Цель работы: провести наблюдение и анализ влияния автотранспорта на окружающую среду.
Задачи:
1. Определить негативные последствия влияния автотранспортного загрязнения на окружающую среду. Изучить химический состав выхлопных газов;
2. Составить рекомендации по уменьшению негативного влияния автомобилей на природу;
3. Провести социальный опрос «Роль автомобиля в жизни человека».
4. Провести органолептический тест
Вложение | Размер |
---|---|
mahinya_matvey_rabota.docx | 598.47 КБ |
Махиня Матвей Владимирович, 6 класс
«Влияние автотранспорта на окружающую среду»
Научный руководитель:
Валиева Зинира Гилемьяновна,
педагог дополнительного образования
Россия, ХМАО-Югра, Сургутский р-н, город Лянтор
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Сургутского р-на «Центр детского творчества»
2023
Оглавление
Введение……………………………………………………………….............................. 4
Глава 1.Теоретическое исследование...............................................................................6
1.1.Негативные последствия влияния автотранспортного загрязнения на окружающую среду……………...…..........................................................................................................6
1.2 Рекомендации по уменьшению негативного влияния автомобилей на природу………………………………………………………………….........................10
Глава 2. Практическая часть..........................................................................................10
2.1 Проведение социального опроса "Роль автомобиля в жизни человека"…....10
2.2. Определение органолептических характеристик проб талой снега, взятой на дорогах г.Лянтор...............................................................................................................11
Заключение………………………………………………………………............……... 12
Список используемых источников……………………………………………....….... 13
Приложение ..………………………………………………………………………...... 15
Введение
Автотранспорт - это вид транспорта с использованием автомобильных дорог.
Все знают, что влияние транспорта на экологию города катастрофично. Машины сжигают ценные нефтепродукты, одновременно загрязняя атмосферу. А так как большинство автомобилей сосредоточено в густонаселенных районах, там наблюдается нехватка кислорода и высокая концентрация вредных выбросов выхлопных газов.
Наряду с преимуществами, которые обеспечивает обществу развитая транспортная сеть, ее прогресс сопровождается также негативными последствиями на окружающую среду. Транспорт относится к главным загрязнителям атмосферного воздуха, водоемов и почвы. Происходит деградация и гибель экосистем под воздействием транспортных загрязнений, особенно интенсивно на урбанизированных территориях.
Куров Б.М. пишет: «Воздействие транспорта на окружающую среду значительно. Оно введет к усилению парникового эффекта, загрязнению воздуха и водоемов, шумовому загрязнению, эрозии почвы» [2].
Современный автомобиль - пример неэкологичного транспортного средства. Поэтому проблемы и пути повышения экологичности транспорта различных видов наиболее целесообразно рассмотреть на примере автомобильного транспорта.
Графкина М. В. Предположила, что: «Экологизировать автотранспорт позволит переход на электрокары. Впрочем, мы только начинаем осознавать, какой ущерб окружающей среде наносит добыча лития, из которого сделаны аккумуляторы» [1].
Сокращение выбросов на транспорте играет решающую роль в борьбе с изменением климата.
Актуальность темы заключается в том, что неблагоприятные экологические факторы негативно влияют на здоровье человека и животных, а также состояние растений.
Объект области: Ханты-Мансийский автономный округ.
Объект исследования: автотранспортные средства и влияние выхлопных газов на окружающую среду.
Предмет исследования: изучение последствий влияния автотранспорта на окружающую среду.
Мы выдвинули гипотезу, что автомобильный транспорт одна из причин экологических проблем.
Цель работы: провести наблюдение и анализ влияния автотранспорта на окружающую среду.
Задачи:
1. Определить негативные последствия влияния автотранспортного загрязнения на окружающую среду. Изучить химический состав выхлопных газов;
2. Составить рекомендации по уменьшению негативного влияния автомобилей на природу;
3. Провести социальный опрос «Роль автомобиля в жизни человека».
4. Провести органолептический тест
Методы исследования:
-Теоретические: анализ, синтез, сравнение ,обобщение.
-Практические: анкетирование, наблюдение, эксперимент.
Глава 1.
1.1. Негативные последствия влияния автотранспортного загрязнения на окружающую среду
Природа - целостная система с множеством сбалансированных связей. Нарушение этих связей приводит к изменению установившихся в природе круговоротах веществ и энергии. Современным обществом в производство и потребление вовлекается такое количество вещества и энергии, которое в сотни раз превосходит биологические потребности человека, что и является основной причиной современного экологического кризиса.
Ханты-Мансийский автономный округ - один из самых динамично развивающихся регионов России, обладающий огромным и разнообразным природно-ресурсным потенциалом. Экологическая ситуация в округе формируется под влиянием фактора воздействия народного хозяйства на окружающую среду, и большую часть вреда наносит нефтегазодобывающий комплекс, являющийся основой экономики округа.
Состояние атмосферного воздуха в автономном округе оценивается как неблагополучное. Ханты-Мансийский автономный округ на протяжении последних лет занимает первое место в Российской Федерации по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.
Наибольший вклад в загрязнение атмосферы вносят предприятия нефтегазодобывающей промышленности. Они влияют на атмосферу организованными и неорганизованными выбросами загрязняющих веществ и парниковых газов. Загрязнение атмосферного воздуха предприятиями нефтегазового комплекса происходит путем выброса химических соединений семи загрязняющих веществ: диоксида и оксида азота, взвешенных веществ (неорганической пыли), сажи, диоксида серы, углеводородов суммарных и оксида углерода. Как писал Миркин Б. М: «Наибольшую опасность в экологическом плане представляет сжигание попутного нефтяного газа на факелах, которые потребляют кислород и загрязняют атмосферу оксидами азота и серы» [4].
Усугубляет положение выброс выхлопных газов автотранспортом.
Сегодня производственная деятельность человечества связанна с использованием разнообразных природных ресурсов, охватывающих большинство химических элементов. Усиление техногенного воздействия на природную среду породило ряд экологических проблем. Самые острые связаны с состоянием атмосферы, гидросферы и литосферы.
Справедливо замечание Мансурова С. Е о то, что: «Одной из проблем урбанизированных территорий является изменение свойств окружающей среды под влиянием автотранспортных средств» [3].
Воздействие автотранспорта Химическое (загрязнение воздушного, водного бассейна и почв выбросами химических веществ), Физическое (шумовое загрязнение), Механическое (сведение растительности, нарушение почвенного покрова, рельефа при строительстве трансп. инфраструктуры).
Пащканга К.В. Приводит следующие данные: «Один легковой автомобиль, проходя в год 15 тыс. км, потребляет около 4 т кислорода, выбрасывает в воздух более 3 т С02, более 500 кг СО, 10 кг резиновой пыли и т.д.» [6].
Автомобили становятся источником большого количества отходов: отработанных нефтепродуктов, технических жидкостей, металлического, в том числе свинцового, лома, технической резины, захламляющих территорию городов. В последствии разложения которых наносится вред животным и растениям. А также вызывает у человека:
- Отёк слизистых оболочек;
- Затруднительное дыхание;
- Болезни лёгких;
- Аллергию;
- Острые головные боли;
- Психические расстройства;
Заболевания, вызванные осадком свинца;
- Раковые заболевания;
- Вымывания кальция;
- Ослабление иммунитета.
В результате оседания дорожной пыли в близлежайших водных бассейнах, приходят в негодность питьевые источники, рыбохозяйственные объекты. Автомобили сжигают огромное количество ценных нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмосфере. Поскольку основная масса автомобилей сконцентрирована в крупных и крупнейших городах, воздух этих городов не только обедняется кислородом, но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов. Согласно данным статистики в США, все виды транспорта дают 60% общего количества загрязнений, поступающих в атмосферу, промышленность - 17%, энергетика - 14%, остальные -9% приходятся на отопление зданий и других объектов и уничтожение отходов.
Небел Б. В. установил, что: «Один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов» [5].
Воздействие атмосферных загрязнений на здоровье человека можно подразделить на два вида в зависимости от времени проявления эффекта: острое, сказывающееся в период или непосредственно вслед за повышением концентрации токсичного вещества, и хроническое воздействие, результат которого проявляется не сразу, а через некоторое время, иногда через годы. Как в первом, так и во втором случаях атмосферные загрязнения могут быть непосредственной причиной развития заболевания или оказывать не специфическое отягощающее воздействие.
Проникновение различных вредных веществ повышенной концентрации через органы дыхания в наши дни привело к существенному изменению состояния организма. Развилось патологическая повышенная чувствительность организма. Ощутимыми темпами происходит накопление наследственных пороков. Широкое распространение получили хронический бронхит, а также прежде формы легочной патологии, такие как аллергические воспаления альвеол. Увеличилось число больных бронхиальной астмой, относящейся к наиболее тяжелым проявлениям аллергии. Особую тревогу вызывает увеличение количества больных раком легкого, который по своей распространительности у мужчин вышел на первое место среди онкологических заболеваний. Потому как остро стоит проблема защиты воздушной среды от всех видов загрязнений.
Рыженков А.П. писал в своих трудах: «В условиях сильного городского шума происходит постоянное напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости. Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетенности, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечнососудистой системы. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает продолжительность труда» [7].
Испарение бензина в атмосферу характерны не только для подвижных источников, но и для стационарных объектов автотранспортного комплекса, к которым, в первую очередь, следует отнести автозаправочные станции (АЭС). Они получают, хранят и реализуют бензин и другие нефтепродукты в больших количествах. Это является серьезным каналом загрязнения окружающей среды, как в результате испарения топлива, так и в результате разливов.
Выхлопные газы - это продукт окисления и последующего неполного сгорания в двигателе углеводородного топлива.
Если человек долго контактирует с воздухом, отравленным выхлопными газами, то это вызывает иммунодефицит, то есть общее ослабление организма. Выхлопные газы поступают в слой атмосферы около земли, оседают на почве и растениях, затем попадают в организм животных, человека и вызывают различные заболевания, в том числе канцерогенные.
Парниковые газы, входящие в состав автомобильных выхлопов, способны удерживать тепло в атмосфере земли, а это способствует глобальному изменению климата.
Самое большое число токсичных веществ автотранспорт выбрасывает в воздух на остановке перед светофором, на перекрестках, при разогреве двигателя зимой, при малой скорости.
Наиболее сильно выхлопные газы действуют на водителей и пассажиров автомобильного транспорта, особенно, если они долго стоят в пробках. Среди пешеходов больше всех страдают дети, так как самое большое количество вредных примесей находится в слое воздуха около земли на уровне дыхательных путей ребенка.
Состав выхлопных газов автомобиля зависит от того, в каком режиме работает. Двигатель и от его технического состояния, от состава и свойств топлив и масел, которые применяют в автомобиле. Выхлопные газы содержат около 200 Химических соединений.
Примерный химический состав выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей приведен в Таблице 1.(Приложение1)
Вывод: результат загрязнения проявляется в истощении озонового слоя, ухудшении качества окружающей среды, гибели редких форм животных. Здоровье человека снижается, появляются хронические заболевания. Первой страдает окружающая среда, она постепенно разрушается. Рост углекислого газа в атмосфере растения не в состоянии компенсировать, фотосинтез слабеет.
Глава 1.2. Рекомендации по уменьшению негативного влияния автомобилей на природу
Приоритетными направлениями снижения загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом являются:
- применение новых видов автотранспорта, минимально загрязняющих окружающую среду (например, электромобили);
- рациональная организация и управление транспортными потоками;
- использование более качественных или экологически чистых видов топлива (например, газ);
- применение совершенных систем - катализаторов топлива и систем шумоглушения- глушителей шума;
- использование устройств снижения объёма выбросов;
- применение оборотного механизма водоснабжения автомоек;
- озеленение автомагистралей;
- использование подземных стоянок.
С тем, что автомобили наносят вред экологии, уже давно согласились даже самые отчаянные скептики. Во многих странах власти стараются этот вред минимизировать, используя свои рычаги влияния.
Методов много: от жесткого вроде ограничения передвижения особо чадящих машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) до более мягких, например, субсидий на покупку электромобилей.
Автомобильные компании тоже постоянно работают над экологичностью своей продукции. Развитие технологий позволяет сокращать количество вредных веществ в выхлопах бензиновых и дизельных двигателей.
Вывод: природу нужно беречь для того, чтобы у нас на Родине было хорошо и красиво. Уничтожая природу, мы потихоньку губим себя.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Проведение социального опроса «Роль автомобиля в жизни человека».
Цель анкетирования: выяснить мнение владельцев автомобилей о влиянии автомобильного транспорта на окружающую среду.
В результате проведения анкетирования с владельцами автомобилей было опрошено 28 человек. (Приложение 2. диаграмма)
Результаты анкетирования:
Основным критерием при покупке автомобиля является потребность семьи. После приобретения автомобиля владельцы берегут свою машину и стараются ездить на умеренной скорости, регулярно проводят профилактику, держат в исправности масляные и воздушные фильтры. Но многие «гоняют» двигатель на холостом режиме и моют в летнее время машину в реке или пруду. Хотя почти все опрошенные владельцы автомобилей знают, что автомобильный транспорт - основной источник загрязнения воздуха.
Вывод: Полученные результаты были полезны моим друзьям и знакомым. Многие из них не задумывались о том, как автомобили могут загрязнять окружающую среду и как сохранить чистоту воздуха. Наше исследование доказывает, что проблема загрязнения нашего воздуха транспортом существует. Это касается каждого из нас.
2.2.Определение органолептических характеристик проб снега, взятой на дорогах г.Лянтор (Приложение 3)
Цель : оценка экологического состояния снега (талой воды) по величинам определяемых показателей воды.
Тест 1. Определение запаха.
Для того чтобы определить запах , мы заполнили чашки Петри снегом. Снег на пробу мы взяли возле леса, рядом с дорогой, и с дороги. Подождали пока оттает снег. Последовательно открыли чашки Петри с пробами талой воды (I, II, III) и, неглубоко вдыхая воздух, сразу определили характер и интенсивность запаха. Интенсивность запаха мы определили по пятибальной системе.
Проба | Интенсивность запаха | характеристика | баллы |
I (зеленый массив) | нет | Запах не ощущается | 0 |
II (возле дороги) | заметная | Легко замечается | 3 |
III (дорога) | отчетливая | Обращает на себя внимание | 4 |
Тест 2. Определение характера запаха.
Проба | Характер запаха |
I (зеленый массив) | Отсутствует |
II (возле дороги) | Запах искусственного происхождения: нефтепродуктов |
III (дорога) | Запах искусственного происхождения: нефтепродуктов (бензиновый), резина |
Тест 3. Определение цветности и мутности воды.
Мы заполнили чашки Петри талой водой из 3х проб. Определили цвет воды, рассматривая чашки сверху на белом фоне при боковом освещении. Чтобы определить мутность воды в тех же чашках Петри с пробами I, II, III, мы рассматривали их сверху на темном фоне при достаточном боковом освещении.
Проба | Цветность воды | Мутность воды |
I (зеленый массив) | Бесцветная | Прозрачная |
II (возле дороги) | Светло-серая | Мутная |
III (дорога) | Темно - серая | Очень мутная |
Вывод: По проанализированным показателям видно, что в пробах II, III -неудовлетворительные органолептические характеристики, которые свидетельствуют о загрязнениях снега, взятого с автодороги и вблизи дороги. После фильтрования их на фильтре остались частички загрязнителей: пыли, сажи, шинной пыли, мелкий песок.
Заключение
Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Существует несколько наиболее важных причин отставания России в сфере экологии: низкая культура эксплуатации автомобилей. Количество неисправных автомобилей, находящихся в эксплуатации до сих пор весома; отсутствие жестких законодательных требований к экологическим качествам автомобилей.
Потребитель не заинтересован покупать экологически более чистые, но при этом более дорогие автомобили, а производитель не склонен их выпускать; неподготовленность инфраструктуры эксплуатации автомобилей, оборудованных в соответствии с современными экологическими требованиями; в отличие от европейских стран, у нас в стране до сих пор затруднено внедрение нейтрализаторов.
В последние годы ситуация начала меняться к лучшему. Хотя введение в действие жестких экологических норм и происходит с опозданием в 10 лет, важно, что оно началось. Основные пути снижения экологического ущерба от транспорта заключаются в следующем:
- оптимизация движения городского транспорта;
- разработка альтернативных энергоисточников;
- дожигание и очистка органического топлива;
- создание (модификация) двигателей, использующих альтернативные топлива;
- защита от шума;
- экономические инициативы по управлению автомобильным парком и движением
В данной работе мы выявили и подтвердили гипотезу, на сколько сильно влияет на окружающую среду увеличение количество автомобилей, а также узнали, на что обращают внимание автомобилисты при покупке транспортного средства.
Мы понимаем, что количество автотранспорта в городе и по стране, и в мире будет увеличиваться, ведь автомобиль - это не роскошь, а лишь средство передвижения. Но если человек не будет задумываться об ответственности за окружающую среду, то может наступить экологический кризис.
Список использованных источников
1. Графкина М. В., Михайлов В.А. Экология и автомобиль. Издательский центр «Академия», 2018
2. Куров Б.М. Как уменьшить загрязнение окружающей среды автотранспортом? // Россия в окружающем мире. Аналитический ежегодник. 2018 г.
3. Мансурова С. Е., Г.Н. Кокуев Г. Н., Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города, Москва, Владос, 2011
4. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России, Москва, 2018
5. Небел Б. В. Наука об окружающей среде: Издательство Москва «Мир» 2020
6. Пащканга К. В. Охрана природы» под редакцией профессора, Москва. «Просвещение», 2019.
7. Рыженков А.П. Человек окружающий мир. - М.: Просвещение 2019
Интернет ресурсы:
1. https://moluch.ru/archive/211/51590/
2. https://vtorothodi.ru/ecology/vliyanie-transporta-na-okruzhayushhuyu-sredu
Приложение 1
Таблица 1.
№п/п | Наименование компонента | Бензиновые двигатели | Дизели | Химическая формула |
1. | Азот, % об. | 74-77 | 76-78 | N2 |
2. | Диоксид углерода, % об. | 0-16,0 | 1-10 | CO2 |
3. | Кислород, % об. | 0,2-8,0 | 2-18 | O2 |
4. | Пары воды, % об. | 3,0-5,5 | 0,5-4,0 | H2O |
5. | Оксид углерода, % об. | 0,1-5,0 | 0,01-0,5 | CO |
6. | Углеводороды (суммарно), % об. | 0,2-3,0 | 0,09-0,5 | CxHy |
7. | Оксиды азота, % об. | 0,0-0,8 | 0,0002-0,5 | NOx |
8. | Альдегиды, % об. | 0-0,2 | 0,001-0,009 | R-CHO |
9. | Сажа, г/м3 | 0-0,04 | 0,01-1,10 | C |
10. | Бензпирен-3,4, г/м3 | 10-20*10-6 | 10*10-6 | C20H12 |
Приложение2
Социальный опрос «Роль автомобиля в жизни человека».
Вопросы | Ответы |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Приложение 3
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Выбери путь
Любили тебя без особых причин...
Тупое - острое
Как напиться обезьяне?