Реферат
Вложение | Размер |
---|---|
referat_sotsializatsiya_podrostkov_timina_v.s._8_a.docx | 36.18 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №40
Конкурс рефератов «Путь к успеху»
Реферат
Предмет: обществознание
Тема: «Социализация подростков»
Выполнила:
ученица 8 «А» класса
Тимина Валерия Сергеевна
Научный руководитель:
Морозова Анна Михайловна,
учитель истории и обществознания
Тверь, 2022 год
План
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие социализации, ее виды, агенты социализации………..4
Глава 2. Этапы социализации……………………………………………...6
Глава 3. Научные теории о социализации………………………………...8
Глава 4. Социализация подростков в современном мире………………..10
Заключение………………………………………………………………….12
Библиографический список………………………………………………..13
ВВЕДЕНИЕ
На уроках обществознания я познакомилась с темой социализации, которая вызвала у меня большой интерес и желание еще больше узнать об этом процессе. Это и стало целью написания моего реферата.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
Эту тему я считаю актуальной, ведь сейчас, в подростковом возрасте, в коем нахожусь я и мои одноклассники, активно формируется личность, и процесс социализации на данном этапе имеет свои особенности. Об этом стоит знать больше, рассмотреть все тонкости этого процесса, чтобы избежать ненужных проблем мне и моим сверстникам.
Я изучила переводы без возможных неточностей оригинальных текстов авторов. Это работы американских психологов Джорджа Мида «Сознание, самость и общество»[1], Чарльза Кули «Социологическая теория и социальное исследование»[2] и английского психолога Эрика Эриксона «Детство и общество»[3]. Все авторы сходятся во мнении, что процесс социализации сложен. Человек не может существовать без общества, но в обществе нужно еще научиться быть.
Работа состоит из введения, четырех глав, которые раскрывают данную тему, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ЕЕ ВИДЫ, АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Изучая социализацию, нельзя не разобраться с самим понятием. Согласно энциклопедическому словарю — это «процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве равноправного члена общества».[4]
Социализацию можно разделить на первичную и вторичную, у каждой из которой есть свои агенты социализации. Агентами социализации называют каналы, с помощью которых происходит сам процесс социализации.
К первичным агентам относят близкое окружение. С ним подросток проводит большую часть своего времени, и именно они закладывают первоначальные моральные нормы. К ним относятся семья, школа, друзья, тренера. Каждый из "агентов", или институтов, как их также называют, по-разному влияет на человека. Семья является важнейшим из них. В ней ребёнок проводит значительную часть времени, получает заботу, любовь от родителей или других членов семьи и, что самое главное, именно в семье у него формируется первичная социальная сущность.
Родители во многом определяют, каким будет ребёнок в возрасте до перехода практически полностью в самостоятельную жизнь, его социальный статус, культурный уровень. Не менее значимо именно в подростковом возрасте и влияние школы. В ней подросток впервые видит социальную несправедливость, получает для себя знания, необходимые в будущем, наблюдает за поведением и конфликтами людей. В школе так же, как и в семье, закладываются моральные ценности. В это же время у индивида появляются новые, постоянные друзья, с которыми он будет общаться девять или одиннадцать лет, а возможно и больше.
Находясь в обществе своих ровесников, подросток часто может оставаться «ребёнком», избегая самостоятельности, но в то же время, это помогает ему более плавно перейти в самостоятельную жизнь. Ведь в компании друзей или знакомых подросток учиться выражать своё мнение, «выбирать» своё близкое окружение и т.д.
В настоящее время, когда есть своеобразный культ на здоровый образ жизни или, как его называют – ЗОЖ, популярен и спорт, который тоже стал агентом социализации. Спорт оказывает относительно положительное влияние на индивида, ведь он формирует в подростках сильные морально-волевые качества, упорство, предотвращает возможное употребление спиртного и сигарет, и часто люди, занимающиеся спортом, - сильные и телом, и духом.
К агентам вторичной социализации относят формальное окружение человека: администрация школы, вузы, армия, работа и т.д. Эти агенты оказывают большее влияние в возрасте после 18 лет, ведь индивид становится более самостоятелен и его чаще окружают эти социальные институты.
Отдельно можно сказать о СМИ. Нет единого мнения к каким, первичным или вторичным они относятся, ведь сейчас, в век информационных технологий, СМИ оказывают значительное влияние на формирование личности человека.
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Различные ученые предлагают свои теории этапов социализации, но одной из самых популярных теорий является теория английского социолога Эрика Эриксона. Он основал теорию о 8 этапах социализации. Первый – от рождения до года. На этом этапе у ребёнка формируется доверие или недоверие к обществу через отношение матери к нему. Если мама не стремится показать ребёнку то, что общество вокруг него надёжно и безопасно, то в будущем у него, возможно, не будет таких качеств, как надежда и оптимизм, что может сыграть не лучшее влияние на жизнь в целом.
