Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности, геометрия здесь занимает не последнее место.
Цель программы: создание запаса геометрических представлений, решение задач по заготовленным чертежам в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов; максимальное развитие познавательных способностей учащихся; развитие их творческих способностей.
В этой программе центр внимания - геометрическая фигура, она является генетически исходной клеточкой всего учебного материала.
Задачи программы:
-развитие логического мышления и интуиции учащихся их пространственным опытом.
-учить грамотной математической речи, добывать и грамотно обрабатывать информацию, умению обобщать и делать выводы;
-умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
Планируемые результаты освоения курса
Личностных:
Метапредметных:
Предметных:
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Форма итоговой аттестации – в виде итогового зачета, защиты
Учебно – тематический план
№ | Тема | Количество часов |
|
| |||||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
|
|
| ||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
|
|
| ||
1. | Предметы и геометрические фигуры. Важные признаки геометрических фигур | 1 | 1 |
|
|
|
| ||
2 | Смежные углы | 1 | 1 |
|
|
|
| ||
3 | Вертикальные углы | 1 | 1 |
|
|
|
| ||
4 | Признаки равенства треугольников | 1 | 1 |
|
|
|
| ||
5 | Периметр равнобедренного треугольника | 1 | 1 |
|
|
|
| ||
6 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | 1 |
|
|
|
| ||
7 | Признаки параллельных прямых | 1 | 1 |
|
|
|
| ||
8 | Свойство углов при параллельных прямых | 1 | 1 |
|
|
| |||
9 | Углы треугольника | 1 | 1 |
|
|
|
| ||
10 | Свойства прямоугольного треугольника | 1 | 1 |
|
|
| |||
11 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | 1 |
|
|
|
| ||
12 | Расстояние от точки от прямой | 1 | 1
|
|
|
|
| ||
13 | Определение и признаки параллелограмма | 1 | 1 |
| 03.12 |
|
| ||
14 | Свойства параллелограмма | 1 | 1 |
| 10.12 |
|
| ||
15 | Параллелограмм | 1 | 1 |
| 17.12 |
|
| ||
16 | Трапеция
| 1 | 1 |
|
|
|
| ||
17 | Площадь прямоугольника | 1 | 1 |
|
|
|
| ||
18 | Площадь параллелограмма
| 1 | 1 |
|
|
| |||
19 | Площадь треугольника | 1 | 1 |
|
|
| |||
20 | Площадь трапеции
| 1 | 1 |
|
|
|
| ||
21 | Теорема Пифагора | 1 | 1 |
|
|
| |||
22 | Определение подобных треугольников | 1 | 1 |
|
|
|
| ||
23 | Признаки подобия треугольников | 1 | 1 |
|
|
|
| ||
24 | Средняя линия треугольника | 1 | 1 |
|
|
|
| ||
25 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 | 1 |
|
|
| |||
26-27 | Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике | 1 | 1 |
| 01.04 08.04 |
|
| ||
28-29 | Касательная к окружности | 1 | 1 |
| 15.04 20.04 |
|
| ||
30-31 | Центральные и вписанные углы | 1 | 1 |
| 29.04 |
|
| ||
32 | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | 1 |
| 06.05 |
|
| ||
33 | Вписанная и описанная окружность | 1 | 1 |
| 13.05 20.05 |
|
| ||
34 | Тестирование | 1 | 1 | 27.05 |
|
| |||
Темы проектов в 8 классе.
1.Применение подобия треугольников при измерительных работах
2. Пифагор и его теорема
3. Площади фигур
4. Взаимосвязь архитектуры и математики в симметрии.
5. Пример сказки на геометрическую тему.
Раздел III. Содержание изучаемого курса.
Программа состоит из 4-х блоков, содержание которых можно охарактеризовать словами «форма, фигура, свойства, признаки. Соединение различных взглядов на геометрию позволяет включать в деятельность элементы, обеспечивающие постепенный переход от первоначальной интуитивной основы к различным логическим конструкциям.
