Работа рассматривает проблему правильного выбора профессионального будущего старшеклассника, взаимосвязь темперамента и будущей профессии. Ведь правильно выбранная профессия – это залог успеха на всю жизнь.
Вложение | Размер |
---|---|
vdovina_eleonora.doc | 571 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Надеждино
муниципального района Кошкинский Самарской области
ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Секция «Общественно-гуманитарные науки» Предметное отделение: Психология
Тема: Темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии
Вдовина Элеонора Платоновна,
Класс: 9
Руководитель: Синёва Светлана Александровна, учитель биологии высшей категории
с. Надеждино, 2023 год
АННОТАЦИЯ
Тема: «Темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии»
Цель работы: исследование темперамента и создание рекомендаций по выбору профессий среди учащихся 8-9 классов.
Работа рассматривает проблему правильного выбора профессионального будущего старшеклассника, взаимосвязь темперамента и будущей профессии. Ведь правильно выбранная профессия – это залог успеха на всю жизнь.
Методы исследования: поисковый; информационно-аналитический, статистический; исследовательский; сравнение и обобщение полученных результатов; формулирование выводов.
СПИСОК КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ:
Темперамент, типы темперамента, профессии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………… | Стр 3 |
Основная часть | |
Глава 1. Темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии
| Стр 5 Стр 5 Стр 9 |
Глава 2. Экспериментальное исследование, направленное на выявление типов темперамента. | Стр 14 |
Заключение | Стр 16 |
Библиографический список | Стр 17 |
Приложение 1 | Стр 18 |
Приложения 2 | Стр 22 |
Введение
Передо мной и моими одноклассниками стал вопрос о выборе профессии. Но мы все разные, поэтому как правильно выбрать профессию и не ошибиться. Ведь от выбора профессии зависит многое: удовлетворенность работой, уровень дохода, здоровье, жизненное благополучие. Человек, который занимается нелюбимым делом, рано или поздно начинает жаловаться, что «работа достала, стала неинтересной» или к ней душа не лежит. Чтобы не попасть в такую ситуацию, стоит выбрать профессию по душе, которая будет приносить удовлетворение.
Проблема правильного выбора профессионального будущего каждого человека, а также факторов влияющих на тот или иной выбор: интересы, способности, востребованности профессии на рынке труда. Но самое главное – каждая профессия предъявляет свои требования к специалисту. Где-то есть спрос на креативные, энергичные умы, другим же требуются неторопливые, склонные к глубокому анализу сотрудники. Все эти так называемые капитальные черты или устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности - есть темперамент. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия.
Учащиеся мало задумываются о плюсах и минусах своего темперамента. И как результат, после получения диплома, попадают в невыгодные для них условия. Условия, когда большая и лучшая часть дня, которую человек проводит на работе, превращается в муку, а оставшееся время уходит на восстановление сил. Именно поэтому я считаю, что тема моей исследовательской работы является актуальной не только для выпускников нашей школы, а также для всех тех подростков, которые стоят перед выбором своей будущей профессии. Ведь правильно выбранная профессия – это залог успеха на всю жизнь.
Гипотеза исследования: человеку с определенным типом темперамента следует выбирать определенную профессиональную сферу.
Цель исследования: исследование темперамента и создание рекомендаций по выбору профессий среди учащихся 8-9 классов.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Выявить особенности темперамента учеников 8-9 классов.
3. Разработать рекомендации по учету качеств личности, свойственных людям с различными темпераментами при выборе профессии.
4. Разработать и провести классный час с учащимися 8-9 классов.
Объект исследования: темперамент учащихся 8-9 классов.
Предмет исследования: взаимосвязь темперамента с профессиональной деятельностью.
Методы исследования: поисковый; информационно-аналитический, статистический; исследовательский; сравнение и обобщение полученных результатов; формулирование выводов.
Практическая значимость определяется возможностью использования рекомендаций по учету качеств личности, свойственных людям с различными темпераментами при выборе профессии.
Основная часть
Глава 1. Темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии.
Слово «темперамент» (от лат. temperans «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» - «слияние, смешивание», ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические и индивидуально-психологические особенности человека.
Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент - тип высшей нервной деятельности человека. [9]
Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Темперамент - совокупность душевных, психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в поведении. Темпераментный - очень живой, энергичный, обладающий живым, пылким темпераментом Темпераментный исполнитель. Темпераментная речь. [10]
Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их—с другой.
Официально считается, что учение о темпераменте было создано древнегреческим врачом Гиппократом, который утверждал, что люди различны четырьмя основными «соками организма» — кровью, флегмой, жёлтой желчью и чёрной желчью.
Следуя учению Гиппократа, врач античности Клавдий Гален создал первую в своём роде типологию темпераментов и изложил её в своём трактате «De Temperamentum». Согласно его идеям, тип темперамента зависит от того, какой тип «сока» преобладает в организме человека. Именно Гален выделил четыре известных нам типа темперамента, в зависимости от преобладающей жидкости:
Древнегреческий философ Аристотель, видел причину различий между людьми не в преобладании того или иного «сока», а в различиях состава крови. Он заметил, что свертывание крови у разных животных неодинаково. В крови есть разные частицы – твердые, или земляные, и жидкие, или водные. Если твердых больше, то и кровь быстрее сворачивается, а если больше водных, то медленнее. Жидкая кровь холодная и предрасполагает к страху, кровь же, богатая плотными веществами, отличается теплотой и порождает гнев. Вот и люди делятся на легкокровных, тяжелокровных, теплокровных и хладнокровных. Влияние аристотелевской теории сохранялось очень долго. В дальнейшем Аристотель соотнес понятия четырех «качеств» крови (тепло, холод, влажность, сухость) с четырьмя “элементами” (огонь, вода, воздух, земля). Элемент «земля» делает человека спокойным и медлительным - флегматиком. Элемент «огонь» - импульсивным, «горячим» - холериком. Элемент «воздух» делает человека подвижным и весёлым - сангвиником. Элемент «вода» - грустным и боязливым – меланхоликом . [10]
Конституциональная теория темперамента появилась в начале XX в. Ее главная идея заключалась в установлении связи темперамента с врожденной конституцией (телосложением) человека. Конституционные теории опирались на наглядно различимые признаки в строении человеческого тела. Наиболее известные модификации данной теории принадлежат немецкому психиатру и психологу Эрнсту Кречмеру и американскому врачу и психологу Уильяму Шелдону. Главным их недостатком считается то, что они недооценивают, а не редко и вовсе упускают из вида влияние среды и социальных условий на формирование психологических свойств человека.
Э. Кречмер выделил и описал четыре конституционных типа:
На основе анализа связи конституционных характеристик с психологическими особенностями, Кречмер выделил семь темпераментов, соотнесенных с тремя основными группами:
Теория У. Шелдона, получившая известность в 1940-х годах в США, рассматривает темперамент как параметр психики человека, прямо связанный с его телом. Структура тела определяет психические черты, составляющие темперамент, а сама структура зависит от условного преобладания тех или иных внутренних систем. Основные типы этих структур У. Шелдон назвал по терминам из эмбриологии, которые определяют ткани, из которых образуются те или иные органы:
Для этих типов телосложения У. Шелдон определил три типа темперамента:
- Висцеротония (от лат. viscera — внутренности): движения расслабленные, физические реакции медленные, любовь к комфорту, пристрастие к еде, общительность, стремление к социальному утверждению, приветливость, эмоциональная устойчивость, ориентация на семейные ценности.
- Соматотония (от греч. soma — тело): движения уверенные, физические реакции средние, склонность к физической активности, энергичность, склонность к риску, решительность, стремление к доминированию, эмоциональная нечувствительность, ориентация на самоутверждение.
- Церебротония (от лат. cerebrum — мозг): движения медленные, физические реакции быстрые, рассудительность, внимательность, стремление к уединению, эмоциональный контроль, ориентация на себя и самопознание. У.Шелдон подчёркивал, что любой индивид обладает всеми группами свойств, но различия определяются преобладанием определённых качеств, что зависит от развитости тех или иных структур тела.
Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И.П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию психической деятельностью. Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности. И. П. Павлов выделил свойства нервных процессов, которые образуют конкретные комбинации, формирующие типы ВНД. По его мнению, свойства нервных процессов формируют основу темперамента человека. Тип ВНД – совокупность приобретенных и врожденных свойств нервной системы, которые определяют характер взаимодействия между организмом и окружающей его средой. Павлов выделил четыре типа ВНД:
- Безудержный. (Холерик). Сильный, неуравновешенный. Человек сильно раздражается и медленно успокаивается.
- Инертный. (Флегматик). Сильный, уравновешенный, инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, с плохой подвижностью. Человек с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.
- Живой. (Сангвиник). Сильный, уравновешенный, подвижный. Сильные процессы торможения и возбуждения с хорошей подвижностью. Человек легко адаптируется к заданным условиям окружающей среды.
- Слабый. (Меланхолик). Слабый. Возбуждение и торможение слабые. Адаптивная реакция организма на условия внешней среды очень плохая. Темперамент – психическое проявление типа высшей нервной деятельности.
Научное решение вопроса основ темперамента впервые дал И. П. Павлов в своем учении о типах нервной системы животных и человека. И. П. Павлов и его сотрудники, изучая условно-рефлекторные реакции собак, обращали внимание на индивидуальные различия в их поведении, которые проявляются прежде всего в скорости и точности движения условных реакций - положительных или тормозных, их интенсивности, способности адекватно реагировать на изменения раздражители, общей поведении в экспериментальных ситуациях. И. П. Павлов, доказывая наличие определенной закономерности в проявлении индивидуальных различий, выдвинул гипотезу о том, что в основе их лежат фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, характеризующие собой типы высшей нервной деятельности людей, являются физиологической основой их темпераментов. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в поведении, в деятельности человека. . [9]
Каждая профессия требует от человека определенных психофизических данных — склада ума, особенностей поведения и характера, скорости реагирования, склонностей, привычек. Где-то требуется умение быстро переключаться с одной задачи на другую или вообще работать в режиме многозадачности. В другом месте необходимо тщательное и кропотливое исполнение одних и тех же действий.
Один вид деятельности требует моментального принятия решений (например, работа авиационным диспетчером или водителем), а другой — тщательного обдумывания, анализа исходных данных и выбора оптимального варианта из всех возможных. Наиболее продуктивное выполнение рабочих обязанностей напрямую зависит от темперамента человека.
При неправильном выборе профессии, когда она противоречит врожденным особенностям человека, страдать будет и он сам, и качество выполняемой работы. Человек, который привык к постоянной смене впечатлений, к активности, не сможет скрупулезно выполнять однообразную, рутинную работу. А тот, кто привык погружаться в работу с головой, не сможет качественно выполнять обязанности, требующие постоянной смены деятельности.
Поэтому при выборе специальности очень важно понять, какому темпераменту наиболее соответствует психотип личности человека. И исходя из этого делать осознанный выбор. Лучше всего, если это произойдет еще до поступления в учебное заведение, чтобы годы, затраченные на обучение, не пропали даром.
Сангвиник отличается доброжелательностью и уравновешенностью. В коллективе обычно проявляет себя как активный, жизнерадостный человек – можно сказать, что он беспокоен внешне, но невозмутим внутри. Он обладает высокой работоспособностью, может длительное время концентрировать внимание на выполнении задания, но вместе с тем легко переключается с одной задачи на другую. Сангвиники добродушны и открыты, их общительность позволяет им с легкостью заводить друзей, сближаться с людьми и устанавливать новые контакты. Им свойственна адекватна, впрочем, иногда немного завышенная, самооценка и уверенность в себе. Нередко такие личности проявляют хорошие организаторские способности.
