Фролов Никита Евгеньевич
Научный руководитель Нижегородцева Виктория Тахаровна
МБОУ «Великомихайловская СОШ Новооскольского городского округа
Белгородской области им. Г.Т. Ильченко»
Окружающий нас мир радиоактивен. «Большой взрыв», с которого, как сейчас полагают ученые, началось существование нашей Вселенной, сопровождался образованием радиоактивных элементов и радиоактивным изучением. С тех пор радиация постоянно наполняет космическое пространство.
Среди вопросов, представляющих научный интерес, немногие приковывают к себе постоянное внимание общественности и вызывают так много споров, как вопрос о действии радиации на человека и окружающую среду. Но, к сожалению, достоверная научная информация по этому вопросу очень часто не доходит до населения, поэтому люди пользуются всевозможными слухами.
Отсутствие знаний, как известно, рождает страх, многие люди просто не знают, что такое радиация, и стоит ли её бояться; а если и стоит, то, как от неё скрыться. Возможно, просто нужно меньше находиться на солнце; а может полностью отказаться от обследований на рентген аппаратах; а может просто меньше совершать дальние авиа перелёты; может быть лучше жить подальше от атомных станций.
Меня очень заинтересовал вопрос: что же такое радиация, откуда она берётся, и как от неё защититься. В своей исследовательской работе я дам ответы на некоторые вопросы.
· Узнать, что такое радиация и влияние её на организм человека;
· Сформировать адекватное отношение окружающих к такому явлению, как радиация.
· Изучить литературу по данной теме;
· Провести социологический опрос среди учителей, учеников и просто жителей села, чтобы проверить уровень информированности по данному вопросу;
· Выявить источники радиоактивного излучения в школе, дома;
· Проанализировать уровень естественной радиации в школе, дома, в разных местах села.
Уровень радиации, которую мы получаем в быту, не велик и не вреден.
· Если люди будут знать о радиации больше, смогут различать, при каких условиях она опасна, а где не представляет угрозы, следовательно, атомная энергетика в стране может выйти на новый уровень своего развития
· Радиационный дозиметр
· анализ источников (изучение литературы по данной теме)
· социологический опрос
· исследование
· измерение
· анализ
· сопоставление.
Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве материала для проведения классных часов и для выпуска буклета для населения села.
Заключение
Итак, в результате проведения своей исследовательской работы, для себя я полностью переосмыслил все понятия и, ранее имеющиеся у меня, знания о радиации. Во многом радиация, для простых, не углубляющихся в это людей, представляется прежде всего болезнями со смертельным исходом. Но на самом деле, при умелом использовании, она не будет наносить существенного вреда на человеческий организм.
По результатам социологического опроса, в большинстве случаев люди просто-напросто не имели достаточного количество информации о радиации, но хотели бы знать о ней больше. Эта проблема, как раз таки, и является основой боязни слова «Радиация» и именно её необходимо решать в первую очередь.
Таким образом, подводя итог, делаю вывод о том, что радиация, в сегодняшнем мире не является источником паники и ужаса, не является такой опасной, какой её считают люди, что вызвано недостаточной информированностью населения.
Исходя из всего вышеизложенного, считаю, что выдвинутая мной гипотеза полностью подтверждается. Ведь даже на улице, дома, в лесу – везде присутствует такая интересная и волнующая человеческий разум вещь – радиация! Если люди будут знать о радиации больше, смогут различать, при каких условиях она опасна, а где не представляет угрозы, то атомная энергетика в стране может выйти на новый уровень своего развития.
Вложение | Размер |
---|---|
fizikafrolovrabota.doc | 172 КБ |
Секция: Физика
Тема: «Радиация в школе и дома»
Автор: Фролов Никита Евгеньевич, ученик 10 класса
Научный руководитель: Нижегородцева Виктория Тахаровна
Место выполнения работы: с. Великомихайловка, Новооскольскийгородской округ
2022
Оглавление
Введение. …………………………………………………………………… 3
1.Основная часть. Что нужно знать о радиации
1.1.Что такое радиация…………………………………………………….…5
1.2.Виды излучения…………………………………………………….…… 5
1.3.Влияние радиации на организм человека……………………………… 6
1.4.Что вокруг нас радиоактивно…………………………………………….7
1.5.В каких единицах измеряется радиоактивность……………………… 9
1.6.Какие бывают нормы радиоактивности…………………………………10
1.7.Измерение радиационного фона………………………………………….13
1.8.Как защитить себя от радиации……………………………………….… 13
1.9.Меры профилактики и продукты питания, снижающие воздействие радиации……………………………………………………………………... 14
2.Моё исследование.
2.1Социологический опрос………………………………………………….. 16
2.2.Исследование с помощью дозиметра……………………………………..17
2.2.1.Проведение радиационного обследования жилых и общественных зданий………………………………………………………………………… 18
2.3.Выводы…………………………………………………………………….. 18
3.Заключение……………………………………………………………………19
4 Литература ………………………………………………………… 20
Введение
Актуальность
Окружающий нас мир радиоактивен. «Большой взрыв», с которого, как сейчас полагают ученые, началось существование нашей Вселенной, сопровождался образованием радиоактивных элементов и радиоактивным изучением. С тех пор радиация постоянно наполняет космическое пространство.
Солнце – мощный источник света и тепла, также создает ионизирующее излучение. Радиоактивные вещества есть и на нашей планете, причем с самого ее рождения. Даже в нашем организме присутствуют радиоактивные элементы.
Среди вопросов, представляющих научный интерес, немногие приковывают к себе постоянное внимание общественности и вызывают так много споров, как вопрос о действии радиации на человека и окружающую среду. Но, к сожалению, достоверная научная информация по этому вопросу очень часто не доходит до населения, поэтому люди пользуются всевозможными слухами.
Отсутствие знаний, как известно, рождает страх, многие люди просто не знают, что такое радиация, и стоит ли её бояться; а если и стоит, то, как от неё скрыться. Возможно, просто нужно меньше находиться на солнце; а может полностью отказаться от обследований на рентген аппаратах; а может просто меньше совершать дальние авиа перелёты; может быть лучше жить подальше от атомных станций.
Меня очень заинтересовал вопрос: что же такое радиация, откуда она берётся, и как от неё защититься. В своей исследовательской работе я дам ответы на некоторые вопросы.
Цель работы
Задачи
Объект исследования: радиация как явление
Предмет исследования:
естественный радиоактивный фон в школе, дома.
Гипотеза
Оборудование
Методы исследования: научно-практический
Практическая значимость
Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве материала для проведения классных часов и для выпуска буклета для населения села.
Что такое радиация?
Радиация — исходящий от любого источника поток энергии в форме радиоволн (в отличие от излучения — процесса испускания энергии) (Материал из Википедии)
Открыл радиацию Абель Ньепс де Сен-Виктор. Он был фотографом. Сделал он это открытие в 1857 году. И именно этот фотограф опередил физика Анри Беккереля, который официально открыл радиоактивность. С этого момента считают начало физики современности.
В 1896 году французский ученый Анри Беккерель случайно обнаружил, что после продолжительного соприкосновения с куском минерала, содержащего уран, на фотографических пластинках после проявки появились следы излучения. Позже этим явлением заинтересовались Мария Кюри (автор термина “радиоактивность”) и ее муж Пьер Кюри. В 1898 году они обнаружили, что в результате излучения уран превращается в другие элементы, которые молодые ученые назвали полонием и радием. К сожалению люди, профессионально занимающиеся радиацией, подвергали свое здоровье, и даже жизнь опасности из–за частого контакта с радиоактивными веществами. Несмотря на это исследования продолжались, и в результате человечество располагает весьма достоверными сведениями о процессе протекания реакций в радиоактивных массах, в значительной мере обусловленных особенностями строения и свойствами атома.
Виды излучения
Поскольку радиоактивное излучение обладало необычными свойствами, многие учёные занялись его исследованием. В ходе различных экспериментов было доказано, что оно имеет сложный состав: альфа -, бета -, гамма - излучение.
Альфа-излучение относится к корпускулярным излучениям. Это поток тяжелых положительно заряженных альфа-частиц (ядер атомов гелия), возникающее в результате распада атомов тяжелых элементов, таких как уран, радий и торий. Таким образом, задержать эти частицы способен обычный лист бумаги или внешний омертвевший слой кожи.
Однако вещества, испускающие альфа-частицы, являются долгоживущими. В результате попадания таких веществ внутрь организма с пищей, воздухом или через ранения, они разносятся по телу током крови, депонируются в органах, отвечающих за обмен веществ и защиту организма (например, селезенка или лимфатические узлы), вызывая, таким образом, внутреннее облучение организма. Опасность такого внутреннего облучения организма высока, т.к. эти альфа-частицы создают очень большое число ионов (до нескольких тысяч пар ионов на 1 микрон пути в тканях). Ионизация, в свою очередь, обуславливает ряд особенностей тех химических реакций, которые протекают в веществе, в частности, в живой ткани (образование сильных окислителей, свободного водорода и кислорода и др.).
