Существуют два взаимоисключающих мнения о Ришелье. Одно находит его кровавым тираном, беспринципно избавляющимся от своих противников, навязывающим свою волю бесхарактерному королю. Другое мнение - Ришелье гениальный государственный деятель, который смог вернуть величие Франции.
9 сентября 2018 года исполнилось 433 года со дня рождения Армана Жана дю Плесси кардинала де Ришелье, но до сих пор историки разных поколений и стран не могут прийти к единому мнению, однако все согласны с тем, что кардинал был человеком незаурядного ума. Владел знаниями и талантами в государственных политических и религиозных вопросах. Его взгляды опередили свою эпоху и сделали его личностью государственного масштаба.
Кардинал Ришелье является одной из значимых фигур в истории Франции и Европы, именно он начал создавать новую Францию, как национальное государство, однако вопрос об отношении к Арману Жану дю Плесси кардиналу де Ришелье по-прежнему остается открытым. И каждый может сделать вывод для себя, кто он - безжалостный тиран или авторитарный разумный реформатор?
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_1_rishele.doc | 256.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнесоленовская средняя общеобразовательная школа
Ришелье - кровавый тиран или гениальный государственный деятель?
Работа ученицы 11 Б:
Веселовой Е.Ю.
Научный руководитель:
учитель истории и обществознания,
Боярский Илья Валентинович
х.Нижнесолёный
2020 год.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КАРДИНАЛА ДЕ РИШЕЛЬЕ | 4 |
2. ВКЛАД РИШЕЛЬЕ В КУЛЬТУРНУЮ И ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ ФРАНЦИИ | 7 |
3. «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ» КАРДИНАЛА РИШЕЛЬЕ - ИТОГ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РУКОВОДСТВО НА БУДУЩЕЕ | 10 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 12 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 14 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследовательской работы состоит в том, что существуют два взаимоисключающих мнения о Ришелье. Одно находит его кровавым тираном, беспринципно избавляющимся от своих противников, навязывающим свою волю бесхарактерному королю. Другое мнение - Ришелье гениальный государственный деятель, который смог вернуть величие Франции.
9 сентября 2018 года исполнилось 433 года со дня рождения Армана Жана дю Плесси кардинала де Ришелье, но до сих пор историки разных поколений и стран не могут прийти к единому мнению, однако все согласны с тем, что кардинал был человеком незаурядного ума. Владел знаниями и талантами в государственных политических и религиозных вопросах. Его взгляды опередили свою эпоху и сделали его личностью государственного масштаба.
Кардинал Ришелье является одной из значимых фигур в истории Франции и Европы, именно он начал создавать новую Францию, как национальное государство, однако вопрос об отношении к Арману Жану дю Плесси кардиналу де Ришелье по-прежнему остается открытым. И каждый может сделать вывод для себя, кто он - безжалостный тиран или авторитарный разумный реформатор? Исходя из этого, и определить его роль в развитии Франции.
Предмет исследования - Арман Жан дю Плесси кардинал де Ришелье. Объектом исследования выступает государственная деятельность кардинала Ришелье.Целью работы является анализ роли Армана Жана дю Плесси кардинала де Ришелье в истории Франции. Для достижения цели работы требуется решить следующие задачи:
В работе применялись следующие методы исследования: изучение и анализ исторических и литературных источников, ресурсов сети Интернет на основе систематизации, классификации, обобщения и сравнительного анализа.
1.1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КАРДИНАЛА ДЕ РИШЕЛЬЕ
9 сентября 1585 года в Париже родился Арман Жан дю Плесси. В 1594 Арман поступил в колледж де Наварр. Арман старался быть прилежным студентом «жажда похвалы и страх перед критикой были настолько сильны, что заставляли его строго блюсти все правила».[1]1
Затем он поступает в Академию Антуана де Плювинеля - высшая школа для дворян. Однако в 1602 году по просьбе семьи берет на себя ответственность за епископальные земли Люсон. «Да будет воля Господа, — написал он дяде, — я приму все ради блага церкви и славы нашего имени»[2]2 Арману пришлось вернуться в колледж де Наварр для изучения философии. Он, очень много времени отдавал учебе, что впоследствии сказалось на его здоровье. Арман был формально назначен епископом Люсонским, так как не достиг канонического возраста. В январе 1607 года он отправился в Рим к папе Павлу V и смог поразить его своим красноречием и отличной памятью. В результате получил особое разрешение и был посвящен в сан в Риме 17 апреля 1607 года.
