экологические проблемы всегда были актуальны для людей, но в последние десятилетия стала более значимой тема, связанная с безопасностью электромобилей. В нашей стране, как и во многих странах, этот вид транспорта развивается. Однако есть много причин, которые сдерживают развитие такого, казалось бы, экологически чистого средства передвижения. Это и развитие сети зарядных станций, для чего нужны немалые средства; и вредное воздействие на человека электромагнитного облучения; и весьма сложная и затратная технология, применяемая при тушении электромобилей.
Вложение | Размер |
---|---|
dmitrieva_a_10a.docx | 439.58 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 323
Невского района Санкт-Петербурга
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема проекта:
Электромобили: за и против
Тип проекта:
исследовательский
Автор проекта:
Дмитриева Алёна Ивановна,
10 А класс
Руководитель проекта:
Манько Марина Владиславовна,
учитель физики
Санкт-Петербург
2021-2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
Основные методы исследования: 3
Плюсы и минусы использования электромобилей 7
Преимущества электротранспорта: 8
Планируемые сроки и затраты 10
Способ презентации продукта 10
Сравнение электромобиля и автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) 10
1. Надежность и долговечность. 11
2. Стоимость обслуживания и эксплуатации. 12
5. Скорость и безопасность. 14
7. Удобство зарядки/заправки. 15
Анализ экологичности электромобилей 16
Актуальность: экологические проблемы всегда были актуальны для людей, но в последние десятилетия стала более значимой тема, связанная с безопасностью электромобилей. В нашей стране, как и во многих странах, этот вид транспорта развивается. Однако есть много причин, которые сдерживают развитие такого, казалось бы, экологически чистого средства передвижения. Это и развитие сети зарядных станций, для чего нужны немалые средства; и вредное воздействие на человека электромагнитного облучения; и весьма сложная и затратная технология, применяемая при тушении электромобилей.
Тема проекта «Электромобили» интересна тем, что много людей думают и верят в их экологичность и безопасность для окружающей среды.
Цель проекта: изучить электромобили. Доказать, что экологичнсть электромобилей – миф.
1. Изучить историю электромобилей.
2. Найти плюсы и минусы использования электромобилей.
3. Сравнить электромобиль и автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
4. Произвести анализ экологичности электромобилей.
Гипотеза: электромобили не такие экологичные, как думают о них люди.
Объект исследования: экологичность электромобилей.
Предмет исследования: электромобили.
Основные методы исследования: сбор информации, сравнение и анализ.
История электромобиля началась в далеком 1827 году, когда венгерский священник Аньос Едлик построил первый грубый, но жизнеспособный электрический двигатель, снабженный статором, ротором и коммутатором, а через год он использовал его для питания крошечного автомобиля. Несколько лет спустя, в 1835 году, профессор Сибрандус Стратинг из Университета Гронингена (Нидерланды) построил маломасштабный электрический автомобиль [1].
Первые серийные электромобили появились в Америке в начале
1900-х гг. В этом же году они поставили рекорд скорости и дальность хода для наземного транспорта, 105 км/ч и 167 км соответственно [2].
Первая модель отечественного электрокара была сконструирована еще в досоветское время. В 1889 году дворянин Ипполит Владимирович Романов представил двухместную машину на электротяге (рис. 1). Электромоторы и батарея, разработанные самим конструктором, располагались за салоном авто. С помощью цепей они приводили в действие передние колеса, причем за каждое отвечал отдельный двигатель [3].
Рис. 1
В Советском Союзе история электромобиля началась с 1947 года. Тогда появились первые почтовые фургоны.
В 1959 году в городе Ульяновске разработали «УАЗ-450ЭМ», который мог проехать на одном заряде 70 км. Его использовали для обслуживания аэропортов.
В 1975 году появился электрический «ВАЗ-2801», способный проехать без пополнения заряда 130 км на скорости 87 км/ч. Всего было выпущено
47 экземпляров.
В 1977 году представлена модель «УАЗ-451МИ» с грузоподъемностью 500 кг и пробегом 80 км без подзарядки.
В 1980 году в Москве выпущен микроавтобус на электротяге РАФ‑2910, предназначенный для перевозки судейской коллегии во время Олимпиады. Источник: www.e-cars.tech
Постсоветский 1997 год ознаменовался выходом электропикапа «Москвич-2335Е1».
