Зимы в нашем районе очень суровые и долгие. Вдоль автомобильных дорог в снегу за это время накапливается большое количество различных веществ, поступающих с выхлопными газами автотранспорта. Вместе с талой водой они всасываются из почвы растениями, которые быстро растут и развиваются за короткий весенне-летний период. На территории нашего поселка находятся 2 котельные , большое количество личного автотранспорта ,а так же многие дома обогреваются за счет печного отопления.Мы решили провести анализ талой воды и определить в какой степени состав воздуха и окружающая среда оказывают влияние на качество снега.Так как в непосредственной близости к автодороге, на школьной территории находится пришкольный садовый участок мы задумались, насколько токсичным может оказаться снег на нашем пришкольном участке, который при таянии попадет в почву.Отличаются ли физико-химические показатели снега в пришкольной зоне и придорожной, где особо интенсивные выбросы выхлопных газов автотранспорта.
Если наша гипотеза подтвердится, встанет острый вопрос о защите будущего урожая пришкольного участка от вредных выбросов автотранспорта
Вложение | Размер |
---|---|
zamaratskiyn.2023.ppt | 1.96 МБ |
Слайд 1
Региональный конкурс проектов школьников и студентов СПО «Юность. Проект. Перспектива!» «Исследование осадков в виде снега» Исследовательская работа по химии Работу выполнил: Замарацкий Никита Евгеньевич, ученик 10 класса, МБОУ «Усть-Удинской СОШ №2» Руководитель: Н.Г. Щукина, учитель химииСлайд 2
Актуальность работы, противоречия Зимы в нашем районе очень суровые и долгие. Вдоль автомобильных дорог в снегу за это время накапливается большое количество различных веществ, поступающих с выхлопными газами автотранспорта. Вместе с талой водой они всасываются из почвы растениями, которые быстро растут и развиваются за короткий весенне-летний период. На территории нашего поселка находятся 2 котельные , большое количество личного автотранспорта ,а так же многие дома обогреваются за счет печного отопления. Мы решили провести анализ талой воды и определить в какой степени состав воздуха и окружающая среда оказывают влияние на качество снега.
Слайд 3
Проблема (проблемный вопрос) Так как в непосредственной близости к автодороге, на школьной территории находится пришкольный садовый участок мы задумались, насколько токсичным может оказаться снег на нашем пришкольном участке, который при таянии попадет в почву.
Слайд 4
Гипотеза для исследовательского проекта и предполагаемый практический эффект Отличаются ли физико-химические показатели снега в пришкольной зоне и придорожной, где особо интенсивные выбросы выхлопных газов автотранспорта. Если наша гипотеза подтвердится, встанет острый вопрос о защите будущего урожая пришкольного участка от вредных выбросов автотранспорта
Слайд 5
Предлагаемое решение Провести эксперименты со снегом и выяснить его параметры в различных условиях : 1. Собрать материал для исследования. 2. Научиться проводить эксперименты с помощью мультидатчика «Архимед». 3. Провести исследование: выяснить кислотность, электропроводность, наличие загрязнений. 4. Выяснить как загрязнение снега влияет на его параметры. 5. Обратить внимание общественности на проблему экологии. 6. Предложить способы сохранения окружающей среды.
Слайд 6
Результат проекта Для анализа снежного покрова мы взяли 2 пробы: I проба- двор школы. II проба- придорожная. Перед началом мы измерили толщину снежного покрова. Различие в высоте снежного покрова оказалось колоссальным. В школьной зоне 23 см, а в придорожной 8см. Далее мы растопили снег с помощью спиртовки и поместили получившиеся образцы в мерные стаканы, пронумеровав их. Дальнейшие исследования проводились с помощью мультидатчика цифровой лаборатории «Архимед».