29 октября 1607 года он стал бакалавром теологии и его приняли в члены Сорбонны. Свою службу он воспринимал как необходимость для продвижения к власти. Епископ Люсонский навел порядок среди духовенства в соответствии с Тридентским собором, требовал соблюдения от них обязанностей. Ришелье стремился усилить авторитет церкви, 1618 году опубликовал книгу «Воспитание христианина», которая стала популярной не только во Франции.
Особую роль для возвышения Ришелье сыграло знакомство с Кончино Кончини, который являлся фаворитом королевы Марии Медичи. Кончини оценил ум и образованность Ришелье, став его протеже. Вскоре Ришелье стал одним из важнейших советников Марии Медичи. В 1614 году Ришелье - депутат Генеральных штатов от духовенства. Эта деятельность сделала его популярным, хотя, по мнению Ришелье, Штаты особой пользы не приносили.
В 1615 году после свадьбы юного короля Людовика XIII с испанской принцессой Анной Австрийской, Ришелье становится духовным наставником королевы. В 1616 году входит в королевский совет, занимает пост государственного секретаря по военным делам и внешней политике. К 1617 году почти всеми международными делами занимается Ришелье. В апреле 1617 года в результате заговора убивают Кончино Кончини. Епископ знает о заговоре, но не предупреждает своего покровителя, делая ставку на Людовика XIII. В результате король вступает в свои права и снимает Ришелье с должности, удалив его сначала в Блуа, а затем в Люсон. В уединении Ришелье занимается литературой и богословием.
Ришелье в 1622 году становится католическим кардиналом. После перемирия Людовика XIII с матерью, в 1624 году Ришелье возвращается во дворец. Королю для борьбы с обострившиеся интригами внутри государства был необходим опытный человек, который бы смог нормализовать обстановку в кругах аристократии. Таким человеком стал кардинал Ришелье, он становится с 13 августа 1624 года первым министром короля на целых 18 лет. Основными задачами первого министра Франции стало ослабление позиций династии Габсбургов в Европе, укрепление абсолютизма и королевской власти во Франции.
Друзей у Ришелье практически не было, так как он остерегался ненужных контактов и связей. Окружающие его люди делились на союзников и противников, которые легко могли поменяться местами все зависело от цели к которой стремился кардинал. Он не доверял никому, в результате все окружающие боялись его и не понимали. «Всякий, кто узнает мои мысли, должен умереть», - говорил кардинал.
Ришелье проводил постоянную борьбу с гугенотами, видя опасность для Франции. В 1627 году участие гугенотов в нападении англичан послужило для Ришелье поводом к религиозной войне. В январе 1628 году Крепость Ла - Рошель была осаждена в октябре капитулировала. В 1629 году все закончилось мирным соглашением, но гугенотам запрещалось иметь крепости, они политических и военных привилегий. В дальнейшем они не могли противостоять королю. «День одураченных» укрепил позиции Ришелье, по решению короля в сентябре 1631 года, кардинал становится герцогом и пэром Франции.
Ришелье много сил отдавал на борьбу с могуществом Испании. Франция, по решению кардинала Ришелье, давала деньги Швеции, ведущей войну с Испанией. Ришелье не подписал Регенсбургский мир, и Испания с просьбой обратилась к Папе Урбану VIII с целью отлучения Людовика XIII от церкви. Ришелье оказался в очень сложной ситуации, когда его отношения с королем были не простые, а Мария Медичи, как католичка была в негодовании и требовала отставки кардинала. Однако Людовик был не согласен, ведь в сохранении политической независимости от Марии Медичи, ему мог помочь только один человек - кардинал Ришелье, которому был сохранен сан кардинала и место первого министра.
С 1635 года Франция участвовала во всех военных действиях на территориях владения Габсбургов. В ответ Испания вторглась в Пикардию и Гиень, Германия в Бургундию. Усилиями Ришелье Франция смогла удачно противостоять Испании, присоединить Лотарингию, а также ему удалось вернуть младшего брата короля, во избежание заговоров и интриг.
В конце своей жизни кардинал Ришелье был причастен к еще одному религиозному конфликту. Он состоял в оппозиции к Урбану VIII, дабы не допустить, чтобы Священная Римская Империя расширяла сферу своего влияния.
В течении жизни на кардинала было совершено несколько покушений, но ему посчастливилось умереть свой смертью. К осени 1642 года здоровье Ришелье резко ухудшилось, но даже больным, он диктовал приказы, раздавал распоряжения и дипломатические инструкции. Смерть наступила 5 декабря 1642 года в Париже, Ришелье похоронен в церкви на территории Сорбонны.
