Сделал светофор и запрограммировал его
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_svetofor.docx | 49.1 КБ |
Сулейманов Алижан Досымович
Светофор для уроков по ПДД в начальных классах
Творческий проект
Сулейманов Досым Толенгитович
педагог дополнительного образования
Россия, Республика Алтай,
Улаганский район, село Акташ
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Акташская средняя общеобразовательная школа
имени Станислава Мохова»
6 класс
с.Акташ
2018 г
Оглавление
Выбор и обоснование темы проекта………………………………….3
Типы светофоров
Конструкция светофоров……………………..………………………5
Введение.
Выбор и обоснование темы проекта.
Важнейшая основа организации движения – единые правила уличного движения, обязательные и для водителей, и для пешеходов. Необходимо также оборудовать улицы сигнальными знаками. На улицах с оживлённым движением устанавливают светофоры. Это касается городов.
В сельской местности, утром по пути в школу часто наблюдаю такую картину: на перекрестке стоят группа детей и ждут, когда проедут все машины. Затем, сломя голову бегут, через дорогу в сторону школы. Я задаюсь вопросом, почему на дорогу не нанесут полосы и не поставят знаки, чтобы дети без проблем могли бы перейти дорогу, а если оснастить этот перекресток и светофором было бы еще лучше. Выбирая тему проекта, мы провели опрос среди обучающихся начальных классов: Приходилось ли тебе переходить регулируемую светофором дорогу? 55% опрошенных ответили, что светофор видели только по телевизору или на картинках, 25% - переходили дорогу в городах вместе со взрослыми, 17%- проезжали по регулируемому светофором перекрестку находясь в машине. 3%- не знают значения цветов светофора. Значит, большинство обучающихся не видели светофор «своими глазами». Мы решили выяснить, сколько стоит макет светофора? Интернет магазины предлагают широкий ассортимент макетов по цене от 2,5 тысяча рублей. Для сельской школы это немалые деньги. И поэтому у нас возникла идея создать недорогой макет программируемого светофора своими руками.
Цель: создать модель программируемого светофора для уроков по ПДД в начальных классах.
Задачи:
Объект исследования: светофор.
Продукт проекта: изготовленный светофор, работающий в автономном режиме.
Методы исследования:
Гипотеза: думаю, изготовленный мною светофор будет удобен в использовании и поможет обучающимся младших классов в изучении ПДД.
Актуальность проекта заключается в необходимости оснащения начальных классов макетом светофора: необходимо изготовить макет светофора, так как нет демонстрационного материала при изучении ПДД.
Новизна разрабатываемого изделия состоит в его многофункциональности, компактности, простоте изготовления и управления, относительно небольшой стоимости.
Дизайн – спецификация
Схема1
Светофор должен быть:
Прост в изготовлении: не требует значительных трудовых и материальных затрат.
Эстетичный: должны присутствовать цвета.
Доступный в цене: изделие не должно быть слишом дорогим.
Оригинальный: изделие должно работать автономно.
Универсальный: помимо классных часов по ПДД, можно использовать на соревновании «Безопасное колесо»
Экологичен: выполнен из натуральной древесины.
Удобство пользования:занимает мало места, работает автономно.
Выбор материала для изготовления.
Светофор смотрелся бы гораздо интереснее, если бы был выполнен из пластика на 3D-принтере, из-за отсутствия такой техники было решено светофор выполнить из кедровой доски.
Историческая справка.
После постановки цели - изготовить светофор, захотелось узнать кратко историю его появления.
Первым в мире светофором был вращающийся газовый фонарь, который излучал сигнал красного и зелёного цветов. Был установлен в декабре 1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента. Его изобретатель – Джон Пик Найт – был специалистом по железнодорожным семафорам. Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45 градусов – движение с осторожностью. В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов. Светофор использовался для облегчения переходов пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для транспортных средств – пока пешеходы идут, автомобили должны стоять. 2 Января 1869 года газовый фонарь светофора взорвался, ранив управляющего светофором полицейского. И это идея регулирования движения была реализована впоследствии только через сорок лет.
