Тимофей Федорович Осиповский – первый русский математик, получивший специальное педагогическое образование. Кроме того, он – механик, физик, астроном, оригинальный философ-рационалист, блестящий педагог, крупный организатор образования и неутомимый переводчик передовой западной мысли на русский язык.
Вложение | Размер |
---|---|
dramatizm_sudby_osipovskogo.docx | 46.59 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Валерия Николаевича Кубасова»
Исследовательская работа на тему:
«Гений умеет торжествовать над всеми препятствиями»
(драматизм судьбы Т.Ф.Осиповского)
Секция: «Тимофей Фёдорович Осиповский — гордость земли Владимирской»
Выполнили ученики 10 класса
Архипов Никита, Буданов Дмитрий.
Научный руководитель
Германова Т.Ю.
г. Вязники
Содержание
Тимофей Федорович Осиповский – первый русский математик, получивший специальное педагогическое образование. Кроме того, он – механик, физик, астроном, оригинальный философ-рационалист, блестящий педагог, крупный организатор образования и неутомимый переводчик передовой западной мысли на русский язык. По стечению многих обстоятельств имя Т.Ф. Осиповского полузабыто. Мы заинтересовались этой личностью, и решили узнать о ней больше, проведя своё собственное исследование. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы внести определённый вклад в дело восстановления исторической и гражданской справедливости к человеку, который с немногими отечественными учёными (акад. С.Е. Гурьев, акад. Н.И. Фусс и др.) обеспечил в отечественной науке и образовании непрерывную связь между многогранной деятельностью М.В. Ломоносова (1711-1765) и новаторской геометрией Н.И. Лобачевского (1792-1856).
Данную цель мы планируем достичь путём решения следующих задач:
При решении поставленных задач в реферате будут использоваться следующие методы исследования:
Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
2.Основная часть.
2.1.Биографический очерк. Тимофей Федорович Осиповский родился в селе Осипово Ковровского уезда Владимирской губернии в семье священника Фёдора Ивановича [4, с.172]. Если относительно даты смерти Т.Ф. Осиповского и дня рождения (2 февраля по новому стилю) у историков нет расхождений, то год рождения Тимофея Фёдоровича остаётся под вопросом. В исторической литературе фигурируют 1764, 1765, 1766 гг., см. [5, с.11?]. Наша гипотеза относит рождение Т.Ф. Осиповского на 1766 год. Для этого есть следующие основания. Согласно А.В.Смирнову семинарист Владимирской духовной семинарии Тимофей Осиповский «переходил из класса в класс и в 1783 г. должен был закончить курс в философии. В это время ему шел уже 18-й год» [4, с. 172]. В те годы завершение курса приходилось на июль. Следовательно, согласно А.В.Смирнову семинаристу Тимофею Осиповскому между днём рождения 2 февраля по новому стилю, которое известно абсолютно точно, и июлем 1783 г. было 17 лет. Остается выполнить вычитание 1783 – 17 = 1766! В 1783г. в числе 150 лучших студентов философского и богословского классов духовных семинарий России Тимофей Осиповский попал в первый набор первой в России учительской семинарии в Петербурге, основанной на базе Главного народного училища для приготовления к учительским должностям в расширяющейся сети народных училищ. В Петербурге Т.Ф. Осиповский учился без каникул с ноября 1783г. по август 1786г., специализируясь в физико-математических науках и «как отличнейший студент по сей части – с половины курса был сделан репетитором для своих товарищей» [4, с.178]. Заметим, что репетитором в то время назывался младший преподаватель. По-видимому, репетиторство предполагало некоторое небольшое официальное вознаграждение. После окончания курса Т.Ф. Осиповский был назначен преподавателем физико-математических наук и русской словесности в главном народном училище в Москве. Плодотворная работа Осиповского в этом училище продолжалась 14 лет. В марте 1800 г. Осиповский возвращается в Петербургскую учительскую гимназию уже как профессор физики и математики на кафедру физико-математических наук (эта гимназия в 1819 г. была переименована в Петербургский университет). В это время Академия наук предложила ему вступить в число ее членов со званием адъюнкта математики (адъюнктами тогда называли помощников академиков). По правилам тех лет Т.Ф. Осиповский должен был подать прошение на отставку с занимаемой должности, что было противно его независимому характеру. Прошение он не подал.