Узнав о смерти кардинала, папа Урбан VIII сказал: «Если есть Бог, то кардиналу за многое придется держать ответ. Если же Бога нет, то тогда он очень удачно прожил свою жизнь»[3]1
1.2. ВКЛАД РИШЕЛЬЕ В КУЛЬТУРНУЮ И ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ ФРАНЦИИ
Ришелье уделял большое внимание развитию культуры, старался направить ее на пропаганду французского абсолютизма. Кардинал пытался контролировать литературную и художественную деятельность, что способствовало формированию культурного единства Франции, поддерживая при этом ее национальное своеобразие. Кардинал Ришелье использовал искусство, как средство государственного управления, направленное на осознание национального величия.
На протяжении своей жизни кардинал Ришелье был связан с Сорбонной. Сначала он обучался на факультете теологии, затем с 1622 года являлся провизором Сорбонны. Под его руководством была произведена реконструкция Сорбонны по проекту Лемерьсье. На территории Сорбонны была построена церковь, в которой его впоследствии хоронили три раза. Первый раз в 1642 после его смерти, в 1866 при восстановлении гробницы и последний раз в 1971 после реставрации гробницы. Собранная кардиналом библиотека, одна из лучших в Европе, насчитывающая более 6000 томов («Количественное соотношение его библиотеки было следующим: теология - 30,41 %, право - 4,31 %, наука - 5,14 %, медицина - 4,25 %, литература - 19,67 %, история и география - 25,33 %, прочее - 11,7 %»[4]1), по его завещанию была передана Сорбонне. В настоящее время собрание книг Ришелье хранится в Национальной библиотеке.
В 1635 году кардиналом написан королевский эдикт о создании Французской академии, с ее помощью он хотел составить единый словарь французского языка, для контроля за его чистотой и правильностью. На печати академии, подаренной кардиналом, высечен девиз «Ради бессмертия». Члены академии занимались стандартизацией и очисткой языка с целью сделать его понятным для всего народа. Другая задача заключалась в пожертвовании ученым, литераторам и обездоленным. Ежегодно академией вручалась Большая литературная премия за распространение единого французского языка.
Ришелье создал первое периодическое издание «Газетт» под редакцией Теофраста Ренодо. Он первым начал понимать всю важность государственной пропаганды, издания «Газетт» было полностью направлено в русло политических интересов Франции. Кардинал публиковал в «Газетт» и свои статьи. Первый номер «Газетт» вышел 30 мая 1631 года. «При помощи «La Gazette» Ришелье постарался установить государственную монополию на информацию. Он был убежден, что стране нужна только та информация и только в том освещении, которые выгодны правительству и отвечают интересам его политики. Как внутренняя хроника, так и сообщения из других стран подвергались самой тщательной обработке.»[5]1 По его инициативе открыта первая королевская типография. По распоряжению Ришелье в Париже построен дворец Пале - Кардиналь, подаренный Людовику XIII и получивший название Пале - Рояль. Ришелье покровительски относился к художникам и литераторам, поощрял таланты, чем способствовал развитию французского классицизма. Кардинал де Ришелье сам являлся драматургом и поэтом, его пьесы печатались и ставились. Театральные пьесы кардинала пользовались известностью «Большая пастораль», «Смирнский слепой», «Европа», «Мирам». Проза кардинала была выразительной, отличалась чистотой стиля, но пестрела напыщенными оборотами и фигуральными выражениями. Литературные произведения Ришелье просматривались, состоявшими у него на службе писателями. Проза кардинала «Записки», «Политическое завещание», религиозные сочинения и «Мемуары», его письма имеют важное значение для истории правления Людовика XIII.
Ришелье стал первым коллекционером произведений искусства во Франции. Его интерес к искусству бесспорен, но «Трудно не признать, - писал Онор Леви, - что коллекции Ришелье представляли не столько личные эстетические вкусы кардинала, сколько желание продемонстрировать внешние атрибуты политической власти, питавшей его душу»[6]2.
Ришелье активно занимался культурой и просвещением, используя их как средство культурно - идеологического воздействия, что, по его мнению, было не менее эффективным, чем административные и силовые меры. Развитие культуры Ришелье считал политическим вопросом, направленным на укрепление государства, он первым начал управление культурой на государственном уровне. Его влияние прослеживается в науке и образовании, литературе и театре, живописи и архитектуре. «Ришелье взялся за эту задачу, используя на благо короля науку, литературу и искусства, с настойчивостью и прозорливостью заботясь о необходимых преобразованиях, которые, как представляется, превратили его в одного из виднейших поборников единства нации подчеркивал член Института Франции Ролан Мунье на открытии международного научного коллоквиума Ришелье и культура, состоявшегося в Париже в ноябре 1985 года.»[7]1
Одной из важнейших задач абсолютизма было укрепление католической веры, способствующей послушанию и терпению. Священники в своих проповедях проводили воспитание населения, доводили информацию о направлениях политики, об издании законов. Но также Ришелье считал, что все поданные, не зависимо от веры, равны для государства. По его словам разные религиозные верования более важны на том свете, чем на этом.