Первая автоматическая система светофоров (способная к переключению без непосредственного участия человека) была разработана и запатентована в 1910 году Эрнстом Сиррином из Чикаго. Его светофор использовал неподсвеченные надписи «Stop» и «Proceed».
В 1912 году в США Лестером Вайером был изобретён первый электрический светофор. С двумя круглыми электрическими сигналами (красного и зелёного цвета). Оборудование светофорами первого перекрёстка было произведено Американской светофорной кампанией 5 августа 1914 года в городе Кливленде США. 4 электрических светофора переключались с красного на зелёный свет и издавали предупреждающий звуковой сигнал. Управление осуществлял полицейский из специальной будки, расположенной на перекрёстке. Трёхцветные светофоры с использование сигнала жёлтого цвета появились в Нью-Йорке и Детроите в 1920 году.
В Европе первые трёхцветные «регулировщики» начали использоваться в двадцатых годах XX века. Сначала в Париже и Гамбурге, затем и в городах Англии.
В СССР эксплуатация первого светофора началась 15 января 1930 года, а в декабре того же года первый светофор заработал в Москве.
В 30-е годы светофор всё более совершенствуется. В его конструкцию вносят новые элементы. Постепенно внешний облик светофора приобретает сегодняшний вид, но вверху располагается зелёный сигнал, а внизу – красный. И только в 1949 году было введено единое размещение огней светофора: красный – вверху, зелёный – внизу.[2]
Типы светофоров.
Светофоры можно классифицировать по их функциональному назначению, по конструктивному исполнению, по их роли, выполняемой в процессе управления движением.
Мне хотелось бы подробнее рассказать о функциональном назначении светофоров.
Уличные и дорожные светофоры.
Автомобильные светофоры.
Наиболее распространены светофоры с сигналами трёх цветов: красного, жёлтого (горит 0,5-1 сек.) и зелёного. В некоторых странах, в том числе и в России, вместо жёлтого используется оранжевый цвет. Сигналы могут быть расположены как вертикально, так и горизонтально. При отсутствии других, специальных светофоров, они регулируют движение всех видов транспортных средств и пешеходов.
Основные сигналы светофоров:
Могут также подаваться мигающие сигналы. Автомобили, приближающиеся к светофору с мигающим зелёным сигналом, могут принять меры к своевременному торможению, чтобы избежать выезда на охраняемый светофором перекрёсток или переход на запрещающий сигнал. Мигающий жёлтый сигнал требует снизить скорость для проезда перекрёстка или пешеходного перехода как нерегулируемого (например, в ночные часы, когда регулирование не требуется из-за низкой интенсивности движения). Мигающий красный сигнал может означать предстоящее переключение к зелёному в случае, если на данном светофоре отсутствует сочетание красный + жёлтый.
Светофор на железнодорожных переездах
Состоит из двух горизонтально расположенных красных фонарей и, на части переездов, одного фонаря лунно-белого цвета. Белый фонарь расположен между красными, ниже или выше соединяющей их линии. Значение сигналов следующее:
Иногда вместо лунно-белого фонаря ставится зелёный немигающий, который в отличие от лунно-белого является разрешающим сигналом. Часто лунно-белый фонарь отсутствует, светофор состоит только из двух красных фонарей.
Светофоры для маршрутных транспортных средств.
Для регулирования движения маршрутных транспортных средств (трамваев, автобусов, троллейбусов), либо маршрутного движения всех автотранспортных средств, используют специальные светофоры, вид которых отличается от страны к стране.
В России Правилами дорожного движения предусмотрено использование Т-образного светофора с «четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета». Верхние сигналы используются для указания разрешённых направлений движения (налево, прямо, направо), а нижний — разрешает начало движения. Также в последние годы в тех случаях, когда направление движения маршрутных транспортных средств только одно, или для всех направлений движение разрешается всегда одновременно, применяют иногда светофор в виде обычной круглой одиночной секции со светящейся буквой «Т» жёлтого цвета, разрешающий движение, когда освещён, и запрещающий, когда не освещён.
