Многие люди хотели бы приобретать экологически чистые продукты и максимально полезные продукты. Но как их отличить из массы товаров на наших прилавках?
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Новогромово
Маркировка на продуктах питания
Индивидуальный исследовательский проект
Автор: Сахорова Алиса, обучающаяся 9 класса МКОУ СОШ с. Новогромово | ||
Руководитель: Карачун Ольга Анатольевна, учитель биологии, химии |
с. Новогромово
2023 год
Содержание
Введение | 3 | |
Глава 1. | Какая маркировка на продуктах бывает? | 5 |
Знаки соответствия на упаковке | 5 | |
Манипуляционные знаки на упаковке | 5 | |
Экологические знаки на упаковке | 5 | |
Предупредительные знаки на упаковке | 5 | |
| Другие знаки на упаковке | 5 |
Глава 2. | Что означает маркировка «Эко», «Био», «Органик»? | 7 |
Эко-маркировка | 7 | |
Био-маркировка | 7 | |
Что такое органика и с чем её производят | 7 | |
Анкетирование | 8 | |
Маркировка продуктов в магазинах | 10 | |
Заключение | 12 | |
Список используемой литературы | 13 | |
Приложения | 14 |
Введение
Многие люди хотели бы приобретать экологически чистые продукты и максимально полезные продукты. Но как их отличить из массы товаров на наших прилавках? В связи с этим особый интерес на упаковке товаров представляет эко-, био- маркировка – специальная система знаков и обозначений. Она является средством предоставления потребителям доступной информации, позволяющей сделать выбор в пользу качественного продукта, учитывая также наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду в процессе его производства. Но незнание ее смысла и наличие текста на иностранном языке делают маркировку малоэффективной. Дело в том, подавляющее большинство покупателей не знакомы со смыслом и значением маркировки товаров, не четко осознают смысл экологической безопасности и пользы продуктов. Потребитель, имея явное стремление покупать здоровые, экологические продукты, не имеет возможности осуществить осознанный выбор, так как не разбирается в знаках маркировки.
Актуальность данного исследования состоит в проблеме недостаточной информированности потребителей о значении и смысле эко-, био-, органик- маркировки товаров.
Цель работы: изучить знаки эко- , био-, органик - маркировки и использовать эти знания в повседневной жизни.
Задачи исследования:
Объект исследования: маркировка на продуктах питания.
Предмет исследования: знаки маркировки эко-, био-, органик- российских и зарубежных производителей.
Методы исследования: поиск информации в соцсетях и литературе, анкетирование, анализ информации.
Гипотеза: потребителям доступна информация, позволяющая сделать выбор в пользу качественного продукта, учитывающая также минимальное негативное воздействие на окружающую среду в процессе его производства, но она не принимается к сведению из-за неумения разбираться в знаках экологической маркировки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты дадут возможность покупателям сэкономить денежные средства семейного бюджета и правильно подходить к выбору продуктов питания.
Глава 1. Какая маркировка бывает на продуктах питания?
Маркировка - текст, условное обозначение или рисунок, нанесенные на упаковку или товар и другие вспомогательные средства. Маркировка выполняется на государственном языке, если продукция идет на импорт, то возможны и другие языки. Название пищевого продукта должна быть понятной для потребителя, конкретно и точно характеризовать продукт. Допустим название продукта "Сметанка" или "Колбаса Московская экстра", таких названий не существует, и это подделка таких продуктов как "Сметана", "Колбаса Московская". В маркировке запрещено использовать информацию, которая вводит в заблуждение потребителя. Например, много торговых марок преподносят свои продукты, прям как панацею от большинства недуг, но на самом деле у них этого нет. Ничего эти продукты не улучшают и не лечат, а наоборот способствуют развитию канцерогенов в организме.
Любой пищевой продукт на упаковке должен иметь такую информацию:
На упаковках товаров встречаются товарные символы. Коробки могут иметь одинаковый вид, но отличительной особенностью будет являться лейбл компании. Это такой знак, который позволяет определить производителя.