В современной России батарейный автотранспорт достаточно неплохо представлен в сфере коммерческих перевозок и спецтехники.
«Ё-Мобиль» – амбициозный проект отечественного автопрома, за которым стояли инвест-группа «ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова и компания «ЯРОВИТ Моторс». 12 апреля 2010 года они объявили о запуске разработки авто с гибридной силовой установкой — газобензиновым ДВС и электромотором (рис. 2).
В 2013 году «АвтоВАЗ» выпустил машину «Лада Эллада» – переведенный на электротягу универсал «Калина. Источник: www.e-cars.techИсточник: www.e-cars.tech
В 2016 году «АвтоВАЗ» представил второй экспериментальный электромобиль «Лада Веста EV».
КамАЗ, известный не только грузовым транспортом, но и малолитражкой «Ока», создал компактный кроссовер «Кама-1» – фактически единственную действующую модель российского легкового электромобиля. Именно эта машина фигурирует в проекте программы Минэкономики. Но пока рано говорить, ждет ли смарт-кроссовер высокий спрос.
Рис. 2
City Modul 1 — компактный электрокар, созданием которого занят российский инжиниринговый стартап ZETTA. Серийный выпуск планировали на 2020 г., но в связи с финансовыми трудностями запуск перенесли [3].
Производитель Monarch, «Ардерия ТС2» из Республики Адыгея, «Овум» (Иж UV-4) – трехколесный электрокар и CV-1 — стиляга от «Калашникова», серийный выпуск GAZelle e-NN Горьковского автозавода (ГАЗ) и др. могут продолжить список производителей электромобилей на сегодняшний день.
Электромобили набирают все большую популярность в России и все чаще их можно встретить на дороге [4]. Среди преимуществ у электромобилей выделяют: минимальное загрязнение окружающей среды, маленькие затраты по электроэнергии, однако наряду с достоинствами имеются и недостатки: влияние различных температур на литий-ионные аккумуляторы; недостаточное количество заправок. Поскольку литий-ионные аккумуляторы электромобилей легко возгораются, электромобили не являются полностью безопасными [5].
Из-за ухудшающейся экологической обстановки вследствие выбросов отравляющих веществ нефтетранспортной инфраструктурой, в последнее время вырос интерес к электротранспорту. Электромобили отличаются от автомобилей с ДВС тем, что они потребляют электроэнергию, которая производится из разных источников:
- ископаемое топливо;
- ядерная энергия;
- приливная энергия;
- солнечная энергия;
- гидроэнергия;
- энергия ветра [1].
В нашей стране владение электромобилем – это удел энтузиастов, людей с достатком выше среднего и не желающих ждать, когда современные разработки дойдут до российского рынка. Пока государство не осознает эффективность и экологичность в городах такого транспорта, владельцам электромобилей приходится заряжаться от розетки в гараже или на том малом количестве электрозаправок, которое функционирует.
В России не так давно появились электрозаправочные станции, большое количество установили в 2017 году, когда был год экологии, эти станции установлены на показ и большинство таких станций не более чем бутафория.
Для скорейшего перехода на электротягу нужно усовершенствовать методы развития электрозаправочных станций, которая позволит ускорить сокращение автомобилей на двигателе внутреннего сгорания и увеличение автомобилей на электротяге.
– ДВС является источником вибраций, которые передаются в салон транспортного средства. Работа электродвигателя осуществляется бесшумно;
– ДВС чувствительны к качеству топлива, тогда как электроэнергия, поступаемая в батарею электромобиля, выравнивается зарядной станцией для данной модели автомобиля, находящегося на зарядке;
– на ДВС коэффициент полезного действия составляет порядка 22–42 % (всё зависит от вида топлива), а показатели у электромобиля составляют
около 90 %;
– при торможении в первую очередь задействует электромотор, что ведёт к снижению использования механических тормозов, которые выбрасывают в атмосферу токсичные вещества. Тем самым количество токсичных веществ существенно меньше, особенно в городской среде, где постоянно происходит разгон и торможение;
– из-за отсутствия трансмиссии и выхлопной системы, батареи размещены в полу, это привело к тому, что центр тяжести у электромобиля ниже. С более низким центром тяжести автомобиль более устойчив на дороге, а это означает, что он более безопасный по сравнению с классическими автомобилями на ДВС;
– регламент технического обслуживания у ДВС каждые 15 тысяч километров, в него входит замена масла в двигателе, которое следует утилизировать или переработать. В свою очередь, у электромобиля техническое обслуживание производится один раз на 60 тысяч километров, зависит от производителя. По этой причине эксплуатация электромобиля выходит дешевле и экологичнее.
