В данной работе представлен комплексный анализ языковых особенностей общения подростков в социальных сетях.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kalistratova_m.i.docx | 48.85 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Индивидуальный проект
«Влияние социальных сетей на языковые особенности общения»
Автор проекта:
Калистратов Михаил Иванович,
ученик 11Б класса
Руководитель проекта:
Петрова Наталия Николаевна,
учитель английского языка
Новочеркасск
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……….....23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….....…25
ВВЕДЕНИЕ
Интернет в 21 веке играет огромную роль в разных сферах нашей жизни: он необходим для работы, образования, использования различных услуг, совершения покупок, проведение платежей и т. д. Кроме того, Интернет дает возможность общения между людьми с разных уголков мира. В связи с этим в жизнь современного человека прочно вошли социальные сети. Безусловно, это большое техническое достижение, которое предполагает в рамках одного интернет-ресурса объединить возможность коммуникации, чтения новостей, просмотра фотографий и видеороликов и многое другое.
Несомненно, мы отмечаем положительные стороны использования социальных сетей. Но нельзя не отметит отрицательную тенденцию, которая сегодня волнует многих: общение в социальных сетях снижает коммуникативную культуру человека.
Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью изучения общения в сети Интернет, потому как данный вид виртуального общения приобретает большую значимость для подростков и становится одним из основных видов коммуникации людей в современном мире.
Объект исследования: языковая специфика интернет-коммуникации.
Предмет исследования: языковые особенности общения в социальных сетях (на примере «ВКонтакте»).
Цель: провести комплексный анализ языковых особенностей общения подростков в социальных сетях на примере Вконтакте.
Задачи:
1. Изучить информацию об интернет-коммуникации;
2. Проанализировать комментарии участников новостных сообществ социальной сети Вконтакте;
3. Определить лексические, синтаксические, графические и пунктуационные особенности общения подростков в социальной сети Вконтакте.
Методы: наблюдение, изучение литературы, анкетирование, анализ.
Гипотеза: неправильное написание слов при общении в Интернете, отсутствие знаков препинания негативно сказывается на грамотности учащихся, снижает культуру общения между подростками, а также способствует формированию нового вида речи – устная речь в письменной форме.
1 СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
1.1 Что такое социальные сети.
Социальные сети – это онлайн-платформа, которая обеспечивает поддержание связи между людьми, даже когда они находятся далеко друг от друга. Каждый человек посредством социальных сетей может легко общаться с кем угодно, искать людей, с которыми общение было прервано, и обзавестись новыми приятными знакомствами. Нередко, когда в результате знакомств в социальных сетях молодых парней и девушек создаются новые семьи.
Социальные сети очень удобны, потому что все контакты собраны в одном месте, и за короткий срок вы сможете узнать новости обо всех своих друзьях и рассказать о себе. Для тех, кто любит общаться, по душе станет чат-бот, это виртуальная машина, которая запрограммирована на общение с человеком.
1.2 История создания социальных сетей
Немногие знают, что понятие «социальная сеть» появилось в 1954 г. Ввел его социолог Джеймс Барнс. Тогда это явление не имело ничего общего с интернетом и толковалось так: Социальная сеть – это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений).
Если говорить простым языком, то социальная сеть – это группа людей, между которыми есть определенные взаимоотношения, двусторонние или односторонние связи. С появлением интернета, который разработали в 1969 году, научная концепция Джеймса Барнса стала набирать популярность. Это привело к развитию социальных сетей в мировой паутине.
Первая социальная сеть с использованием компьютерной техники появилась в 1971 году. Она использовалась военными для передачи информации через ARPANET. Спустя 17 лет, в 1988 году, финский ученый Ярко Ойкаринен изобрел протокол «IRC» – ретранслируемый интернет-чат – и программное обеспечение для его реализации. Теперь стало возможным общаться друг с другом в реальном времени. Однако настоящую популярность социальные сети обрели в 1995 году.