Остальные знаки и символы делятся на категории:
Знаки соответствия на упаковке
Знаки соответствия на упаковке указывают, что продукция соответствует установленным стандартам и нормам, прошла обязательную или добровольную сертификацию, если иная не предусмотрена. (Приложение 1. Таблица 1. Знаки соответствия)
Манипуляционные знаки на упаковке
Манипуляционные знаки – это знаки на упаковке, которые указывают на способы обращения с упаковкой и упакованным в нее грузом. (Приложение 1. Таблица 2. Манипуляционные знаки)
Экологические знаки на упаковке
Экологические знаки – это специальные графические символы или текст, которые рассказывают об экологических свойствах товара, его безопасности для окружающей среды, способах их использования, утилизации. (Приложение 1. Таблица 3. Экологические знаки)
Предупредительные знаки на упаковке
Предупредительные знаки информируют о возможном нанесении вреда человеку или окружающей среде при неправильном обращении. (Приложение 1. Таблица 4. Предупредительные знаки)
Другие знаки на упаковке
Существует еще множество знаков, которые носят информационный характер. Данные символы помогают потребителям быстро ориентироваться в информации на упаковке. В некоторых случаях подобные символы используют для экономии места при размещении информации. (Приложение 1. Таблица 5. Другие информационные знаки).
Глава 2. Что означает маркировка «Эко», «Био» и «Органик»?
Эти надписи часто можно увидеть на упаковках с самыми разными продуктами. Иногда в них есть смысл, а иногда их просто наносят ради рекламы. Разберёмся, что означает каждая надпись.
Эко-маркировка
Надпись «Эко» или «Экологически чистый продукт» означает, что продукт произведён с меньшим вредом для экологии, чем обычный. Такая маркировка не имеет отношения к пользе или вреду продукта для организма.
Зачем наносить такую маркировку – не секрет: люди всё чаще задумываются об окружающей среде, поэтому продукты, произведённые экологически чистым путём, сейчас в моде. Однако не всё так радужно: надпись «Экологически чистый» часто используют как повод устроить продукту зелёный пиар.
Масса производителей объявляет свои продукты «экологически чистыми» просто на основании того, что они на 100% сделаны из растений. Сюда может входить в прямом смысле любой растительный продукт – от обычных орехов или специй, в которых нет ничего плохого, до вредных заменителей мяса и молока, содержащих сложные химикаты и рекламируемых с помощью агрессивной вегетарианской пропаганды.
Если вы действительно хотите брать экологически чистые продукты – смотрите информацию о них в Интернете. Узнавайте о том, где и как они произведены и чем конкретно они полезнее для экологии, чем остальные. Кстати, не факт, что продукты без эко-маркировки обязательно вредны для экологии. (Приложение 2. Фотография 1)
Био-маркировка
Что интересно: в России и на Западе надпись «Био» на продукте означает совершенно разные вещи. На Западе «Био-продукт» и «Органический продукт» – синонимы (об органических продуктах написано ниже).
В России же действует ГОСТ Р 52738-2007 «Молоко и продукты переработки молока», по которому надпись «Био» может присутствовать только на молочном продукте, содержащем пробиотики или пребитоики, то есть полезном для микрофлоры кишечника. Ни на каком другом продукте маркировки «Био» быть не должно.
То есть био-маркировку молочного продукта проверить просто. Нужно взглянуть на состав продукта: если в нём есть молочнокислые микроорганизмы (их содержание указывают в колониеобразующих единицах на грамм), значит, продукт действительно является биологически активным. Если же их в составе нет или продукт вообще не молочный, то в надписи «Био» нет никакого смысла.
Что такое органика и с чем её производят
Продукты с надписью «Органика» считаются более полезными для здоровья, чем обычные. Что означает эта надпись? «То, что продукт натуральный», – скажут некоторые потребители, вот только у «натурального продукта» чёткого определения нет. А у органического – есть.
С 1 января 2020 года в России действует закон «Об органической продукции». Согласно ему органическим считается продукт или ингредиент, произведённый без агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста, методов генной инженерии, гидропонного выращивания растений, а также не содержащий пищевых добавок, не разрешённых национальными и мировыми стандартами по органической продукции. Так, многие овощи, выращиваемые по современным технологиям в огромных теплицах, не подходят под требования к органической продукции, так как их выращивают с помощью гидропоники.
Продукт с маркировкой «органика» должен содержать как минимум 95% органически произведённых ингредиентов и добавок; из неорганических ингредиентов разрешены только вода и соль.
Продукт с маркировкой «Сделано из органических ингредиентов» должен содержать как минимум 70% органически произведённых ингредиентов и добавок.
Маркировка продукта, менее чем на 70% состоящего из органических ингредиентов, вообще не может содержать слово «органика».
Правила маркировки органических продуктов не распространяются на маркировку «Экологически чистый продукт», «Не содержит глютена», «Халяль» и так далее – хотя такая маркировка тоже может присутствовать на «Органическом» продукте, эти надписи никак не связаны.
Анкетирование
Мы провели опрос "Маркировка на продуктах питания" для индивидуального исследовательского проекта, среди родителей, учащихся, педагогов нашей школы. В анкете было 10 вопросов. В опросе участвовало 73 респондента.
И получили следующие результаты: (Приложение 3. Анкетирование)
1. В опросе участвовало 56 (77%) лиц женского пола и 17 (23%) – мужского.
2. По возрасту ранжирование оказалось таким:
- 6 человек в возрасте 10-13 лет (8%)
- 29 человек 14-18 лет (40%)
-12 человек 19-35 лет (16%)
- 26 человек в возрасте 36 лет и старше (36%)
3. На вопрос «Ваша социальная роль?» среди респондентов оказалось 36 человек учащихся (49%), 23 человека (32%)– родители, 14 человек (19%) – педагоги.
4. На вопрос «Понимаете ли вы значение маркировки «био»?» 49 человек (67%) ответили утвердительно, 24 человека (33%) ответили отрицательно.
5. На просьбу пояснить свой ответ, ответили только 38 человек (52%). Из них:
-Экологически чистый продукт – так ответили 15 человек;
- В ходе производства данной продукции, не нанесен вред окружающей среде – 3 человека;
-Данная маркировка означает, что в течение всего жизненного цикла товара (при производстве, транспортировке, хранении, использовании, утилизации) риски ущерба для окружающей среды минимизированы по сравнению с аналогичными товарами -3 человека;
- Экстракорпоральное оплодотворение – 3 человека;
- Без химии -2 человека;
- Товар, безопасен для природы, но не обязательно для покупателя – 2 человека;
- Натуральный – 2 человека;
- Это значит что тот или иной продукт сделан экологически чистым сырьем – 1 человек;
- Полезные продукты, .выращенные в приближенных к естественным условиях – 2 человека;
- Нет/не знаю – 5 человек.
6. На вопрос «Понимаете ли вы значение маркировки «био»?
32% респондентов ответили «Нет»
68% респондентов ответили «Да».
7. На просьбу пояснить свой ответ, ответили только 34 человек (56%). Из них:
- «Живой» - 6 человек;
-Молочная продукция - 5 человек;
- Биологически чистый – 1 человек;
- Полезен ли для организма – 1 человек;
- Без химии - 1 человек;
-Биологически чиста, из натуральных продуктов, не генномодифицированных – 1 человек;
- Природный – 1 человек;
- Выращенные без химических воздействий – 1 человек;
- Продукт выращенный в естественной среде – 1 человек;
- Продукт обогащен пробиотиками – 6 человек;
- Биологические добавки – 1 человек;
-Продукт переработки молока, обогащенный пробиотиками – 1 человек;
- Присутствие в молочных продуктах непатогенные и нетоксичные живые микроорганизмы – 5 человек;
- Первая часть сложных слов, терминов различных наук, обозначающая отношение к органической жизни, к биологии – 1 человек;
- Не знаю/не понимаю – 2 человека;
8. На вопрос «Понимаете ли вы значение маркировки «органик»?
43% респондентов ответили «Нет»
57% респондентов ответили «Да».
9. На просьбу пояснить свой ответ, ответили только 34 человек (56%). Из них:
- Органический продукт – 12 человек;
- Натуральный продукт – 5 человек;
- Без синтетики – 2 человека;
- Без добавок, ГМО, химикатов – 8 человек;
- Органический продукт» может указываться в маркировке продукции, полученной из растительного сырья, продуктов животноводства, птицеводства и пчеловодства, полученных без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО и не подвергнутых обработке с использованием ионизирующего излучения. – 2 человека;
- Не знаю -5 человек;
9. На вопрос «Замечали ли вы эту маркировку на продуктах питания?»
37% респондентов ответили «Нет, для меня это не важно»
57% респондентов ответили «Да, всегда».
Маркировка на продуктах в магазинах
Мы побывали в магазине в с. Новогромово СХ ПАО «Белореченское», провели исследование маркировки на продуктах питания и сделали следующие выводы: (Приложение 3. Фотографии автора. Фото 1.)
1. Абсолютно на всех продуктах питания присутствует маркировка.
2. На продуктах питания в магазине мы увидели:
- знаки соответствия:
1) Знак ЕАС
Знак EAC означает, что продукция обращается на рынке Таможенного союза и соответствует определённым документам (техническими регламентами). Знак расшифровывается как «Евразийское соответствие».
2) Знак 100 лучших товаров России
Знак означает, что товар отмечен во Всероссийском конкурсе «100 лучших товаров России», за особые достижения в улучшении качества и безопасности отечественных товаров.
- манипуляционные знаки:
1) Знак крыши и солнца означает, что товар нужно беречь от прямых солнечных лучей и нагревания.
Беречь от солнечных лучей
2) Беречь от влаги
Знак зонтик на упаковке с каплями дождя означает, что продукцию нужно беречь от воздействия влаги. Хранить этот товар разрешено только в сухом месте, со средней или низкой влажностью воздуха.
3) Пределы температуры
Знак с изображением градусника указывает на диапазон температур, при которых следует хранить груз или манипулировать им.
- экологические знаки:
1) Выкидывать в мусорное урну
Знак означает, что упаковку необходимо выбросить в урну. Данный знак может сопровождаться различными вариантами подписей, но все они имеют общий смысл – призывают не мусорить.
- другие информационные знаки:
1) Срок годности
3. Особой маркировки «эко» нами обнаружено не было.
4. Маркировка «био» встретилась на йогурте.
5. Маркировка «органик» на продуктах питания не встретилась.
Так как в магазинах с. Новогромово, д. Малиновка и г. Черемхово не оказалось магазинов с продуктами интересующей нас маркировкой, то мы попросили студентку ИГУ ПИ Карачун Анну посмотреть, имеются ли таковые в г. Иркутске. Оказалось, что есть. Пример, гипермаркет «Лента». В маркете оказались полки с надписью «Эко-продукты», обозначенные зеленым листком. На полках оказались самые разнообразные товары (кстати, продукты питания!): макаронные изделия, шоколад, печенье. Там же был отдел «Без глютена». Мы попросили сфотографировать ценники некоторых продуктов питания. Например, мука массой в 600 граммов стоит в этом магазине 209 рублей, а в магазине СХ ПАО «Белореченское» за 2 кг муки мы заплатим всего лишь 80 рублей. Пример №2: макаронные изделия в маркете стоят 119 рублей за 250 граммов, а в магазине СХ ПАО «Белореченское» – 88 рублей за 400 граммов.
Заключение. Выводы
Цель и задачи проекта достигнуты.
Наша гипотеза о том, что потребителям доступна информация, позволяющая сделать выбор в пользу качественного продукта, учитывающая также минимальное негативное воздействие на окружающую среду в процессе его производства, но она не принимается к сведению из-за неумения разбираться в знаках экологической маркировки, подтвердилась.
Приложение 3. Фотографии автора
Фото №1-4. Исследование колбасной продукции
Фото №5-8. Исследование молочной продукции
Фото №8-12. Исследование мясной продукции
Фото 13-16. Эко-продукция гипермаркета «Лента» в г. Иркутске
Приложение 4. Анкетирование «Маркировка на продуктах питания»
1. Ваш пол:
2. Ваш возраст:
3. Ваша социальная роль:
4. Понимаете ли Вы значение маркировки "эко"?
5. Поясните, пожалуйста, свой ответ.
6. Понимаете ли Вы значение маркировки "био"?
7. Поясните, пожалуйста, свой ответ.
8. Понимаете ли Вы значение маркировки "органик"?
9. Поясните, пожалуйста, свой ответ
10. Замечали ли вы эту маркировку на продуктах?
Рисуем осенние листья
Пчёлы и муха
Чья проталина?
Четыре художника. Осень
Девочка-Снегурочка