На разработку всего проекта уйдёт 5 месяцев. Материальные вложения не потребуются.
Итоговым продуктом будет анимация в программе Microsoft PowerPoint.
Анимация будет представлена во время защиты проекта.
Автомобили (αυτός – (греч.) сам, mobilis – (лат.) подвижный) [8] нашли широкое распространение в различных областях жизнедеятельности современного общества, начиная со второй половины ХIХ в. Условная классификация автомобилей в части их двигателей, назначения и шасси приведена на рис. 3.
К настоящему времени наибольшую популярность завоевали автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) на жидком углеводородном топливе (бензин, дизтопливо), а также газобаллонные автомобили (ГБА).
Рис. 3
С конца XIX – начала ХХ в. конструкторами были оценена перспективность электромобилей, а к началу XXI в. они стали развиваться всё бóльшими темпами.
Сравним автомобиль с ДВС и электромобиль по нескольким направлениям.
Электромобили значительно надежнее, чем их бензиновые, дизельные и газовые собратья. В них меньше подвижных и изнашиваемых частей, так как двигатель и коробка передач устроены гораздо проще.
В популярном американском электрокаре Chevrolet Bolt всего
35 подвижных частей, которые подвержены износу. В бензиновом автомобиле того же класса Volkswagen Golf таких частей 167.
Кроме того, ДВС из-за своей неэффективности выделяют большое количество тепла во время работы, что ускоряет износ компонентов силового агрегата.
Единственная часть электромобиля, которая может вызывать опасения в плане надежности, это аккумуляторная батарея. Со временем она деградирует, то есть теряет часть своей изначальной энергетической емкости. Однако статистические данные позволяют судить о том, что при надлежащем уходе очень маловероятно, что батарея потеряет более 20 % емкости до пробега 250 000 км.
На сегодняшний день лишь у 0,003 % электромобилей наблюдаются проблемы с батареей, которые требуют её замены до окончания расчетного срока службы транспортного средства (8–10 лет).
Следствием высокой надежности электромобилей являются низкие затраты их владельцев на ремонт и обслуживание.
По данным Американской ассоциации автомобилистов, при 240 000 км пробега электромобиль в среднем требует на 2 100 рублей меньше расходов на ремонт и замену изношенных частей, чем обычный автомобиль того же класса.
В дополнение к этому, у электрических транспортных средств существенно меньше расходных материалов и жидкостей, требующих регулярной замены. Их тормозные колодки изнашиваются медленнее благодаря технологии рекуперативного торможения.
Наконец, автомобили с электрическим двигателем позволяют крупно сэкономить на топливных расходах. Полная зарядка электричеством даже в пиковые часы будет обходиться владельцу машины дешевле, чем заправка бака обычного автомобиля самым дешевым топливом – сжатым природным газом.
К 100 тыс. км пробега топливная экономия от использования электричества вместо бензина составит около 300 тыс. рублей (при зарядке в ночное время).
Одним из главных на сегодняшний день недостатков электромобилей является их высокая стоимость, которая обусловлена дороговизной аккумуляторных батарей. При отсутствии государственных субсидий и налоговых льгот покупка электромобиля пока не может быть экономически обоснована, даже с учетом экономии при эксплуатации.
Динамика цен на аккумуляторные ячейки позволяет прогнозировать паритет стоимости электромобилей и автомобилей с ДВС не раньше, чем к началу 2030-х годов.
На данный момент электромобили всё еще отстают от бензиновых и дизельных автомобилей по запасу хода. Лишь немногие модели способны проехать на одном заряде более 500 км. Более того, в условиях низких температур эффективность батарей падает, на обогрев салона требуется дополнительная энергия, поэтому запас хода может уменьшиться на 20 %.
Исследование, проведенное в Массачусетском Технологическом Институте, показало, что запас хода современных бюджетных электромобилей достаточен, чтобы покрыть ежедневные нужды 87 % американцев без дополнительной подзарядки в течение дня.
С развитием аккумуляторных технологий отставание от бензиновых и дизельных автомобилей удастся сократить, а строительство скоростных зарядных станций вдоль автомагистралей позволит использовать электромобили для дальних поездок.
Электродвигатели не требуют коробки передач и способны мгновенно передавать максимальный крутящий момент на колеса, благодаря чему электромобили очень динамичны и позволяют безопасно проводить обгоны.
Электрический седан Tesla Model S P100D является одним из самых быстрых серийных автомобилей на планете с разгоном 0–100 км/ч за
2,5 секунды.
Электрическая силовая установка является более эффективной (КПД>90%), чем ДВС (20–35 %) и позволяет моментально изменять усилие на каждом из ведущих колес. Это даёт электромобилям высокую курсовую устойчивость и снижает риск заноса.
Низкое расположение аккумуляторной батареи понижает центр тяжести и повышает жесткость кузова, что положительно сказывается на управляемости.
Отсутствие массивного двигателя в передней части электромобиля создает своего рода «буферную зону», смягчающую последствия фронтального столкновения. А наличие батареи под полом защищает пассажиров от боковых ударов.
В электрический транспорт проще интегрировать технологии автономного вождения (автопилот).
Недавно американская компания Waymo (подразделение Google, входящее в холдинг Alphabet), объявила о закупке 20 тысяч электромобилей Jaguar I-Pace для организации собственного сервиса беспилотного такси в США.
Еще одной технологией, доступной только для электромобилей является Vehicle-to-Grid (V2G), которая позволяет сделать их частью энергетической системы. Электрические авто при этом помогают сбалансировать нагрузку на энергосеть и вдобавок дают возможность своим владельцам немного подзаработать на разнице ночных и дневных тарифов.
Одним из факторов, сдерживающих распространение электромобилей, является медленная скорость зарядки и недостаточное количество зарядных станций.
Количество публично доступных зарядных станций увеличивается, их уже около 500 тысяч, а отношение к количеству электромобилей на дорогах на данный момент составляет 1:6. Тем не менее мощность большинства публичных зарядных станций не превышает 50 кВт. Это значит, что для полной зарядки электромобиля требуется больше часа, в то время как на заправку топливного бака обычного автомобиля уходит не более 10 минут.
Ситуация усугубляется большим количеством стандартов зарядных разъемов, это приводит к несовместимости некоторых моделей электромобилей с зарядными станциями определенного типа. Но, благодаря международному сотрудничеству автопроизводителей, в 2011 году удалось разработать универсальный зарядный стандарт ССS. Он позволяет сочетать зарядку с использованием постоянного и переменного тока, а его последние модификации имеют максимальную мощность в 350 кВт, которая позволяет зарядить электромобиль за 15 минут. На данный момент строительство зарядных станций данного типа активно ведется в ЕС, США, Японии и Китае, однако пока ни один электромобиль не поддерживает зарядку такой мощности.
Все автомобили в той или иной мере объединяет общий недостаток – повышенная пожароопасность [9, 15]
Тушение пожаров литий-ионных аккумуляторов, которыми оснащены электромобили, является непростой задачей. Пожароопасность литий-ионных аккумуляторов обусловлена наличием в аккумуляторе катода, который в основном состоит из литий-кобальтового оксида [10]. Возгорание литий-ионных аккумуляторов происходит внутри батарейного блока, куда доступ средств пожаротушения сильно затруднен [11]. Если для тушения автомобилей с двигателями внутреннего сгорания существует отработанная методика, а автостоянки оснащены соответствующими системами пожаротушения, то c электромобилями этот вопрос открыт и требует
изучения [12]. Литий очень активно вступает в реакцию с водой, поэтому попытка потушить электромобиль водой может привести к печальным последствиям [13]. Лучше всего для тушения электромобилей использовать пену, однако если при тушении электромобиля применяется вода, то пожарным, из-за выделения токсичных веществ при реакции лития с водой, необходимы средства индивидуальной защиты органов дыхания. Пожарные в Нидерландах, для тушения электромобилей привозят дополнительный бокс с водой, в который помещают автомобиль на двое–трое суток. В инструкциях по эксплуатации электромобилей Tesla рекомендуется применять для тушения электромобилей 11 356 л воды для батареи, после чего помещать сгоревший электромобиль на трехдневный карантин. В течение трех дней требуется присматривать за электромобилем, поскольку аккумулятор может загореться повторно. Для решения этого вопроса перспективным является сотрудничество производителей автомобилей на литий-ионных аккумуляторах с разработчиками систем пожаротушения [12]. В настоящее время, полноценной, общедоступной статистики по возгораниям литий-ионных аккумуляторных батарей не ведется, возможно, такую статистику ведут сами производители [14].
Вред для окружающей среды считают в объёме количестве выброса СО2 (углекислого газа). Естественно, для электромобиля эта цифра стремится к нулю. Однако это далеко не единственный вред, приносимый автомобилями.
Производство электромобилей наносит больший экологический вред, чем производство автомобилей с ДВС. Причина – энергоемкость и ресурсоемкость производства батарей, содержащих редкоземельные металлы.
На этап производства приходится около половины всех выбросов парниковых газов за весь жизненный цикл электромобилей.
Электромобили могут стать экологически чистыми только благодаря отказу от применения одноразовых батарей, основанных на традиционных химических источниках электроэнергии, изготовление которых приводит к загрязнению окружающей среды.
Одним из важнейших показателей, определяющих вредное воздействие на человека электромагнитного облучения, является уровень SAR (Specific Absorption Rate – удельный коэффициент поглощения электромагнитной энергии). Им определяется энергия электромагнитного поля, поглощаемая в тканях тела человека за одну секунду и вызывающая нагрев тканей.
В результате многочисленных исследований (IEEE, ICNIRP) было определено, что при воздействии излучения даже на самые чувствительные участки тела при среднем уровне SAR менее 4 Вт/кг негативные последствия не проявляются. Однако это может приводить к повышению температуры тела максимум на один градус при нормальных условиях окружающей среды, что является неблагоприятным фактором для здоровья человека [16].
Любой автомобиль выделяет не только формальдегиды из глушителя, но и множество других вещей.
На первом месте остатки шин. Резиновая пыль стала кошмаром мегаполисов (сажа на окнах). Это взвесь частиц покрышек бесчисленных автомобилей. К сожалению, электромобили делают ровно тоже самое.
На втором месте смазка и минеральные масла. Электротранспорт тоже нуждается в смазке движущихся узлов. Поэтому следы от смазки пусть и меньше, чем от двигателей внутреннего сгорания, но все же есть.
Массовое внедрение электрических машин спасет ситуацию?
К сожалению, нет! Достаточно понаблюдать, как невиданных масштабов смог окутывает Пекин и другие крупные города, несмотря на тот факт, что улицы мегаполисов просто наводнены «экологически чистыми автомобилями».
Китайские исследователи проанализировали реальное положение дел и пришли к неутешительному выводу: 85 % электроэнергии в Поднебесной вырабатывают ТЭС, на которых горит преимущественно уголь. Большое количество электрической техники только усугубляет положение, так как на станциях для удовлетворения энергетических потребностей страны приходится палить больше угля.
Специалистами было установлено, что на каждый кВт⋅ч энергии, выработанной для «заправки» электрокаров, в атмосферу попадает до 274 г углекислого газа. В случае же с бензиновыми ДВС, показатель не превышает 180 г. То есть, сжигание требуемого количества угля для образования электроэнергии, достаточной для пробега электроавто на расстояние в 1 км, обеспечит такое количество выбросов, которое превысит последствия от сжигания эквивалентного количества бензина в традиционном транспортном средстве. Есть и другое сравнение: объём выбросов, связанный с энергообеспечением машины на электрической тяге, сопоставим с количеством выбросов, которые воспроизводит дизельный автобус. Таким образом, все электрокары, даже самые маленькие, можно представлять в виде этого самого прожорливого автобуса [17].
Вывод: на текущей стадии развития технологий, электрические авто уже обладают рядом бесспорных преимуществ по сравнению с бензиновыми и дизельными автомобилями, а в будущем они будут только усиливаться.
Но, тем не менее хочется обратить внимание на тот факт, что «электромобиль является полностью безопасным и экологичным» – это миф, производство и эксплуатация данного вида транспорта далеко не совершенны и требуют дальнейшего анализа, изучения и совершенствования.
