Актуальность состоит в неуклонном росте социальных сетей, проблеме «зомбирования» молодежи социальными сетями, влияние социальных Сетей на психическое и физическое состояние учеников.
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_po_informatike_2022_g.docx | 310.39 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Арская средняя общеобразовательная школа №7"
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему
«Негативное влияние социальных сетей на здоровье учеников»
Выполнила: ученица 9 класса
Ахметшина Азалия Юрисовна
Преподаватель: учитель информатики
Зиннатуллин Фидарис Файсалович
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР | 5 |
1.1 Социальная сеть | 5 |
1.2 Принцип работы социальных сетей | 5 |
1.3 Виды социальных сетей | 6 |
1.4 История появления и распространения интернет ресурсов | 7 |
1.5Самые крупные социальные сети | 9 |
1.6 Опасности социальных сетей | 13 |
1.7 Положительное влияние социальных сетей | 14 |
ГЛАВА 2. СОБСТВЕННЫЕ ИСCЛЕДОВАНИЯ | 16 |
2.1 Материалы и методы исследования | 16 |
2.2 Анализ, обработка и оформление результатов | 17 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 31 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 32 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 33 |
Приложение 1. Анкета «Влияние социальных сетей на здоровье учащихся » | |
Приложение 2.Буклет «Безопасное и правильное использование социальных сетей» | |
Приложение 3. Тезисы выступления |
ВВЕДЕНИЕ
Телевидение и компьютерные технологии, принеся в нашу жизнь и работу +массу полезных функций, стали проявлять и свою обратную, не совсем приглядную сторону. Все прелести и преимущества информационной эпохи имеют и отрицательные моменты, порой довольно вредоносные для человека.
Телевидение и интернет имеют огромное воздействие на психическое и физическое здоровье детей и подростков. Сегодня многие авторитетные психологи иначе как «бомба замедленного действия» телевизор и интернет и не называют. По их словам, «Бомба» эта наносит удар по детскому и подростковому организму не сразу, а исподволь, незаметно, но «взрыв» ее приносит много бед, вред от которых иногда бывает необратим. Так как постоянный мелькающий экранный калейдоскоп превосходит порог восприимчивости подростка, то мозг его начинает воспринимать информацию без ее переработки и проведения каких-либо логических связей.
Уже в первые годы использования компьютеров, так как у пользователей стали стремительно развиваться специфические, так называемы «Компьютерные болезни»
Что такое Интернет? Определимся. Интернетом называют специальную систему объединенных компьютерных сетей, которая позволяет хранить информацию и обмениваться ею. Компьютерная сеть – это несколько компьютеров, соединённых при помощи кабеля или обмена информацией.
В 1995 году появилась первая социальная сеть Classmates.com., которую создал Рэнди Конрад.
Сегодня социальные сети являются неотъемлемым атрибутом жизни многих подростков. Некоторые готовы целыми днями проводить свое время в своем виртуальном мире. Более половины подростков почти все свое свободное время проводят в социальных сетях и посещают их не менее одного раза в день. Около четверти молодых людей посещают свои странички соц. Сетей более 10 раз в сутки.
Актуальность состоит в неуклонном росте социальных сетей, проблеме «зомбирования» молодежи социальными сетями, влияние социальных Сетей на психическое и физическое состояние учеников
Цель: изучить влияние социальных сетей на психическое состояние учеников
Задачи:
1.провести теоретический обзор литературы по данной теме;
2.изучить влияние социальных сетей на психику и личность учащихся;
3.рассмотреть отрицательное влияние социальных сетей на здоровье учащихся;
4.разработать рекомендации для учащихся по безопасному и правильному использованию социальных сетей.
Объекты исследования: учащиеся Арской средней школы №7
Единица исследования: ученик
Предмет исследования: влияние социальных сетей на здоровье учащихся .
Место исследования: МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №7»
Время исследования:2021-2022 учебный год.
Практическая значимость: разработаны рекомендации в виде буклетов по безопасному и правильному использованию социальных сетей и проведены беседы на занятиях физики.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 Социальная сеть
Социальная сеть – ресурс для обеспечения взаимоотношений между людьми либо организациями в Интернете.
Основная цель такого сервиса – сделать интернет-общение между удаленными друг от друга пользователями максимально простым.
Некоторые такие сайты работают только в пределах одной страны или популярны у определенного языкового сегмента, другие – международный формат и на них зарегистрированы люди из разных стран.
1.2 Принцип работы социальных сетей
-Создание страницы или аккаунта.
- В нем он может указать или не указывать свои интересы, увлечения, место работы и учебы, место проживания и другие данные. Опасность указывания своих личных данных заключается в том, что злоумышленники могут воспользоваться ими в личных целях.
- С помощью поиска по сайту, интеграцией с электронной почтой или номером телефона, аккаунта в других, он может найти других людей, которых он знает или познакомиться с новыми друзьями. Но наряду с этим, злоумышленники могут представляться другими именами, указать не свой пол, возраст и тд.,тем самым вводя в заблуждение доверчивых подростков.
- Также можно найти людей, разделяющих те же интересы и увлечения, что зарегистрировавшийся.
- Теперь с этими людьми можно беспрепятственно общаться, а для упрощения этого процесса их можно добавить в друзья. Но стоит уметь отличать здравомыслящего человека от злоумышленника.
- После регистрации вы также можете пользоваться остальным дополнительным функционалом. Стоит уметь выбирать нужные для себя возможности соц.сетей для того, чтобы не стать зависимыми от них.
Общение доступно только зарегистрированным членам, хотя информация из некоторых групп доступна к прочтению и незарегистрированным на сайте людьми.
Вам же лично может написать только тот человек, у которого есть аккаунт, или только тот, кто добавлен в друзья (в зависимости от настроек приватности страницы).
При регистрации надо уделить большое внимание настройкам приватности. От них зависит то, кто именно сможет видеть вашу страницу в интернете, кто сможет писать вам и видеть ваши фото и другую информацию.
1.3 Виды социальных сетей
Самыми известными на сегодняшний день социальными сетями являются ВКонтакте, Instagram, WhatsApp, Telegram, Facebook, Twitter, Tik-Tokи другие.
Вконтакте-особенно популярен среди русскоязычных пользователей, позволяет пользователям отправлять друг другу сообщения, создавать собственные страницы и сообщества, обмениваться изображениями, тегами, аудио- и видеозаписями, играть в браузерные игры.
Instagram (Инстаграм) — приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей.
WhatsApp— популярная бесплатная система обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой связи и видеосвязи. Позволяет пересылать текстовые сообщения, изображения, видео, аудио, электронные документы и даже программные установки через Интернет.
Telegram — программа, которая призвана заменить обмен привычными сообщениями.Общаться можно как с конкретными пользователями, которые уже установили приложение, так и организовывать групповые чаты до 200 человек.
Facebook-чем-то схож с ВКонтакте. Он так же позволяет Вам создать профиль с фотографией и информацией о себе, приглашать друзей, обмениваться личными сообщениями, изменять свой статус, оставлять сообщения как на своей так и на чужой «стенах», загружать фотографии и видеозаписи, создавать группы.
Twitter- социальная сеть для публичного обмена сообщениями при помощи веб-интерфейса, SMS, средств мгновенного обмена сообщениями или сторонних программ-клиентов для пользователей интернета любого возраста. Публикация коротких заметок в формате блога получила название «микроблогинг».
Tik-Tok — социальная сеть, в которую пользователи выкладывают короткие ролики от 30 до 60 секунд. В приложение встроенвидеоредактор с масками, стикерами, популярной музыкой и эффектами.
1.4 История появления и распространения интернет ресурсов
История Интернета началась с разработки компьютеров в 1950-х годах и появления научных и прикладных концепций глобальных вычислительных анализов почти одновременно в разных странах, в первую очередь в научных и военных лабораториях в США, Великобритании и Франции.
Принципы, по которым строится Интернет, впервые были применены в сети ARPANET, созданной в 1969 году по заказу американского агентства DARPA. Используя наработки ARPANET, в 1989 году Национальный научный фонд США создал сеть NSFNET для связи между университетами и вычислительными центрами. В отличие от закрытой ARPANET подключение к NSFNET было достаточно свободным и к 1992 году к ней подключились более 7500 мелких сетей, включая 2500 за пределами США. С передачей опорной сети NSFNET в коммерческое использование появился современный Интернет.
Первоначально, как и в случае с предыдущими сетями, система, которая впоследствии должна была превратиться в Интернет, главным образом предназначалась для использования правительством и государственными органами.
Тем не менее, интерес к коммерческому использованию Интернета вскоре стал широко обсуждаемой темой. Хотя коммерческое использование было запрещено, точное определение коммерческого использования было неясным и субъективным. UUCPNet не имели таких ограничений, что в конечном итоге привело к официальному запрету на использование UUCPNet при соединениях через ARPANET и NSFNET. Однако некоторые ссылки UUCP всё ещё продолжали подключаться к этим сетям, поскольку администраторы закрывали глаза на их работу.
В 1980-х годах исследования британского учёного Тима Бернерса-Ли в ЦЕРН в Швейцарии привели к созданию Всемирной паутины в результате соединения гипертекстовых документов в информационную систему, доступную из любого узла сети.
В результате в конце 1980-х годов были сформированы первые интернет-провайдеры. Первым коммерческим интернет-провайдером в США был The World, созданный в 1989 году.
В 1992 году Конгресс США принял Закон о науке и передовой технике, раздел 42 Кодекса США, 1862, который позволил Национальному научному фонду поддерживать доступ исследовательских и образовательных сообществ к компьютерным сетям, которые не использовались исключительно для исследовательских и образовательных целей, что позволило NSFNET наладить взаимосвязь с коммерческими сетями. Это вызвало разногласия в исследовательском и образовательном сообществах, обеспокоенных коммерческим использованием сети, которое могло привести к тому, что Интернет стал бы меньше отвечать их потребностям, а также среди поставщиков сетевых услуг, считавших, что правительственные субсидии приносят некоторым организациям несправедливое преимущество].
Один из создателей сети «Релком» Дмитрий Бурков указывает, что в эти времена в странах Европы было такое законодательство, при котором частный бизнес в области связи был невозможен. В 2007 году он сообщал: «Если бы Европа не пошла в девяносто третьем году на либерализацию связи и на приватизацию, мир был бы другим, и российский Интернет в первую очередь. Просто потому, что до девяносто третьего года связь была государственной монополией … Ведь почему мы работали, как EurOpen и EUnet, сеть некоммерческой общественной организации, просто потому, что иное в области связи было в ту пору законодательно запрещено. Частное предпринимательство в сфере связи попросту не могло иметь места. И тот же SUUG мы ведь организовали, и стали членами EurOpen, не потому, что была какая-то особая нужда в такой оргструктуре, а в первую очередь, чтобы не подставлять сотрудничавших с нами европейцев».
Начиная с середины 1990-х годов Интернет имеет кардинальное влияние на культуру, торговлю и технологии, в том числе за счёт распространения практически мгновенного общения через электронную почту, мгновенного обмена сообщениями, телефонной связи по интернет-протоколу, телефонных звонков, видеосвязи, а также Всемирной паутины с дискуссионными форумами, блогами, социальными сетями и интернет-магазинами. Завышенные рыночные ожидания от этих процессов в 2000 году привели к биржевому краху, известному как «Пузырь доткомов».
Исследовательские и образовательные сообщества продолжают использовать и развивать передовые сети, такие как Janet в Великобритании и Интернет в США. Всё большее количество информации передаётся на высоких скоростях по оптоволоконным сетям, работающим со скоростью 1 Гбит/с, 10 Гбит/с и выше. Обычной практикой стало встраивание оптических кабелей в громоотводные тросы повсеместно протянутых ЛЭП, протягивание цифровых кабелей вдоль железных дорог, по дну морей и океанов. Захват Интернетом сферы глобальной связи по историческим меркам был практически моментальным: в 1993 году он передавал лишь 1 % информации, проходящей через двусторонние телекоммуникационные сети, 51 % в 2000 и более чем 97 % дистанционной информации в 2007 году. В настоящее время Интернет продолжает развиваться, чему способствует всё большее количество информации в режиме онлайн, сетевой торговли, развлечений и социальных сетей.
1.5Самые крупные социальные сети
Современную жизнь уже сложно представить без социальных сетей, которые плотно вошли в нашу жизнь. С каждым годом их популярность растёт, вовлекаются новые участники, появляются новые форматы общения. Сами платформы все активнее конкурируют между собой за пользователя, развивая и улучшая свой продукт.
Одна из первых социальных сетей сайт для общения между людьми (аналог “Одноклассников”) — «Classmates.com» была запущена в 1995 году и сохранила актуальность до наших дней. Всего же, на данный момент, в мире уже насчитывается более 400 подобных ресурсов.
В битве за внимание аудитории, отчетливо прослеживается конкуренция между китайскими и американскими компаниями, создающими схожие продукты. При этом, стоит отметить, что в КНР существует более жесткая цензура.
Стоит отметить, что социальная сеть может существовать в формате:
Сегодня вашему вниманию мы представляем 10 самых популярных социальных сетей в 2020 году, согласно рейтингу портала Statista.com, в котором ранжирование осуществляется по количеству активных пользователей (мы публикуем обзор, в котором не учитывались мессенджеры) (Таблица 1.1).
Таблица 1.1
Рейтинг социальных сетей
Рейтинг (2020) | Количество активных пользователей |
1. Facebook | 2.6 млрд пользователей |
2. Youtube | 2.0 млрд пользователей |
3. Instagram | 1.08 млрд пользователей |
4. TikTok | 0.8 млрд пользователей |
5. QZone | 0.5 млрд пользователей |
6. Twitter | 0.32 млрд пользователей |
Открывает рейтинг американский ресурс Twitter. Его активная аудитория по данным Statista.com на 2020 год насчитывает порядка 0.32 млрд пользователей. Площадка была создана в 2006 году для бесплатного обмена короткими сообщениями между людьми разных возрастов и профессий.
Высокая скорость передачи информации — отличительная особенность странички. Например, если по телевизору мысль распространяется в массы в среднем за 2 часа, то здесь время сокращено до минимума. Однако, следует учесть, что максимальный объем текстовой информации в сообщении ограничен 280 символами. Данный формат взяли на вооружение многие СМИ, политики и различные учреждения, чтобы максимально быстро доводить свежие новости до аудитории.
Пользователи здесь могут делиться как своими мыслями, так и ссылками на различные публикации. Ежедневно здесь создается порядка 500 миллионов «твитов».
Основной доход ресурсу приносят лицензирование данных и рекламная деятельность. Сейчас в компании работают порядка 4000 сотрудников.
Шестое место в рейтинге самых популярных социальных сетей в мире занимает QZone со своей внушительной аудиторией в полмиллиарда пользователей. Основная часть посетителей проживает в Китае, но интерфейс адаптирован и для других языков.
Платформа была основана в Поднебесной компанией TencentInc. в 2005 году. Сейчас это — полноценная альтернатива запрещенным в КНР Facebook и Twitter.
Здесь люди могут:
Преимуществом проекта является возможность адаптировать интерфейс согласно своим вкусовым предпочтениям. Однако, хозяева ресурса неплохо зарабатывают на расширенном функционале, получить который можно, лишь заплатив за премиальную подписку. В QZone это именуется как статус “Желтого бриллианта”.
Учитывая тот факт, что 150 миллионов пользователей делают обновления своей страницы не реже раза в месяц, ресурс имеет все шансы в будущем занять более высокое место в рейтинге.