Задачи практического характера по всем основным видам начальных сведений геометрии. При выполнении упражнений курса ,происходит активизация мыслительной деятельности учащихся, что в свою очередь приводит к эффективному запоминанию определений, свойств, признаков изучаемых фигур. Курс представляет собой набор задач трех уровней в виде таблиц ,чертежей, которые соответствуют действующей программе геометрии(планиметрии).
Раздел IV. Методическое обеспечение образовательной программы.
Разнообразные формы внеурочной деятельности помогают взаимопониманию между учащимися, учат их внимательно слушать друг друга, радоваться удачам товарищей и адекватно оценивать свою работу.
На занятиях внеурочной деятельности преобладают следующие формы работы:
Раздел V. Перечень учебно – методического обеспечения для учителя и для учащихся.
1.Э.Н. Балаян «Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ»,7-9 классы,Ростов,Феникс,2016г.
2. Панчищина В.А. Обогащающая модель в проекте МПИ: Организация работы на уроках геометрии: методические указания: Книга для учителя. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001. – Вып.2
3. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников, М.: «ВАКО», 2014
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кашарская средняя общеобразовательная школа
на тему:
Выполнила учитель математики:
Ломакина Татьяна Николаевна.
сл. Кашары
2014г
Содержание:
I. Введение. стр. 3 – 4
II Использование информационных технологий на уроках математики:
1. Использования информационных технологий на уроках математики
как средство повышения эффективности урока. стр. 5-7
а) использования информационных технологий на уроках математики
как средство раскрытия творческих способностей ребёнка. стр. 8-11
2. Практический подход к конструированию урока математики с
использованием информационных технологий. стр. 12
а) использование информационных технологий на различных этапах
урока. стр. 12-19
б) положительные аспекты применения компьютерных технологий в
образовании. стр. 20
в) проектная деятельность на уроках математики. стр. 21-24
г) использование информационных технологий во внеклассной работе
по математике. стр. 25-26
3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в
работе по применению информационных технологий на уроках
математики. стр. 27-28
III. Заключение. стр. 29-30
IV. Список используемой литературы. стр.31
3
Введение.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться пользоваться ею. В обучении математике должен получить своё отражение характерный для нашего времени процесс информатизации математики, внедрение новых компьютерных технологий.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Применение информационных технологий в образовании позволяет решить как глобальную задачу изменения образовательной парадигмы и создания системы открытого образования, так и локальные задачи повышения качества образовательного процесса на всех этапах его подготовки и реализации.
Крайне сложно найти альтернативу новым возможностям, предоставляемым мультимедиа - технологиями при разработке электронных учебников.
Благодаря внедрению новых информационных технологий в образование становится возможным осуществлять мониторинг качества образования на
каждом этапе обучения, проводить научные исследования и экспертный
4
анализ влияния тех или иных образовательных инноваций на его качество. Разработка новых образовательных технологий, базирующихся на применении компьютеров и использовании информационных ресурсов, позволяет обеспечить практическую реализацию принципов открытого образования.
Целью своей творческой работы я ставлю показать, что использование информационных технологий на уроках математики является средством повышения эффективности уроке и раскрывает творческие способности ребёнка.
Заветная мечта каждого учителя - научить ребёнка видеть необычное в обычном, чтобы вся дальнейшая его жизнь стала непрерывным открытием. Я, как учитель математики гораздо ближе нахожусь к исполнению этой мечты. У меня есть возможность создать условия для познания математики, как уникального языка, описывающего большинство явлений окружающего мира и одновременно являющегося инструментарием, способствующим описанию математической модели любого проекта.
В центре образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знания. И если школьник от мотива «надо» придёт к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решение этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения информационных технологий.
Интеграция всех возможностей компьютерных технологий в образовании помогает стимулировать познавательную деятельность, творческую инициативу, активную позицию учащихся по отношению к себе и своему образованию.
5
1. Использования информационных технологий на уроках математики как средство повышения эффективности урока.
Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.
Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова,
6
Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и др.
Преимущество современного урока математики в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.
Поэтому творческий учитель на основе использования информационных технологий способен организовать современный урок таким образом, когда
организация познавательной деятельности учащихся носит технологический, развивающий эффект. Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса. На помощь учителю приходят коллективные формы обучения, и тогда учащиеся, которые испытывают затруднения в освоении математических понятий, получают дополнительные возможности для получения консультации, помощи, поддержки, а «математики» - дополнительную возможность реализовать себя. И именно информационные технологии позволяют осуществить этот переход, так как появляется потребность для более широкой дифференциации, индивидуализации и интеграции образовательного процесса. Новые возможности для организации систематического контроля над усвоением учебной информации не только через различные виды тестирования, но и подготовки таких видов заданий, которые позволяют видеть результат сразу после его выполнения, переводят образовательный процесс на более высокий уровень.
7
На основании исследований проведённых Ю. М. Литовченко и
В. Г. Макеевым, новые информационные образовательные технологии на основании компьютерных средств позволяют повысить эффективность усвоения программного материала на 20 – 30%.
Возможны различные виды уроков с применением информационных технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как наглядного средства; уроки постановки и проведения исследований; уроки практической работы; уроки-зачеты; интегрированные уроки и т.д.
Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:
наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; модели-
рование);
Применение электронных учебных пособий на уроках математики показало:
8
При использовании информационных технологий наряду с повышением эффективности урока развиваются и творческие способности ребёнка.
Личность формируется в процессе напряжения: физического, интеллектуального, нравственного. Чем сильнее будет напряжение, тем полезнее. Отдыхом является смена напряжений. Методически грамотно построенный урок - это такой урок, на котором ученик напрягается интеллектуально в течение всего урока. Это возможно только в том случае, когда ученик заинтересован в получении и усвоении знаний. Процесс познания должен быть привлекательным и самостоятельным. Учитель должен только направлять мыслительную деятельность ученика в нужное русло. Помочь решить эти задачи может применение компьютера на уроках. Для более успешной организации учебной деятельности на уроке необходимо провести диагностику сформированности учебной деятельности класса. Под учебной деятельностью психологи понимают деятельность учащихся, направленную на приобретение теоретических знаний о предмете изучения и общих приёмов решения, связанных
с ним задач и, следовательно, на развитие школьников и формирование личности учащихся.
Методы диагностики могут быть различными: анализ устных ответов и письменных работ учащихся; учёт количества решаемых учениками задач за одно и тоже время; уровни сложности решаемых задач; наблюдения за качеством работы на уроке.
По результатам диагностики учащиеся класса делятся на группы:
9
Деление на группы условно и в процессе обучения учащиеся перемещаются из группы в группу. Важно, чтобы перемещение шло в направлении от "последней" в "первую", а не наоборот. Условное деление по группам позволяет учителю организовать работу по формированию приемов учебной деятельности учащихся дифференцированно и с учетом их индивидуальных возможностей. Помощником учителя в осуществлении данной задачи становится компьютер. Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе учитываю следующие дидактические возможности компьютера:
10
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Применение средств информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Фронтальная форма работы и ориентация на среднего ученика в таких условиях себя не оправдывают и приводят к потере интереса к происходящему на уроке у самых способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа ученика за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это
11
позволит учителю построить собственную деятельность по управлению учебным процессом и постепенно работать над развитием творческого отношения учащихся к учению.
Строя процесс обучения на личностно-ориентированной технологии обучения, мои ученики:
- обладают свободой выбора и возможности принимать собственные решения;
- определяют сами цели своего учения (содержание, уровень);
- имеют возможность сами оценивать свои учебные достижения;
- сами осознают свои проблемы и достижения, намечает программу по самосовершенствованию.
Успешность достижения конечного результата зависит от успешности усвоения знаний, формирования умений, навыков в процессе обучения. На протяжении последних пяти лет в своей работе я использую информационные технологии на различных этапах урока. Мною было замечено, что ребята стали более собраны, внимательны на уроке, активны, творчески подходят к решению различного рода учебных задач, как следствие, повышается качество знания. Результаты моей работы отражены в следующей таблице:
Учебный год | алгебра | Геометрия | ||
качество знаний | уровень обученности | качество знаний | уровень обученности | |
2011-2012 | 57% | 100% | 56% | 100% |
2012-2013 | 58% | 100% | 60% | 100% |
2013-2014 | 61% | 100% | 66% | 100% |
12
2. Практический подход к конструированию урока математики
с использованием информационных технологий.
Применение новых информационных технологий открывают возможности обогащения содержания образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, дифференциации и индивидуализации обучения.
Компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.
Компьютерные технологии можно применять на различных этапах урока. Приведу в качестве примера виды деятельности на различных этапах обучения, опробованные мною на практике.
Этап организации устного счёта.
Устная работа является одним из важнейших этапов урока. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах. Надо обратить внимание на устный счет с того самого момента, когда учащиеся переходят из начальной школы в пятый класс. Именно в 5 – 6 классах закладываются основы обучения математике. Не научим считать в этот период – будем сами в дальнейшем испытывать трудности в работе и учеников обречем на постоянные обидные промахи.
13
Проведение устного счёта один из важных этапов урока. В своей работе практикую для проведения устного счёта компьютерные презентации как источника учебной информации и наглядное пособия.
Так при проведении урока – путешествия в 5 классе по теме: «Умножение и деление десятичных дробей» (Приложение 1) мною была составлена презентация таким образом, что ребята, считая устно, могли не только повторить теоретический материал, но в тоже время могли высказать своё мнение, аргументировать свой ответ по тому или иному вопросу или примеру.
Устный счёт для учащихся 5х – 6х классов я организовываю с помощью презентаций в виде занимательной истории. Ребятам это очень нравится, они с удовольствием решают задания, в которых участвуют известные
герои Незнайка и Знайка, Мальвина и Буратино, Хрюша и Степашка, и другие герои книг, мультфильмов и телепередач.
При проведение устного счёта можно поставить ту или иную проблему, которую надо будет решать в течение урока. Это можно посмотреть на примере урока в 6 классе по теме: «Наибольший общий делитель». (Приложение 2). К проведению этого урока ребята знают, что называется делителем числа, какие числа простые, а какие составные, это и повторяется в ходе устного счёта. Однако возникает вопрос: «Как найти наибольший
14
общий делитель чисел 18 и 24?» На этот вопрос и отвечают дети в ходе урока.
повторения.
При такой форме проведения устной работы можно задействовать всех учащихся в классе. Это можно осуществить разными способами и методами, но я в своей работе часто использую математические диктанты. Например, при проведении урока алгебры в 9 классе по теме: «Степенная функция» (урок – подготовка к письменной итоговой аттестации), проводился математический диктант, время ограничено 5 -7 минут, с последующей взаимопроверкой (Приложение 3). Так же использую электронные приложения, например, комплект «Математика 5- 11» издательства «Дрофа». Здесь есть задания, решая которые можно проверить уровень усвоения материала, к тому же проверка проводиться компьютером (независимым экспертом), такой вид работы вызывает интерес и потребность к самообразованию (в ликвидации имеющихся пробелов)
Этап усвоения новых знаний.
Для оптимизации образовательного процесса практикую в своей работе при объяснении нового материала использование компьютерной презентации. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Например, на уроке геометрии в 10 классе по теме: «Взаимное расположение прямых в пространстве» сопровождаю изложение
15
материала компьютерной презентацией, в которой наглядно показываю возможное расположение двух прямых в пространстве. Визуально представляю параллельные прямые, скрещивающиеся прямые, показываю сколько можно провести прямых через точку С, параллельных а, скрещивающихся с а. При изучении темы: «Параллелепипед и его свойства» я так же прибегаю к помощи презентации, так как построение чертежа для доказательства свойства диагоналей параллелепипеда занимает много времени на уроке, так как надо рассмотреть три случая, следовательно, построить и три чертежа. Презентация помогает изобразить чертежи более качественными, что позволяет ребятам сделать вывод о равенстве диагоналей параллелепипеда, опираясь на знания планиметрии и стереометрии.
Для расширения видов учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний практикую проведение уроков-исследований с использованием презентации, на этих уроках ученики самостоятельно в ходе исследовательской деятельности добывают знания. Например, при изучении темы: «Равносильные уравнения и неравенства» ребята, самостоятельно решая уравнения и неравенства, делают вывод: какие уравнения и неравенства являются равносильными. Выясняют, какие преобразования приводят к равносильным уравнениям. В ходе урока получают ответ, какие уравнения являются следствием одно другого. Проводя исследовательскую работу, ребята делают вывод, когда появляются посторонние корни, а когда происходит потеря корней. Уроки – исследований я также провожу с использованием обучающих программ, на которых ученики самостоятельно в ходе исследовательской деятельности добывают знания. Например, при изучении темы: «Функции и их графики» преобразования графиков тригонометрических функций учащиеся осуществляют с помощью программы Advanced grapher и на экране монитора прослеживают всю динамику последовательных действий. Затем
16
составляют алгоритм преобразования и делают выводы. Такие урок, на мой взгляд, очень эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Педагог, выступая в роли посредника, наставника, создает ситуацию активного поиска и практической деятельности.
Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и умений.
В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и математики. Не подменяя собой, учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Основную роль играет задачный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по планиметрии, стереометрии, алгебре, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя.
В своей практике применяю обучающие и контролирующие программы по отдельным темам курса математики для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном
17
уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы.
Также применяю обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи разнятся по степени трудности, учащимся дается возможность запросить определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и так далее. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающей программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так как ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы.
Этап обобщения знаний, умений и навыков.
Обобщающее повторение один из основных этапов учебного процесса. Во время проведения этих уроков ученики систематизируют знания и умения по данной теме. Организовать обобщающее повторение можно различными
18
способами, например, при проведении повторения в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей» (Приложение 1), я проводила урок в форме деловой игры: урок-путешествие с применением компьютерных технологий. Класс был разбит на три команды, каждая из которых отправлялась в путешествие на своём транспортном средстве, а на каком именно это надо было выяснить, решив пример на все действия. На следующем этапе надо было выбрать направление путешествия, чтобы это осуществить, надо верно округлить десятичные дроби, каждому ответу соответствует буква, из этих букв надо собрать слово и получить направление движения. На пути встречались различные преграды: дракон и Баба – яга, чтобы их одолеть надо верно решить уравнения и задачу, принимая участие в эстафете, ребята спасли Елену Премудрую. Группе ребят предварительно давалось задание подготовить материал о возникновении и первых упоминаниях о десятичных дробях. Другой группе было дано задание подобрать стихи, в которых говориться о десятичных дробях. Проводя этот урок, мы с ребятами повторили материал по данной теме и подготовились к контрольной работе.
Большим подспорьем при подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классе в форме ОГЭ и ЕГЭ мне послужило использование компьютерных технологий. Помимо тестирования по различным тема и разделам алгебры и начал анализа я используя КИМы, собрала материал в блоки и представила ученикам в виде презентации. Таким способом мы повторили гораздо больше материала за более короткий срок времени, тем самым освободили время для рассмотрения более сложных заданий. С уверенностью можно сказать, что применение информационных технологий на уроках повышает заинтересованность учащихся в изучении предмета, как следствие повышение качества знаний. Это подтверждают результаты сдачи итоговой аттестации в форме ЕГЭ за последние годы моими учениками.
19
Учебный год | Класс | Коэф. обучен-ности | Коэф. качества знаний | Коли-чество обуча-ющихся | «5» | «4» | «3» | «2» |
2013-2014 | 9А | 100% | 35%(по району 15,1%) | 17 | - | 6 | 11 | - |
2013-2014 | 9Б | 100% | 59%(по району 15,1%) | 22 | 1 | 12 | 9 | - |
Учебный год | Количество учеников | Количество баллов | |||||||
мение 21 | 21-30 | 31-40 | 41-50 | 51-60 | 61-70 | больше 71 | Ср. балл/ ср. балл по району | ||
2008-2009 | 39 | - | - | - | 16 | 14 | 8 | 1 | 52/ 51 |
2009-2010 | 18 | - | - | 1 | 6 | 7 | 3 | 1 | 52,1/47 |
Этап проверки знаний, умений и навыков.
При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ
20
организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы.
Такой вид контроля позволяет за довольно короткое время урока проверить уровень знаний, умений и навыков поочередно у группы учащихся класса, когда остальные ученики выполняют другой вид работы. На следующих уроках тестирование проходят другие учащиеся, так что к заключительному уроку по теме пройти тестирование успевают все. Результаты тестирования
программа заносит в ведомость для последующего анализа и проведения коррекции знаний учителем.
Положительные аспекты применения компьютерных
технологий в образовании.
Анализируя свой опыт работы, я пришла к выводу, что использование компьютерных технологий позволяет:
В целом компьютерные технологии повышают интерес к предмету, воспитывают навыки самоконтроля, дают возможность увеличить объем информации, стимулируют разнообразие творческой деятельности учащихся.
Проектная деятельность на уроках математики.
Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Интернета в образовательных целях.
Метод проектов, как один из коллективных способов работы, даёт ребёнку возможность реализоваться в том, что у него лучше получается. Работа в группе создаёт комфортную среду для каждого, облегчает формирование коммуникативных умений и навыков. Всё это способствует повышению мотивации ученика.
При использовании технологии проектов в учебном процессе я выделила следующие этапы организации работы над проектом:
21
Этап работы над проектом | Этап присвоения новой информации | Сроки работы над этапами проекта |
Погружение в проект | Формирование проблемы, постановка цели | 1-2 урока |
Планирование | Обсуждение вариантов, самообразование, продумывание хода деятельности | 2-3 урока |
Выполнение проекта | Проведение исследования, поисково-информационная деятельность и т. п. | 4-5 уроков |
Обобщение результатов и выводов | Обобщение и выводы | 2-3 дня (не только во время уроков) |
Презентация результатов (защита проекта) | Обсуждение, ответы на вопросы | 1 рок |
Оценка и рефлексия | Анализ достижения цели | 1урок |
В своей работе активно использую метод проекта.. Применяю мини - проекты в 5, 6 классах; краткосрочные, недельные или годовые проекты в 7- 11 классах. Проекты проходят рецензирование, защищаются на уроках или во внеурочное время, оцениваются. Форму представления проекта ученики выбирают согласно теме, цели, содержанию, общему замыслу автора. Представление проекта может быть:
- устным (доклад, обзор, отчёт, опрос, сравнительно-сопоставительный анализ);
- письменным (брошюра, буклет, сообщение, сказка, реферат, сборник, статья);
- наглядно-образным (презентация, выставка, деловая игра, информационный
22
бюллетень, коллекция, макет, чертёж, тематический журнал, стенгазета).
В своей работе к урокам обобщения и систематизации знаний предлагаю учащимся выполнить проектные работы, компьютерные презентации или творческие работы об истории развития данной темы, о применении изучаемого материала в жизни или других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Так, например, после изучения темы: «Натуральные числа» в 5 классе, мною была предложено ученикам сделать мини-проект по данной теме. Ребята решили выполнить этот проект в виде сказки. Приведу пример одной из сказок (Приложение 4). Ребятам очень понравилась работа над проектом, тогда я предложила им подготовить проект «Занимательная математика». Класс был разбит на 5 групп по 4 – 5 человек. I группа занималась составление математических ребусов, II группа – подбирала и составляла кроссворды, III группа –подбирала занимательные задачи, IV группа – составляла кодированные упражнения и V группа – занималась подбором загадок и составлением математического лото. Ребята представляли свои проекты в виде: стенгазеты, выставки, составили учебные пособия, буклеты, а в конце учебного года весь этот материал был собран в презентацию (Приложение 5). С учениками 10 класса работали над проектом «Построй сечение многогранника сам». Ребята рассмотрели методы построения сечения, подобрали различного вида задачи: на построение сечения, на нахождение площади сечения в многогранниках, сечения правильных многогранников. Нашли исторические сведения о выдающихся математиках, которые занимались вопросами много-
23
гранников и в частности вопросом о сечении многогранников. С учениками 11 класса работали над проектом «Тела вращения».
Цель работы: контроль усвоения материала по темам “Тела вращения”.
Сроки выполнения проекта 1 месяц.
Проектная деятельность осуществлялась следующим образом:
Ребятам была предоставлена возможность работать индивидуально или в группах; получить более высокую оценку, если превысить минимальные требования к объему содержания и проявить творческую активность. Основная часть учащихся 11 класса с большим желанием и энтузиазмом подошли к выполнению работы. Самостоятельно искали информацию в учебниках, справочниках, Интернете, выполняли чертежи в векторном графическом редакторе, составляли задачи по геометрии.
Работы учащихся были продуманы и неповторимы. Необходимо отметить как тематику, так и качество выполнения работы.
24
Ученики более активно берутся за выполнение творческих работ, выходящих за пределы образовательного минимума, активно участвуют в неделе математики.
Динамика творческой деятельности учащихся по математике.
Учебный год | Количество творческих работ | Количество учащихся выполнявших работ в % отношении |
2011-2012 | 15 | 53% |
2012-2013 | 20 | 68% |
2013- 2014 | 31 | 83% |
Еще Л.Н.Толстой в “Общих замечаниях учителю” писал: “Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:
1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;
2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях”.
Думаю, что эти условия выполнимы при применении метода проектов в своей работе.
Использование информационных технологий
во внеклассной работе по математике.
Немаловажную роль играют информационные технологии во внеклассной работе. Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятия привлекательными и по-настоящему современными. На внеклассные занятия по математике приходят в основном те ученики, которые хотят узнать что-то
25
новое, интересное для себя. В том, чтобы заинтересовать ребят помогают компьютерные технологии. Чаще всего компьютер во внеклассной работе используется для создания проектов по математике для исследования и более глубокого изучения какой-либо темы или вопроса. Все этапы стандартны, как при работе над презентацией, то есть: погружение в проект, планирование, выполнение проекта, обобщение результатов вывод, презентация работы и оценка результатов, а вот на презентации результатов остановлюсь подробнее.
этап: презентация
Проводится открытое заседание математического кружка, где ребята представляют результаты своих работ. На заседании присутствуют все желающие ученики школы. Как показывает практика, таких желающих много. Кружковцам задают много вопросов. Привлекает красочность выполненных работ на компьютере, исторический материал, нестандартные задачи. В результате состав кружка увеличивается и начинается новая работа.
Следующим испытанием качества выполненной работы является представление своих работ на уроках математики. Кружковцы на один - два урока чувствуют себя учителями. Одноклассники являются строгими судьями, потому что в процессе урока задают неожиданные вопросы, ответ на которые проверяет компетентность "учителя" и качество выполненной работы. Хотелось остановиться на внеклассном мероприятии, которое мы подготовили вместе с кружковцами и проводили во время недели математики в школе для старшеклассников.
Вечер: «В математике есть своя красота, как в музыке и поэзии», разработан по принципу телевизионной игры «Своя игра» (Приложение 7).
26
Цель: Организация познавательного досуга учащихся в интеллектуальной деятельности.
Задачи:
Игра полностью строится на основе электронной презентации и разработана по принципу одноимённой телевизионной игры. Применение презентации делает мероприятие интересным, увлекательным. Во время творческих пауз ребята проводили занимательные конкурсы с числами и цифрами, исполняли песни, где встречаются числа, доказывали математические софизмы.
Анализ результатов ИКТ.
Использование информационных технологий во внеклассной работе помогает заинтересовать учащихся, показывает им, что математика тоже может быть занимательной. Опыт проведения таких игр убеждает в том, что они интересны ребятам, востребованы ими.
27
3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в работе по применению информационных технологий на уроках математики.
За последнее время компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в нашу повседневную жизнь. Следствием является изменение на рынке труда. Одним из основных требований при приеме на работу становится умение пользоваться компьютером. Такое требование предъявляется, и секретарю, и бухгалтеру, и редактору, и многим другим специалистам. В связи с этим освоение компьютерных технологий должно происходить в школе с тем, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества.
Передо мной, как учителем математики, стоит задача организовать процесс обучения таким образом, чтобы ученик приобретал навыки самостоятельной деятельности, объективно оценивал свои знания и умения, ставил перед собой задачи и находил их решение. Я считаю, что в этом большую роль играет проблема, над которой я работаю последние пять лет «Использование информационных технологий, как средство активизации мыслительной деятельности на уроках математики». Работая над проблемой, я стараюсь помочь раскрыться ребёнку, воспитать в нём уверенность в себе, дать почувствовать свою значимость независимо от конкретных успехов в учебной деятельности.
Основные цели, которые я ставлю перед собой:
28
разрешить противоречие;
Внедрение информационных технологий в учебный процесс я рассматриваю:
В течение ряда последних лет в рамках школьного методического объединения учителей – предметников математического цикла, руководителем которого я являюсь 9 лет, рассматривались вопросы использование информационных технологий на уроках математики. В 2012 году я выступала перед коллегами с творческим отчётом по проблеме: «Опыт использования информационных технологий на уроках математики, как основа развития творческих способностей ребёнка». На рассмотрение коллегам была предложена предметная медиатека, созданная учениками в виде презентационных проектов, выполненных в программе Power Point. Я разработала электронное приложение к уроку математики по теме: «Умножение и деление десятичных дробей» и рабочую тетрадь ученика. Представляла работу на районном конкурсе «Электронное приложение к уроку», где заняла призовое место. На заседании методического объединения учителей математического цикла получил высокую оценку мой опыт работы по использованию информационных технологий в образовательном процессе и в 2013 году опыт роботы по донной проблеме был обобщён на районном уровне.
29
Заключение.
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...» (М. Поташник, действительный член Российской академии образования).
Ученик – строитель собственной жизни, и он творит её ежедневно, ежемоментно. Миссия учителя – помогать каждому ребёнку постигать и проживать жизнь, раскрывая перед ним её содержание, и вместе восходить на новый уровень развития. От умного прогнозирования зависит выбор стратегии и тактики обучения в сегодняшней школе и на сегодняшнем уроке. Я думаю, что век сегодняшний не станет менее проблематичным, время востребует нового человека – исследователя, а не просто исполнителя. Поэтому я считаю, что описанная в данной работе система занятий с использованием информационных технологий на уроках математики - это процесс, который открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
Я считаю, что в нынешнее время, время вхождения в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий, просто необходимо использование новых технологий в обучении, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся. В современном уроке компьютер играет большую роль, позволяя сделать сложную науку математику более доступной, сократить время на освоение материала, но и повысить глубину и прочность знаний, эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повысит интерес к урокам, активизировать познавательную деятельность, снять напряжение и осовременить урок, учитывая
30
социальный заказ общества.
Несколько лет моей работы с использованием информационных технологий на любом этапе учебной деятельности позволяют делать мои уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью.
С целью повышения эффективности современного урока математики я использую основные информационные возможности:
1. Программы – тренажеры, тесты, зачеты в приложении Microsoft Office Excel.
2. Мультимедийные диски фирмы «Физикон», «Дрофа», «Кирилл и Мефодий».
3. Математические сайты сети Интернет.
4. Мультимедийные презентации уроков в среде Microsoft Office Power Point.
Учителям математики я рекомендую применять информационные технологии на уроках, тем самым, сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным, эффективно решать проблему наглядности обучения, индивидуализировать процесс обучения, раскрепостить ученика при ответе на вопросы, совершенствовать навыки самоконтроля, а так же организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся.
Описанная мною работа – это начальный этап. В перспективе мною планируется: дальнейшее изучение имеющихся электронных учебных пособий по математике и их использование на уроках для мотивации и активизации учебной деятельности учащихся, организации самостоятельной работы и индивидуализации процесса обучения, больше внимания уделять проектной деятельности, так как именно в этой работе проявляются в большей мере творческие данные ребят.
Список используемой литературы.
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994. –126с.
2. Вильяме Р. и др. Компьютеры в школе – М., 2006. – 212с.
3. Епишева О. Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приёмов учебной деятельности: кн. Для учителя. – М: Просвещение, 1990. – 128с.
4. Молочков В. П. Информационные технологии обучения. // Компьютерные учебные программы и инновации. – 2004 - №1. – стр. 65-68.
5. Математика в школе.//Научно-теоретический и методический журнал. Изд-во: «Школа -Пресс». – 2008. -№ 4, 6., 2009. - № 4.- стр. 24-26.
6. Газета «Математика».// Издательский дом «Первое сентября». – 2008. - № 13. – стр. 12-20, № 15. – стр. 8-15.
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Ребята и утята
Серебряное копытце
Как Снегурочке раскатать тесто?
Фотографии кратера Королёва на Марсе