Влияние скоростно-силовых упражнений на выносливость детей подросткового возраста
Вложение | Размер |
---|---|
kursova_rabota_begerskiy_v.v.docx | 74.62 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Николаевский – на – Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Допустить к защите
Зам. директора по УПР
___________Боровик С.В
«_____»_________2021 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Влияние скоростно-силовых упражнений на выносливость детей подросткового возраста
Работу выполнил _________группа ФКо-41-С Бегерский Виталий Владимирович
Подпись Ф.И.О.
Руководитель работы _________ Сидоров Дмитрий Сергеевич
Подпись Ф.И.О.
Нормоконтроль _________ Боровик Светлана Васильевна
Подпись Ф.И.О.
Николаевск - на - Амуре
ЛИСТ НОРМОКОНТРОЛЯ
Наименование документа курсовая работа
Фамилия разработчика Бегерский Виталий Владимирович
Тема работы «Особенности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры»
№ страницы документа | Заключение нормоконтролера | Отметка об устранении |
Нормоконтролер ____________ Боровик С. В.
подпись фамилия, инициалы
«____» марта 2021 г.
ЛИСТ НОРМОКОНТРОЛЯ
Наименование документа курсовая работа
Фамилия разработчика Бегерский Виталий Владимирович
Тема работы «Особенности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры»
№ страницы документа | Заключение нормоконтролера | Отметка об устранении |
Нормоконтролер ____________ Боровик С. В.
подпись фамилия, инициалы
«____» марта 2021 г.
СОГЛАСОВАНО Председатель ПЦК___________ Протокол заседания ПЦК №5 «11» января 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УПР ___________Боровик С.В. «___» января 2021г. |
для курсовой работы
обучающегося Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» Бегерского Виталия Владимировича очной формы обучения, 4 курса, группы ФКо-41-С.
Тема курсовой работы: «Особенности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры»
Исходные данные к дипломной работе: методические указания по выполнению и оформлению КР, нормативно-правовые источники РФ, материалы с преддипломной практики, учебники, научные журналы и статьи, справочные данные сети Internet – сайтов.
Перечень подлежащих разработке вопросов:
1 Особенности применения игрового метода на уроках физической
культуры
2 Особенности применения соревновательного метода на уроках
3Методика применения игрового и соревновательного методов
на уроках физкультуры
Дата выдачи дипломного задания «13» января 2021 г.
Срок окончания выполнения работы «_____» марта 2021г.
Руководитель работы_______________Сидоров Д. С.
подпись
Подпись студента__________________Бегерский В. В.
подпись
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1 Особенности применения игрового метода на уроках физической Культуры 2 Особенности применения соревновательного метода на уроках физической культуры 3 Методика применения игрового и соревновательного методов на уроках физкультуры Заключение Список использованных источников | 3 5 12 16 28 29 |
ВВЕДЕНИЕ
Вырастить поколение людей, сочетающих достойное воспитание и физическое совершенство - важнейшая социальная задача современного общества.
Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о том, что низкая двигательная активность и длительная статическая нагрузка, приводят к нарушению функций сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной систем, возникновению ожирения, снижению умственной работоспособности, нарушению осанки учащихся.
Поэтому физическое воспитание подрастающего поколения играет особое значение. В организации такого воспитания и его постоянного совершенствования немаловажную роль играет физическая культура и спорт в жизни детей школьного возраста. Именно в эти годы закладывается фундамент личности человека, формируются навыки, сохраняющиеся на протяжении его жизни, складывается отношение, интерес к физкультурно-спортивным занятиям.
Проблему эффективности учебно-воспитательного процесса можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, приёмы и способы физического воспитания, в частности, такие методы, как игровой и соревновательный.
Игры и соревнования – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм, к примеру, обычное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра – естественный спутник ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающимся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях.
Воспитательное значение подвижных игр и соревнований не сводится к развитию только таких ценных физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются многие интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность. В играх, имеющих сюжетную форму, есть простор для воображения и артистизма, элементов танца и пения.
Актуальность данной темы определила цели и задачи моего исследования.
Цель представленной работы – рассмотреть особенности применения игрового и соревновательного методов на уроках физической культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы игрового и соревновательного методов физического воспитания;
- изучить методику применения игрового и соревновательного методов на уроках физической культуры.
Объектом исследования является процесс физического воспитания учащихся.
Предметом исследования является применение игрового и соревновательного метода в физическом воспитании учащихся.
В процессе исследования использована учебно – методическая, научная литература различных авторов по исследуемой теме, законодательные и нормативные документы.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников.
1 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ
Физические упражнения, игры имеют столь же древнее происхождение, как и трудовая деятельность первобытного человека.
Игра в процессе развития человеческого общества превращается в сложившееся общественное явление, в самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Больший интерес к изучению игры появился во второй половине ХIХ века, в период, когда воспитание подрастающего поколения было насущным вопросом и игра, как новое активное средство совершенствования личности, привлекла особое внимание выдающихся психологов, педагогов, врачей.
Так, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, подчёркивая связь игр с окружающей жизнью, рассматривали их как одно из действенных средств физического, нравственного и умственного воспитания[2].
Видный представитель русской педагогической науки К. Д. Ушинский рассматривал игры как действенное средство воспитания и подчёркивал, что игра - отчасти собственное создание человека, и оно не проходит бесследно, а в известной мере содействует формированию его личности.
Большое практическое значение для развития игр имела книга А. Скотака «Гимнастические игры», в которой автор раскрыл значение, пользу подвижных игр, дал квалифицированные методические рекомендации при их проведении, которые и до настоящего времени остаются актуальными. В этом сборнике собрано описание и систематизировано по определённым признакам более 100 игр. Книга дала очередной «толчок» развитию подвижных игр в России. В 1929 году автором издано переработанное пособие «Подвижные игры. Руководство для ведения подвижных игр в трудовых школах и на детских площадках» [21].
Выдающаяся роль в обосновании педагогического значения подвижной
игры, и методики её применения, принадлежит русскому учёному и общественному деятелю П. Ф. Лесгафту, который подвижные игры рассматривал как одно из действенных средств физического образования, и им он отводил видное место. По его мнению, подвижная игра имеет образовательно-воспитательную ценность и представляет собой более сложное действие, нежели отдельное гимнастическое упражнение.
П. Ф. Лесгафт раскрыл физиологическое и психологическое значение подвижных игр, обеспечивающих сознательность действий, развивающих умение управлять своими движениями, особо подчёркивая влияние подвижных игр на формирование черт характера, на развитие интересов и творчества и одним из первых русских учёных определил методические требования к руководителю игры, который должен учитывать физическое развитие и подготовленность играющих, ставить цель каждой игры, постепенно переходить от простых знакомых игр к более сложным, от одиночных к командным, вводить варианты игр с усложнением правил и требований к поведению играющих.
Требования, положенные П. Ф. Лесгафтомв основу методики проведения подвижных игр, не утратили своего назначения и в настоящее время: обязательность установления перед каждой игрой конкретной цели; соответствие игр способностям и силам играющих; обеспечение положительного эмоционального воздействия игры на занимающихся; систематичность и последовательность проведения игр; побуждение при направляющей роли педагога играющих к проявлению самостоятельности, активности[21].
Дальнейшее развитие теории и практики использования подвижных игр в воспитательной работе с детьми связаное именем педагога А. С. Макаренко, который возвысил роль игровой деятельности в формировании личности, поставив её в один ряд с трудовой, учебной и общественной деятельностью. Он разработал систему использования разнообразных игр (подвижных, военизированных, спортивных), придавал большое значение сочетанию труда и игры. Игра, по мнению А. С. Макаренко, как и труд приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы[14].
В вопросах физиологического влияния подвижных игр и их доступности для отдельных возрастных групп, большую роль сыграли труды профессора В. В. Гориневского, занимавшегося вопросами теории и методики игр, высоко оценивающего гигиеническое и воспитательное их значение. Для молодёжи и для лиц пожилого возраста он предлагал широко использовать игры как средство исправления осанки и активного отдыха[21].
В настоящее время в мире проявляется общая тенденция повышения интереса к игре как к фактору эмоциональной разрядки и активного отдыха, улучшения воспитания, борьбы с гиподинамией и формирования здорового образа жизни. Игры как средство физического воспитания в России получили подлинно научное обоснование, вошли в единую государственную систему физического воспитания страны. Им отводится большое место в дошкольных учреждениях, в программах физического воспитания начальных и средних школ, высших учебных заведений.
Применение игрового метода на уроках физической культуры предоставляет широкий спектр возможностей для реализации программы формирования личностных характеристик школьников. Это связано с особенностями игровой деятельности такими как: их вероятностный характер, неизбежная изменчивость реальных игровых ситуаций, динамичность и высокая эмоциональность взаимодействий, многообразие способов достижения цели и другое. Все это исключает возможность как жесткого программирования содержание упражнений, так и точной регулировки физических нагрузок по величине и направлению. При этом нагрузка на игровом занятии напрямую определяется индивидуальной активностью действий самих школьников[19].
Основными методическими особенностями игрового метода являются следующие[18]:
- игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, проявляющиеся в процессе игры они не изолированно, а в тесном взаимодействии;
- эффективный метод воспитания физических способностей, т. к. наличие
в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий;
- способствует формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремлённости и других ценных личностных качеств благодаря широкому выбору разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре;
- соблюдение правил игры в условиях противоборства предоставляет педагогу возможность целенаправленного формирования у занимающихся нравственных качеств: чувства взаимопомощи и сотрудничества, сознательной дисциплинированности, воли, коллективизма и т.д.;
- фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности, присущий игровому методу, способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и мотивации к физкультурным занятиям.
