Ребенок – дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее развивается. В процессе детского экспериментирования дети учатся анализировать объект, выдвигать гипотезу, строить предположения, отбирать материал для самостоятельной деятельности, делать выводы.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассматривать предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. В нашем детском саду мы создаем условия для развития познавательной деятельности ребенка средствами экспериментальной деятельности. Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатом) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) - те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.
В уголке для экспериментов в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения, навыки. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если… ), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Чтобы у ребенка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, рекомендуется и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты: «Поплывет или потонет?», «Магнит и его свойства», «Вулкан», «Синяя вода» (свойства крахмала и йода), «Радуга в бокале», «Слоновая зубная паста».
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
ОПЫТЫ
«Волшебный магнит»
Ребенок: Я изучаю свойства магнита, мой опыт называется «Волшебный магнит», для этого мне необходимо
Описание опыта:
Опыты в быту
«Лимонадик»
Ребенок: Я изучаю химические реакции с лимоном, для проведения этого опыта мне необходимо:
Опыт «Вулкан»
Ребенок: для проведения этого опыта мне необходимо:
Опыт:
Кто грамотней?
Ветер и Солнце
Просто так
Сказка про Серого Зайку
Два морехода