Бета-излучение (бета-лучи, или поток бета-частиц) также относится к корпускулярному типу излучения. Это поток электронов или позитронов, испускаемых при радиоактивном бета-распаде ядер некоторых атомов. Электроны или позитроны образуются в ядре при превращении нейтрона в протон или протона в нейтрон соответственно.
Электроны значительно меньше альфа-частиц и могут проникать вглубь вещества (тела) на 10-15 сантиметров. При прохождении через вещество бета-излучение взаимодействует с электронами и ядрами его атомов, расходуя на это свою энергию и замедляя движение вплоть до полной остановки. Благодаря таким свойствам, для защиты от бета излучения достаточно иметь соответствующей толщины экран из органического стекла.
Нейтронное излучение (гамма излучение) – еще один вид корпускулярного типа излучений. Нейтронное излучение представляет собой поток нейтронов (элементарных частиц, не имеющих электрического заряда). Нейтроны не оказывают ионизирующего действия, однако весьма значительный ионизирующий эффект происходит за счет упругого и неупругого рассеяния на ядрах вещества.
Облучаемые нейтронами вещества могут приобретать радиоактивные свойства, то есть получать так называемую наведенную радиоактивность. Нейтронное излучение образуется при работе ускорителей элементарных частиц, в ядерных реакторах, промышленных и лабораторных установках, при ядерных взрывах и т. д. Нейтронное излучение обладает наибольшей проникающей способностью. Лучшими для защиты от нейтронного излучения являются водородсодержащие материалы.
Гамма излучение имеет внутриядерное происхождение. Оно возникает при распаде радиоактивных ядер, переходе ядер из возбужденного состояния в основное, при взаимодействии быстрых заряженных частиц с веществом. Высокая проникающая способность гамма-излучения объясняется малой длиной волны. Для ослабления потока гамма-излучения используются вещества, отличающиеся значительным массовым числом (свинец, вольфрам, уран и др.) и всевозможные составы высокой плотности (различные бетоны с наполнителями из металла).
Влияние радиации на организм человека
При воздействии радиации на человека, он получает облучение. Каковы же пути проникновения радиации в человеческий организм? Существуют два канала проникновения излучения в ткани организма.
Внешнее облучение, исходящее от космических лучей, атомов естественных радиоактивных элементов и продуктов их деления. Такая опасность имеет место при испытаниях ядерного оружия и нештатных ситуациях на АЭС и других объектах. При этом доза излучения формируется из рентгеновских и гамма-лучей, а также бета-частиц высоких энергий.
Внутреннее облучение, вызываемое радиоактивными веществами, проникающими внутрь организма с пищей и водой, через порезы и другие повреждения кожи, а также вместе со вдыхаемым воздухом.
Внешнее облучение воздействует на человека только во время нахождения его в радиоактивной зоне. Опасность усугубляет наличие в спектре внешнего радиационного излучения нейтронов. Эти крохотные частицы, не имеющие электрического заряда, легко проникают в ядра атомов. В результате образуются атомы новых радиоактивных элементов. Таким образом, появляется источник вторичного, уже внутреннего облучения.
Именно внутреннее облучение представляет собой наибольшую опасность и более тяжёлые последствия для человеческого организма. Объяснить это можно следующим образом: попавший внутрь организма радиоактивный атом контактирует с облучаемой тканью, и время действия ограничивается лишь периодом его пребывания в теле человека. Кроме того, усиливается локальное действие излучения, поскольку радиоактивные вещества концентрируются в органах избирательно.
Некоторые радиоактивные вещества, попавшие в организм через кожу, попадают в кровеносную систему и вместе с током крови переносятся к отдельным органам, создавая высокие локальные очаги радиации. Результат проникновения радиоактивных веществ совместно с дыханием зависит от размеров частиц. Большинство из них со временем удаляются вместе с выдыхаемым воздухом. Исключение составляют лишь атомы, вступающие в химические связи с костной тканью (уран, цирконий и т. д.).
В результате воздействия радиации чаще всего возникают следующие болезни:
В чем причина негативного воздействия радиации? Негативное воздействие радиации на живые существа объясняется следующей причиной — в результате сильного ионизирующего действия радиоактивного излучения, в живых клетках образуются очень активные молекулы, называемые свободными радикалами. Они являются настоящими агрессорами для всех систем организма, повреждая и убивая живые клетки.
Как действуют на организм человека свободные радикалы?
Результат воздействия радиации на живые организмы зависит от нескольких факторов:
Организм человека способен к регенерации повреждённых клеток, пока их количество не превысит некий критический уровень. При превышении этого предела запускаются необратимые процессы, приводящие к тяжёлым последствиям или даже к смерти.
Вследствие того, что радиация может повреждать клетки, но защитные механизмы самого организма справляется с этим, пока дозы облучения не превысят природный фон в сотни и тысячи раз. Более высокие дозы ведут к острой лучевой болезни и увеличивают на несколько процентов вероятность заболевания раком. Дозы в десятки тысяч раз выше фона смертельны. Таких доз в повседневной жизни не бывает.
Гибель и мутации клеток нашего тела – еще одно естественное явление, сопровождающее нашу жизнь. В организме, состоящем примерно из 60 триллионов клеток, клетки стареют и мутируют по естественным причинам. Ежедневно гибнет несколько миллионов клеток. Множество физических, химических и биологических агентов, включая природную радиацию, также «портят» клетки, но в обычных ситуациях организм легко справляется с этим.
Для живых клеток наиболее опасны изменения в молекуле ДНК. Поврежденную ДНК клетка может «починить». В противном случае она погибнет или даст измененное (мутировавшее) потомство. Погибшие клетки организм замещает новыми в течение дней или недель, а клетки-мутанты эффективно выбраковывает. Этим занимается иммунная система. Но иногда защитные системы дают сбой. Результатом в отдаленном времени может быть рак или генетические изменения у потомков, в зависимости от типа поврежденной клетки (обычная или половая клетка). Ни тот, ни другой исход не предопределен заранее, но оба имеют некоторую вероятность.
Если доза облучения превышает природный фон в сотни раз, это становится заметным для организма. Важно не то, что это радиация, а то, что защитным системам организма труднее справляться с возросшим числом повреждений. Из-за участившихся сбоев возникает дополнительные «радиационные» раки. Их количество может составлять несколько процентов от числа спонтанных раков.
Очень большие дозы, это - в тысячи раз выше фона. При таких дозах основные трудности организма связаны не с измененными клетками, а с быстрой гибелью важных для организма тканей. Организм не справляется с восстановлением нормального функционирования самых уязвимых органов, в первую очередь, красного костного мозга, который относится к системе кроветворения. Появляются признаки острого недомогания - острая лучевая болезнь. Если радиация не убьет сразу все клетки костного мозга, организм со временем восстановится. Выздоровление после лучевой болезни занимает не один месяц, но дальше человек живет нормальной жизнью.
Что вокруг нас радиоактивно?
Человек, как и весь окружающий его мир, радиоактивен. В пище, питьевой воде и воздухе также всегда присутствуют следовые количества естественных радиоактивных веществ. Поскольку природная радиация - неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, ее называют фоновой.
В зависимости от региона планеты уровень естественной радиоактивности может колебаться от 5 до 20 микрорентген в час. По сложившемуся мнению, такой уровень радиации не опасен для человека и животных, хотя эта точка зрения неоднозначна, так как многие ученые утверждают, что радиация даже в малых дозах приводит к раку и мутациям. Правда, в связи с тем, что повлиять на естественный уровень радиации мы практически не можем, нужно стараться максимально оградить себя от факторов, приводящих к значительному превышению допустимых значений.
Естественная радиоактивность существует миллиарды лет, она присутствует буквально повсюду. Ионизирующие излучения существовали на Земле задолго до зарождения на ней жизни и присутствовали в космосе до возникновения самой Земли. Радиоактивные материалы вошли в состав Земли с самого ее рождения. Любой человек слегка радиоактивен: в тканях человеческого тела одним из главных источников природной радиации являются калий–40 и рубидий–87.
Разные виды излучения попадают на поверхность Земли либо из космоса, либо поступают от радиоактивных веществ, находящихся в земной коре, причем земные источники ответственны в среднем за 5/6 годовой эффективной эквивалентной доз, получаемой населением, в основном вследствие внутреннего облучения.
Учтем, что современный человек до 80% времени проводит в помещениях – дома или на работе, где и получает основную дозу радиации: хотя здания защищают от излучений извне, в стройматериалах, из которых они построены, содержится природная радиоактивность.
Существенный вклад в облучение человека вносит радон и продукты его распада. Основным источником этого радиоактивного инертного газа является земная кора. Проникая через трещины и щели в фундаменте, полу и стенах, радон задерживается в помещениях. Другой источник радона в помещении - это сами строительные материалы (бетон, кирпич и т.д.), содержащие естественные радионуклиды, которые являются источником радона. Радон может поступать в дома также с водой (особенно если она подается из артезианских скважин), при сжигании природного газа и т.д.
За последние полвека человек научился искусственно создавать радиоактивные элементы и использовать энергию атомного ядра в самых разных целях. Возникающее при этом излучение стали называть техногенным. Техногенная радиоактивность возникает также вследствие человеческой деятельности. По мощности техногенная радиация может во много раз превосходить природную, но физическая суть у них одна. Поэтому на окружающие предметы и живые организмы природная и техногенная радиация действуют одинаково. Осознанная хозяйственная деятельность, в процессе которой происходит перераспределение и концентрирование естественных радионуклидов, приводит к заметным изменениям естественного радиационного фона.
Сюда относится добыча и сжигание каменного угля, нефти, газа, других горючих ископаемых, использование фосфатных удобрений, добыча и переработка руд.
Так, например, исследования нефтепромыслов на территории России показывают значительное превышение допустимых норм радиоактивности, повышение уровней радиации в районе скважин, вызванное отложением на оборудовании и прилегающем грунте солей радия-226, тория-232 и калия-40. Особенно загрязнены действующие и отработавшие трубы, которые нередко приходится классифицировать как радиоактивные отходы.
Такой вид транспорта, как гражданская авиация, подвергает своих пассажиров повышенному воздействию космического излучения.
И, конечно, свой вклад дают испытания ядерного оружия, предприятия атомной энергетики и промышленности.
Безусловно, возможно и случайное (неконтролируемое) распространение радиоактивных источников: аварии, потери, хищения, распыление и т.п. Такие ситуации, к счастью, очень редки. Кроме того, их опасность не следует преувеличивать.
В каких единицах измеряется радиоактивность?
Мерой радиоактивности служит активность. Измеряется в Беккерелях (Бк), что соответствует 1 распаду в секунду. Содержание активности в веществе часто оценивают на единицу веса вещества (Бк/кг) или объема (Бк/куб.м).
Также встречается еще такая единица активности, как Кюри (Ки).
Это - огромная величина: 1 Ки = 37000000000 Бк.
Активность радиоактивного источника характеризует его мощность. Так, в источнике активностью 1 Кюри происходит 37000000000 распадов в секунду, при этих распадах источник испускает ионизирующее излучения.
Мерой ионизационного воздействия этого излучения на вещество является экспозиционная доза. Часто измеряется в Рентгенах (Р). Поскольку 1 Рентген - довольно большая величина, на практике удобнее пользоваться миллионной (мкР) или тысячной (мР) долями Рентгена.
Действие распространенных бытовых дозиметров основано на измерении ионизации за определенное время, то есть мощности экспозиционной дозы. Единица измерения мощности экспозиционной дозы - микроРентген/час.
Мощность дозы, умноженная на время, называется дозой. Мощность дозы и доза соотносятся так же как скорость автомобиля и пройденное этим автомобилем расстояние (путь).
Для оценки воздействия на организм человека используются понятия эквивалентная доза и мощность эквивалентной дозы. Измеряются, соответственно, в Зивертах (Зв) и Зивертах/час. В быту можно считать, что 1 Зиверт = 100 Рентген. Необходимо указывать на какой орган, часть или все тело пришлась данная доза.
Можно показать, что точечный источник активностью 1 Кюри (для определенности рассматриваем источник цезий-137) на расстоянии 1 метр от себя создает мощность экспозиционной дозы приблизительно 0,3 Рентгена/час, а на расстоянии 10 метров - приблизительно 0,003 Рентгена/час. Уменьшение мощности дозы с увеличением расстояния от источника происходит всегда и обусловлено законами распространения излучения.
Теперь абсолютно понятна типичная ошибка средств массовой информации, сообщающих: «Сегодня на такой-то улице обнаружен радиоактивный источник в 10 тысяч рентген при норме 20».
Во-первых, в Рентгенах измеряется доза, а характеристикой источника является его активность. Поэтому в любом случае речь может идти только о мощности дозы от источника. И не просто мощности дозы, а с указанием того, на каком расстоянии от источника эта мощность дозы измерена.
Далее можно высказать следующие соображения. 10 тысяч рентген/час - достаточно большая величина. С дозиметром в руках ее вряд ли можно измерить, так как при приближении к источнику дозиметр прежде покажет и 100 Рентген/час, и 1000 Рентген/час! Весьма трудно предположить, что дозиметрист продолжит приближаться к источнику. Поскольку дозиметры измеряют мощность дозы в микроРентгенах/час, то можно предполагать, что и в данном случае речь идет о 10 тысяч микроРентген/час = 10 миллиРентген/час = 0,01 Рентгена/час. Тем более что упоминание о "норме 20" можно понимать как условную верхнюю границу обычных показаний дозиметра в городе, т.е. 20 микроРентген/час. Кстати, такой нормы нет.
Поэтому правильно сообщение, по-видимому, должно выглядеть так: «Сегодня на такой-то улице обнаружен радиоактивный источник, вплотную к которому дозиметр показывает 10 тысяч микрорентген в час, при том, что среднее значение радиационного фона в нашем городе не превосходит 20 микрорентген в час».
Какие бывают нормы радиоактивности?
Естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическими лучами и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. Радиоактивный фон присутствует везде и всегда - где-то его уровень больше обычной нормы, где-то меньше.
Человеческий организм не способен с помощью своих органов чувств воспринимать наличие радиоактивных веществ и их излучения (до несмертельных значений), поэтому необходимы специальные измерительные приборы - дозиметрическая и радиометрическая аппаратура.
Уровни безопасных величин поглощённой дозы излучения, измеряемые радиометром или дозиметром, для населения:
Естественный радиационный фон везде свой, в зависимости от высоты территории над уровнем моря и геологического строения каждого конкретного района. Безопасным считается уровень радиации до величины, приблизительно 0.5 микрозиверт в ч а с (до 50 микрорентген в час) до 0.2 микрозиверт в ч а с (соответствует значениям до 20 микрорентген в час) - это наиболее безопасный уровень внешнего облучения тела человека, когда "радиационный фон в норме".
Верхний предел допустимой мощности дозы – примерно 0.5 мкЗв/час (50 мкР/ч).
Сократив время непрерывного нахождения до нескольких часов - люди могут без особого вреда своему здоровью перенести излучение мощностью в 10 мкЗ/ч (соответствует 1 миллирентген в час). А при времени экспозиции до нескольких десятков минут - относительно безвредно облучение с интенсивностью до нескольких миллизивертов в час (при медицинских исследованиях - флюорография, небольшие рентгеновские снимки и др.).
Поглощённая доза облучения накапливается в организме, и за всю жизнь, сумма не должна превышать 100-700 мЗв (для жителей высокогорий и районов с повышенной естественной радиоактивностью почв, подземных вод и горных пород - привычные им дозы будут находиться в верхнем пределе допустимых значений).
Средняя "годовая доза ионизирующих излучений", и внешних и внутренних источников (вдыхаемый воздух, вода, еда), на человека, приблизительно, составляет:
В сумме, обычная средняя годовая эффективная эквивалентная доза от естественных внешних источников радиации, действующей на одного человека, составляет 2 - 3 миллизиверта в год (третья часть, из которых, обусловлена радоном). В зависимости от высоты территории над уровнем моря и геологических условий - фактические значения могут варьировать в широком диапазоне.
Внутренний фон:
В сумме, приблизительно – три-четыре миллизиверта в год на одного человека. Это "безопасная суммарная средняя индивидуальная эффективная эквивалентная годовая доза для населения", учитывающая и внешние и внутренние источники облучения (естественные природные, техногенные, медицинские и прочие). В нашей стране – её величина принимается около 4мЗв/год (приблизительно 0.4 Р/г).
По оценкам ООН, средние годовые дозы, получаемые людьми во всем мире от естественного фонового излучения, составляют 2,4 мЗв/год, а типичный диапазон этих доз – 1-10 мЗв/г. Таким образом, накопленные дозы от естественного излучения, в течение жизни, могут составить около 100-700 мЗв (на разных континентах и в различных регионах планеты - свои значения). Дозы облучения человека могут считаться низкими, если они сравнимы с уровнями естественного фонового излучения, составляющими, обычно - несколько мЗв в год.
Согласно норм Федерального закона "О радиационной безопасности населения" Статья 9. п.2, зффективная доза для человека, в сумме, за период его жизни (принимаемый в расчетах равным 70 лет) - не должна превышать 70 мЗв, что никак не скажется на здоровье и считается безопасным уровнем поглощённой радиации.
В отношении радиоактивности существует очень много норм - нормируется буквально все. Во всех случаях проводится различие между населением и персоналом, т.е. лицами, чья работа связана с радиоактивностью (работники АЭС, ядерной промышленности и т.п.). Вне своего производства персонал относится к населению. Для персонала и производственных помещений устанавливаются свои нормы.
Приведу данные только по нормах для населения - той их части, которая прямо связана с обычной жизнедеятельностью, опираясь на Федеральный Закон "О радиационной безопасности населения" № 3-ФЗ от 05.12.96 и "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99). Санитарные правила СП 2.6.1.1292-03".
Основная задача радиационного контроля (измерений радиации или радиоактивности) состоит в определении соответствия радиационных параметров исследуемого объекта (мощность дозы в помещении, содержание радионуклидов в строительных материалах и т.д.) установленным нормам.
Для вдыхаемого воздуха, воды и продуктов питания нормируется содержание как техногенных, так и естественных радиоактивных веществ.
В дополнение к НРБ-99 применяются "Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов (СанПиН 2.3.2.560-96)".
Нормируется содержание радиоактивных веществ из семейств урана и тория, а также калий-40 (в соответствии с НРБ-99).
Удельная эффективная активность (Аэфф) естественных радионуклидов в строительных материалах, используемых для вновь стоящихся жилых и общественных зданий
Ак не должна превышать 370 Бк/кг, где АRa и АTh - удельные активности радия-226 и тория-232, находящиеся в равновесии с остальными членами уранового и ториевого семейств, Ак - удельная активность К-40 (Бк/кг).
Также применяются ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов" и ГОСТ Р 50801-95 "Древесное сырье, лесоматериалы, полуфабрикаты и изделия из древесины и древесных материалов. Допустимая удельная активность радионуклидов, отбор проб и методы измерения удельной активности радионуклидов".
Нормируется суммарное содержание радона и торона в воздухе помещений:
Не устанавливаются предельные дозовые значения для пациентов, однако выдвигается требование минимально достаточных уровней облучения для получения диагностической информации.
Мощность экспозиционной дозы рентгеновского излучения на расстоянии 5 см от любой точки видеомонитора или персональной ЭВМ не должна превышать 100 мкР/час. Норма содержится в документе "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Некоторые данные о радиационном облучении населения:
(Данные из газет, рентгенологических кабинетов).
Измерение радиационного фона
Дози́метр — прибор для измерения эффективной дозы или мощности ионизирующего излучения непосредственно в том месте, где он находится за некоторый промежуток времени. Само измерение называется дозиметрией.
Типы дозиметров:
Помимо измерения дозы излучения могут измерять активность радионуклида в каком либо образце: предмете, жидкости, газе и т. д. Дозиметры-радиометры могут измерять плотность потока ионизирующих излучений для проверки на радиоактивность различных предметов или оценки радиационной обстановки на местности.
Недорогие индивидуальные дозиметры, которые измеряют мощность дозы ионизирующего излучения на бытовом уровне с не высокой точностью измерения— для проверки продуктов питания, строительных материалов и т. д..
Индивидуальный дозиметр поможет прежде всего тем, кто часто бывает в районах, загрязненных в результате аварии на ЧАЭС (как правило, все эти места хорошо известны).
Кроме того, такой прибор может быть полезен в незнакомой удаленной от цивилизации местности (на пример при сборе ягод и грибов в достаточно "диких" местах), при выборе места для строительства дома, для предварительной проверки привозного грунта при ландшафтном благоустройстве.
Как защитить себя от радиации?
Меры профилактики и продукты питания, снижающие действие радиации
Для выведения радикалов из организма также необходимы профилактические меры. Необходимо вести активный образ жизни, в результате которого усиливается обмен веществ.
Если обмен веществ интенсивный, то вредные добавки, попавшие в организм будут выводятся не задерживаясь, правда это будет происходить в том случае если будут употребляться продукты питания богатые витаминами.
Например, интенсивные физические упражнения заставляют кровь циркулировать быстрее и разогревает организм. Затем кровь проникает глубже в ткани, где хранятся застрявшие вредные отложения. Если сразу после такой физической нагрузки пойти в сауну, то с потом выходят все токсины, соли вымываются из организма.
Вымываются и вредные, и полезные соли. Потом надо сразу восстановить ткани и клетки, и биохимический баланс организма витаминами и натуральными соками.
Сок, который содержит комплект антиоксидантов - это морковный, свекольный, яблочный, смешанный в равных пропорциях. Также очищают организм чай, заваренный на травах.
Лекарственные растения, обладающие кровоочистительные свойствами, их можно применять по отдельности и в составе сборов: листья барвинка, березы, зеленые стебли овса посевного, листья ореха грецкого, листья тысячелистника в соотношении 1:2:2:2:1. (1 столовая ложка смеси заливается одним стаканом кипятка. Принимать по пол стакана 3-4 в день за 30-40 мин до еды).
Плоды шиповника - 15г, плоды боярышника 2-3г, плоды облепихи - 15г. Смесь заварить в стакане кипятка, довести до кипения, настоять 1,5 часа. Принимать по 150-200 мл 4-5 раз в день, как обще укрепляющее средство.
Соки барбариса (плоды), сок березы, ежевики, земляники, лука, моркови, свеклы, лимона, апельсины и т.д
Наиболее эффективным питанием в борьбе с ионизирующим излучением является потребление продуктов содержащих селен. К примеру, снижают воздействие радиации: белый хлеб, пшеница, орехи, редис, семена подсолнечника. Селен зарекомендовал себя как действенное противоопухолевое средство.
Помогут восстановлению организма продукты, включающие в себя пектин: яблоки, сахарная свекла, цитрусовые, виноград.
Полезными являются для организма подвергшегося излучению продукты с высоким содержанием клетчатки. Ее благотворная роль в захватывании радиоактивных частиц в свою ячеистую структуру и способствование их выводу. Клетчаткой богаты: отруби, овощи, бобовые, крупы, хлеб из муки грубого помола. Наиболее эффективными овощами для вывода радиации из организма считаются: морская капуста, сахарная свекла, шпинат и брокколи.
Напитки, способствующие выведению радиации: свежевыжатые соки, кефир, потогенные чаи, недельный настой Чайного гриба. Важно ежедневное потребление большого количества жидкости, так как вода способствует вымыванию радионуклидов и вместе с ними солей тяжелых металлов.
Значимо борются с радиацией и некоторые водоросли. Поэтому для выведения радиации окажется полезным регулярный прием биологически-активных добавок на основе хлореллы и ламинарии.
Частично избавиться от радиоактивных нуклидов поможет лук и чеснок.
Профилактические меры при потенциальном радиационном заражении
Моё исследование
Социологический опрос
Анкета
⃝ Защитная одежда ⃝ Убежища ⃝ Медицинские препараты ⃝ Другое
В ходе соцопроса, который я проводил в своем классе и среди учителей и учащихся других классов, я получил следующие результаты:
Исследование с помощью дозиметра
Определение радиоактивной загрязнённости предметов быта и т.д.
1.Провести измерение радиационного фона (не менее 4 циклов) на расстоянии нескольких метров от проверяемого объекта.
2.Поднести включённый прибор вплотную к проверяемому объекту обследования. Провести измерение мощности дозы (не менее 4 циклов).
3. Сравнить результаты измерений. Если значение второго измерения превышает первое более чем в 1,5 раза, то проверяемый объект имеет радиационное загрязнение.
Проведение радиационного обследования жилых и общественных зданий
1.Провести измерение радиационного фона на открытой местности вблизи обследуемого здания в 5 точках.
2.Провети измерение мощности дозы внутри здания.
3.Если в результате измерения окажется, что мощность дозы внутри здания превышает радиационный фон на открытой местности больше чем на 0,2 мкЗв/ч, то в помещении неблагоприятная радиационная обстановка.
Я получил следующие данные:
Объект | Мощность дозы (мкЗв/ч) | Радиационный фон (мкЗв/ч) |
Во дворе школы | 0,24 | 0,10 |
В школе на первом этаже | 0,16 | 0,02 |
В школе на втором этаже | 0,12 | 0,04 |
Подсобное помещение | 0,16 | 0,20 |
В классной комнате | 0,11 | 0,01 |
У окна | 0,16 | 0,00 |
В столовой | 0,09 | 0,04 |
В туалете | 0,13 | 0,08 |
У стен школы | 0,24 | 0,10 |
У ЖК- монитора | 0,08 | 0,20 |
У старого телевизора | 0,16 | 0,12 |
Выводы:
Исходя из проведенных измерений, я сделал несколько выводов:
7.Общий радиационный фон стабильный, превышения не наблюдаются.
Заключение
Итак, в результате проведения своей исследовательской работы, для себя я полностью переосмыслил все понятия и, ранее имеющиеся у меня, знания о радиации. Во многом радиация, для простых, не углубляющихся в это людей, представляется прежде всего болезнями со смертельным исходом. Но на самом деле, при умелом использовании, она не будет наносить существенного вреда на человеческий организм.
По результатам социологического опроса, в большинстве случаев люди просто-напросто не имели достаточного количество информации о радиации, но хотели бы знать о ней больше. Эта проблема, как раз таки, и является основой боязни слова «Радиация» и именно её необходимо решать в первую очередь.
Таким образом, подводя итог, делаю вывод о том, что радиация, в сегодняшнем мире не является источником паники и ужаса, не является такой опасной, какой её считают люди, что вызвано недостаточной информированностью населения.
Исходя из всего вышеизложенного, считаю, что выдвинутая мной гипотеза полностью подтверждается. Ведь даже на улице, дома, в лесу – везде присутствует такая интересная и волнующая человеческий разум вещь – радиация! Если люди будут знать о радиации больше, смогут различать, при каких условиях она опасна, а где не представляет угрозы, то атомная энергетика в стране может выйти на новый уровень своего развития.
Литература
Радиация: общие сведения, единицы измерения, влияние на человека
Как вывести радиацию, какие продукты выводят радиацию
Загадочная система из шести экзопланет
Городецкая роспись
Как напиться обезьяне?
Прекрасная арфа
"Не жалею, не зову, не плачу…"