Роль подвижных и спортивных игр в формировании личности младшего школьника
Вложение | Размер |
---|---|
vkr_gogan_alisa.docx | 83.74 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Николаевский – на – Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Допустить к защите
Зам. директора по УПР
___________Боровик С.В
«_____» июня 2021 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Роль подвижных и спортивных игр в формировании личности
младшего школьника
Работу выполнил _________группа ФКо-41-С Гоган Алиса Александровна
Подпись Группа Ф.И.О.
Руководитель работы _________ Сидоров Дмитрий Сергеевич
Подпись Ф.И.О.
Рецензент __________ Кузнецов Владимир Ильич
Подпись Ф.И.О.
Нормоконтроль _________ Боровик Светлана Васильевна
Подпись Ф.И.О.
Николаевск - на - Амуре
2021
СОГЛАСОВАНО Председатель ПЦК___________ Протокол заседания ПЦК №5 «13» января 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УПР ___________Боровик С.В. «___»_____________2021г. |
для дипломной работы
обучающегося Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» Гоган Алисы Александровны очной формы обучения, 4 курса, группы ФКо-41-С.
Тема курсовой работы: «Роль подвижных и спортивных игр в формировании личности младшего школьника»
Исходные данные к дипломной работе: методические указания по выполнению и оформлению ВКР, нормативно-правовые источники РФ, материалы с преддипломной практики, учебники, научные журналы и статьи, справочные данные сети Internet – сайтов.
Перечень подлежащих разработке вопросов:
1 Роль подвижных и спортивных игр в формировании личности младшего школьника. Исторические предпосылки возникновения игр. Виды игр и их классификация. Характеристика подвижных и спортивных игр. Методика организации подвижных и спортивных игр с младшими школьниками
2 Организация игровой деятельности в воспитательной работе с младшими школьниками. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов. Методика организации подвижных и спортивных игр с младшими школьниками. Роль подвижных и спортивных игры в формировании личности младшего школьника
Перечень графического материала: по мере необходимости для раскрытия темы
Дата выдачи дипломного задания «13» января 2021 г.
Срок окончания выполнения работы «8» июня 2021 г.
Руководитель работы_______________Сидоров Д.С.
подпись
Подпись студента__________________Гоган А.А.
Подпись
ЛИСТ НОРМОКОНТРОЛЯ
Наименование документа дипломная работа
Фамилия разработчика Гоган Алиса Александровна
Тема работы «Роль подвижных и спортивных игр в формировании личности младшего школьника»
№ страницы документа | Заключение нормоконтролера | Отметка об устранении |
Нормоконтролер ____________ Боровик С. В.
подпись фамилия, инициалы
«_______» июня 2021 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….6
1 Роль подвижных и спортивных игры в формировании личности младшего школьника …………………………………………………………………….....…9
1.1 Исторические предпосылки возникновения игр…………………………...…9
1.2 Виды игр и их классификация…………………………………………....…..12
1.3 Характеристика подвижных и спортивных игр………………………….….17
1.4 Методика организации подвижных и спортивных игр с младшими школьниками ………………………………………………………………….…..18
2 Эмпирическое изучение физических качеств у учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………...…………..21
2.1 Организация и методика исследования……………………………….……..21
2.2 Анализ и интерпретация методов исследования ………………………..….24
2.3 Рекомендации для учителя физической культуры………………..……..….28
Заключение………………………………………………………………………..33
Список использованных источников…………………………………...……….35
Приложение 1………………………………………………………......…………37
Введение
За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья подрастающего поколения, в том числе и детей младшего школьного возраста. По распространенности хронических заболеваний у детей младшего школьного возрастает первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз и др.) Увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту. Растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, НА. Ноткиной, М.А. Правдовой, Ю. К. Чернышенко, В. И. Усакова почти половина детей младшего школьного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Скрытые, замаскированные детской живостью, подвижностью недомогания и заболевания сердечно - сосудистой системы, дыхательных путей, желудочно-кишечные очень часто являются не болезнью, а отклонением от нормального состояния здоровья.
Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания.
Младший школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения игры в процесс воспитания.
Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем, воздухе-то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких важных положительных качеств как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредотачиваться, находчивости и мужества, выносливости и др.
Однако разработка самих методов невозможна без знания характера развития основных физических качеств в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка. В то же время в недостаточной мере изучен вопрос развития двигательных способностей детей в процессе подвижных игр.
