В работе говорится о значении зрения для человека, строении глаза, причинах ухудшения зрения и о том, как сохранить зрение с детства.
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_zreniya.docx | 39.49 КБ |
chelovek_i_ego_zdorove.pptx | 2.91 МБ |
Научно-исследовательская работа
по направлению
Человек и его здоровье
на тему:
«Береги зрение с детства».
Выполнила: Джлаухян Эвелина Владимировна
Ученица 2 «Б» класса МБОУ СОШ№1
с.Чалтырь, Мясниковского района, Ростовской области
Руководитель: Кумбатова Татьяна Алексеевна
2023 год
Оглавление
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Введение.
Зрение самый ценный и удивительный дар природы. Все люди хотят быть здоровыми, хорошо слышать, хорошо видеть, но лишь немногие могут похвастаться 100% зрением.
Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учёбы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
Актуальность исследования. Большое количество школьников в настоящее время страдает болезнями органов зрения. Меня заинтересовало, почему ухудшается зрение, можно ли предупредить появление заболевания и каким образом.
Новизна и практическая значимость в том, что благодаря проведенному исследованию были разработаны правила для сохранения зрения младших школьников, подготовлена памятка для учащихся.
Цель работы: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Объект исследования: профилактика нарушения зрения младших школьников.
Предмет исследования: средства и меры, направленные на защиту органа зрения, бережное отношение к своему зрению.
В качестве гипотезы выдвигается утверждение, что при соблюдении необходимых правил, можно сохранить хорошее зрение надолго и избежать его ухудшения.
При осуществлении исследования были использованы следующие методы исследования: наблюдение; сравнение; анализ литературы; опыты; анкетирование.
Смотреть на мир и видеть все вокруг - большое счастье. И это счастье дают нам глаза. С помощью глаз мы видим все, что нас окружает: солнце, небо, птиц, животных, людей, узнаем своих родных и друзей. Можем безопасно ходить по улице, переходить дорогу, ездить в транспорте, ходить в магазины, в кино, театр, музеи, играть в игры, читать книги, смотреть телевизор. Мы можем не только слышать, чувствовать, но и видеть мир.
Зрение – это великий подарок природы, который дан нам, поэтому его надо ценить и беречь.
Глаз по форме похож на шар. Самая большая его часть – белое глазное яблоко. Часть его расположена в углублении, которое называется глазница. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку.
В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. При плохом освещении зрачок расширяется, а при ярком – сужается. Так он регулирует количество света, попадающего в глаз.
В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик . Хрусталик позволяет отчетливо видеть различные предметы – близкие и далекие. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока очень плотно. Она очень важна: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по зрительному нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы видим то, на что смотрят наши глаза.
На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. В темноте колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то мы сможем определить цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.
Глаз защищают веки и ресницы. Они смахивают с глаз пыль и смазывают его специальной жидкостью, чтобы глазное яблоко не высыхало. Ежедневно человек моргает примерно 11500 раз. На каждом веке насчитывается примерно по 80 ресниц, каждая их них живет около 100 дней. Потом она выпадает и вырастает новая.
Таким образом, глаз – уникальный орган, благодаря которому мы получаем до 90% информации об устройстве окружающего мира.
Результаты экспериментальной работы.
Мне захотелось на практике выявить некоторые функции глаза и я провела опыты.
Опыт № 1
Я посадила на стул своего старшего брата Аркадия, направила на него настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.
Делаем вывод:
Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.
Опыт № 2:
Сделала трубочку из картона. Поднесла ее к левому глазу. Подняла правую руку и держала ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрела одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.
Результат:
Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.
Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.
Опыт № 3:
Зашла в темную комнату и попробовала увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и я смогла разглядеть нужную мне вещь.
Делаю вывод: связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.
Почему портится зрение?
В основном причинами нарушения зрения врачи называют наследственность, плохую экологию, врожденные или приобретенные заболевания. Есть и другие причины: долгое смотрение телевизора, компьютерные игры, перегрузки уроками.
В большинстве случаев у школьников сформирован неправильный режим дня: дети недостаточно гуляют (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), мало спят (не менее 10 часов для того же возраста), не занимаются спортом, не правильно питаются.
Таким образом, причин влияющих на ухудшение зрения множество, зная их, можно эффективно бороться с ними.
Оказывается проблем, связанных со снижением остроты зрения можно избежать – достаточно соблюдать несколько несложных правил.
Больше двигаться!
Главное правило профилактики – глаза должны отдыхать! А лучше всего они отдыхают, когда ребёнок двигается: гуляет, играет, занимается спортом. Поэтому даже в плотном "расписании" школьника родители должны предусмотреть время для прогулок.
Телевизор - чем меньше, тем лучше.
Младшие школьники могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше - всего 20 минут. Для детей старше 10 лет время, проведённое у экрана, можно постепенно увеличивать и довести к подростковому возрасту до полутора часов в день, не забывая о регулярных перерывах.