Четвертой в рейтинге становится социальная сеть для публикаций короткометражных роликов — TikTok. Несмотря на то, что ресурс был создан пекинской компанией «ByteDance» лишь в 2018 году, сейчас аудитория платформы насчитывает порядка 0.8 миллиардов пользователей по всему миру. Популярное приложение в последнее время бьет все мыслимые рекорды по количеству скачиваний
Авторы позиционируют свой продукт как источник вдохновения и радости. К примеру, творческие натуры на данной площадке имеют следующие возможности:
При этом, актуальную ленту для конкретного посетителя создает искусственный интеллект, на основе анализа предпочтений. Поэтому, активные пользователи проводят в TikTok около часа в день. Не удивительно, что “звезды” ресурса способны зарабатывать баснословные деньги. К примеру, максимальный доход автора в 2020 году составил 5 млн долларов США.
Модная в наши дни социальная сеть для обмена визуальными файлами — Instagram открывает тройку лидеров. Количество ее активных посетителей в 2020 году установилось на отметке 1.08 миллиардов.
Ресурс был создан в 2010-м году. Сервис появился на свет путем совместной работы программистов из Сан-Франциско — Кевина Систрома и Майка Кригера. Уже через год после выхода в массы, число загруженных на интернет-ресурс изображений достигло 100 миллионов. Интересный факт — самой популярной фотографией за 2019 год, размещенной в Instagram стало изображение куриного яйца!
Согласно оценкам аналитиков, в России приложением пользуется порядка 14% пользователей Интернета. Всего же, популярный раздел InstagramStories посещают на ежедневной основе не менее полмиллиона граждан.
Отличной восприимчивостью аудитории к рекламной информации успешно пользуются продавцы товаров и услуг. Они могут общаться с потенциальными покупателями через сервис личных сообщений — Direct, а также отмечать изображения хэштегами для быстрого поиска нужного предмета.
На втором месте рейтинга расположился видео-ресурс Youtube. Количество активных пользователей этой социальной сети на 2020-й год составляет порядка 2 миллиардов пользователей.
Сервис появился на свет в 2005 году в результате совместных усилий трех специалистов компании PayPal. Они изобрели уникальную технологию загрузки видео хорошего качества в сжатом формате.
Сегодня, популярный ресурс предоставляет своим посетителям возможность:
Сейчас проект активно наполняется видеороликами. Например, уже в 2012 году за минуту на ресурс загружалось порядка 60 часов видео. Контента загружается так много, что в 2019 году Youtube был вынужден усилить меры по недопущению распространения нежелательного контента (опасные для жизни испытания, насилие, телефонные розыгрыши и др.).
Основной доход компании приносят вознаграждения от рекламодателей. Чтобы отключить рекламу и получить некоторые полезные опции, пользователю предоставляется возможность покупки премиум-аккаунта, что является также дополнительным источником дохода для самого Youtube.
Самой популярной социальной сетью в мире на 2021-й год, по версии сайта Statista.com, является Facebook. Проект появился в 2004 году. Его разработала компания студентов во главе с Марком Цурекбергом. Первоначально, ресурс рассматривался как средство для общения абитуриентов Гарвардского университета.
Сейчас, эта социальная сеть предлагает пользователям обширный спектр возможностей. Например:
С 2015 года в новостной ленте посетителей стали появляться рекламные публикации, соответствующие их интересам. Годом позже, вышла опция под названием «Мероприятия». Она помогает пользователям не пропустить важное событие. В наши дни, ведутся разработки новых функций, собственной платформы для игр и собственного мессенджера.
1.6 Опасности социальных сетей
О том, что постоянное блуждание в социальных сетях влияет на детей не очень благоприятно мы подозревали всегда. Однако, в современном мире выделяют несколько основных опасностей, которые могут навредить вашему чаду при бесконтрольном доступе в интернет:
Быстрое привыкание и формирование зависимости. Соцсети устроены таким образом, что в них содержится достаточно много разноплановой информации, здесь можно пообщаться с друзьями, похвастаться новыми фотографиями, почитать новости, узнать о новой технике вязания и так далее. Это приводит к тому, что подросток, попавший в соцсети, не может вырваться оттуда долгое время и все время стремится возвращаться туда за новой информацией;
1.7 Положительное влияние социальных сетей
Анализируя проведенную работу, посещенные страницы веб-ресурсов я пришла к выводу, что социальные сети могут принести также и массу полезного. Многие скептики говорят о том, что на социальные сети тратится много времени, и действительно, большей части опрошенных респондентов не хватает времени в сети, они хотели бы увеличить время нахождения в «контакте», но я не рассматриваю такое занятие как бесполезную трату времени. Просматривая страницы можно:
О вреде интернета опубликовано очень много разнообразной информации: интернет «затягивает», вирусы, спам и т.д. Но ведь это уже не вина интернета, социальных сетей, а вина конкретных пользователей. Сегодня есть масса способов оградить себя от нежелательной информации. Что плохого в том, чтобы обсудить с другом интересную фотографию, или через «аську» поделиться с одноклассником домашним заданием, или поделиться своими впечатлениями от поездки, путешествия, важного события, или высказать свои переживания по-поводу прочитанной книги, просмотренного фильма. Я считаю, что страшного здесь ничего нет, социальные сети здесь ни причем, главное в том кто, для каких целей и как их использует. Мы не всегда можем попасть туда, куда нам хотелось бы. Многие друзья, родственники живут в других городах, селах, районах нашей страны. Общение в социальных сетях способно стереть пространственную удаленность, и многие благодарны за такую возможность «Одноклассникам», «Контакту», «Скайпу», за возможность ощущать поддержку, рассчитывать на понимание людей находящихся очень далеко. В сети можно выкладывать фотографии, отправлять сообщения, обмениваться информацией, значительно расширить круг своего общения. Можно создавать группы по интересам. Социальные сети могут помочь сэкономить время и деньги. Например, родственники, друзья живут на Украине, в Белоруссии, Армении или Швейцарии. Можно позвонить по телефону, а можно отправить сообщение или связаться по скайпу. Какой вариант предпочтительнее? Я думаю, ответ очевиден. Среди опрошенных респондентов 3 высказались за преимущества социальных сетей.
