Научно – практическая конференций школьников и студентов средних профессиональных организаций Темниковского муниципального района Республики Мордовия «VI ДОРОФЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_podrostka_v_sovremennoy_detskoy_literature.docx | 47.9 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старогородская основная общеобразовательная школа»
Темниковского муниципального района Республики Мордовия
Научно – практическая конференций школьников и студентов средних профессиональных организаций Темниковского муниципального района Республики Мордовия «VI ДОРОФЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
Образ подростка в современной детской литературе
Исследовательская работа
Выполнила: Гагарина Мария Николаевна,
9 класс
Руководитель: Сметнева Анна Юрьевна,
учитель русского языка, литературы и обществознания
Старый город, 2020
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1. Характеристика образа подростка в психологии и мировой литературе…...………………………………………………………………………….... | 4-6 |
1.1 Особенности подросткового возраста.......................................................................... | 4 |
1.2 Художественное своеобразие подростковой литературы ………………………..... | 5 |
Глава 2. Художественное осмысление образов подростков в современной детской литературе …………………………………………………………..………….. | 7-12 |
2.1 Традиции изображения подростков в русской литературе …………………...….... | 7 |
2.2 Своеобразие раскрытия образов подростков в повести Е. Мурашовой «Класс коррекции» ……………………………………………………………………………….. | 10 |
Заключение …………………………………………………………………………..…. | 13 |
Список использованных источников …………………………………...............…… | 14 |
Введение
Жизнь в нашем школе бьет ключом. Каждый день – какое-нибудь событие, чаще очередное происшествие. Нелегко же классной руководительнице управляться с нами. А окружающие вокруг только и твердят, словно ставят диагноз: «Переходный подростковый возраст!». А ведь быть подростком – и прекрасно, и непросто! С одной стороны, это время дружбы, общения со сверстниками, девичьих секретов и мальчишеских тайн. С другой – время первых серьезных разочарований, конфликтов. А какими были и как жили наши ровесники двадцать, тридцать, сто лет назад? О чем они мечтали, чем интересовались, как проводили свободное время?
Современная литература для подростков предлагает юному читателю богатый ассортимент книг на разные тематики. Писатели, учитывая интерес подростков читать о сверстниках, отображают в своих произведениях то, с чем ежедневно сталкивается любой тинейджер: конфликты внутри семьи, проблемы в учебе, установление отношений в коллективе сверстников, первая любовь и т.д. Подростковая литература помогает ребенку заглянуть внутрь себя, а также понять сложный мир «взрослых», в который им предстоит вступить.
Среди современных авторов, создающих произведения для подростков, стоит назвать Наталью Щерба, Дмитрия Емца, Екатерину Мурашову, Ирину Полянскую. Их романы поразили читателей не только литературным мастерством, но и деликатностью, вниманием к внутреннему миру подростка, который вынужден решать взрослые проблемы.
Очевидно, что внимание писателей привлекают герои, изначально поставленные обстоятельствами в центр острого конфликта. При этом наблюдается недостаток произведений, героями которых становятся обычные подростки, которые ежедневно решают проблемы.
Актуальность исследования объясняется теми процессами, которые происходят в современной детской литературе и подростковой прозе: поиски новой концепции героя, попытки предложить подростку различные художественные версии современной реальности и диалог с читателем о системе взаимодействия с ней в новых условиях сегодняшнего дня.
Цель данной работы – выявить специфику образа подростка в современной российской литературе.
В задачи работы входят:
Объект исследования – произведения современной отечественной литературы для подростков.
Предмет исследования – основные черты образа современного подростка в российской литературе на примере произведения Е. Мурашовой.
Гипотеза: если рассмотреть повесть Е. Мурашовой «Класс коррекции», то можно выявить круг проблем молодежи и доказать, что они соответствуют современному понятию «подросток».
В работе использованы следующие методы исследования: описательный, сопоставительный, практико-ориентированное исследование литературного произведения.
Научная новизна исследования заключается в выявлении основных качеств современной подростковой литературы и художественной специфики модели мира, предлагаемой юному читателю современными авторами.
Практическая значимость работы в том, что материал можно использовать на уроках литературы, обществознания, а также во время классных часов.
Глава 1. Характеристика образа подростка в психологии и мировой литературе
1.1.Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это период завершения детства, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии направляется школьником на самого себя. Сравнение себя с взрослыми и с младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.
Для подавляющего большинства подростков данный период становится периодом разрушения и отмирания старых интересов, периодом созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Л. Выготский писал: «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком» [3].
Изучение подросткового периода – очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. Не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», формирования социальных установок.
Особенностью подросткового возраста является задача нравственного взросления, т. е. определения собственного отношения к себе и миру, формирования мировоззрения и нравственных ценностей, норм и личностных смыслов.
Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина [18], чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте остается учебная, она сохраняет актуальность, но в психологическом отношении отступает на второй план. Основное противоречие подросткового периода – настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Д.Б. Эльконин [18] считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода – это найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в обществе сверстников.
Известно, что нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Как правило, подростки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы обращаются к источникам, таким, как научная и популярная, художественная литература, произведения искусства, печать, телевидение.
Таким образом, подросток – это человек, проживающий нелегкий период перехода из детства во взрослую жизнь. Для подросткового возраста характерны частые смены настроения, неуравновешенность, повышенная эмоциональность. Меняются интересы, круг общения, дети в максимализма ставят высокие цели и мечтают их достичь.
1.2. Художественное своеобразие подростковой литературы
Термин «подростковая литература» не является общепринятым, так как до сих пор не определены возрастные границы этого явления, его художественная и эстетическая особенности. Как правило, «подростковую» литературу включают в состав «детской» литературы, что является не совсем оправданным, так как читательская потребность пятилетнего и пятнадцатилетнего человека в корне отличаются. Также, «подростковую» литературу некоторые исследователи отмечают как «промежуточной» между «детской» и «юношеской» литературой. Обращать внимание на специфику «подростковой» литературы и ее отличий от «детской» литературы стали относительно недавно, в связи с этим подростковый этап читательского развития исследован не в полной мере.
Границы подросткового этапа также нечетко определены и специалистами, занимающимися возрастной психологией. Усредненными границами этого периода (на которые будем ориентироваться мы при отборе «подростковых» произведений в своей работе) является возрастной промежуток 12 – 17 лет.
Так как подростковую литературу создают взрослые, то она соответствует неким общественным представлениям об этом возрастном периоде. Подростковый период трактуется как кризисный, так как вчерашний ребенок преодолевает ряд не только физиологических изменений, но и социальных. В связи с освоением новых ролей в обществе, подросток ожидает от литературы ответа на вопрос о том, как следует пройти этот этап взросления. Поэтому, М.А. Литовская отмечает, что «важнейшей задачей этого сегмента литературы, причем задачей, осознаваемой писателями, является последовательная и целенаправленная социализация молодого человека, передача ему существующих в обществе представлений о ценностях, социальных ролях, нормах, достойных моделях и формах поведения. Предполагается, что на границе детства/взрослости необходимы произведения, закрепляющие в сознании подростка базовые ценности, многократно их повторяющие и транслирующие» [11].
Произошедший распад советского государства повлек за собой исчезновение молодежных организаций и, соответственно, исчезновение централизованной системы планирования книгоиздательства. В связи с этим «широкая книгоиздательская сеть была брошена в литературное море, чтобы выудить оттуда все, предназначенное для подростков. Эти публикации-переиздания определяли ситуацию в подростковой литературе 1990-х годов» [11].
В это время весьма кстати появляются романы Джоан Роулинг о Гарри Поттере, которые обеспечили подростков увлекательными текстами, а также дали читательской аудитории «сладостное ощущение причастности к мировому сообществу» [11]. Романы о Гарри Поттере и подобные детективные произведения составили основную массу вновь созданной в России подростковой литературы конца 90-х – начала 00-х годов. Сверх интерес к подобным книгам вполне объясним, ведь для постсоветского общества это были абсолютно новые тексты, подобия которых раньше не было. Также нельзя не отметить доступность языка для любого подростка, а также фантастичность сюжета, которая нашла отклик в сердцах многих тинейджеров.
Но в связи с этим возникло и огромное количество споров о том, нужны ли такие тексты для подрастающего поколения, так как существующая традиция рекомендуемых к прочтению «трудных» для понимания подростком книг классической литературы нарушалась. Считалось, что подобная «массовая» литература не подает подросткам должный пример высокого художественного языка и неоднозначного решения социальных и психологических проблем, а, напротив, довольно тривиально транслирует базовые ценности общества: «Проблема заключалась в том, что новый тип общества оказался не готов внятно сформулировать подростку существующие у него базовые ценности. В характерной для России конца ХХ века ситуации мощного мировоззренческого разлома устойчивые представления о должном претерпели качественные изменения» [11].
М.А. Черняк [17] отмечает, что произошедшая на рубеже 2000-х «поттеризация всей страны» не ослабила желания подростков читать не только о Гарри Поттере, но и о героях более простых и понятных. Но необходимо отметить, что система жанров подростковой литературы, сформированная в советское время, трансформировалась. А.М. Черняк приходит к выводу, что на данный момент актуальна проблема подлинности и исторической памяти как своеобразному способу установления реальности.
«Смягчающим» эффектом также обладает и массовая литература, способная передать базовые ценности молодому поколению наиболее эффективным путем. Для подобной литературы характерны довольно четкое разграничение героев на «положительных» и «отрицательных», стремительно развивающаяся фабула, основанная на преодолении препятствия или на разгадке некой тайны, и, самое главное – приключенческий сюжет, способный увлечь юного читателя.