Игра - неотъемлемая часть развития ребёнка, главный плюс которой состоит в активной и самостоятельной деятельности ребёнка, при которой он проявляет свои способности и видит результат своих действий.
Следует знать, что любая игра, даже самая простая, развивает и формирует личность ребёнка. Игры, в психологическом развитии малыша, нельзя недооценивать. Игра - одно из самых важных средств на пути к познаниям окружающего мира. Во время игр у ребёнка улучшается настроение, обогащается его чувственный опыт, развивается образное мышление, речь и воображение, а также закладываются базовые знания творчества. [2, с.12]
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны, получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды.
Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.
Проблема «Роль подвижных игр в процессе физического воспитания младших школьников» является актуальной на сегодняшний день т.к. дети младшего школьного возраста мало времени уделяют занятиям физкультуры.
Цель исследования - изучить теоретические аспекты роли подвижных и спортивных игр в процессе физического воспитания младших школьников.
Объект исследования: процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: роль подвижных и спортивных игр в процессе физического воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие подвижной и спортивной игры как средства физического воспитания младших школьников.
2. Охарактеризовать методику организации и проведения подвижных и спортивных игр с младшими школьниками.
4. Определить, какова роль и значение подвижных игр в процессе физического воспитания младших школьников.
Гипотеза: возможно, применение дидактических игр с учетом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста будет способствовать развитию гармонично развитой личности.
При написании работы использовались следующие методы исследования: изучение, классификация, анализ и обобщение литературы по проблеме развития физических качеств у младших школьников.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что нами проанализирована методическая литература по проблеме развития физических качеств у младших школьников средствами подвижных игр.
Структура работы включает: введение, две главы теоретического характера, заключение, список использованных источников и приложение.
1 Роль подвижных и спортивных игр в формировании личности младшего школьника
1.1 Исторические предпосылки возникновения игр
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. В истории формирования педагогических систем игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не описывалась бы роль игры в развитии человека.
История происхождения игры уходит своими корнями в древность. Так в играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магическое действие.
В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе.
Таким образом, изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра – образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда и готовит молодое поколение к труду.
В создании советской теории игры особенно велика роль Н.К. Крупской. Она дала новое решение таким основным вопросам, как причины потребности ребенка в игре, ее сущность, связь игры с трудом, значение игры для всестороннего развития детей. Автор рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка: игра – способ познания, окружающего и в то же время средство укрепления физических сил ребенка, развития организаторских способностей, творчества, объединения детского коллектива.
Так же она выдвинула принципиально новое положение о детской игре как деятельности целенаправленной, сознательной, творческой: «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, приготовить обед и т. п. Процесс игры заключается в осуществлении поставленной цели; ребята вырабатывают план, выбирают средства осуществления его. По мере развития ребят, роста их сознательности сложнее становятся цели, четче планирование, мало-помалу игра переходит в общественную работу».
А.С. Макаренко писал: «Есть ещё один важный метод - игра. Считаем, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребёнка. В детском возрасте игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело. У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». Он высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Кроме того, по словам А.С. Макаренко, игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.
Необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребёнка, которые по преимуществу развиваются в игре.
При исследовании игры Д. Б. Эльконин выдвинул гипотезу, что мнимая ситуация, в которой ребёнок берёт на себя роли других людей и реализует типичные для них действия и отношения в особых игровых условиях, есть основная единица игры. Ученый повторяет мысль Дж. Селли о том, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-либо роли, и делает предположение, что именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. По мнению автора, содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность людей, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между.
Фактически через ролевую игру взрослые «выводят» ребёнка из «чисто» предметной деятельности в мир отношений. Внешне можно и не заметить большой разницы: ребёнок и раньше мыл куклу, кормил её. Но переход от предметной деятельности к ролевой игре заключается в том, что теперь действия ребёнка с предметами включены в новую систему отношений к действительности, в новую эмоционально-привлекательную деятельность. Благодаря этому они объективно приобретают новый смысл. Так, в развитии ребёнка благодаря ролевой игре появляются новые тенденции. Д. Б. Эльконин предполагает, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности.
Таким образом, в современной теории игры вопрос о ее происхождении является одним из главных. Как было показано большинство современных учёных объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определённом этапе развития общества. Современная отечественная теория игры базируется на положениях об её историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе
1.2 Виды игр и их классификация
Детство уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.
Игра - основной вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим.
Подвижные игры классифицируются по следующим признакам:
- по возрасту (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста или в соответствии с возрастной группой детского сада);
- по содержанию (от самых простых, элементарных до сложных с правилами и полуспортивных игр);
- по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием);
- по физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);
- по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками);
- по признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения);
- по сюжету (сюжетные и бессюжетные);
- по организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы);
- по подвижности (малой, средней и большой подвижности - интенсивности);
- по сезону (летние и зимние);
- по месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки; для местности, помещений);
- по способу организации играющих: командные и некомандные (с разделением на команды, игры-эстафеты; условия игр предполагают двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды; игры без разделения команды - каждый играющий действует самостоятельно в соответствии с правилами игр). [2, с. 68]
Исходя из данной классификации, можно выделить следующие игры: Творческая игра. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющей жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.
Строительно-конструктивные игры - разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем мире. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега). Все это дает основание считать такую деятельность одним из видов творческой игры.
Многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети принимают на себя роль строительных рабочих, которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шоферы, в перерыв рабочие обедают в столовой, после работы идут в театр и т.д. В процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения. Таким образом, в строительно-конструктивной игре происходит многогранное развитие умственной деятельности детей.
Две игры с готовым содержанием и правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.
2. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
- дидактическая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия - основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Подведение итогов - результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды - победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения.
Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка, а для взрослого - это способ обучения. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1) в играх с предметами (игрушками, природным материалом) используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач.
2) игры с природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи следы?», «От какого дерева лист?», «Разложи листья по убывающей величине» и т.д. В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
3) настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
3. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
4. Традиционные или народные игры. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие)
1.3 Характеристика подвижных и спортивных игр
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творчество, находчивость, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
Подвижные и спортивные игры относятся к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом.
Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.
Коллективные подвижные и спортивные игры — это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.
Индивидуальные (одиночные) подвижные и спортивные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.
Игры, подводящие к спортивной деятельности — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.
Спортивные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом. Подобные игры используются также учителями, ведущими внеклассную и внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками для организации их досуга.
1.4 Методика организации подвижных и спортивных игр с младшими школьниками
Методика проведения игры включает в себя подготовку к ее проведению, т.е. выбор игры и места для нее, разметку площадки, подготовку инвентаря, предварительный анализ игры.
Следующий этап - организация играющих, включающая их расположение и местоположение руководителя игры, объяснение игры, выделение водящих, распределение на команды и выбор капитанов, выбор помощников. Руководство процессом игры включает в себя наблюдение за ходом игры и поведением играющих, судейство, дозировку нагрузки, окончание игры.
Подведение итогов как методический этап: объявление результатов, релаксация, подведение итогов игры и ее оценка.
Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога.
При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры - это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.
В подвижных играх детей младшего школьного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3-4), роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты. [2, с.167]
Сбор детей на игру. Старшие дошкольники любят и умеют играть. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять - всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.
Выбор игры. Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего к программе. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.
Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.
Создание интереса к игре. На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. [2, с. 89]
Объяснение правил. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям.
Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Дети 7-10 лет очень активны, и все в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.
Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения, нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил. Руководство игрой. Педагог руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов.
Но иногда учитель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей, поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме. [7, с. 77]
Подведение итога. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры. Итог игры должен быть оптимистичным и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.
2 Эмпирическое изучение развития морально-волевых качеств младших школьников
2.1 Организация и методика исследования
Исследование проходило на базе КГКОУ школа № 5. В исследовании принимали участие 13 обучающихся.
В качестве испытуемых выступали дети 1а класса, младшего школьного возраста.
Организация эксперимента проходила по следующей схеме: предварительное тестирование — проведение экспериментальных уроков и контрольное тестирование — уроки по программе физического воспитания.
Цель исследования: изучение поли подвижных и спортивных игр в развитии физических качеств младших школьников.
Задачи исследования:
- Изучить научно-методическую литературу;
- Разработать экспериментальную методику развития физических качеств детей младшего школьного возраста;
- Определить эффективность экспериментальной методики по развитию физических качеств детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
- Анализ научного-методической литературы;
- Тестирование физической подготовленности;
- Педагогический эксперимент;
Методы математической статистики;
Анализ литературных источников.
