У нас в России любовь к своей стране всегда была неразрывно связана с любовью к Малой Родине, к своему народу и близким людям. Их нельзя разделить. Человек не просто узнает, а понимает место, где он родился, где ему суждено жить, и конечно глубже познаёт своё «Я». Деревня Робчуки – моя Родина. Каждый из вас, вероятно, задавал себе вопрос: откуда взялись эти, хорошо знакомые и все же такие загадочные названия родной деревни, улицы, реки; как возникло ваше поселение, кто жил до вас и чем прославил малую Родину. Счастлив человек, если детям и внукам может показать место своего босоного детства или, в крайнем случае, о нём рассказать. Однако о деревне Робчуках знают немногие. Цель исследования: изучив исторический путь развития деревни Робчуки, создать в местном клубе экспозицию о земляках, чьими именами мы должны гордиться. При написании работы использовались методы: анализ исторической литературы, СМИ, архивных документов, воспоминаний, схем и фотодокументов, статистики; интервьюирование. Проанализировав путь развития деревни Робчуки Голышмановского района Тюменской области от XVIII по XXI век, а также деятельность жителей деревни, прославивших свою малую родину, выявлены причины вымирания деревень и сёл России, разработан план мероприятий по созданию и работе экспозиции «Земляки – чьими именами мы гордимся!». Анализ причин отъезда молодёжи из деревень, показал, что пока есть дороги и центры образования, культуры и экономики она живёт и реализуется. Стоит только закрыть школу, клуб и разрушить микроэкономическую систему, деревня начинает умирать. А ведь уникальность России в её нетронутой природе, а где к ней прикоснёшься кроме села.
Вложение | Размер |
---|---|
История деревни Робчуки Голышмановского района Тюменской области | 70.5 КБ |
ЕСТЬ ДЕРЕВНЯ НА ТРАКТЕ СИБИРСКОМ
Воронкова Вероника Ильинична
Россия, Тюменская область Голышмановский район село Усть-Ламенка, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Усть-Ламенская средняя общеобразовательная школа», 10 класс.
Научная статья
Герой Советского Союза Э. Кренкель о Родине сказал: «Родина - какое светлое и большое слово, Родина это я сам, мои друзья, это наши семьи и дети, это дороги в жизнь и мы ходим по этим дорогам, как хозяева»[1]. Родина! Как много в этом слове. И каждый человек вкладывает в него свой смысл. Для некоторых это – уголок, где они родились, для других - это место жительства. Я родилась в небольшой деревне Робчуки, здесь живу и учусь. Значит этот населённый пункт – моя Родина. Каждый из вас, вероятно, задавал себе вопрос: откуда взялись эти, хорошо знакомые и все же такие загадочные названия родной деревни, улицы, реки; как возникло ваше поселение, кто жил до вас и чем прославил малую Родину.
По данным ревизорских сказок в 1795 году в Усть-Ламенской волости насчитывается 11 деревень. Это Загремячая, Растягаево, Горбуново, Темная, Медвежка, Солоновка, Ситникова, Шаньгина, Подволошная, Шабаново и село Усть-Ламенка. В 1810 году по Усть-Ламенской волости насчитывается 25 деревень, в том числе вновь появившиеся: Глубокая, Гришино, Дмитриевка, Ивановка, Калугина, Маркова, выселок Мороково, Пинигина, Хромова, переселенческий поселок Слободской, выселок Тарасовский, поселок Рожковский[2]. Они появились за сравнительно небольшой промежуток времени.
Отмена крепостного права не решила земельного вопроса. Он был наиболее острым в историческом и политическом положении России. Многие видные министры предлагали свои проекты его, решения. Но большую роль в освоении Сибирских земель с моей точки зрения сыграл проект Столыпина П. А., именно переселенческая политика дала много новых населённых пунктов и крепких середняцких хозяйств в Сибири. Кто хотел разбогатеть и стать хозяином, тот ни жалел, ни себя, ни родичей. И своим потом выстрадал собственность. «Трудом, неустанным жарким трудом добывал свой достаток сибирский мужик. Труд его был плодотворен и результативен. Крестьяне в Сибири крепостного права не знали. Это - самые сытые крестьяне» (Ленин). Слабые телом и духом гибли. Сильные становились еще сильней. От года к году, от века к веку, от колена к колену крепло, мужало стойкое племя сибиряков; сформировался их характер – неломкий, не гнутый, упрямый и сильный; обживалась; хорошела городами да селами неоглядная матушка Сибирь.