Приключенческие книги для подростков, которые воспринимаются обществом без осуждения, зачастую, изначально предназначались и взрослым, и детям (например, «Два капитана», «Робинзон Крузо», «Тимур и его команда» и т.п.). «Книги, на которых выросли поколения», передаются очередной генерации читателей в надежде, что они будут приняты. В свою очередь, современное старшее поколение, готово рассказывать подросткам о своем отрочестве, своих «побегах» и сложностях взросления» [11].
Согласно педагогическим моделям книга для подростков должна обучать, развлекая. В ней обязательно должны быть включены в часть фабулы, комментариев или вставных эпизодов нравоучительные сведения об истории, географии, физике, химии, биологии, этнографии, геологии, астрономии и т.д. Это, совместно с развитием сюжета, показывает «читателю-младшему подростку преимущества коллективного знания перед индивидуальным, значимость опыта старших, важность ответственного отношения к своим обязанностям и т. п. Тем самым подтверждается система ценностей, которая, несомненно, уже знакома адресату повести, но подтверждается еще раз в истории обаятельных и веселых героев» [11].
Современное общество предлагает подростку в доступной увлекательной форме книги, которые, в свою очередь, являются также и познавательными. Это дает надежду на то, что в будущем ребенок потянется сам к более «сложным» текстам. То есть, задача литературы для подростков – привить любовь к чтению, заинтересовать увлекательными историями и вместе с этим передать ценности, закрепленные в старших поколениях.
Жанровое своеобразие книг для подростков не отличается разнообразием. Доминирующее положение в этой нише литературы занимает повесть, так как именно этот жанр позволяет воспроизводить естественное течение жизни, а сюжет сосредотачивается преимущественно вокруг одного героя. Однако, личность главного героя раскрывается в нескольких эпизодах, показывается во взаимосвязях с разными персонажами.
Образы подростков в литературе представляют собой некое особое психологическое состояние человека. Герою-подростку кажется, что он вполне самостоятельный, но на самом деле еще не готов к полноценной взрослой жизни. Это внутреннее противоречие, которое выливается в личностный конфликт и составляет интерес литературы. Читатель учится на примере пути героя, вместе с ним проживает ситуации и проходит верные и неверные дороги на пути к взрослости. Этим и ценна подростковая литература.
Глава 2. Художественное осмысление образов подростков в современной детской литературе
2.1 Традиции изображения подростков в русской литературе
Исследование образов подростков в культуре сталкивается с определёнными трудностями. Долгое время как самоценный период в развитии личности не воспринималось не только отрочество, но и детство. Ребёнок рассматривался как будущий взрослый, который не может пока исполнять социальные функции в полном объёме.
Но уже с принятием христианства в культуре возник образ юного Христа, девы Марии в отрочестве. В Европе подростки появляются на полотнах мастеров Возрождения в образе ангелов. Позднее художники стали запечатлевать на полотнах черты юных принцев, формируя культуру восприятия юности.
В литературе образы подростков утвердились в воспитательных романах Просвещения как образец для подражания. Но особенного расцвета внимание к отрочеству достигло в эпоху романтизма, когда процесс формирования героев непременно начинался в ранней юности. Но до середины девятнадцатого века в европейском искусстве подростков воспринимали не столько как личностей, сколько как представителей особой поры жизни, наполненной невинностью. Эта традиция была общей для европейского искусства и постепенно оказала влияние и на искусство в России.
Примечательно, что в России тема отрочества и детства была впервые затронута в литературе. Если в древнерусском искусстве отроки появлялись в агиографической и летописной традиции как герои, являющие будущие доблести, то уже в семнадцатом веке отрочество стало рассматриваться как период, наиболее благоприятный для воспитательного воздействия. Симеон Полоцкий, уделявший много внимания проблемам воспитания, придерживался характерной для своего времени теории «чистой доски», считая, что ребёнок приходит в мир с чистой душой и представляет собой «мягкий воск», которому в процессе воспитания можно придать любую фору. В официальном искусстве места детским и подростковым образам не было, в отличие от устного творчества.
Лишь с распространением идей Просвещения в России человека начинают рассматривать как часть общества. Литература в восемнадцатом веке развивалась в традициях Просвещения. Педагогическая направленность букварей была расширена поучительными книгами для детей и юношества, наиболее известные из которых – «Юности честное зерцало» и учебники Феофана Прокоповича. Поучительные книги писала и императрица Екатерина. Однако произведения эти были далеки от осознания специфики подросткового восприятия.
Но в этот период литература ещё не изображала подростков, она была лишь адресована юному читателю. В литературе только началось освоение богатых традиций народной педагогики.
В девятнадцатом веке в России произошли глобальные изменения, которые обусловили пересмотр не только системы общественных отношений, но и философских основ мировоззрения.