«Я за социальные сети. В свободное время подростки должны находится в социальных сетях, там они могут общаться со сверстниками, родственниками, получают там много информации, развлекаться и просто с удовольствием проводить время!»
«В сетях можно проводить свободное время, общение с друзьями, фото родственников, которые живут далеко, высказывать свою точку зрения по каким-либо темам».
«Социальные сети - огромный плюс, потому что в них можно познакомиться с новыми людьми. Пообщаться с теми, кто далеко от нас».
ГЛАВА 2. СОБСТВЕННЫЕ ИСCЛЕДОВАНИЯ
2.1 Материал и методы исследования.
Объект исследования: учащиеся МБОУ « Арской средней школы №7»
Единица исследования: ученик
Предмет исследования: влияние социальных сетей на здоровье учащихся
Место исследования: МБОУ « Арская средняя общеобразовательная школа №7»
Методы исследования: анкетирование учеников 9-10 классов последующей статистической обработкой данных.
Охват: 36 учащихся
Время исследования: 2021-2022 учебный год.
Практическая значимость: разработаны рекомендации для учащихся по
профилактике зависимости от интернета и доведены до их сведения на занятиях физики.
2.2 Анализ, обработка и оформление результатов
Результаты анкетирования учащихся 9-10 классов Арской средней школы №7
1. В анкетировании приняли участие 36 учащихся, из которых всего 12 (33%)
мальчиков , 24 девочек (67%). (Таблица 2.1, Рис. 2.1).
Таблица 2.1
Пол анкетируемых учеников
Варианты ответов | Количество учащихся (чел) | Количество учащихся (%) |
мужской | 12 | 33 |
женский | 24 | 67 |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.1 Пол анкетируемых учащихся
2. Основную часть респондентов (69%) составили учащиеся в возрасте 15лет, 31% - 16 лет. (Таблица 2.2, Рис.2.2) .
Таблица 2.2
Возраст респондентов
Варианты ответов | Количество учащихся (чел) | Количество учащихся (%) |
15 лет | 25 | 69 |
16 лет | 11 | 31 |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.2 Возраст респондентов
3. В результате исследования выяснилось, что большинство людей подтолкнуло зарегистрироваться в социальных сетях любопытство (50%), по совету друзей – 36%, желание завести новых друзей – 11%, по принципу «Куда все, туда и я» -3%. (Таблица 2.3, Рис. 2.3).
Таблица 2.3
Причина регистрации в соц.сетях
Варианты ответов | Количество студентов (чел) | Количество студентов (%) |
друзья | 13 | 36 |
любопытство | 18 | 50 |
желание завести новых друзей | 4 | 11 |
куда все,туда и я | 1 | 3 |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.3Причина регистрации в социальных сетях
4. В результате исследования выяснилось, что у 39% учеников количество друзей во ВКонтакте составляет 51-100 человек, у 8% – 101-200, у 44% – до 50 человек , у 6% - 201-500 человек , у 3% - более 500. (Таблица 2.4, Рис.2.4).
Таблица 2.4
Количество друзей во ВКонтакте
Варианты ответов | Количество учеников (чел) | Количество учеиков(%) |
до 50 | 16 | 44 |
51-100 | 14 | 39 |
101-200 | 3 | 8 |
201-500 | 2 | 6 |
более 500 | 1 | 3 |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.4 Количество друзей в В Контакте.
5.Результаты исследования показали, что большинство (31%) не ведут подсчет времени, которое проводят в социальных сетях, 19%- проводят около трех часов в сутки в соц.сетях, 28% – от часа до трех часов, 11%- от 20 минут до часа и 11%- 15-20 минут в сутки. (Таблица 2.5, Рис.2.5).
Таблица 2.5
Время, проведенное в социальных сетях
Варианты ответов | Количество учеников (чел) | Количество учеников (%) |
15-20 минут | 4 | 11 |
от 20 минут до часа | 4 | 11 |
от часа до трех | 10 | 28 |
больше трех часов | 7 | 19 |
не ведут подсчеты | 11 | 31 |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.5 Время, проведенное в социальных сетях.
6. Результаты анкетирования показали, что 5 человек (14%) в социальных сетях привлекает прослушивание музыки, 21 человек (58%) – общения с друзьями\родственниками, 1человек (3%) – просмотр видеозаписей и 9 человек (25%) привлекает все вышеперечисленное(Таблица 2.6, Рис.2.6).
Таблица 2.6
Привлекательные черты социальных сетей.
Варианты ответов | Количество учеников (чел) | Количество учеников (%) |
общение с друзьями\ родственниками | 21 | 58 |
прослушивание музыки | 5 | 14 |
просмотр видеозаписей | 1 | 3 |
игры в приложения | - | |
все вышеперечисленное | 9 | 25 |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.6.Привлекательные черты социальных сетей.
7.По результатам опроса выяснилось, что 29 учеников (80%) выкладывают в социальные сети только необходимую, минимальную информацию о себе, а остальные 5 учеников (14%)- ФИО, пару фотографий, место учебы, и 2 ученика (6%)- всю информацию о себе. (Таблица 2.7, Рис. 2.7).
Таблица 2.7
Личная Информация в социальных сетях
Варианты ответов | Количество учеников (чел) | Количество учеников(%) |
ФИО, пара фотографий, место учебы/работы | 5 | 14 |
вся информация о себе | 2 | 6 |
только необходимое, минимум | 29 | 80 |
Итого
| 36 | 100 |
Рис. 2.7. Личная Информация в соц.сетях
Таблица 2.8
Наличие зависимости от социальных сетей у учеников
Варианты ответов | Количество учащихся (чел) | Количество учащихся (%) |
да,зависим | 7 | 19 |
нет, не зависим | 19 | 53 |
немного зависим | 10 | 28 |
Итого | 36 | 100 |
Рис.2.8 Наличие зависимости от социальных сетей у учеников
9.Результаты исследования показали, что, если пользование соц.сетями станет платным, то при умеренной цене 10 учеников (28%) а 18 учеников (50%) откажутся от соц.сетей, остальные 22% затруднились ответить.(Таблица 2.9, Рис. 2.9).
Таблица 2.9
Платное пользование всеми соц.сетями
Варианты ответов | Количество учеников (чел) | Количество учеников (%) |
да, независимо от цены | - | |
да, если цена будет умеренной | 10 | 28 |
нет, пустая трата денег | 18 | 50 |
затрудняюсь ответить | 8 | 22 |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.9 Платное пользование всеми соц.сетями
10. Результаты анкетирования показали, что для 16 учеников (44%) интернет – ежедневная потребность, для 14 учеников (39%)- помощь в случае необходимости, для 4 (11%) – досуг, а для 2 учеников (6%) – трата времени.(Таблица 2.10, Рис. 2.10).
Таблица 2.10
Интернет и его предназначение для учеников
Варианты ответов | Количество учащихся (чел) | Количество учащихся (%) |
ежедневная потребность | 16 | 44 |
помощь в случае необходимости | 14 | 39 |
досуг | 4 | 11 |
трата времени | 2 | 6 |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.10 Интернет и его предназначение для учеников
11.Результаты опроса показали, что в использовании 35 учащихся (97%) предпочитают ВКонтакте, Instagram, WhatsApp, Telegram, 1 человек (3%)- Facebоok.(Таблица 2.11, Рис. 2.11).
Таблица 2.11
Часто используемые социальные сети
Варианты ответов | Количество учеников (чел) | Количество учеников(%) |
ВКонтакте, Instargam, WhatsApp, Telegram | 35 | 97 |
- | ||
1 | 3 | |
Одноклассники | - | |
все вышеперечисленное | - | |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.11 Часто используемые социальные сети
12.По результатам анкетирования выяснилось, что для большинства, 23 учеников (64%), социальные сети приносят пользу в поиске нужной информации, для 13 учеников (36%) – помощь в учебе. (Таблица 2.12, Рис. 2.12)
Таблица 2.12
Польза социальных сетей
Варианты ответов | Количество учеников (чел) | Количество учеников (%) |
помощь в учебе | 13 | 36 |
быстрый поиск нужной информации | 23 | 64 |
никакой пользы | - | |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.12 Польза социальных сетей
13. 8 учеников (22%) Выбирают Вконтакте, Instagram, WhatsApp, Telegram, а не Twitter, Facebook, Одноклассники, потому что в них больше возможностей; 13 учеников (37%) делают такой выбор, потому что эти соц.сети популярнее, 8 учеников (22%) – удобный интерфейс, 7 учеников (19%) – друзья пользуются этими социальными сетями.(Таблица 2.13, Рис. 2.13).
Таблица 2.13
Причина выбора ВКонтакте, Instagram, WhatsApp, Telegram
Варианты ответов | Количество учеников (чел) | Количество учеников (%) |
удобный интерфейс | 8 | 22 |
популярность этих соц.сетей | 13 | 37 |
множество возможностей | 8 | 22 |
друзья пользуются этими соц.сетями | 7 | 19 |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.13 Причина выбора ВКонтакте, Instagram, WhatsApp, Telegram
14. По результатам опроса на успеваемость в учебе 25 учеников (69%) пользование соц.сетями не сказывается, а остальные 11 учеников (31%) ответили, наоборот.(Таблица 2.14, Рис. 2.14).
Таблица 2.14
Отражение пользования соц.сетями на учебе
Варианты ответов | Количество учеников (чел) | Количество учеников (%) |
да | 11 | 31 |
нет | 25 | 69 |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.14 Отражение пользования соц.сетями на учебе
15.У 78% респондентов нет друзей, а у оставшихся 22% есть друзья, не зарегистрированных в социальных сетях (Таблица 2.15, Рис. 2.15).
Таблица 2.15
Друзья, которые не зарегистрированы в социальных сетях
Варианты ответов | Количество учеников (чел) | Количество учеников (%) |
да,есть | 8 | 22 |
нет, не имеется | 28 | 78 |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.15 Друзья, которые не зарегистрированы в социальных сетях
16. Большинство респондентов (67%) находят социальные сети не опасными для подростков, остальные 33% видят опасность. (Таблица 2.16, Рис. 2.16).
Таблица 2.16
Опасность социальных сетей
Варианты ответов | Количество учеников (чел) | Количество учеников (%) |
Да, опасны | 12 | 33 |
Нет, не опасны | 24 | 67 |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.16 Опасность социальных сетей
17. 50% учеников считают, что социальные сети опасны тем, что подростков могут призывать к нелегальным, суицидным, противозаконным действиям; 14% считают, что опасность представлена во вредном, давящем контенте, все перечисленное, в том числе оторванность от социальной жизни, опасным считают 28% учеников. (Таблица 2.17, Рис. 2.17).
Таблица 2.17
Вред социальных сетей
Варианты ответов | Количество учащихся (чел) | Количество учащихся (%) |
подростков могут призывать к нелегальным, суицидным действиям. | 18 | 50 |
оторванность от социальной жизни | 10 | 28 |
воздействие на здоровье | 3 | 8 |
вредный, давящий контент | 5 | 14 |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.17 Вред социальных сетей
18. Все ученики (100%) пользуются смартфонами. (Таблица 2.18, Рис. 2.18).
Таблица 2.18
Гаджеты, используемые студентами.
Варианты ответов | Количество учеников (чел) | Количество учеников (%) |
смартфон | 36 | 100 |
ноутбук | - | - |
планшет | - | - |
компьютер | - | - |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.18 Гаджеты, используемые студентами
19.Результаты анкетирования показали, что 69% учащихся считают, что побороть зависимость от социальных сетей можно путем ограничения времени на использование гаджетов, 14% - использования социальных сетей как проводник ценных мыслей, 17% - избежание соц.сетей с пустым контентом.(Таблица 2.19, Рис. 2.19).
Таблица 2.19
Пути борьбы с зависимостью от социальных сетей
Вариаты ответов | Количество учеников (чел) | Количество студентов (%) |
ограничение времени на использование гаджетов | 25 | 69 |
использование соц.сетей как проводник ценных мыслей | 5 | 14 |
избежание соц.сетей с пустым контентом | 6 | 17 |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.19 Пути борьбы с зависимостью от социальных сетей
20. По результатам опроса выяснилось, что у 25% - да, есть, много, у 28% учащихся есть несколько, у 25% учащихся не имеется.(Таблица 2.20, Рис. 2.20).
Таблица 2.20
Наличие друзей по переписке
Варианты ответов | Количество учеников (чел) | Количество учеников (%) |
да,есть,много | 9 | 25 |
есть несколько | 10 | 28 |
1-2 | 8 | 22 |
нет, не имеется | 9 | 25 |
Итого | 36 | 100 |
Рис. 2.20 Наличие у учеников друзей по переписке
21. Большинство учащихся (56%) не смогут напрочь отказаться от использования социальными сетями, а остальные 44% - смогут.(Таблица 2.21, Рис. 2.21).
Таблица 2.21
Возможность отказа от социальных сетей
Варианты ответов | Количество учеников (чел) | Количество учеников (%) | |
Да, могут отказаться | 16 | 44 | |
Нет, не могут отказаться | 20 | 56 | |
Итого | 40 | 100 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы:
1. Проведен теоретический обзор литературы по данной теме.
2. Изучено влияние социальных сетей на психику и личность учащихся .
3.Рассмотрено отрицательное влияние социальных сетей на здоровье учащихся.
4. Разработаны рекомендации для студентов по профилактике зависимости от Интернета.
Рекомендации для снижения степени зависимости от социальных сетей
1. Признайтесь самому себе, что вы зависимы от социальных сетей и вам следует переключиться на что-то другое.
2. Следите за временем, проводимым в социальных сетях, ограничивайте себя в использовании гаджетов. Каждый раз, сидя в социальной сети, делайте запись сколько вы провели там времени и чем занимались (размещали посты, оставляли комментарии, читали новости или играли).
3. Составьте расписание посещения социальных сетей на каждый день. Большинству людей достаточно 60-90 минут в день, чтобы пообщаться со всеми «друзьями», прочитать новости и сделать парочку своих постов.
4. Установите ограничение на новостные ленты и статусы.
5. Почистите список контактов. Что для вас важно — качество или количество друзей в социальной сети?
6. Проводите много времени за играми в социальных сетях и не можете остановится? Если полагаете, что благодаря социальным сетям вы стали игроманом – попробуйте избавиться уже от этой зависимости с помощью профессиональной помощи психологов.
7. Отключите почтовую рассылку. Постоянные уведомления о новых личных сообщениях – лишь повод снова зайти в социальную сеть. Попросите ваших друзей, присылать важные сообщения на почту или звонить по телефону.
8. Каждый день отключайте телефон на время своего отдыха.
9. Не покупайте телефоны маленьким детям.
10. Возможно это прозвучит безумно, но если вы зависимы от социальных сетей, то может быть стоит удалить свой аккаунт? Многие люди сделали это без малейших сожалений – и вы тоже сможете!
