...
Вложение | Размер |
---|---|
v_chem_sekret_chelovecheskoy_pamyati.doc | 185.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8»
ФЕСТИВАЛЬ
УЧЕНИЧЕСКИХ
ПРОЕКТОВ
ПРОЕКТ
«В чём секрет человеческой памяти?»
Автор: Успеньева Юлия,
ученица 2 «Б» класса
Руководитель: Федорова Екатерина Борисовна,
учитель начальных классов
Нижневартовск,2016
Оглавление
1. Введение …………………………………………………………...……………………….…3
2. Теоретическая часть…………………………………………………..………………………4
3. Практическая часть……..………………………………………………...…………………..5
4. Заключение ……………………………..……..………………………..……………………..9
5. Список литературы ………………………………………………………………………….10
6. Приложение
Введение
Актуальность темы.
Я учусь уже во 2 классе. На уроках русского языка и математики, чтения и окружающего мира мы ежедневно изучаем новый материал. Нас окружает множество информации: телевизор, книги, интернет. Мы вынуждены запоминать большое количество разной информации, напрягать свою память, чтобы всё запомнить. Я обратила внимание, что не все ребята в нашем классе имеют хорошую память.30%- слуховая,50%-зрительная,20%-механическая. Они часто забывают материал, а иногда даже забывают тетради и учебники, ручки и карандаши. Это очень мешает им учиться. Тогда мы решили выяснить, как можно помочь моим одноклассникам и себе. Мне хочется узнать о том, что такое память и что нужно сделать, чтобы ее улучшить и можно ли это сделать.
Цель исследования: выявить наилучшие приемы запоминания для одноклассников.
Задачи:
3. проведение анкетирования и тренировка памяти с помощью отобранных приемов;
4. обобщение приёмов для улучшения памяти.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что существуют приёмы, которые могут улучшить память.
Объект исследования: память человека.
Предметом исследования: приёмы улучшения памяти.
Методы исследования:
- анкетирование;
-наблюдение;
-изучение литературы по данной теме;
- обобщение приёмов для улучшения памяти;
-практическая работа по тренировке памяти.
Теоретическая часть
Память человека
Память – это один из важнейших процессов, с помощью которого человек познаёт окружающий мир.
Система человеческой памяти
Запоминание – это сохранение информации в памяти человека.
Заучивание – это целенаправленные действия человека, чтобы запомнить информацию.
Сохранение – это удержание в памяти информации.
Узнавание – это чувство знакомости.
Воспроизведение – это появление в памяти, ранее воспринятой информации.
Припоминание – это самое активное воспроизведение информации.
Забывание – это исчезновение из памяти какой-либо информации.
Виды памяти
Вывод:
Наши теоретические исследования позволили получить информацию, которая раскрыла понятие «память». Мы выяснили, что память человека разнообразна и многогранна. В течение жизни память меняется. Память можно развивать и улучшать, а как это можно сделать, постараемся раскрыть в следующих главах нашей работы.
Практическая часть
1. Анкетирование
В начале своего исследования я провела у одноклассников анкетирование. На первый вопрос: «Используете ли вы в повседневной жизни какие – либо специальные приёмы и упражнения для лучшего запоминания информации, применяете ли эти приёмы в учёбе, при выполнении домашнего задания?» были даны следующие ответы:
Название приёма | Пример | Количество человек | Область применения | Источник информации |
Запоминание цепочки последовательных слов | цвета радуги названия падежей | 3 | Повседневная жизнь, уроки ИЗО | Школа, детский сад |
Запоминание дат | 7 апреля (Международный день птиц) – 7 лет младшему брату, он любит кормить голубей | 1 | Повседневная жизнь, уроки окружающего мира, литературного чтения. | «Свой» приём |
Рифмовка | 1. Сколько в слове гласных - столько и слогов. Это знает каждый из учеников. 2. 6ю8 = 48 5ю5 = 25 6ю6 = 36 | 3 | Уроки русского языка, математика | Школа |
Второй вопрос анкеты: «Какие виды работ при заучивании вызывают у вас наибольшее затруднение?» Ответы получились следующие:
Трудности в запоминании | Количество человек |
Заучивание стихотворения наизусть | 8 |
Пересказ текста | 8 |
Таблица умножения | 10 |
Словарные слова | 5 |
Мы выяснили особенности памяти младшего школьника. Она не является совершенной. Поэтому учиться бывает очень трудно. Многие ребята не умеют работать с большими объемами информации, так как у них не развита смысловая или логическая память. Психолог рассказал нам о том, что в младшем школьном возрасте происходит переход от наглядно-образной памяти к логической (интервью с педагогом-психологом см. приложение 1). Но, чтобы этот переход состоялся, требуется упражнять свою память. В этом может помочь мнемотехника – система специальных упражнений.
