Многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dilya.doc | 138 КБ |
moy_klass_i_starinnye_mery.ppt | 1.42 МБ |
МБОУ Иж-Бобьинская СОШ имени Братьев Буби Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Исследовательский проект
«Мой класс и старинные меры»
Выполнила: Хамидуллина
Диля Ильфатовна, ученица 5 класса
МБОУ Иж-Бобьинской СОШ
имени Братьев Буби
Агрызского муниципального района РТ
Руководитель:Альмукаева
Гульнара Юфаровна, учитель математики
Иж-Бобья, 2023
Оглавление стр.
I.Введение 3
II.Основная часть 4
Глава 1. Старинные меры длины.
§ 1.1. Как измеряли в древности. 4
§ 1.2. Метрическая система мер. 8
§ 1.3. Пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные меры 10
Глава 2. Экспериментальная часть
§ 2.1. Рост учащихся 1 класса в разных единицах длины 13
§ 2.2. Рост учащихся 5 класса в разных единицах длины 13
§ 2.3. Средний рост учащихся 13
III.Заключение 14
IV.Список литературы 15
V. Приложения 16-19
I.Введение
«Ощутите вашу связь с прошлым –
и вы сможете на него опереться»
Авессалом Подводный
Давным-давно человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения.
Многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях.
Впервые с такими единицами длины я познакомилась в 5 классе на уроках математики. Меня они заинтересовали и я решила их изучить. Перед тем как начать работу, я провела опрос среди учеников 6 – 11 классов и учителей нашей школы. Нужно было ответить на вопрос «Знаете ли вы старинные единицы длины и какие именно знаете?». Результаты опроса изображены на диаграмме. (см. приложение 1, рис 1.)
Большая часть учителей знают о старинных единицах длины, а учащиеся с 6 по 11 класс мало имеют представления о них. И я решила рассказать вам про это.
Актуальность: Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как метрология всегда находится в центре внимания
человеческой деятельности.
Цель исследования: установить старинные меры длины, сравнить их с новой измерительной системой, применить эти меры длины в измерении роста моих одноклассников и сравнить их с ростом первоклассников, найти отражение этих мер в русских пословицах и поговорках.
В рамках достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
Изучение познавательной и художественной литературы.
Практическая работа.
II.Основная часть
Глава 1. Старинные меры длины.
§ 1.1. Как измеряли в древности
Рассмотрим наиболее распространенные старые меры, упоминая о которых часто встречаются в нашей речи.
Перст – старинное название пальца, причем сначала так называли именно указательный палец, его ширина около 2 см. Отсюда происходит анатомический термин «двенадцатиперстная кишка».(см.приложение 1,рис 2.)
Дюйм – от голландского «большой палец» - равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. Это примерно 2,54 см. В настоящее время используется для измерения внутреннего диаметра труб, автомобильных шин, толщины досок и т.д. Всем знакомо произведение Х.К. Андерсена «Дюймовочка».(см.приложение 1,рис 3.)
Вершок – ширина двух пальцев руки, указательного и среднего, около 4,4 см. (см.приложение 1,рис 4.)
Пядь, пядень (или четверть) – одна из самых старинных мер длины. Ее носит с собой каждый человек. Название происходит от древнерусского слова «пясть», т.е. кулак или кисть руки. Пядь малая – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, что составляет около 19 см.
Пядь великая – расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, 22 – 23 см. (см.приложение 1,рис 5.)
Локоть – древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца или сжатого кулака до локтевого сгиба. Оно колебалось от 38 до 46 см. Как мера длины встречается с XI в. (см.приложение 1,рис 6.)
Аршин – одна из главных русских мер длины, использовалась с XVI в. Название происходит от персидского слова «арш» - локоть. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава, до концевой фаланги среднего пальца. В аршине 71 см. Но в разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей. Чтобы исключить путаницу, был введен казенный аршин. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы его оковывали железом и помечали печатью (государственным клеймом). (см.приложение 1,рис 7.)
Шаг – средняя длина человеческого шага, 70 см. Одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Греции, Древнем Египте, Персии. Шаг как мера длины используется и в настоящее время. Существует даже специальный прибор шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных человеком шагов.
Шагами отмерялись расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли. Так, с расстояния в 10 шагов на Черной речке под Петербургом 27 января 1837 г. На дуэли Дантес стрелял в А.С. Пушкина и ранил его смертельно. В 1841 г. 15 июля недалеко от Пятигорска Мартынов произвел свой роковой выстрел с расстояния 15 шагов и убил М.Ю. Лермонтова. (см.приложение 1,рис 8.)