Тогда американец Рэнди Конрадс создал Classmates.com – первую социальную сеть в современном понимании. В ней зарегистрированные пользователи получают доступ к каталогу выпускников различных учебных заведений. Таким образом любой желающий может найти одноклассников или однокурсников. Стоит отметить, что Classmates.com сразу оказалась очень востребованной. К слову, ее популярность не падает и сегодня – социальной сетью пользуются более 50 млн человек. Интересно, что «Одноклассники» являются русским аналогом Classmates.com. В настоящее время в них зарегистрировано более 290 млн пользователей.
Уже в 1998 году, появляется всемирно известная на сегодняшний день сеть – Mail.ru. Она была разработана группой отечественных разработчиков в Петербурге. Сегодня это не просто средство общения и обмена данными, это целая сеть интернет-сервисов и платформ, как развлекательного, так и познавательного характера.
1.3 Виды социальных сетей.
Социальные сети для общения
Самыми распространенными и востребованными социальные медиа на сегодняшний день являются Instagram, Вконтакте, Facebook, Одноклассники. И хотя данный вид социальных медиа не появился первым, он стал определяющим для всей отрасли.
Данный формат социальных медиа одним из первых предложил пользователям создать бесплатный персональный мини-сайт, который позже стал известен как профиль. Сети взаимоотношений стараются предложить пользователям максимум возможностей в пределах одной платформы.
Социальные сети для обмена медиа-контентом
Данный вид социальных медиа дает пользователям широкие возможности для обмена контентом. Сюда относятся Instagram, YouTube, Vimeo, Vine, Snapchat.
Сам принцип распространения информации и возможности, например, фильтры в Instagram, дают таким социальным медиа преимущество перед многофункциональными собратьями.
Отличительной особенностью является также и масштабирование контента: некоторые предлагают публиковать короткие видеоролики, другие дают вам возможность создать собственный видеоканал.
|
|
|
|
|
Социальные сети для отзывов и обзоров
В основе зарубежных сетей Yelp и Urbanspoon лежит геолокации и возможность оставлять комментарии и рекомендации о локальном бизнесе. Airbnb и Uber, фокусируются на отзывах о местах проживания для путешественников и частных перевозчиках.
Такие социальные медиа – это огромная база знаний, которая помогает пользователям собрать всю необходимую информацию для принятия решения о покупке.
Вам необходимо делать максимум, чтобы заслужить доверие аудитории, получать положительные отзывы и устранять причины появления негативных.
|
|
|
|
|
Социальные сети для коллективных обсуждений
Сообщества, форумы – одни из первых видов социальных медиа. К современным представителям данного вида можно отнести Quora, Reddit и Digg. В основе механики взаимодействие между пользователями лежит потребность в обмене знаниями.
Быть полезным – это основная задача для брендов на подобных сервисах. Но будьте осторожны – находящаяся здесь аудитория не любит агрессивную рекламу, проигнорировав это правило вы рискуете получить негативную реакцию пользователей. Лучшей стратегией в данном случае будет участие в обсуждении в качестве эксперта, или в крайнем случае размещение ссылки на релевантную обсуждению статью или обучающее видео от вашего бренда.
|
|
|
|
Социальные сети для авторских записей
К данному типу социальных медиа относятся сервисы для блоггинга и микро-блоггинга, где пользователи создают и публикуют текстово-медийный контент. Сюда относятся такие популярные платформы, как Twitter, Medium и Tumblr.
И если преимущества Twitter для бизнеса в презентации не нуждаются, то с другими платформами немного другая история – если ваша стратегия коммуникаций предполагает создание авторского контента, то вы можете расширить аудиторию за счет данных социальных медиа. В дополнение к этому, поисковые системы очень быстро индексируют контент, опубликованный на данных площадках:
|
|
|
|
|
Сервисы социальных закладок
StumbleUpon, Pinterest, Flipboard – это сервисы, где пользователь собирает контент в свою личную библиотеку, на которую могут подписываться другие участники сообщества. Обычно такие социальные медиа изучают интересы, чтобы предлагать больше контента.