Ознакомившись и проработав литературу по подвижным играм, мы сделали вывод, что материалов по подвижным играм для всех возрастных групп очень много и они достаточно разнообразны, начиная ОРУ (имитационных) для младших классов, проводимые игровым способом и заканчивая сложными подвижными играми, развивающие сложные технические и тактические возможности учеников. Также мы сделали вывод, что для более быстрого и успешного развития физических качеств у учащихся необходимо использовать более расширенную программу подвижных игр. Т.к. подвижные игры на уроках физической культуры являются важным условием комплексного совершенствования двигательных навыков, физического развития, укрепления здоровья.
Первый этап исследования (7 апреля – 10 апреля) – на первом этапе исследования проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза.
Второй этап исследования (12 апреля – 16 апреля) - проводились занятия по физической культуре, на них проводилось тестирование уровня физической подготовленности по контрольным испытаниям, предусмотренным программой физического воспитания в школе для учащихся 1-х классов.
На завершающем этапе этого исследования было проведено тестирование развития физических качеств детей младшего школьного возраста. На основании педагогических наблюдений нами были отобраны и сгруппированы подвижные игры по преимущественному воздействию на те или иные двигательные качества (скоростно-силовые, быстроты, гибкости, координации, ловкости).
Нами были собраны игры для формирования физических качеств (таблица 1)
Таблица 1
Подвижные игры на развитие двигательных качеств
На выносливость | Скоростно - силовые | На быстроту и ловкость | На координацию движений | Комплексные |
Мяч от стены | Создавай круг | Кормление птиц | Загони шайбу | Карась |
Опасная прогулка | Отними ленту! | Угадай погоду | Бросай первым | Карусели |
Прыжок за прыжком | Кто больше осилит! | Кому, что надо | Попади в цель | Конек - горбунок |
Догони! | Помоги, друг! | Чего не бывает | Два капитана | Нора лисы |
Кто быстрее! | Создавай пару! | Угадай, что это | Кто первый | Дровосек |
Регулировщик | Будь готов! | Кузнечики | Кто больше | Погреемся |
Колобок | Салки в круге | Хитрый лес | Попади в корзину | Радуга Силач |
Казаки - разбойники | Лабиринт | Снегири | Мяч водящему | Пружинка |
Кто найдет | Борьба за мячами | Кто быстрее | Мячи в корзину | Лестница |
Кит | Занимай место! | Лучший снайпер | Прогулка с мячом | Стоп |
Гуси - лебеди | Гонка мячей | Лишний в кругу | С горки вниз | Горячий мяч |
Заблудились | Передачи по кругу | Партизаны | Лови комара | Большие - маленькие |
Охота за мячом | Передачи мяча | Картошка | Медведь | Ель, елка, елочка |
Использование подвижных игр предусматривало включение игры в любые физические упражнения. Подвижные игры подбирались с учетом возраста, интереса, функциональных возможностей, уровня физической подготовленности учащихся.
Использование подвижных игр предусматривало включение игры в любые физические упражнения. Подвижные игры подбирались с учетом возраста, интереса, функциональных возможностей, уровня физической подготовленности учащихся.
На завершающем этапе, обучающимся, были предложены контрольные испытания, по выявлению физических качеств в результате сдачи нормативов по:
1) сгибание-разгибание рук в упоре лежа;
2) прыжок с места в длину;
3) челночный бег 3 х 10 м;
4) Бег 30м;
5) Бег 1000 м.
Все измерения и тесты, проводимые в рамках определения физического развития и уровня развития физических качеств.
2.2 Анализ и интерпретация методов исследования
Затем был проведен анализ и обобщение полученных результатов исследования с целью обоснования эффективности занятий с подвижными играми различной направленности у учащихся младших классов.
На завершающем этапе исследования нами проводилось тестирование уровня физической подготовленности по контрольным испытаниям, предусмотренным программой физического воспитания в школе для учащихся начальных классов. Была использована диагностика выявления физических качеств в результате сдачи нормативов по: сгибание-разгибание рук в упоре лежа, прыжок с места в длину, челночный бег 3 х 10 м, бег 30м, Бег 1000 м.
Результаты оценивались, опираясь на Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.10. 2013 г. №13-51- 263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся» (Приложение 1).
Проведя и обработав протоколы тестирования, мы свели показатели в общую таблицу 2.
