В работе проводится исследование о том, пропорциональна ли фигура человека и подчиняется ли тело человека закону Золотого сечения
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный итоговый исследовательский проект "Золотое сечение (на примере человека)" | 82.69 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ярцевская средняя школа №1»
Индивидуальный итоговый
Исследовательский проект
«Золотое сечение (на примере человека)»
Выполнил:
Колосков Андрей
Константинович
Обучающийся 11 класса
Руководитель:
Степченкова Маргарита Васильевна
Учитель математики
Ярцево, 2023
Содержание
1.Паспорт проекта
Наименование ОУ | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ярцевская средняя школа №1» Ярцевского района Смоленской области |
Вид работы | Исследовательский проект |
Актуальность (проблема) | Есть ли пропорция в теле человека? |
Цель | Исследование принципа «золотого сечения» на примере тела человека |
Гипотеза | Предположим, что от 18 до 35 лет тело человека становится более пропорциональным |
Задачи |
|
Предмет исследования | Человек |
Объект исследования | Золотое сечение |
Методы исследования |
|
Этапы |
-определение темы проекта
-поиск и анализ проблемы
|
Оборудование |
|
Проектный продукт | Макет человека с обозначениями измерений руки, ноги и головы |
2.Пояснительная записка.
Когда я смотрел научную телепередачу, там упомянули термин «золотое сечение». Увлекшись этой темой, я узнал, что «Божественной пропорцией» золотое сечение назвал средневековый итальянский математик Лука Пачоли, написав книгу о золотом сечении, которую так и назвал «Божественная пропорция». По его мнению, даже Бог использовал принцип золотого сечения для создания Вселенной.
Золотое сечение встречается везде: в искусстве, архитектуре, природе, окружающем нас мире. Тема интересная и современная, она не потерялась во времени. Меня заинтересовал один вопрос: «можно ли наблюдать пропорции «золотого сечения» в строении тела человека?» Это стало темой моего проекта.
В этой работе я хочу сделать попытку анализа феномена золотого сечения в пропорциях тела человека
Проблема: есть ли пропорция в теле человека?
Цель: исследование принципа «золотого сечения» на примере тела человека
Задачи работы:
Гипотеза: предположим, что от 18 до 35 лет тело человека становится более пропорциональным
Предмет исследования: человек
Объект исследования: золотое сечение
Методы исследования:
3.Мотивационный этап
На данном этапе я определил направление проектной деятельности и тему проекта. Мотивацией для меня было получение новых знаний о «золотом сечении». Мне хотелось узнать, есть ли пропорция «золотого сечения» в строении тела человека.
4. Поисковый этап
На данном этапе я выбрал источники информации. Всю информацию я брал из Интернета.
5. Аналитический этап
5.1.Теоретическая часть
5.1.1. Что такое «золотое сечение»?
Золотое сечение — это такое отношение частей к целому, когда большая часть относится к меньшей так же, как целая к большей. Это отношение составляет 1,618. У прямоугольника, построенного по этому правилу, меньшая сторона будет 1, а большая — 1,618. Линия горизонта будет располагаться не посередине работы, а чуть выше. В процентном значении части будут относиться друг к другу как 62% на 38%.
Наиболее ёмкое определение золотого сечения гласит, что меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому. Это отношение составляет СКОЛЬКО?. В округленном процентном значении пропорции частей целого будут соотноситься как 62% на 38%. Это соотношение действует в формах пространства и времени.
Древние видели в золотом сечении отражение космического порядка, а Иоганн Кеплер называл его одним из сокровищ геометрии. Современная наука рассматривает золотое сечение как «ассиметричную симметрию», называя его в широком смысле универсальным правилом отражающим структуру и порядок нашего мироустройства.
Представление о золотых пропорциях имели древние египтяне, знали о них и на Руси, но впервые научно золотое сечение объяснил монах Лука Пачоли в книге «Божественная пропорция», иллюстрации к которой предположительно сделал Леонардо да Винчи. Пачоли усматривал в золотом сечении божественное триединство: малый отрезок олицетворял Сына, большой – Отца, а целое – Святой дух.
Непосредственным образом с правилом золотого сечения связано имя итальянского математика Леонардо Фибоначчи. В результате решения одной из задач ученый вышел на последовательность чисел, известную сейчас как ряд Фибоначчи: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д.
На отношение этой последовательности к золотой пропорции обратил внимание Кеплер: «Устроена она так, что два младших члена этой нескончаемой пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорция сохраняется до беcконечности». Сейчас ряд Фибоначчи – это арифметическая основа для расчетов пропорций золотого сечения во всех его проявлениях.
Леонардо да Винчи также много времени посвятил изучению особенностей золотого сечения, скорее всего именно ему принадлежит и сам термин. Его рисунки стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, доказывают, что каждый из полученных при сечении прямоугольников дает соотношения сторон в золотом делении.
Со временем правило золотого сечения превратилось в академическую рутину, и только философ Адольф Цейзинг в 1855 году вернул ему вторую жизнь. Он довел до абсолюта пропорции золотого сечения, сделав их универсальными для всех явлений окружающего мира. Впрочем, его «математическое эстетство» вызывало много критики.
