Цель: изучить особенности развития внимания у детей 8-10 лет, разработать рекомендации по развитию внимания.
Задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_sapozhnikova.doc | 928 КБ |
sapozhnikova_anna.ppsx | 677.77 КБ |
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
VIII районный конкурс исследовательских работ
обучающихся 2-7 классов «ЮНИОР»
Влияние компьютерных игр
на развитие внимания детей 8-10 лет
Автор:
Сапожникова Анна, 6 класс
МБУДО «Лянторский ЦДО»
Сургутский район, г.Лянтор
Руководитель:
Андреева Елена Александровна, педагог дополнительного образования, МБУДО «Лянторский ЦДО»
Сургутский район
2017г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Психологические особенности развития внимания у детей 8-10 лет ……………..5
Глава II. Методы и материалы исследования …………………………………………………8
Заключение………………………………………………………………………………….......10Литература и источники………………………………………………………………………..11
Приложения……………………………………………………………………………………..12
Введение
«Внимание - это та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» (К.Д. Ушинский). Легко представить, что если эта «дверь» закрыта, то ни о памяти, ни о мышлении, ни о каких других процессах не может быть и речи. Поэтому и любое обучение начинается прежде всего с внимания. Этот процесс является основой любой интеллектуальной деятельности. Своего особого содержания внимание не имеет, но является стороной всех познавательных процессов, проявляясь внутри восприятия, мышления, памяти и др. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем, запоминаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов. Внимание может быть направлено как на объекты внешнего мира, так и на собственную внутреннюю жизнь.
Актуальность исследования. В настоящее время у родителей и педагогов вызывают беспокойство проблемы, связанные с развитием внимания детей младшего школьного возраста. Часто школьники слышат от взрослых «Ты не справился, потому что был невнимателен!», «Ты рассеян, соберись!». Среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: “ Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Внимательно слушай учителя!” Школьники часто страдают от рассеянности и неразвитости своего внимания.
Невнимательность детей - одна из наиболее распространённых причин пониженной успеваемости. Ошибки по невнимательности совершают все ученики. И получать плохие отметки в данном случае вдвойне обидно.
Проблема. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учиться письму, счёту, чтению. Как же стать внимательнее?
Гипотеза: Я считаю, что внимание эффективно развивать с помощью регулярно проведённых специальных упражнений и развивающих компьютерных игр.
Положительное влияние компьютерных игр на внимание - проблема малоизученная. Многие учёные, анализируя это влияние, рассматривают его как двойственное: с одной стороны, некоторые игры формируют зависимость, способствуют отстранению от общественной жизни. С другой — компьютерные игры в разной степени развивают координацию и сосредоточенность, сообразительность, логическое мышление, творческие способности, внимание.
Объект исследования: внимание.
Предмет исследования: развитие внимания у детей 8-10 лет.
Цель: изучить особенности развития внимания у детей 8-10 лет, разработать рекомендации по развитию внимания.
Задачи:
Глава 1. Психологические особенности развития внимания у детей 8-10 лет. 1.1.Теоретическое освещение проблемы развития внимания.
Внимание - это избирательная направленность на объект и сосредоточенность на нем, процесс, который поддерживает контроль за четким и организованным протеканием психологической деятельности. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное - тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Например, когда ребенок начинает читать книгу, прилагая для этого волевое усилие, потому что «задали и надо читать», но в процессе чтения книга становится настолько интересной и захватывающей, что необходимость в волевом усилии для поддержания внимания отпадает сама собой. В результате чтение становится увлекательным и интересным занятием, появляются увлеченность, вдохновение, которые снимают волевое напряжение.
Уровень развития произвольного внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества. Ведь если непроизвольным вниманием, так сказать, «командуют», распоряжаются внешние объекты, то «хозяином» произвольного внимания является сама личность - будь это взрослый или ребенок. Формула здесь простая: «Мне надо быть внимательным, и я заставляю себя быть внимательным, несмотря ни на что». Однако «заставить себя» ребенку не всегда легко. Здесь сказывается многое, в том числе и внешние условия [5].
Внимание осуществляет связь нашего сознания с определенным объектом, сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности и определяют основные свойства внимания: устойчивость, концентрацию, распределение, переключение, избирательность и объем внимания.
Устойчивость - это временная характеристика внимания, которая определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания на одном и том же объекте.
Сосредоточение внимания - это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется.
Концентрация - это степень сосредоточенности на одном и том же предмете или объекте деятельности. В случае хорошей концентрации внимания посторонние раздражители не могут отвлечь человека от той деятельности, того предмета, которым он поглощен. Это свойство внимания дает ребенку возможность, например, слушать учителя на уроке, не отвлекаясь на шум за окном или в классе.
Распределение - возможность разделить внимание на несколько частей, одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.