На уроке физической культуры, особенно в младших классах школы игровой метод физического воспитания применяется главным образом в форме подвижных игр.
Важное условие успешности игровой деятельности - понимание правил и содержания игры. Объяснение их дополняют показом отдельных приемов и действий. Обучение детей целесообразно начинать с простых, некомандных игр, переходя к более сложным - командным.
При отборе игры необходимо помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и долго ждут необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре, которая может привести к нарушению дисциплины.
Т. е. эффективность проведения игры зависит от адекватности решения таких организационных факторов[13]:
- умение интересно и понятно объяснить игру;
- правильное размещение игроков во время ее проведения и определение ведущих;
- распределение на команды;
- определение помощников и судий;
- постоянное руководство процессом игры;
- правильное дозирование нагрузки в игре;
- завершение игры.
Перед объяснением преподавателю следует разместить учеников в исходное положение, из которого они будут начинать игру. При объяснении учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его место в игре. При объяснении и проведении игры учитель должен стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его хорошо видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ желательно сопровождать показом отдельных сложных движений. Особое внимание игроков надо обратить на правила игры и уточнить все ли игроки понимают ее правила.
Для определения, ведущего существует несколько способов и применяют их в зависимости от условий занятий, характера игры и количества игроков. Ведущего могут избрать сами игроки, посредством жеребьёвки либо учитель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, обосновав свой выбор.
Ведущего можно назначить также по результатам предшествующих игр, что стимулирует учеников добиваться лучших результатов.
Роли ведущего могут быть разнообразные и способствуют формированию организаторских привычек и активность. В командных играх и эстафетах соревнуются между собою две и больше команды, а распределение игроков на команды может осуществляться учителем одним различными способами:
- по усмотрению руководителя;
- фигурной маршировкой;
- с помощью расчетов;
- по выбору капитанов, которые поочередно добирают себе игроков.
Грамотное руководство игрой поможет обеспечить достижение запланированного педагогического результата. Руководство игрой включает несколько обязательных элементов [9]:
- наблюдение за действиями учеников, игроков;
- своевременное устранение ошибок;
-показ правильных приемов;
- прекращение проявлений грубого отношения к игрокам;
- регулирование нагрузок;
- стимулирование необходимого уровня эмоциональной активности на протяжении всей игры.
Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать тот или иной способ решения игровой задачи, добиваясь самостоятельности, активности и творческой инициативы игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя как лучшее действовать. Важно своевременно исправлять ошибки. Объяснять ошибку необходимо сжато, демонстрируя правильные действия.
Ответственным моментом в руководстве подвижными играми является дозирование физической нагрузки. Это связано с тем, что игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников, необходимо своевременно прекратить игру либо изменить характер нагрузки и ее интенсивность. Для регулирования физической нагрузки в игре, учителем могут использоваться разнообразные приемы: увеличивать или уменьшать время, отведенное на игру; изменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки; корректировать количество и вес игровых предметов, усложнять или упрощать правила игры, вводить кратковременные паузы для отдыха или анализа ошибок[7]. Окончание игры должно быть своевременным (когда игроки получили достаточные эмоциональные и физические нагрузки). Преждевременное или внезапное окончание игры может вызвать недовольство учеников. Во избежание этого, педагог должен уложиться в отрезок времени, который отведён для игры.
После окончания игры подводятся итоги. При оглашении результатов необходимо указать отдельным игрокам и командам на допущенные ошибки, положительные отрицательные моменты в их поведении.
Таким образом, игра представляет собой исторически сложившееся средство воспитания. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Применение игрового метода на занятиях физической культурой - обязательная и неотъемлемая часть процесса физического воспитания и развития детей. Уроки, построенные на основе игрового метода, имеют образовательное, воспитательное значение, формирует нравственные качества.
При этом очень важно, чтобы проведении уроков осуществлялось с соблюдением обще дидактических принципов и здоровье сберегающих технологий.
2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность данного метода заключается в использовании соревнований как средства повышения уровня подготовленности для занимающихся.
Одно из обязательных условий соревновательного метода - подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Существуют различные точки зрения по поводу применения соревновательного метода. К примеру, ХолодовЖ.К. и КузнецовВ.С. считают, что соревновательный метод в практике физического воспитания проявляется [10]:
- в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.д.);
- как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Как считают МатвеевЛ.П. и НовиковаА.Д. соревновательный метод позволяет[5]:
- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
- содействовать воспитанию физических качеств.
ЛукьяненкоВ.П. отмечает, что самая яркая черта соревновательного метода - сопоставление сил в порядке соперничества. Из нее вытекают и все другие особенности[4].
Соревновательный метод по особенностям регулирования нагрузки занимает как бы промежуточное значение между методами строго регламентированного упражнения и игровым. Несмотря на наличие жестких правил соревновательной борьбы, он предоставляет ограниченные возможности для точного дозирования нагрузки и непосредственного руководства действиями занимающихся.