Дви́гатель вну́треннего сгора́ния (ДВС) — разновидность теплового двигателя, в котором топливная смесь сгорает непосредственно в рабочей камере (внутри) двигателя.
Электромобиль — автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от независимого источника электроэнергии (аккумуляторов, топливных элементов, конденсаторов и т. п.), а не двигателем внутреннего сгорания.
Экологи́чность — качество чего-либо, отражающее его способность не наносить вреда окружающей природе.
Шасси — комплект деталей и узлов, от которых зависит движение и маневры транспортного средства.
Коэффицие́нт поле́зного де́йствия (КПД) — характеристика эффективности системы (устройства, машины) в отношении преобразования или передачи энергии.
Техническое обслуживание – комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия.
Запас хода — Один из показателей подвижности машины, характеризующийся расстоянием, которое может пройти машина, либо количеством часов работы двигателя на одной заправке.
1. ELECTRIC VEHICLE // WORLDHERITAGE ENCYCLOPEDIA. URL: http://community.worldheritage.org/articles/eng/Electric_vehicle (дата обращения: 25.05.2018).
2. Электротранспорт // Webkursovik.ru Помощь студенту. URL: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-32653 (дата обращения: 12.12.2018).
3. Информационный портал про электромобили. URL: https://e-cars.tech/elektromobili/russkie-elektromobili-obzor-modeley-otechestvennogo-avtoproma-na-2021-god/ (дата обращения: 12.12.2018).
4. Таранцев А.А., Шидловский Г.Л., Поташев Д.А. Особенности распространения опасных факторов пожара в подземных стоянках автомобилей // Проблемы управления рисками в техносфере. 2021. № 1.
С. 43–52.
5. Терещенков М.С. Российский рынок электромобилей: ограничения и возможности будущего // XIV Королевские чтения: сб. трудов Междунар. молодежной науч. конф., посвящ. 110-летию со дня рождения академика
С.П. Королёва. 2017. С. 277.
6. Дмитриев А.И. Повышение качества сервисных услуг как фактор развития инфраструктуры экономичных транспортных средств: выпускная квалификационная работа. СПб.: СПбГЭУ, 2020.
7. Электродвигатель или ДВС? Плюсы и минусы двух технологий // Е2energy. URL: https://eenergy.media/2018/08/20/elektrodvigatel-ili-dvs-plyusy-i-minusy-dvuh-tehnologij/ (дата обращения: 10.03.2022).
8. Новый политехнический словарь / под ред. Ю.И. Ишлинского. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 671 с.
9. Моторыгин Ю.Д., Акимова А.Б. Декомпозиция факторов, влияющих
на развитие горения автотранспортных средств, в закрытых автостоянках // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2021. № 1. С. 9–16.
10. Плотников В.Г., Чешко И.Д., Кондратьев С.А. Пожарная опасность литий-ионных аккумуляторов и низковольтных источников питания на их основе // Расследования пожаров. 2014. № 4. С. 53–58.
11. Roeland Bisschop, Ola Willstrand, Francine Amon, Max Rosengren // Fire Safety of Lithium-Ion Batteries in Road Vehicles. 2019. р. 33–34.
12. Колчин В.В., Крутолапов А.С. Пожарная безопасность электромобилей // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2018.
13. Casey C. Grant Responding to Electric Vehicle Battery Fires // Third International Conference on Fire in Vehicles, October 1-2, 2014, Berlin, Germany. 2014. р. 231.
14. Елисеев Ю.Н., Мокряк А.В. Анализ пожарной опасности литий-ионных аккумуляторных батарей // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2020. № 3. С. 14–17.
15. Ложкин В.Н., Ложкина О.В., Савинов А.Г. Безопасность транспорта крупнейших городов мира: учеб. пособие. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2018. 179 с.
16. Технология беспроводной зарядки. URL: http://www.russianelectronics.ru/leader-r/review/doc/68749/ (дата обращения: 21.02.2022).
17. Экологичность электрокаров – реальность или миф? // Яндекс.Дзен. URL: https://zen.yandex.ru/media/natoke/ekologichnost-elektrokarov--realnost-ili-mif-5d9b288c028d6800ae114f23 (дата обращения: 21.02.2022).
Дерево в снегу
Золотая хохлома
Кто чем богат, тот тем и делится!
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Иван Васильевич меняет профессию