Стабильная работоспособность, практически не зависящая ни от внешних, ни от внутренних факторов, позволяет сангвиникам успешно реализоваться во многих профессиях, где используется как физический, так и умственный труд. Коммуникативные навыки помогают проявить себя в сфере услуг, стать хорошими руководителями. Сангвиники легко адаптируются к любому графику работы, с готовностью принимают нововведения. Сангвинику подойдут профессии: педагога; администратора; журналиста; продавца; официанта; экономиста; менеджера по персоналу. Сангвиник может успешно справляться и с работой, требующей повышенного внимания к деталям и постоянной сосредоточенности (например, диспетчера, ювелира, токаря), но она будет ему, вероятнее всего, неинтересна. В целом сангвинику непросто работать, если нет четко сформулированных задач и конкретных, ясных правил деятельности, когда необходима большая доля творчества и инициативы, но этот тип темперамента наиболее универсален с точки зрения выбора профессии: сангвиник может найти себя практически в любой профессии. [4]
Холерик – человек-ураган. Он испытывает азарт, встречаясь с трудностями, обожает риск и активное времяпрепровождение. Временами склонен переоценивать свои возможности. Энергичен, но не всегда доводит дело до конца. В контактах импульсивен, эмоционален, открыт, прямолинеен и иногда даже агрессивен. У холерика очень широкий круг общения, но отношения с большинством людей довольно поверхностные. В компаниях человек с таким темпераментом обычно играет роль лидера, заводилы. Речь его тороплива, иногда сбивчива, часто эмоционально окрашена, подкрепляется яркой жестикуляцией и мимикой. Холерик всегда стремится к новому, поэтому он неусидчив и быстро устает от однообразных дел. Решения принимает моментально, но в дальнейшем нередко сожалеет о них и пересматривает свою позицию. Работоспособность сильно зависит от настроения, которое вообще часто меняется.
Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где важно уметь устанавливать контакты и располагать людей к себе. Человек с таким темпераментом легко включается в новую для себя деятельность, мгновенно приспосабливается к переменам и, наоборот, с трудом переносит однообразную, монотонную работу, быстро уставая от нее. Холерику сложно досконально изучать что-либо и долго, методично оттачивать нужный навык. Чтобы интерес к делу не угасал, такому человеку требуется постоянная эмоциональная вовлеченность, активность, новые идеи и впечатления. Благодаря устойчивости к стрессам из холериков получаются хорошие руководители. Им подойдут такие профессии: репортер; ведущий на радио и телевидении; режиссер; менеджер по продажам; PR-менеджер; гид-переводчик; рекламный и страховой агент. Часто холерики открывают собственное дело и становятся великолепными предпринимателями. В целом они могут добиться успеха на любом поприще, где работа будет организована по проектному принципу, когда специалист берется за определенную задачу, решает ее и затем переключается на новое дело. Важно выбирать такую сферу деятельности, где эффективность оценивается не по отработанному времени, а по результатам: холерику проще трудиться по собственному графику. Яркие примеры профессий, которые ему категорически не подходят, – оператор конвейера и архивариус. Стоит учитывать, что характер работы зачастую определяется не специальностью как таковой, а занимаемой должностью. В целом же профессия, где нужно чаще иметь дело с людьми и реже – с документами и техникой, подходит холерику идеально. Он лучше всего проявит себя там, где напористость и энергичность важнее, чем въедливость, скрупулезность и дотошность. [7]
Меланхолик чувствителен, раним и зачастую тревожен. Однако его переживания не особенно заметны внешне, поскольку в коллективе такой человек обычно замкнут. Круг его друзей узок, но отношения с ними у него складываются прочные и глубокие. Люди подобного склада хорошо переносят одиночество и быстро устают от общения, особенно с теми, кого плохо знают. При этом окружающие часто характеризуют меланхоликов как тактичных и наблюдательных. Такому человеку важна поддержка и одобрение, он с трудом переносит неудачи и болезненно воспринимает критику. В работе тщателен, исполнителен, внимателен к деталям.
Меланхоликам подойдет работа, требующая внимания к деталям и наблюдательности, но не связанная с общением. Замкнутый человек может состояться, например, как писатель, художник, кинокритик, бухгалтер или архитектор. Много людей с этим типом темперамента и среди известных ученых. Меланхолики с трудом переносят форс-мажоры и различные перемены, малейший стресс может свести их работоспособность на нет. Из них получаются хорошие аудиторы, аналитики, программисты, дизайнеры, копирайтеры, литературные редакторы и библиотекари. Поскольку меланхолики очень тонко чувствуют других людей, они становятся прекрасными психологами, но только если посвящают себя не групповым тренингам и модному сегодня коучингу, а индивидуальным консультациям, исследовательской и диагностической работе. Вообще, любой, даже монотонный с виду труд, доставит меланхолику радость, если в нем найдется применение его интеллектуальным и творческим способностям. Если же говорить о том, какие сферы деятельности людям с подобным темпераментом, наоборот, не подходят, то можно упомянуть, скажем, профессию рекламного агента. Непрестанное общение с незнакомцами, частые проявления неприязни со стороны окружающих, быстрый темп работы и поверхностность взаимоотношений – всё это совершенно чуждо подобным личностям. [5]
Флегматики отличаются уравновешенностью, устойчивостью к стрессам и пониженной эмоциональностью. Представители этого типа личности обладают самой стабильной нервной системой. Их характеризует медлительность во всем: в речи, в движениях, в деятельности, но знакомую и привычную работу они выполняют в среднем темпе и с высокой точностью. Потребность в общении у флегматиков невысока, поэтому круг их контактов весьма ограничен. При взаимодействии с окружающими они спокойны, немногословны и рассудительны. Флегматичные люди склонны к длительным колебаниям и сомнениям при принятии решений, но, сделав, наконец, выбор, неукоснительно следуют ему. Они любят порядок и стабильность во всех проявлениях: в делах, в отношениях, в увлечениях. Суета, внезапные перемены и непредвиденные обстоятельства утомляют и обескураживают таких людей.
Флегматик – рекордсмен по работоспособности, он, как никто другой, может долго и качественно выполнять любую монотонную работу, требующую тщательности. Его невозмутимость полезна во всех сферах деятельности, где требуется хладнокровно проанализировать ситуацию и принять решение. Флегматик незаменим в производстве, администрировании и везде, где требуется поддерживать процессы в стабильном состоянии. Флегматику хорошо подойдут профессии: диспетчер; лаборант; агроном; ветеринар; инженер; системный администратор; оператор базы данных; ювелир; корректор. Несмотря на невысокий уровень коммуникабельности флегматика, ему вовсе не противопоказаны профессии, связанные с общением, лишь бы это не были должности, где требуется его активная роль (например, менеджер по продажам), – врачом или бухгалтером он может быть вполне успешно. Флегматикам совершенно не подходит любая деятельность, требующая быстрого реагирования на внезапные изменения. Новые люди, на которых надо переключаться, непредвиденные ситуации и обстоятельства, резкая смена условий труда, – все это им не по душе. Поэтому флегматикам не рекомендуются такие профессии, как аниматор, журналист, секретарь, ведущий шоу. В целом для продуктивной деятельности флегматику требуется наличие четких инструкций, конкретных задач и точных сроков их выполнения. [6]
Вывод по главе 1.
Изучив учения о типах темперамента, научные подходы к теориям темперамента, я поняла, что психика каждого человека уникальна. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие особенности психической жизни, поведения и деятельности. Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше — для других.
Существует очень много подходов и учений о темпераменте. Однако при всём разнообразии подходов к проблеме учёные и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Из сказанного можно сделать вывод, что на успешность овладения профессией влияют особенности темперамента, его соответствие требованиям профессиональной деятельности.
Глава 2. Экспериментальное исследование, направленное на выявление типов темперамента.
В гипотезе работы было выдвинуто предположение о том, что темперамент личности влияет на выбор профессиональной деятельности. С целью подтверждения гипотезы в практической части было проведено исследование: определение типов темперамента по диагностическим материалам.
В исследовании приняли участие 28 учащихся 8-9 классов 3 школ Кошкинского района: ГБОУ СОШ с. Надеждено, ГБОУ ООШ с. Большая Романовка и Шпановский филиал ГБОУ СОШ с. Кошки.
Мною применялись следующая диагностическая методика: личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка). [8] Опросник предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих «шкалу лжи». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл. Из 28 учащихся 2 (7 %) показали недостоверные результаты. Причина, видимо в том, что хотелись казаться лучше.