В этом методе значительно больше, чем в игре, выражены моменты психологической напряженности.
Фактор соперничества наряду с другими условиями состязаний создает особый физиологический и эмоциональный фон, усиливающий воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма, тем самым, способствует их наибольшему развитию[20].
Основные характерные черты, присущие соревновательному методу являются[3]:
- подчинение всей деятельности основной задаче - победить;
- стимулирование максимальных проявлений личностных и двигательных возможностей и качеств, выявление уровня их развития;
- обеспечение максимальной личностных и физической нагрузки.
Соревновательный метод способствует воспитанию таких морально-волевых качеств, как инициативность, целеустремленность, самообладание, настойчивость и другие. Командные состязания прививают занимающимся чувства взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели - победы.
Однако фактор соперничества и связанные с ним особенности взаимоотношений (поощрение за достигнутые результаты пропорционально уровню достижений, определение победителя, признание общественной значимости достижений, выбытие менее сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах и т.д.) могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера, таких как тщеславие, эгоизм, зазнайство, чрезмерное честолюбие и т.п. На этот момент педагогу нужно обратить пристальное внимание.
На стадии совершенствования двигательных действий соревновательный метод является очень эффективным, но на стадии совершенствования двигательных действий с целью первоначального их освоения применяться не может.
Одним из непременных и важных условий эффективного применения соревновательного метода является обязательное проведение предварительной тренировочной работы. Несоблюдение этого условия может нанести серьёзный вред здоровью и являться нарушением одного важных принципов отечественной системы физического воспитания - принципа ее оздоровительной направленности.
МинаевБ.Н. и ШиянБ.М. отмечают, что соревновательному методу присущи многие признаки соревнований, но он имеет более широкую среду применения. Предметом соревнования при использовании соревновательного метода могут быть любые физические упражнения на занятиях от построения до выхода из зала[11].
Характерными признаками соревновательного метода являются следующие[12]:
- сопоставление сил и возможностей учеников с целью определения победителя. Победе подчинена вся деятельность занимающихся в соответствии с установленными правилами;
- соревновательный метод предоставляет возможность полностью
раскрывать психические и функциональные возможности учеников и выводить их на новый более высокий уровень подготовленности;
- ограниченные возможности для регулирования нагрузки учеников.
Правильное использование соревновательного метода раскрывают широкие возможности для воспитания чувства инициативы, коллективизма, выдержки, настойчивости, сознательной дисциплины. Педагог, допуская ошибки, недооценивая отрицательных проявлений в поведении учеников может нанести непоправимый вред их воспитанию[14].
Таким образом, основной определяющей чертой соревновательного метода является сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение.
Соревновательная деятельность, как форма и метод обучения учащихся, является одним из продуктивных направлений учебно-воспитательного процесса в современной методике физического воспитания. Соревновательный метод, в какой бы форме и объеме не выражался, привлекает и радует ребенка, а целесообразное варьирование различных его форм дает возможность успешного воспитания физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их в усложненных условиях. Применение соревновательного метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными.
2МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДОВ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Главной формой занятий физическими упражнениями в образовательных учреждениях является урок физической культуры, который строится в соответствии с общим педагогическим положением и по методическим правилам физического воспитания. Специфика содержания и задач программ по физической культуре обуславливает некоторые особенности урока, учитывая возрастные особенности занимающихся.
К примеру ведущими задачами для детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры, являются совершенствование естественных двигательных действий (бег, ходьба, лазанье, прыжки, метания и т.д.). Чем младше дети, тем больше внимания необходимо уделять укреплению мышц стопы и формированию правильной осанки. В младшей школе обязательное проведение подвижных игр на каждом уроке физической культуры. Подвижные игры могут занимать больше половины учебного времени. Обучая детей основам движений, учителя физкультуры обращают внимание на точность и правильность выполнения упражнений, а также сочетают процесс обучения с развитием двигательных способностей. Объясняя двигательное задание, учитель старается, чтобы дети правильно понимали суть упражнения и как его выполнять. Двигательная задача ставится в конкретной форме: догнать, поймать, попасть в цель и т.п.
Как было выявлено, к анатомо-физиологическим особенностям детей 6-7 летнего возраста (1 класс) относят значительное изменение в опорно-двигательном аппарате. В поведенческом отношении у ребенка начинают формироваться сочувствие, забота, возникает тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Сюжетно-ролевая игра остаётся ведущей деятельностью ребенка.
Исходя из этого, учителя физической культуры в образовательных учреждениях проводят игры, благодаря которым происходит помощь в правильном формирование опорно-двигательного аппарата, формирование дисциплинированности (так как данный возраст испытывает нервно-психическое расстройство из-за резкой перемены деятельности, у детей очень сильно нарушается дисциплина).