Самая очевидная задача для бизнеса здесь – сделать свои интернет-представительства удобными для пользователя: оптимизировать контент под стандарты основных сервисов социальных закладок, добавить кнопки для добавления в закладки.
|
|
|
Социальные сети по интересам
Самой востребованной возможностью, которую предоставляют нам социальные сети – это найти единомышленников и людей со схожими интересами. Например, Goodreads – для любителей литературы.
Данный вид социальных сетей хорошо подходит для отраслевых сообществ или издателей. Также, если ваш бизнес связан с хобби, вы можете присоединится к существующему сообществу или создать собственное.
|
|
|
|
|
2.АНАЛИЗ ОБЩИХ ЯЗЫКОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»
В настоящее время нет единого обозначения для изучаемой разновидности речи. Некоторые ученые-языковеды называют его компьютерно-опосредованной коммуникацией (Л.Ю. Щипицина, И.Н. Розина), другие – виртуальным дискурсом (О.В. Лутовинова, Л.Ф. Компанцева). Ряд лингвистов определяют его как электронное общение или коммуникацию (Т.И. Рязанцева, Е.Н. Галичкина). В нашей работе будет использован термин «интернет-коммуникация». Рассмотрим некоторые определения данного феномена.
И.Н. Розина характеризует интернет-коммуникацию как «использование людьми электронных сообщений (чаще мультимедийных) для формирования знаний и взаимопонимания в разнообразных средах, контекстах и культурах» [Розина, 2005, с. 32].
Наиболее полное определение было предложено Л.Ю. Щипициной. Она считает, что интернет-коммуникация «представляет собой один из исторических этапов в развитии коммуникационных средств и существует наряду с непосредственным (устным) общением, общением, опосредованным бумажными носителями (рукописным и печатным, включающим непериодические издания (книга) и периодические (газеты, журналы)), а также общением, опосредованным электронными приборами (факс, радио, телевидение)» [Щипицина, 2010, с. 41].
Интернет-коммуникация характеризуется рядом отличительных особенностей, которые проявляются на всех уровнях языка. Целью общения в Интернете не всегда бывает только установление контакта, обмен информацией, а чаще всего самовыражение, самопрезентация, желание выплеснуть эмоции. Пользователи чатов практически полностью лишены вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики, поэтому такая потребность языка Интернета в передаче эмоций породила использование графических средств. Довольно распространена графическая передача звуков и слогов цифрами. Для модуляции голоса используется сочетание строчных и прописных букв. Отсутствие возможности интонирования компенсируется использованием многоточия, восклицательных и вопросительных знаков и их сочетаний. Недостаточность или невозможность передачи в Интернете цвета, звука, движения заменяется средствами из других речевых жанров.
Для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый «капс» (от английского «Caps Lock» – блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее заглавными буквами), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса. Общение в Интернете отличается орфографическим сближением с транскрипцией, максимальной приближенностью к фонетике разговорной речи. В ряде случаев наблюдается намеренное искажение написания и произношения. Одной из особенностей интернет-коммуникаций является использование многочисленных сокращений в словах. Первые сокращения появились на рубеже 70-80 годов, а в настоящее время можно наблюдать настоящий бум их использования.
Основные цели использования аббревиатур: экономия времени для написания и чтения сообщения; желание привлечь внимание к собственной персоне. Существуют различные виды сокращений. Некоторые из них используют только буквы (обычно – заглавные) – такие, как LOL (компьютерный сленг) и другие. Некоторые сокращения могут использовать буквы и цифры, которые в обычной речи звучит как отдельные слова или части слов. Использование аббревиатур сегодня не является показателем отсутствия культуры общения – напротив, оно понимается как следование установленным правилам и показателем того, что человек имеет опыт общения в сети. Другим распространенным способом сокращений является пропуск слов в предложениях. Смысл высказывания от этого не изменяется, поскольку он становится очевидным из общего контекста. Использование знаков препинания в интернет-коммуникации в основном соответствует правилам пунктуации в письменном языке, однако следование все правилам необходимо лишь в официальной, деловой, научной переписке. Что касается личных сообщений, знаки препинания чаще всего либо полностью опускаются, либо используются не по правилам.