Результаты представлены в приложение №2. Анализ результатов показал, что среди учащихся 8-9 классов встречаются следующие типы характеров:
- 4 % флегматики;
- 8 % сангвиники;
- 27 % холерики;
-38 % меланхолики;
-15 % меланхолический холерический
- 4 % флегматический меланхолический.
При анализе результатов получили:
Экстраверсия:
Нейротизм:
Мною были разработаны рекомендации для обучающихся 8-9 классов по выбору профессии с учётом темперамента, проведён классный час.
Выводы
Обобщив теоретический и диагностический материал, я пришла к следующим выводам:
Заключение
Одним из важных этапов в жизни любого человека является правильный выбор профессии. Неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих психологических и жизненных проблем.
Поэтому этот этап должен быть планомерным, детально обдуманным. Человек должен осознанно ответить на ряд вопросом: Что я хочу делать? Что я могу делать? Хватит ли сил длительно заниматься выбранной деятельностью? При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Чтобы не допустить ошибки в выборе профессии, важно учитывать тип темперамента и область предпочитаемых профессий.
Учащиеся с разным типом темперамента выбирают разные типы профессий и разные виды профессиональной деятельности. Человек, зная свой темперамент, может сделать правильный выбор будущей профессии, учитывая свои склонности и интересы.
Мы не можем изменить темперамент, поскольку это врожденная особенность человека, но можем способствовать формированию профессионально важных качеств личности, склонностей и интересов. Проведя исследовательскую работу, была выявлена взаимосвязь темперамента, индивидуальных свойств учащихся с выбором определенного вида деятельности и с успешностью в будущей профессиональной деятельности. То есть, человеку с определенным типом темперамента следует выбирать определенную профессиональную категорию.
Таким образом, я считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Тип темперамента значительно влияет на выбор будущей профессии.
В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы,- холериком, и, наконец, в исполнении решений – флегматиком.
В.Вундт.
Библиографический список:
Интернет-ресурсы:
Приложение №1
Тест Г. Айзенка и методика экспресс-диагностики
характерологических особенностей личности Т.В. Матолиной
В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард Айзенк, Личко др.).
Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант) и методику экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Т.В. Матолиной, поскольку сочетание этих методов позволит вам не только узнать психологические особенности вашего ребенка, но и предложит вам наиболее эффективные направления построения взаимоотношений с ним с учетом типа его личности.
В основе данного теста лежат особенности типа темперамента, где главными являются два вектора.
1. Экстраверсия—интроверсия характеризует основную индивидуальную направленность человека либо внутрь себя (интроверт), либо на окружающий мир и внешние события (экстраверт). Экстраверты — люди общительные, подвижные, импульсивные, эмоциональные, склонные к риску. Интроверты же, напротив, более замкнутые, спокойные, склонные к самоанализу, не очень общительные, осторожные и педантичные.
2. Нейротизм — эмоциональная устойчивость характеризует показатели стабильности или нестабильности нервной системы. Люди с высокими результатами по шкале нейротизма очень болезненно реагируют на неудачи и возникающие проблемы, склонны расстраиваться по пустякам, подвержены резким переменам настроения, тревожны и крайне чувствительны ко всему, что с ними происходит. Эмоционально устойчивые люди, напротив, не склонны переживать по пустякам, легко сдерживают свои эмоции и контролируют собственное эмоциональное состояние, отлично приспосабливаются к изменившимся ситуациям.
Инструкция:
На каждый из вопросов вы должны ответить «да» или «нет», причем правильным является тот ответ, который первым приходит вам на ум, поэтому, отвечая, не раздумывайте. Перед тем как приступить к заданию, возьмите чистый лист бумаги и поставьте на нем номера от 1 до 60. Этот лист будет служить вам карточкой для заполнения, где номер вопроса и номер ответа должны четко совпадать.
Опросник Айзенка
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?
4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?
14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»).
15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников? .
18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь себя усталым?
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
25. Ты обычно весел и всем доволен?
26. Обидчив ли ты?
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?
Ключ
1. Шкала лжи.
«Да» на вопросы под номерами 8, 16, 24, 28, 36, 44;
«Нет» на вопросы под номерами 4, 12, 20, 32, 40, 48.
