В данном проекте изучены свойства воды. Автор рассматривает положительное и отрицательное влияние растворимости воды на экологию. Итогом работы стал мультипликационный фильм о важности бережного отношения к чистоте воды в природе. Мультфильм можно посмотреть , скачав его по ссылке.
Вложение | Размер |
---|---|
https://disk.yandex.ru/d/1zTGjvgwy1Tg4Q | 989.34 КБ |
https://disk.yandex.ru/d/1zTGjvgwy1Tg4Q | 277.5 КБ |
Слайд 1
КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ИМ. А.А. МЫЛЬНИКОВА» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тема проекта:«Секреты воды» Автор проекта: Коршунов Илья 1«в» класс Руководитель проекта: Долматова Людмила Валентиновна, учитель начальных классов Энгельс 2022Слайд 2
Гипотеза, идея и цели Гипотеза: Вода растворяет различные вещества, которые могут ее загрязнить. Идея проекта: Изучить свойство воды растворять вещества и возможность очищать воду. Цели исследования: 1. Научиться проводить наблюдение, эксперименты. 2. Учиться работать с источниками информации. 3. Учиться оформлять и представлять результаты своего исследования при помощи средств Мультимедиа. Задачи исследования Узнать больше о свойствах воды. Ответить на вопросы: Что растворяется в воде? Как это свойство отражается на качестве воды? Как люди могут сохранять воду чистой? Провести эксперименты, подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Слайд 3
1 . Изучить сведения из информационных источников. 2 . Практическая работа: (экспериментальная часть) Изучить свойства чистой воды. Экспериментальным путем проверить свойство воды растворять различные вещества. Изготовить фильтр и профильтровать загрязненную воду. Проанализировать полученные данные, подвести итоги . Снять рекламный ролик на тему: «Береги воду!» Подготовить презентацию своей работы . 3. Сделать выводы. 4. Провести рефлексию. Этапы проекта и результаты Методы: наблюдение, аналогия, анализ, обобщение, сравнение, эксперимент, моделирование
Слайд 4
Наблюдение Вывод: Вода может очень сильно отличаться по своим свойствам. Чистая вода, пригодная для питья, должна быть прозрачной, без запаха и вкуса. Такую воду можно получить только после специальной очистки.
Слайд 5
Эксперимент 1 – растворяю сахар Вывод: Сахар полностью растворился в воде. Эксперимент 2 – растворяю соль Вывод: Вода может растворять вещество не полностью. Значит, некоторые вещества могут остаться в воде нерастворёнными.
Слайд 6
Эксперимент 3 – растворяю мел Вывод: Некоторые вещества не растворяются в воде или растворяются очень мало. Эксперимент 4 – растворяю краску Вывод: Вода изменила цвет и прозрачность. Краска растворилась в воде не полностью.
Слайд 7
Эксперимент 5 – фильтрация Вывод: Фильтр может очистить воду от загрязнений. Эксперимент 6 – выпаривание Вывод: Даже в чистой, фильтрованной воде есть примеси. Это значит, что в природе не существует абсолютно чистой воды.
Слайд 8
Мультфильм о воде Вдохновившись темой очистки воды, я снял мультфильм на экологическую тему. Это было очень увлекательно!
Слайд 9
Выводы: Проверяемая гипотеза была подтверждена. Вода отличный растворитель! Она может растворять в себе различные вещества, которые могут загрязнить ее и сделать непригодной для употребления. Все поставленные задачи были решены, цели достигнуты. В наше время, каждый человек должен быть разумным потребителем ценнейшего ресурса . Рефлексия: Меня очень увлекла эта работа. Особенно интересными были опыты по фильтрации воды. Я значительно расширил свои знания об окружающем мире; Мне удалось самостоятельно создать фильтр и очистить воду; Я научился проводить эксперименты; В процессе работы над данным проектом я учился находить необходимую информацию не только в книгах, но и в Интернете. Я снял собственный мультфильм на экологическую тему. Итоги проекта
Слайд 10
Информационно-методическое обеспечение Савина Л.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия. – М.: АСТ, 1997. Чижевский А.Е. Я познаю мир: детская энциклопедия: Экология. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. Современная энциклопедия «Планета Земля» Н.В. Опалинская Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. - М.: Педагогика-пресс, 1998г. Электронная детская энциклопедия «Почемучки». Yandex.ru Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. – Издательство «Ключ-С» Филологическое общество "Слово", 1994 г.-488 с./ Славкин В. Большая энциклопедия - М.: «РОССА»; http://www.mupvkh.ru https://сезоны-года.рф/вода.html
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18
ИМ. А.А. МЫЛЬНИКОВА»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»
Тема проекта: «Секреты воды»
Автор проекта: Коршунов Илья, 1«в» класс
Руководитель: Долматова Людмила Валентиновна,
учитель начальных классов
Энгельс 2022
Оглавление.
Актуальность выбранной темы………………………………………………………………….…………..3
Гипотеза, идея проекта………………………………………………………………………………………...3
Цель проекта……………………………………………………………………………………………………...3
Задачи, поставленные для реализации проекта…..………………………...........................................3
I этап: Планирование исследовательской и практической деятельности…………........................3
II этап: Итоги работы с различными информационными источниками: ………………............. 3-4
III этап: Практический: ……………………………………………………………………………………...4-5
Наблюдение и сравнение разных проб воды
Эксперимент- растворение сахара
Эксперимент – растворение соли
Эксперимент- вода и мел
Эксперимент- вода и краситель
Эксперимент-фильтрация воды
Эксперимент с выпариванием
Анализ полученных данных…………………......................................................................................5
Съёмка мультипликационного фильма «Берегите воду!»…………………………………………..5
Подготовка презентации………………………………………………………………………………….5
IV этап: Описание деятельности по достижению цели проекта…………………………………….....5
Выводы……………………………………………………………………………………………………...…5
Рефлексия проектной деятельности……………………………..…………………………………….6
Приложение 1: Словарь терминов……………………………………………………………………………8
Приложение 2: Наблюдение……………………………………………………………………………………9
Приложение 3: Эксперименты по растворению различных веществ………………………………...10
Приложение 4: Эксперименты по фильтрации загрязнённой воды и по выпариванию………….11
Приложение 5: Съемка мультипликационного фильма «Берегите воду!».………………………....12
Актуальность темы исследования:
Вода – это жизнь. Она существует везде: в океанах, морях, озерах и реках, на поверхности суши, в воздухе, над землей и под ней. Она есть во всех живых организмах. Вода нужна человеку для питья, приготовления пищи, поддержания чистоты жилища и тела. Вода может быть полезной или вредной для человека. Чистая вода - большое богатство!
Гипотеза: Вода растворяет различные вещества, которые могут ее загрязнить.
Идея проекта: Изучить свойство воды растворять вещества и возможность очищать воду.
Цели исследования:
1. Научиться проводить наблюдение. эксперименты.
2. Учиться работать с источниками информации.
3. Учиться оформлять и представлять результаты своего исследования при помощи компьютерных программ Microsoft Word и Power Point и средств Мультимедиа.
Задачи:
Вид проекта: исследовательский, практико-ориентированный, межпредметный индивидуальный, краткосрочный.
Этапы проекта и ожидаемые результаты.
I этап: (планирование) Совместно с руководителем мы разработали следующий план:
1. Изучить сведения из информационных источников: книг, Интернета.
2. Практическая работа: (экспериментальная часть)
1) Изучить свойства чистой воды
2) Экспериментальным путем проверить свойство воды растворять.
3) Изготовить фильтр и профильтровать загрязненную воду.
4) Проанализировать полученные данные, подвести итоги.
5) Снять мультфильм на тему: «Берегите воду!»
6) Подготовить презентацию своей работы.
3. Сделать выводы: Как можно применить результаты моего исследования?
4. Провести рефлексию: Насколько результативной была моя работа? Какие навыки я приобрёл в ходе работы?
В работе использованы методы: наблюдение, аналогия, анализ, синтез, обобщение, сравнение, эксперимент, моделирование.
II этап: (теоретический) Из книг и интернета я узнал, что вода самый ценный ресурс на земле. Более 70% земной поверхности покрыто водой. Вода – это озёра, реки, моря, океаны. Вода есть в воздухе, почве, под землёй. Вода – это ледники в горах и облака в небе. Она входит в состав всех живых организмов. Наш организм на 60-70% состоит из воды. Вода доставляет в клетки организма питательные вещества. Необходимо пить, как минимум, 1,5 литра воды в день, иначе организму грозит обезвоживание. Ведь человек очень остро ощущает изменение содержания воды в своем организме и может прожить без нее всего несколько суток. Но вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи. Вода – это: чистота, передвижение по рекам, изготовление тканей, производство тока, полив растений и многое другое. Используя воду для хозяйственных нужд, человек часто возвращает её в природу загрязнённой. Такая вода непригодна для обеспечения жизнедеятельности живых организмов. Во многом человек зависит от такого важного свойства воды, как способность растворять другие вещества.
Вывод: В природе редко встречается чистая вода. Где нет воды - там нет и жизни. Чистая вода - драгоценный ресурс.
III этап: (практический)
Наблюдение:
Я изучал свойства воды. Для этого мне понадобились стеклянные стаканы и вода из разных мест. Воду я взял из-под крана, из лужи и купил очищенную воду «Святой Источник». Я налил в стаканы воду и стал рассматривать ее на свет. Вода из-под крана оказалась прозрачная и не имела каких-либо примесей. У этой воды был запах хлора, который туда добавляют для очистки ее от микробов. Пробовать ее я не стал. Затем я изучил воду из лужи. Она была мутная, в ней были примеси земли. Вода была коричневого цвета. Вода пахла прелыми листьями. Потом я изучил очищенную воду из бутылки. Она была прозрачная, без запаха, почти без вкуса.
Вывод: Вода может очень сильно отличаться по своим свойствам. Чистая вода, пригодная для питья, должна быть прозрачной, без запаха и вкуса. Такую воду можно получить только после очистки.
Эксперимент по растворению сахара: Моим следующим этапом было проверить свойство воды растворять различные вещества. Для этого я взял чистый прозрачный стакан, воду, сахар, ложку. В стакан налил воды и добавил в него ложку сахара с горкой. Я увидел, что сахар лежит на дне стакана. Потом я взял ложку и помешал сахар. Постепенно сахар растворился полностью и исчез. Я попробовал воду на вкус. Она стала сладкая.
Вывод: Сахар полностью растворился в воде.
Эксперимент по растворению соли: Приступаю к растворению соли. Беру так же прозрачный стакан с водой и насыпаю в него целую ложку соли. Сначала соль не растворялась, но после того, как я ее помешал, крупинки соли исчезли. Однако вода не стала вновь прозрачной, как в случае с сахаром. В воде осталась взвесь. Она стала мутной.
Вывод: Вода может растворять вещество не полностью. Некоторые вещества могут оставаться в воде нерастворёнными.
Эксперимент по растворению мела: Я решил растворить в воде мел. В чистый стакан с водой я добавил кусочек мела. Затем я долго мешал его и пытался растолочь ложкой. Но у меня ничего не вышло. Мел не растворился, а вода стала мутной и непрозрачной. Спустя время, вся взвесь осела, но мел не растворился все равно. И после помешивания ложкой вода вновь становилась мутной.
Вывод: Некоторые вещества не растворяются в воде или растворяются очень мало.
Эксперимент по растворению краски: Я взял чистый стакан, налил в него воды и добавил краситель – гуашь красного цвета. Вода сразу же поменяла цвет. Краситель растворился очень легко и быстро - не пришлось даже мешать ложкой. Вода приобрела яркий цвет и перестала быть прозрачной.
Вывод: Краска растворилась в воде не полностью.
Эксперимент по фильтрации воды: Для того, чтобы изучить вопрос очистки воды от загрязнений, я сделал фильтр и решил попробовать профильтровать окрашенную воду. В чистый стакан я сложил несколько слоев салфеток и стал наливать воду с красителем. Вода протекала через фильтр и выливалась более чистая и прозрачная, а на фильтре оставалась краска. Затем я решил пропустить эту воду через фильтр еще раз, чтобы нагляднее оценить результат. После второй фильтрации вода стала еще чище! Этот результат меня очень поразил!