В интернет-коммуникации можно проследить две тенденции использования знаков препинания. С одной стороны – полное игнорирование знаков препинания, с другой – чрезмерное их употребление (причем, чаще всего – совсем в неподходящем случае). Одной из особенностей употребления знаков препинания является их использования для изображения символов различных чувств и настроений – так называемых «смайлов». В интернет-коммуникации часто используется молодежный сленг. Активное использование иноязычной лексики также является особенностью языка Интернета. В основном мы имеем дело с англицизмами. Широко используются звукоподражательные слова. Стремление сетевых коммуникантов к самопрезентации, эмоциональному воздействию на собеседника проявляется в создании окказионализмов, которые претендуют на оригинальность. Общение в Сети оперирует своими фразеологическими единицами.
В морфологическом плане следует отметить факт активного освоения заимствований – они склоняются, спрягаются, становятся производящими основами для новообразований посредством префиксации и суффиксации.
В рамках интернет-коммуникации, характеризующейся анонимностью участников, важную роль играет креолизация текста. Рассмотрим дефиницию данного понятия. Под креолизованными следует понимать тексты, «фактура которых состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой / речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык)» [Сорокин, Тарасов, 1990, с. 180-181]. В более узком понимании, креолизованный текст понимается как текст смешанного типа, содержащий вербальный и иконический, то есть изобразительный элементы [Валгина, 2004, с. 192]. Наиболее часто используемыми изобразительными элементами креолизованного текста в виртуальной коммуникации являются аватары (картинка, которая отображается в профиле зарегистрированного на каком-либо ресурсе пользователя), смайлы, иллюстрации (картинки или фотографии разного содержания), мемы (идея, фраза, картинка, видеоролик и т.д.).
Таким образом, интернет-коммуникация имеет ряд отличительных особенностей на всех уровнях языка. Наиболее яркими лексическими проявлениями являются следующие: использование разговорной лексики, сленга, сокращений, англицизмов. В синтаксическом и пунктуационном плане для текстов интернет-сферы характерны использование многоточия, восклицательных и вопросительных знаков, написание фразы заглавными буквами с целью выделения наиболее значимой части высказывания и др.
3. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»
Социальная сеть представляет собой сообщество людей, которые взаимодействуют между собой, так как связаны общими интересами, общей целью деятельностью и т.д. Наше внимание обращено к социальной сети «ВКонтакте». Первоначально позиционирующийся как сайт для студентов и выпускников высших учебных заведений, «ВКонтакте» постепенно стал универсальным ресурсом для активного общения различных социальных групп и пользователей всех возрастов. Следовательно, этот сайт интересен мне с точки зрения лексической специфики.
Рассмотрим и проанализируем, с какими лексическими особенностями общения мы встречаемся в социальной сети «Вконтакте». Для исследования «Вконтакте» были взяты сообщества разной тематической направленности, где участникам группы предоставлена возможность оставлять личные комментарии.
В первую очередь, мы сталкиваемся с разговорной речью, которой люди пользуются повсеместно. Эта устная форма языка активно используется и в изучаемой нами социальной сети «ВКонтакте». Для анализа языковой специфики интернет-коммуникации были привлечены материалы следующих сообществ: «MDK», «РИА Новости», «Типичный Ростов», «JUST ANIME», «Greenpeace – Гринпис России».
Приведу ряд примеров.
Под публикацией о том, что ВВС США вынуждены просить запчасти для самолетов в музее авиации из-за острого дефицита финансирования, один из пользователей оставил комментарий: «Ну, конечно! Что они нам за пургу несут?». В книге «Живая речь. Словарь разговорных выражений» словосочетание нести пургу означает ‘лгать’ [Белянин, Бутенко, 1994]. Таким образом, обращаясь к разговорной речи, пользователь социальной сети «ВКонтакте» выразил свое неодобрительное отношение к США.
