Данная исследовательская работа подробно затрагивает тему сходств и различий лаптей татарского, чувашского и русского народов.
Вложение | Размер |
---|---|
yakovlevskie_chteniya_avtosohranennyy.docx | 100.23 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ – ИНТЕРНАТ №34»
Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная памяти великого чувашского просветителя И.Я. Яковлева
Секция гуманитарные науки: история
Научно-исследовательская работа
на тему:
«Отличия лаптей русского, чувашского и татарского народов»
Выполнил:
Марков Никита
ученик 7 класса
Руководитель:
Козлова С.В.,
учитель начальных классов
г. Нижнекамск, 2023.
Оглавление
I. Введение……………………………………………………………………………...…3
Актуальность
Цель исследования.
Задачи исследования.
Гипотеза.
Методы исследования.
II. Основное содержание………………………………………………………………...4
История появления лаптей………………………………………………………………..4
Как чуваши плели лапти?...................................................................................................5
Как татары плели лапти?.....................................................................................................5
Как русские плели лапти?...................................................................................................6
Сравнительный анализ лаптей русского, чувашского и татарского народов…………6
Социологический опрос…………………………………………………………………..7
III. Заключение…………………………………………………………………………..8
Список использованных источников…………………………………………………8
Приложение
Введение
Можно с уверенностью сказать, что история обуви так же стара, как и история человеческой культуры. Когда первобытному человеку пришлось встать на две конечности и сделать первые шаги по каменистой, мокрой и холодной земле, мысль о защите ног стала актуальной. Чем больше человек приспосабливался к нелегким условиям окружающей среды, тем больше изобретательности он проявлял.
Вероятно, все началось с того, что к ступне древнего охотника прилип подходящий по размеру кусок дерева, кожи или лист какого-нибудь растения. Человек это оценил и, вооружившись самыми простыми инструментами и используя доступные подручные материалы, попытался закрепить эту спасительную прослойку чем-нибудь, чтобы она держалась на ноге. По дошедшим до нас произведениям письменности и скульптурных изображений, известно, что носили человеческие цивилизации, начиная от древних египтян, римлян и греков. История рождения своего неповторимого для каждого народа варианта обуви напрямую зависит от самых разных факторов: природных условий, культуры, быта, традиционных занятий населения, торговых связей и соседских отношений. И, конечно же, пытаясь вспомнить, какую обувь носили наши далекие предки, первое, что приходит на ум - это лапти.
Побывав в очередной раз в школьном краеведческом музее на уроках истории, мой взор невольно упал на пару лаптей, которые разместились на полке. Подойдя
к ним поближе и рассмотрев их, мне вдруг захотелось провести небольшое исследование и узнать, чем отличаются лапти народов России, а именно: чувашей, русских и татар. Также у меня возник вопрос: знают ли учащиеся моей гимназии об отличиях лаптей народов России, тем самым мне захотелось пробудить в них интерес к исследованию старинных предметов, которые окружают нас и в современное время.
Цель исследования: изучение и сравнение внешней характеристики лаптей – старинной обучи народов России.
Задачи:
-изучить историю создания лаптей (технику плетения, материалы для изготовления, работу мастеров);
-рассмотреть технику создания и отличительные внешние характеристики лаптей чувашского, русского и татарского народов;
-провести анкетирование среди школьников для выявления уровня знаний об отличиях лаптей чувашей, русских и татар;
-привлечь внимание сверстников к сохранению важной части культуры, истории и искусства нашего народа.
Гипотеза: лапти народов России, а именно чувашского, татарского и русского народов, отличаются внешне, однако большинство современных школьников не имеют четких знаний об отличиях лаптей народов России. Воспитание школьников на примерах важной части культуры, истории и искусства своего народа является основным условием формирования истинного гражданина – патриота своего Отечества.
Методы исследования: сбор информации (изучение литературы, Интернета), метод наблюдения (посещение школьного музея, изучение народного фольклора), сравнение внешней характеристики лаптей татар, русских и чувашей, метод опроса (анкетирование и интервью с учителями истории, работниками музея), обобщение полученных данных.
II Основная часть
Лапти - обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне, т.к. они составляли подавляющее население Руси.
Когда же впервые появились лапти на Руси? На этот простой вопрос точного ответа нет до сих пор. Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Самому старому лаптю - 8300 лет.
Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики.
Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
Плетению лаптей каждый мужчина обучался с раннего детства. В дальнейшем он был обязан обеспечить семью обувью. Мастера, хорошо обеспеченные сырьем, изготовление лаптей делали своим промыслом. Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Плели лапти от 2 до 10 пар в день в зависимости от опыта и сноровки. Лапти плелись не во всех областях России, т.е., они были товаром или предметом меновой торговли.
2. Как чуваши плели лапти?
Техника плетения лаптей в каждом из регионов России была своя. У чувашей сырьём служило лыко из липы, вяза, которое заготавливали в начале сокодвижения. Рубили деревья, достигшие диаметра в 7–20 см. Кору снимали, распрямляли, связывали в пучки и выдерживали под навесом около недели до покраснения лыка. Затем разрезали на лычки, очищали от наружного слоя коры и связывали в пачки. Лычки досушивали в тени и убирали на зиму. Основным инструментом являлся кочедык – плоская металлическая пластинка в виде полукруга с заострённым концом, с тонкими затуплёнными краями, насаженная на деревянную ручку. Изредка встречались плоские или изогнутые костяные кочедыки без ручки.
Плетение практиковалось прямое. Чувашские лапти имели низкие борта и плелись на прямую колодку, то есть каждый лапоть можно было одеть на любую ногу. Мужские лапти чуваши плели из 7 лычек, женские – из 9 и 12 лычек. Представители верховой группы носили лапти с полотном черного цвета, а низовой группы — с белыми суконными чулками.
3. Как татары плели лапти?
Татарские лапти – это обувь, сплетенная чаще всего из древесного лыка, которую привязывали к ноге длинными шнурами, для тепла к лаптям пришивали или привязывали полоску из холщовой ткани. Для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Снимали лыко специальным инструментом, оставляя совершенно голый ствол. Нарезать лыко начинали сразу, придя из леса, а также спустя некоторое время. Сначала нарезалось лыко, начиная от комля, главное соблюдать и выдержать заданную ширину. Для плетения лаптя требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги. Лапоть начинали плести с пятки. Для начала используется только пять лык. После того как пятка будет сплетена и «утянута» по колодке, то тогда с обеих сторон вплетаются последние два лыка и продолжают плестись сначала подошва, а потом и «голова» лаптя. Татары носили лапти чаще всего с суконными или вязаными чулками белого цвета.
4. Как русские плели лапти?
Русские лапти имели глубокий носок и бока. Русские лапти всегда плелись с пятки, тут применялось исключительно косоугольное плетение «Косая решетка». Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону.
К тому же, русские лапти делали разными для правой и левой ноги. Плели и нарядные лапти (писанки), и повседневные. Головки русских моделей имели обычно трапециевидную форму. Лапти носили и во время сельскохозяйственных работ, и в праздник, в дальнюю дорогу обувались только в лапти.
5. Сравнительный анализ лаптей русского, чувашского и татарского народов
После тщательного сбора информации с разных учебных пособий и Интернет-ресурсов и тщательного его изучения я приступил к сравнительному анализу, выводы которой представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ лаптей русского, чувашского и татарского народов
Народы России Характеристика | Русские лапти | Чувашские лапти | Татарские лапти |
Размер и форма носка лаптя | Носок у лаптей большой и закругленный | Носок у лаптей небольшой и квадратный | Носок у лаптей небольшой и квадратный |
Размер борта | Борта глубокие и высокие | Борта низкие | Борта низкие |
Техника плетения | Косая | Прямая | Прямая |
Отличия правого лаптя от левого | Разные для правой и левой ноги | Не различались по ноге | Не различались по ноге |
Вес лаптей | Лапти более тяжеловесные | Лапти легкие | Легкие |
Анализ показал, что лапти чувашского и татарского народов имеют одинаковые внешние характеристики: и вес, технику плетения, и размеры и формы борта и носка лаптей. Это связано с тем, что татары и чуваши являлись народами-соседями Поволжья, тем самым они перенимали друг у друга то самое лучшее, которое бы им пригодилось в хозяйстве больше всего. Однако в сравнении с русскими лаптями чувашские и татарские имеют колоссальные отличия, как в технике плетения, так и в размерах. Это связано с тем, что эти народы жили в разных местах, их окружала совсем другая природа, которая влияла на плетение лаптей.