В первой половине XIX века А. Погорельский в фантастической повести-сказке «Чёрная курица, или Подземные жители» предпринимает попытку раскрыть неизведанный детский мир, по словам И.Н. Арзамасцевой, «показать богатство душевного мира ребёнка, его самостоятельность в определении добра и зла». [1] Известно, что последние годы своей жизни писатель провёл в своём небольшом имении Погорельцы, где занимался литературным творчеством и воспитывал племянника Алёшу – будущего известного писателя А.К. Толстого. Ему А. Погорельский и рассказал знаменитую историю, которая позже стала классикой детской литературы. Писатель стремился передать мальчику впечатления собственного детства, проведённого в петербургском пансионе, но главным в повести-сказке «Чёрная курица, или Подземные жители» является внимание к формированию характера ребёнка, его психологическим особенностям.
Романтик А. Погорельский, создавая образ юного героя повести. выступил как реалист. Мальчик Алёша изображен как психологически убедительный, живой ребёнок. Писателю удалось одному из первых в русской литературе подчинить педагогическую задачу художественному вымыслу. На примере поступков Алёши автор наглядно показал юному читателю, что хорошо, а что плохо. А. Погорельский смело, но чутко раскрывает читателям хрупкий детский мир, отражая в художественном произведении не только его достоинства, но и недостатки.
Образ Алёши открыл целую галерею детских образов, которые позже будут созданы в автобиографических повестях Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова, Н.М. Гарина-Михайловского, в произведениях писателей XX века. А. Погорельский привнёс в литературу мысль о том, что ребёнок способен легко переходить из мира фантазий в мир сложных чувств и ответственности за свои поступки, ставшую впоследствии одной из ведущих идей в произведениях русских писателей о мире детства.
Возникает особый жанр автобиографической повести, которая, будучи изначально произведением многоплановым и сложным, постепенно вошла в круг чтения для юных, реализуя воспитательный потенциал. Речь идёт о жемчужинах русской литературы – «Детство» и «Отрочество» Л.Н. Толстого [16]. Лев Николаевич писал повесть пять лет. Произведение «Детство. Отрочество. Юность» повествует о жизни десятилетнего мальчика Николеньки Иртеньева в разных периодах его жизни. Книга описывает переживания, первую влюбленность, обиды, чувство несправедливости, которые переживают многие мальчики в периодах взросления.
Так же образ подростка описывается в произведении «Детство Тёмы» Н.Г. Гарина-Михайловского [4]. «Детство Темы» – это первая повесть автобиографического произведения, состоящего из четырех частей. Рассказывая о себе, писатель защищает личность каждого ребенка от казенщины и бездушия в семье и обществе. Мальчик Тема воспитывается отцом – бывшим военным, который всячески противится сентиментальному воспитанию старшего сына, и матерью – справедливой, мягкой женщиной. Тема терпит физическое наказание за непослушание или поступки, которые расстраивают отца. Мать же, наоборот, считает, что ребенка нельзя запугивать, наказывать телесно, ведь физическое наказание убивает в нем человеческое достоинство. По прошествии 20 лет Тема, вернувшись в отчий дом, вспоминает телесные наказания, и чувство враждебности по отношению к отцу не меняется.
Традиция автобиографической повести циклического характера была продолжена Максимом Горьким («Детство») [7], который изобразил подростка, вынужденного брать на себя тяжёлые взрослые обязанности, поскольку жизнь не делает скидок на возраст. Повесть «Детство» – это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой – Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, но она почти повлияла на мировоззрение этого героя. Алеша с ранних лет познал суровую правду жизни. Неприглядная жизнь русского народа терзала его на протяжении всех лет, но он находил в этой жизни нечто прекрасное. До того, как Алеша попал в дом своих родных, он не знал о насилии. Дед его был человеком жестоким и несправедливым. Детей в доме наказывали за любую провинность, и даже если вина ребенка была не доказана, он все равно подвергался жестокому избиению. Проанализировав поступки мальчика, можно сделать вывод, что от родных он отличался стремлением к справедливости и состраданием к чужому горю. Атмосфера в доме была бездуховной. Здесь человек и его переживания не брались в расчет. Алеша мог вырасти похожим на одного из обитателей этого дома. Однако несправедливость, с которой он столкнулся, вылилась в стремление бороться за свои права, способствовала развитию лучших человеческих качеств.
После революции возникла потребность в идеологических образах юных героев. Появились трогательные образы Тимура из произведения Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» [5], Пети и Гаврика из произведения В. Катаева «Белеет парус одинокий» [10].
Повесть А. Гайдара «Тимур и его команда» – это произведение о детях, пытающихся определить свое место в мире в условиях приближающейся Великой Отечественной войны. Тимур Гараев – главный герой произведения, который бескорыстно помогает людям, уважает старших и защищает беззащитных. Герои произведения своим примером показали, как в коллективе нужно строить отношения и воспринимать чужую беду. Они проникнуты чувством патриотизма и при любых обстоятельствах остаются верными своей Родине.
Герои повести В. Катаева «Белеет парус одинокий» Петя и Гаврик – друзья, но совершенно разные по характеру. Петя – фантазер и мечтатель, беззаботный простодушный баловень семьи, для которого жизнь наполнена захватывающими историями, тайнами и радостными открытиями. Гаврик – сдержанный, привыкший трудиться с ранних лет, привыкший к недетским заботам и лишениям. Петю в Гаврике привлекала его стойкость, настоящий «морской», волевой характер, доблесть, смелость. Петя такими качествами никогда не отличался. Гаврика в Пете привлекала его верность в дружбе, общительность, постоянная готовность помогать нуждающимся и добродушие. Обоих мальчиков сближала восприимчивость к красоте природы, стремление к справедливому, честному и героическому.
Героическая традиция продолжилась после войны, явившей подвиги юных партизан и сынов полка. Постепенно тема трагически оборвавшейся юности была переосмыслена в повестях Юрия Нагибина, Бориса Балтера.
«До свидания, мальчики» Бориса Балтера [2] – это повесть о юных героях, вчерашних школьниках и будущих солдатах, о дружбе, пробуждающейся любви и ощущении бесконечности жизни, счастливой и непредсказуемой. Главные герои – три друга: Володя Белов, Саша Кригер, Витька Аникин. Рассказчик вспоминает о первой любви – об Инке, о том, как проводили дни с друзьями, о смешных и серьезных моментах из жизни, об отношениях со взрослыми, о своих мыслях. Повесть чистая, солнечная, но на ее фоне слышится голос уставшего человека с подорванным здоровьем. Это голос самого Володи Белова, который теперь уже прошел войну. Рассказчик с любовью и светлой ностальгией описывает свой город, пишет о счастливой юности, о советской идеологии.
Постепенно к писателям пришло осознание того, что подростковый возраст сам по себе исполнен драматизма, даже если взрослеть приходится в условиях внешне благополучных. В произведениях поднимаются проблемы нравственного выбора, становления личности. Советским писателям удалось преодолеть традицию назидательности, передавая оттенки переживаний подростков в разные периоды взросления.
Фантастическая литература изначально была адресована юношеству. И особой популярностью стали пользоваться юные покорители космических пространств, что подтверждает успех книг Кира Булычёва. Хотя писатель отдавал предпочтение приключенческому жанру, в отдельных произведениях он прозорливо подмечал возможные опасности технократического будущего для формирования характера. Девочка Алиса – маленькая московская девочка, живущая на исходе XXI века. Точный возраст неизвестен. В разных произведениях девочке от восьми до тринадцати лет. Папа Алисы (Игорь Селезнев, профессор) – космоозоолог, мама (Кира Селезнева) занимается строительством на других планетах. Девочка пошла по стопам необычных родителей. С трех лет Алиса попадает в разные удивительные истории.
Главные качества Алисы – любопытство и умение нестандартно мыслить. Благодаря этому девочка очень часто оказывается умнее и догадливее не только своего отца, но и самых знаменитых ученых и мудрецов. Примеры своей находчивости Алиса демонстрирует практически в каждом произведении. Алиса никак не может усидеть на Земле. Она совершила несколько космических путешествий с отцом и без него. Также девочка неоднократно перемещалась в прошлое. Все путешествия Алисы сопровождаются приключениями и опасностями. Она бесстрашно идет на любой риск, если этого требуют обстоятельства.
Алиса очень добрая и отзывчивая девочка, она реагирует на зло и несправедливость. Желание оказать помощь у нее давлеет над чувством самосохранения. Это желание постоянно приводит девочку в опасные ситуации, из которых невозможно выбраться даже взрослому человеку. В ходе своих приключений Алиса помогла не только конкретным людям и инопланетянам, но и целым планетам. Алиса любит животных, которые отвечают ей тем же. С неизвестными существами Алиса устанавливает контакт. С ней впервые говорят дельфины («Ржавый фельдмаршал»), страшный Змей Долгожеватель из легендарной эпохи («Козлик Иван Иванович») и так далее. Но Алиса – ребенок и иногда может и заплакать. Уныние скоро проходит, и отважная путешественница вновь и вновь пускается в путешествие.
Признанным мастером подростковой литературы является Владислав Крапивин. В его произведениях есть место возвышенной романтике и бытовым трудностям, на плечи юных героев ложатся неожиданно взрослые проблемы, но они сохраняют искренность и веру в добро и справедливость.