Если количество совпадений превышает пять штук, то ученик едва ли был искренним, отвечая на вопросы. Поэтому правильность результатов и по всем остальным шкалам можно поставить под сомнение. Попросите его еще раз ответить на все вопросы, не обманывая себя и не стараясь казаться лучше, чем он есть на самом деле. Если количество ответов будет равно пяти или ниже, приступайте к подсчету остальных результатов.
2. Шкала экстраверсия—интроверсия.
«Да» на вопросы под номерами 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
«Нет» на вопросы под номерами 6, 33, 51, 55, 59.
3. Шкала нейротизма.
«Да» на вопросы под номерами 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.
Теперь на осях координат, приведенных ниже, постройте точку, соответствующую типу личности вашего ребенка. Отложите по горизонтальной оси (интроверсия—экстраверсия) суммарное количество баллов «Э». По вертикальной оси отложите количество баллов «Н». Точка пересечения перпендикуляров к осям и будет точкой, характеризующей личность ученика и тип его темперамента.
Нормативы для подростков 12 – 17 лет: экстраверсия (Э) – 11 – 14 баллов, «ложь» - 4 – 5 баллов, нейротизм (Н) – 10 – 15 баллов.
Теперь посмотрите на «круг Айзенка», где он приводит основные характеристики людей с присущим ребенку типом темперамента.
Приложение № 2
Таблица № 1
п/п № | Учащийся | Класс | Показатель интроверсии-экстраверсии | Показатель эмоциональной стабильности (нестабильности) | Тип темперамента (по В. Белову) |
1. | М. К. | 8 | Потенциальный интроверт | Потенциальный дискордант | Меланхолик |
2. | М. П. | 8 | Потенциальный экстраверт | Дискордант | Холерик |
3. | Н. М. | 8 | Потенциальный экстраверт | Нормастеник | Меланхолический-холерический |
4. | С. А. | 8 | Амбиверт | Нормастеник | Меланхолический-холерический |
5. | Т. А. | 8 | Экстраверт | Потенциальный конкордант | Меланхолик |
6. | Ч. В. | 8 | Сверх интроверт | Потенциальный дискордант | Сангвиник |
7. | Ю. Р. | 8 | Потенциальный экстраверт | Сверх конкордант | Меланхолик |
8. | Р. Ю. | 8 | Экстраверт | Сверх конкордант | Меланхолик |
9. | А. А. | 9 | Амбиверт | Нормастеник | Холерик |
10. | Б. А. | 9 | Амбиверт | Потенциальный дискордант | Холерик |
11. | М. В. | 9 | Амбиверт | Дискордант | Холерик |
12. | Ч. С. | 9 | Потенциальный экстраверт | Нормастеник | Холерик |
13. | С.С. | 9 | Интроверт | Нормастеник | Флегматичный холеричный |
14. | П. А. | 9 | Амбиверт | Дискордант | Меланхолик |
15. | Х. А. | 9 | Амбиверт | Дискордант | Меланхолический холерический |
16. | С. А. | 9 | Сверх интроверт | Потенциальный дискордант | Меланхолик |
17. | П. М. | 9 | Интроверт | Конкордант | Флегматик |
18. | К. М. | 9 | Сверх экстраверт | Конкордант | Меланхолик |
19. | В. Э. | 9 | Экстраверт | Дискордант | Холерик |
20. | Ю. И. | 9. | Потенциальный экстраверт | Потенциальный конкордант | Меланхолик |
21. | С. Д. | 9 | Потенциальный интроверт | Нормастеник | Флегматик |
22. | К. И. | 9. | Потенциальный экстраверт | Потенциальный конкордант | Сангвиник |
23. | И. А. | 9 | Амбиверт | Дискордант | Меланхолический холерический |
24. | С.С. | 9 | Амбиверт | Дискордант | Холерик |
25. | С. А. | 9 | Потенциальный экстраверт | Конкордант | Меланхолик |
26. | М. Г. | 9 | Потенциальный экстраверт | Сверх конкордант | Меланхолик |
Рисуем белые грибы пастелью
Солнечная система. Взгляд со стороны
Рисуем подснежники гуашью
Заколдованная буква
Где спят снеговики?