Частотны в интернет-коммуникации англицизмы. В «Новом словаре русского языка» под редакцией Т.Ф. Ефремовой дана дефиниция слова «англицизм» – это «слово, выражение, заимствованные из английского языка, или оборот речи, построенный по модели, характерной для английского языка» [Ефремова, 2000]. Например, плиз – ‘пожалуйста’, френды – ‘друзья’, вэлком – ‘привет / добро пожаловать’, сорян / сори – ‘извините’.
К новости о том, что русские хоккеисты одержали победу над командой из США были опубликованы комментарии участников сообщества:
– Жаль, что не прошли в финал.
– Зато за третье место борьба была изи, 7:2! («РИА Новости»). Английское слово easy переводится как «легко». Это обусловлено желанием автора привлечь внимание к своему комментарию необычно звучащим словом. Проанализировав несколько примеров с употреблением англицизмов в русской разговорной речи, я пришел к выводу, что иноязычное слово воспринимается коммуникантами как более престижное, красиво звучащее, необычное.
Следующей особенностью общения в социальной сети является использование жаргона. Анализ комментариев в «ВКонтакте» выявил, что наиболее частой разновидностью жаргона в этой социальной сети является молодежный сленг. Одна из главных причин употребления сленга – стремление внести игровой элемент в скучную подчас действительность.
Обратимся к анализу фактического материала.
Новость о разработке учеными программы, которая позволяет «перекрашивать» фильмы в стиль картин Ван Гога, не осталась без внимания участников группы. К посту были оставлены комментарии:
– Классно же!
–Красавы разработчики! («РИА Новости»).
Эти слова молодежного сленга знакомы каждому и любой читатель сообщества без труда поймет смысл данных высказываний. Под англицизмом классно имеется в виду хорошо, а слово красавы имеет значение ‘молодцы’.
К новости о том, что студенты Волгоградского государственного университета по просьбе губернатора Волгоградской области создали 3D модель собора Александра Невского, был отставлен комментарий на вопрос другого подписчика «Как это воплотили в жизнь?» («РИА Новости»). Он был следующего содержания: «Ты что тупишь? Его на 3D-принтере сделали!». Слово тупишь эмоционально-окрашенное и имеет семантику ‘не понимаешь, не соображаешь’.
Одной из особенностей коммуникации в социальной сети в «ВКонтакте» является использование многочисленных сокращений в словах. Анализ нескольких новостных постов и комментариев к ним выявил частотные сокращения слов спасибо и пожалуйста на спс и пжст. Словосочетание может быть сокращено до двух букв: мб. Такое сокращение частотно используется в интернет-коммуникации для быстрого реагирования на сообщение другого коммуниканта.
Таким образом, лексические проявления в интернет-коммуникации представлены довольно широко.
Характерной чертой синтаксиса предложения в интернет-переписке является тенденция к отклонению от синтаксических и пунктуационных норм литературного языка со стороны адресанта текста.
Основная проблема, с которой сталкиваются пользователи социальных сетей – скудность средств, которые помогают выразить эмоции, отношение к коммуниканту, позволяют произвести нужное впечатление. Участники интернет-коммуникации лишены вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Такая нехватка паралингвистических средств компенсируется самими пользователями Сети.
Для компенсации тембра речи используется «капс». В переводе с английского Caps Lock – это «фиксация прописных букв». Caps Lock – клавиша компьютерной клавиатуры, предназначенная для автоматической (постоянной) смены регистра букв со строчных на прописные. Написание фразы или части ее заглавными буквами повсеместно в Интернете означает повышение голоса. Использование Caps Lock также трактуется как особо важная информация, которая не может остаться без внимания.
Нехватка паралингвистических средств общения компенсируется также так называемыми «смайликами». В переводе с английского слово smile переводится как «улыбка». Но изображение эмоции в виде смайлика выглядит не только как улыбка. Многие смайлы изображают типизированные эмоциональные состояния: плач, смех, удивление и др. Сейчас смайлы очень широко представлены в социальной сети «ВКонтакте». С мобильного устройства можно увидеть огромное количество смайлов, изображающих не только человеческие эмоции, но и предметы быта человека, его окружения и занятий. Это могут быть животные, дома, еда, растения и т.д. Кроме того, смайл может выглядеть не только как маленькая графическая картинка, но и как сочетание символов. Например, смайлик «улыбка» в символическом воплощении выглядит как двоеточие, дефис и скобка. Например, : - ). Смех изображается двоеточием, дефисом и заглавной английской буквой D:. С недавнего времени разработчики социальной сети «ВКонтакте» предоставили пользователям право использования так называемых «стикеров». Стикеры – это графические изображения, позволяющие выразить свои эмоции и передать настроение. Логическое продолжение смайлов, но с более красочной реализацией. Похожие стикеры давно есть во многих мессенджерах и имеют большую популярность у пользователей.
За примерами я обратился к группе «Greenpeace – Гринпис России». К публикации о возобновляемых источников энергии в Германии участники сообщества отреагировали следующим образом:
– Газпром управляет мечтой)))
– Мне кажется, что это не совсем соответствует реальности :( Использование нескольких скобок подряд в первой цитате означает сильный смех, а смайл :( во второй цитате – грусть. Смайлик во втором случае служит для правильного понимания смысла высказывания.
Многие интернет-пользователи не употребляют не используют смайлов, считая это несолидным. В подобных случаях смайлы заменяются комбинациями знаков препинания и / или их многочисленными повторениями одного знака. Анализируя интернет-диалог, я заметил, что знаки препинания чаще встречаются в текстах, созданных взрослыми грамотными людьми. А в молодежном общении количество знаков препинания сокращается по причине безграмотности, из-за недостатка времени для проверки грамотности или чтобы не выделяться. Особенностью письменного общения в молодежной среде является переизбыток знаков препинания с целью выражения эмоций пишущего.
Например, в группе «MDK» под новостью о выходе новых фильмов создателей DC, пользователи оставили комментарий:
– Люди Икс???!!! Мистика!!!
– Наконец-то дождались!!!!!!!!
Использование многочисленных повторений вопросительных и восклицательных знаков означает сильную эмоцию, которую произвела на авторов данная новость.
Зачастую пользователи социальной сети «ВКонтакте» в интернет переписке используют многоточие. Чаще всего это связано с попыткой замаскировать собственную безграмотность. Сообщение о погоде в Ростове на ближайшие дни было сопровождено комментарием участника сообщества:
«Да когда уже закончатся эти дожди…» («Типичный Ростов»). Многоточия в конце высказанной мысли в данном случае недостаточно. По цели высказывания предложение вопросительное, соответственно, в конце должен стоять знак вопроса.
Кроме того, интернет-пользователи повсеместно злоупотребляют комбинацией точек в конце предложения. Новость о штормовом предупреждении была сопровождена комментарием:
«Ого! Домой я сегодня не доберусь……..» («Типичный Ростов»). Выбор такого знака препинания в конце предложения обусловлен желанием автора придать эмоциональную окраску мысли.
Графическим способом создания новых слов является использование цифр, что делает язык очень похожим на машинный. Особенно частотны такие замены среди подростков. Обратимся к публичной странице «JUST ANIME», основной контингент которой лица от 8 до 16 лет. Публикация, содержащая в себе иллюстрации героини одного из фильма в жанре аниме, была сопровождена следующими комментариями:
– Скажите, как ее зовут?
– Ты 4то не знаешь?
Намеренная замена буквы «ч» на цифру «4» свидетельствует о желании участника сообщества казаться оригинальным и современным.
Другим примером данной лексической разновидности может послужить комментарии к другой публикации в этом же сообществе. К новости о выходе второго сезона фильма «Атака титанов», пользователи оставили комментарий:
– Быстрей бы он вышел!
– Я смотрела трейлер. 2фта!
