В школе № 7 города Калуги есть необычный музей истории школы. Там много фотоальбомов. Листая огромные альбомы, автор увидела знакомое двухэтажное здание и оно стояло в прекрасном саду. Стало очень интересно узнать, что это за сад и главное, почему его нет сейчас.
В этом году наш родной город Калуга отмечает свое 650-летие. Это один из самых красивых и зелёных городов России. Нашей школе в следующем году исполняется 70 лет. История школы - это страничка истории города. В те далёкие годы октябрята, пионеры и комсомольцы растили сад, ухаживали за ним. В наши дни ребята школы высаживают деревья, кустарники , цветы.....
Главное предположение исследования - школьные "зеленые островки" передаются от поколения к поколению.
В работе отражена история школы. Одной из страниц этой истории является работа кружка юннатов ипод руководством Петра Прокофьевича Степанова.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_kurinovoy_valerii_shkola-sad.docx | 29.91 КБ |
XI НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПАМЯТИ Н.С. ВОРОНИНА «КАЛУЖСКИЕ РОСТКИ»
Школа-сад
Автор работы: Куринова Валерия
Учащаяся 2 «А» класса
МБОУ «СОШ №7» г. Калуги
Научный руководитель: Маркова Марина Викторовна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №7» г. Калуги
Калуга, 2021
Оглавление
Введение
Цели и задачи
Цель работы – исследование природы родного края, изучение традиций озеленения территории школы – нашей «Малой Родины».
Задачи:
1. Изучить историю возникновения школьного сада.
2. Узнать, кто и как занимался выращиванием сада.
3. Выяснить, почему вдоль забора школы так много грушевых деревьев.
4. Провести опрос моих одноклассников.
5. Найти связь между прошлыми и настоящими традициями детских организаций школы по озеленению территории.
Актуальность
В школе №7 города Калуги есть необычный музей истории школы. В этом музее проходят очень интересные занятия. В нем много альбомов со старыми фотографиями. Они даже нецветные. Листая огромные альбомы, я увидела знакомое двухэтажное здание школы, но стояло оно в прекрасном саду! Мне стало очень интересно узнать, что это за сад и, самое главное, почему его нет сейчас.
В этом году наш родной город Калуга отмечает свое 650-летие. Это один из самых красивых и зеленых городов России. Нашей школе в следующем году исполняется 70 лет. История нашей школы – это страничка истории города. В те далекие годы октябрята, пионеры и комсомольцы растили сад, ухаживали за ним. В наши дни ребята школьных детских организаций «Зеленый остров», «Новые люди», «Отчизны верные сыны» высаживают деревья, кустарники, цветы. Как и много лет назад, ученики убирают мусор в Комсомольской роще.
Я решила изучить традиции озеленения школьной территории в разные года.
Метод исследования
Опрос в виде анкетирования одноклассников. Проведение интервью с выпускниками и учителями школы. Изучение материалов школьного музея.
Главное предположение моего исследования – школьные «зеленые островки» передаются от поколения к поколению.
Основная часть
История школы
История моей школы очень интересная. Она находится в живописном месте города.
Сначала сосновая роща называлась Лаврентьевской - по близлежащему Лаврентьевскому монастырю, который был построен в 16 веке как крепость для защиты Калуги от крымских татар. Роща была любимым местом для прогулок. Сюда приходили семьями с самоварами и едой на целый день. В 1923 году молодежь Калуги взяла шефство над рощей: расчистила дорожки, убрала бурелом, провела подсадки молодых сосен - Лаврентьевская роща превратилась в Комсомольскую.
В 1952 году, на окраине города, около Комсомольской рощи, на месте пустыря возникла маленькая, но очень чистая, красивая и уютная школа. Это и была школа № 7. Первые два года её обживали только девочки, а затем в школу пришли и мальчики. В первый год в школе обучалось 564 учащихся, работало 25 учителей. Когда школа стала смешанной, учителям нужно было сдружить мальчиков и девочек, привлечь их к участию в кружках, художественной самодеятельности, привить любовь к знаниям, труду.
Учителя начальных классов учили детей не только читать, писать и считать, но и проводили экскурсии на природу, в лес, знакомили детей с подвигами героев нашей страны.
Учителя литературы проводили вечера, посвященные А. С. Пушкину и А.П. Чехову.
Учителя биологии (Степанов П. П., Максимова В.В.) прививали детям любовь к предмету, используя наглядные пособия, гербарии, муляжи, картины, кинофильмы.
В школе работал кружок юннатов из 75 человек. В кружке были секции садоводов, цветоводов, овощных культур, полевых культур. Зимой они изготавливали наглядные пособия, а весной выращивали сеянцы и саженцы яблонь и груш, разводили землянику, смородину, крыжовник, цветы и многое другое.
Учителя географии (Никифорова А. В., Улыбина М. В.) оборудовали при школе географическую площадку, проводили экскурсии в музеи города Калуги, на реку Яченку, на областную сельскохозяйственную выставку.
Биография Степанова П.П.
Работа кружка юннатов заинтересовала меня больше всего. Вспоминая чудесный сад с картинки, я стала изучать биографию учителя биологии Петра Прокофьевича Степанова.
Родился Петр Прокофьевич Степанов 25 января 1911 года в деревне Преснецово Тульской области. После окончания с отличием сельскохозяйственного техникума был приглашен на работу преподавателя биологии в сельскую школу родного села. С тех пор вся его жизнь неразрывно связана со школой.
В Калугу Степанов приехал в 1946 году. Вскоре начал работать в средней школе №2, создав там участок с питомником и садом, за что школа получает имя И.В. Мичурина. Спустя два года перевелся преподавателем естествознания в среднюю школу №7, где и проработал всю оставшуюся жизнь, выращивая школьный сад и руководя кружком юннатов.
Под руководством Степанова выращивали сельскохозяйственные растения: кукурузу, картофель, пшеницу, кормовые арбузы, капусту, томаты, морковь, свеклу, многолетние травы (клевер и тимофеевка), злаки (овес, рожь).
В плодовом саду выращивались: яблони, груши (вот почему их так много на территории школы!), вишни, сливы, смородина, крыжовник, малина, земляника, виноград. В цветнике росли рябины, сирень, розы, барбарис, цветы (лилии, георгины), декоративные кустарники.
Саженцы из питомника, выращенные воспитанниками Петра Прокофьевича, высаживались в различные уголки города и области. Многие до сих пор украшают сады Калуги и области.
В 1950 - 60-х годах ежегодно из школьного питомника в детские сады, школы, колхозы, совхозы области отправлялось по 200-400 саженцев фруктовых деревьев.
П.П. Степанов руководил работой школьного кружка юннатов. Уже в 1954 году 12 юннатов из школы № 7 стали участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВДНХ). Петр Прокофьевич награжден 4 бронзовыми и малой серебряной медалями ВДНХ.
Школа не раз участвовала во Всесоюзном конкурсе садоводства и заняла в 1955 году - 2, а в 1956 году - 1 место.
Секреты школьного сада
Мне стало интересно, неужели возможно так быстро вырастить большой сад. В чем секрет. В сети интернет я нашла видеоролик об учителе биологии Степанове, который многое мне объяснил.
Петр Прокофьевич открыл способ быстрого выращивания плодовых деревьев. Привитая весной ветвь туго перевязывается, затем на нее надевается полиэтиленовый мешочек. Пленка пропускает солнечные лучи и сохраняет повышенную влажность. Это создает исключительные условия для быстрого роста деревца. Через два года оно уже даст первые плоды.
Все эксперименты Степанова интересны как простым садоводам, так и специалистам. Некоторые приемы Степанова принесли народному хозяйству большую пользу и получили высокую оценку специалистов.
От поколения к поколению
Сада Петра Прокофьевича Степанова сейчас уже нет, на его месте стоит новое здание школы, приютившее в свои стены более 1000 мальчишек и девчонок. Но, как оказалось, традиции не ушли.
Детская организация «Зелёный остров» появилась в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги в 2003 году. Возраст членов детской организации 8 – 11 лет. Ежегодно второклассники школы пополняют ряды организации. Их принимают в октябрята. Оказывается, октябрята – это мальчишки и девчонки такого же возраста, как я и мои одноклассники. Каждый отряд ухаживает за своим «зеленым уголком» в школе и вокруг школы. Оказывается, в далекие годы, еще в прошлом веке, школьники точно так же ухаживали за зелеными насаждениями вокруг школы.
Если пройти по современной территории школы, то можно увидеть Комсомольскую кленовую аллею, высаженную в честь 100-летия комсомола. Комсомольцы – это взрослые ребята, как наши старшеклассники из организации «Отчизны верные сыны». Аллею высаживали представители ЮнАрмии школы и кадеты-казаки.
А еще перед школой есть Аллея выпускников. Это еще одна традиция школы: выпускники высаживают туи в день Последнего звонка. Их еще совсем немного, но зеленые красавицы уже радуют глаз в течение всего года. Младшие и средние школьники ухаживают за ними.
Три года назад первоклассники предложили еще одну традицию – высаживать Аллею первоклассников. Они первыми посадили дубки и сделали это вместе с родителями.
Летом школьные заборы украшают виноградные лозы и кусты сирени. Все лето на территории школы трудятся ребята, осуществляя проект «Ландшафтный дизайн». В результате появились клумбы ирисов, розовые кустарники и другие цветы.
И хотя целью создания сада Степанова было выращивание фруктов и овощей, а сейчас зеленые насаждения радуют ребят и взрослых своей красотой, нынешнее поколение учеников школы №7 стремится сохранить традиции школы-сада тех далеких времен.
Интервью
Читать и узнавать о школьном саде было очень интересно, но хотелось увидеть сад как будто своими глазами, по-настоящему. И, конечно, лучше учеников и учителей тех лет никто не сможет описать зеленую страничку школьной истории.