2. Мнемотехника и её секреты
Что такое мнемотехника
Существуют приемы улучшения памяти, основанные на принципах запоминания, хранения информации, и ее воспроизведения. Такие приемы называются мнемотехническими.
МНЕМОТЕХНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, которые облегчают запоминание и улучшение памяти путем образования искусственных ассоциаций.
В чём же секрет мнемотехники?
В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация.
Ассоциации позволяют нам, например, при слове «кошка» представлять себе образ животного с длинными усами, хвостом, мягкой походкой и т. д. Если продолжать думать об этом зверьке, то, возможно вспомнить, где в последний раз его видели и т.д.
Вот и весь «секрет»!
Мнемоприём Пиктограмм (приём запоминания стихов, текстов)
Пиктограмма – это графические картинки, которые человек придумывает сам с целью запоминания каких-либо слов и выражений.
План использования пиктограмм при работе с текстом:
1. Прежде всего в тексте надо выделить ключевые слова или короткие выражения.
2. К каждому из выделенных слов или выражений нужно нарисовать пиктограмму – то есть такую картинку, которая сможет впоследствии напомнить именно это слово. Картинка должна быть достаточно простой, главное, чтобы она впоследствии смогла напомнить слово или выражение, к которому она была нарисована.
Мнемоприём «Я и моя семья»
Этот приём я придумала сама и применяю его на практике. Данный приём можно использовать для запоминания многозначных чисел. Суть его состоит в следующем: число разбивается на части, и каждая часть ассоциируется с определённым событием в жизни человека или его семьи. Например, число 1418 (14 и 18) в 14 лет я получу паспорт, в 18 – поступлю в институт. Запоминаю – с паспортом в институт.
Мнемоприём «Запоминание цепочки слов»
Для запоминания определённой последовательности слов можно использовать мнемоприём «Образование фраз из начальных букв запоминаемых слов»
А) Для запоминания падежей:
«Иван (Ирина) Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».
«Иван Родной Дай Водицы — Тётя Просит».
Б) Название и порядок следования планет Солнечной системы:
Начиная от Солнца: 1 -Меркурий,2 -Венера,3- Земля, 4- Марс, 5- Юпитер,6- Сатурн,7 - Уран, 8- Нептун (Плутон — с 2006 года карликовая планета).
Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты
Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет
В) Для запоминания цветов радуги по порядку:
Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь.
Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
Г) Последовательность цветов в Российском флаге
Сверху вниз: Белый-Синий-Красный, БСК – соответствует последовательности согласных в слове «БеСКрайний».
Подручные мнемоприёмы
Определение убывающей, растущей луны
Для запоминания того, «растущей» ли является фаза Луны, можно использовать палец, карандаш, палочку, «приставленную» к полумесяцу на небе: если получается буква Р – растущая, иначе С – стареющая (вариант: Р – ребёнок, С – старик).
Определение количества дней в месяце по руке
Можно запомнить количество дней в месяцах года по выступающим косточкам пальцев. Необходимо сжать руки в кулаки и сложить два кулака вместе, боком друг к другу. Счёт месяцев идёт по выступающим косточкам пальцев и по впадинкам между косточками. Если месяц приходится на косточку, значит он длинный, в нём 31 день; если на впадинку — значит короткий, в нём 30 дней, или 28/29, если это февраль.
Таблица умножения на 9.
Положить ладони на стол. Мысленно дать каждому пальцу, начиная от мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой, свой номер от 1 до 10
Допустим, нам надо умножить 3 на 9. Чтобы вычислить ответ, надо найти палец под номером 3 и поднять его. А затем посмотреть, сколько пальцев осталось лежать справа и слева. Количество пальцев слева от поднятого пальца (в нашем случае их 2) — это десятки, количество пальцев справа (у нас это 7) — это единицы. Итого, получаем — 2 и 7, то есть 27.
Дневник наблюдений: Подручный мнемоприём. Таблица умножения на 9.
Цель: выучить таблицу умножения на 9 за три дня. И проверить через какое-то время знания таблицы умножения на 9, тренируясь ежедневно.
Описание приёма: положить ладони на стол. Мысленно дать каждому пальцу, начиная от мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой, свой номер от 1 до 10.
Допустим, нам надо умножить 3 на 9. Чтобы вычислить ответ, надо найти палец под номером 3 и поднять его. А затем посмотреть, сколько пальцев осталось лежать справа и слева. Количество пальцев слева от поднятого пальца (в нашем случае их 2) — это десятки, количество пальцев справа (у нас это 7) — это единицы. Итого, получаем — 2 и 7, то есть 27.
Дни | Результат |
1 день | Освоила подручный мнемоприём таблицы умножения на 9. Мысленно дала каждому пальцу, начиная от мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой, свой номер от 1 до 10. |
2 день | Быстро рассказываю таблицу на 9 с помощью пальцев. |
3 день | Выучила таблицу на 9. Рассказываю её уже без помощи пальцев, только мысленно представляю их себе. |
Через неделю | Рассказываю таблицу на 9. |
Через месяц | Рассказываю таблицу на 9. |
Вывод:
Анкетирование одноклассников показало, что нам есть, куда стремиться. Пока возможности нашей памяти не позволяют достичь высоких результатов в учёбе всем ребятам. Мы считаем, что память надо тренировать. Для тренировки нужны специальные упражнения и приемы. Тренироваться нужно ежедневно. Систему приемов мнемотехники следует использовать на разных уроках, по разным предметам. Отличным подспорьем для этого станет наша копилка. Мы уверены в том, что материал, который был нами собран, будет востребованным среди моих одноклассников.
Память слабеет, если ее не упражняешь. (Цицерон). Слова Цицерона подтверждают наши исследования. Память можно и нужно тренировать. Только в этом случае можно быть уверенными в том, что учиться будет легко. Ты ничего не забудешь, твоя память тебе всегда поможет.
Заключение
Наше исследование показало нам, как важно знать свои способности. Теперь мы понимаем, что память – это инструмент, которым человек может пользоваться умело. Чтобы стать искусным мастером, требуется тренировка памяти. Вот здесь и помогает человеку мнемотехника. Освоить эти приемы несложно.
Объектом нашего исследования стала память человека. Мы только немного прикоснулись к такой важной теме. Наша цель выяснить, какие существуют приёмы для улучшения памяти.
Гипотеза исследования подтвердилась.
Своим одноклассникам я сделала памятки, где отразила формулу, приёмы и упражнения для отличного запоминания информации. На уроках русского языка и математики, чтения и окружающего мира будем стараться применять приемы мнемотехники. Наш учитель пообещал в этом помочь. И тогда, мы можем быть уверенными в том, что учиться будет легко, интересно и весело.
Список литературы
Новый снимок Юпитера
Ночная стрельба
Мост из бумаги для Киры и Вики
Красочные картины Джастина Геффри
Рождественский венок