Также существуют светофоры на трамвайных станциях (конечных) — то есть вне автомобильных дорог, имеющие по 2 секции — красную и зелёную. Они служат для указания порядка отправления трамвайных поездов с разных путей станции.
Не существует международного стандарта для светофоров для маршрутных транспортных средств, и они могут сильно отличаться даже в соседних странах. В качестве примера посмотрим сигналы таких светофоров в Бельгии и Нидерландах:
Светофор для пешеходов.
Такие светофоры регулируют движение пешеходов через пешеходный переход. Как правило, он имеет два вида сигналов: разрешающий и запрещающий. Обычно для этой цели используют соответственно зелёный и красный свет. Сами сигналы имеют различную форму. Чаще всего используют сигналы в виде силуэта человека: красный — стоящего, зелёный — идущего. В США красный сигнал часто выполняют в виде силуэта поднятой ладони (жест «стоп»). Иногда используют надписи «не идите» и «идите». В столице Норвегии для запрещения движения пешеходов используются две стоящие фигуры, окрашенные красным цветом. Делается это для того, чтобы слабовидящие или люди, страдающие дальтонизмом, могли понять, можно им идти или нужно стоять. На оживлённых магистралях устанавливают, как правило, автоматически переключающиеся светофоры. Но часто применяется и вариант, когда светофор переключается после нажатия специальной кнопки и разрешает переход в течение определённого времени после этого.
Современные светофоры для пешеходов дополнительно оборудуют также звуковыми сигналами, предназначенными для слепых пешеходов, а иногда и табло обратного отсчёта времени (впервые появились во Франции в 1998 г.).
Светофор для велосипедистов
Для регулирования движения велосипедов иногда применяют специальные светофоры. Это может быть светофор, сигналы которого выполнены в форме силуэта велосипеда, или обычный трёхцветный светофор, снабжённый специальной табличкой. Как правило, такие светофоры имеют меньший размер, чем автомобильные, и устанавливаются на удобной для велосипедистов высоте.
Трамвайный светофор.
Т-образные (трамвайные) светофоры предназначены для регулирования движения трамваев. Обычно устанавливаются перед участками с ограниченной видимостью, перед затяжными подъёмами, спусками, на въезде/выезде трамвайных депо, а также перед трамвайными стрелками и сплетениями путей.
Обычно трамвайные светофоры имеют 2 сигнала: красный и зелёный.
Основное предназначение трамвайных светофоров состоит в том, чтобы сигнализировать водителям трамваев о занятости следующей за светофором части трамвайного пути. Действие трамвайных светофоров распространяется только на трамваи.
Светофоры такого типа работают в автоматическом режиме.[3]
Конструкция светофоров
Светофор состоит из отдельных секций, каждая из которых предназначена для определённого сигнала. В зависимости от типа светофора секции могут иметь различные конструктивные особенности. Общим для всех секций является наличие оптического устройства. Светофор состоит из секций соединённых между собой резьбовыми пустотелыми втулками, через которые пропущены провода. Секция представляет собой корпус с крышкой и противосолнечным козырьком. В крышке смонтировано оптическое устройство, состоящие из отражателя, цветного светофильтра, резинового кольца уплотнителя и подвижного стакана с электролампой. При перемещении стакана нить лампы устанавливается в фокусе отражателя. В качестве источников света применяют лампы накаливания общего и специального назначения. В некоторых конструкциях светофоров в качестве источника света используются низковольтные галогенные лампы. Обладая при малых размерах повышенной удельной светоотдачей и компактной нитью, эти лампы хорошо фокусируются. Однако широкого распространения они не получили вследствие их сравнительно высокой стоимости и необходимости применения повышающих трансформаторов. В качестве альтернативного света в светофоре могут быть использованы энергосберегающие лампы.
В настоящее время энергосбережение и сокращение эксплуатационных расходов на обслуживание различных технических средств является одной из актуальных задач хозяйственной деятельности современного города.
Одним из способов решения этой задачи стало применение светодиодных дорожных светофоров (транспортных и пешеходных) взамен ранее установленных.
Необходимость замены обусловлена следующими существенными недостатками:
Выбор и описание базового варианта
Технология изготовления.
Шаг первый – узнав историю создания, типы и конструкцию светофора, я решил изготовить это изделие из кедровой доски.
Шаг второй – выбор варианта: сделал эскизы.
Шаг третий:
Шаг четвёртый – изготовил изделие (выпилил детали).
Шаг пятый – собрал детали изделия:
Технологическая карта изготовления
светофора
№ п/п | Последовательность выполнения операций | Инструменты и приспособления |
Выбрать заготовки из доски и разметить детали изделия по шаблону | Шаблон, карандаш, верстак | |
Выпилить детали | Лобзик, столярный верстак | |
Зачистить детали, скруглить острые кромки и углы | Верстак, рубанок, шлифовальная колодка | |
Вырезать отверстия в боковых стенках | Лобзик, столярный верстак | |
Вырезать козырьки, светоотражатели | Верстак, ножницы по металлу | |
Окрасить изделие. Проконтролировать качество изделия. | Краска, кисть, верстак. | |
Сборка деталей изделия. | Верстак, саморезы, шуруповерт, термоклеющий пистолет | |
Программирование микроконтроллера | Компьютер |
Способ крепления.
Светофор может либо стоять на столе, либо его можно будет подвешивать. Для этого на крышке корпуса предусмотрен крепёжный элемент.
Способ подключения.
Светофор может работать от сети через адаптер на 12 вольт, также для автономной работы предусмотрен штекер для подключения батарейки «Крона».
Материально-техническое обеспечение проекта.
Для работы мне понадобились инструменты:
Для электронной части:
Техника безопасности при выполнении работ.
1.При пилении древесины:
2.При строгании древесины:
3.При сверлении:
4.При работе с острыми режущими инструментами:
5.Выполняя лакокрасочные работы:
6.При работе с электропаяльником:
6.При выполнении сборочных работ:
Заключение
Экологическое обоснование проекта:
Экономическое обоснование.
Свой светофор я сделал примерно за 700 рублей. Работа выполнялась во внеурочное время в школьной мастерской. Покупать пришлось:
Затраты на материал:
1куб пиломатериала стоит 6.800 руб.
ИТОГО – 700 руб.
Время, затраченное на проект – 2 часа в день, изделие выполнил за 10 дней. Как видно из расчетов светофор не требует больших материальных затрат.
Микроконтроллер, светодиоды и блок питания покупали в Алиэкспресс.
Оценка изделия.
В ходе работы над проектом, я узнал интересные факты из истории появления светофора, о том, что есть разные типы светофоров.
Результатом работы является созданная модель светофора, которую можно использовать на занятиях по изучению правил дорожного движения с детьми. Лично я собираюсь передать эту модель начальной школе.
При выполнении проекта были использованы сведения из разделов таких предметов, как технология, черчение, физика, математика. Данное изделие, я предлагаю в качестве альтернативного варианта подобного рода изделий.
Работа над проектом была полезной и увлекательной. Мне пришлось использовать навыки и умения, полученные с пятого класса при изучении разделов технологии. Знания, полученные на занятиях в творческих объединениях «Юный техник», «Робототехника». Данная модель работает на основе микроконтроллера Arduino, который программируется с помощью компьютера на языке Си.[5]
Достоинства:
В любой работе над изделием всегда можно определить положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны проекта:
1. Цель достигнута.
2. Материалы доступны.
3. Технология изготовления посильна.
4. Вписывается в круг потребностей, предъявленных к данному проекту.
5. Изделие гораздо дешевле, чем на рынке или в магазине.
6. Полученный опыт изготовления изделия пригодится в будущем.
7. Можно будет легко починить изделие в случае поломки.
Отрицательные стороны проекта:
Деревянное изделие немного тяжелее пластикового аналога.
Список литературы:
Организация дорожного движения. Учебник для вузов.
Издательство «Трансифт». Москва 1992 г.
Юрий Визбор. Милая моя
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Четыре художника. Осень
Твёрдое - мягкое
Как нарисовать портрет?