В работе представлены общие и отличительные этапы решения задач по органической и неорганической химии
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_po_organicheskoy_himii.docx | 104.68 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Танзыбейская средняя школа»
Индивидуальный проект
«Сравнение способов решения расчетных задач по органической и неорганической химии»
Выполнила:
Новикова Кристина Сергеевна,
ученица 11 класса.
Руководитель проекта:
Чулочникова Оксана Викторовна,
учитель химии.
п.Танзыбей, 2022 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. МЕТОДИКИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ………………………………………………….4
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………....6
2.2. Методика решения задач на вывод формул……………………………….8
2.3 Чек-лист по решению расчетных задач по органической и неорганической химии……………………………………………………………………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………..………………………………….12
Введение.
В нынешнем году мне предстоит сдавать экзамен по химии в форме ЕГЭ. Просматривая демонстрационный вариант, я обратила внимание на, что он содержит 5 заданий по решению расчетных задач как по органической, так и по неорганической химии. За их решение можно получить немало баллов. Поскольку я хочу получить как можно высший балл на ЕГЭ по химии для поступления в вуз на бюджетной основе, то мне необходимо научиться решать задачи по органической и неорганической химии наиболее рациональными для меня способами. Наиболее сложной для меня показалась задача по органической химии на вывод формулы. Передо мной встали вопросы: каким образом схожи и различны способы решения расчетных задач по органической и неорганической химии? Как применить алгоритм решения задачи по неорганической химии для решения задачи по органической химии?
Проблема: поскольку за решение расчетных задач можно получить немало баллов на ЕГЭ по химии, то есть необходимость выявить сходства и различия в способах решения расчетных задач по органической и неорганической химии и определить порядок решения сложных задач.
Цель проекта: сравнение способов решения расчетных задач по органической и неорганической химии и разработка чек-листа по способам решения количественных задач.
Задачи проекта:
Объект исследования: расчетные задачи по химии.
Предмет исследования: способы решения расчетных задач по органической и неорганической химии.
Гипотеза: если определить сходства и различия в способах решения расчетных задач по органической и неорганической химии, то я смогу создать чек-лист, который поможет мне и другим ребятам, сдающим ЕГЭ по химии, верно решать расчетные задачи по органической и неорганической химии.
Методы исследования: анализ и синтез, сравнение, обобщение, определение понятий.
Практическая значимость сравнения способов решения расчетных задач по органической и неорганической химии заключается в том, что на основе них будет создано учебное пособие, которое поможет мне и другим старшеклассникам, сдающим ЕГЭ по химии, верно решать расчетные задачи.
Глава 1. Методики решения задач по органической и неорганической химии.
Задача – это проблемная ситуация требующая решения в обозримом периоде и с применением имеющихся средств и инструментов для решения, с явно заранее заданной целью.
Химические задачиможно решить устным, письменным и экспериментальным способом:
Химические расчетные задачи можно условно разделить на три группы:
По количеству действий, которые необходимо выполнить для нахождения решения задачи: на простые и сложные.
Нескольких краеугольных понятий в химии, без которых совершенно невозможно решение задач:
Моль (количество вещества) - самое гибкое из всех понятий в химии. Количество вещества позволяет вам перейти и к числу Авогадро, и к массе, и к объему.
Количество вещества в химии обозначается n, ν (по греч. читается "ню").
Массовой долей называют отношение массы растворенного вещества к массе раствора. Важно заметить, что в понятие раствора входит как растворитель, так и само растворенное вещество.
Массовая доля вычисляется по формуле ω (вещества) = m (вещества) / m (раствора). Полученное число будет показывать массовую долю в долях от единицы, если хотите получить в процентах - его нужно умножить на 100%.
Алгоритм решения базовой задачи.
Схема 1. Алгоритм решения базовой задачи.
Задачи повышенной сложности включают различные сочетания теоретического материала, являющегося основой различных видов задач, предусмотренных программой; требуют умения логически связывать воедино отдельные химические явления и факты; стимулируют более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний химии.
Алгоритм решения сложных задач по химии.
Глава 2. Практическая часть.
На первом этапе я проанализировала содержании по органической и неорганической химии по следующим критериям: текст задачи. Физические величины, единицы измерения. Результаты анализа занесла в таблицу.
Таблица 1. Сходства и различия в содержаниях расчетных органических и неорганических задач по химии.
Критерий сравнения | Неорганические задачи | Органические задачи |
| Содержит названия неорганических веществ | Содержит названия органических веществ |
|
| |
|
| |
| Единицы измерения одинаковые |
Вывод: Содержания расчетных задач по неорганической и органической химии различаются только по природе реагирующих веществ.
С целью сравнения решения задач по органической и неорганической химии я подобрала однотипные задачи и проанализировала пошагово алгоритм их решения.
Таблица 2.Сравнение алгоритма решения задач по органической и неорганической химии.
Алгоритм | Пример решения задачи по неорганической химии | Пример решения задачи по органической химии |
Условие задачи | Для получения кислорода используют марганцовку – перманганат калия (KMnO4). Какая масса перманганата калия потребуется для получения кислорода объемом 11,2 л (н.у)? | В газовых плитах используют газ – пропан. Рассчитайте какой объем кислорода потребуется для сжигания 1 л пропана. |
Составление уравнения реакции | Если для решения задачи необходимо вести расчет по уравнению химической реакции, то необходимо составить уравнение соответствующей реакции | |
Анализ реагентов и продуктов реакции | 2KMnO4→KMnO4 + MnO2 + O2↑ | C3H8 + 5O2 →3CO2 +4H2O |
Расчет количества исходного вещества | n(O2)= V(O2) / Vm=11.2 л / 22.4 л/моль = 0,5 моль | n(C3H8)= V(C3H8) / Vm = 1 л / 22,4 л/моль = 0,045 моль. |
Расчет количества заданного вещества | n(KMnO4)=0,5 моль ∙2 = 1 моль | n(O2)= 0,045 моль ∙ 5 = 0,225 моль |
Расчет необходимой физической величины | M(KMnO4)=39+55+16 ∙ 4 = 158 г/моль
m(KMnO4)= n(KMnO4) ∙M(KMnO4) = 1 моль ∙ 158 г/моль. | V(O2)= n(O2)∙Vm= 0,225 моль ∙ 22,4 л/моль = 5,04 л |
Вывод: решение задач по органической химии отличается от решения задач по неорганической химии только природой реагирующих веществ.
Проанализировав содержание задачи А35 из демоверсии ЕГЭ по химии, я обратила внимание, что ее решение осуществляется по определенным этапам. Обычно решение этих задач не представляет особых сложностей, однако часто выпускники теряют баллы на этой задаче. Причин бывает несколько:
Задачи на определение формулы органического вещества бывают нескольких видов:
Этапы решения задачи | Действия |
Проанализировать состав продуктов сгорания и сделать вывод о качественном составе сгоревшего вещества. | Так как при сгорании выделился только углекислый газ и вода, то – CхHyOz |
Найти количества веществ продуктов сгорания по формулам. | n(CO2)=m:M=13,2г : 44г\моль=0,3 моль n(C)=n(CO2)=0,3 мольn(H2O)= 5,4 г : 18 г\моль = 0,3 моль n(H)= 2 * n(H2O) = 2 * 0,3 моль = 0,6 моль |
Если сгорело вещество неизвестного состава, то обязательно нужно проверить, содержался ли в нём кислород. | m(O) = m(в-ва) – m(C) – m(H) |
Предварительно нужно найти m(C)илиV(C); m(H) или V(H). | m(C) = n * M = 0,3 моль * 12 г\моль = 3,6 г m(H) = 0,6 моль * 1 г\моль = 0,6 г. Проверка: m(O)= 6,6 г – 3,6 г – 0,6 г = 2,4 г. |
Если кислород содержался в веществе, то найти его количество. | n(O)= m: М = 2,4 г : 16 г\моль = 0,15 моль. |
Найти соотношения индексов по соотношению количеств элементов. | x:y:z = n(C): n(H) : n(O)x:y:z = 0,3 : 0,6 : 0,15 |
Привести числа к целым, разделив наименьшее | x:y:z = 2 : 4 : 1 |
Если известны данные для нахождения истинной молярной массы вещества, найти её по формулам: M= ρ * Vm; M1 = D2 * M2 | |
Написать простейшую формулу и найти ее молекулярную массу. Сравнить истинную молекулярную массу с простейшей и увеличить индексы в нужное количество раз. | Простейшая формула: С2Н4О |
Вывод: При определение количеств веществ по продуктам сгорания применяется алгоритм решения простых задач по неорганической химии. |
При подготовке к ЕГЭ по химии я проанализировала задания 1 и 2 части КИМа и пришла к выводу, что решение сложных задач состоит из повторяющихся этапов, что позволяет разработать алгоритм по их решению
Записать ответ
Заключение.
В ходе проекта, я проанализировала сходства и различия в решении расчетных задач по органической и неорганической химии по следующим критериям:
Оказалось, что задачи по органической и неорганической химии имеют единые подходы к решению и одинаковые физические величины. При решении сложной задачи необходимо осуществить те же самые шаги, что и при решении простой задачи. Единственное отличие в решении сложных задач от простых, это то, что эти шаги будут осуществлять не в одно действие, а в несколько.
Различие задач по органической и неорганической химии заключается в том, что они имеют разную природу реагирующих веществ: органическую, неорганическую.
Так как в КИМе ЕГЭ 2022 года содержится несколько задач по органической и неорганической химии, за верное решение которых можно набрать10 первичных баллов из 56 возможных, которые составляет 18% работы, я разработала чек-лист по решению таких задач. Данный чек-лист поможет добиться 100% результата при решении задач по органической и неорганической химии и повысит полученный балл на экзамен по химии.
Список литературы
2.Классификация задач. http://zadachepohimiy.blogspot.com/p/blog-page_2091.html
3. Аннотация к программе факультативного курса "Решение задач по химии повышенной сложности". https://ciur.ru/vot/vot_siul/DocLib4/Аннотации%20к%20рабочим%20программам/Дополнительные%20общеобразовательные%20программы/Аннотация%20к%20программе%20Решение%20задач%20повышенной%20сложности%20по%20химии%208%20класс.pdf
4. Как решать задачи по химии, готовые решения. https://5-ege.ru/kak-reshat-zadachi-po-ximii/
Зимняя сказка
Круговорот воды в пакете
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Твёрдое - мягкое