42 В данном случае использована цифра «2» в английском переводе «ту». Разговорное слово туфта в современном толковом словаре русского языка Ефремовой означает ‘оценочная характеристика чего-либо как чуши, вздора, ахинеи’ [Ефремова, 2000]. Такого рода замены используются пользователями Интернета для привлечения внимания к себе и к своим мыслям и являются проявлением языковой игры.
Таким образом, синтаксические, пунктуационные и графические особенности интернет-коммуникации в основном обусловлены самой информационной средой и стремлением коммуникантов выделиться, стать заметными, непохожими на других. Эта система является открытой и пополняется за счет самих интернет-пользователей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было выяснено, что интернет-коммуникация характеризуется рядом отличительных особенностей, которые проявляются на всех уровнях языка. Было замечено, что общение в Интернете отличается орфографическим сближением с транскрипцией, максимальной приближенностью к фонетике разговорной речи. В ряде случаев наблюдается намеренное искажение написания и произношения. На базе описания особенностей языка интернет-коммуникации целесообразно было проанализировать социальную сеть, так как она является ярким показателем живой разговорной речи и диалогического общения. Для анализа я взял социальную сеть «ВКонтакте», так как этот сайт является универсальным ресурсом для активного общения различных социальных групп и пользователей всех возрастов. Следовательно, этот сайт интересен с точки зрения лексической специфики.
На лексическом уровне были выявлены языковые особенности, свойственные данному интернет-пространству. Основной стиль речи в диалогическом общении в социальной сети – разговорный. В ходе исследования было замечено частотное употребление англицизмов в интернет-переписке. Я пришел к выводу, что иноязычное слово воспринимается коммуникантами как более престижное, красиво звучащее, необычное. Другая особенность общения в социальной сети – использование жаргона. Мной было замечено, что наиболее частой разновидностью жаргона в этой социальной сети является молодежный сленг. Одна из главных причин употребления сленга – стремление внести игровой элемент в скучную подчас действительность. В ходе анализа фактического материала было также замечено стремление коммуникантов к многочисленным сокращениям в словах. Это связано с тем, что участник диалога должен мгновенно реагировать на сообщение другого участника, чтобы ответ остался актуальным в данный момент времени. Было замечено, что подавляющее большинство людей, сокращающих слова, используют мобильный гаджет, с которого труднее отправлять сообщения. В ходе исследования было выявлена тенденция к использованию латиницы и цифровых знаков в диалогической речи.
На синтаксическом уровне было отмечено, что характерной чертой синтаксиса предложения в интернет-переписке является тенденция к отклонению от синтаксических и пунктуационных норм литературного языка со стороны адресанта текста. При анализе пунктуационных средств было отмечено, что знаки препинания чаще встречаются в текстах, созданных взрослыми грамотными людьми. А в молодежном общении количество знаков препинания сокращается по причине безграмотности. Было выявлено, что зачастую интернет-пользователи злоупотребляют знаками препинания с целью выражения эмоций или отношения к чему-либо или к кому-либо.
В графическом плане было отмечено, что приемом создания новых слов является использование цифр, что делает язык очень похожим на машинный. Важно, что особенно частотны такие замены среди подростков.
В ходе работы над исследованием я подтвердил гипотезу, что неправильное написание слов при общении в Интернете, отсутствие знаков препинания негативно сказывается на грамотности учащихся, снижает культуру общения между подростками, а также способствует формированию нового вида речи – устная речь в письменной форме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградова, Т.Ю. Специфика общения в Интернете / Т.Ю.Виноградова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - 2004. - №11. - с.63-67.
2. Лихолитов П.В. Компьютерный жаргон. // Русская речь - 2007. - №3 - с.184.
3. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: монография. Волгоград, 2009.
4. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика. М., 2005.
5. Сиротинина О.Б. Разговорный стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003.
6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 2004.
7.Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. М., 2000.
8. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русских поговорок. — М., 2007.
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Новый снимок Юпитера
Ребята и утята
Пчёлки на разведках
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей