В данной работе рассказано, что математические зщадачи были популярны еще в Древней Руси
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный итоговый творческий проект "Математическое наследие Древней Руси" | 77.48 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ярцевская средняя школа № 1»
Ярцевского района Смоленской области
Индивидуальный итоговый творческий проект
«Математическое наследие Древней Руси»
Автор проекта | Петухов Иван обучающийся 9 класса А |
Руководитель | Степченкова Маргарита Васильевна, учитель математики |
г. Ярцево
2023
Содержание
| 3 |
| 5 |
| 5 6 |
| 7 7 |
| 7 |
| 10 |
| 11 |
Наименование ОУ | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ярцевская средняя школа №1» Ярцевского района Смоленской области |
Тема проекта | Математическое наследие Древней Руси |
Целевая аудитория | Учащиеся 5-7 классов |
Цель проекта | Создание рабочей тетради, состоящей из задач древнерусских математиков для того, чтобы ознакомить с ними обучающихся. |
Задачи проекта |
|
Методы | Анкетирование, анализ, синтез |
Проблема | Низкий уровень знания обучающимися математического наследия Древней Руси. |
Этапы работы |
|
Продукт проекта | Рабочая тетрадь по математике, составленная на основе задач математиков Древней Руси. |
Оборудование | Компьютер, телефон, USB-флэш-накопитель |
Математика на Руси существовала ещё издавна. Она была распространена уже в X-XI веках. Математические знания были связаны с бытовыми нуждами людей. Однако бытует мнение, что математика была слабо развита. Чтобы узнать что думают мои одноклассники и ровесники, я провёл анкетирование (приложение 1), где решил узнать их мнение. По результатам анкетирования оказалось, что 50% думают, что математика была слабо развита и 40%, что она ограничивалась простейшим счётом (приложение 2). Я решил изучить математику Древней Руси и составить сборник из задач актуальных в то время.
Перед выполнением проекта я сформулировал проблему: низкий уровень знания обучающимися математического наследия Древней Руси.
Цель проекта: создание рабочей тетради, состоящей из задач древнерусских математиков для того, чтобы ознакомить с ними обучающихся.
Для выполнения цели были выдвинуты следующие задачи:
С целью решения поставленных задач использовались эмпирические методы: Анкетирование, анализ, синтез.
Продукт проекта – рабочая тетрадь по математике, составленная на основе задач математиков Древней Руси.
У славян, как и у всех других народов, счет возник очень давно. Сначала они на глаз сравнивали разные количества одинаковых предметов, могли на глаз определить, в каком стаде больше животных, в какой кучке больше плодов. У славян издавна существовали узелковое письмо и узелковый счет. К нашему времени от узелкового письма остались только следы в виде выражения «узелок на память» и гадание по узлам на льняной нити.
До появления письменности наши предки обозначали числа зарубками на палочках или дощечках, которые у русских народов назывались бирками.
В качестве денежных знаков сначала использовались шкуры животных. Так существовали куны, резаны и ногаты. Позже появились серебряные гривны. Одна гривна приравнивалась к 25 ногатам, 20 кунам или к 50 резанам. Только потом появился рубль, который изначально выглядел как круглый кусок серебра.
Меры длин наших предков соотносились с размерами различных частей человеческого тела: пядь, локоть, сажень и верста. Сыпучие тела измеряли кадями, четвертями, десятинами и сохами. Вес мерили в пудах и фунтах.
Наши предки рано начали пользоваться десятичной системой расчётов. С появлением кириллицы числа начали обозначать славянскими буквами. Некоторым большим круглым числам были присвоены специальные названия: тьма – десять тысяч, легион или неведий – сто тысяч, леодр – миллион. Более крупные числа, триллионы, относились к особой системе записей, называемой великим счётом.
До нашего времени дошли тексты, в которых отражены результаты арифметических подсчётов. Одним из них является «Русская Правда» XI века. Там приводились ряд примеров по расчёту долгов, штрафов и процентов. Из этого видно, что к тому времени русские уже вполне уверенно могли оперировать целыми и дробными числами.
Первый известный в истории Древней Руси математический трактат относится к 1136 году. Автором его стал новгородский монах Кирик. В сочинении, полное наименование которого звучало как «Кирика диакона и доместика Новгородского Антониева монастыря учение им-же ведати человеку числа всех лет», содержались сведения как по математике, так и по астрономии, в числе прочего там проводился подробный расчёт даты сотворения мира. Монах также делил сутки на мелкие доли, доходя до одной миллионной.
В Древней Руси решались задачи связанные с переводом натуры в деньги. Этому были посвящены 8 вариантов подсчётов. Они делились на две группы. К первой относятся 4 варианта, для их выполнения достаточно одной операции: умножение на 1, удвоения (умножение на 2), раздвоение (деление пополам) и утроение (деление на 3). Ко второй группе относятся варианты подсчётов (их то же четыре), которые выполняются посредством последовательности двух-четырёх современных арифметических операций, из которых по крайней мере одна связана с действием деления. Первую группу условно можно назвать группой простейших подсчётов, а вторую – группою усложнённых подсчётов.
Для того чтобы сформировать мнение о вычислительной практике Древней Руси мной было принято решение составить рабочую тетрадь.
Для этого я выполнил следующие задачи:
Для того чтобы найти задачи, я обратился к ресурсам интернета. Мной были собраны 12 задач, которые использовались древнерусскими математиками (приложение 3). Во время решения этих задач я столкнулся с некоторыми трудностями, связанными с непонятным мне, современному человеку, условием.
Во время создания у меня возникли проблемы с выбором оформления проектного продукта. В итоге я решил оформлять как рабочую тетрадь. Размер листа мной был выбран 16,5×20,5 см. Для распечатки продукта проекта я обратился к услугам компании Kodak.
Во время работы над проектом я провёл анкетирование. Познакомился с историей развития математики на Древней Руси. Я изучил особенности решения задач по математике, собрал их и решил. Из собранных задач я составил рабочую тетрадь. В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: цель работы была достигнута, задачи выполнены.
При работе над проектом я:
В ходе выполнения проекта я столкнулся с некоторыми трудностями. У меня не было достаточно знаний по истории развития математики на Древней Руси, поэтому пришлось обращаться к дополнительным материалам для более глубокого изучения данной темы.
Я считаю, что тема моей работы актуальна, так как более глубокое знание истории предмета помогает лучше его понять и изучить.
В процессе выполнения работы я понял, что древнерусская математика была далеко не так слабо развита, как думал я. В конце хочу добавить, что это было очень познавательно для меня.
Список информационных ресурсов
Приложение 1.
АНКЕТА
- да
- нет
2. Ограничивалась ли она простейшим счетом?
- да
- нет
3. Когда по Вашему мнению началось развитие математики на Руси?
указать__________________________
Приложение 2.
Приложение 3.
Седьмую в бездетном браке провёл Диофант. Прошло пятилетие; он был осчастливлен рожденьем прекрасного первенца сына. Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой дал на земле по сравненью с отцом. И в печали глубокой старец земного удела конец восприял, переживши года четыре с тех пор, как сына лишился. Скажи, сколько лет жизни достигнув, смерть восприял Диофант?
Приложение 4.
12х +(120 – х) * 9 = 1200.
х = 40, тогда 120- 40 = 80.
Ответ: 40 мужчин, 80 женщин
500 : 2 = 250 саж.
2) Узнаем скорость собаки за 1 минуту:
1300 : 5 = 260 саж.
3) Узнаем на сколько собака быстрее зайца:
260 - 250 = 10 саж.
4) Узнаем через сколько собака догонит зайца:
150 : 10 = 15 мин.
Ответ: Через 15 минут собака догонит зайца.
4х+4х+2х+х+1=100
11х+1=100
11х=100-1
11х=99
х=99:11
х=9
Т.к. х=9, то всего учеников в классе 4*9=36.
Ответ: 36 учеников.
2. Во сколько раз большую часть большого луга скосили в первую половину дня?
в 2 раза.
3. Какую часть большого луга скосили после обеда?
1 : (1 + 2) = 1/3 часть.
4. Какую часть маленького луга скосили после обеда?
1/3 * 2 = 2/3.
5. Какую часть маленького луга скосили на следующий день?
1 - 2/3 = 1/3.
6. Во сколько раз половина артели скосила за половину дня больше, чем 1 косец за 1 день?
2/3 : 1/3 = 2.
7. Сколько косцов в артели?
2 * 2 * 2 = 8 косцов.
Ответ:8 косцов.
1) 1 : 14 = 1/14 части Кади питья — выпьет один человек за один день, так как он выпьет Кадь питья в 14 дней;
2) 1 : 10 = 1/10 части Кади питья — выпьет один человек и жена за один день вместе, так как они вместе могут выпить всю Кадь питья за 10 дней;
3) 1/10 - 1/14 = 7/70 - 5/70 = 2/70 = 1/35 части Кади питья — жена за один день;
4) 1 : 1/35 = 1 * 35 = 35 дней — выпьет жена всю Кадь питья.
Ответ: за 35 дней.
(x + 12):12 = = (x + 5):7
Х = 4,8 . Итак, кафтан стоил 9,8 – 5 = 4,8 (руб.).
Ответ: 4,8 рублей.
4х:1=(130-х):3
х = 10.
Итак, меньшая часть должна содержать 130:13=10 орехов, а большая 130 — 10 = 120 орехов.
Ответ: 10 орехов, 120 орехов.
х + 2 = у – 2,
2(х - 2) = у+2.
х = 10, у = 14.
Исходя из решения системы уравнений, получаем, что до передачи двух слив у одного было 10 слив, а у другого было 14 слив.
Ответ: 10 слив, 14 слив.
Ответ: было 7 сыновей, 49000 рублей.
1/8х-3/4х=50-150
5/8х=100
Х=160
Ответ. 160.
х/6+х/12+х/7+5+х/2+4=х
14х+7х+12х+420+42х+336=84х
9х=756
х=84
Ответ: Диофант женился в 21 год, стал отцом на 38 году, потерял сына на 80-м году и умер в 84 года.
всего расстояния до деревни.
2*6=12( вёрст) всё расстояние 12:3=4( версты) прошёл путник 12-4=8 (вёрст) осталось.
Ответ: 8 вёрст
Приложение 5.
Снежная сказка
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
За еду птицы готовы собирать мусор
Воздух - музыкант
Почему люди кричат, когда ссорятся?