11.Постарайтесь оказать больше внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям);
12.Пользование социальными сетями с чёткой целью. Если вы привыкли
каждое утро заглядывать в Instagram, WhatsApp, ВКонтакте, Tik-Tok — подумайте, насколько это полезно с практической точки зрения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Годин Сет Лидер есть в каждом. Племена в эпоху социальных сетей /
Сет Годин. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. - 192 c.
2. Зорин Иван В социальных сетях / Иван Зорин. - М.: Эксмо, 2017. - 265 c.
3. КабаниШама SMM в стиле дзен. Стань гуру продвижения в
социальных сетях и новых медиа! / ШамаКабани. - М.: Питер, 2019. - 240 c.
4. Ковалькова Юлия «Социальные сети» / Юлия Ковалькова. - М.:
Издательские решения, 2018. - 427 c.
5. КрисБроганGoogle + для бизнеса. Как социальная сеть Google меняет
вас и ваш бизнес / Броган Крис. - М.: Книжный дом "Университет" (КДУ), 2018. - 83c.
6. Новикова Светлана Блоги и социальные сети как пространство
политических коммуникаций / Светлана Новикова. - М.: LAP LambertAcademic Publishing, 2018. - 124 c.
7. Слугина Нина Активные пользователи социальных сетей Интернета /
НинаСлугина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 108 c.
8. Сорокина Е.В. В социальных сетях. Twitter. 140 символов
самовыражения / Е.В. Сорокина. - М.: Питер, 2016. - 398 c.
9. Сорокина Е. В социальных сетях. Twitter - 140 символов
самовыражения / Е. Сорокина, Ю. Федотченко, К. Чабаненко. - М.: Питер, 2018. -144 c.
10. Топюк Анна Влияние социальных сетей на морально-нравственные
качествамолодёжи / АннаТопюк. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. – 56c.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Анкета
«НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ЗДОРОВЬЕ УЧЕНИКОВ»
1. Ваш пол?
А) Женский
Б) Мужской
2. Сколько вам полных лет?
А) 12-13 лет
Б) 15-16 лет
В) 17 и более лет
3. Что вас подтолкнуло зарегистрироваться в социальных сетях?
А) Друзья
Б) Любопытство
В) Желание завести новых друзей
Г) Куда все , туда и я!
4. Сколько человек у Вас в друзьях ВКонтакте?
А) до 50
Б) 51-100
В) 101-200
Г) 201-500
Д) Больше 500
5. Сколько времени в день Вы проводите в социальных сетях?
А) 15-20 минут
Б) от 20 минут до часа
В) от часа до трех
Г) больше трех часов
Д) Не веду подобные подсчеты
6. Что Вас привлекает в социальных сетях?
А) Общение с друзьями/родственниками
Б) Прослушивание музыки
В) Просмотр видеозаписей
Г) Играю в приложения
Д) Все вышеперечисленные
7. Какую информацию о себе Вы выкладываете в социальных сетях?
А) ФИО , пару фотографий , место, где я учусь
Б) Выкладываю всю информацию о себе ( интересы, любимые фильмы, книги и тд)
В) Только необходимый минимум
8. Вы считаете себя зависимым от социальных сетей?
А) Да
Б) Нет
В) Немного
9. Будите ли Вы пользоваться социальными сетями , если они станут платными?
А) Да , не зависимо от цены
Б) Да , если цена будет умеренной
В) Нет, не собираюсь тратить деньги на всякую ерунду
Г) Затрудняюсь ответить
10. Что для вас интернет?
А) Ежедневная потребность
Б) Помощь в случае необходимости
В) Досуг
Г) Трата времени
11. Какими социальными сетями вы пользуетесь?
А) ВКонтакте , Instagram , WhatsApp
Б) Twitter
В) Одноклассники
Г) Facebook
12. Какую пользу приносит социальные сети?
А) Помощь в учебе/ работе
Б) Быстрый и доступный поиск нужной информации
В) Никакой пользы
13. Почему люди больше выбирают ВК, Инст, Ватс, а не твитер, одноклассники ?
А) Удобный интерфейс
Б) Популярность этой социальной сети
В) Множество возможностей
Г) Друзья пользуются этой социальной сетью
14. Сказывается ли пользование соц. Сетями на вашей успеваемости в учебе?
А) Да
Б) Нет
15. Если у вас друзья , которые не зарегестрированы в соц.сетях?
А) Да
Б) Нет
16. Находите ли вы в соц.сети опасными для подростка?
А) Да
Б) Нет
17. Если да , то чем они могут быть опасны?
А) Тем что, подростков могут призвать к нелегальным, противозаконным , иногда суицидным действиям
Б) Оторванность от социальной жизни
В) Воздействие на здоровье подростков
Г) Вредные, давящий контент
18.Какими гаджетами вы пользуетесь?
А) Смартфон
Б) Ноутбук
В) Планшет
Г) Компьютер
19. Как побороть зависимость от соц.сетей?
А) Не брать телефон в лишний раз в руки
Б) Избежание соц.сетей с пустыми контентом
В) Использование соц.сетей, как проводник ценных мыслей
20. Есть ли у вас друзья по переписке в соц.сетях?
А) Да , много
Б) пара штук
В) 1-2
Г) Нет
21. Смогли бы вы напрочь отказаться от соц.сетей ?
А) Да
Б) нет
Приложение 2.
Буклет
«Безопасное и правильное использование социальных сетей»
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Галка в чужих перьях
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна