В данной работе демонстрируются приема более быстрого и простого запоминания элеменов математика
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный итоговый проект "Мнемотехника - помощник математики" | 63.77 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ярцевская средняя школа №1»
Ярцевского района Смоленской области
Индивидуальный итоговый проект
«Мнемотехника – помощник математике»
Работу выполнила: обучающаяся 9А класса
Демина Ангелина
Руководитель: учитель математики
Степченкова
Маргарита Васильевна
2022 год
Содержание.
Этапы работы над проектом…………………………………..6
Мнемотехника и ее основные приемы………………………..7
Немного о создании продукта моего проекта………………..10
Паспорт проекта.
Название работы | Мнемотехника – помощник математике |
Проблема | Недостаточный уровень математического образования обучающихся. |
Актуальность | Если рассмотреть в интересной и увлекательной форме правила, формулы или теоремы, то знания на уроке будут более глубокими, что может привести к повышению качества знаний в таком сложном предмете как математика. |
Цель | Создание мини-брошюры «Шпаргалка приемов мнемотехники», демонстрирующей нетрадиционные способы запоминания правил и формул, направленные на повышение уровня математического образования обучающихся и разработка онлайн - тестов для контроля математических знаний и умений. |
Задачи | 1.Изучить литературу по данной теме. 2. Рассмотреть основные понятия и приемы мнемотехники. 3.Подобрать материалы для создания мини - брошюры. 4.Создать мини-брошюру «Шпаргалка приемов мнемотехники». 5.Разработать материалы для онлайн - тестирования по основному математическому материалу. 6. Создать онлайн – тесты для контроля математических знаний и умений. |
Целевая аудитория | Обучающиеся 7 – 9 классов |
Тип проекта | Практико-ориентированный |
Продукт проекта | 1.Мини-брошюра «Шпаргалка приемов мнемотехники»; 2.Онлайн-тесты по математике. (http://master-test.net/ru#m=Teacher_Tests ) |
Введение.
Единственное сокровище человека –
это его память.
Лишь в ней – его богатство или бедность.
Адам Смит
В настоящее время современному человеку ежедневно приходится запоминать множество важной и не очень важной информации. Иначе в нашем мире просто никак. Огромный объем информации обучающиеся получают в школе при изучении предметов. Одним из самых сложных предметов, если не самым сложным, многие считают математику. Огромное количество формул и теорем, невообразимое количество самых разнообразных задач и примеров – всё это приводит обучающихся в ужас.
Я часто задаю себе вопрос: почему процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную работу?
Сложность изучения математики в школе, да и других предметов, содержащих много точных данных, возникает из-за свойства точных данных не запоминаться мозгом человека.
Если же устранить проблему запоминания, то любой предмет становится простым для изучения и понятным, и интересным. Даже задачки решать интересно, когда формулы легко извлекаются из собственной памяти. И информация сохраняется в памяти всю жизнь, а не только на период решения самостоятельной или контрольной работы, или сдачи экзамена. Не придется обманывать самого себя и других, утверждая, что "я этого не помню, потому что мне это не нужно". Мы этого не помним, потому что не умеем запоминать. А точные данные сами не запоминаются.
В 19 веке один из величайших математиков всех времён Карл Фридрих Гаусс сказал, что математика - царица всех наук. И эта знаменитая фраза до сих пор является несомненной истиной. Математические способности начинают вырабатываться у ребенка в самом раннем возрасте. Это стартовая площадка в развитии абстрактного и прикладного мышления. Поэтому математика, как основа этих важных учебных процессов, представляет собой тот предмет, который нужно изучать серьезным образом. Хотя, как показывает практика, не все обучающиеся так считают.
Анализ статистических данных школы показал, что у основной массы обучающихся 7 – 9 классов уровень качества знаний по предметам математического цикла не превышает 50%, а при переходе на более высокую параллель, качество знаний уменьшается. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Мы видим, что современные гаджеты, которые постоянно используют обучающиеся, отрицательно сказались на уровне памяти современных школьников. Во-первых, простое механическое запоминание не справляется с объемом информации, которая «сыплется» на них. Во-вторых, зачем что-то запоминать, если с помощью одного клика можно все найти в сети Интернет.
Проблема – недостаточный уровень математического образования обучающихся.
По данным исследований, в памяти человека остается одна четвертая часть услышанного материала, одна треть увиденного, одна вторая часть увиденного и услышанного. Для лучшего запоминания и развития памяти с давних пор используются мнемонические приемы.
Актуальность – если рассмотреть в интересной и увлекательной форме правила, формулы или теоремы, то знания на уроке будут более глубокими, что может привести к повышению качества знаний в таком сложном предмете как математика.
Цель – создание мини-брошюры «Шпаргалка приемов мнемотехники», демонстрирующей нетрадиционные способы запоминания правил и формул, направленные на повышение уровня математического образования обучающихся и разработка онлайн - тестов для контроля математических знаний и умений.
Задачи:
1.Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть основные понятия и приемы мнемотехники.
3.Подобрать материалы для создания мини - брошюры.
4.Создать мини-брошюру «Шпаргалка приемов мнемотехники».
5.Разработать материалы для онлайн - тестирования по основному математическому материалу.
6. Создать онлайн – тесты для контроля математических знаний и умений.
Что же нужно делать для того, чтобы знания, попадая в голову, задерживались там, на долгое время? Что может облегчить запоминание? Как сэкономить время при запоминании?
Оказывается, существует множество приемов и методов запоминания. Я в своем проекте предлагаю использовать один из них – мнемотехнику.
По словам М.А. Зиганова (доктор педагогических наук (МАН), профессор Европейского университета права, директор Школы рационального чтения, основатель НОУ «Ломоносовская школа»), возможности запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти.
Основная часть.
Этапы работы над проектом
№ п/п | Этапы работы над учебным проектом | Содержание этапов работы над проектом | Срок реализации этапа работы над проектом |
1 | Поисковый |
| Сентябрь-октябрь |
2 | Аналитический |
| Октябрь-ноябрь |
3 | Практический |
| Ноябрь-февраль |
4 | Презентационный |
| Март |
5 | Контрольный |
| Апрель |
Мнемотехника и ее основные приемы.
Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, мысленных образов.
О свойствах памяти М.А. Зиганов говорит следующее: «Хорошо известно, что язык мозга - это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания».
Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
А что же такое современная мнемотехника? Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Мнемотехника не только позволяет запоминать большие объемы информации, но и имеет целый ряд побочных, положительных эффектов - это экономия времени при запоминании, это мощная тренировка внимания и мышления, это увеличение скорости работы мозга, это просто отличная гимнастика для ума.
В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того чтобы запомнить что-то новое, необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение.
Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Для эффективного запоминания правила необходимо привести созданную ассоциацию в движение. «Движение» помогает живо представить образ. Оно делает процесс запоминания не только простым, но и интересным.
Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными, смешными и нелепыми. Чем банальнее и скучнее будут ассоциации, тем они менее эффективны. И наоборот, чем абсурднее связь между элементами, тем она прочнее. Положительные и приятные образы запоминаются быстрее (они близки, доступны и понятны детям) и процесс запоминания приносит удовольствие.
Основные приёмы мнемотехники:
Для того чтобы запоминать сложные формулы, правила, теоремы и их доказательства, решать сложные задачи, для начала нужно попытаться поверить в то, что математика вовсе не сложный предмет. Да, он требует самодисциплины, регулярных занятий, желания разобраться в нём, но сама по себе математика доступна каждому. Помогут это сделать изученные приемы мнемотехники, а также самые яркие из них и наиболее известные примеры в области математики.
Для того чтобы научиться быстро и надолго запоминать формулы, обучающимся необходимо разработать свою собственную, настроенную под него систему запоминания, в зависимости от личных познаний в предмете и от понравившихся техник запоминания.
Занятия мнемотехникой способствуют развитию внимания, мышления, воображения, творческой деятельности.
Внимание.
Необходимость контролировать ход своих мыслей, постоянная концентрация на объектах запоминания приводит к улучшению внимания. В результате человеку становится легче сосредоточиваться на текущих делах и проблемах, его жизнь становится гораздо организованнее, меньше подверженной влиянию помех.
Мышление.
Развитие памяти улучшает и мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации. В результате развивается ассоциативное мышление - ответственное за обобщение и абстракцию и наглядно-образное, использование которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем. Ну и, разумеется, просто сама способность к запоминанию помогает мышлению.
Воображение и творческая деятельность.
Ассоциации, придумываемые мнемонистом, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты, приходится создавать невероятное. Уже через некоторое время после начала занятий можно заметить, что при решении своих проблем начинаешь использовать методы, раньше казавшиеся слишком нестандартными. А неразрешимые проблемы вдруг получают простое и элегантное решение.
(Информация по данной теме представлена на персональном сайте моего руководителя Степченковой Маргариты Васильевны https://nsportal.ru/stepchenkova-margarita-vasilevna на странице под одноименным названием «Мнемотехника», которую можно найти в режиме «Меню - Навигация»)
Немного о создании продукта моего проекта.
Прежде чем создавать продукт своего проекта, я стояла перед выбором, какую версию выбрать: печатную или электронную.