Имя, фамилия ребенка | Скоростно-силовые качества | Сила | Быстрота | Выносливость | |
Прыжок в длину с места | Сгибание-разгибание рук | Челночный бег 3*10 | Бег 30м | Бег 1000 метров | |
20.04 | 21.04 | 22.04 | 23.04 | 24.04 | |
Алиана А. | 140 | 15 | 11,1 | 6,0 | 5:56 |
Павел К. | 132 | 15 | 10,8 | 5,7 | 5:31 |
Семён Г. | 141 | 19 | 9.9 | 5,8 | 4:31 |
Артём Л. | 147 | 20 | 11.0 | 5,4 | 5:10 |
Светлана И. | 134 | 17 | 11,4 | 6,1 | 6:20 |
Дмитрий О. | 146 | 15 | 9,7 | 5,4 | 5:23 |
Милана К. | 145 | 13 | 11.6 | 6,1 | 6:33 |
Богдан П. | 152 | 13 | 10.5 | 5,6 | 5:34 |
Екатерина п. | 150 | 12 | 11.0 | 6,2 | 5:59 |
Юсиф Х. | 146 | 10 | 11,3 | 5,7 | 5:43 |
Ульна С. | 116 | 16 | 12,2 | 6,2 | 6:44 |
Роман Ш. | 150 | 15 | 10,2 | 5,5 | 5:05 |
Анна Т. | 136 | 15 | 10,8 | 6,4 | 5:46 |
Следующим этапом работы нам необходимо было определить качество сдачи нормативов обучающимися, т.е. определить, кто из детей выполнил задание на «отлично», на «хорошо», на «удовлетворительно.
Отметке соответствует уровень сформированности физических качеств учащихся:
- «Отлично» - высокий уровень.
- «Хорошо» - средний уровень.
- «Удовлетворительно» - низкий уровень.
Показатели уровня физической подготовленности младших школьников мы отразили в таблице 3.
Таблица 3- Показатели уровня сформированности физических качеств младших школьников
Имя, фамилия ребенка | Скоростно-силовые качества | Сила | Быстрота | Выносливость | Средний показатель | |
Прыжок в длину с места | Сгибание-разгибание рук | Челночный бег 3*10 | Бег 30 м | Бег 1000 метров | ||
Алиана А. | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
Павел К. | Низкий | Средний | Средний | Средний | Низкий | Средний |
Семён Г. | Средний | Высокий | Высокий | Средний | Низкий | Средний |
Артём Л. | Средний | Высокий | Средний | Высокий | Высокий | Высокий |
Светлана И. | Средний | Высокий | Средний | Средний | Низкий | Средний |
Дмитрий О. | Средний | Средний | Средний | Высокий | Низкий | Средний |
Милана К. | Средний | Средний | Средний | Средний | Низкий | Средний |
Богдан П. | Средний | Средний | Средний | Средний | Низкий | Средний |
Екатерина п. | Низкий | Средний | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий |
Юсиф Х. | Средний | Высокий | Средний | Средний | Низкий | Средний |
Ульна С. | Средний | Высокий | Низкий | Низкий | Низкий | Средний |
Роман Ш. | Средний | Высокий | Высокий | Средний | Низкий | Средний |
Анна Т. | Средний | Высокий | Низкий | Низкий | Низкий | Средний |
Общий уровень сформированности физических качеств младших школьников отражен в процентном соотношение в таблице 3.
Таблица 4 - Показатели уровня сформированности физических качеств у младших школьников в %
Уровень развития | Количество детей | Количество детей в % |
Высокий уровень | 1 чел. | 8 % |
Средний уровень | 11 человек | 85 % |
Низкий уровень | 1 человека | 8 % |
Анализ результатов исследования показывает, что 1 обучающихся (что составляет 8 % испытуемых) имеют высокий уровень физической подготовленности; 11 обучающихся (84 %) – средний уровень и 1 ребенка (8 %) – низкий уровень.
Показатели уровня сформированности физических качеств у младших школьников наглядно показаны в рисунке 1.
Диаграмма
Рисунок 1 – Уровни сформированности физических качеств
у младших школьников
Прирост представленных показателей развитие физических качеств и физической подготовленности за время проведения основного исследования, следует рассматривать в отдельности каждого ученика и целью получения более полной информации о полученных результатов исследования. Что нами было сделано и результаты отражены в рисунке 1.