Чтение книг.
С книгами всё проще: достаточно не читать лёжа, впотьмах, не держать слишком близко к глазам. Расстояние от глаз до страницы должно составлять 40 см.
Школьник должен как следует высыпаться.
Для детей до 9 лет норма – не меньше 10 часов сна в сутки.
Помимо длительного отдыха глазам нужно давать короткую "передышку" во время выполнения домашних заданий.
Десятиминутный "подвижный" перерыв через каждые 30-40 минут, проведённых за рабочим столом, - отличная разгрузка.
Рабочее место ребёнка должно правильно освещаться.
Днём – ярким, по возможности естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши - справа, чтобы во время письма он не загораживал сам себе свет.
Полноценное питание для сохранения хорошего зрения
Для здоровья глаз очень полезны витамины группы А (морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир), группы В (орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки, рыба различных сортов) и С (плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат, яблоки). Особо востребованные нашими глазами микроэлементы - это калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Цинк помогает глазам адаптироваться к яркому свету, поддерживает нормальный уровень витамина А. Высоким содержанием цинка могут гордиться: креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.
Главная рекомендация по сохранению зрения у детей – это регулярное посещение врача – офтальмолога (специалист в области глазных болезней).
Лечебная гимнастика для глаз.
Перечисленные ниже способы тренировки глазных мышц подойдут как детям, так и взрослым. Подобные занятия улучшают состояние зрения, помогают справиться с утомлением.
(Упражнения разработаны сотрудниками МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца).
Приложение 1.
Результаты анкетирования учеников.
Анкета «Как я забочусь о своих глазах»
Вопросы | да | нет |
| 45 | 8 |
| 25 | 28 |
| 39 | 14 |
| 48 | 5 |
| 16 | 37 |
| 47 | 6 |
| 21 | 32 |
| 10 | 43 |
| 6 | 47 |
10.Каждый год проверяю свое зрение у врача. | 23 | 30 |
Я решила провести анкетирование « Как я забочусь о своих глазах» для учеников 2 «А» и 2 «Б» классов Чалтырской школы №1. В анкетировании приняли участие 53 учащихся. Полученные результаты тестирования показали, что не каждый школьник знает и соблюдает правила сохранения зрения . У тех учеников, которые не соблюдают такие правила, ухудшается зрение.
Я решила, что необходимо подробно рассказать о причинах приводящих к потере зрения и о правилах бережного отношения к глазам.
Я попросила школьного фельдшера сделать для меня выборку среди старшеклассников по нарушению зрения. Мы решили посчитать на примере двух 10-х классов сколько учеников пришли в первый класс с нарушением остроты зрения, и что показал медицинский осмотр у офтальмолога этих учеников в конце девятого класса (в мае 2023 года). Данные занесли в таблицу. Всего в 2014 году пришли в школу в первый класс 55 учеников. У четырех учеников были проблемы со зрением (это 7%) в 6-7 летнем возрасте, а в конце девятого класса по итогам медосмотра выявилось 21 учеников с нарушением зрения (это 38 %).
Таблица №1
Всего учеников (10-е классы) | С нарушением остроты зрения | |
В начале 1 класса | В конце 9 класса | |
55 | 4 | 21 |
На основании этих данных я сделала вывод, что зрение школьника резко ухудшается в ходе учебной деятельности. Нагрузка на глаза непрерывно возрастает и достигает пика к наступлению подросткового возраста. Однако выполняя простые, но эффективные правила можно сохранить зрение и здоровье в целом.
Выводы.
В результате исследования были сделаны выводы:
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что при соблюдении необходимых правил, можно сохранить хорошее зрение подтвердилась. Мне очень хотелось бы, чтобы данное исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.
Приложение 2.
ПАМЯТКА «БЕРЕЖЕМ ЗРЕНИЕ».
ПРАВИЛА.
Список литературы
1. Аветисов, Э.С. Охрана зрения у детей [Текст]/ Э.С. Аветисов.-
:Медицина, 1975. - 276 с.
2. Зрение у детей: Проблемы развития / Базарный В.Ф.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.- 140 с.
3. Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2000. – с.140-144
4.Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232
5.http://www.alenushka-ds.ucoz.ru/
6.http://www.lekron.ru/
7.http://www.medpulse.ru/
Слайд 1
Человек и его здоровье . «Береги зрение с детства». Выполнила: ученица 2«Б» класса МБОУ Чалтырская СОШ №1 Джлаухян Эвелина Руководитель : Кумбатова Т.А.Слайд 2
Глаза – орган зрения. Зрение- самый важный для нас способ восприятия мира. С помощью глаз мы видим и воспринимаем окружающие нас предметы. Объект исследования : профилактика нарушения зрения младших школьников. Предмет исследования: средства и меры, направленные на защиту органа зрения, бережное отношение к своему зрению. Гипотеза - при соблюдении необходимых правил, можно сохранить хорошее зрение надолго и избежать его ухудшения.