Слайд 7
Результат проекта По итогам всех замеров мы можем сказать следующее: 1.Температура растаявшего снега выше в пробе I (у школы). 2 . С помощью удельной электропроводности талого снега можно оценить общую минерализацию раствора. В наших образцах она составила (см.таблицу). Согласно классификации природных вод по величине общей минерализации, соответственно: 0,2-0,5-пресные 0,5-1,0- с относительно повышенной минерализацией 1-3 - солоноватые. В нашем случае : проба у школы-солоноватая, проба у дороги- пресная. Результаты измерения электропроводности растворов, мкСм/см Проба Удельная электропроводность (УЭП), мкСм/см Расчетная минерализация, мг/дм3 (Р = 0.64) I (школьн. двор) 3,2 2,048 II (у дороги) 0,4 0,26 Рассчет содержания солей в воде (минерализация) по формуле : Содержание солей (мг/л) = УЭП (мкСм/см) ∙ 0,64
Слайд 8
Результат проекта 3. Кислотность (измерение с помощью мультидатчика). Для удобства выражения реакции среды водных растворов был введен специальный термин, который назвали водородным показателем (рН). рН – отрицательный десятичный логарифм молярной концентрации ионов водорода: рН = - lg [H+]. В нейтральной среде рН = 7 ; В кислой среде рН < 7 ; В щелочной среде pH > 7 ; проба I (школьный двор)- нейтральная; проба II(у дороги)- кислая. I проба 6,3 II проба 5,3 Показания кислотности :
Слайд 9
Результат проекта Пробы снега Сульфаты Хлориды Тяжёлые металлы № 1, школа нет следы следы № 2, дорога есть есть очень слабо есть Анализ снега на присутствие химических веществ 4.Сульфаты обнаружены в пробе у дороги. 5 . В обоих пробах есть хлориды. Не смотря на то, что наши дороги не посыпают солью, источники хлора в атмосферном воздухе- котельные и автомашины. 6. В пробе II были обнаружены катионы тяжёлых металлов . Минимальная концентрация зафиксирована в пробе у школы. Тяжёлые металлы поступают в снег из выхлопных газов, а у школы движение автотранспорта очень активное.
Слайд 10
Результат проекта Проанализировав пробы снега мы сделали выводы: Снег у школы достаточно чистый. Вдоль дорожных магистралей в снегу за зиму накапливается большое количество свинца. На расстоянии 200 метров от автодорог в снегу свинца гораздо меньше. В целом экологическая обстановка в зоне школы –благоприятная для выращивания сельскохозяйственной продукции на школьном огороде
Слайд 11
Практическая значимость результата проекта Наша работа имеет практическую значимость, так как позволила оценить степень загрязненности окружающей школьную территорию среды, поможет скорректировать проектный план разработки школьного огорода(в настоящее время идет его модернизация).Все это защитит будущие посевы от засорения их вредными веществами и сделает выращиваемую продукцию экологически чистой и безопасной для школьников .
Слайд 12
Используемые ресурсы 1.Малов Р. В. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды. М.: Транспорт, 1988г . 2.Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек.- М.:ФАИР-ПРЕСС, 2005г. 736с. 3.Протасов В. Ф., Молчанов А. В.. Экология, здоровье и природопользование в России. – М.: Финансы и статистика, 1995г. 4.Экология, охрана природы и экологическая безопасность. Учебное пособие в 2-х книгах под ред. проф. Данилова-Данильяна В. И. М.: МНЭПУ,1997г. 5. https://uda2.irkutschool.ru/?section_id=107
Слайд 13
Методы решения проблемы Проекта и обоснование их использования Теоретический: -Изучение литературы. -Изучение материалов интернет-сайтов. Экспериментальный: -Отбор пробы снега. -Подготовка талой воды к анализу. -Проведение анализов. Эмпирический: -Наблюдения -Описание -Объяснение результатов исследования
Слайд 14
Прогнозирование рисков и определение способов действий для их устранения Опираясь на результаты и проанализировав выводы, мы разработали следующие рекомендации: Высадить вдоль ограды школы со стороны автодороги растения, устойчивые к загрязнению окружающей среды, для ограничения попадания вредных веществ выхлопных газов в воздух пришкольной территории. Для нашего поселка наиболее доступными породами деревьев являются клены, ели и кустарник -акация. Не осуществлять прогулки с детьми (особенно грудного возраста) вдоль улицы, по которой движется большая масса автомобилей поселка; Прогулки с маленькими детьми лучше осуществлять внутри домов, которые защищают внутридворовые территории от загрязнений автомобильного транспорта или в лесопарковой зоне.
Слайд 15
Сфера и перспективы применения результатов проекта Тема экологии является актуальной в современное время, поскольку люди не осознают масштабы загрязнения земли, на которой мы живем. От решения экологических проблем зависит дальнейшее развитие цивилизации, ведь именно молодое поколение должно позаботиться о природе и сохранить ее для себя и своих детей. Мы приобрели опыт написания проектно-исследовательской работы, научились проводить измерения с помощью мультидатчика лаборатории «Архимед». И смогли осуществить практически качественные реакции на различные загрязнители. В процессе разработки рекомендаций узнали много полезной информации по защите окружающей среды, которую планируем использовать в дальнейшей просветительской работе.
Простые летающие модели из бумаги
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Весёлая кукушка
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Иван Васильевич меняет профессию