Данная работа представляет собой исследовательский проект, который состоит из теоретической и практической частей. В процессе изучения видов полезных ископаемых возникли вопросы: Как образуются полезные ископаемые и минералы? Что называют кристаллом? Как человек использует "сокровища Земли"? Возможно ли вырастить кристаллы искусственно? Проект вляется актуальным, так как рациональное использование природного сырья на сегодншний день - перспективное направление промышленности. Работа велась с декабря по февраль и была представлена на конференции "К вершинам знаний". Стоит отметить, что в процессе выполнения практической части, в исследовательскую деятельность были вовлечены 14 учеников класса, которые опираясь на вводы по теоретической части дублировали работу и сравнивали результаты. Итоги исследования проанализированы и представлены в виде презентации.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект | 32.86 КБ |
Исследовательский проект:
«Сокровища Земли.
Исследование условий образования кристаллов»
Выполнил: учащаяся 3 «Ж» класса
Великородных Евгения
Руководитель: учитель начальных классов
Малюгина О. В.
Введение
За всю историю цивилизации руками человека было создано немало величественных творений. Шедевры, созданные матушкой – природой – это сокровища Земли, без которых невозможен рукотворный мир. Они нуждаются в бережном отношении и сохранении. [1]
Цель проекта: определить условия образования кристаллов в природе и способы сокращения их добычи.
Задачи проекта:
- поиск информации о кристаллических телах;
- определение области применения кристаллов;
- выявление последствий добычи ископаемых и их устранение;
- сравнение способов искусственного выращивания кристаллов.
Гипотеза: кристаллы можно вырастить искусственно
Актуальность: рациональное использование природного сырья – перспективное направление промышленности
Объект исследования: кристаллические тела – минералы.
Методы исследования: анализ информации; наблюдение; эксперимент;
Сроки реализации: декабрь, 2019 г – февраль, 2020 г.
Итог выполнения проекта: открытая защита /доклад, презентация/
1. Что называют «кристаллом»? Сокровища Земли
Кристаллы, в переводе с греческого языка, (krystallos) «лёд». В древности и в средние века думали, что кристаллы горного хрусталя и кристаллы льда – одно и то же, только лёд замерзает у нас на глазах, а горный хрусталь – при особенно сильном морозе. Соль, сахар и многое другое вокруг нас – это все кристаллические вещества.
Кристалл – это твердое тело. Кристаллики растут, присоединяя частицы вещества из жидкости или пара и образуют твёрдые тела; их атомы образуют кристаллическую решётку. Самые красивые среди кристаллов – драгоценные камни [2]. А вот кристаллы слюды, шпата и кварца слагают гранит.
2. Образование минералов в природе
В природе существуют сотни веществ, из которых растут кристаллы. Вода – самое распространенное из них. Замерзающая вода превращается в кристаллы льда или снежинки. При разной температуре из воды образуются кристаллы разной формы: плоские шестигранники – от -3 до 0 0С; игольчатые кристаллы – от -5 до -3 0С; столбики - призмы – от -8 до -5 0С; плоские шестиугольники – от -12 до -8 0С; звёздчатые снежинки – от -16 до -12 0С. (рисунок 1, приложение) [4], [5].
В недрах земли залегают минералы различной формы и размера. Монокристаллы – одиночные кристаллы и поликристаллы - состоят из множества маленьких кристаллов (рисунок 2, приложение). По размерам кристаллы также различны (рисунок 3, приложение).
Рассмотрено строение Земли (рисунок.4, приложение). В ее недрах находится горячее вещество – магма. Когда она остывает, образуются кристаллы минералов. [6]. Из расплава магмы образуются вулканические породы – гранит. Кристаллы могут образоваться и из пара – кальцит. А при испарении растворов образуется накипь на стенках чайника. В природе же под лучами летнего солнца испаряется вода из солёных водоемов, а кристаллы соли оседают на дне водоема – образуются соляные месторождения. [7].
Живые организмы тоже вносят свой вклад. Морские ракушки составляют ракушечник, а мел – отложения панцирей древних организмов. Процесс образования кристалла называется кристаллизация. [8].
При росте кристалла его форма остается неизменной. Кристаллы состоят из атомных рядов, ряды повторяются в пространстве и образуют кристаллическую решетку (рис.5). [9], [10].
3. Добыча и применение полезных ископаемых
Кристаллы слагают минералы, минералы – горные породы, а горные породы формируют твердую оболочку земли – литосферу. Человек активно ведёт добычу природных ресурсов: топлива, руды, строительных материалов, драгоценных камней. Самый твердый и самый редкий из природных минералов – алмаз. Сегодня алмаз в первую очередь камень – работник, а не камень – украшение. Благодаря высокой твердости алмаз применяют в технике. Алмазными пилами распиливают камни. [11] (Таблица 1, приложение).
В ходе добычи и переработки полезных ископаемых происходят изменения земной коры. Это оказывает большое воздействие на экологическое состояние региона добычи, и влечет за собой негативные последствия: сокращаются запасы ископаемых, увеличивается число брошенных карьеров, которые превращаются в свалки мусора или опасных отходов (рисунки 5-8, приложение). В настоящее время работающим является карьер Сухой Лог в Иркутской области – ведётся добыча благородных металлов – золота, серебра; руда для получения серы. [12], [13].
Масштабы добычи в России очень велики – в расчете на одного жителя Земли в год добывается до 20 тонн сырья, из них только 1/10 часть переходит в конечный продукт, а остальные 9/10 – в отходы, что говорит о нерациональном способе добычи. [13].
4. Практическая часть. Выращивание кристаллов
Можно ли кристаллы вырастить искусственно? Для ответа на этот вопрос рассмотрены теоретические способы выращивания кристаллов:
Основа процесса состоит в приготовлении раствора, изготовлении затравки и помещении ее в раствор и наблюдении. Кристаллы растут медленно. В таблице 2 (приложение) представлена краткая характеристика способов. Ото отчет представлен в форме презентации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования выявлено следующее:
1. Минералы (минеральное сырье) применяются в различных сферах деятельности человека.
2. Образуются минералы и породы достаточно длительное время
из расплавов, из растворов, из паров и газов, за счет биологических процессов живых организмов.
3. Нерациональная добыча пород приводит к образованию полостей и пустот, нарушению целостности земной коры, увеличению трещин.
4. Для сохранения ископаемых необходимо:
- вести добычу сырья более рационально; использовать вторсырьё;
- заполнять пустой породой полости карьеров;
- наладить процесс переработки отходов производства;
- предотвратить загрязнение окружающей среды отходами;
- драгоценные камни выращивать искусственно.
5. Практическая работа показала, что гипотеза верна: кристаллы можно вырастить искусственно.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/sokrovischa-zemli-4-klass.html# ixzz6 CjZYdm1n
2. История кристалла // Кристаллы - Электронный ресурс: http://kristal.21428s12. edusite.ru/p2aa1.html
3. Картонова, Л. В. Основы кристаллографии: учеб. пособие/ Л. В. Картонова; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых.– Владимир, 2015 – 80 с.
4. http://www.aquaexpert.ru/enc/articles/snowflake/
5.https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fsitekid.ru%2Fhimiya%2 Fkristally. html
6. https://kievka-shkola2.ru/materialy/nedra-zemli-vnutrennee-stroenie-zemli .html
7. https://o-kosmose.ru/solnechnaya-sistema/harakteristika-i-svedeniya-o-planete -zemlya
8. Кленов А.С. Занимательная минералогическая энциклопедия. - М.: Педагогика - Пресс,2000. -224с.
9. Савельева А.Д., Нарциссова П.В. С12 Кристаллография и минералогия: В 3 ч.: Учеб. пособие/ Владим. гос. ун-т. Владимир, 2003 Ч.1. 72 с
10. https://www.geolib.net/crystallography/obrazovanie-i-rost-kristallov.html11. Туан Л. Кристаллы. Разноцветные капли света. Издательство: Гранд-Фаир, 2011 г.
12. https://zhazhdazolota.ru/dobycha/krupnejshie-zolotye-mestorozhdeniya-rossii
13. https://promtu.ru/dobyicha-resursov/vozdeystvie-na-ekologiyu-posle-dobyichi- iskopaemyih
14. http://geostudy.ru/natureuse.html
15. https://salik.biz/articles/34559-ciceron-mark-tullii-biografija-istorija-zhizni. html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1. Характеристика кристаллических тел, область применения.
Наименование | Свойства | Применение |
Гранит | Твердый, прочный | Строительство, поделочный камень |
Уголь каменный | Черный, твердый, горючий | Топливо, лекарства, косметика |
Железная руда | Твердая, плотная, магнитная | Металл и изделия из металла; чугун |
Кварц /песок/ | Плотный, твердый | Стекло, строительство, радио и видеотехника |
Алмаз | Самый твердый кристалл, прозрачный | Ювелирное дело, резцы, напильники |
Малахит | Зеленый, средней твердости | Поделочный камень, ювелирное дело |
Кальцит | Плотный, различных оттенков светлых тонов | Строительство, стекло, оптика, химическая промышленность |
Мел | Мягкий, рассыпчатый, растворяется в воде | Письмо, строительство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, косметика |
Соль каменная | Кусковая, зернистая, белого цвета | Пищевая промышленность, медицина, косметика |
Графит | Мягкий, черного цвета, в виде пластинок, чешуек, мажется | Карандаши, электроды, ядерные реакторы, получение искусственных алмазов |
Золото | Тяжелый металл, мягкий, желтого цвета | Ювелирное дело, проводники, ядерная техника, пайка, медицина |
Таблица 2. Характеристика способов выращивания кристаллов
Способ выращивания | Необходимые компоненты | Тип затравки | Время, цвет |
из морской соли | морская соль, теплая, фильтрована вода | кристалл соли, об-вязанный ниткой | 10 дней, белый |
из коричневого сахара | на 1 стакан горячей воды 2,5 стакана сахара (сироп варить) | деревянные палочки для суши, лист плотной бумаги | 8 дней, светло-коричневый |
из лимонной кислоты | на 100 мл теплой воды 180 г лимонной кислоты (кисель) | кристалл обмотанный ниткой | 10 дней, прозрачный |
из раствора медного купороса | медный купорос, дистил-лированная вода | нитка с узелком, с кристаллом | 14 дней, темно-синий |
из марганцовки | на 100 мл теплой воды 8 г марганцовки | кристалл соли на леске | 14 дней, фиолетовый |
из солей аммония | удобрение Аммофос 40-50 г, зеленый пищевой краситель – 10 г, кипяченая вода – 50 мг, бумажный цилиндр на емкость | пенопласт, обмотанный шерстяной ниткой | 6 дней, зеленый, прозрачный |
Ручей и камень
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Лиса-охотница
Как я избавился от обидчивости
Сказка "Дятел, заяц и медведь"