Сажень – встречается с 11 в. Название от слова «стягать», т.е. доставать до чего-либо. Отсюда слово «недосягаемый» - о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить. Различали два вида сажени: маховая и косая.
Маховая сажень – расстояние между концами пальцев распростертых рук. 1 маховая сажень – 1м 76 см.
Косая сажень – расстояние от первого пальца левой стопы до концевой фаланги среднего пальца поднятой верх правой руки, т.е. около 248 см. (см.приложение 1,рис 9.)
Верста – от слова «вертеть». ровня, пара, чета, противень чему; что под стать, пол лад, масть, под меру. То, что измерено, разбито на равные части; что служит мерилом, правилом, указывает как ровнять и мерить. Ныне верста – путевая мера в 500 сажен (1 косая сажен около 3-х метров); до Петра Великого 700; а еще раньше 1000.
Первоначально расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты, 1067м. До XVIII в. На Руси существовала и межевая верста в 1000 саженей, или 2,13 км, для определения расстояния между населенными пунктами и для межевания (межа – граница земельных владений в виде узкой полосксы).
При Петре Первом была введена верста длиной в 500 саженей. На таком расстоянии друг от друга вдоль наиболее важных дорог ставили столбы, окрашенные в три цвета. Отсюда название «столбовая дорога» для хорошего наезженного пути. В начале XIX в. Вдоль основных дорог государства Российского появились черно-белые полосатые столбы, на которых отмечались расстояния в верстах (У Пушкина: «Только версты полосаты попадаются одне») (см.приложение 1,рис 10.)
Миля – 7 верст, или 7, 468 км. Название происходит от латинского слова «миля», т.е. 1000 (шагов). Использовалась для измерения больших расстояний. (см.приложение 1,рис 11.)
Линия – ширина пшеничного зерна, примерно 2,54 мм. Эта мера использовалась для измерения диаметра горловины в стеклянной части керосиновой лампы. Этой единицей обозначают и калибр, т.е. диаметр канала в стволе огнестрельного оружия. Наибольший диаметр пули, снаряда тоже выражается в линиях или миллиметрах. Отсюда название «трехлинейная винтовка» для винтовки калибра 7, 62 мм (2,54х3=7,62). Эта винтовка системы Мосина с конца XIX в была на вооружении русской армии. После некоторой модернизации она использовалась и в Советской Армии (наряду с автоматическим оружием) во время Великой Отечественной войны. (см.приложение 1,рис 12.)
Ладонь – ширина кисти руки (см.приложение 1,рис 13.);
Фут – длина ступни человека (см.приложение 1,рис 14.);
Ярд – расстояние от носа до конца среднего пальца вытянутой руки (см.приложение 1,рис 15.).
Общая таблица. (см.приложение 1,рис 16.).
Все эти и им подобные меры имеют тот недостаток, что такие единицы являются различными для разных людей. На первых порах развития человеческого общества, когда измерения производились очень приближённо, этот недостаток ещё не ощущался, но уже в Древнем Египте, Вавилоне и Китае за много веков до нашей эры возникла необходимость в более точных измерениях. Тогда были созданы определённые общегосударственные единицы измерения, для чего были изготовлены образцы единиц измерения – эталоны.
Для измерения различных величин (очень маленьких и очень больших) необходима целая система мер. Меры, входящие в систему мер, связаны между собой.
На сегодняшний день известно множество различных систем измерения длины, которые характерны для какой-то одной местности, страны или даже времени. И все эти измерения можно выразить через международную метрическую систему.
§ 1.2. Метрическая система мер.
Потребности практики заставили начать поиски единой системы мер. При этом было ясно, что надо отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела. И шаг у людей бывает разный, и длина ступни у них неодинакова, и пальцы у них разной ширины. Поэтому надо было искать новые единицы измерения в окружающей природе.
Метрическая система мер была введена впервые во Франции в 1795 году. В 1792 году Парижская академия наук решила измерить длину земного меридиана, проходящего через Париж. Отдельные части этого меридиана были измерены. Длины других частей были вычислены на основе этих измерений. В результате большой работы была найдена длина парижского меридиана в существовавших тогда французских мерах длины – туазах (1м 95 см).
На Всемирной выставке 1867 года в Париже в организованном там международном комитете мер, весов и монет русский академик Б. С. Якоби выступал с докладом. В нём он сформулировал преимущества метрической системы как экономически самой выгодной вследствие её десятичной основы.
Основная единица системы мер должна быть определена посредством материального эталона, который наиболее точно воспроизводит длину архивного метра. Комиссия утвердила эталон метра, изготовленный из сплава платины ( 90%) и иридия ( 10%).
К 1875 году метрическую конвенцию подписали уже 17 государств, включая Россию, где применение новой системы было разрешено, но не стало законом.
В 1889 году международные прототипы метра и килограмма были сданы в Бретейльский павильон (здание во Франции). С этого момента метр и килограмм стали определяться как длина и вес международных эталонов.
В России учёные с начала X1X века поняли значение метрической системы и пытались её широко внедрить в практику. Окончательное решение вопрос о метрической системе в России получил уже после Великой Октябрьской социалистической революции. С 1 января 1927 года, когда переход промышленности и транспорта на метрическую систему был подготовлен, метрическая система стала единственно допускаемой в СССР системой мер и весов. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику.
К 1972 году метрическую конвенцию подписало уже 41 государство. Творцы этой универсальной системы мер написали на талоне метра: «На все времена всем народам!».
Для популяризации новых мер поэт В.В.Маяковский написал стихотворные тексты, посвящённые новым мерам.
Карамель «Новые меры» (Тексты для конфетных оберток)
Аршин отмерять в этом роде:
Расстояние от пальца до плеча
Привыкли аршином величать.
Приблизительно
От пальцев до плеча противоположного.
Ладонью отмерять четверть аршина.
Растопырь большой и указательный пальцы:
Приблизительно четверть аршина отвалятся.
Легко измерить с помощью ладош.
Отложи ладонь не вдоль, а поперёк.
Запомни также (трудности нет):
10 сантиметров – один дециметр.
Два метра – приблизительно сажень.
Четыре сантиметра - один вершок.
Один сантиметр – четверть вершка.
Заруби на носу, торговый люд:
Три дециметра – один фут.
2,5 сантиметра равняются дюйму.
Маяковский В. В. Собрание сочинений
в 12 томах. Том 8. М. : Правда, 1978
§ 1.3. Пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные меры.
В нашем современном языке старые единицы измерения и слова, их
обозначающие сохранились, как правило, в виде пословиц и поговорок.
Глава 2. Экспериментальная часть
§ 2.1. Рост учащихся 1 класса в разных единицах длины
Я измерила рост учащихся 1 класса, выразила его через разные единицы длины. (см.приложение 2.)
№ | Фамилии уч-ся | см | маховая сажень | аршин | перст | вершок |
1 | Ганиев Радмир | 129 | 0,73 | 1,81 | 64,5 | 29,31 |
2 | Губаев Ильгар | 125 | 0,71 | 1,76 | 62,5 | 28,40 |
3 | Губайдуллина Рузиля | 127 | 0,72 | 1,78 | 63,5 | 28,86 |
4 | Грудцина Рузиля | 131 | 0,74 | 1,84 | 65,5 | 29,77 |
5 | Салахова Саида | 123 | 0,69 | 1,73 | 61,5 | 27,95 |
6 | Хаматова Азалия | 129 | 0,73 | 1,81 | 64,5 | 29,31 |
§ 2.2. Рост учащихся 5 класса в разных единицах длины
Также я измерила рост учащихся своего 5 класса и тоже выразила его через разные единицы. (см.приложение 2.)
№ | Фамилии уч-ся | см | маховая сажень | аршин | перст | вершок |
1 | Александрова Эвелина | 146 | 0,83 | 2,05 | 73 | 33,18 |
2 | Анваров Данил | 138 | 0,78 | 1,94 | 69 | 31,36 |
3 | Бахтиева Зиля | 158 | 0,89 | 2,22 | 79 | 35,90 |
4 | Ганиев Рамазан | 141 | 0,80 | 1,98 | 70,5 | 32,04 |
5 | Губаев Руфат | 144 | 0,81 | 2,02 | 72 | 32,72 |
6 | Евграфов Данир | 168 | 0,95 | 2,35 | 84 | 38,18 |
7 | Закирова Айсылу | 167 | 0,94 | 2,35 | 83,5 | 37,95 |
8 | Камалетдинов Айбулат | 154 | 0,87 | 2,16 | 77 | 35 |
9 | Корепанова Амалия | 156 | 0,88 | 2,19 | 78 | 35,45 |
10 | Салимуллин Булат | 139 | 0,78 | 1,95 | 69,5 | 31,59 |
11 | Томчишин Артур | 143 | 0,81 | 2,01 | 71,5 | 32,5 |
12 | Фаттахова Раиля | 152 | 0,86 | 2,14 | 76 | 34,54 |
13 | Хаматова Тансылу | 152 | 0,86 | 2,14 | 76 | 34,54 |
14 | Хамидуллина Диля | 144 | 0,81 | 2,02 | 72 | 32,72 |
§ 2.3. Средний рост учащихся
Я подсчитала средний рост учащихся 1 и 5 классов, сравнила их рост и подсчитала на сколько могут измениться показатели за 4 года.
Средний рост учащихся 1 класса
см | маховая сажень | аршин | перст | Вершок |
127,33 | 0,72 | 1,79 | 63,66 | 28,94 |
Средний рост учащихся 5 класса
см | маховая сажень | аршин | перст | вершок |
150,14 | 0,85 | 2,11 | 75,07 | 34,12 |
Рост учащихся за четыре года может вырасти на:
см | маховая сажень | аршин | перст | вершок |
22,81 | 0,13 | 0,32 | 11,41 | 5,18 |
III. Заключение
Проведя свое исследование, я выяснила, что современные дети мало знакомы со старинными единицами измерения. Именно поэтому я решила познакомить со своей работой учащихся нашей школы и выступить на школьной научной конференции в конце учебного года.
Вместе с первоклассниками на практическом занятии (см.приложение 3), мы ближе познакомились со старинными русскими единицами измерения, выявили взаимосвязь между ними и устным народным творчеством. Конечно, большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие из них и сегодня живут не только в старинных постройках, в древних рецептах лекарств и всевозможных кушаний, но и фигурируют в современных литературных произведениях, исторических памятниках.
В данной работе была изучена и проанализирована литература по теме измерения в древности, старые русские меры и метрическая система мер.
В своей работе я:
- измерила рост учащихся 1 класса и рост учащихся 5 класса на данный момент времени;
- выразила его в сантиметрах, маховых саженях, аршинах, перстах, вершках;
- нашла средний рост ученика в каждом из классов;
- провела сравнительный анализ изменения среднего роста ученика за четыре года в различных единицах длины.
В результате пришла к следующим выводам:
IV.Список литературы
1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2ч/ Н.Я.Виленкин и др. – 41-е изд., испр.- М.Мнемозина, 2022.
2. Маяковский В. В. Собрание сочинений в 12 томах. Том 8.
М.: Правда, 1987
3. Шарыгин И. Ф. « Наглядная геометрия 5 – 6», пособие для общеобразовательных учебных заведений. Москва «Дрофа», 2012
4. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 303с.: ил.
5. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. – М.: Советская энциклопедия, 1986.
6. «Старинные русские меры длины, веса, объёма», http://mer.kakras.ru
7. Рисунки из интернета.
Старинные меры длины.
Старинные меры длины | Метрические меры длины |
1 перст | 2 см |
1 дюйм | 2,54 см |
1 вершок | 4,4 см. |
1 пядь малая | 18 см. |
1 пядь великая | 22 – 23 см |
1 локоть | 38 – 46 см |
1 аршин | 71 см |
1 шаг | 70 см |
1 маховая сажень | 1м 76 см |
1 косая сажень | 248 см |
1 верста | 124000 см |
1 миля | 7,468 км |
1 линия | 2,54 мм |
Рис 16.
Слайд 1
«Мой класс и старинные меры» «Ощутите вашу связь с прошлым – и вы сможете на него опереться» Авессалом Подводный МБОУ Иж-Бобьинская СОШ имени Братьев Буби Агрызского муниципального района Республики Татарстан Выполнила : Хамидуллина Диля Руководитель: Альмукаева Г.Ю.Слайд 3
Актуальность : Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как метрология всегда находится в центре внимания человеческой деятельности. Цель исследования : установить старинные меры длины, сравнить их с новой измерительной системой, применить эти меры длины в измерении роста моих одноклассников и сравнить их с ростом первоклассников, найти отражение этих мер в русских пословицах и поговорках. Задачи: Познакомиться с измерительной системой, которая существовала ранее. Установить взаимосвязь между старой измерительной системой и новой. Выяснить, что означают пословицы и поговорки, в которых встречаются названия старинных мер длины. Перевести старинные меры в пословицах и поговорках в современные. Провести с учениками первого класса практическое занятие, используя старинные меры длины. Познакомить учащихся школы с результатами исследования, с целью расширения их знаний и кругозора в целом.
Слайд 6
Старинные меры длины. Старинные меры длины Метрические меры длины 1 перст 2 см 1 дюйм 2,54 см 1 вершок 4,4 см. 1 пядь малая 18 см. 1 пядь великая 22 – 23 см 1 локоть 38 – 46 см 1 аршин 71 см 1 шаг 70 см 1 маховая сажень 1м 76 см 1 косая сажень 248 см 1 верста 124000 см 1 миля 7,468 км 1 линия 2,54 мм
Слайд 7
Карамель «Новые меры» Принято в торговом народе Аршин отмерять в этом роде: Расстояние от пальца до плеча Привыкли аршином величать. Так и метр отмерить вам можно Приблизительно От пальцев до плеча противоположного. Не хитрая машина – Ладонью отмерять четверть аршина. Растопырь большой и указательный пальцы: Приблизительно четверть аршина отвалятся. Сантиметр тож Легко измерить с помощью ладош. Чтоб 10 сантиметров отмерить мог, Отложи ладонь не вдоль, а поперёк. Запомни также (трудности нет): 10 сантиметров – один дециметр. Запомни, расчёт очень важен: Два метра – приблизительно сажень. Рисуем, чтоб каждый запомнить мог; Четыре сантиметра - один вершок. Запомни, эта работа не тяжка: Один сантиметр – четверть вершка. Заруби на носу, торговый люд: Три дециметра – один фут. Узнаем, не тратя догадок уйму: 2,5 сантиметра равняются дюйму. Маяковский В. В. Собрание сочинений в 12 томах. Том 8. М. : Правда, 1978
Слайд 8
Пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные меры. «Один, как перст» - человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей. «Не указывай на людей перстом! Не указали бы на тебя шестом!» - Если будешь кого-то обвинять (показывать на него пальцем), то тебя могут обвинять в чем-то худшем или сделать это в еще более грубой манере. «От горшка два вершка, а уже указчик» - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех. «У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла» – о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки. «Не уступить ни пяди» - не отдавать даже самой малости «Семь пядей во лбу» - об очень умном человеке. «Сам с ноготок, а борода с локоток» - о человеке незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту. До Петра Первого борода считалась почетной принадлежностью мужчины. Длинная, холенная борода служила признаком богатства, знатности. «Каждый купец на свой аршин меряет» - каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.
Слайд 9
№ Фамилии уч-ся см маховая сажень аршин перст вершок 1 Ганиев Радмир 129 0,73 1,81 64,5 29,31 2 Губаев Ильгар 125 0,71 1,76 62,5 28,40 3 Губайдуллина Рузиля 127 0,72 1,78 63,5 28,86 4 Грудцина Рузиля 131 0,74 1,84 65,5 29,77 5 Салахова Саида 123 0,69 1,73 61,5 27,95 6 Хаматова Азалия 129 0,73 1,81 64,5 29,31 Рост учащихся 1 класса в разных единицах длины
Слайд 10
№ Фамилии учащихся см маховая сажень аршин перст вершок 1 Александрова Эвелина 146 0,83 2,05 73 33,18 2 Анваров Данил 138 0,78 1,94 69 31,36 3 Бахтиева Зиля 158 0,89 2,22 79 35,90 4 Ганиев Рамазан 141 0,80 1,98 70,5 32,04 5 Губаев Руфат 144 0,81 2,02 72 32,72 6 Евграфов Данир 168 0,95 2,35 84 38,18 7 Закирова Айсылу 167 0,94 2,35 83,5 37,95 8 Камалетдинов Айбулат 154 0,87 2,16 77 35 9 Корепанова Амалия 156 0,88 2,19 78 35,45 10 Салимуллин Булат 139 0,78 1,95 69,5 31,59 11 Томчишин Артур 143 0,81 2,01 71,5 32,5 12 Фаттахова Раиля 152 0,86 2,14 76 34,54 13 Хаматова Тансылу 152 0,86 2,14 76 34,54 14 Хамидуллина Диля 144 0,81 2,02 72 32,72 Рост учащихся 5 класса в разных единицах длины
Слайд 11
Средний рост учащихся 1 класса см маховая сажень аршин перст Вершок 127,33 0,72 1,79 63,66 28,94
Слайд 12
Средний рост учащихся 5 класса см маховая сажень аршин перст вершок 150,14 0,85 2,11 75,07 34,12
Слайд 13
Рост учащихся за четыре года может вырасти на: см маховая сажень аршин перст вершок 22,81 0,13 0,32 11,41 5,18
Слайд 14
Практическое занятие с учащимися 1 класса
Слайд 15
для измерения длин можно использовать различные единицы измерения длины; установлена связь между различными единицами длины; доказано, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно становится понятной для любого человека. Выводы:
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Новогодние гирлянды
Сочинение
Сочные помидорки
На берегу Байкала
Свадьба в Малиновке