К таким играм относят, например, игры «Пятнашки», «Караси и щука» «Гуси-лебеди» и др. Игра «Гуси-лебеди «заключается в следующем.
На игровой площадке чертятся две линии на расстоянии 15 - 25 м (в зависимости от возраста играющих). Из числа играющих выбирается «волк» (иногда два), который стоит между линиями. За одной линией находятся остальные участники — «гуси», а за другой — учитель.
Учитель обращается к гусям: «Гуси-гуси!»
Гуси отвечают:
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да, да, да!
- Ну летите!
- Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!
- Ну летите, злого волка берегитесь!
После этих слов гуси спешат домой от одной линии к другой, а выбежавший волк (волки) старается поймать («запятнать») как можно больше гусей. Пойманных гусей волк отводит в свое логово.
После двух-трех таких «перелетов» выбирается новый волк, а пойманные гуси возвращаются в игру, которая начинается сначала.
Подобные игры проводятся как на свежем воздухе на территории школьной спортплощадки, так и в помещении спортзала. Данные игры развивают координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества.
В качестве «командных» игр, в которых необходима помощь игрокам проводятся такие игры как «Чай-чай выручай», «Белые медведи» «Цепи кованные» и др.
Правила игры «Чай-чай выручай» или Колдунчики следующие.
Выбирается водящий, игроки разбегаются, в случае, если водящий осалит кого-то, игрок должен замереть, расставив руки в стороны и кричать: «Чай-чай-выручай!»
Другой игрок может подбежать к «заколдованному» и дотронувшись «освободить» его. «Расколдованный» игрок вновь в игре. Игра заканчивается, когда все игроки заколдованы. Водящим становится тот, кого осалили первым или выбирается считалочкой.
В этих играх важна не только скорость, но и организованное командное взаимодействие и взаимовыручка.
Во 2-ом классе возраст 7-9 лет характеризуется интенсивным развитием двигательных функций, которые обеспечивают быстроту движений (скорость, частоту и время реакций). Дети хорошо адаптируются к скоростным нагрузкам. В данном возрасте большая подвижность позвоночника и высокая растяжимость связок обуславливает высокий прирост гибкости.
Учитывая эти возрастные особенности, учителя физкультуры в образовательных учреждениях используются подвижные игры:
- «Кошечка» (развитие гибкости с помощью физических упражнений в игровом варианте, игра тренирует мышцы спины, особенно поясницы);
- «Жираф» (задача игрока – стоять прямо, не сгибая ног достать все разложенные предметы. В данной игре развивается гибкость поясницы, мышцы рук и ног);
- «Гигантские шаги» (игра нацелена на улучшение растяжки, развивает гибкость и заставляет работать группы мышц ног, улучшает глазомер).
- «День и ночь» (развивает быстроту реакций);
У учеников 3 класса продолжают формироваться и развиваться двигательные функции. Дети показывают хорошие результаты в беге, где значимое место занимает быстрота. Также происходит значительное формирование координации движений[16].
В данном возрасте учителя физкультуры в образовательных учреждениях используют такие подвижные игры:
- «Кошки и мышки» (развитие координации движений);
- «Мяч в корзинке»;
- «Острова» (Игра развивает навыки прыганья, координации движений и концентрации внимания);
- «Мостик» (Развитие координации движений, равновесия, концентрацию внимания);
- «Маленькие силачи» (Игра укрепляет мышцы и координирует движения);
- «Девочка и медведь» (Игра способствует формированию правильной осанки, развитию зрительной и слуховой памяти, концентрации и устойчивости внимания).
К примеру правила игры «Кошки и мышки» заключаются в следующем.
Дети становятся в круг. В центре – «кот». Остальные дети – «мыши». Они ходят по кругу и говорят хором вполголоса:
Тише мыши, тише мыши…
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись.
И коту не попадись!
После этого кошка открывает глаза и мяукает. Дети убегают в дом, за черту. Кошка пытается их догнать. Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.
Эта игра и ей подобные формируют умение детей действовать сообща в определенном темпе, развивают быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение играть вместе, сообща.
В 4 классе у детей данного идёт приобщение и заинтересованность к различным видам спорта. Чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его внимание к различным видам спорта учителя физической культуры в образовательных учреждениях используют игры на основе спортивных игр.
К ним относятся: - «Пионербол» (волейбол);
- «Мяч среднему» (баскетбол);
- «Эстафета по кругу» (легкая атлетика);
- «Снайперы» (футбол);
- «Вышибалы» (метание).
Используются игры для развития прыгучести, так как в данном возрасте идёт интегрирующее развитие:
- «Лягушка»;
- «Прыгуны» (Данная игра служит для развития прыгучести и прыжковой выносливости).
Ещё используются игры для формирования характера, в которых используется чувство соперничества:
- «Дедушка рожок»;
- «Прихлопни комара».
К примеру правила игры «Дедушка рожок» заключаются в следующем.
На игровой площадке проводят две линии на расстоянии 10-15 м. Между ними посередине в стороне чертится круг диаметром 1-1,5 м.
Из числа играющих выбирается водящий («дедушка-рожок»). Он занимает свое место в круге.
Остальные играющие делятся на две команды и становятся в своих домах за обеими линиями.
Водящий громко спрашивает: «Кто меня боится?» Играющие дети отвечают ему хором: «Никто!» Сразу после этих слов они перебегают из одного домика в другой через игровое поле, приговаривая: «Дедушка-рожок, съешь с горохом пирожок!».
Водящий выбегает из своего домика и старается «запятнать» (дотронуться рукой) бегущих игроков. Тот, кого водящий «запятнает», уходит вместе с ним в его дом-круг.
В 4 классе у детей начинают развиваться мышечные волокна. Поэтому используют следующие игры: «Удочка»; «Коршун и наседка»; «Перетянуть соперника через черту»; «Медведи и пчелы» и т.д.
Учитывая анатомические особенности, учителя физической культуры
в образовательных учреждениях должны исключить значительные статические упражнений, которые связаны с настуживанием (задержка дыхания).
Для активизации двигательных действий учащихся младшей школы, применяются дидактические рассказы сюжетного характера «В походе», «В лесу», «Мы летим на Венеру». Учитель рассказывает сюжет, а школьники сопровождают его рассказ соответствующими движениями (воспроизведение ситуации в действии). В таком случае физические упражнения приобретают форму игры.
Средний школьный возраст от 12-15 лет (5-9 класс) характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Происходит рост мышечной силы, что влечет за собой осознание подростком своей силы, которую он, как правило, переоценивает. Костная система становиться прочной, но окостенение еще не завершено, поэтому все еще может наблюдаться искривление позвоночника, со стороны нервной системы процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения, поэтому он импульсивен. Происходит половое созревание, которое перестраивает всю психику ребенка. Наблюдается не соответствие между быстрым ростом сердца и ростом массы тела, поэтому у подростка часто головокружение, утомляемость, повышенное или пониженное давление[17]. Учитывая это, учитель даёт посильное задание.
Особенностью урочных форм занятий с детьми в средних классах является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, лыжный спорт, практичные игры).
В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. Дифференцированный и индивидуальный подход особо важен для учащихся имеющих низкие или высокие результаты.
Основные средства физического воспитания для детей среднего возраста, которые применяют учителя физической культуры в образовательных учреждениях:
1) гимнастические и акробатические упражнения (построения, перестроения, висы и упоры, общеразвивающие упражнения с предметами и без, танце-
вальные элементы, упражнения на снарядах);
2) легкоатлетические упражнения (бег, кросс, прыжки в длину, высоту, метания);
3) лыжная подготовка (классические ходы, подъёмы, спуски, торможения, повороты в движении);
4) элементы единоборств для юношей, подвижные. упражнения для овладения греко-римской борьбой.
Соотношение практичных методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.
На уроках гимнастики с основами акробатики учителя физической культуры в образовательных учреждениях применяют игры: «Соблюдай равновесие», «Переправа по узким жердям», «Борьба на бревне», «Акробатическая эстафета», «Комбинированная эстафета с набивным мячом», «Не дай обручу упасть», «»10 прыжков со скакалкой», «Ловля лягушек».
К примеру правила игры «Ловля лягушек» заключаются в следующем.
На дистанции 10-12 м отмечают стартовую и финишную линии. В 1,5 м перед стартовой линией размечают вторую такую же. Класс делится на 2 команды, одна из которых становится за стартовой линией и принимает упор присев с опорой на руки, выставленные немного вперед. В 1,5 м перед ними такое же положение принимают игроки другой команды.
По сигналу все участники игры начинают прыжки вперед «лягушкой», отталкиваясь руками и ногами. Задача задних игроков – догнать и осалить игроков передней команды, пока те не достигли финишной линии. Затем обе команды возвращаются на старт и меняются местами. Выигрывает команда, поймавшая большее количество «лягушек».
Игра способствует развитию ловкости, быстроты, внимания, силы. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с опорными прыжками.
На уроках лёгкой атлетики учителя физической культуры МОБУ СОШ № 2 ПМР применяют игры: «Бег под уклон», «Прыжки на одной ноге», «Пере-
прыгни ручей», «Увернись от мяча», «Догнать переднего», «Гусеница» и др. К
примеру, правила игры «Гусеница» заключаются в следующем.
Класс делится на 2 команды, строятся колоннами по одному за стартовой линией. В 10 м перед каждой командой кладется по набивному мячу.
По сигналу участники садятся на пол, согнув ноги. Каждый участник захватывает сидящего за ним партнера за голеностопы, и вся колонна, напоминает ползущею гусеницу, поочередно передвигая то ноги, то ягодицы. Передвигаясь, таким образом, доходят до набивного мяча огибают его и также возвращаются обратно.
Игра способствует развитию быстроты, ловкости, тактики совместных действий.
На уроках лыжной подготовки учителя физической культуры в образовательных учреждениях организуют игры: «Скольжение на одной ноге», «То на правой, то на левой лыже», «Спуск вдвоём», «Штурм вершины», «Подбери флажок на спуске», «Гонка взаимного преследования» и др.
К примеру, правила игры «Гонка взаимного преследования» заключаются в следующем.
Класс делится на две команды, которые выстраиваются напротив друг друга разомкнутыми на вытянутые палки шеренгами. Расстояние между шеренгами 100 м. Слева рядом с каждым игроком ставят поворотный флажок.
По сигналу игроки устремляются вперед, к флажку противостоящего игрока встречной команды, и, обходя, флажок справа, поворачивают обратно, стараясь догнать этого игрока и коснуться его рукой. Через несколько витков такой лыжной гонки с поворотами кругом через каждые 100 м один из двух конкурентов по паре настигает другого и приносит своей команде очко. Игра способствует развитию скоростной выносливости, координационных способностей, тактической расчетливости. Игра используется в качестве тренировочного упражнения при подготовке к сдаче учебных нормативов в беге на лыжах.
На занятиях по волейболу и баскетболу разучивание, совершенствование технических приемов, тактических действий ведения дополняют подвижными
играми. Игры используются в качестве вспомогательного упражнения для учеб-
ных заданий по ведению и передаче, броскам мяча и борьбой за него. Подвижная игровая деятельность способствует развитию быстроты, ловкости, внимания. оперативного мышления, меткости, точности движений.
На занятиях по волейболу учителя физической культуры в образовательных учреждениях организуют подвижные игры: «Брось и попади», «Перестрелка»; «Брось – поймай», «Неудобный бросок», «Не давай мяча водящему», «Эстафета волейбольных передач» «Круговая лапта», «Пионербол».
Так, по правила игры «Гонка взаимного преследования «класс делится на 2 команды, каждой из которых отводится продольная половина волейбольной площадки. Команды выстраиваются на своем участке в 2 встречных колонны по разные стороны сетки, за линиями нападения. Капитаны получают по мячу.
По сигналу капитаны осуществляют передачу мяча двумя руками сверху через сетку направляющему противоположной колонны своей команды и бегут в конец своей колонны. Тот, кому мяч адресован, тем же способом посылает его через сетку следующему игроку. Выигрывает команда, закончившая эстафету волейбольных передач первой.
Игра способствует развитию быстроты, точности движений, внимания. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с прицельной передачей мяча в волейболе.
На занятиях по баскетболу учителя физической культуры в образовательных учреждениях организуют подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает»; «Брось – поймай», «Выстрел в небо», «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Попади в кольцо», «Гонка мяча», «Десять ударов с передачей», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения с остановкой и без остановки.
К примеру правила игры «Десять ударов с передачей» заключаются в следующем. Класс выстраивается в 3 шеренги. Правофланговые игроки всех шеренг получают по мячу. Дистанция и интервал – 2 м.
По сигналу правофланговые игроки начинают ведение мяча на месте с 10 отскоками от пола, а 11 ударом направляют отскок мяча к следующему игроку.
Последний игрок, выполнив задание, поднимает мяч над головой. Побеждает ко-
манда, завершившая задание раньше всех.
Цель проведения игры: развитие быстроты, ловкости, внимания. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий по ведению и передаче мяча в баскетболе.
Подвижные игры в старших классах используются, в основном, для повышения общей физической подготовленности, а также для специальной спортивной подготовки подростков.
В 15-17-летнем возрасте (10-11 классы) продолжается рост и развитие организма. Процессы нарастания мышечной силы, окостенения скелета и развития внутренних органов ещё не заканчиваются. В деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем существует повышенная возбудимость, некоторая неуравновешенность.
У школьников старшего возраста возрастает способность к абстрактному мышлению, анализу действий своих и окружающих. У многих юношей и девушек окончательно формируется преимущественный интерес к занятиям тем или иным видом спорта, поэтому их привлекают подвижные игры, позволяющие совершенствоваться в выбранном виде спорта.
Для них вполне доступными и интересными становятся усложнённые по взаимоотношениям участников подвижные игры, построенные на выполнении значительных по трудности приёмов и действий.
Физические возможности девушек в игровых действиях, требующих проявления силы, скорости, координации движений и выносливости, меньше, чем у юношей.
Принимая во внимание эти возрастные особенности учителя физической культуры в образовательных учреждениях играх не допускают длительных односторонних силовых напряжений, повышенных нагрузок в играх с бегом и прыжками, перенапряжения, перетренировки, которые могут повредить нервную и сердечно-сосудистую системы юношей и девушек.
Подвижные игры типа поединков (с борьбой двух, трёх или нескольких играющих за место, время, результат), в которых каждый участник может
непосредственно влиять на действия другого, проводятся таким образом, чтобы состязались "соперники" одного пола. Однако в таких играх-упражнениях, где необходимо проявить силу, скорость или координацию движений при условиях попеременного выполнения заданий без непосредственного сближения с "противником" принимают участие команды игроков и в смешанном по полу составе. При этом с целью уравнивания шансов на победу устанавливают меньшие по трудности и сложности требования для девушек.
Учителя физической культуры обращают внимание не только на численный состав команд, который должен быть примерно одинаков, но и на то, чтобы количество юношей и девушек в каждой команде было примерно равным. Таким образом обычно достигается некоторое равенство команд по силам. Но, иногда, в зависимости от характера подвижной игры и тренированности играющих, равные по силе команды могут быть составлены и при неодинаковом соотношении юношей или девушек в каждой.
В играх для девушек учителя физической культуры исключают прыжки, связанные с сильным сотрясением тела, резкие, рывковые движения рук, действия с высокой силовой нагрузкой, особенно на плечевой пояс.
Учителя физической культуры в образовательных учреждениях должны стараться воспитать у учащихся старших классов такое отношение к занятиям подвижными играми, чтобы они воспринимались ими как серьёзное дело. По их мнению, выполняя игровые задания сознательно, у учеников, при занятии подвижными играми, повышается интерес и улучшается дисциплина.
В случае неудачного выполнения того или другого технического приёма, тактического действия учителя побуждают учащихся к повторным попыткам, приучая их таким образом в упорной, настойчивой тренировке добиваться положительных результатов.
Для учеников 10-11 классов учителя физической культуры в образовательных учреждениях на уроках физической культуры в качестве вспомогательных упражнений для учебных заданий используют игры: «Гонка на узкой опоре», «Чехарда для мальчиков», «Искусные перемахи», «Ловля кузнечиков», «Переправа на перекладине», «Схватить скакалку», «Своевременный подхват» и др.
Так, по правила игры «Гонка взаимного преследования» класс делится на 2 команды, выстраивающиеся разомкнутыми на вытянутые руки шеренгами напротив друг друга. Расстояние между шеренгами – 3м. Игрокам первой команды раздают по гимнастической палке, которую они ставят перед собой вертикально на пол, придерживая правой рукой сверху.
По сигналу учителя игроки с палками выполняют глубокое приседание с прямым туловищем и широко разводят руки в стороны, оставляя стоящую палку без поддержки, после чего быстро встают и стараются подхватить свою палку прежде, чем она упадет на пол. Игрок, не успевший подхватить свою палку или схвативший ее сидя, получает штрафное очко. Упражнение выполняется пять раз. Затем гимнастические палки передаются противостоящей шеренге, которая выполняет то же самое игровое задание. Выигрывает команда, игроки которой получат меньшую сумму штрафных очков.
Игра способствует развитию ловкости, быстроты и внимания. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий в ритмической гимнастике и равновесии.
Таким образом, применяя игровые и соревновательные методы на уроках физической культуры, учителя в образовательных учреждениях должны учитывать специфику школьников, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями.
Обеспечивая дифференцированный подход, учителя физической культуры должны стремиться к тому, чтобы все уроки приносили детям наслаждение от различных физических упражнений, вызвали бы наибольшую активность и заинтересованность школьников, способствовали физическому развитию и физическому совершенствованию двигательных способностей занимающихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Физическая культура - единственный предмет в школе, который выполняет именно эти задачи.
Физическое воспитание в школе должно представлять собой процесс, включающий всю целостную систему, направленную на физкультурное образование обучающихся, все методы и приемы, ориентированные на профилактику и сохранение здоровья, на оптимизацию физического развития.
Использование соревнований и игр на уроках физической культуры сделает учебный процесс интересным и увлекательным. Активное участие в таких уроках у школьников укрепляется нервная, дыхательная и сердечно-сосудистая система, улучшается общее психическое состояние.
Цель представленной работы – рассмотреть особенности применения игрового и соревновательного методов на уроках физической культуры.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы игрового и соревновательного методов физического воспитания; изучена методика применения игрового и соревновательного методов на уроках физической культуры.
Используя игровые и соревновательные методы на уроках физической культуры, учителя должны учитывать анатомо-физиологические и психологические возрастные особенности. С элементами игры и соревнований обычные уроки становятся необычными, а поэтому особенно привлекательными.
Игровой и соревновательный методы совершенствуют занятие, дают широкие возможности для развития в детях таких физических качеств, как силы, выносливости, ловкости, гибкости, координации, способствуют повышению двигательной активности и физического развития обучающихся. Участие в играх и соревнованиях дают возможность для развития сплоченности, чувства ответственности, коллективизма, закаляет силу воли и характер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Простые летающие модели из бумаги
На берегу Байкала
Стеклянный Человечек
Домик зимней ночью
Астрономический календарь. Июнь, 2019