Как отмечает И.В. Полковникова, «книги В. Крапивина тяготеют к философскому осмыслению жизни людей самого уязвимого, подросткового возраста» [13]. Женя Ушаков из произведения «Дети синего фламинго» соглашается и плывет на остров с незнакомцем, которого звали Ктор Эхо. Выясняется, что Ящер – огромный робот, который выполнен в образе спрута. Женя убегает, его ловят, судят и должны казнить. На острове он находит друзей и с ними выходит из сложных, недетских ситуаций.
Итак, проанализировав литературу на данную тему, мы пришли к выводу, что каждый автор описывал подростков своего времени, проблемы их становления, препятствий в жизни. Авторы писали о детях и детям, в любом произведении ребенок мог найти себя, взглянуть на себя со стороны.
Тем самым, произведения несли не только познавательный смысл, но также вели воспитательную работу среди подростков. Авторы писали и пишут о подростковом возрасте, но меняются времена, меняются и сами дети. Если совсем недавно преобладали герои «тимуровцы» или дети были влюблены в Алису Селезневу, сейчас общество диктует наличие других героев.
Современные герои должны иметь определенные психологические и возрастные особенности, которые отражаются в стилистике языка, тематике и жанрах. В литературе XX проблема нравственного становления личности имеет несколько аспектов. Важнейший из них – обретение подростком самостоятельности, своего места в жизни.
2.2 Своеобразие раскрытия образов подростков в повести Е. Мурашовой «Класс коррекции»
В конце XX века в детской литературе стали подниматься ранее табуированные или нетрадиционные темы – под другим углом взглянули авторы детских и подростковых книг на период детства, абсолютно разных героев поставили в центр своих произведений, большое внимание стали уделять детям обделённым, оказавшимся на обочине жизни, детям-изгоям.
Повесть «Класс коррекции» – одно из наиболее значимых произведений в творчестве Ек. Мурашовой. В книге поднимаются разные социальные проблемы, создаётся целая галерея образов детей-изгоев. Ек. Мурашова помещает трудных подростков в один класс, а данный класс ставит в центр повествования. Писательница раскрывает не самых привлекательных в глазах общества подростков с положительной стороны, рассказывает истории некоторых из них, но учеников 7-го «Д» класса, в котором учатся подростки с «криминальным уклоном», вниманием обделяет. Это обусловлено тем, что писательницу, прежде всего, волнуют дети, ставшие изгоями из-за обстоятельств, от них не зависящих: болезни, сиротства, бедности. При этом детские персонажи Ек. Мурашовой, как правило, не убивают в себе человека, напротив, им присущи те положительные качества, которых мы не видим у персонажей более благополучных.
Повествование ведётся от лица Антона, неформального лидера 7-го «Е» класса, что позволяет читателю посмотреть на ситуацию «изнутри». У Антона есть мать, которая в силу своих возможностей заботится о сыне. Матери Антона важно, чтобы её сын был одет и накормлен, она беспокоится о том, чтобы сын не попал в плохую компанию, но она совсем не обращает внимания на его душевное состояние, не может найти со своим ребёнком общий язык. Если говорить о финансовом положении семьи героя-рассказчика (которая состоит только из его матери и него самого), то мы видим, что живут они не богато, в тесной комнатушке, мама Антона покупает ему вещи «на вырост», но, несмотря на всё это, их положение нельзя назвать совсем бедственным.
Так как Антон является повествователем и непосредственным участником описываемых событий, основным средством создания его образа становятся его рассуждения, в которых отражены характер, мировоззрение, определённые нравственные качества мальчика. Также ключом к пониманию образа данного персонажа служат мелькающие в диалогах учителей высказывания о прошлом мальчика. Из уст классного руководителя мы узнаём историю Антона и причину, по которой совершенно нормальный на первый взгляд подросток оказался в классе коррекции.
Антон по своей натуре является очень проницательным и отзывчивым мальчиком, он, несмотря на ранние невзгоды, способен понимать и сопереживать каждому своему однокласснику. Именно поэтому ученики 7-го «Е» класса неосознанно выбирают Антона в качестве своего лидера, их готовность следовать за ним проявляется даже в мелочах. Но учитель географии называет Антона героем, «который почему-то отказывается быть героем», да и сам Антон о себе говорит так: «Я по жизни не крутой…» [12]
Имя Антон имеет древнеримские корни и, вероятно, произошло от родового имени Антоний – «вступающий в бой», «состязающийся». Мы видим, что в повести именно Антону удаётся сплотить учеников 7-го «Е» класса, заставить бороться за жизнь Стеши, бросить вызов обществу и наконец «обрести голос», которого оно их лишило. Таким образом, Антон является проводником авторских идей о необходимости избрания пути сопротивления жизненным обстоятельствам, об избранности и ценности каждого человека, о важности коллективизма для преодоления сложившихся негативных тенденций в обществе.