В конце 1802г. Т.Ф. Осиповскому было предложено место профессора математики в открываемом Харьковском университете. «По чрезвычайному обременению делами, – пишет Осиповский, – от коего я даже сделался болен, подумав несколько недель, решился я принять сие предложение, но с тем, чтобы мне не проситься у начальства, а чтобы попечитель сам просил меня у начальства». Осиповский прибыл в Харьков в 1803г. и горячо принялся за работу по открытию университета. К чтению лекций Осиповский приступил в феврале 1805г. Осиповский читал различные курсы: так называемую чистую математику, прикладную математику, механику, оптику и астрономию. Этим, однако, не исчерпывается деятельность Осиповского на пользу университета. Еще в апреле 1804г. Осиповский назначается членом Комитета для ускорения дел по открытию университета, а затем он – непременный заседатель Правления; ему поручается присмотр за кассой университета; он – член училищного комитета и комитета по испытанию чиновников гражданского ведомства. Сам Осиповский никогда не стремился к занятию административных должностей. Это видно из того, что он дважды (в 1808 и 1810 гг.) отказывался от ректорского звания, хотя был избран в Совете большинством голосов. С отстранением от должности в 1813г. ректора Стойковича, скомпрометированного коммерческими операциями, Осиповский избирается проректором, а затем и ректором, и переизбирается на следующие трехлетия в 1816г. и 1819г. В результате интриг, враждебных настоящей науке, после семи лет ректорства, в 1820г. Осиповский вынужден был оставить своё детище – Харьковский университет.
После своего увольнения Осиповский переехал на постоянное жительство в Москву, где предался исключительно ученым занятиям. Он окончил начатый им в 1802 г. перевод первых четырех томов «Небесной механики» Лапласа. В Москве Осиповский напечатал, в виде отдельных изданий, два своих сочинения по астрономии и оптике.
Умер Осиповский 12 июня 1832 года. Т.Ф.Осиповский похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Надгробная надпись, согласно [11], гласит:
Осиповский Тимофей Федорович
первый знаменитый русский математик
ректор Харьковского университета
заслуженный профессор высшей математики и астрономии.
Судьба крупного ученого редко бывает безоблачной. Чтобы понять личную драму Осиповского следует, как писал Тацит, «без гнева и пристрастия» оценить два фактора – внешние обстоятельства и характер нашего героя, как ученого и гражданина. Внешние обстоятельства состояли в том, что начало XIX века ознаменовалось оживлением университетского образования в России. Российские университеты получили новый устав (1804 г.), дававший им единообразную организацию и известное самоуправление и автономию в деле преподавания. Увеличение числа университетов в России способствовало росту кадров самостоятельно мыслящей интеллигенции. По-видимому, это напугало правительство. Устав 1804 г. фактически отменяется, свобода преподавания уничтожается, права советов университетов резко ограничиваются. Само существование университетов стояло под угрозой. М. А. Салтыков писал в 1817 г. Ф. К. Броннеру: «Более нежели вероятно, что за исключением Московского все остальные наши университеты будут упразднены, вопрос о закрытии университетов Казанского и Харьковского уже поставлен на очередь». Министерство народного просвещения было преобразовано в 1817 г. в «министерство духовных дел и народного просвещения». Историк Петербургского университета В. В. Григорьев писал: «Университет в самом скором времени принял вид средневекового католического монастыря» [4, с.34]. В среде студентов и профессоров университетов возникает острая борьба двух лагерей. В исторической науке советского времени один лагерь назывался реакционным, другой – прогрессивным. Не испытывая нужды в идеологической раскраске, отнесём к первому лагерю мистиков и шарлатанов, а ко второму – сторонников рационального знания. В Харьковском университете начала XIX в. первый лагерь, состоявший из наиболее значительной части профессуры и студенчества поддерживали мистически настроенный министр и другие влиятельные лица. Второй лагерь, не имевший опоры в «высших сферах», возглавлялся Осиповским. Осиповский очень дорожил своим человеческим достоинством, своим делом и своими учениками. Очевидно, что с такими человеческими установками он не мог миновать изгнания из Харьковского университета, которое ему подготовило само время, см. [14, с.133], [1, с.710]. Однако возникшие трудности не сломили дух Осиповского как ученого. К нему можно отнести слова Белинского о Ломоносове: «гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба». После отставки он завершает перевод четвёртого тома Лапласа и в своём отверженном положении умудряется опубликовать две оригинальные работы. Он продолжает перерабатывать свой объемистый четырехтомный курс математики. Он пишет министру: «Мне нейдет хвалить свой курс, скажу только, что я никакому автору при сочинении его не следовал, но писал его по собственному своему плану. Сказывают, что курс мой переведен уже в Англии на английский язык и введен в училища». В 1812, 1826, 1831 годах Осиповский предлагает Министерству издать полностью четыре тома своего курса, а также сделанный им перевод «Небесной механики» Лапласа, но каждый раз получает отказ. В истории с увольнением Осиповского есть много поучительного для нас, его далеких потомков. Вновь расползается зараза оккультизма, мистики и паранауки, благоприятной средой для которых является, с одной стороны, доверчивое простодушие народа, а с другой – неуважение к достижениям настоящей науки и к национальной истории. Имеется ряд обстоятельных исследований творчества Осиповского, выполненных в советское время [6], [2], [12] и др. В этих исследованиях увольнение Осиповского из Харьковского университета характеризуется как победа реакционного идеалистического крыла университетской профессуры над прогрессивным материалистическим крылом. В наше время мы можем взглянуть на драму Осиповского иначе. Самая простая классификация философии делит последнюю на: философию науки и философию духа. При этом философия науки имеет скромную цель обеспечения только науки, а философия духа, изучающая общие вопросы бытия и сознания, автоматически становится выше философии науки. В этом, на наш взгляд, основной источник конфликта, сломавшего общественную судьбу Осиповского. Дело в том, что естествоиспытателю философия духа мало интересна, что и демонстрировал Осиповский своей деятельностью. С другой стороны, любой крупный естествоиспытатель, в том числе и Осиповский, не только уважает философию науки, но и сам является её явным (Пуанкаре) или неявным творцом (Эйнштейн). В итоге, научные интересы двух практически противоположных школ, мало пересекаясь, создают почву для глубоких обид как с той, так и с другой стороны. Обиды такого рода и привели в Харьковском университете к увольнениям по доносам сначала в 1816 году профессора философии Шада (протеже великого Гете), а затем Осиповского. К чести Осиповского он, будучи в 1816 ректором, в конфликте с Шадом занимал нейтральную позицию, хотя не разделял философских убеждений Шада. Ни Шад, ни Осиповский не добились официального объяснения увольнения.
В начале XIX в., как мы уже говорили, была проведена в России реформа школьной системы. Устав от 5 ноября 1804 г. вводит ступени школьного образования: приходское училище — 1 класс, уездное училище — 2 класса и гимназия — 4 класса. Предусматривается непрерывность программ для всех ступеней. Гимназии открываются во всех губернских городах. В учебном плане гимназий наряду с математикой и опытной физикой вводятся такие предметы, как статистика, политическая экономия, право естественное и народное, эстетика, логика и психология. В преподавании математики «устав» предписывает соединять теорию с практикой, проводить с учениками экскурсии (§ 28), широко использовать наглядные пособия (§ 31). Но эта «весна» продолжается очень короткое время. Александр I «спасает» Европу от революции. Во внутренней политике России начинается аракчеевщина. Министерство народного просвещения объединяется с ведомством духовных дел. Во главе его ставится мистик-реакционер князь Голицын. Над просвещением командуют такие мракобесы, как попечитель Казанского учебного округа М. Л. Магницкий, разгромивший Казанский университет, попечитель Харьковского учебного округа З. Я. Карнеев, разгромивший Харьковский университет, и попечитель Петербургского учебного округа Д. П. Рунич, разрушивший только что открытый Петербургский университет.
В эту эпоху и работал Т. Ф. Осиповский. Ярко выраженный материалист по философским воззрениям, он открыто выступал против кантианства и немецкой идеалистической философии. Исходным пунктом познания он считал опыт, опровергая систему Канта и его учение о пространстве и времени. Осиповский писал: «Пространство и время — условия бытия вещей, в самой природе и в них самих, а не в «нашем только образе существующие». В 1807 Осиповский защитил докторскую диссертацию по философии.. Мировоззрение Осиповского формировалось под влиянием европейского Просвещения: он склонялся к деизму, слыл «вольнодумцем» в религиозных вопросах. В своем Курсе математики (1801) писал об объективной реальности пространства, первичности материальных свойств предметов по отношению к математическим представлениям. Т.Ф.Осиповский известен своей критикой кантовского утверждения об априорном происхождении истин геометрии. В целом воззрения Осиповского не выходили из рамок метафизического механистического материализма. Ученый испытал на себе влияние идей Декарта, что проявилось в преувеличении методологической роли математики, в переоценке познавательного значения аналитического метода. Осиповский боролся против мистики, высоко оценивал роль просвещения и науки. Во взглядах на религию он оставался на позициях деизма. Основные философские сочинения: «О пространстве и времени» (1807), «Рассуждения о динамической системе Канта» (1813). Философские взгляды Т.Ф.Осиповского ярко выражены в его актовых речах. В первые десятилетия существования университета актовые речи занимали видное место в научно-литературной деятельности профессоров. В речи «О пространстве и времени», произнесенной 30 августа 1807 года «в торжественном собрании университета», Осиповский, кратко изложив взгляды новейших философов Германии, и в особенности Канта, на пространство и время, подвергает его идеи критическому разбору и формулирует свое собственное мнение: «...Мое суждение о пространстве таково: понятие о нем производится по впечатлениям, происходящим от него посредством наружных наших чувств на наши внутренние чувства. Впечатление же и тот предмет, который оное производит, не суть одно и то же, но чрезвычайно разнятся между собою, подобно, как цветы, солнцем производимые, разнятся от самого солнца» [9]. Вторая речь Осиповского «О динамической системе Канта» (1813г.) посвящена опровержению идей Канта, высказанных им в его сочинении о метафизических основах естественной науки. «Позвольте мне, почтеннейшие слушатели, сделать при сем краткое обращение к юным питомцам сего святилища наук, для коих единственно избрал я сию сухую и никакого витийства не допускающую, а по сему и незанимательную материю. Ежели вы слышите или читаете, что философ природы постановляет a priori какой-либо закон ея, то буде он не доказывает его с математической строгостью, не полагайтесь на слова сего философа с искреннею к нему достоверностью, как бы сей закон ни обворожал воображение, но испытайте прежде его на оселке строгости математической и тогда только считайте его вероятным, когда он выдержит сию пробу» [10]. Вновь мы видим неявное употребление принципа достаточного основания Лейбница. По поводу этой последней речи проф. К.А. Андреев говорит следующее: «В то время как математические произведения Осиповского, не смотря на свою высокую цену для современников, теперь должны считаться устаревшими, его воззрения философские сохранили свою свежесть до сих пор. Можно сказать, что в этих воззрениях он опередил своих сотоварищей по науке лет на пятьдесят. Это можно объяснить самым складом его ума. Сильный и искусный в построении ряда логических построений, он хорошо видел, что все эти заключения теряют всякую цену, если основания, из которых они исходят, не достаточно прочны. Опираясь поэтому на немногие, но верные данные наблюдательных наук, он прозревал в глубь будущих успехов знания гораздо далее тех мыслителей, которые прельщаясь смелыми гипотезами, строили философские воззрения на зыбкой почве этих гипотез… В речи – «Рассуждение о динамической системе Канта» Осиповский выступил решительным противником метафизических систем, как основания для познания внешнего для человека мира» [13, с.190-191]. Еще большее нерасположение к представителям отвлечённой философии высказывает Осиповский в рецензии на логику Шада; он говорит: «Каждый из философов немецких, как будто для хвастовства, отличался от прочих большим или меньшим количеством странностей в мыслях, но каждый отличался своими странностями, а наш философ, приняв под свой покров странности всех, прибавил к ним еще столько же своих». В 1807 защитил докторскую диссертацию по философии. Ректор Харьковского университета (1813–1820). Был одним из первых в России знатоков «докритического» периода в творчестве И.Канта. Перевел Небесную механику Лапласа и Логику Кондильяка. Мировоззрение Осиповского формировалось под влиянием европейского Просвещения: он склонялся к деизму, слыл «вольнодумцем» в религиозных вопросах. В своем Курсе математики (1801) писал об объективной реальности пространства, первичности материальных свойств предметов по отношению к математическим представлениям. Известен своей критикой кантовского утверждения об априорном происхождении истин геометрии. В целом воззрения Осиповский не выходили из рамок метафизического механистического материализма. Ученый испытал на себе влияние идей Декарта, что проявилось в преувеличении методологической роли математики, в переоценке познавательного значения аналитического метода. Осиповский боролся против мистики, высоко оценивал роль просвещения и науки. Во взглядах на религию он оставался на позициях деизма. Основное философские сочинение: «О пространстве и времени» (1807), «Рассуждения о динамической системе Канта» (1813). В итоге приведённого краткого анализа философских воззрений Осиповского мы обязаны подвергнуть сомнению оценку Осиповского как вульгарного материалиста [3].
В итоге приведённого краткого анализа философских воззрений Осиповского мы обязаны подвергнуть сомнению оценку Осиповского как вульгарного материалиста [3].
3. Заключение
Даже краткий очерк деятельности Осиповского свидетельствует о его уникальной роли в становлении отечественной науки и отечественного образования. К сожалению, память об Т.Ф.Осиповском более хранима на Украине, чем в современной России. Соответственно, в некоторых документах, статьях и книгах Тимофея Фёдоровича Осиповского записывают в малороссы и называют великим украинским учёным, ставя его рядом с малороссами Вернадским и Зеленским, см. [16], [5], [7], [8]. Впрочем, эта ошибка может быть и предметом гордости братских славянских народов. Получается, что Осиповский и после смерти осуществляет культурную связь между нашими народами. По-видимому, необходимы какие-то общественно значимые меры на всероссийском и областном уровнях для того, чтобы по-настоящему «вернуть» Тимофея Фёдоровича Осиповского своим потомкам. Наши предложения: 1) создать краеведческий музей на базе школы…
Спасибо тебе, дедушка!
У меня в портфеле
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Рисуем "Осенний дождь"
Горячо - холодно