#1055;рактическая часть
Продолжая свою деятельность, мы провели анкетирование (Приложение 1) для учащихся нашей гимназии по теме «Чем отличаются лапти чувашей, татар и русских?». Предметом нашего исследования стало выявление того, что знают учащиеся о лаптях этих народов. Было опрошено 40 человек (ученики, учителя истории, работники музея). Проведенный нами опрос доказал, что более 80% опрошенных ничего не знают об отличиях лаптей народов России. Результаты исследования представлены в Приложении 2. Таким образом, проведённое нами исследование показало, что знания младших школьников о старинной обуви, которые нас интересовали недостаточны.
На основе результатов анкетирования, мы приняли решение разработать брошюру, где собрали всю имеющуюся и доступную информацию о лаптях, которую дополнили разными фотографиями и картинками данной старинной обуви, играми, пословицами и другим народным творчеством, т.к. мы убеждены, возраст не должен быть причиной того, что ученики нашей гимназии мало знают об отличиях лаптей народов России.
Заключение
Лапти просуществовали ни одно столетие и продолжают оставаться символом традиционного национального быта и памятником о наших славных предках.
В ходе исследования гипотеза подтвердилась. Как оказалось, у чувашей и татар одинаковая техника плетения, размер и форма носка и борта лаптей. К тому же, эти народы делали эту обувь очень практичной: правый, и левый лапоть могли налезать на любую ногу. Так что, когда портилась правая, ее меняли на левую, и наоборот. Русские же лапти отличаются от чувашских и татарских и техникой плетения, и размерами носка и борта. Так же русские делали индивидуально лапти как для правой, так и левой ноги. Поэтому, если левый лапоть приходил в негодность, нужно было плести новую обувь.
Я считаю, что поставленную перед собой цель я выполнил, узнал об истории лаптей, сравнил лапти народов России, сделал методическую разработку про данный вид обуви, которую безвозмездно могут использовать обучающиеся нашей гимназии.
Список использованных источников
1) Свободная энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим
2) Чувашская энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;lnk=2208
3) Татарская энциклопедия TATARICA. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
4) Наука и жизнь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Приложение 1
Анкетирование по теме «Чем отличаются лапти чувашей, татар и русских?»
Авторы: Козлова С.В., Марков Н.Р.
Цель: выявление знаний об отличиях татарских, чувашских и русских лаптей.
Инструкция: прочитайте внимательно задания и выберите один правильный ответ. Правильный ответ нужно обвести в кружок.
Содержание заданий:
1. Чуваши использовали … технику плетения лаптей.
а) косую б) прямую в) использовали и косую, и прямую
2. Русские лапти отличались … весом.
а) легким б) тяжелым в) очень тяжелым
3. Борт у … лаптей был высоким и глубоким.
а) чувашских б) русских в) татарских
4. …. делали разные лапти для правой и левой ноги.
а) русские б) татары в) чуваши
5. У … лаптей носок небольшой и квадратный.
А) русских б) татарских в) чувашских
Правильные ответы:
1 – б, 2 – б, 3 – б, 4 – а, 5 - в
Оценочный материал:
За каждый правильный ответ дается один балл. Общая сумма набранных баллов показывает уровень знаний о лаптях народов России.
Высокий уровень – 5 баллов;
средний уровень – 4-3 балла;
низкий уровень – 2-1 балл.
Приложение 2
Ответы респондентов на вопросы анкетирования
«Чем отличаются лапти чувашей, татар и русских?»
Приложение 3
Сводная таблица результатов анкетирования
«Чем отличаются лапти чувашей, татар и русских?»
№ респондента | Высокий | Средний | Низкий |
1 | 5 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
4 | 3 | ||
5 | 5 | ||
6 | 2 | ||
7 | 3 | ||
8 | 5 | ||
9 | 2 | ||
19 | 4 | ||
11 | 5 | ||
12 | 3 | ||
13 | 5 | ||
14 | 4 | ||
15 | 3 | ||
16 | 2 | ||
17 | 1 | ||
18 | 1 | ||
19 | 5 | ||
20 | 4 | ||
21 | 3 | ||
22 | 1 | ||
23 | 1 | ||
24 | 2 | ||
25 | 5 | ||
26 | 3 | ||
27 | 1 | ||
28 | 0 | ||
29 | 2 | ||
30 | 2 | ||
31 | 2 | ||
32 | 0 | ||
33 | 1 | ||
34 | 0 | ||
35 | 5 | ||
36 | 3 | ||
37 | 0 | ||
38 | 2 | ||
39 | 2 | ||
40 | 0 |
Приложение 4
Результаты диагностики первого вопроса анкеты
«Чем отличаются лапти чувашей, татар и русских?»