Для исследования я провёл анкетирование среди двадцати четырёх одноклассников, учеников десятого класса и двадцати трёх учителей нашей школы (приложение 1). Результаты анкетирования представлены в диаграммах 1, 2, 3, 4 (приложение 2).
Так, на вопрос «Знаете ли вы, что такое «золотое сечение» в математике» 24 человека (44%)- дали положительный ответ, оставшиеся 31 человек (56%)- нет (приложение 2, диаграмма 1)
На вопрос «Как Вы считаете, «золотое сечение» встречается в окружающем мире?» 45 человек (82%)- дали положительный ответ, оставшиеся 10 человек (18%)- нет (приложение 2, диаграмма 2)
На вопрос «По вашему мнению, фигура человека пропорциональна?» 36 человек (65%)- дали положительный ответ, оставшиеся 19 человек (35%)- нет (приложение 2, диаграмма 3)
На вопрос «В каком возрасте более ярко выражена пропорциональность фигуры человека?» 18 человек (33%) ответили- 10-17 лет, 34 (62%) человека ответили- 18-35 лет, 3 человека (5%)- 36-60 лет (приложение 2, диаграмма 4)
Для исследования я провёл измерения восьми человек возрастом 10-17, 18-35, 36-60 лет. Проведя замеры, я стал анализировать сделанные мной измерения. Проанализировав измерения, я пришёл к выводу, что от 10-17 лет отношение a/b к b/c отличаются, так как в этом возрасте тело человека ещё растёт. В возрасте 18-35 лет отношения a/b к b/c практически совпадают. С ЧЕМ? В возрасте от 36-60 тело человека полностью формируется прекращает рост, поэтому отношение от a/b к b/c сильно отличаются. Замеры проводимые мной представлены в приложении 3. Красота и гармоничность человеческого тела подчиняется математическим законам. С возрастом пропорции золотого сечения в теле человека носят более выраженный характер.
Понятие «золотое сечение» в науке очень велико. Это пропорция используется практически во всех областях знаний. В своей работе я хотел продемонстрировать «Золотое сечение» на примере человеческого тела. Проведя исследования и замеры я доказал, что тело человека подчиняется правилу золотого сечения.
По результатам исследований сделаны следующие выводы:
2. Если эти пропорции совпадают с формулой «золотого сечения», то внешность или тело человека считается идеально сложенными.
3. Коэффициент идеального соотношения между ростом и длиной ног для мужчин составляет k = 1,625, а для женщин k = 1,61.
Поставленные мною задачи были выполнены. Я считаю, что потратил достаточно времени на разработку проекта. Я много работал над тем, чтобы мой проект был полезен и актуален на уроках математики при изучении пропорций, в сферах изобразительного искусства при зарисовках человека.
Выполнение проекта не обошлось без трудностей. Во-первых, выбор темы проекта. С выбором темы мне помогла учитель математики, Степченкова Маргарита Васильевна. Во-вторых, измерение тела человека. Я долго не мог решить, как проводить замеры. Обратившись за советом к своему руководителю, было решено провести замеры руки, ноги и головы. В процессе выполнения работы я понял, что отношение золотого сечения можно найти в пропорциях человеческого тела.
Список информационных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
1.Знаете ли вы, что такое «золотое сечение» в математике?
- да
- нет
2.Как Вы считаете, «золотое сечение» встречается в окружающем мире?
-да
- нет
3. По вашему мнению, фигура человека пропорциональна?
- да
- нет
4. В каком возрасте боле ярко выражена пропорциональность фигуры человека?
- 10 – 17
- 18 – 35
- 36 – 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диаграмма 1. Знаете ли вы, что такое «золотое сечение» в математике?
Диаграмма 2. Как вы считаете, «золотое сечение» встречается в окружающем мире?
Диаграмма 3. По вашему мнению, фигура человек пропорционально?
