид вопросов Лесенка героев Сопоставительные таблицы Чтение со стопами Экспресс-дебаты Погружение в атмосферу эпохи Драматизация Иллюстрации Музыкальное сопровождение Читательский дневник
Шелковая горка
Этот древний-древний-древний мир!
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Рисуем простой осенний лес в геометрическом стиле
Колумбово яйцо