Переключение - сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Это свойство внимания позволяет, например, ребенку в школе переключаться с восприятия русского языка на математику, с интересной игры на перемене - на учебную деятельность на уроке.
Объем - количество независимых друг от друга объектов, которые охватывает внимание одновременно. Данное свойство является изменчивой величиной и зависит от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, а также от умения человека осмысленно связывать и структурировать материал. Показателем объема внимания является число ясно воспринимаемых человеком предметов. Численная характеристика среднего объема внимания взрослого человека -5-7 единиц информации, ребенка- 2-3 единицы.
Вопросы активизации внимания младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем. Иногда бывает крайне трудно сосредоточить внимание ребенка на чем-то однообразном, неинтересном, но очень необходимом. В этом можно помочь школьнику. Так что же делать и чего не делать? Что «любит» внимание, а что - нет. Общее состояние здоровья ребенка напрямую сказывается на его внимании. Одна из причин подлинной рассеянности внимания - перегрузка мозга большим количеством впечатлений [4].
В связи с этим, во-первых, важно следить за соблюдением ребенком режима дня. Во-вторых, не стоит перегружать ребенка занятиями в различных кружках, студиях, посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, так как изобилие впечатлений не дает ребенку возможности сосредоточиться на деятельности. А неупорядоченность увлечений укрепляет рассеянность и мешает вниманию.
1.2.Психологические особенности детей 8-10 лет
Младший школьный возраст - наиболее ответственный период в жизни человека. В этом возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание. Основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет главную роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни [1].
Учеными доказано, что умственное и познавательное развитие ребенка происходит только в деятельности. Ребенок только сам может усвоить опыт и знания, развить память, внимание, свои интеллектуальные и другие способности. Учебная, познавательная деятельность является основной деятельностью, которая обеспечивает формирование психических свойств и качеств ребенка младшего школьного возраста. Психологические свойства, которые выступают у ребенка в первые годы школьного обучения, получают развитие, закрепляются, формируются. Это психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение [2].
Младший школьный возраст является особенно благоприятным временем для мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности и приносит огромную пользу. Трудолюбие и самостоятельность создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста и вне непосредственного общения с взрослыми или сверстниками.
Наглядно-действенное внимание рождается из действия в младшем и раннем возрасте. В процессе развития внимания у ребенка формируется способность выделять в предмете не просто его внешние свойства, а именно те, которые необходимы для решения задачи. Это способность развивается на протяжении всей жизни и является совершенно необходимой для решения любых, самых сложных задач. Благодаря самостоятельности ребенок учится управлять своим вниманием и мышлением [3].
Важно правильно воздействовать на процесс развития внимания и памяти, опираясь на знание особенностей младшего школьного возраста, особенности личности ребенка.
В Энциклопедическом словаре понятие «игра» формулируется так: «вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра как средство воспитания и обучения всегда привлекала и привлекает сегодня внимание многих современных ученых, психологов, педагогов. Специалисты указывают, что игра - это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов [6]. На мой взгляд, такую же роль выполняют компьютерные игры.
Положительное влияние компьютерных игр на детей — проблема малоизученная. Многие учёные, анализируя это влияние, рассматривают его как двойственное: с одной стороны, некоторые игры формируют зависимость, способствуют отстранению от общественной жизни, могут чувство одиночества. С другой — компьютерные игры в разной степени развивают координацию и сосредоточенность, сообразительность, логическое мышление, творческие способности [8].
Исследование проблемы компьютерной увлеченности детей в России приобретает особую значимость. Многие исследования, которые проводятся в этой области, в основном рассматривают негативные стороны. Такие игры как: ролевые игры, стрелялки и шутеры влияют на психику, развивают у детей чувство агрессии, тревоги, ухудшают коммуникативные способности.
Компьютерные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. Например, в операционную систему Windows входит стандартный набор игр — как правило, пасьянсы. Могут быть хороши для отдыха и переключения, если приходится долго работать за компьютером, тренируют мышление, внимание. Из этой же серии игры-головоломки, игры на быстроту реакции, например, компьютерный настольный теннис.
Есть разновидность компьютерных игр, называемых «Квест». Суть в том, что герой попадает в какую-то сложную, запутанную ситуацию, или получает какое-то задание, ему предстоит приключение. Задача играющего — разгадывать тайны, головоломки, сопутствующие приключению. Такие игры не содержат сцен насилия. Они развивают пространственное мышление, память [9].
В зависимости от вида игр у ребенка можно развить логическое мышление, креативность, внимание и память. Так называемые полезные игры: предметно - манипулятивные — помогают получить азы вождения на машине, управление самолетом; квесты — развивают творческие способности, логическое и образное мышление при выполнении поставленных задач в игре, а также стандартные игры на компьютере — помогают отвлечься и расслабиться.