Вывод: Фильтр может очистить воду от загрязнения.
Эксперимент с выпариванием: Я решил выпарить воду, чтобы проверить, испариться ли она полностью. На чистое зеркало я капнул из пипетки несколько капель чистой питьевой воды «Святой источник». Оставил зеркало возле тёплой батареи. Спустя сутки капли воды исчезли, а на зеркале остались белые следы от них.
Вывод: Даже в чистой, фильтрованной воде есть примеси. Это значит, что в природе не существует абсолютно чистой воды.
Анализ полученных данных: Вода окружает нас повсюду. Мы имеем много доступной и чистой воды. Очистительные станции подают каждому из нас в квартиру чистую, пригодную для употребления воду. Мы часто даже не задумываемся над тем, как быстро и легко она загрязняется, благодаря своему свойству «растворимость». Вода растворяет разные вещества. Одни вещества растворяются полностью, как сахар. Другие – частично, как гуашь. Третьи вещества, как мел или примеси в соли, растворяются очень мало. Но после попадания любого вещества в воду, вода изменяется: может становиться мутной, приобретать цвет или запах. Попадание другого вещества в воду, может загрязнить её. При помощи фильтра воду можно очистить от загрязнения. Но даже в очищенной питьевой воде находятся растворенные другие вещества. Очевидно, в природе не встречается абсолютно чистая вода. Миллионы людей на земном шаре не имеют доступа к питьевой воде. Мы должны беречь наше богатство - чистую питьевую воду. Выключать кран, когда вода не нужна. Экономно потреблять воду- это большой вклад в наше будущее. Человек должен сохранить чистую воду на нашей планете, поэтому мы должны разумно потреблять ее и не мусорить на водоемах.
Съёмка мультфильма: Проведённые опыты вдохновили меня на съёмку собственного мультфильма, на тему охраны воды. В этой работе я хотел рассказать зрителям о том, что чистая вода нужна всем живым организмам; о том, как легко сделать воду непригодной и о том, что важно помогать водоёмам оставаться чистыми. Я придумал сюжет. В студии мультипликации «Кузя» мне помогли разработать сценарий - покадровый план. Самостоятельно изготовил из бумаги, при помощи красок, героев мультфильма, пейзаж. На специальном оборудовании я смог оживить моих героев и озвучить. Съёмка была увлекательной! Этот мультфильм понравился моим одноклассникам. Они сразу поняли, о чём эта история. Ребята поддержали меня. Они тоже заботятся о чистоте окружающей нас природы.
Вывод: Можно при помощи мультипликации рассказывать о важных проблемах большому количеству людей.
Подготовка презентации: Для того чтобы наглядно представить свою работу, рассказать о проведённом мною исследовании и полученных результатах я решил создать электронную презентацию. Я воспользовался программами Microsoft Office Word, Power Point. На слайдах я разместил основную текстовую информацию о моей работе и фотографии о проведенных экспериментах.
Вывод: Презентация помогает образно представить информацию.
Выводы:
Рефлексия:
Информационно-методическое обеспечение
Приложение 1
Словарь терминов
Раствори́мость— способность вещества образовывать с другими веществами однородные системы — растворы, в которых вещество находится в виде отдельных частиц.
Растворитель — вещество, способное растворять другие твёрдые, жидкие или газообразные вещества.
Ресурс - запасы, источники чего-либо.
Свойство - качество, признак, составляющий отличительную особенность любого объекта.
Примесь - вещество, прибавленное, примешанное к другому веществу.
Взвесь - совокупность мельчайших частиц твёрдого вещества в жидкости.
Осадок - твёрдые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дно или на стенки сосуда после отстаивания.
Загрязнение (воды) - попадание различных загрязнителей в воды рек, озер, подземных вод. Происходит при прямом или непрямом попадании загрязнителей в воду в отсутствие качественных мер по очистке и удалению вредных веществ.
Фильтрация - процесс разделения неоднородных жидкостей при помощи пористых перегородок, пропускающих раствор и задерживающих твёрдые вещества.
Испарение - процесс перехода вещества из жидкого состояния в парообразное или газообразное, происходящий на поверхности вещества.
Приложение 2
Наблюдение
Я взял воду из-под крана, из лужи и купил очищенную воду «Святой Источник». Налил в разные стаканы различную воду и стал рассматривать ее на свет.
Вода из-под крана оказалась прозрачная и не имела каких-либо примесей. У этой воды был запах хлора, который туда добавляют для очистки ее от микробов. Пробовать ее я не стал. | |
Очищенная вода была прозрачная, почти без вкуса. Следующий мой шаг- определить запах. Я не смог почувствовать никакого запаха и решил, что она его не имеет. | |
Вода из лужи была мутная, в ней были примеси земли. Вода была коричневого цвета, пахла прелыми листьями. |
Все данные я внёс в таблицу:
Вывод: Вода может очень сильно отличаться по своим свойствам. Чистая вода, пригодная для питья, должна быть прозрачной, без запаха и вкуса. Такую воду можно получить только после очистки.
Приложение 3
Эксперименты по растворению различных веществ.
Проверяю свойство воды растворять различные вещества. Беру чистый прозрачный стакан, наливаю воду. | Добавляю в стакан ложку сахара с горкой. Постепенно сахар растворился полностью и исчез. Я попробовал воду на вкус. Она стала сладкая. | ||
Беру такой же прозрачный стакан с водой и насыпаю в него целую ложку крупной соли. | В воде осталась взвесь. Сама вода стала мутноватой. Я попробовал ее на вкус. Она стала очень соленой. | ||
В прозрачный стакан с чистой водой я добавил кусочек обычного белого мела. Долго размешивал, пытался растолочь ложкой. | Мел не растворился, вода стала непрозрачной. Через время выпал осадок. После помешивания ложкой, вода вновь становилась мутной. | ||
Я взял прозрачный стакан, налил в него чистой воды и добавил красную гуашь. Вода сразу же поменяла цвет. | Краситель растворился легко и быстро. Вода приобрела яркий цвет и перестала быть прозрачной. У раствора появился запах. | ||
Вывод: Вода растворяет разные вещества. Одни вещества растворяются полностью, как сахар. Другие – частично, как гуашь. Третьи вещества, как мел или примеси в соли, растворяются очень мало. Но после попадания любого вещества в воду, вода изменяется: становится мутной, приобретает цвет или запах. Значит попадание другого вещества в воду, может загрязнить её. |
Приложение 4
Эксперименты по фильтрации загрязнённой воды и по выпариванию
Фильтрую воду загрязнённую гуашью. В чистый стакан я сложил три слоя салфеток и стал наливать воду с красителем. | Вода проходила через фильтр и становилась чище и прозрачнее. На фильтре оставалась краска. | ||
Я сделал новый фильтр и повторил опыт. | После второй фильтрации вода стала еще чище! Этот результат меня очень поразил! | ||
На чистое зеркало я капнул из пипетки несколько капель чистой питьевой воды. | Оставил зеркало возле тёплой батареи. Через сутки капли воды исчезли, а на зеркале остались белые следы от них. | ||
Вывод: При помощи фильтра воду можно очистить от загрязнения. Даже в очищенной питьевой воде оказались растворенными другие вещества. Очевидно, в природе не встречается абсолютно чистая вода. |
Приложение 5
Съемка мультипликационного фильма на экологическую тему
Вдохновившись темой фильтрации и очистки воды, я захотел снять мультфильм на экологическую тему. Я обратился в студию мультипликации «Кузя». Мы с руководителем разработали сценарий, покадровый план. | |
Самостоятельно изготовил из бумаги, при помощи красок, героев мультфильма, пейзаж. | |
Я успел побыть аниматором, мультипликатором и оператором. Это было очень увлекательно! | |
Вывод: При помощи этого мультфильма я смогу рассказать зрителям о том, что чистая вода нужна всем живым организмам; о том, как легко сделать воду непригодной и о том, что важно помогать водоёмам оставаться чистыми. |
Сверчок
Девочка-Снегурочка
Флейта и Ветер
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
За чашкой чая