Другой не менее важный детский образ в повести – образ Юры, мальчика-инвалида, болеющего детским церебральным параличом. Несмотря на свою болезнь, Юра имеет прочный внутренний стержень, его отличительными чертами являются жизнерадостность, дружелюбие, открытость. Юра обладает способностью видеть и раскрывать в окружающих его людях самые положительные качества. Неслучайно повесть начинается именно с появления Юры в классе коррекции. У мальчика самый тяжёлый диагноз в классе коррекции, однако, обладая наиболее слабым здоровьем, Юра обладает наиболее сильным духом. Он с улыбкой встречает жизненные невзгоды, умеет посмеяться над собой, добродушно настроен к ребятам с самых первых секунд знакомства: «…все молча смотрели на Юру Малькова. А Юра Мальков смотрел на нас. И улыбался». [12] Юра выделяется среди своих одноклассников именно позитивным отношением к жизни. Бесспорно, не последнюю роль в этом играет тот факт, что Юра является долгожданным и любимым ребёнком, выросшим в полной семье. Такими простыми, но в то же время крайне важными вещами не может похвастаться ни один ученик 7-го «Е» класса.
Отправляясь в параллельный мир с Антоном и Мишаней на спасение Стеши, Юра жертвует собой, прекрасно понимая, что живым ему не вернуться. В последнее посещение ребятами параллельного мира в нём уже не действуют прежние законы. Герои испытываются, а вернувшись из параллельного мира домой, Антон окончательно обретает контроль над своими припадками, к глухому и полуслепому Мишане возвращаются слух и зрение, а класс коррекции расформировывают в общеобразовательный класс. Мотив возрождения присутствует в финальной сцене, когда Витька отдаёт родителям Юры Милку. Таким образом, самопожертвование Юры дарует другим ребятам исцеление и надежду на светлое будущее. Пробыв в классе коррекции совсем небольшой промежуток времени, Юра смог прикоснуться к душе каждого из ребят и изменить формировавшийся годами порядок вещей.
Следующий персонаж, которого Ек. Мурашова в своём произведении выводит на передний план – это Стеша. История этой девочки поражает читателя своей трагичностью. В отличие от многих своих одноклассников, Стеша родилась в полной семье, имеющей хорошее финансовое положение. От природы девочка не была обделена умом и имела все шансы на достойное будущее, но его у неё украли её собственные родители. В истории Стеши наиболее выпукло показана важность осознания взрослыми своей ответственности за жизнь ребёнка. Если бы родители Стеши в своей войне не были так слепы и глухи к своему ребёнку, судьба девочки сложилась бы иначе. В фантастическом мире Стеша предстаёт в образе принцессы, заточённой в замке и ожидающей спасения, – несмотря на внешнюю отрешённость в ней всё ещё теплится жизненная энергия, но она не может найти выход без посторонней помощи.
Под руководством Антона и при помощи всех учеников 7-го «Е» класса Стеша была спасена, но ключевую роль в спасении «принцессы Стеши» сыграл Мишаня. В отличие от Антона, который «почему-то отказывается быть героем», Мишане не свойственны внутренние колебания. Антон так характеризует Мишаню: «Он вообще-то пацан бойкий и даже задиристый». Как и Юра, Мишаня обладает ясным умом, живёт в хорошей семье и имеет серьёзные физические недостатки – плохое зрение и плохой слух. В фантастическом мире, в который Мишаня научился самостоятельно попадать, он видит и слышит, играет в футбол и просто наслаждается жизнью, потому что в реальном мире мальчик живёт во внутренней гармонии с самим собой и единственным его желанием является физическое здоровье. Узнав, что принцесса, в которую он влюблён, это Стеша и что она в опасности, Мишаня без долгих раздумий отправляется в фантастический мир на её спасение, и ему удаётся вызволить принцессу из замка, несмотря на то, что мальчик оказывается лишён слуха и зрения. Именно Мишане отведена в фантастическом мире роль героя, а не Антону, который твёрдо убеждён, что «его меч», его призвание, в реальном мире.
Мы видим, что наиболее сильными духом в повести являются те ученики класса коррекции, которые, несмотря на свои отклонения, окружены родительской любовью (Юра, Мишаня). При этом они не противопоставляют себя другим ребятам из 7-го «Е», как это делают ученики элитных классов.
Далее мы рассмотрим образ Пашки Зорина. Именно Пашка первым проявил доброжелательность к Юре, отодвинув стул рядом с собой и предложив мальчику на инвалидной коляске устроиться за своей партой. От подростков подобных Пашке, как правило, никто не ожидает проявления эмпатии, но тем не менее именно он больше остальных проникается к Юре с самых первых минут. Антон использует для характеристики Пашки эпитет «могучий» и определение «Пашка-дурачок», часто изображает его в ироническом ключе, сравнивая то с пэтэушницей, «которую пригласил на танцах капитан дальнего плавания», то с картинкой «из учебника древнейшей истории: обезьяна, впервые взявшая в руки орудие труда», то с пакетиком из-под чипсов («Пашка надувался от гордости, хрустел и переливался разными красками, как пакетик из-под чипсов») [12]. Действительно, Пашка является не самым умным учеником 7-го «Е» класса (даже учитывая общий уровень учеников данного класса), но он силён физически и добр душой. Несмотря на фразу Антона о том, что Пашка «завёл себе Юру и повысил свой статус», нельзя обвинить мальчика в неискренности. Внешняя грубость мальчика является защитной реакцией от суровых реалий мира, в котором всем им приходится выживать, однако, в отличие от Димы Димуры и его друзей, Пашка раскрывается в повести не как хулиган и задира (хотя, несомненно, он не отличается примерным поведением), а как хороший друг и защитник Юры.
Для творчества Ек. Мурашовой характерно обращение к сложным детским характерам, раскрытие положительных качеств в не самых положительных персонажах, но раскрытие это происходит без идеализации и приукрашивания. В повести «Класс коррекции» подчёркивается и глупость, и неотёсанность Пашки, но при этом именно его писательница делает самым преданным другом Юры. В повести Пашка действительно становится защитником, помощником Юры. Неслучайно в фантастическом мире Пашка предстаёт в образе пятилетнего ребёнка, жующего бублики с маком в саду. Мы видим, что самым заветным желанием «могучего» Пашки является счастливое детство, наполненное маминой лаской и заботой.
В том же саду вместе с Пашкой Юра и Антон обнаруживают Витьку – ещё одного детского персонажа, образ которого мы рассмотрим в данной работе. О прошлом Витьки, как и о прошлом Антона и Стеши, мы узнаём из диалога учителей: «У Виктории (если, конечно, она действительно Виктория) нет семьи, и её никто не ищет. Мы проверяли. До знакомства с Митей она вроде бы два года ездила по стране с дальнобойщиками. Где и с кем жила до этого – не говорит» [12]. Создавая на страницах своего произведения образ Витьки, Ек. Мурашова вновь обращается к проблеме беспризорничества, поднимаемой ранее в повести «Обратно он не придёт!». На этот раз писательница создаёт женский образ. Мы видим совсем юную девушку, вынужденную жить у чужих людей, заниматься проституцией, «когда в семье совсем жрать нечего», заботиться о Милке как о родном ребёнке, когда её мать пропадает.
Однако нельзя отрицать, что Витька обладает некоторой степенью героизма. Самоотверженно Витька заботится о Милке, хотя она и не является её сестрой, просто девочка не может позволить себе оставить ребёнка на произвол судьбы, как когда-то родители и семья оставили её. Морально Витька намного сильнее умственно и физически малоразвитого Митьки, поэтому он к ней прислушивается. Перед нами подросток, вынужденный повзрослеть раньше времени из-за отсутствия рядом родителя или наставника. Несмотря на внешнее стремление скорее создать семью и взять на себя взрослые обязанности, в сознании девочки сидит неосознанное желание подольше задержаться в детстве, о чём свидетельствует сцена в фантастическом мире, когда Витька предлагает маме свою помощь в кормлении Милки, а мама ей отвечает: «Да что ты, Виконька, деточка!.. Я сама её покормлю, как проснётся. А ты пойди с девочками в саду поиграй или вон мультики по телевизору посмотри…» [12]
Таким образом, анализ детских персонажей в повести Ек. Мурашовой «Класс коррекции» позволил сделать нам следующие выводы:
Заключение
Подростковый возраст — один из сложных этапов в жизни человека. Этот период отличается переходом в сознании человека от ощущения себя ребенком к пониманию своего взросления. Физиологические изменения, в том числе гормональная перестройка организма, вызывают ощущение, что что-то поменялось, поэтому у детей проявляется тяга ко всему новому, а также отрицание общеустановленных принципов, ранее привитом родителями образе жизни. Каждый ребенок проходит этот сложный период со своими трудностями и особенностями.
Не случайно подростковому возрасту уделено большое внимание в психолого-педагогической и художественной литературе. Образ подростка создавали в своих произведениях А.П. Гайдар, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев и другие авторы. Современная литература тоже обращается к описанию подростковой жизни, изображает главного героя уже в иных реалиях времени.
В ходе проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:
Таким образом, в данной работе мы проанализировали детские образы в произведении Е. Мурашовой «Класс коррекции». Однако данное исследование не исчерпывает всех возможностей изучения образа ребёнка и детства. К перспективам изучения данной проблемы следует отнести сравнительный анализ детских образов в книгах Е. Мурашовой с детскими образами в произведениях других писателей начала XXI века с целью выявления и обобщения особенностей изображения ребёнка в этот период.
Список использованных источников
Заколдованная буква
Как нарисовать черёмуху
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Рисуем "Осенний дождь"