Существует огромное количество различных видов игр. Среди них в данном исследовании за основу практической работы взяты интерактивные игры и упражнения. Они положительно влияют на эмоциональное состояние человека. Их целью является установление контактов с окружающим миром, снятие усталости, апатии. По мнению одного из создателей этого направления игровой деятельности немецкого психолога К. Фопеля, подобные игры помогают создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательности, облегчают процесс совместного обучения. Теоретический анализ специальной литературы показывает, что в ходе интерактивных игр дети имеют возможность устанавливать спокойную атмосферу, концентрировать внимание, получать новые впечатления, приобретать социальный опыт, учиться общаться друг с другом [7].
Особенность данного вида игр заключается в том, что в них создаются условия для учебной деятельности. Способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, установлению дружеских отношений в микрогруппе и коллективе, развитию воображения, мышления, внимания.
Глава II. Методы и материалы исследования
В марте 2017 года был проведен социологический опрос среди обучающихся центра дополнительного образования г. Лянтор. В мониторинге приняло участие 67 человек – учащиеся 2-4 классов в возрасте от 8 до 10 лет.
Детям было предложено ответить на несколько вопросов (приложение 1.). Результаты следующие: 69 % детей играют в компьютерные игры ради развлечения, 31 % не разрешают родители. 45 % регулярно используют Интернет для развлечения и общения. 28% считают, что компьютерные игры развивают память и внимание, 34 % -считают, что они приносят вред, 28 % затруднились ответить.
Из всех опрошенных была выделена экспериментальная группа в количестве 30 человек, из них – 18 девочек и 12 мальчиков. С целью выявления влияния компьютерных игр на внимание мы провели исследования по методике Воронина Л.Г. «Внимание» [10] (приложение 2). Испытуемым был предложен лист бумаги с квадратами. В квадратах в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Дети должны были их найти в порядке возрастания — сначала 101, затем 102, 103 и т.д. до 136 (найденное число зачеркивалось карандашом). Работу дети начинали по команде экспериментатора. Объем внимания рассчитывался по формуле: B = 648: t, где B — объем внимания, t — время работы в секундах. Оценка результатов осуществлялась по таблице «Оценка показателей объема внимания». Результаты следующие: высокий объем внимания наблюдался у 14 человек, 16 человек показали низкий уровень внимания (приложение 3).
Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, что внимание эффективно развивать с помощью регулярно проведённых специальных упражнений и развивающих компьютерных игр, мы предложили испытуемым принять участие в эксперименте: играть в развивающие компьютерные игры 1 раз в день по 30 минут и регулярно выполнять специальные упражнения на развитие концентрации внимания (приложение 4) 5 дней в неделю по 5 минут. Срок проведения эксперимента-3 месяца. Контроль выполнения упражнений фиксировался в мини-дневниках, которые мы предложили детям завести (приложение 5). Кроме того, мы разработали для обучающихся рекомендации по «оптимизации» отношений с компьютерными играми (Приложение 6).
В октябре 2017 года с контрольной группой из 30 человек нами повторно были проведено исследование влияния компьютерных игр на внимание младших школьников по методике Воронина Л.Г. «Внимание». Результаты следующие: высокий объем внимания наблюдался у 21 человек, 9 человек показали низкий объем внимания (приложение 7).
Заключение.
Данное исследование показало, что влияние компьютерных игр на личность ребенка разнообразна. В зависимости от вида игр у ребенка можно развить внимание, память, логическое мышление, креативность.
На основе изученной современной специальной литературы и имеющихся психологических исследований, касающихся данной проблемы мы выявили существующие виды компьютерных игр и выдвинули гипотезу о том, что внимание эффективно развивать с помощью регулярно проведённых специальных упражнений и развивающих компьютерных игр.
С целью подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы мы провели исследование, направленное на изучение влияния компьютерных игр и специальных упражнений на внимание младших школьников. Для того, чтобы дать
В результате проведенной работы количество испытуемых с высоким объемом внимания повысилось на 50%, количество испытуемых с низким уровнем понизилось на 56%, Кроме того, после ежедневных корректирующих занятий наблюдается положительная динамика уровня внимания испытуемых. Полученные результаты и рекомендации могут быть использованы на классных часах.
Список литературы и источников
Приложения
Приложение 1
Опросник
Приложение 2.
«Объем внимания» (Воронин Л.Г.)
Цель: определить объем внимания.
Оборудование: таблица с произвольно расположенными цифрами от 101 до 136, изготовленная на листе бумаги (формат A4), секундомер (или часы с секундной стрелкой), карандаш.
ХОД РАБОТЫ
Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В квадратах в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания — сначала 101, затем 102, 103 и т.д. до 136 (найденное число зачеркивается карандашом). Работу начинать по команде экспериментатора».