Диаграмма 4. В каком возрасте более ярко выражена пропорциональность фигуры человека?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
10-17
Рука № исследуемого | a-от плеча до локтя | b-от локтя до кончика указательного пальца | с-вся рука | a/b | b/c |
1 | 24 | 36 | 60 | 0,67 | 0,60 |
2 | 27 | 36 | 63 | 0,75 | 0,57 |
3 | 30 | 44 | 74 | 0,68 | 0,59 |
4 | 29 | 46 | 75 | 0,63 | 0,61 |
5 | 28 | 40 | 68 | 0,70 | 0,59 |
6 | 29 | 47 | 76 | 0,62 | 0,62 |
7 | 26 | 35 | 61 | 0,74 | 0,57 |
8 | 28 | 41 | 69 | 0,68 | 0,59 |
Нога № исследуемого | a-от ягодицы до колена | b-от колена до пятки | с-вся нога | a/b | b/c |
1 | 25 | 37 | 62 | 0,67 | 0,59 |
2 | 26 | 39 | 65 | 0,66 | 0,6 |
3 | 29 | 41 | 70 | 0,70 | 0,58 |
4 | 30 | 43 | 73 | 0,69 | 0,58 |
5 | 27 | 38 | 65 | 0,71 | 0,58 |
6 | 29 | 42 | 71 | 0,69 | 0,59 |
7 | 25 | 39 | 64 | 0,64 | 0,60 |
8 | 27 | 41 | 68 | 0,65 | 0,60 |
Голова № исследуемого | a-от макушки до бровей | b-от бровей до подбородка | с-вся голова | a/b | b/c |
1 | 7 | 11 | 18 | 0,64 | 0,61 |
2 | 9 | 14 | 23 | 0,64 | 0,61 |
3 | 9 | 13 | 22 | 0,69 | 0,59 |
4 | 8 | 12 | 20 | 0,67 | 0,60 |
5 | 7 | 11 | 18 | 0,64 | 0,61 |
6 | 7 | 13 | 20 | 0,54 | 0,65 |
7 | 8 | 13 | 21 | 0,62 | 0,62 |
8 | 7 | 11 | 18 | 0,64 | 0,61 |
18-35
Рука № исследуемого | a-от плеча до локтя | b-от локтя до кончика указательного пальца | с-вся рука | a/b | b/c |
1 | 29 | 48 | 77 | 0,60 | 0,62 |
2 | 30 | 45 | 75 | 0,67 | 0,60 |
3 | 31 | 46 | 77 | 0,67 | 0,59 |
4 | 32 | 47 | 79 | 0,68 | 0,59 |
5 | 34 | 43 | 77 | 0,79 | 0,56 |
6 | 29 | 46 | 75 | 0,63 | 0,61 |
7 | 34 | 46 | 80 | 0,73 | 0,58 |
8 | 35 | 47 | 82 | 0,74 | 0,57 |
Нога № исследуемого | a-от ягодицы до колена | b-от колена до пятки | с-вся нога | a/b | b/c |
1 | 28 | 47 | 75 | 0,59 | 0,62 |
2 | 30 | 50 | 80 | 0,6 | 0,62 |
3 | 29 | 50 | 79 | 0,58 | 0,63 |
4 | 32 | 55 | 87 | 0,58 | 0,63 |
5 | 29 | 48 | 77 | 0,60 | 0,62 |
6 | 27 | 46 | 73 | 0,58 | 0,63 |
7 | 35 | 54 | 89 | 0,64 | 0,60 |
8 | 38 | 55 | 93 | 0,69 | 0,59 |
Голова № исследуемого | a-от макушки до бровей | b-от бровей до подбородка | с-вся голова | a/b | b/c |
1 | 9 | 14 | 23 | 0,64 | 0,61 |
2 | 11 | 13 | 24 | 0,85 | 0,54 |
3 | 10 | 14 | 24 | 0,71 | 0,58 |
4 | 12 | 15 | 27 | 0,80 | 0,56 |
5 | 9 | 13 | 21 | 0,69 | 0,62 |
6 | 10 | 13 | 23 | 0,77 | 0,57 |
7 | 12 | 13 | 25 | 0,92 | 0,52 |
8 | 13 | 15 | 28 | 0,87 | 0,54 |
36-60
Рука № исследуемого | a-от плеча до локтя | b-от локтя до кончика указательного пальца | с-вся рука | a/b | b/c |
1 | 31 | 42 | 73 | 0,73 | 0,58 |
2 | 35 | 46 | 81 | 0,76 | 0,57 |
3 | 33 | 40 | 73 | 0,82 | 0,55 |
4 | 34 | 46 | 80 | 0,74 | 0,58 |
5 | 33 | 37 | 70 | 0,89 | 0,53 |
6 | 31 | 41 | 72 | 0,76 | 0,60 |
7 | 32 | 37 | 69 | 0,86 | 0,54 |
8 | 35 | 43 | 78 | 0,81 | 0,55 |
Нога № исследуемого | a-от ягодицы до колена | b-от колена до пятки | с-вся нога | a/b | b/c |
1 | 30 | 45 | 75 | 0,66 | 0,6 |
2 | 36 | 51 | 87 | 0,70 | 0,58 |
3 | 34 | 50 | 84 | 0,68 | 0,59 |
4 | 32 | 47 | 79 | 0,68 | 0,59 |
5 | 33 | 49 | 82 | 0,67 | 0,59 |
6 | 29 | 44 | 73 | 0,65 | 0,60 |
7 | 31 | 47 | 78 | 0,65 | 0,60 |
8 | 37 | 52 | 89 | 0,71 | 0,58 |
Голова № исследуемого | a-от макушки до бровей | b-от бровей до подбородка | с-вся голова | a/b | b/c |
1 | 10 | 13 | 23 | 0,77 | 0,57 |
2 | 11 | 13 | 24 | 0,85 | 0,54 |
3 | 12 | 14 | 26 | 0,86 | 0,54 |
4 | 12 | 13 | 25 | 0,92 | 0,52 |
5 | 13 | 14 | 27 | 0,93 | 0,52 |
6 | 10 | 12 | 22 | 0,83 | 0,55 |
7 | 11 | 12 | 23 | 0,92 | 0,52 |
8 | 12 | 14 | 26 | 0,86 | 0,54 |
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Мороз Иванович
Рисуем "Ночь в лесу"
Л. Нечаев. Яма