В данной работе представлены задания, с использованием своего материала, похожие на задания ОГЭ, ВПР. Работа заняла 1 место
Вложение | Размер |
---|---|
komarova_7_kl_1_mesto.docx | 34.94 КБ |
Исследовательская работа
«Практико-ориентированные
задания в математике»
Введение
«Все вокруг меня происходит математическим путем»
Рене Декарт
Актуальность:
Каждому человеку постоянно приходится выполнять математические расчеты, измерения, извлекать информацию из таблиц, диаграмм, графиков, пользоваться справочной литературой. Решение практико-ориентированных задач является частью заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Умение решать такие задачи направлено на развитие у учащихся качеств, необходимых для жизни в современном обществе, способности самостоятельно учиться и быть готовыми к реальным действиям. Это играет важную роль в формировании умений решать задачи, возникающих в процессе практической деятельности человека. Учащиеся, читая отвлеченные задачи из учебника, часто не понимают, как их решать, а когда условие задачи касается лично их, тогда решают практически все. Именно поэтому разработка заданий, в которых рассматриваются ситуации, связанные с повседневной жизнью, является актуальной.
Гипотеза: Личный опыт учащихся помогает решать практико-ориентированные задачи в математике.
Цель: Представление через личный опыт задач, связанных с практико-ориентированными заданиями в текстах ВПР и ОГЭ.
Задачи:
1. Составить практико-ориентированные задачи;
2. Провести анкетирование учащихся 7-8 классов по отношению к практико-ориентированным задачам;
3.Обосновать целесообразность использования практико-ориентированных задач.
Методы исследования:
Изучение материала о практико-ориентированных задачах;
Сбор данных для составления задач;
Обобщение полученных результатов анкетирования.
Предмет исследования: Практико-ориентированные задачи в курсе математики
Глава I
«Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать, или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения» Д.Пойа
Математические задачи, в содержании которых описаны ситуации из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков использования математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни - называют практико-ориентированными.
Различают три вида практико-ориентированных задач:
Задачи, связанные с умением прогнозировать - теоретические;
Задачи, требующие внедрения полученных результатов - экспериментально-теоретические;
Задачи, содержащие реальные проблемы, требующие нестандартных решений - расчетные.
Такие задачи решают в школе учащиеся, начиная уже с младших классов. Сначала это простые задачи - на вычисление периметра, площади, скорости, расстояния. Эти задачи способствуют развитию мышления, любознательности.
Через 2 года мне предстоит сдача ОГЭ. Из демоверсии я узнала об изменениях в КИМ. Включен новый блок практико-ориентированных заданий по одному рисунку. Например, такие: расставить номера объектов; рассчитать количество плиток для тротуара; найти площадь дома; найти расстояние от дома до гаража; на расчет экономии от использования газового отопления вместо электрического отопления, чтобы компенсировать разность в стоимости установки.
Глава II
«Можно и нужно для задач брать примеры из окружающей жизни».
Крупская Н. К.
Я составила задания, используя данные своей усадьбы, по аналогии с заданием ОГЭ (Приложение 1)
Задание 1. Усадьба.
На плане изображено домохозяйство, находящееся по адресу: п. Курагино, ул. Петряева, д. 27.
1.Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, в ответ запишите последовательность четырёх цифр.
Объекты | Дом | Гараж | Вольер | Теплица | Беседка |
Цифры |
2.Какую площадь занимает дом? (в м2)
3.Во сколько раз площадь дома больше площади беседки?
4.Тротуарная плитка продается в упаковках по 6 штук. Сколько упаковок понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку?
( Приложение 2)
Задание 2. Квартира.
На плане изображена схема квартиры (сторона каждой клетки на схеме равна 1 м). Вход и выход осуществляются через единственную дверь. Вход в дом находится в прихожей, из нее налево - кочегарка, направо - веранда. Далее идет коридор, отмеченный цифрой 4.Наибольшую площадь занимает зал, рядом с ним моя комната, которая меньше по площади, чем спальня. Кухня отмечена цифрой 5.
Задание 3.Ремонт.
( Приложение 3)
Расчет стоимости косметического ремонта моей комнаты. Рассчитать стоимость и выбрать более дешевый вариант покупки линолеума.
Я брала для сравнения магазин « Домовой» и торговый дом «Пирамида». Как оказалось, покупка линолеума в торговом доме «Пирамида» обойдется дешевле.
В результате решения этих задач я поняла, что проведение такого исследования будет полезно всем, кто еще не очень любит решать практико-ориентированные задачи.
Среди учащихся 7-8 классов я провела анкетирование, чтобы выяснить их отношение к практико-ориентированным задачам.
вопросы | Отношение учащихся к задачам | ||
да | не всегда | нет | |
Нравятся ли вам практико-ориентированные задания на уроках | 54 | 30 | 16 |
Приходилось ли вам решать практико-ориентированные задачи в реальной жизни | 65 | 13 | 22 |
Как вы считаете, пригодится ли это умение в повседневной жизни | 78 | 16 | 6 |
( Приложение 4)
По результатам видно, что большинству ребят нравится решать практико-ориентированные задания. Из всех опрошенных более 60-ти ответили, что им приходилось решать такие задания в реальной жизни, и более 70-ти считают, что это умение пригодится в жизни.
Затем предложила своим одноклассникам решить несколько задач, связанных с повседневной жизнью.
Задачи находятся в приложении 5.
Обработав ответы, стало ясно, что легче всего, оказалось, подсчитать стоимость проезда, а труднее - стоимость покупки футболок.
В сборниках по подготовке к ВПР есть задания на вычисление скорости.
Задача. Оля проходит 75м за 1 минуту. С какой скоростью идет Оля? Ответ дайте в километрах в час. Ответ: 4,5 км/ч.
Я решила вычислить свою скорость, чтобы сравнить ее с результатом в задаче. Для этого я сосчитала количество шагов от дома до перекрестка, измерила длину своего шага, отметила время, за которое прошла это расстояние.
количество шагов | длина шага | расстояние | время | скорость |
620 | 58 см | 35960см=359,6м | 5мин=300с | 1,199м/с=4,3км/ч |
140 | 55 | 7560см=75,6м | 1мин=60с | 1,26м/с=4,5км/ч |
Как оказалось, мой результат соответствует ответу в задаче. Предложила своим одноклассникам подобным образом вычислить свою скорость. В таблице во второй строке – скорость моей подруги.
Моя гипотеза о том, личный опыт учащихся помогает решать практико-ориентированные задачи в математике, подтвердилась. И решение их только тогда эффективно, когда сам встречаешься с описываемой ситуацией в реальной действительности. В дальнейшем ставлю перед собой цель продолжать работу по составлению и использованию практико-ориентированных задач для подготовки к ОГЭ, привлекая одноклассников.
Вывод:
В повседневной жизни каждому человеку приходится решать практико-ориентированные задачи.
Они важны и необходимы для разрешения вопросов в жизненных ситуациях; написания ВПР, сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
В своей работе я провела анкетирование по отношению к практико-ориентированным задачам;
Составила практико-ориентированные задачи, используя личный опыт;
Обосновала целесообразность использования практико-ориентированных задач.
И закончить хочется словами Н.И.Лобачевского:
«Математике должно учить с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».
Всему свой срок
Тигрёнок на подсолнухе
Госпожа Метелица
Груз обид
Машенька - ветреные косы