Перепись 1904 года дает еще два населенных пункта: Раскатайский выселок и поселок Робчуковский.[3] Данное название претерпела несколько изменений: Рябчуковский или Ропчуковский. Некоторые старожилы считают, что данное название происходит от слова роптать. Так как сюда ссылали непокорных малороссов. Об этом говорит микрорайон за рекой Гремяча под названием Хохловка. Если взять названия Рябчуковский, то, скорее всего, произошло от названия птиц рябчиков. По одной из версий речушка, на которой возникла деревня, была названа Гремяча, так как имело неровное русло и, весной разливаясь, сильно журчала, то есть гремела льдами. Хотя на карте река имеет другое обозначение Лама.
В предвоенные годы на берегу реки Вагай в деревне Робчуки были построены клуб и школа, а так же мост, который объединял две большие улицы: Смоленскую и Загремячную. Население в те годы было более 400 человек. Молодёжи в деревне было очень много. Танцевали и пели под гармонь, балалайку и гитару, другой музыки не было. Работала библиотека, была сцена и даже суфлёрка. Молодёжь часто ставила концерты и пьесы. Играли одни девчата, мужики и парни все ушли на фронт. С войны не вернулось более 40 человек. Жизнь продолжалась. Люди постепенно приходили в себя от горя и тяжёлой работы. Парни и девчонки играли в разные игры: городки, цепи – кованы, третий лишний и т. д.
Население в деревне в 1958-1960 годах составляло 375 человек. Народ был очень дружный. Многие годы традицией в деревне было и осталось отмечать фольклорные праздники: Крещение, Рождество, Пасха, Троица, Девятая пятница, Петров день, Покров, Кузьминки. Это всегда были массовые гуляния. Всё население принимало участие. На Рождество дети и взрослые наряжались и ходили по домам, в клуб. На Троицу завивали венки, водили хороводы, а затем опускали венки в воду. Все остальные гулянья с песнями и плясками. Все праздники проходили под гармонь. При клубе работал кружок «Художественная самодеятельность»
По словам старожилов, коренные жители деревни – народ, приехавший с «Россеи». «Наши отцы искали землю для проживания»- вспоминают старики то, что рассказывали им их родители: «Высадили нас на берегу реки. Потом начали строить деревню. Жили плохо. Нечего было есть, нечего было одеть. Среди приезжих были хохлы и смоленские люди. Отсюда появилось название улицы – Смоленская, а за рекой – Загремячная, так как река называлась Гремячка. 14 ноября проходил праздник Кузьминка. В этот праздник собирался народ, играли на гармошках, пели, танцевали. На покос ездили в телегах, напевая туда и обратно песни. Всё делали вместе, и гребли и метали. Раньше жизнь была интересней и дружней. Молодёжь по вечерам пела песни, играла на гармошках. Клуб гудел от песен, а сейчас затишье».
В 1964 году в связи с проводимой в сельском хозяйстве специализацией совхоз «Усть-Ламенский» был разукрупнён: фермы Калининская и Никольская были переданы во вновь организованный совхоз «Евсинский». В хозяйстве осталось 7 ферм: Усть-Ламенская, Робчуковская, Гришинская, Алексеевская, Боровлянская, Горбуновская, Свистовская. В 1970 году в совхозе «Усть-Ламенский» осталось 3 фермы: Усть-Ламенская, Робчуковская, Гришинская, численность рабочих и служащих на конец 1970 года составило 440 человек. 108 человек. В феврале 1990г на основании закона «О кооперации в СССР» исполком районного совета народных депутатов решением № 75 зарегистрировал сельскохозяйственный кооператив «Гришино», от совхоза отделилась ферма Гришинская, в хозяйстве осталось 2 фермы: «Усть-Ламенская», «Робчуковская».[2]
В Гришино было зарегистрировано хозяйство пайщиков ОО «Гришино», в Робчуках индивидуальные хозяйства «Жуковы», «Пинигины», «Марина».
К замечательным людям моей малой Родины относятся Ветераны Великой Отечественной войны. Кайнов Владимир Васильевич родился 4 февраля 1925 года в деревне Робчуки. Воевал на западном фронте с 1941 по 1945 год.
Лузгинов Василий Иванович родился в 1908 году. В семье было шестеро детей. Когда началась война в 1941 году, Василию было 33 года. В первый же год его взяли на фронт. Был дважды ранен. Семье в деревне Робчуки дважды приходили похоронки. Но в 1946 году Василий Иванович вернулся домой живым и невредимым. В теле фронтовика были осколки. В 1990 году Василия Ивановича не стало. Он ушёл из жизни в 82 года.
Нелегко было в годы войны и труженикам тыла. Пинигина Елена Калистратовна родилась в 1930г. в деревне Робчуки. В большой семье, где появилась на свет Елена Калистратовна, было 11 детей. Когда ей исполнилось 3 года, отца не стало. Мать болела. Семье жилось тяжело: было голодно, нечего было одеть. Четверо детей умерло. Когда дети подросли, то начали помогать матери. Приходилось работать на быках, собирать горох, рвать лён, убирали серпами хлеб, пололи его. Закончила Лена только 3 класса, а больше учиться не пришлось.