С одной стороны:
Поэтому в качестве продукта я выбрала печатный вариант мини -брошюры «Шпаргалка приемов мнемотехники». (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Но с другой стороны, если брошюра представлена в электронном виде:
Поэтому я мини-брошюру решила продублировать в электронном виде. Она представлена на персональном сайте моего руководителя Степченковой Маргариты Васильевны https://nsportal.ru/stepchenkova-margarita-vasilevna на странице под названием «Мнемотехника», которую можно найти в режиме «Меню - Навигация»)
Для контроля математических знаний и умений, которые обучающиеся могут усовершенствовать с помощью мнемотехники, я решила воспользоваться онлайн-тестированием.
Не будет преувеличением сказать, что сегодня системы онлайн-тестирования произвели настоящую революцию в обучении. Именно они помогли усовершенствовать оценивание знаний. Сегодняшние системы онлайн-тестирования помогают следить за прогрессом каждого ученика, избегая сложных подсчетов. Сейчас можно создать целую базу вопросов и сохранить их, чтобы использовать в дальнейшем. Кроме того очень полезной оказывается автоматическая система подсчета баллов. А какой простой может быть аналитика! Сами же инструменты для создания онлайн-тестов становятся всё понятнее и удобнее как для учеников, так и для преподавателя.
Для создания онлайн-тестов используют два основных способа: конструктор тестов и ручной способ.
Конструктор тестов - специальный сервис, который позволяет создавать тесты без знания языков программирования. Конструкторы тестов выполняют всю рутинную и сложную работу за пользователя.
Я в своей работе использовала конструктор сайтов «Мастер-Тест» (http://master-test.net/ru#m=Teacher_Tests)
Мастер-Тест — это бесплатный интернет сервис, который позволяет создавать тесты. С его помощью можно создавать как онлайн – тесты, так и скачивать и проходить тест без подключения к Интернету. И для этого не нужно устанавливать на компьютер дополнительные программы.
Мастер-тест — это образовательный сервис. На его страницах нет информации, которая будет отвлекать от прохождения теста. Основная идея программы — проводить интерактивное тестирование знаний студентов и учеников.
В данной системе я создала 3 теста:
При необходимости любой из данных тестов можно отредактировать, а также добавить новые интересные тесты .
Заключение.
Проблема, ставшая причиной разработки проекта, злободневна. Я и многие мои одноклассники испытывают затруднения в изучении математики, особенно формул и теорем, и как потом все это восстановить в памяти во время экзамена, который ужен не за горами.
Люди получают за свою жизнь огромное количество информации, однако большую часть узнанного забывают. Многие люди мирятся с этим, считая, что хорошая память (особенно феноменальная) либо есть, либо ее нет.
Гораздо больше людей сомневаются в своей памяти, чем доверяют ей. Чем меньше доверяют, тем меньше хотят ею пользоваться. Чем меньше пользуются, тем меньше она работает и, как следствие, доверяют ей еще меньше. Казалось бы, это замкнутый круг, но ситуацию можно изменить
Я считаю, что мнемотехника, развивая память, значительно повысит качество знаний не только по математике, но и по любым дисциплинам и даст возможность не отставать от технического прогресса. Мнемотехника, как на стадии обучения, так и на стадии использования не требует никакого оборудования, технических средств и материальных затрат.
Работая над проектом, я создала мини-брошюру « Шпаргалка приемов мнемотехники», демонстрирующую нетрадиционные способы запоминания правил и формул, направленные на повышение уровня математического образования обучающихся. Данный материал может быть использован на уроке при изучении нового материала, а также при желании обучающиеся могут самостоятельно ознакомиться с информацией в брошюре, чтобы улучшить свои знания по математике. А для проверки эффективности мнемотехники я создала онлан-тесты с помощью «Мастер - теста». Поэтому, можно сказать, что цель моей работы достигнута.
В своей работе я изучила литературу по данной теме, рассмотрела основные понятия и приемы мнемотехники, подобрала материалы для создания мини – брошюры, создала мини-брошюру «Шпаргалка приемов мнемотехники», разработала материалы для онлайн - тестирования по основному математическому материалу, создала онлайн – тесты для контроля математических знаний и умений.
В ходе работы над проектом я научилась:
В ходе работы над проектом я столкнулась со следующими трудностями:
Многие обучающиеся пишут шпаргалки перед опросами, контрольными и самостоятельными работами, экзаменами. Мнемотехника позволит видоизменить и запомнить эти шпаргалки. Тогда при ответах обучающиеся будут списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. К тому же, если каждый из нас захочет, то информация может быть сохранена в нашей памяти пожизненно.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Список литературы, ресурсы.
визуального мышления // М.: Школа рационального чтения , 2001
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Уровень качества знаний обучающихся 7 – 9 классов по предметам математического цикла.
АЛГЕБРА.
ГЕОМЕТРИЯ
Солнечная система. Взгляд со стороны
Неньютоновская жидкость
Две лягушки
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Распускающиеся бумажные цветы на воде