Для борьбы против ереси кардинал Ришелье в монастыре Куссе написал книгу «Основы вероучения католической церкви». Книга являлась ответом пасторам из Шарантона, защищающим протестантскую веру и писавшим королю. Ришелье ставил своей целью «излечение» гугенотов, а не причинение им вреда. Кардинал показал в своей книге, что не принимает их доктрины, а не самих людей. В книге Ришелье говориться, что Реформация смогла пошатнуть монархическую власть и повлекла за собой воскрешение еретических учений древности.
Ришелье был уверен в праведности католической веры, но понимал, что на этом этапе во Франции нельзя достичь религиозного единства. В результате ему приходилось подавлять власть гугенотов, но и взывать к терпимости по отношению к еретикам, что помогло Ришелье укрепить королевскую власть и способствовало к объединению нации, созданию единого государства. Для Ришелье было главным чтобы все «... признавали принцип центральной власти: не важно, что они схизматики и еретики, важно, что они признают политическое единство нации».[8]2 В результате проведения такой политики, церковь обвиняла кардинала за нарушение ее интересов.
3. «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ» КАРДИНАЛА РИШЕЛЬЕ - ИТОГ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РУКОВОДСТВО НА БУДУЩЕЕ
«Политическое завещание» кардинала Ришелье – поистине уникальный труд благодаря исключительной личности автора. Значение его для историков трудно переоценить, но произведение это интересно не только для них»[9]1. «Политическое завещание» имеет огромное значение в политологии, философии и управлении государством. В настоящее время рукопись «Политического завещания» хранится в министерстве иностранных дел Франции.
«Политическое завещание» состоит из посвящения королю и двух частей. В посвящении Ришелье пишет о том, что все, что он сделал, было направлено на исполнение воли короля, для его славы и на пользу государства. Он хотел бы описать достижения короля, чтобы они остались в памяти народа и служили примером для будущего, но болезни и множество дел, не дали ему такой возможности. Тогда Ришелье решил составить письменное пожелание о важных моментах в управлении государством, дабы доказать свою преданность королю и после своей кончины. Его труд направлен на помощь королю в дальнейшем руководстве и управлении государством, если тот сочтёт его достойным для поддержания порядка. «Чтобы этого добиться, я, полагая не без основания, что успех, коим Бог соблаговолил отметить в прошлом решения, принятые Вашим Величеством вместе с самыми верными из Ваших приближённых, является чрезвычайно веским доводом, способным побудить Вас следовать моим советам в будущем, начну своё сочинение с повествования в сжатом виде о прошлых великих свершениях, покрывших Вас славой и по справедливости заслуживших того, чтобы именоваться прочным фундаментом грядущего благоденствия в Вашем королевстве»[10]2.
Коротко первая часть «Политического завещания» отражает следующие направления:
- мероприятия, касающиеся церкви и духовного сословия;
- вопросы о дворянстве, их привилегиях и дуэлях;
- о системе правосудия, судейских и финансовых чиновниках ;
- о народе.
- о государстве, его составляющих, рекомендации королю о необходимом соблюдении порядочности и справедливости, а также о преобразовании королевского двора;
- вопросы о государственном совете, о качествах, которыми должны обладать советники, об их способностях и порядочности. Приводятся данные о количестве чиновников и о необходимости хорошего к ним отношения со стороны короля.
Все вопросы рассмотрены детально, по каждому из них дается характеристика, и предложен план мероприятий направленный на улучшение или коренное изменение того или иного недостатка.
Во второй части кардинал уделяет внимание управлению государством, рассматривая этот процесс со всех сторон, начиная с божественного начала и заканчивая повседневными делами. Ришелье от главы к главе перечисляет качества, которые должны присутствовать у государя и ее приближенных для разумного решения государственных вопросов.
Вторая глава «Политического завещания» содержит положения:
- для благополучия государства необходимо: основа - Божья воля, при руководстве - разум, прозорливость и первостепенность государственных интересов, непрерывные переговоры;
- основа управления в наказании и вознаграждении, пригодности к службе и недопущении интриг;
- могущество короля - высокая репутация, укрепленные границы, сильная армия и флот, достаточное количество средств и любовь народа.