Слайд 3
Кто видит лучше всех Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
Слайд 4
Строение глаза
Слайд 5
Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком . Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита . Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей . Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку .
Слайд 6
В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком . Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. За зрачком находится маленькая линзочка – хрусталик, который направляет свет на заднюю стенку глаза – сетчатку. Хрусталик позволяет тебе отчетливо видеть различные предметы – близкие и далекие . К сетчатке подсоединены нервы, которые передают сигналы, рассказывающие о падающем на сетчатку свете. Мозг, как очень мощный компьютер, превращает эти сигналы в изображение.
Слайд 8
Опыт №3 Зашла в темную комнату и попробовала увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и я смогла разглядеть нужную мне вещь. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток : палочки и колбочки. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. В темноте колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета.
Слайд 9
Профилактика зрения. Оказывается проблем, связанных со снижением остроты зрения можно избежать – достаточно соблюдать несколько несложных правил.
Слайд 10
Больше двигаться! Главное правило профилактики – глаза должны отдыхать! А лучше всего они отдыхают, когда ребёнок двигается: гуляет, играет, занимается спортом. Поэтому даже в плотном "расписании" школьника родители должны предусмотреть время для прогулок.
Слайд 11
Телевизор - чем меньше, тем лучше . Младшие школьники могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше - всего 20 минут. Для детей старше 10 лет время, проведённое у экрана, можно постепенно увеличивать и довести к подростковому возрасту до полутора часов в день, не забывая о регулярных перерывах.
Слайд 12
Чтение книг . С книгами всё проще: достаточно не читать лёжа, впотьмах, не держать слишком близко к глазам. Расстояние от глаз до страницы должно составлять 40 см .
Слайд 13
Школьник должен как следует высыпаться . Для детей до 9 лет норма – не меньше 10 часов сна в сутки. Помимо длительного отдыха глазам нужно давать короткую "передышку" во время выполнения домашних заданий. Десятиминутный "подвижный" перерыв через каждые 30-40 минут, проведённых за рабочим столом, - отличная разгрузка.
Слайд 14
Рабочее место ребёнка должно правильно освещаться . Днём – ярким, по возможности естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши - справа, чтобы во время письма он не загораживал сам себе свет.
Слайд 15
Наличие в рационе достаточного количества витаминов является прекрасным профилактическим средством. Полноценное питание для сохранения хорошего зрения
Слайд 16
Главная рекомендация по сохранению зрения у детей – это регулярное посещение врача- офтальмолога ( 1 раз в год) .
Слайд 17
Лечебная гимнастика для глаз. Крепко зажмурьте на 3-5 секунд, а затем откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите 7 раз. Перемещайте взгляд в разных направлениях (по кругу — по часовой стрелке и против, вправо-влево, вверх вниз восьмёркой). Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Стоя возле окна, сосредоточьтесь на предмете, находящемся близко от глаз (это может быть точка на стекле), а затем переводите взгляд на удалённый объект. Повторите 10 раз.
Слайд 18
Всегда читаю сидя ( да, нет). Делаю перерывы во время чтения ( да, нет). Слежу за посадкой при письме ( да, нет). Делаю уроки при хорошем освещении ( да, нет). Делаю гимнастику для глаз ( да, нет). Часто бываю на свежем воздухе ( да, нет). Читаю книги лежа или в транспорте ( да, нет ) Употребляю в пищу растительные продукты – овощи, фрукты, орехи ( да, нет). Трогаю глаза грязными руками (да, нет). Каждый год проверяю свое зрение у врача (да, нет). Полученные результаты тестирования показали, что не каждый школьник знает и соблюдает правила сохранения зрения . У тех учеников, которые не соблюдают такие правила, ухудшается зрение. Анкета «Как я забочусь о своих глазах»
Слайд 19
Таблица №1 Всего учеников (10-е классы) С нарушением остроты зрения В начале 1 класса В конце 9 класса 55 4 21 На основании этих данных я сделала вывод, что зрение школьника резко ухудшается в ходе учебной деятельности. Нагрузка на глаза непрерывно возрастает и достигает пика к наступлению подросткового возраста. Однако выполняя простые, но эффективные правила можно сохранить зрение и здоровье в целом.
Слайд 20
Выводы: Глаз – уникальный орган, благодаря которому мы получаем большую часть информации об устройстве окружающего мира. Существует много причин влияющих на ухудшение зрения, но основные - это наследственность, неправильное питание, перенапряжение глаз. Выяснили причины ухудшения зрения, научились правильно относиться к своим глазам. Таким образом , выдвинутая нами гипотеза о том, что при соблюдении необходимых правил, можно сохранить хорошее зрение подтвердилась. Мне очень хотелось бы, чтобы данное исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.
Смекалка против Змея-Горыныча
Калитка в сад
Как напиться обезьяне?
Сказка об одной Тайне
5 зимних аудиосказок