Физическая подготовленность учащихся претерпела определенные изменения в зависимости от используемых упражнений и методов воздействия в занятиях подвижными играми. На протяжении всего исследования, изменения изучаемых показателей у детей экспериментальной группы имели положительную динамику.
Таким образом, следует отметить положительное влияние занятий подвижными и спортивными играми на развитие физических качеств детей.
2.3 Рекомендации для молодых учителей физической культуры
Подвижная игра – одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это прежде всего двигаться, действовать. Игры с одной стороны должны быть подвижными, с другой – вызывать живой интерес, развивать смекалку и сообразительность. И, самое главное, во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость. В подвижной игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, бросании-ловле, увёртывании и других.
Характер движений, выполняемых ребёнком в подвижной игре и в условиях прямого задания, существенно различается. Так, например, в драматизированной игре в спортсмена не только увеличивалась эффективность прыжка, но и изменялся сам характер движения – в нём значительно рельефнее выделялась подготовительная фаза или фаза своеобразного старта.
Список подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств:
Быстрота | Гибкость | Ловкость | Сила |
Солнышко и дождик | Достань погремушку | Проползи по бревну | Зайка беленький сидит |
Мы разработали рекомендации игр для формирования физических качеств:
«Переправа по узким жердям».
Основная цель: развитие ловкости, вестибулярного аппарата, внимания и расчетливости. Используется в качестве подводящего упражнения для учебной работы на гимнастическом бревне.
Организация. Ребята делятся на две равные команды, строятся в колонну по одному за общей стартовой линией. Расстояние между колоннами – 3 м. Через 10 м перед каждой колонной вдоль устанавливают по две перевернутые гимнастические скамейки (параллельно и вплотную друг к другу), символизирующие походную переправу по узким жердям через воображаемую речку.
Проведение. По стартовому сигналу каждая команда, взявшись за руки, подбегает к своей «переправе» и начинает переходить «речку» по узким граням перевернутых скамеек - цепочкой, не отпуская рук соседей. Выигрывает та команда, члены которой быстрее совершат «переправу», не теряя равновесия и не разрывая групповой цепочки.
«Встреча на скамейке».
Основная цель: развитие устойчивости, ловкости и расчетливости.
Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий на гимнастическом бревне.
Организация. По стартовому сигналу направляющие игроки противостоящих колонн выходят с разных сторон на скамейку и, сойдясь на ее середине, толчками ладони в ладонь соперника стремятся вывести его из равновесия и столкнуть со скамейки. Игрок, добившийся этого, приносит своей команде выигрышное очко и сходит со скамейки победителем. Затем в игровое единоборство вступает следующая пара противостоящих участников, за ней - третья и так далее до последней. Выигрывает та команда, игроки которой наберут наибольшее количество очков.
«Скалолазы».
Основная цель: развитие ловкости, быстроты, силы и решительности. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий лазания по канату.
Организация. Дети делятся на команды по 5 человек, строящиеся в колонны по одному за общей стартовой линией, проведенной в 8м напротив стены с гимнастическими лестницами (для страховки обложенными матами). Направляющим игрокам каждой колонны раздается по командному флагу разного цвета (лента длинной 40 и шириной 15см).
Проведение. По стартовому сигналу первые игроки колонн бегут к своей лестнице, взбираются на ее вершину и на последней перекладине с правой стороны, вешают флаг своей команды, после чего спускаются вниз бегут обратно, касанием руки дают старт следующему игроку своей колонны, а сами становятся в ее конец. Следующий игрок должен снять флаг своей команды и передать его очередному игроку, задача которого – опять повесить флаг на вершине и т.д. побеждает та команда, последний участник которой раньше выполнит игровое задание и, возвратившись на свое место в колонне, поднимет командный флаг над головой.
«Ловля кузнечиков».
Основная цель: развитие силы, быстроты ловкости и внимания. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с опорными прыжками.
Организация. На дистанции 10.12м отмечают стартовую и финишную линии. В 1,5м перед стартовой линией размечают вторую такую же. Одна из двух команд становится за стартовой линией и принимает упор присев с опорой на руки, выставленные немного вперед. В 1,5м перед ними такое же положение принимают игроки другой команды.