Следом идет период раннего детства. В нем у ребёнка формируются самоконтроль и воля или, наоборот, слабоволие, в зависимости от воспитания его родителями. Если они будут давать ребёнку возможность делать всё больше вещей самостоятельно, то ребёнок скорее всего вырастет личностью с высоким самоконтролем и силой воли.
Далее этап, называемый возрастом игры или дошкольным. В нем ребёнок от 3 до 6 лет хочет обучаться всё большему количеству новых навыков. При этом если близкие чрезмерно контролируют и ограничивают право выбора ребёнка, то у него возникнет чувство вины и в дальнейшем он будет излишне пассивен и мало способен к продуктивному труду.
Четвёртый этап — это школьный возраст, который длится с 6 до 12 лет. На этом этапе школьник стремится всё больше развиваться и узнавать новое, мастерить и рукодельничать, в нём закладываются нормы социальной дисциплины. Если на этом этапе близкие не будут поощрять действия школьника в какой-либо, выбранной им отрасли или сфере деятельности, то в дальнейшем у него может возникнуть чувство неполноценности.
Пятый – юность или подростковый возраст. Этот этап начинается в возрасте около 12 лет и заканчивается в районе 20. В этот период подросток сталкивается с размышлениями о разных, волнующих его вопросах в «эго-единичности» (термин самого Эриксона, который означает целостность личности).[5] Здесь уже происходит внутренняя борьба между желаниями быть независимым от общества и зависимым от близких ему людей или свободным от ответственности за свою «взрослость». Если подросток будет излишне недоволен общепринятыми мерами, то в будущем у него может возникнуть чувство неопределённости, что приведёт к большим проблемам с определением своей профессии. Если же наоборот, подросток будет идентифицировать себя со стереотипными героями, то это подавит его развитие идентичности.
Следом молодость. Это шестая стадия, которая длится с 20 до 25 лет. В этот период начинаются любовные отношения, которые зависят от предыдущих этапов. Эриксон считал, что любовь и близость – это очень необходимые и важные вещи. В этот период возникает конфликт между любовными отношениями и избеганием их. Если «выигрывают» последние, то человек рискует изолироваться от общества и обрести чувство одиночества.[6]
Зрелость, седьмая стадия, приходится на возраст с 26 до 64 лет. В этот период человек выбирает между продуктивность и инертностью. Жизнь стала уже более устойчива, чем на предыдущем этапе. Выбирая продуктивность, человек заботится о подрастающем поколении, а выбирая инертность, только о себе.
Последняя стадия - старость. Она длится с 65 лет и до смерти. Перед человеком встает проблема цельности и безнадёжности. Человеку остаётся переосмыслять всю свою жизнь, ведь основная её часть позади. Кульминации достигает целостность в здоровом саморазвитии. Если же этой целостности человек не достиг, он желает прожить жизнь ещё раз, считая текущую очень короткой.
Но в целом, согласно определению, социализация может проходить не только в определённый возрастной период, но и в определённых группах.
ГЛАВА 3. НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ О СОЦИАЛИЗАЦИИ
Чтобы понять, как формируется наша личность, и как проходит процесс социализации, я изучила одну из самых интересных, по моему мнению, теорий, автором которой является американский психолог Дж. Мид.
Усматривая особенность человеческого сознания в способности использовать символы и жесты, Мид полагал, что человек может быть объектом для самого себя, будучи и субъектом. Психическую систему этого процесса Мид называет «я» и «меня». Как субъект «я» может оставаться самим собой, как объект, приняв отношение другого к самому себе. Посредниками этого процесса являются «значимые другие», т.е. мать, отец и другие близкие. Одна из ролей в процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и способности ребёнка, усваиваются роли сразу нескольких лиц.
На первой стадии развития (1-3 года) ребёнок просто примеряет на себя всевозможные роли. На второй стадии вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в «дочки-матери»). Критерием формирования зрелого «я» служит способность принять на себя роль «обобщённого другого» - с наступлением третьей стадии (от 4 лет и старше). Мид подчёркивал значение отношений со сверстниками для формирования самостоятельной и ответственной личности.
Джордж Мид в своей работе «Сознание, самость и общество» выдвигает теорию о том, что наша самость (или, как вариант перевода, наше «Я») формируется от представлений "обобщённого другого" о нас".
В своей работе он говорит: «Мы бессознательно обращаемся к себе так, как обращаются к нам другие», «Мы вызываем в другом нечто такое, что мы вызываем в себе самих».[7]
Далее Джордж рассуждает о том, что сознательно и бессознательно мы принимаем роли других людей. А также, если во время разговора мы даем себе установку, которая становится стимулом, то именно тогда мы можем называть это поведение осмысленным. И тогда отклик другого человека так же становится стимулом для контроля над его действиями. И тогда мы принимаем роль другого человека, чтобы воздействовать на него.
Автор приводит пример с различными играми, где, чтобы «удачно» выполнять свою роль, мы должны принять роль других игроков. В одно и то же время мы не держим в сознании все несколько других ролей, но в нужный момент мы видим отклики и действуем, все же обращая внимание на их. В целом, это означает, что наше поведение формируется на основе чужих мнений. Однако это мнение «обобщенного другого» (так Мид называл общество, которое нас окружает) придумываем мы сами на основе их действий (в том числе и речи) и наших установок о значении этих действий.
Теория Чарльза Кули также очень схожа с этим утверждением. Мид и Кули полагали, что «Я» не может существовать без общества, с чем я тоже согласна.
ГЛАВА 4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Разбираясь с теорией, нельзя забывать и про анализ процесса социализации в современном обществе. В настоящее время СМИ являются значимой частью в жизни любого человека, в том числе и подростка. Многие люди проводят достаточное время в интернет-пространстве, откуда у них появляются общие идеалы и ценности. СМИ – один из способов влияния на людей. В интернет-пространстве все сталкиваются с огромным количеством информации, в том числе и ложной. Поэтому в нашем сознании формируются иногда недостижимые идеалы и ценности, что возможно и не совсем важные. Однако с помощью социальных сетей у подростков могут совершенствоваться социальные навыки. Также в интернет-пространстве есть множество возможностей самореализации и саморазвития. Например, в соцсетях можно выставлять свои работы, получать критику и оценку любого творчества, находить сообщества по интересам, общаться с людьми, имеющих больший опыт в той или иной сфере, но с которыми легко общаться из-за небольшой разницы в возрасте. В интернете есть множество статей и книг для саморазвития и самосовершенствования. Это с какой-то стороны облегчает процесс социализации. Также с помощью СМИ подростки могут понять, что происходит в мире, это может сделать их социально ответственными гражданами.
Не менее важны и межличностные отношения подростков. В этот период они очень нуждаются в общении, ведь иногда от сверстников можно получить информацию, которую по каким-либо причинам индивид не узнал от родителей. Однако очень сильная потребность в общении может вызвать так называемое «стадное чувство», когда подростку необходимо находится в компании, чтобы каким-либо образом самоутвердиться, чувствовать эмоциональную связь или получить какую-либо новую для себя информацию. Вариантов очень много, ведь каждый находит что-то своё в общении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема социализации очень важна и актуальна в подростковом возрасте, ведь процесс становления личности на данном этапе происходит очень активно.
Многие психологи и социологи до сих пор хотят разгадать загадку, что же оказывает наибольшее влияние на личность при ее формировании. Создано огромное количество теорий, которые звучат правдоподобно и подкреплены исследованиями. Всё это говорит о том, что людям это было и будет интересно.
Социализация - сложный и многогранный процесс, и всем приходится ее проходить.
Для себя я узнала много нового и полезного. Мне показалось удивительным, что существует столько научных теорий по данной проблеме, еще больше ученых, изучающих ее. Мне было интересно знакомиться с мнением разных авторов.
Я узнала, что такое социализация, рассмотрела её виды.
Поняла, что существуют различные возрастные этапы социализации. Процесс становления личности невозможен без окружения – агентов.
Наиболее интересными мне показались две теории о социализации - Дж.
Мида и Ч. Кули.
Я проанализировала, как в настоящее время происходит этот процесс у подростков, и что оказывает наибольшее влияние на становление современной личности.
Хотелось бы надеяться, что моя работа окажется полезной для читателей, которые найдут в ней ответы на волнующие вопросы, касающиеся данной проблемы.
Библиографический список
1. Кули Ч. Социологическая теория и социальное исследование. Нью-Йорк, 1930, 343 с.
2. Мид Дж. Сознание, самость и общество. Нью-Йорк, 1934, 439 с.
3. Советский философский словарь. М., 1983, 840 с.
4. Эриксон Э. Детство и общество. Лондон, 1950, 445 с.
[1] Мид Дж. Сознание, самость и общество. Нью-Йорк, 1934, 439 с.
[2] Кули Ч. Социологическая теория и социальное исследование. Нью-Йорк, 1930, 343 с.
[3] Эриксон Э. Детство и общество. Лондон, 1950, 445 с.
[4] Советский философский словарь. М., 1983, с. 653
[5] Эриксон Э. Детство и общество. Лондон, 1950, с. 68
[6] Там же, с. 196
[7] Мид Дж. Сознание, самость и общество. Нью-Йорк, 1934, с. 158
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Фильм "Золушка"
О путнике
За еду птицы готовы собирать мусор