Семёнова Клавдия Ивановна родилась 17 ноября 1928 года в деревне Робчуки. Училась в робчуковской школе. «Школа у нас была деревянная. Учеников было много. Учителя нас учили хорошие. Мы их любили и слушались», - вспоминает Клавдия Ивановна. Закончила она в этой школе 4 класса. Предметов изучалось много, а училась Клава хорошо. Продолжить образование ей не удалось. «В семье было много детей. Я была самая старшая. За младшими приходилось присматривать», - говорит Клавдия Ивановна. Когда стала она постарше, то два года носила почту из Усть-Ламенки в Робчуки. Время было тяжёлое. Шла война. Затем пришлось ей работать в колхозе на разных работах: гребли сено, садили и копали картошку, пололи и убирали хлеб, лён рвали. «Нашим матерям приходилось в войну работать за мужчин. Они косили и убирали сено. Сами же его вывозили в деревню. В колхозе были коровы: их доили, кормили, поили» - с дрожью в голосе вспоминает Клавдия Ивановна. Да, нелегко приходилось в тяжёлые годы войны и матерям, и детям, и старым людям. Когда закончилась война Клавдия Ивановна вышла замуж и уехала из Робчуков. Сейчас ей 80 лет. Она встречала в своей жизни много трудностей, но не сломилась. Вернулась на свою родину в деревню Робчуки. Считает, что жизнь прожила не зря.
Гребёнкина Анастасия Прокопьевна родилась в деревне Робчуки в 1917 году. Вспоминает: «Мне исполнилось 14 лет, как раз началась война. О начале войны услышала по радио, что уже бомбят Киев. Отца убили, жила с мамой. В военные годы работала бригадиром в колхозе. Было очень тяжело и голодно, но ни кто не жаловался. В День Победы все плакали от радости. Муж вернулся с фронта, а брата убили».
Зорина Александра Кузьминична родилась в деревне Робчуки 19 августа 1930 года. До войны тоже жили трудно. Работали в колхозе. О начале войны узнали по радио. Сразу же забрали на фронт отца и мать. Вспоминает: «Мы остались одни, голодовали. В военные годы пололи, работали на покосе. Подросли и стали работать на заготовке леса. Война запомнилась всеобщим горем, холодом и голодом. Очень плохо ели. Узнали о Победе, когда работали в поле. Все плакали и смеялись одновременно».
Гурчев Николай Ильич родился 25 сентября 1930 года в деревне Робчуки. «Мне исполнилось 13 лет, как началась война. О ней услышал от взрослых. В семье всё изменилось, отца забрали на фронт. Выполнял все работы: косил, пахал, возил сено, заготавливал дрова и т.д. Военные годы запомнились трудностью для всех. День Победы – это радость».
Голушко Ефросинья Митрофановна родилась 7 июня 1923 года в деревне Робчуки. Училась здесь же, закончила 4 класса. «Учиться было нам трудно, не было чернил и бумаги. Приходилось писать сажей на бересте. Да что там говорить про чернила и бумагу, если носить нечего было. Жили очень плохо. Когда началась война, работала бригадиром. Боронили на коровах, семена возили на быках. Похоронки на мужчин получали каждый день. В День Победы все плакали, ждали с фронта уцелевших».
Ващилина - Кривоносова Надежда Ивановна родилась в деревне Робчуки 29 сентября 1918 года. Вспоминает: «В годы войны я работала на молокозаводе, затем телятницей на ферме. В военные годы косила, лес заготовляла, работала на сушке хлеба. Было трудно, голодно. Мы не жаловались. День Победы встретила с радостью». После войны работала свинаркой, в родилке фермы, возила хлеб, корчевала лес, веяла на складе, дёргала лён и др. По вечерам учила пожилых женщин грамоте. Имеет ордена «За добросовестный труд в годы войны», «За трудовую доблесть». С ней проживает дочь, Золотухина – Ващилина Зинаида Яковлевна. Она родилась 18 февраля 1942 года в деревне Робчуки.
Славится наша деревня и предпринимателями. В 1991г. три брата: Владимир, Николай и Александр Пинигины стали заниматься крестьянским хозяйством[4]. Пинигин Владимир Яковлевич родился в 1959 году в деревне Гришино. В Робчуках проживает с 1970г. Работал трактористом в совхозе. Пинигин Александр Яковлевич родился в 1956 г. в деревне Гришино. Проживает в Робчуках с 1970 года. Закончил СПТУ№6. В 1974 году ушёл в армию. Закончив службу, вернулся в деревню и работал здесь трактористом в совхозе. Пинигин Николай Яковлевич родился в 1953г. в деревне Гришино. Проживает в Робчуках с 1970г. Работал трактористом в совхозе. Сейчас занимается пчеловодством. «Крестьянским хозяйством стали заниматься в 1991 году» - говорит Владимир Яковлевич, - «Сейчас крестьянское хозяйство закрыто, так как прибыли оно приносить не стало, держим личное подворье. Сеяли по 400 гектар, потом стали уменьшать до 200 и 100 гектар. В среднем с гектара урожая выходило по 20 центнеров».
Шалатонов Святослав Анатольевич родился в 1958 году в деревне Робчуки. Работал трактористом в совхозе. Сельским хозяйством стал заниматься с 1975 года. Сеял по 300 гектар. Сейчас это дело бросил.
С 2000 года в районе стал проводиться конкурс «Подворье». В нём приняли участие жители деревни Робчуки. Дронов Анатолий Владимирович. Родился в 1955 г. в Новосибирской области. Проживает в Робчуках с 1974 г. Работал трактористом в совхозе. После распада совхоза стал заниматься личным хозяйством. Держали 3 коровы, свиней 40 штук. Дронова Ольга Яковлевна родилась в 1954 г. в деревне Гришино. В Робчуки переехала в 1867 г. Работала на ферме телятницей. В 2000г. участвовали в районном конкурсе «Лучшее личное подворье» и заняли 2 место. «В конкурсе предложила поучаствовать глава сельской администрации Шустова Нина Александровна. Мы согласились и решили себя попробовать. За 2 место мы получили премию в размере 5000 руб. и благодарственное письмо. В 2007 году заняли 1 место в конкурсе «Благоустройство двора» и получили премию в размере 1000 руб.».
В 2010 году семья Воронковых приняла участие в районном смотре-конкурсе «Мой дом - моё подворье» и стали финалистами в номинации «Самые гостеприимные». Получили грамоту и ценный подарок. Воронков Илья Николаевич родился в 1971 году в Оренбургской области. В Робчуки приехал в 1991 году. Учился на электросварщика в городе Сургуте. Сейчас работает в агрофирме «Сибирский урожай», в селе Усть-Ламенка, сварщиком и электриком. Дома держит личное подсобное хозяйство вместе с женой Светланой Анатольевной, коренной жительницей деревни Робчуки. Родилась Светлана Анатольевна в 1975 году. В 1994 году окончила сельхозтехникум «Ишимский», но так как все совхозы в то время разваливались, осталась без работы. С тех пор Илья Николаевич и Светлана Анатольевна держат своё хозяйство. Имеют корову, свиней, бычков, кур и двух дочек Виктрорию и Веронику, которые им во всём помогают. Также имеют приусадебный участок. Выращивают свой картофель, овощи и, конечно же, цветы.
Клуб в деревне Робчуки образовался ещё в предвоенные годы. Сейчас в нашем доме культуры есть своя фольклорная группа, которая была образованна в 1995 году. Её название - «Хохлушечки». В состав этой группы входят: Пинигина Галина Тимофеевна, Жукова Светлана Петровна, Макаренко Тамара Григорьевна, Пинигина Галина Петровна, Рязанова Валентина Александровна, Немцова Нина Михайловна. В декабре 1995 года было поставлено первое мероприятие. Репертуар группы: старинные и современные песни. Руководитель группы Пинигина Галина Тимофеевна родилась в 1959 году в посёлке Ламенский. В Робчуках проживает с 1961 года. Работала на ферме телятницей, дояркой. После распада совхоза работала продавцом в магазине.
У нас в России любовь к своей стране всегда была неразрывно связана с любовью к Малой Родине, к своему народу и близким людям. Их нельзя разделить. Человек не просто узнает, а понимает место, где он родился, где ему суждено жить, и конечно глубже познаёт своё «Я». Мне кажется, что если у человека нет любви к уголку Земли, где он родился или живет, то он не совсем человек, а некое аморфное существо, не помнящее своего родства.
Я горжусь своими земляками, которые многое сделали, чтобы мы учились, трудились и продолжали их традиции. Анализ причин отъезда молодёжи из деревень, показал, что пока есть дороги и центры образования, культуры и экономики она живёт и реализуется. Стоит только закрыть школу, клуб и разрушить микроэкономическую систему, деревня начинает умирать, население стареть и сокращаться. Правительство вместо поддержки малых деревень губит их. А ведь уникальность России в её нетронутой природе, а где к ней прикоснёшься кроме села.
Не исчезай мое село!
Твой берег выбрали поляны.
И ты в его, судьбе назло,
Вцепись своими тополями.
Прижмись стогами на лугу
И не забудь в осенней хмари:
«Ты, будто «Слово о полку» -
В одном бесценном экземпляре»[5].
Н. Дмитриев
Литература
Ребята и утята
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Сказка "Узнай-зеркала"
Сказка об осеннем ветре
Что такое музыка?