Проведение. По сигналу педагога все участники начинают прыжки вперед «кузнечиком», отталкиваясь руками и ногами. Задача задних игроков - Догнать и касанием руки осалить как модно дольше «кузнечиков» передней команды, пока те не достигли финишной линии. А задача передних – как можно быстрее ускакать и не дать себя осалить до финиша. Участники, прыгающие без опоры руками, выбывают из игры. Затем обе команды снова возвращаются на старт, меняются местами и ролями, и игра повторяется еще раз. Выигрывает команда, поймавшая большее количество «кузнечиков»
«Петушиный бой».
Основная цель: развитие силы, ловкости, внимания и сообразительности.
Организация. Все дети разбиваются на пары. По сигналу все участники сгибают левую ногу и хватают ее левой ладонью за стопу, оставаясь стоять на одной правой ноге, а правую руку сгибают в локте и закладывают за спину. Из этого исходного положения соперники в каждой противостоящей пары начинают толкать друг друга, передвигаясь скачками на правой ноге и используя хитроумные обманные движения до тех пор, пока один из них не заставит противника опереться на правую ногу. Импровизированный бой повторяется несколько раз, с поочередной сменой опорной ноги.
«Тачка».
Основная цель: развитие силы рук, быстроты и внимания.
Организация. Все дети встают парами. Расстояние между ними не менее 3-х метров. В 6 метрах перед ними ставится поворотный флажок.
Проведение. По сигналу педагога первые номера, приняв упор лежа, ноги врозь, изображают собой тачку, а вторые номера, взяв их за голени, как можно быстрее бегут к повторному флажку своей колонны, огибают его налево и возвращаются назад к линии начала. Затем меняются ролями.
В эстафете главное - интересный этап, который надо преодолеть за наиболее короткое время, соблюдая все необходимые правила: передача эстафеты (палочка, предмет) партнеру: преодоление препятствий, выдумка, скорость. Например, бег на четвереньках, бег «задним ходом», бег прыжками на одной ноге, бег по - лягушачьи (руки вперед и на землю, прыжок ногами из положения на корточках), бег, вдвоем обнявшись и т.д.
По мере повышения интереса к занятиям по подвижным играм возрастает мышечная работоспособность, т.е. игра обеспечивает усиленный рост мышечной работоспособности. Игра помогает включить, сформировать и развить отдельные группы мышц. Наиболее сильные среди них – разгибание бедра и туловища.
«Удочка».
Дети образуют круг. В его центре учитель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Учитель вращает веревку с мешочком по кругу по самой земле, а дети подпрыгивают, стараясь не задеть веревку или мешочек. Тот, кто заденет, считается проигравшим.
«Не попадись».
Чертится круг. Все играющие располагаются за кругом. Выбирается водящий, который встает в центр круга. По сигналу учителя все дети прыгают в круг и из круга, а по мере приближения водящего стараются быстро прыгнуть обратно. Тот, кто не успел выпрыгнуть, и был осален в пределах круга, считается проигравшим, но продолжает участвовать в игре. Через 30-40 секунд игра останавливается, и подсчитываются проигравшие. Выбирается новый водящий, но из числа тех, кто ни разу не был осален.
«Волк во рву».
На середине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 70-80 см одна от другой - это ров. С одной стороны площадки очерчивается круг - дом коз. Один из играющих водящий - волк. Все козы располагаются в доме, а волк - во рву. По сигналу учителя «Козы, на луг!» козы бегут на противоположную сторону площадки и перепрыгивают через ров (волк в это время спит и не трогает коз). Затем учитель говорит: «Козы, домой!». Козы бегут в другую сторону площадки в свой дом, перепрыгивая через ров, а волк старается их поймать – коснуться рукой. Пойманные козы остаются во рву. После двух перебежек пойманные козы возвращаются в свой дом, выбирается новый водящий и игра продолжается.
Заключение
Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно - нравственного воспитания и приобщения человека к обществу.
Тем самым подвижные игры сочетают в себе два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Таким образом, подвижные игры - одно из комплексных средств воспитания: они направлены на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Этому способствуют те черты игровой деятельности, которые сближают ее с трудом, ведь в игре, как и в труде, имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, которая по душе, связана с чувством удовлетворения, удовольствия. И если труд имеет свои закономерности, то и игра связана с применением правил, без которых она не осуществима.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на будущую судьбу. Именно это и следует иметь в виду учителю физкультуры, классному руководителю, использующему игру в своей работе.
Всестороннее воспитание и гармоничное развитие учащихся, возможно только в результате многолетнего, систематического и правильно организованного процесса обучения подвижным играм.
При проведении подвижных игр учитель должен стремиться:
- укреплять здоровье учащихся;
- содействовать формированию важных двигательных умений;
- воспитывать у учащихся высоких морально-волевых качеств, интереса к игровой деятельности, умения самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога.
Велика роль подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений, что положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.
Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, лазаний и др.). Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что подвижная игра характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.
Таким образом, цель достигнута, поставленные задачи выполнены.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы молодыми специалистами и студентами при подготовке к зачетам и экзаменам.
Список использованных источников
1 Артемьев, В. П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб, способ. / В. П. Артемьев. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2014. - 284 с.
2 Бауэр, О. П. Подвижные игры. // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов. / Под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2014. - 332 с.
3 Блинов, Н. Г. Практикум по психофизиологической диагностике. / Б. А. Блинов. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 200с.
4 Дворкина, Н. И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей младшего школьного возраста. / Н. И. Дворкина. - М.: Академия, 2014. - 312 с.
5 Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта. / Е. Н. Гогунов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 264с.
6 Гужаловский, А. А. Основы теории и методики физической культуры. / А. А. Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 2016 г. - 186 с.
7 Кузнецов, В. С. Физическое упражнения и подвижные игры. Метод. пособие. / В. С. Кузнецов. - М.: НЦ ЭНАС, 2016. - 151 с.
8 Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. / Ю. В Курамшин. - М.: Просвещение, 2011. - 464 с.
9 Кофман, П. К. Настольная книга учителя физической культуры. / П. К. Кофман. - М.: Физкультура и спорт, 2015 г. - 246с.
10 Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников. / В. И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 204с.
11 Лях, В. И. Физическая культура в школе. «Совершенствование двигательных навыков школьников». / В. И. Лях. - М.: Школа пресс, 2011. - 86с.
12 Филиппова, С. О. Формирование у школьников двигательных навыков. / С. О. Филиппова. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 186 с.
13 Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта [Текст]: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». - 12-е изд., испр. - Москва: Академия, 2014. – 478.
14 Матвеев, А. П. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. пособие для студентов пед. инс-тов. / А. П. Матвеев, С. Б. Мельников. - М.: Просвещение, 2012. –191с.
15 Новиков, А. Д. Теория и методика физического воспитания. / А. Д. Новиков. - М.: Просвещение, 2014 г. - 354с.
16 Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте: монография. / Ю. В. Верхошанский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 215 с.
17 Башай, В. М. Физкультура в школе и дома. / В. М. Башай. - Ростов-на-Дону.: Феникс. 2011. - 246 с.
18 Бурханов, А. Н. Влияние спорта на организм школьников. / А.Н. Бурхан. / Теория и практика физической культуры. – 2015. – 289 с.
19 Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания. / Б. А. Ашмарин. - М.: Просвещение, 2014. - 287 с.
20 Эльконин, Д. Б. Психология игры. / Эльконин, Д. Б. -7-е изд. - М.: Педагогика, 2012. - 462 с.
21 Ляхов, З. И. Физическое воспитание учащихся 1-11-го классов с направленным развитием двигательных способностей. / З. И. Ляхов. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2015. – 296 с.
Приложение 1
Контрольные нормативы и испытания
по физической культуре для учащихся средней школы (1-4 класс)
Контрольное упражнение | единица | мальчики | мальчики | мальчики | девочки | девочки | девочки |
Челночный бег 3*10м | секунд | 9.9 | 10.8 | 11.2 | 10.2 | 11.3 | 11.7 |
Бег 30 метров | секунд | 5,6 | 7,3 | 7,5 | 5,8 | 7,5 | 7,6 |
Бег 1000 метров | мин:сек | + | + | + | + | + | + |
Прыжок в длину с места | см | 165 | 140 | 130 | 155 | 135 | 125 |
Подтягивание на перекладине | кол-во | 6 | 4 | 3 | - | - | - |
Подъем туловища за 1 мин из положения лежа | кол-во | + | + | + | + | + | + |
Отжимания от пола | кол-во раз | + | + | + | + | + | + |
Наклон вперёд из положения сидя | см | 10 | 6 | 3 | 14 | 11 | 8 |
Бег на лыжах 1км | мин:сек | + | + | + | + | + | + |
Композитор Алексей Рыбников
Сказка об осеннем ветре
Три загадки Солнца
Северное сияние
Басня "Две подруги"