Форма отчетности
Определить объем внимания по формуле:
B = 648 :t ,
где B — объем внимания, t — время работы в секундах.
Оценка результатов
Приложение 3.
Приложение 4
Результаты исследования по методике «Внимание» (Воронин Л.Г.) на начальном этапе
.
Приложение 5.
Мини-дневник
Примерный индивидуальный маршрут работы с компьютером
Рекомендации (согласно Норм, установленных Министерством Здравоохранения РФ, по использованию компьютера детьми): не более 2 часов в день, с перерывами
например: утро – 1 раз 30 мин, вечер-1 раз 30 мин
ДЕНЬ НЕДЕЛИ | ПЛАН | РЕАЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ | ПРИМЕЧАНИЯ |
ПОНЕДЕЛЬНИК | |||
ВТОРНИК | |||
СРЕДА | |||
ЧЕТВЕРГ | |||
ПЯТНИЦА | |||
СУББОТА | |||
ВОСКРЕСЕНЬЕ |
Приложение 6.
Рекомендации для детей
по «оптимизации» отношений с компьютерными играми:
Список рекомендаций можно продолжать и дальше: помни, главное, чтобы компьютер не стал одним из звеньев в цепи, ведущей к испорченному здоровью.
Приложение 7.
Результаты исследования по методике «Внимание» (Воронин Л.Г.) на заключительном этапе
Слайд 1
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» V III районный конкурс исследовательских работ обучающихся 2-7 классов «ЮНИОР» Влияние компьютерных игр на развитие внимания детей 8-10 лет Автор : Сапожникова Анна Научный руководитель: Андреева Елена Александровна педагог дополнительного образования МБУДО «Лянторский ЦДО»Слайд 2
«Внимание - это та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» (К.Д. Ушинский).
Слайд 3
Проблема . Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться. Гипотеза: Я считаю, что внимание эффективно развивать с помощью регулярных специальных упражнений и развивающих компьютерных игр. Объект исследования: внимание. Предмет исследования: развитие внимания у детей 8-10 лет.
Слайд 4
Цель : изучить особенности развития внимания у детей 8-10 лет, разработать рекомендации по развитию внимания. Задачи: Изучить литературу по теме исследования. Провести диагностику уровня развития внимания у своих одноклассников с помощью специальных методик. По результатам диагностики подобрать специальные упражнения и компьютерные игры на развитие внимания и провести их с одноклассниками. Сопоставить результаты, полученные в ходе исследования, сформулировать выводы. Разработать рекомендации по развитию внимания для детей 8-10 лет.
Слайд 5
Опросник Часто ли ты играешь в компьютерные игры? Сколько времени ты проводишь за компьютером? Полезны ли компьютерные игры или они наносят вред? Как часто вы используете Интернет?
Слайд 6
Методика Воронина Л.Г. «Внимание».
Слайд 8
B = 648 : t , где B — объем внимания, t — время работы в секундах. Оценка результатов
Слайд 9
Результаты исследования по методике «Внимание» (Воронин Л.Г.) на начальном этапе
Слайд 13
Мини-дневник Игра в развивающие компьютерные игры (1 раз в день - 30 минут)- И Корректурная проба Бурдона (5 дней в неделю по 5 минут)- П Месяц/дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 МАРТ И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П АПРЕЛЬ И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П МАЙ И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П ИЮНЬ И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П СЕНТЯБРЬ И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П ОКТЯБРЬ И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П
Слайд 14
Результаты исследования по методике «Внимание» (Воронин Л.Г.) на заключительном этапе
Слайд 15
Рекомендации для детей по «оптимизации» отношений с компьютерными играми: необходимо помнить: компьютерные игры таковы, каковыми являются выбирающие их игроки!!! (думай, что выбираешь); строгое планирование окончания сеанса игры на компьютере (откажись от «еще чуть-чуть, 5 минут»); нельзя пренебрегать собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу времени, проводимым за игрой в компьютер (помни: здоровье еще пригодится); общая продолжительность работы за компьютером 12-16-летних ребят должна составлять не более 2-х часов в день (есть еще много других интересны дел); при любых заболеваниях нужно проконсультироваться у специалиста на счет того, сколько времени можно оптимально проводить за компьютером (существуют и санитарно-гигиенические нормы); постарайтесь, как можно чаще прерывать работу на компьютере (разумные пределы работы за компьютером); по возможности проводите больше времени на улице; Список рекомендаций можно продолжать и дальше: помни, главное, чтобы компьютер не стал одним из звеньев в цепи, ведущей к испорченному здоровью.
Красочные картины Джастина Геффри
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Валентин Берестов. Аист и соловей
Простые новогодние шары из бумаги
Развешиваем детские рисунки дома