Фокина Любовь Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в школе №7 с 1969 года, в настоящее время пенсионер:
Я помню историю чудесного школьного сада. Он был посажен Степановым П.П. вместе со своими учениками. Это был настоящий фруктовый сад с яблонями, грушами, сливами, смородиной. Дети работали в саду. Сажали, прививали, поливали, убирали сухие листья, отбеливали стволы. Ребята вместе со своим учителем проводили опыты – прививали на яблоне несколько сортов яблок. Отдых и перемены проходили в тени сада. Весной выпускные фотографии делались именно в саду. Не только учителя и ребята следили за сохранностью сада и оберегали его, но и жители всех ближайших домов. Было очень много напечатано статей в газетах о школьном саде, вышло несколько радиопередач. Степанов со своими учениками принимали участие в выставках народного хозяйства. Сад был известен и любим.
Фомичева Антонина Петровна, учитель русского языка и литературы, в школе №7 с 1970 года, в настоящее время пенсионер:
Сад необыкновенно цвел весной. Люди всех ближайших районов приходили собирать дикие груши и варить из них варенье. Но ребят в школе становилось все больше, учились в три смены, необходимо было строить новый корпус и сад пришлось вырубить, чтобы все ребята могли учиться и получать знания.
Маркова Марина Викторовна, выпускница школы №7 1981 года, учитель начальных классов школы №7:
Существовала традиция передачи деревьев, высаженных старшеклассниками в Сосновой (а в те времена Лаврентьевской) роще, октябрятам, которые потом ухаживали за ними. После приёма в октябрята, старшеклассники, которые были шефами в младших классах, вели своих подопечных в рощу. Там каждый старшеклассник показывал посаженные им деревья. Октябрята принимали эстафету по уходу за саженцами. Теперь это большие стройные деревья. Октябрята становились пионерами и получали новые поручения. Ребята собирали шишки на семена, а потом вместе с лесничеством высаживали молодые сосны.
Очень часто в роще проводились субботники.
Не оставался без внимания и школьный сад. Кроме яблонь там рос очень красивый кустарник. Младшие школьники помогали старшеклассникам в уборке веток после обрезки. Ранней осенью из его красивых листьев дети делали поделки. Сад был большой радостью для ребят. В его тени проходили очень веселые перемены и интересные уроки.
Опрос одноклассников
После всего, что я узнала про историю школьного сада и детских организаций родной школы, мне стало интересно, что знают мои одноклассники о зеленой территории школы. Мною было проведено анонимное анкетирование в классе.
В опросе участвовало 23 ученика, которые ответили на 5 вопросов моей анкеты (Приложение 1).
По результатам тестирования я составила таблицу.
Вопрос | Да | Нет |
Знаете ли вы, что раньше на месте четырехэтажного здания нашей школы был фруктовый сад? | 19 | 4 |
Есть ли в нашей школе детская экологическая организация? | 20 | 3 |
Знаете ли вы название «зеленых» аллей нашей школы? Если да, напишите названия. | 4 | 19 |
Вы когда-нибудь принимали участие в посадке деревьев? | 4 | 19 |
Вам бы хотелось сажать растения, ухаживать за ними, следить за их ростом? | 20 | 3 |
Почти все мои одноклассники знали о фруктовом саде, существовавшем на территории родной школы, и о школьной организации «Зеленый остров», нам уже успели об этом рассказать на одном из классных часов. Но, к сожалению, для многих неизвестны названия аллей школы и традиции озеленения.
Заключение
Как видно из моего исследования – традиции школьных зеленых насаждений передаются от поколения к поколению.
И хотя не все мои одноклассники знали о чудесном школьном саде из прошлого и традициях учеников наших лет, большинство моих одноклассников любят живую природу и с удовольствием будут наблюдать за ростом деревьев, ухаживать за ними, оберегать.
Было увлекательно проводить интервью, перелистывать большие тяжелые альбомы школьного музея и узнавать, что традиции высаживать в школе деревья зародилась так давно.
Зеленые островки растут вместе с учениками, их посадившими, и будут радовать ребят, которые придут в школу в следующие годы.
С моей работой я выступила на классном часе перед школьниками нескольких классов для того, чтобы рассказать о школьном саде, о традициях выпускников и «зеленых» организациях нашей школы.
Вместе с одноклассниками мы выступили с инициативой самим вырастить из каштанов саженцы и высадить у школы.
Я обязательно приму участие в посадке новых растений и деревьев.
Библиография
http://sch7.kaluga.ru/?section_id=8
Приложение
Анкета
Знаете ли вы, что раньше на месте четырехэтажного здания нашей школы был фруктовый сад?
Есть ли в нашей школе детская экологическая организация?
Знаете ли вы название «зеленых» аллей нашей школы? Если да, напишите названия.
Вы когда-нибудь принимали участие в посадке деревьев?
Вам бы хотелось сажать растения, ухаживать за ними, следить за их ростом?
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Музыка космоса
Сказка "Морозко"
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Снеговик