Результаты диагностики второго вопроса анкеты
«Чем отличаются лапти чувашей, татар и русских?»
Результаты диагностики третьего вопроса анкеты
«Чем отличаются лапти чувашей, татар и русских?»
Результаты диагностики четвертого вопроса анкеты
«Чем отличаются лапти чувашей, татар и русских?»
Результаты диагностики пятого вопроса анкеты
«Чем отличаются лапти чувашей, татар и русских?»
Приложение 5
Фразеологизмы и пословицы про лапоть
Игры с лаптями
Игра «Лапти»
На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 м. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет (например, мешочек с песком). Повернувшись к водящему, спрашивают его: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет». Играющие спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» — и слышат тот же ответ. Спрашивают в третий раз: «Сплели лапти?» — «Сплели!» — отвечает водящий. Тогда, дети бегут в крут и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает по кругу и пытается запятнать играющих. Тот, кого водящий запятнал, встает на его место. Играющие берут свои предметы, и игра начинается сначала. Иногда водящему, сколько ни бегает по кругу, запятнать играющих не удается, и он вновь водит.
Правила
1. Водящий бегает по кругу только на длину вытянутой веревки, за круг забегать ему не разрешается.
2. Если играющему не удалось взять свой предмет, то он выходит из игры.
3. Играющим за кругом разрешается переходить с одного места на другое.
4. Салить играющих водящий может только в круге. Указания к проведению. Лучше игру проводить на большой площадке, в этом случае увеличивается расстояние для бега как играющих, так и водящих. Игра проходит веселее, если в центре круга брошенные предметы охраняют двое водящих. Это создает определенные трудности для играющих.
Игра «Базар лаптей»
Оборудование: Колышек воткнутый в землю, привязанная к нему длинная верёвочка, небольшие предметы (детали конструктора, игрушки, мячики, кубики и т.п.) - по количеству игроков.
Содержание: устанавливают колышек, привязывают к нему веревочку, и раскладывают рядом с ним предметы. По считалочке выбирают водящего, который берётся рукой за верёвочку и бегает по кругу охраняя предметы. Остальные игроки должны выхватить руками или вытолкнуть ногами предметы. Бегающий ребенок должен охранять свое имущество и ловить воришек. Пойманный сменяет того, кто бегал, держась за веревочку.
Игра «Михасик»
Описание игры: для проведения игры шесть пар «лаптей» (обуви) ставятся по кругу. Семь участников игры располагаются вокруг «лаптей». Слова:
Ты, Михасик, не зевай, не зевай!
Лапоточки обувай, обувай!
Под мелодию белорусской польки дети движутся по кругу. С окончанием музыки все останавливаются и каждый старается быстрее обуть «лапти». Ребёнок, оставшийся без «лаптей», выбывает из игры. Убирается одна пара «лаптей» и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок – победитель.
Правила игры: игроки обувают «лапти» только по окончании музыки. Двигаться по кругу, составленному из обуви, надо с его наружной стороны.
Игра «Лапти»
На игровой площадке мелом на асфальте или палочкой на песке чертится большой круг. В круг становится ведущий. А все остальные игроки располагаются за границами круга. Игроки поворачиваются спиной к ведущему, снимают с себя по одному лаптю и по сигналу, через голову, не глядя, кидают лапти в круг.
Потом они поворачиваются, смотрят, куда упал их лапоть, и пытаются этот лапоточек забрать. Ведущий им мешает. Пытается засалить, запятнать игроков. Ведущие могут салить игроков только тогда, когда они находятся в пределах круга. Побеждают те, кому удастся «безнаказанно» вызволить из заколдованного круга свою обувку. Кого засалят первым, становится ведущим.
Главный вопрос: «Где взять лапти?» Ответ: «Негде взять лапти!» Но отсутствие лаптей у современных школьников не является причиной, чтобы не играть. Можно лапти чем-нибудь заменить. Даже сандалики с кедами снимать не обязательно. Использовать вместо лаптей камни не рекомендуется. Так как можно поранить ведущего.
Отчего синичка развеселилась
Простые летающие модели из бумаги
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Без сердца что поймём?
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками