Обычно, когда мы слышим слово «грибы», то представляем себе крепкие боровики, подосиновики, рыжики, но это только небольшая их часть. В природе есть и другие грибы – например, плесень, которая постоянно присутствует рядом с нами в виде неприятного налета на корочке хлеба и испорченном яблоке, в виде разноцветных мохнатых кружочках на варенье.
Актуальностю исследования являлось то, чтобы показать значимость плесени в жизни человека. Кроме того, выращивание мукора – это увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное для большинства юных исследователей.
Цель: изучить условия развития плесени в жидкой среде и на хлебе в разных условиях.
Задачи: 1. Познакомиться с источниками информации о плесени.
2. Определить экспериментальным путем условия развития плесени в различных условиях.
Объект исследования: плесень
Гипотеза: на прорастание плесени влияют такие условия как температура, влажность, наличие сахара в продуктах питания.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_usloviy_razvitiya_pleseni.docx | 972.69 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Первомайский
МР Стерлибашевский район РБ
Республиканская научно-практическая конференции «Шаг в будущее», посвященная Году педагога и наставника, Году полезных дел для малой Родины в Республике Башкортостан
Направление: Биология
Тема: «Изучение условий образования плесени»
Выполнила: ученица 5Б класса
МБОУ СОШ с.Первомайский
Мухамедьярова Адиля
Научный руководитель:
Махиянова Аделина Айратовна,
учитель английского языка
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………...……..4
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ……………………………….……9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..12
Приложения……………………………………………………………………...13
ВВЕДЕНИЕ
На уроках биологии мы проходили тему: «Грибы». Учитель нам рассказала, что грибы очень разнообразны по своему внешнему виду, особенностям строения и жизнедеятельности. Наряду с привычными грибами, такими как, подберезовик, сыроежка, мухомор, стала обыкновенная плесень, которой и внимания никогда не уделяли. Я и подумать не могла, что плесень – это одна из разновидностей грибов.
С раннего детства мы видим вокруг себя множество живых организмов. Зайдя в лес, можно увидеть сотни различных растений: деревья, травы, кустарники, и среди них – грибы.
Такое противоречивое и необычное царство – грибы! Странные это организмы. Ни животные, ни растения. Они лишены хлорофилла и поэтому, как и животные, требуют для питания готовые органические вещества. С другой стороны, грибы напоминают растения, так как всасывают питательные вещества, а не заглатывают пищу, как животные. Как и растения, грибы не способны активно передвигаться.
Обычно, когда мы слышим слово «грибы», то представляем себе крепкие боровики, подосиновики, рыжики, но это только небольшая их часть. В природе есть и другие грибы – например, плесень, которая постоянно присутствует рядом с нами в виде неприятного налета на корочке хлеба и испорченном яблоке, в виде разноцветных мохнатых кружочках на варенье.
Что такое плесень? Насколько она опасна? Почему на одних продуктах она вырастает, а на других нет? Я решила это узнать.
Актуальность моего исследования состоит в том, чтобы показать значимость плесени в жизни человека. Кроме того, выращивание мукора – это увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное для большинства юных исследователей.
Цель: изучить условия развития плесени в жидкой среде и на хлебе в разных условиях.
Задачи: 1. Познакомиться с источниками информации о плесени
2. Определить экспериментальным путем условия развития плесени в различных условиях.
Объект исследования: плесень
Гипотеза: на прорастание плесени влияют такие условия как температура, влажность, наличие сахара в продуктах питания.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Впервые место грибов в мире растений определил Теофраст (372—287 гг. до н. э.), который был учеником Аристотеля. Факт появления грибов он объяснил «избыточной влажностью почвы, деревьев, гниющим древом и другими гниющими предметами». Его утверждения о происхождении грибов считались верными в течение 2000 лет, а потому все крупные учёные, жившие после Теофраста, безоговорочно соглашались с его мнением.
Основные же открытия, касающиеся грибов, были сделаны после того, как в 1590 г. голландец Захарий Янсен изобрёл микроскоп.
Плесень – особенный вид грибов, который имеет сходства и различия с растениями и животными: она ест, дышит, размножается.
Так же, как и растения, грибки всасывают питательные вещества всей своей поверхностью, а не заглатывают, как животные. Однако, в отличие от растений, грибки не используют солнечную энергию, не питаются углекислым газом из воздуха и не могут синтезировать органические молекулы вещества из углекислого газа.
Плесень употребляют так же как и животные готовые органические вещества в виде разнообразных растений и животных останков.
Если в клетках бактерий мы не найдем ядра, то грибная клетка может иметь одно или несколько ядер.
Плесень – это грибок, а значит, она размножается с помощью спор. Спора – микроорганизм, защищенный прочным покрытием. Споры находятся в состоянии покоя до того момента, пока не попадут в благоприятную среду для размножения. Одно «растение» производит тысячи спор, которые уносятся потоками воздуха и, усевшись в теплое местечко, размножаются при первой удобной возможности.
Споры плесени находятся везде, но особенно много их в воздухе.
Развивается плесень во влажных темных местах, а так же повышенная влажность воздуха и много кислорода. Особенно хорошо плесень прорастает, если этот воздух плохо циркулирует, «застаивается».
Еще одна отличительная особенность грибов плесени состоит в том, что они распространяются исключительно на той еде, которая содержит большое количество сахара или кислоты. Именно поэтому плесневые образования часто видно на кислых плодах (яблоки, различные ягоды, цитрусовые и др.) и в зимних овощных заготовках (маринованных огурчиках и помидорах)
Некоторые виды плесени могут разрушать штукатурку, кирпич и даже бетон. [4]
Наиболее изученными родами плесневых грибов, которые чаще всего используются человеком, являются:
Дрожжи относятся к одноклеточным грибам. Их клетка имеет форму шара. Насчитывается более 1500 видов, но большинство из них не могут образовывать грибницу. Дрожжи размножаются почкованием: на материнской клетке образуется нарост, который отделяется от нее, достигнув определенного размера. Питаются эти клетки кислородом или парами спиртов, образовавшимися при брожении.
Плесень рода Mucor образует колонии в верхних слоях почвы, а также на поверхности овощей и фруктов. Скорость их размножения очень высокая, высота грибницы достигает нескольких сантиметров. Мукоры способны вызывать грибковые заболевания. С латинского языка слово Mucor буквально переводится как «плесень».
Род Aspergillus включает в себя несколько сотен видов, обитающих в разных климатических условиях. Они образуют колонии плоской формы. Изначально плесень имеет белый окрас, но со временем может приобретать различные цвета. Аспергилл размножается спорами и часто встречается в помещениях с высокой влажностью.
Самый известный род плесени — Penicillium. Она встречается в различных местах. Мицелий грибов ветвящийся, размножение происходит с помощью спор. Клетки пеницилла образовывают пенициллин, способный убивать бактерии. Открытие этого антибиотика стало прорывом в развитии медицины. Распространению способствуют ветер, вода, насекомые-вредители, многое-многое другое (буквально всё, что движется). (Приложение 1) [2]
Плесень, которая легко перемещается в любой среде, в благоприятных условиях может проникать на поверхности, полностью покрывая их снаружи или прорастая в них тонкими нитями мицелия. После этого начинается разрушительная работа плесени...
Считается, что идеальными условиями для развития и распространения плесени являются температура +20°C и относительная влажность воздуха не менее 95%. Плохой воздухообмен способствует росту грибков. Кроме того, плесень любит грязь. Грязный дом способствует размножению бактерий, а размножение бактерий способствует размножению грибков.
Плесень процветает в условиях высокой влажности при комнатной температуре и неэффективной вентиляции во многих материалах.
Краска, используемая в помещениях, включая бетон, штукатурку, дерево, пластик, резину, тканевый линолеум, окрашенные поверхности, ковры и книги, горшки для растений создают благоприятные условия для роста плесени. Наиболее вероятно появление плесени осенью, поскольку это связано с увяданием растений.
Плесень и грибки любят влагу. К сожалению, все окружающие нас вещества в той или иной степени содержат влагу.
Плесень процветает при отрицательных температурах. Она не "живет активно", как деревья зимой, но и не "умирает". При повышении температуры плесень снова начинает образовывать споры. Высокие температуры убивают плесень, но некоторым видам, чтобы погибнуть, достаточно подвергнуться воздействию температуры +100° C или выше в течение часа или двух. [1]
Грибки и плесень могут приносить людям не только вред, но и пользу. Они борются с заболеваниями человека (например, пеницилл), используются для получения многих химических веществ, лекарств, вина, сыра. Но может также вызывать аллергию, переходящую в астму и, даже, диатез у маленьких детей. Большинство из плесневых грибков активизировав механизмы онкогенов, могут вызвать онкологические заболевания. Споры плесени способствуют: мигреням, риниту, отиту, бронхиту и бронхиальной астме, сердечно-сосудистым заболеваниям и пищевым аллергиям.
Мы склонны избегать плесени. Мы отрезаем пораженную часть хлебной корки, снимаем беловатую пену с варенья и спокойно едим то, что осталось, даже не подозревая, насколько это может быть опасно. При работе с заплесневелыми продуктами нельзя их перемешивать. Необходимо тщательно накрыть ее чем-нибудь и аккуратно утилизировать. Самое главное- не вдыхать споры. Даже если плесень растет только на части плода, весь плод покрыт спорами плесени. Не ешьте заплесневелые продукты, предварительно не удалив плесень с видимых частей. И вы не должны жить в доме, где есть плесень.
Когда мы открываем банку бабушкиного клубничного варенья, мы часто видим на ней небольшой слой плесени. Мы сразу вспоминаем о пенициллине и чем-то не менее полезном. На самом деле эта "безобидная" плесень-яд, который накапливается в организме и вызывает рак печени. [3]
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В ходе работы мы изучили литературные источники, провели наблюдение за прорастанием плесени в жидкой среде, а также сравнили сроки появления плесени на хлебе в различных условиях: во влажной среде при комнатной температуре, в сухой среде при комнатной температуре и при пониженной температуре (в холодильнике).
Исследования мы проводили в марте 2023 года.
В ходе изучения литературы я выяснила, что плесень любит влагу. Я решила посмотреть, а в какой среде она быстрее разрастается – сладкой или кислой? Далее я провела опыты: прорастила плесень на разных жидкостях, содержащих разное количество сахара. Для этого взяла: чай сладкий, чай несладкий, сок (яблочный), воду кипяченую, рассол, морс.
Дата начала наблюдения 13 февраля 2023 года. Наблюдение проводилось при комнатной температуре +18; +22 С и велось 10 дней.
Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты выращивания плесени на жидкостях.
Наименова- ние напитка | Дни | |||||||||
13.02 | 14.02 | 15.02 | 16.02 | 17.02 | 18.02 | 19.02 | 20.02 | 21.02 | 22.02 | |
Вода кипяченая | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Рассол | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Морс | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + |
Сок (яблочный) | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + |
Чай сладкий | - | - | - | - | - | - | - | + | + | + |
Чай несладкий | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + |
Обозначения: «-» нет изменений, «+» появление плесени
Таблица 1 показывает, что различные составы жидкости (кислый, сладкий, соленый) по-разному влияют на продолжительность активной жизни плесени.
Тот факт, что плесени в чашечках со сладким морсом и соком развивались уже на 3-йдень, в то время как плесени в несладком чае начали развиваться на 10-йдень, показывает, что плесени предпочитают "сладкие" продукты. Морс сделан из варенья из лесной земляники. Она так же содержит сахар. Огуречный рассол содержит эссенцию соли и уксуса, которые, вероятно, препятствовали прорастанию плесени, и к десятому дню плесень так и не проросла. (Приложение 2)
Интересно было сравнить результаты эксперимента с кипяченой водой. За 10 дней плесень на ней тоже не появилась. Видимо, это связано с тем, что при кипячении погибли споры плесени. Кипяченая вода не содержит сахар, поэтому новые споры также не проросли.
Плесень также выращивалась на хлебе в различных условиях: в холодильнике, в сухом месте и во влажном месте при комнатной температуре. Результаты показаны в Таблице 2.
Таблица 2. Результаты выращивания плесени на хлебе.
Условия опыта | Дни | |||||||||
13.02 | 14.02 | 15.02 | 16.02 | 17.02 | 18.02 | 19.02 | 20.02 | 21.02 | 22.02 | |
Влажные условия при комнатной температуре | - | - | - | + (Белый и красный налёт) | + | + | + | + (Спо ро обра зова ние) | + | + |
Сухие условия при комнатной температуре | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
При низкой температуре | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Во влажной среде при комнатной температуре на хлебе уже на 4-й день появился белый налет, а на 8-йдень появилось черное пятно - со спорами. Хлеб, оставленный на столе в сухой среде, засох через 5 дней и не покрылся плесенью. Хлеб, оставленный в холодильнике, также не покрылся плесенью за время проведения наблюдений (Приложение 3)
Далее приготовила микроскоп и препарат из мукора для наблюдения. Увидеть спорангии мукора в виде шариков удалось с первой попытки. В микроскоп увидела чёрные головки со спорами (Приложение 4)
Отсюда вывод: для активного прорастания плесени необходимы сахар и влага. По-видимому, это и есть пища самой плесени. Кипячение убивает споры плесени. Хранение продуктов в холодильнике также может предотвратить прорастание плесени. Сушка продуктов также может спасти их от воздействия плесневых грибков.
Я смогла раскрыть тайну рождения плесени и многое узнала о нём. Плесень растёт намного быстрее во влажной, тёплой среде и замкнутом пространстве. Его можно вырастить за 3-4 дня при соблюдении условий.
Заключение
Год от года мир становится все более беззащитным перед микроорганизмами и плесневыми грибками. Невидимые для человеческого глаза, они способны серьезно истощить население планеты. И в то же время мир без плесени погибнет. Присутствие плесени подтверждает, что наш мир все еще жив. Наш мир был создан идеально. В нем нет ни одной лишней вещи. Все имеет смысл, все связано в бесконечно сложную и бесконечно прекрасную картину мироздания, где каждый элемент играет особую роль.
В процессе исследования я узнала, что такое плесневые грибы. Я узнала о свойствах, строении, размножении плесневых грибов; о их применении в различных сферах жизни.
Таким образом, цель моей работы достигнута и поставленные задачи выполнены. Эксперимент показал, что плесень можно вырастить самой в домашних условиях. Моя гипотеза о том, что для роста плесени необходимо создать благоприятные условия - подтвердилась.
Мне понравилось выращивать этот опасный гриб. Выращенная мною плесень, оказался очень забавным и привлекательным, а микроскоп помог мне сделать первый шаг в удивительный мир плесневых грибов.
Продуктом своей работы считаю рекомендации по борьбе с плесенью, систематизацию знаний о ней с целью распространения полученных знаний среди одноклассников. Опираясь на результаты исследования, мы можем дать рекомендации по сохранению продуктов питания (Приложение 5).
Поднятая тема обширна и подлежит более глубокому изучению. Используя полученные знания, я попробую вырастить нескольких видов плесени на различных продуктах питания.
Список использованной литературы
Интернет-ресурсы:
Приложение 1
Приложение 2
а) морс земляничный б) Сок (яблочный)
в) несладкий чай г) сладкий чай
Приложение 3
а) на 4-й день во влажных условиях б) спорообразование
в) комнатная температура, г) хлеб из холодильника
хлеб оставленный на столе
Приложение 4
Работа с микроскопом
Приложение 5
Рисуем лошадь акварелью
Можно от Солнца уйти...
Лупленый бочок
Неньютоновская жидкость
Рисуем подснежники гуашью