В этой части Ришелье дает много советов по управлению государством, рассматривая разные варианты их исполнения, но главное, куда направлено его внимание - это король министры и чиновники. Именно без их личных качеств, прилежности и добросовестности, умения исполнять государственные обязанности ни какие советы не смогут помочь привести государство к процветанию и стабильности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ришелье первым стал представлять Францию как одно целое, как национальное государство. Арману дю Плесси выпала сложная историческая роль, он должен был бороться за целостность Франции, как государства, ему пришлось преодолеть много трудностей и пороков своей эпохи. После своей смерти Ришелье оставил налаженный процесс политического управления и свои кандидатуры на дальнейшее продвижение своих идей в государственной деятельности.
За годы своей деятельности Арман дю Плесси смог усилить государственный суверенитет, военное и дипломатическое влияние Франции. Способствовал развитию финансовой системы, культуры и образования. Ришелье сумел предотвратить гражданскую войну между католиками и протестантами. Приложил усилие к тому, чтобы неповиновение королю стало считаться преступлением против Франции. Ришелье создал условия для укрепления королевского совета. Организация колоний Вест - Индии и Канаде способствовала росту и влиянию Французской империи.
Кардинал заложил основу государственности, подчинил централизованной власти административные и судебные органы, армию и полицию. Установил новую систему налогообложения, без которой невозможно существование государства. Король стал главой государства и ведет управление с государственными чиновниками.
Ришелье отличался религиозной веротерпимостью и сумел примирить католиков и гугенотов, смог убедить их в том, что все они французы и это превыше всего. Ришелье выдвинул идею постоянно действующей армии и создания военного флота, которая была осуществлена после его смерти.
В период деятельности Ришелье активно развивалась культура, просвещение, периодическая печать направленные на служение государственным интересам и пропаганду абсолютизма.
Наиболее ярко и наглядно все идеи и направления деятельности кардинала отразились в его «Политическом завещании». Эта работа показывает ум и образованность кардинала, его опыт в политической и государственной деятельности. Все освещенные вопросы актуальны и на сегодняшний день, любое государство не может существовать без армии, флота, укрепленных границ, развитого аппарата управления и верных подданных.
Ришелье досталось государство в период политической и экономической нестабильности, не имеющие внешнеполитического влияния. За время его правления все сильно изменилось: внутриполитические противоречия остановлены; налажено государственное управление; экономика и финансы укрепляются; Франция становится мощной державой и может конкурировать на международном уровне. Политика, идеология, экономика и культура направлены на укрепление государства. Идеи и деятельность Ришелье по организации государства и управления являются прогрессивными для того времени. Они сыграли большую роль не только для Франции, но для всей Европы.
Проанализировав жизнь и государственную деятельность Армана Жана дю Плесси кардинала де Ришелье, можно сделать вывод, что он являлся сторонником авторитарной власти, а не тираном. Авторитарная власть направлена на безопасность государства, разумное им управление на основе единого законодательства. Для этого Ришелье добивался надлежащего исполнения своих функций государственными органами и должностными лицами, основной задачей внутренней и внешней политики видел политическую и экономическую стабильность государства. Во власти кардинал видел не привилегию, а тяжелый государственный труд, обязанность перед народом и Францией.
Кардинал Ришелье является великим государственным деятелем, который смог при жизни, а также после своей смерти осуществить практически все свои замыслы. Имя Ришелье неотделимо от истории Франции, как бы его не воспринимали современники.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1]1 Кнехт Р. Ришелье. - Рн/Д: Феникс, 1997. С. 6
[2]2 Там же.
[3]1 Беллок Х. Ришилье.- Алетейа, 2002. С.43
[4]1 Кнехт Р. Ришелье.- Р н/Д: Феникс, 1997 . С.53
[5]1 Ришелье и газеты. Теофраст Ренодо. Шпионаж во времена кардинала. С.1. (Электронный ресурс).wap. richelieu. forum 24. ru. Форум/ Деятельность Ришелье/ ( Дата обращения 10.03.2019)
[6]2 Кнехт Р. Ришелье.- Р н/Д: Феникс, 1997. С. 56
[7]1 Черкасов П.П. .Кардинал Ришелье. С. 93
[8]2 Беллок Х. Ришилье.- Алетейа, 2002. С.6
[9]1 Ришельё А.-Ж. дю Плесси. Политическое завещание. Принципы управления государством. М.: Ладомир, 2008. С.1
[10]2 Там же.
Спасибо тебе, дедушка!
Домик зимней ночью
Заяц-хваста
Лиса-охотница
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью